Любовь же это, прежде всего, желание добра и счастья любимому (ой), это радость общения и даже жертвы во имя любви. «Любовь, - как писал апостол Павел, - долгomepnum, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (1 Кор. 13, 4-8). Сам Бог и есть, прежде всего, Любовь. Человек, созданный по образу Божьему, несет в себе это духовное качество.
Само понятие любви имеет множество оттенков. На древнегреческом языке, например, существует специально разработанная терминология различных типов любви, означающих дружескую, семейную, родительскую и, наконец, любовь между мужчиной и женщиной. Тот скороспелый, а зачастую грязный секс, который так часто пропагандируется вокруг, любовью назвать нельзя. Этому есть иное имя - похоть, страсть, сладострастие. И действительно, то, что сейчас называют любовью, есть по своей сути простое эгоистическое стремление к удовольствию. Человек любит другого как предмет своего удовольствия, наслаждения, которое он получает при тех или иных формах общения. Когда фактор удовольствия пропадает, исчезает и сама так называемая «любовь».
Основными ценностями в здоровой семье признаются:
- духовный и личностный рост;
- стремление к постоянному развитию;
- общественно-полезная деятельность;
- согласование целей, ценностей, интересов, потребностей;
- совместное творчество;
- духовные и дружеские связи с другими семьями;
- уважение в отношениях;
- ощущение целостности семьи;
- чувство сплоченности;
- взаимная поддержка;
- совместный отдых;
- доверие, честность и искренность в отношениях;
- здоровый образ жизни;
- близкие отношения с родственниками.
Неблагополучная семья - это как брошенный на суше некогда величественный корабль, который теряет свою былую красоту, разрушается. Семья - это тоже корабль, плывущий по житейскому морю. Чтобы семейный корабль был непотопляем, ему нужны четкие ориентиры следования. Ориентиры в семье - это некий свод и правил, по которым выстраиваются отношения между супругами, детьми, родителями, а также ближайшими родственниками. Если отношения в семье выстраиваются неправильно, то это приводит к конфликтам.
Для преодоления конфликтов в культуре семейных отношений существуют механизмы согласования и примирения. Механизмы согласования хранят в семье мир, уважение, радость общения. В такой семье поселяется счастье и любовь.
Механизмы согласования включают в себя:
1. Конструктивное восприятие - умение видеть проблему в отношениях, способность тактично ее формулировать, отделять отношение к проблеме от отношения к личности ребенка или супруга, готовность конструктивно обсуждать возникшие проблемы, предлагать и вырабатывать совместные решения, принимать помощь от людей.
2. Общность забот и интересов - воспитание навыка семейного, а не индивидуального времяпровождения, восприятие собственного благополучия через заботу о других членах семьи, помощь друг другу в семье, формирование семейных традиций.
Чтобы восстановить добрые отношения в семье и вернуть теплоту сердечного общения, в православной культуре существуют механизмы примирения. Они необходимы для налаживания расстроившихся отношений.
Механизмы примирения включают в себя:
1. Прощение - умение просить прощение и прощать, навык признания в конфликтных ситуациях своей «части вины», стремление к семейному миру, недопустимость мстительности и злопамятства. Наши грехи и ошибки рождают огромную нужду в прощении. Если мы не будем прощать, а станем наказывать друг друга за промахи, наши отношения станут ущербными, а потом и вовсе умрут.
Область действия прощения - прошлое. Прощение - это отпускание обиды. Господь предложил прощение всем нам, и мы должны поступать также (См.: Мф. 6, 12; 18, 35).
2. Уважение - на этом основывается зрелая любовь, о чем мы уже говорили немало.
3. Смирение - способность принимать членов семьи с любовью, несмотря на все их несовершенства, умение находить позитивное в семейных ситуациях, обретение чувства благодарности к людям и Богу. Поиск всегда и во всем воли Божией, а значит, духовной пользы родным и близким.
4. Самоотречение - это та атмосфера, которая, как мы говорили, создает понятие общности в семье и связи ее членов с Богом. Это умение говорить «нет» собственному «я» ради блага общего «мы».
Самоотречение одного члена семьи не может не вызывать ответного доверия и открытости у других.
5. Соборность - использование «семейного совета» как формы поиска решения личных и семейных проблем, бережное отношение к взглядам каждого. Каждый член семьи в отдельности служит на благо общему бытию, и от этого значительно выигрывает в духовном развитии.
6. Молитва - молитва друг за друга в сложных и напряженных ситуациях, усиление семейной молитвы в особо неблагоприятных обстоятельствах, участие в церковных таинствах, упование на благодатную Божию помощь. Мало сказать, что благодать Божия служит только оздоровлению семейных взаимоотношений: без нее они просто развалятся.
