Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
16:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (22 – 25 сентября)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
СЕНТЯБРЬ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

ЖИТИЕ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ФОКИ ВЕРТОГРАДАРЯ
22 сентября (5 октября)

В городе Синопе, близ Черного моря, жил в первые века после Р. X. благочестивый христианин, которого звали Фокою. Он был человек небогатый, имел только небольшой сад близ морского берега и жил трудами своими, продавая овощи и плоды из своего сада. Но и при небольшом состоянии своем Фока находил средства помогать ближним; ни один нищий не отходил от него, не получив какой-нибудь помощи. Он охотно принимал и кормил странников, и даже у входа сада своего обыкновенно клал овощи или плоды для мимоходящих. За то все в городе и окрестностях любили доброго Фоку, он был живым примером христианских добродетелей, и многие, видя, как в нем действует закон Божий, принимали христианскую веру.
В то время было гонение на христиан. Правитель области как-то узнал, что Фока не только сам верует во Христа, но обращает и других. Он счел это великим преступлением и послал воинов своих, чтобы взять Фоку и предать его смертной казни. Воины, войдя в город Синоп, встретили самого Фоку, которой спросил у них, кого они ищут.
- Мы ищем Фоку, - ответили они.
- Войдите в дом мой, и я вам укажу его, - сказал Фока.
Они согласились, и Фока с обычным радушием своим предложил им угощение. Разговорившись с ними, он спросил у них, для чего ищут они Фоку.
- Правитель велел отыскать его, чтобы предать казни, потому что он не почитает богов, а верует в Распятого, - ответили воины.
Это известие не смутило Фоку.
- Сделайте милость, господа мои, - сказал он воинам, - переночуйте у меня, а завтра поутру я укажу вам того, кого ищете.
Воины остались у Фоки; он беседовал с ними целый вечер, угостил их самым радушным образом и, когда они легли спать, занялся делами своими. Он распорядился, чтобы имущество его досталось бедным, устроил себе в саду гроб и провел все остальное время в молитве, готовясь к смерти. Поутру, когда гости спросили у него, нашел ли он Фоку, он отвечал им: «Я сам тот Фока, которого вам повелено умертвить. Я раб Христа, и не поклонюсь идолам вашим. Исполните повеление правителя».
Это известие опечалило воинов: они полюбили доброго и радушного хозяина своего и пожелали спасти его. «Мы не хотим умертвить тебя, - сказали они, - а возвратившись, скажем правителю, что не нашли Фоку». Но Фока не согласился спасти жизнь свою обманом; к тому же он не страшился смерти, зная, что она переход к лучшей жизни, и считал за счастье положить жизнь за веру Христову. Он убедил воинов исполнить повеленное и был усечен мечом.
Христиане похоронили тело его в приготовленном им самим гробе и, полные благоговения к памяти святого Фоки, часто приходили молиться на то место, где он был похоронен, и впоследствии соорудили тут церковь. Чудесные исцеления совершались при мощах его, и имя св. Фоки стало славно и известно всему краю. Особенно моряки Черного и Адриатического морей имеют к нему великое благоговение и часто призывают его помощь и заступничество. Они сложили множество песен, в которых прославляются добродетели и чудеса святого Фоки и в память его милосердия к бедным установили трогательный обычай, который долго соблюдался между ними. Во время плавания они ежедневно отлагали за обедом часть пищи и пития для святого мученика. Один из присутствующих поочередно покупал эту часть и когда корабль кончал плавание свое и приставал к берегу, то собранные таким образом деньги раздавались нищим от имени святого Фоки.

СВЯТОЙ ПРОРОК ИОНА
22 сентября (5 октября)

Около восьмисот лет до Рождества Христова жил между израильтянами человек по имени Иона. Он получил от Бога дар пророчества. В то время жители большого города Ниневии прогневали Бога своей беззаконной и грешной жизнью, и Бог велел Ионе идти туда проповедовать покаяние. Но на Иону напала робость; он сказал себе: «Что если жители Ниневии за мои слова станут меня мучить?» И в страхе, забыв о том, что беспрекословно следует исполнять заповеди Господни, какая бы ни угрожала за то опасность, он сел на корабль и поехал в другую страну. Но Бог вскоре наказал его за малодушие и непослушание. На море поднялась страшная буря. Корабль был в великой опасности; находившиеся на нем люди, язычники, начали призывать каждый своего бога, чтобы спас их от смерти, и между тем бросали в море всю поклажу, дабы облегчить корабль. Иона в это время спокойно спал на дне корабля; его пришли разбудить и сказали ему: «Что ты спишь? Ужели не видишь, что мы погибаем. Встань и упроси своего Бога, чтобы Он спас нас».
Корабельщики между тем так рассуждали между собой: «Верно, это бедствие послано в наказание кому-нибудь из нас. Бросим жребий, чтобы узнать, кто из нас грешный человек, прогневавший Бога». Они это сделали, и жребий пал на Иону. Тогда они, подошедши к нему, стали у него расспрашивать: кто он, откуда, какому Богу служит и чем согрешил перед Ним. Иона рассказал им все, прибавив: «Возьмите меня и бросьте в море, ибо я прогневал Бога и мне в наказание послана эта буря». Моряки долго еще боролись против бури, стараясь добраться до земли; но, видя, что она все не утихает, решились бросить Иону в море, и после этого тотчас же настала тишина.
Между тем Иону, брошенного в море, проглотила огромная рыба, которая называется китом. Иона по воле Божией оставался жив в чреве китовом три дня и три ночи и с сокрушением сердечным взывал к Богу о помиловании. Господь сжалился над ним, и кит через три дня выбросил его живого на берег. Иона стал молиться и благодарить Бога и вновь услышал глас Господень, говоривший ему: «Иди в Ниневию и там проповедуй, как Я тебе повелел, и возвести жителям Мою волю». Иона немедленно отправился в Ниневию. Пришедши туда, он целый день ходил по улицам города, возвещая жителям, что за грехи их через три дня Ниневия будет разрушена.
Ниневитяне поверили словам пророка и, устрашившись, стали каяться в грехах своих. Сам царь сошел с престола, снял с себя пышное царское одеяние и, одевшись бедно, наложил на себя и на всех жителей пост; и все целых три дня молились с сокрушением и смирением, каясь в грехах и обещая исправление. Бог, видя их скорбь и покаяние, умилостивился над ними и по неизреченной милости Своей даровал ниневитянам прощение.
Иона между тем, пробыв в Ниневии три дня, вышел из города и, поселившись недалеко на горе, ждал, что будет с Ниневиею. Но видя, что срок, предсказанный им, прошел и что Ниневия не разрушена, он опечалился, опасаясь, что его станут теперь считать за лживого пророка. Он стал роптать на Бога, и говорил: «Не оттого ли, Боже, я опасался возвещать волю Твою, что знал, как Ты щедр, долготерпелив и многомилостив, и что покаяния ради Ты прощаешь грехи и отвращаешь гнев Твой; теперь прими душу мою. Лучше мне умереть, нежели жить».
Место, где находился Иона, было открытое, и его сильно палило солнце. Бог в одну ночь велел вырасти над ним растению, которое покрывало его своею тенью от солнечных лучей, и Иона в тени отдыхал. Но вдруг, в одну ночь, червь подточил растение, оно пропало, и Иона вновь предался отчаянию. Тогда Господь сказал ему: «Справедлив ли гнев твой? Ты печалишься о гибели растения, которое не ты посадил, не ты возрастил, которое выросло в одну ночь и в одну ночь погибло; а не понимаешь между тем, что Я сжалился над людьми Моими, которые грешили по безумию своему, а раскаявшись ко Мне обратились».
Иона после того возвратился в отечество, но потом отправился в страну Ассирийскую, где и скончался.