Если члены семьи научатся молиться вместе, они сделают важное открытие, предотвращающее семейные разногласия. Когда-то молитва в кругу семьи была укоренившейся традицией. По мере ее угасания возросло количество семейных неурядиц и разводов. Число людей, которые день за днем, месяц за месяцем, год за годом обходятся без семейных молитв, просто ужасает - а ведь многие из них являются крещеными. Они утешают себя, что ничего серьезного не произойдет. Действительно, «ничего серьезного» не происходит (молния не ударяет в верующих, забывших православные семейные традиции), если не считать, конечно, духовного саморазрушения.
Когда члены семьи молятся вместе, Господь незримо присутствует среди них, как Он сам нам свидетельствует: ...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Господь в доме - это, безусловно, искомый идеал. И то, что мы этот идеал не находим - следствие нашей духовной неустроенности.
Не потому ли сейчас так много работы у психологов и психиатров?
Все механизмы примирения имеют в своем основании религиозное чувство. Трудно представить, что неверующие супруги смогут молиться, смиряться, уступать, советоваться и прощать друг друга, не имея опыта покаяния и исповеди.
Каждая супружеская пара может проходить кризисные периоды становления семьи. Они состоят из испытаний, сложностей, разочарований и искушений.
Испытания - проверка выносливости, зрелости личностей супругов.
Сложности - проверка силы душевной взаимопомощи.
Разочарование - смена полярности восприятия ближнего.
Искушения - проверка верности семейным ценностям.
Старец Паисий Святогорец (2006) о боли от жизненных испытаний говорил так: «Ты думаешь, мы несем какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжелым, потому что Христос от любви к нам - людям - не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берет и будет брать на себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.
Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на Небо. Ведь в сущности крест - это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который он нам даровал. <...>
Всякий раз перед тем, как попустить испытание, Бог пытался [привести человека в чувство] по-доброму. Однако, Его не поняли, и поэтому Он попустил испытание. Посмотрите: ведь если непослушный ребенок не слушается отца, то вначале отец пытается исправить его по-доброму, разрешает ему делать то, что он хочет. Однако, если ребенок не меняется, то отец переменяет доброту на строгость - для того, чтобы исправить свое чадо. Так и Бог - иногда, если человек не понимает по-доброму, дает ему испытания, чтобы тот пришел в себя. Если бы люди не испытывали немного боли, болезней и подобного этому, то они превращались бы в зверей и совсем бы не приближались к Богу. <...>
Человек, который не проходит через испытания, который не хочет, чтобы ему было больно, не хочет потерпеть скорбь, <...> находится вне реальности. <...>
Благий Бог, желая, чтобы Его дети вернулись к Нему, как Добрый Отец воспитывает их с помощью испытаний. Он делает это от любви, от божественной доброты, а не от злобы и не от мирской законнической справедливости. То есть, желая спасти Свои создания, желая, чтобы они унаследовали Его Небесное Царство, Бог попускает им испытания. Он попускает их для того, чтобы человек предпринял борьбу, подвиг и сдал экзамены на терпение в боли, так, чтобы диавол не мог сказать: “За что же Ты даешь ему воздаяние или как же Ты его спасаешь? Ведь он не трудился?” <...>
Постигнув таинства духовной жизни и тот таинственный способ, которым врачует Бог, человек прекращает расстраиваться из-за того, что с ним случается. Он с радостью принимает горькие лекарства, которые Бог дает ему для здравия души. <...> Однако, относясь к испытаниям по-мирски, люди мучаются. Но раз Бог следит за каждым из нас, то каждый из нас должен без остатка предавать себя Ему. В противном случае жизнь человека превращается в муку: он хочет, чтобы все в его жизни шло, как хочется ему самому. Однако, все идет не так, как ему хочется, и поэтому его душа не находит покоя».
Если семья достойным образом выходит из проблемных и кризисных ситуаций, то она духовно и психологически укрепляется, а отношения мужа и жены выходят на качественно новый уровень. Будем помнить, что человек создан ограниченным и не самодостаточным. То, в чем он нуждается, он должен искать за пределами себя, во всем полагаясь на Бога и обращаясь к другим людям за тем, что он не в состоянии обеспечить себе сам.
Преподобный авва Дорофей говорил, что Бога можно представить центром круга, а людей - точками этого круга. Чем ближе точки приближаются к центру (чем меньше радиус), тем ближе они между собой. Чем ближе люди приближаются к Богу, чем больше ощущают Его любовь, тем ближе они становятся друг к другу, тем сильнее они любят друг друга.