О пророке Ионе часто упоминается в духовных песнях, и трехдневное его пребывание во чреве китовом служит предзнаменованием трехдневного пребывания Иисуса Христа во гробе. Сам Спаситель указывал на это, говоря ученикам Своим об иудеях: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Мониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. XII, 39—41).

23 сентября (6 октября) вспоминаются святые мученики Андрей и Иоанн, Петр и Антонин, пострадавшие в Африке в девятом веке; святая мученица Ираида, прославившаяся в Александрии, и преподобные Ксанфиппа и Поликсения, ученицы апостолов.

СВЯТАЯ ПЕРВОМУЧЕНИЦА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ФЕКЛА
24 сентября (7 октября)

Когда святые апостолы Павел и Варнава проповедовали Евангелие в Иконии, городе Малой Азии, они обыкновенно жили в доме одного благочестивого человека, которого звали Онисифором. Павел упоминает о нем в послании к Тимофею словами: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2 Тим. I, 16). У Онисифора собирались все желающие слышать учение апостолов, и многие обращались на истинный путь.
Между ними была одна девица девятнадцати лет по имени Фекла, прекрасная собой, дочь знатных и богатых родителей. Она была обручена одному молодому человеку по имени Фамир, тоже из первых в городе по богатству, знатности рода и красоте своей. Слова апостола Павла сильно подействовали на молодую девицу, и она втайне приняла веру христианскую. Возлюбя Бога всем сердцем, она все более и более отчуждалась от радостей мира и пожелала, не вступая в брак, посвятить всю жизнь свою Богу. Мать ее, которая была язычница, стала, однако же, беспокоиться, видя, что дочь беспрестанно общается с христианами. Когда же она узнала, что и Фекла приняла христианскую веру, то очень рассердилась. Призвав Фамира, она сказала ему: «Что ты не заботишься о невесте своей? Неужели ты не видишь, что она наслушалась слов этих льстецов, которые сказками обманывают народ, и совсем забыла и тебя и семейство свое?» Жених огорчился, старался ласками и нежностью вновь привлечь к себе невесту, но она оставалась равнодушна и холодна. Мать же приходила то в гнев, то в отчаяние, то строго бранила дочь за непослушание и обращалась с ней жестоко, то со слезами умоляла ее не отказаться от брака, обещающего ей и знатность, и богатство, и все радости мира. Но Фекла оставалась непреклонна. Она жалела, что не может исполнить воли матери; а между тем нельзя было ей, познавшей истинную веру, возвратиться к прежним заблуждениям; нельзя было вступить в брак с язычником, когда сердце ее стремилось к другой жизни и только желало все отдаться Богу.
Наконец Фамир, видя, что все остается тщетно, принес начальнику города жалобу на апостола Павла. «Этот иностранец, - сказал он, - волшебством обманывает людей, отвращая их от поклонения богам и обращая к Какому-то Христу, распятому иудеями. Он прельстил этим и невесту мою Феклу, которая до сих пор любила меня, теперь же не хочет за меня идти». Начальник призвал Павла и велел посадить его в темницу до дальнейшего суда.
Когда Фекла услышала, что за нее апостол Павел посажен в темницу, то решилась идти к нему. Встав ночью, она отправилась к темнице и там подкупила сторожа, чтобы он ее впустил к Павлу, и стала ему служить, как дочь отцу.
Бегство ее между тем встревожило всех ее родных, долго искали ее везде, расспрашивали о ней и наконец нашли в темнице у Павла. Тотчас донесли об этом начальнику города, который велел к себе привести апостола и Феклу. Народ, видя Павла, начал кричать князю: «Казни его, он злой волшебник». Более всех настаивал Фамир на том, чтобы казнили Павла; мать же Феклы, совершенно забыв любовь к дочери, требовала ее казни. Начальник стал допрашивать Павла, но, видя, что он йи в чем более не виноват, как только в исповедании христианской веры, не нашел его достойным смерти, а наказав, изгнал из города. Павел ушел вместе с Варнавою и Онисифором с семейством, но, беспокоясь о Фекле, остановился на небольшом расстоянии.
Между тем начальник города уговаривал Феклу вновь обратиться к прежней вере и выйти замуж за Фамира. Но она не согласилась, тогда осудили ее на сожжение. Принесли сухих дров, сена и хворосту, сложили костер и уже собирались возвести на него юную христианку. Но она не дождалась этого и сама, перекрестившись, взошла на костер, спокойно и без страха ожидая смерти. Костер зажгли. Тут Фекле явился Сам Господь, об этом упоминает в молитве святой Киприан словами: «Предстани нам, яко во узах Павлу и во огне Фекле».
Пламя уже подымалось высоко, как вдруг пошел проливной дождь и с таким сильным градом, что начальник и весь народ в страхе разбежались по домам, чтобы спастись. Костер погас, Фекла с него сошла невредима и свободно вышла из города, желая отыскать апостола Павла.
Вскоре ей встретился один ученик апостола Павла, которого она часто видала в доме Онисифора. Он шел в город для покупки хлеба; узнав его, она расспросила о св. апостоле Павле, и он привел ее к нему. Радуясь и благодаря Бога, они все вместе отправились через Листру и Дервию в Антиохию. Дорогой святые апостолы и Варнава проповедовали Евангелие и творили многочисленные чудеса.
Когда они пришли в Антиохию, один из начальников города по имени Александр, увидя прекрасную Феклу, захотел на ней жениться; но в Фекле еще сильнее утвердилось намерение посвятить жизнь свою Богу, и она отказалась от его предложения. Тогда в нем любовь заменилась гневом и ненавистью, и он решился погубить ее. Он донес начальнику города, что она христианка, и Фекла была осуждена на съедение зверями. На другой день приговор должен был совершиться, а между тем Феклу отвели к одной женщине по имени Трифена. Впоследствии эта Трифена, которая была царского рода, сама приняла христианскую веру, и апостол Павел упоминает о ней в Послании к Римлянам (Рим. XVI, 12). Фекла провела целую ночь в молитве и в беседе с Трифеной и на другой день, перед всем народом, была приведена на казнь. Выпустили на нее зверей, но к удивлению присутствующих звери не прикасались к святой. Тут некоторые из народа стали прославлять Того Бога, Которого Фекла проповедует; другие же говорили, что она чародейка и волшебством подействовала на зверей. Тогда начальник велел Феклу отвести обратно к Трифене, а зверей не кормить до другого дня.
На следующий день Фекла опять была выведена на позорище. Ее сопровождала Трифена, которая горько плакала, потому что полюбила святую и слова ее уже подействовали на ее сердце. Выпустили зверей - льва и медведя. Раздраженные голодом, они вырвались с яростью из затворов своих, но, увидя святую, тихо подошли к ней и легли у ног ее. Пораженный чудом, народ воскликнул: «Велик Бог, Которого проповедует Фекла!» Но князь не покорился силе Господней. Он велел бросить святую в яму, наполненную змеями и ядовитыми гадами; но когда и оттуда она вышла невредима, и другие мучения остались бездействия, он устрашился силы, ее хранившей. Он призвал ее и спросил: «Кто же ты и какая сила хранит тебя?» — «Я раба Бога вечного», - отвечала Фекла; и начальник, убоявшись Бога, отпустил девицу, говоря: «Феклу, рабу Божию, отпускаю свободною». Фекла возвратилась к Три- фене и жила у ней некоторое время, проповедуя слово Божие и обращая язычников. Она потом опять пожелала сопутствовать святому апостолу Павлу, но он на это не согласился, говоря, что не следует идущему на войну иметь с собой молодую девицу.
Тогда Фекла с благословения апостола Павла удалилась в Селевкию. Там она поселилась на горе в пустынном месте с намерением провести жизнь свою в уединении, посте и молитве. Но многие приходили к ней за поучением и приносили больных, прося ее помощи, и Фекла силой Божией исцеляла больных и обращала язычников. Злые люди и тут воздвигали против нее гонения, но Бог чудесным образом хранил и спасал ее от всех бед и опасностей. Так она провела много лет в молитве и добрых делах и скончалась в глубокой старости. Она была «первой мученицей» и Православной Церковью наречена равноапостольной за свое участие в проповедовании святого Евангелия.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ, ИГУМЕН РАДОНЕЖСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ
25 сентября (8 октября)

Кто не знает Троице-Сергиевой лавры? Туда со всех концов России сходятся богомольцы. Все чтут память основателя ее - преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Вся жизнь его была примером благочестия, смиренномудрия, пламенной любви к Богу и глубокого сочувствия к благоденствию отечества своего. Бог еще при его жизни, прославил святого Сергия явлениями к нему милости Своей и останкам его даровал нетление.
Преподобный Сергий родился в Ростове в 1314 году от родителей благородных и благочестивых, которых звали Кириллом и Марией, и при крещении назван Варфоломеем. Рассказывают, что до рождения его необыкновенный случай изумил всех. Однажды мать его, им беременная, пришла в церковь, и нерожденный еще младенец три раза закричал громким голосом. Это заставило на него потом обратить особенное внимание, но, к огорчению родителей, когда семилетнего мальчика стали учить, успехи его были слабы. Учитель наказывал его, родители увещевали; он сам старался, сколько мог, но грамота ему не давалась. С ранних лет ему пришлось узнать, что во всем надобно прибегать к помощи Божией. Однажды в лесу он вдруг увидел около дерева инока, стоявшего на молитве. Мальчик остановился и, выждав, пока тот кончил молитву, подошел к нему. «Что тебе надобно, чадо?» - спросил монах. «Я учусь грамоте, - отвечал Варфоломей, - но плохо успеваю, и это меня огорчает. Помолись за меня Богу, отец святой, чтобы Он мне помог». Старец помолился и благословил мальчика, который с тех пор стал делать значительные успехи. Скоро он стал предпочитать чтение детским играм. Возрастая, он более и более занимался чтением Божественных книг, и слово Божие, укореняясь в его сердце, укрепляло его в благочестии и во всем добром.
Родителям его пришлось переселиться с семейством в город Радонеж, недалеко от Москвы. Старшие братья его женились, а Варфоломей пожелал вступить в монашество, но родители считали его еще слишком юным. Они желали, чтобы он сперва испытал себя, дабы после не раскаиваться. Как покорный сын, он повиновался; и только после их смерти, уступив наследство младшему брату, он пошел искать себе пустынного места. Старший брат его Стефан, который, овдовевши, вступил в Хотьковский монастырь, захотел последовать его примеру, и оба брата отправились вместе. В это время окрестности Москвы были покрыты почти непроходимыми лесами. Братья отошли несколько верст от Радонежа. Среди леса полюбилось им одно место, и они, помолившись, начали рубить лес. Они сделали себе хижину из листьев и хвороста, а потом своими руками поставили келлию и маленькую деревянную церковь во имя Св. Троицы. Вот начало славной Свято-Троицкой обители.
Стефан вскоре по освящении церкви ушел в Москву и там поступил в монастырь, но брат его остался тверд в намерении жить в пустыне. На 24 году он принял пострижение от одного игумена по имени Митрофан, при чем был назван Сергием; это было 7 октября, в день святых мучеников Сергия и Вакха. Митрофан, благословив его, сказал: «Да распространит Бог на месте сем обитель великую и преславную». Потом он удалился, и молодой пустынник остался один среди непроходимых лесов, которые были тогда наполнены дикими зверями и представляли очень скудные средства к жизни, но вера помогала Сергию преодолевать все трудности уединенного жития. Голод, жажда, непогода, недостаток самых необходимых предметов, - ничто не могло победить его терпения. Труднее всех лишений была для него внутренняя борьба, — борьба против страха, уныния и душевной немощи. Иногда после долгого поста, бдения и трудной работы ему чудились страшные видения, ему слышались голоса, говорящие: «Беги отсюда, не надейся здесь жить». Но св. Сергий неутомимо боролся, укреплял силы духа постоянной молитвой и находил в ней твердость и успокоение душевное. Менее всего опасался он диких зверей, хотя они часто доходили до самой его келлии. Увидев раз около нее медведя, который показался ему голодным, святой вынес ему кусок хлеба. С тех пор медведь стал часто приходить к келлии пустынника, который иногда сам лишал себя почти необходимой пищи, чтобы накормить голодного зверя.
Недолго, однако, пришлось преподобному Сергию оставаться в совершенном одиночестве. Слух о его святой жизни распространился, стали его посещать; и люди, желавшие посвятить себя Богу, стали просить позволения селиться около него. Сергий представлял им все трудности пустынной жизни, но, наконец, соглашался принять тех, которых она не страшила. «Братия мои, - говорил он им, - я хотел один кончить в пустыне уединенное мое житье, но так как Господь говорит: там, где двое или трое будут собраны во имя Его, Сам Он будет посреди их, то я не хочу противиться воле Господа, хотящего устроить здесь обитель. С радостью вас приемлю и прошу каждого устроить себе келлию, но да будет ведомо вам: если пришли сюда работать Богу и хотите здесь со мною пребывать, то вы должны быть готовы претерпевать всякие беды и печали, нужды и недостатки, и сердца ваши не должны услаждаться брашнами, ибо многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное. Узок и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную, и много званных, но мало избранных и спасающихся. Ты же не бойся, малое стадо Христово, которому Господь обетовал Царство Отца Своего, и уповай на сие евангельское слово».
Собралось до двенадцати братий. С помощью преподобного Сергия поставили они келлии и делили вместе труды пустынножительства. Из других мест приходил священник для совершения богослужения, своего еще не было. Св. Сергий не хотел принять сана ни игуменского, ни пресвитерского. Он не желал иметь какого-нибудь превосходства над прочими, а служил всем, исполняя самые тяжелые работы. Несколько келлий он построил сам. Он рубил дрова, носил их, молол зерно на мельнице, варил пищу, шил одежду и обувь, носил воду на гору и ставил в келлии каждого.
Но необходимость иметь игумена делалась все более чувствительной, и наконец по неотступной просьбе братии и по повелению епископа Сергий согласился принять на себя эту должность. Епископ посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом. Сергий, вошедши в церковь, долго молился со слезами, потом, обратясь к собранным братиям, он благословил их и поручил себя их молитвам, сознавая свою немощь. Приняв начальство, св. Сергий, однако, не изменил своего образа жизни. Он кроткими словами поучал братию и продолжал по-прежнему служить ей во всех домашних делах.
Между тем число иноков росло; архимандрит Симон, услышав о Сергии, оставил свое настоятельство в Смоленске, чтобы жить в послушании у него, и своим имением помог ему создать церковь просторнее прежней. Но средства обители были еще довольно скудны. Сергий не позволял братиям просить вспомоществования в окрестностях, но научал их надеяться на милость Божию. Недостаток же случался часто; более пятнадцати лет обитель находилась в таком положении, что до нее едва можно было добраться через непроходимые леса. Иногда не было воска для свечей - тогда зажигали лучины и при этом освещении совершалось богослужение. Недостаток в пище прежде всего постигал игумена, который мало заботился о себе. Раз наступил настоящий голод; иные уже не ели два дня, и братия приступили к Сергию, чтобы он им позволил идти просить хлеба, но Сергий, собрав всех их на молитву, обнадеживал милостию Божией, говоря им: «Верую, что Бог не оставит нас и обители нашей». И, действительно, вера святого оправдалась; один благочестивый человек прислал в обитель множество съестных припасов и три дня сряду возобновлял это приношение.
Сила Господня не раз оправдывала веру преподобного. Место, в котором он поселился, было безводное; братия жаловались иногда, что далеко ходить за водой. «Я хотел здесь жить один, - отвечал Сергий, - но Бог, Которому угодно было, чтобы на этом месте воздвиглась обитель, силен подать нам и воду, как Он в пустыне дал воду народу израильскому». Взяв с собой одного из братий, он сошел в дебрь под монастырем; там в маленьком рве оказалось немного дождевой воды. Святой, став на колени, помолился усердно, и тут образовался источник, в котором вода не оскудевала и из которого черпают до сих пор. Святому была дарована сила творить чудеса; он молитвой исцелял больных и однажды воскресил умершего, но со смирением отвергал всегда воздаваемую ему славу, повелевая благословлять и благодарить одного Бога.
Однажды преподобный Сергий по обычаю своему ночью молился о братии, как вдруг услышал голос, звавший его. Перекрестившись, он отворил окно и увидел необыкновенный свет с небес. «Сергий, - сказал прежний голос, - Господь услышал молитву твою. Смотри, подобно этим птицам, умножится число учеников твоих». И святой, взглянувши вверх, увидел множество прекрасных птиц, со всех сторон окруживших монастырь.
Несмотря на смиренномудрие св. Сергия и на желание его удалиться от мирской славы, имя его делалось известным; многие издалека ездили к нему просить его молитв, советов и поучений. Патриарх Константинопольский прислал ему в благословение крест, параман и схиму и в письме своем советовал ему устроить у себя общежитие. Св. Сергий, испросив на то благословение у митрополита, святителя Алексия, так и сделал. Определены были общественные обязанности и было запрещено кому-либо иметь свою собственность - все было общее. Так как с известностью обители умножились и средства ее, то св. Сергий стал в ней принимать странных и питать нищих.
Узнав случайно, что один из братии желает игуменства, Сергий однажды ночью удалился из монастыря и поселился на месте, называемом Киржач. Удаление его огорчило братию и многие последовали за ним. Таким образом был устроен новый монастырь. Но через некоторое время св. Сергий, уступая просьбам братии и повелению митрополита, возвратился в обитель.
Святой митрополит Алексий пожелал поставить преподобного Сергия епископом, готовя себе в нем преемника. Призвав его, он надел на него золотой крест и предложил занять его сан после смерти его, но св. Сергий, поклонившись ему, смиренно отвечал: «Прости меня, владыко, от юности моей я не был златоносцем, в старости же тем более хочу остаться в нищете». Долго убеждал его митрополит. «Прости меня, - решительно сказал ему преподобный, - ты хочешь возложить на меня бремя выше сил моих. Ты не найдешь во мне, чего ищешь, ибо я человек грешный».
Но при всем отчуждении от мира св. Сергий хранил в сердце горячую любовь к отечеству, глубоко сожалел о его бедствиях и сочувствовал его славе. В это время Россия находилась под владычеством татар. Уже более ста лет она страдала под жестоким игом; князья ездили в Орду поклоняться хану, народ был обложен тяжкими налогами, за малейшую непокорность города и целые области подвергались разорению и варварским набегам. Россия не была достаточно сильна, чтобы, дружно соединив свои средства, свергнуть ненавистное иго. В это время на великокняжеском престоле был Димитрий Иоаннович, князь молодой, который с нетерпением переносил свое положение и бедствия отечества, но вступить в борьбу с сильным ханом было трудно и он, как и прочие князья, должен был покориться и ездить в Орду. Однако же возникли с ханом Мамаем несогласия; Мамай послал войско, которое было разбито Димитрием при реке Воже. Несколько лет прошло еще; Димитрий не совсем покорялся воле Мамая, и тот в гневе с многочисленным войском двинулся на великого князя. Димитрий несколько времени недоумевал, не; зная, какой бы избрать путь - покориться или бороться с огромными силами хана. Боясь опрометчивым поступком вовлечь отечество свое в новые бедствия, он долго советовался с приближенными своими и поехал просить совета и благословения ев. Сергия, который уже приобрел общее уважение. Преподобный Сергий благословил князя на брань, говоря: «Следует тебе, государь, попешись о вверенном тебе, от Бога христоименитом стаде, и с помощью Его ты: получишь победу». Потом, помолившись, он благословил всех воинов, бывших с князем, и дал ему в сподвижники двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которым вручил знамение креста на схимах. Князь и воины выехали из обители, ободренные словами и благословением преподобного. Димитрий вышел навстречу татарам, но, видя превосходство их сил, смутился и недоумевал; вдруг явился посланный от Сергия с письмом, в котором преподобный, обнадеживая князя помощью Господней увещевал его идти без боязни на неприятеля. Произошел жестокий бой около Дона, на Куликовом поле, в 1380 году, и Мамай был совершенно разбит. Эта победа, в честь которой Димитрий назван Донским; сильно поколебала власть татар, хотя Россия совершенно освободилась от них уже гораздо позднее. Рассказывают, что во время битвы св. Сергий, стоящий в Троицкой обители на молитве с иноками, возвещал им о ходе битвы, называл убитых и молился о них.
Многими знамениями и чудесами Господь Бог являл милость Свою преподобному. О них рассказано в более подробных описаниях его жизни, но между ними есть одно чудесное явление, о котором нельзя умолчать. Однажды ночью св. Сергий молился Пресвятой Богородице, прося Ее всесильного покровительства для созданной им обители. Помолившись, он сел, чтобы отдохнуть немного, но вдруг обратился к ученику своему Михею и сказал ему: «Бодрствуй, чадо! Сейчас будет нам чудесное посещение». Только что он выговорил эти слова, как послышался голос, говоривший: «Пречистая грядет!» Святой вышел из келлии в сени и вдруг был озарен удивительным светом и увидел в сиянии Пресвятую Деву с двумя апостолами, Петром и Иоанном. Смущенный, он пал ниц, но Пресвятая Богородица, прикоснувшись к нему, сказала: «Не ужасайся, избранник Мой! Услышана молитва твоя; при жизни твоей и по твоей смерти буду неотступно при обители твоей!» После того видение кончилось, и святой, пришед в себя, увидел ученика своего, лежащего, как мертвый; он поднял его. «Скажи мне, отец святой, - сказал тот, - что это за чудное видение? Душа моя едва не разлучилась от тела». Но святой сам едва мог говорить: так полно было его сердце радости, трепета и благоговения. «Потерпи немного, - сказал он ученику, - ибо дух мой трепещет от чудесного видения». По некотором времени он призвал двух благочестивых братьев - Исаака и Симона — и рассказал им о бывшем видении. Все вместе радостно благодарили Бога и Пресвятую Богородицу. Это чудесное явление изображается на иконах.
Преподобному исполнилось 78. лет, конец его благочестивой жизни приближался. Он предузнал его за шесть месяцев и, призвав всю братию, поручил начальство ученику своему, преподобному Никону. В сентябре он занемог и, вновь созвав иноков, дал им последние наставления, причастился Святых Таин и скончался 25 сентября 1392 года. В минуту смерти благоухание разлилось от тела его и лицо его сияло тихой радостью.
Через тридцать лет тело его было найдено нетленным. С тех пор святые мощи его, положенные в соборном храме, привлекают в обитель множество богомольцев, которые по вере и молитвам своим получают чудесные исцеления от болезней. Глубоко почитая память преподобного Сергия, Церковь просит его заступнических молитв и воспевает ему: «Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Его же действием светло украшен еси; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие отче наш».
Милость Господня не переставала пребывать на святой обители и дивно хранить ее среди бед и опасностей: Троицкая лавра выдержала долговременную осаду поляков; смертоносные болезни свирепствовали в окрестностях, а в обители все остались здоровыми; наконец, французы в 1812 году, занявшие многие города близ Москвы, не входили в лавру. Между учениками св. Сергия оказалось много ревностных подражателей его святой жизни; они устраивали новые обители и просияли подвигами и святостью жизни.
Церковь празднует еще память св. Сергия 5 июля.

A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (23.10.2018)
Просмотров: 908 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru