Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
16:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (17 – 26 октября)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОКТЯБРЬ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

СТРАДАНИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА АНДРЕЯ КРИТСКОГО
17 октября (30 октября)

Святая Церковь Христова вытерпела немало бурь и гонений. В продолжение трех веков христиане были постоянно гонимы язычниками. Прекратилось это испытание - явились лжеучители, которые ложно толковали слово Божие. Но Господь, обещавший вечно быть со святой Церковью Своей, не оставлял ее без помощи. Постоянно были между верующими святые мужи, которые твердо стояли за истину и, движимые Духом Божиим, уясняли для всех смысл Божественные Писаний и опровергали ложные учения. В нужное время созывались Вселенские Соборы для рассуждения о догматах веры и опровержения лжи, и эти Соборы голосом святых отцов излагали верования Церкви. Определения Собора, принятые верующими, становились законом для будущего времени. Таких Вселенских Соборов до седьмого века было шесть. Казалось, все лжеучения были низложены, но вот в начале восьмого века, явилась новая ересь, которая почти целое столетие волновала Церковь, - ересь иконоборческая.
В это время магометане владели многими странами и областями, которые прежде принадлежали греческой империи и были заселены христианами. Магометане ругались над верою христиан, называя их идолопоклонниками за то, что чествуют святые иконы. Эти обвинения усердно повторяли и иудеи, всегда ненавидевшие христиан. И вот греческий император Лев Исаврянин возмечтал, что если он запретит иконопочитание, то магометане и иудеи обратятся к христианской вере. Патриарх Константинопольский и епископы употребляли все старания свои, чтобы отклонить императора от такого намерения; они представляли ему, что он не вправе изменять по своей воле обычаи и предания Церкви; объяснили, что иконопочитание не есть идолопоклонство, ибо поклоняющийся иконе чествует в ней изображение Господа и святых Его. Все было тщетно, и царь приказал выносить иконы из церквей и домов и сжигать их на торжищах. Эта мера произвела ропот и страшные волнения, которые стали усмирять казнями, но христиане только еще мужественнее стояли за святые иконы и шли на казнь, как на мученичество. Волнение и общее раздражение усиливались с каждым годом; правители прибегали к самым жестоким мерам против почитателей святых икон. Наследник Льва, Константин Копроним, шел по следам отца, и его тридцатичетырехлетнее царствование было страшным испытанием для христиан.
В это время жил на острове Крит пустынник по имени Андрей, которого очень уважали за святую жизнь. До него дошел слух о поругании святых икон и о страданиях верных служителей Иисуса Христа, и он решился отправиться в Царьград, чтобы, если возможно, отклонить царя от его нечестивых действий. Все, что он видел по пути, еще более воспламеняло ревность его; самые уважаемые епископы терпели заточение, темницы были полны узников, везде истязания, ежедневные казни. Сердце Андрея возгорелось негодованием. Прибыв в Константинополь, он тотчас же пошел в церковь святого Маманта, где тогда был царь. Протеснившись сквозь толпу, он предстал перед самим царем и начал смело укорять его за его преступные действия.
- За что называешься христианином, - говорил он, - и служителем Христовым, если ругаешься над изображениями Христа и угнетаешь Его рабов?
Воины схватили пустынника и стали его бить, но царь остановил их и велел привести Андрея к себе во дворец.
- Как ты решился так дерзко злословить меня? - спросил царь. - От безумия ли или от желания сделаться известным мне?
- Ни от того, ни от другого, - отвечал Андрей, - но от ревности к Богу. Я слышал о злой ереси, попирающей святые иконы, слышал, что ты преследуешь верных служителей Христовых, и пришел издалека, чтобы убедить тебя или умереть за Христа.
Царь стал называть идолопоклонством честь, воздаваемую иконам. Андрей безбоязненно возражал ему, доказывая, что честь, воздаваемая иконе, относится к тому, кто на ней изображен. «Почему же казните смертью того, кто не оказывает должного уважения статуям и изображениям царским? - говорил он. — Вы хотите быть почтены в изображениях ваших, а запрещаете почитать Христа в изображениях Его!»
Царь разгневался и велел жестоко бить Андрея. Он грозил ему самыми жестокими истязаниями и самой смертью, если не согласится отстать от почитания святых икон, но Андрей воскликнул: «Не дай того Бог, чтобы я отвергся Христа в изображениях Его. Перестань лучше ты, царь, вооружаться против Церкви и преследовать верных служителей Христовых».
Жестоко мучили пустынника. Вывели его на площадь и метали в него камнями; потом, едва живого, заключили его в темницу. Там вокруг него собрались православные, уважавшие мужественного страдальца за истину. Он наставлял и утверждал их в благочестии. Это дошло до царя, который повелел снова мучить его; повели св. Андрея через город к месту казни, метали в него камнями, и наконец один из еретиков бросился на него с топором и убил его. Подвижник с молитвой предал душу Богу.
Иконоборство было осуждено Седьмым Вселенским Собором, бывшим в городе Никее в 787 году. В первое воскресенье после 2 октября Церковь чествует святых отцов, бывших на этом Соборе.
В тот же день вспоминаются св. пророк Осия, проповедовавший в царстве Израильском в то самое время, как пророк Исаия пророчествовал в Иудее, то есть в IX веке до Р. X.; и св. Лазарь Четверодневный, которого Господь воскресил из мертвых.

ПАМЯТЬ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ
18 октября (31 октября)

Кроме двенадцати апостолов, которые всюду следовали за Иисусом Христом, Господь избрал еще 70 учеников и послал их проповедовать Свое учение в разные города и селения. «Жатвы много, - говорил Спаситель, - жнецов мало; молите Господина жатвы, чтобы Он послал жнецов на жатву Свою». Жатвой Спаситель называл сердца людей, которых надобно было обращать; жнецами - проповедников слова Божия, а Бог есть Господин жатвы. Спаситель Сам наставлял 70 учеников, говорил им, как они должны учить народ и исцелять болезни, не заботясь о житейских своих нуждах и совершенно посвящая себя на пользу и обращение людей. Когда ученики с радостью рассказывали Спасителю, что они Его именем творят чудеса, то Христос отвечал им: «Не радуйтесь тому, что вам дана такая власть; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».
К числу семидесяти учеников принадлежит и святой Лука. Предание говорит, что он был родом из Антиохии, где с юных лет научился врачебному искусству и живописи. Он находился случайно в Иерусалиме во время проповеди Спасителя и, пораженный силой слов и чудес Христовых, сделался одним из Его учеников. Ему вместе с другим учеником, Клеопою, Спаситель явился после своего воскресения на пути в Эммаус. Они уже слышали о воскресении и разговаривали о нем между собою, как вдруг Сам Христос приблизился к ним в виде обыкновенного путника, завел с ними речь и стал изъяснять им Священное Писание; потом Он вошел с ними в дом, сел за трапезу, и в ту минуту, когда Он благословлял и преломлял с ними хлеб, ученики узнали своего Божественного Учителя, но Он вдруг скрылся с глаз их. Изумленные и обрадованные, они говорили друг другу: «Не горело ли в нас сердце, когда Он объяснял нам Писание?»
Во время проповеди апостольской святой Лука был спутником апостола Павла и путешествовал с ним в Рим.
В книге Деяний святых апостолов святой Лука описал это путешествие и рассказал события из жизни апостолов от вознесения Спасителя до прибытия в Рим апостола Павла. Из Рима Павел писал послания, в которых упоминает о святом Луке, называя его врачом возлюбленным и братом, которого восхваляет вся Церковь. Мы знаем по преданию, что Лука из Рима отправился в Египет и там в городе Фивы устроил христианскую Церковь, которая впоследствии была известна своею многочисленностью и святостью. Он много трудился, проповедуя Евангелие и основывая Церкви в Египте. Будучи и прежде искусным врачом, он и теперь продолжал исцелять не только телесные недуги, но и душевные страдания.
Кроме книги Деяний апостольских святой Лука написал Евангелие, почему и называется «евангелистом». В первых главах Евангелия его описаны события, предшествовавшие рождеству Спасителя, как то: рождение Иоанна Крестителя, благовещение Пресвятой Девы и свидание Ее со св. Елисаветою, при котором последняя по внушению Святого Духа назвала Марию Матерью Господа.
Будучи боговдохновенным описателем событий евангельских, ревностным проповедником и искусным врачом, святой апостол известен еще как первый иконописец. Предание говорит, что он написал два образа Пречистой Девы Марии с Божественным Младенцем на руках и один святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, святой Лука положил начало доброму делу иконописания во славу Божией Матери и всех святых.
Святой апостол восьмидесяти лет от роду пострадал за имя Христово.
«Апостольских деяний сказателя, - поет ему Церковь, - и Евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго, не исписанна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги, и язи душ исцеляюща, и молящася непрестанно за души наша».
Император Констанций, сын Великого Константина, услыша о чудесах, которые совершались над гробом святого апостола, пожелал перенести мощи его в Константинополь. Их приняли там с великой честью и положили в церкви Святых Апостолов, где лежали также мощи святых Андрея и Тимофея. Один царедворец получил при этом чудесное исцеление.

ПАМЯТЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА РЫЛЬСКОГО
19 октября (1 ноября)

Преподобный Иоанн был родом болгарин из села Скрино и жил в X веке. Возлюбив Господа от юности своей, он раздал имение бедным, а сам постригся в иноки и после того поселился на высокой горе и стал вести строгую подвижническую жизнь. Нападение разбойников принудило его оставить избранное место и он ушел в отдаленную пустыню Рыльскую, где жил в древесном дупле, проводя дни и ночи в пламенной молитве. Так жил он около шестидесяти лет в совершенном одиночестве, милостиво охраняемый Господом от всякой беды и опасности; Господь обильно подавал пищу, необходимую для пустынного подвижника, который питался лишь плодами, дико растущими в пустыне. Однажды пастухи открыли его убежище, и затем в стране пронеслась молва о его святой жизни. Благочестивые люди стали селиться около него, чтобы пользоваться его наставлениями; соорудили церковь и устроили монастырь, в котором вскоре собралось великое число братьев. Преподобный Иоанн с мудростью и любовью управлял ими, наставлял их на спасение и, совершив много чудес, преставился в преклонной старости.
Король болгарский Петр, сын Симеона, просветителя Болгарской земли, имел большое благоговение к преподобному, который наставлял его в христианских добродетелях.
Через некоторое время после смерти преподобного Иоанна его нетленные мощи были перенесены в город Средец, нынешнюю Софию, где построен был во имя его храм; впоследствии славный болгарский король Иоанн Асан перенес чудотворные останки преподобного в город Тернов.

В этот же день Церковь совершает память святого пророка Иоиля и мученика Уара, пострадавшего при Максимиане.

ПАМЯТЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА АРТЕМИЯ
20 октября (2 ноября)

По смерти императора Константина Великого православные христиане вытерпели тяжкое гонение от сына его Констанция, который придерживался ложного учения Ария, отвергавшего Божественность Иисуса Христа. Вслед за тем пришлось христианам терпеть гонение иного рода. Наследником Констанция был родственник его Юлиан, который с молодости ненавидел христианскую веру и тайно отрекся от нее, чтобы сделаться язычником. Когда же он вступил на престол, то всенародно объявил, что служит богам, и стал употреблять всевозможные средства, чтобы восстановить язычество во всей империи. Он оказывал явное пренебрежение христианам, даже тем, которые ознаменовали себя гражданскими заслугами, лишал их мест и должностей, сам совершал торжественно языческие обряды, понуждал христиан за их счёт возобновлять разрушенные идольские капища. Множество христиан скончалось при нем мученической смертью.
Готовясь идти войною на персов, Юлиан провел некоторое время в Антиохии. Там он был раздражен до крайности мужественной твердостью христиан и их ревностью к вере. Сгорело языческое капище, и Юлиан, обвинив христиан, стал предавать их истязаниям и казням. В то время в Антиохии находился египетский правитель Артемий, который был славным воином еще при Константине Великом. Он был при Константине, когда на небе явилось чудесное знамение креста; в царствование Констанция ему было поручено перенести из Ахайи мощи святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея. Ревностный к вере христианской, он вознегодовал на поступки Юлиана и смело говорил истину царю. Юлиан, не вспомнив ни прежних заслуг, ни звания, ни преклонной старости, предал его жестоким истязаниям и наконец осудил его на смертную казнь. Святой Артемий был усечен мечом. Это было в 361 году.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЛАРИОНА ВЕЛИКОГО
21 октября (3 ноября)

Преподобный Иларион был одним из великих подвижников IV века, когда особенно распространилась иноческая и пустынная жизнь. Гонения от язычников миновали, но явились добровольные мученики, которые старались угодить Богу лишениями и трудами пустынножительства. Многим из них предстояла в мире блестящая участь; многие из них родились в знатности и богатстве, но они добровольно оставляли славу мира и избирали труд, уединение и нищету из любви к Богу. Эти примеры сильно действовали на язычников, доказывая им тленность земных благ в сравнении с высшими духовными благами. Иные подвижники жили в совершенном одиночестве, другие составляли общины, подчиненные общему строгому уставу. Они совершенно отрекались от благ земных, от собственной воли и старались покорить все помыслы свои Христу. Главным основателем пустынножительства и монашества считается преподобный Антоний Великий, живший в IV веке; преподобный Иларион Палестинский был учеником его.
Иларион родился в Палестине, близ города Газы. Родители его были язычники и послали его учиться в Александрию, в Египет. Там юноша узнал закон христианский и, уверовав, принял святое крещение. Он услышал об Антонии, который славился святой жизнью и, желая получить от него наставление, посетил его, жил некоторое время при нем, подражал его трудам, строгому постничеству и постоянной молитве. Возвратясь потом в отечество, ом уже не застал в живых родителей своих. Оставшееся ему имущество он разделил на две части: одну раздал сродникам, другую — бедным, и, избрав для себя нищету, поселился один в пустынном месте, недалеко от Майума Газского, между морем и озером. Он предался весь молитве и терпел всевозможные лишения. Через некоторое время слух о его святой жизни распространился по окрестности, и некоторые благочестивые люди стали селиться вокруг него, желая подражать его примеру и пользоваться его наставлениями, ибо Иларион достиг высокой мудрости духовной. Бог прославил его также даром чудотворения — больные получали исцеления от молитвы его и от прикосновения его руки. Многие, видя это, обращались к Господу. Преподобный Иларион поучал их с кротостью и любовью и вскоре сделался для жителей Палестины таким же усердным наставником монашеской жизни, как Антоний для жителей Египта. Везде, где утверждалась обитель, испрашивали благословения преподобного Илариона; куда он ни шел, народ толпами следовал за ним, желая услышать от него слово спасения. Число учеников его умножалось с каждым днем, и вскоре устроилась обширная обитель, куда в великом множестве стекались посетители. Больные приходили к преподобному, чтобы получить исцеление; князья, вельможи и епископы просили его совета. Такая слава, такая известность не могли не тяготить смиренного подвижника, который уже достиг старости. Он часто вздыхал о прежнем уединении, и когда ученики вопрошали о причине его печали, то отвечал им: «Я потому плачу и скорблю, что опять возвратился в мир; я принял здесь награду свою, ибо вся Палестина славит меня; и здесь в монастыре я называюсь господином над всеми нами». Ученики, боясь, как бы он тайно не оставил их, стали наблюдать за ним. Действительно, он имел намерение удалиться из Палестины; откровение, бывшее ему от Бога, окончательно утвердило это намерение, и Иларион, взявши с собою некоторых из братьев, удалился из монастыря. Его с плачем провожали несколько тысяч людей, но не смели удерживать его, ибо Иларион сообщил им, что следует повелению Божию. Он посетил Вавилон, Пелузию и наконец поселился на время близ места, где жил и недавно перед тем скончался преподобный Антоний Великий. Удержав при себе только двух учеников, Иларион предался любимому образу жизни — тихому и безмолвному. Но и тут скоро узнали о нем, множество народа стало посещать его, оказывать ему великий почет. Тогда Иларион, оставив пустыню, продолжал странствование свое.
Мы уже сказали, что Иларион предпринял путешествие по откровению Господа, Который милостиво хранил его от злобы врагов; Юлиан, племянник императора Константина, ненавидел христиан и, как скоро вступил на престол, то стал преследовать их. Услышав, что Иларион собирает вокруг себя множество подвижников и ревностно распространяет слово Божие, он послал разорить монастырь его и его самого убить. Первое повеление было исполнено, но Илариона не нашли; он в это время находился в пустыне.
По смерти Юлиана преподобный Иларион уже не возвращался в монастырь свой, но провел остальную жизнь в странствованиях. Он посетил разные страны, останавливаясь преимущественно там, куда не достигла слава его, но везде его дивная жизнь и чудеса, которые он творил силою Божией, привлекали к нему уважение и славу Тогда он оставлял то место, где прославился. Так жил он некоторое время на Сицилии, потом в далматском городе Епидавре и наконец на острове Крит, где и преставился семидесяти лет от роду. Чувствуя приближение смерти, он завещал любимому ученику своему Евангелие, написанное его собственной рукой, и бедную свою одежду. Другого имущества он не имел.
Впоследствии ученик его Исихий перенес в Палестину честные мощи преподобного Илариона. При огромном стечении народа они были положены в Майумском монастыре, где при них совершались великие чудеса.

ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
22 октября (4 ноября)

Праздник 22 октября напоминает нам одно из самых важных событий нашей истории. После двух самозванцев и недолгого царствования Василия Ивановича Шуйского у нас в России не было царя. Все страдали от внутренних беспорядков. Враги отечества хотели воспользоваться этими смутами, чтобы подчинить Россию Польше. Королевич Владислав, сын польского короля Сигизмунда, был провозглашен царем, и поляки своевольно распоряжались в Москве, ожидая прибытия короля с сильной дружиной. Но общая опасность возбудила всех истинных сынов России к дружному восстанию. Маститый старец — патриарх Ермоген — разослал по всем городам грамоты, призывая к защите веры православной. Везде с одушевлением читали грамоты и все готовились к войне; поляки, узнав об этом, заключили в темницу патриарха, который умер там от голода, молясь Богу об освобождении отечества.
Молитва святителя услышана была Богом. В 1612 году в Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин созвал своих сограждан и убедил их пожертвовать жизнью и имением для спасения отечества. Начальство над собравшимся войском принял князь Дмитрий Михайлович Пожарский, названный выборным человеком от всей Русской земли. Минин находился при нем неотлучно, помогая ему советами и делами, примиряя поссорившихся бояр и князей и ревностно трудясь для общего блага. Дружины разных городов соединились сначала в Ярославле, где приготовили все средства к изгнанию поляков. В августе месяце подошел князь Пожарский к Москве. Один из начальников польской рати, Хоткевич, бежал в Литву. Но в самом Кремле долго еще держались поляки под начальством Струся. Наконец в октябре месяце они принуждены были сдаться. Князь Пожарский всегда имел при себе Казанскую икону Божией Матери. С этой иконой русские вступили в Кремль 22 октября 1612 года. Когда после изгнания поляков на царство был избран Михаил Феодорович Романов и государство успокоилось, то установлен был праздник Казанской иконе Божией Матери два раза в году: в день ее обретения — 8 июля, и в день очищения Москвы от поляков — 22 октября.
Через несколько лет после этого освящена была новая церковь Казанской иконы Божией Матери, что ныне — Казанский собор в Москве, на углу Никольской улицы. Туда перенесена была и помянутая икона Богоматери. Празднование этой иконе сперва ограничивалось Москвой, но со времени царя Алексея Михайловича праздник сделался общим для целой России.

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ ПО ПЛОТИ
23 октября (5 ноября)

Святой апостол Иаков был сын Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, и потому называется братом Господним. Его должно отличать от Иакова Алфеева, одного из двенадцати апостолов, и от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова. Иаков, брат Господень, назывался Иаковом Меньшим, принадлежал к числу семидесяти апостолов, был епископом Иерусалимским и писателем соборного послания. Когда по повелению Ангела Иосиф удалился в Египет с Пречистою Богородицею и Божественным Младенцем, то Иаков пошел туда с ними; потом, по явлении Господа Иисуса во Иудеи, уверовал, что Он есть Сын Божий и Спаситель мира, и сделался Его учеником. Апостол Павел упоминает, что Господь по воскресении Своем «явился Иакову» (1 Кор. XV, 7).
После сошествия Святого Духа Иаков вместе с прочими апостолами оставался в Иерусалиме, как они, старался распространять слово Божие и был поставлен епископом Иерусалимским. Он вел самую строгую жизнь: хранил пост и молился беспрестанно. Его благочестие и святость жизни внушали к нему всеобщее уважение, и все в Иерусалиме называли его праведным. Ему одному позволялось во всякий час дня и ночи входить в ту часть храма Иерусалимского, которая называлась Святая Святых, и куда иудейские первосвященники входили только раз в год.
Когда святые апостолы стали проповедовать Евангелие язычникам, то возник спор между иудеями. Многие из них, гордясь тем, что они принадлежат к избранному народу, которому Господь даровал закон Свой через Моисея, утверждали, что язычники, дабы получить спасение, должны прежде всего принять ветхозаветный закон и соблюдать обряды иудейские, иначе же они не могут принять крещение и сделаться христианами. Этот спор возник в Антиохии, где апостол Павел обращал язычников. Тогда находившиеся в Антиохии христиане послали Павла и Варнаву в Иерусалим для совещания. Верные собрались под председательством Иакова и единодушно решили освободить язычников от соблюдения иудейских обрядов на том основании, что все равно спасаются благодатью Господа Иисуса Христа. Этим решением Собора Иерусалимского было устранено неравенство, полагаемое до тех пор между иудеями и язычниками, и признано, что все равны, что через веру во Христа все могут получить спасение. «Благоугодно было Духу Святому и нам», - так начиналось письмо, в котором Собор сообщал о решении своем. Этот Апостольский Собор, бывший в Иерусалиме в 50 году по Р. X., послужил образцом для последующих Соборов, на которых пастыри Церкви совещались о делах веры; и мы признаем, что решения их были внушены Духом Святым.
Между тем быстрые успехи христианской веры возбуждали все более и более гнев начальников и первосвященников иудейских. Немало воздвигали гонений против служителей Христовых, сажали их в темницы, предали смерти архидиакона Стефана и апостола Иакова Зеведеева, но число верующих умножалось с каждым днем. Архиереи и книжники стали опасаться, как бы скоро весь народ не признал Иисуса Христа за Спасителя. Так как весь народ имел большое доверие и уважение к Иакову, то они решили попросить самого апостола отвратить народ от Христа, а если он на это не согласится, то убить его.
На праздник Пасхи множество народа собралось в Иерусалим. Книжники и фарисеи пришли к Иакову и сказали ему: «Просим тебя, праведный, скажи поучение народу. Он в заблуждении своем признает Иисуса распятого за Христа; скажи ему, что это неправда и выведи его из заблуждения. Мы поручаем тебе это, ибо знаем, что ты праведен и беспристрастен. Стань на кровлю храма, чтобы все могли тебя видеть и слышать». Вслед за тем они возвели Иакова на кровлю храма и перед великим множеством собравшегося народа закричали ему: «Праведный муж, которого все должны слушаться! Многие заблуждаются, веруя во Христа распятого: скажи нам, какое надобно иметь понятие об Иисусе?»
Иаков громогласно отвечал: «Что вопрошаете меня о Сыне Человеческом, Который добровольно пострадал, и умер, и был погребен, и воскрес в третий день? Он ныне восседает одесную Бога и опять придет на облаках небесных судить живых и мертвых!»
Услышав эти слова, верующие, которые находились в толпе народа, воскликнули радостно: «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!» Но фарисеи и книжники пришли в страшную ярость и, вбежав наверх, столкнули святого апостола с высокой кровли храма. Он ужасно расшибся, но, собрав последние силы, стал на колени, поднял руки к небу и воскликнул: «Господи, прости им! Они не знают, что делают!» Пока он молился, некоторые по наущению фарисеев стали бросать в него камнями; один человек из племени Рихавова воскликнул: «Перестаньте, что вы делаете? Праведный молится за вас, а вы побиваете его!» Но тут на апостола бросился кто-то из толпы и тяжелым навоем разбил ему голову. Святой апостол скончался шестидесяти шести лет от роду. Тело его похоронили около храма.
Уважение к святому Иакову было так велико между самими иудеями, что когда Иерусалим был осажден и разрушен римлянами, то они сочли это бедствие справедливым наказанием за убиение праведника. Описывая страшные бедствия, которые обрушились на иудеев, древний историк Иосиф Флавий, говорит: «Все это приключилось им в наказание за смерть Иакова праведного, брата Иисуса, называемого Христом. Иудеи убили его, хотя он был человек святой».
Святой Иаков первый по внушению Духа Святого написал Божественную литургию, или обедню, которая доныне совершается раз в году, в день его памяти. Впоследствии св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст на основании литургии св. апостола Иакова изложили литургию в сокращенном виде. Святой Иаков написал еще соборное послание двенадцати коленам израильским. Оно исполнено боговдохновенного, высокого учения. Апостол убеждает верующих с радостью переносить бедствия и испытания, ибо они посланы нам для нашего же блага.
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный, - говорит он, — нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. I, 17).
«Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. I, 21—22).
Апостол сильно настаивает на том, чтобы мы не одними словами исповедовали веру нашу, но и делами праведности и любви к ближним; ибо если мы твердо веруем в Бога и любим Его всем сердцем, то не постараемся ли угодить Ему добрыми делами? «Вера без дел мертва» (Иак. II, 20), — говорит он.
«Если кто из вас думает, что он благочестив, — пишет св. Иаков, — и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. I, 26).
«Мудр ли и разумен кто из вас, - пишет он далее, — докажи это на самом деле добрым, поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.III, 13-\17).

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АРЕФЫ, ЗАТВОРНИКА ПЕЧЕРСКОГО
24 октября (6 ноября)

Блаженный епископ Симон, описавший жизнь и подвиги Печерских угодников, оставил между прочими назидательное повествование о преподобном Арефе. Он был родом из города Полоцка и, поступив иноком в Печерскую обитель, принес с собой значительные деньги, которые таил в келлии своей. Это сокровище едва не сгубило его. Он до того привязался к деньгам, до того сделался скуп, что никогда не уделял ни малейшей доли ни для бедных, ни для нужд монастырских; себя самого лишал почти необходимого, все сердце его было в сокровище его. Но вот как-то воры украли эти деньги, которые Арефа любил более всего в мире. Нельзя себе представить отчаяния Арефы, когда он узнал о похищении. Он сначала было хотел лишить себя жизни, потом стал разыскивать вора и обращался немилосердно с теми, кого подозревал участниками воровства. Ничто не могло утешить и успокоить его. Иноки говорили ему: «Брат, возложи печаль твою на Господа; Он пропитает тебя». Но Арефа не слушал никаких увещаний и продолжал роптать и печалиться.
От гнева и скорби он занемог, но и в болезни все вспоминал о потере имущества. Однако болезнь его все усиливалась; дошло наконец до того, что с часу на час ожидали его смерти. Уже несколько дней он не говорил; вдруг иноки, стоявшие вокруг его одра, услышали, как он громко воскликнул: «Господи, помилуй! Прости меня, Господи! Согрешил я! Господи! Все Твое, я ни о чем не жалею!»
Братия удивились; вскоре за тем Арефе сделалось легче, и он стал выздоравливать. Тогда он рассказал братиям, что во время болезни ему было чудное видение: Ангел Божий и дух тьмы спорили о душе его. И Господь открыл ему, что если он не станет роптать о потерянном имуществе, но перенесет эту утрату с покорностью воле Бога, Который все делает к лучшему, то потеря имущества вменится ему в милостыню. Тогда-то он и воскликнул: «Господи, помилуй! Господи, прости!» - и увидел великую радость между Ангелами. Арефа выздоровел, и к удивлению и радости всех братий в нем произошла чудная перемена. Прежний сребролюбец сделался милостив и нестяжателен, кроток и смиренномудр. Он проводил все время в молитве, славил и благодарил Господа, сохранившего его от погибели, и когда вспоминал о прежнем богатстве своем, то восклицал как Иов:
«Господь дал, Господь и взял; да будет воля Его, да будет благословенно имя Его!»
После долгих лет молитвенных трудов и подвигов, преподобный Арефа скончался в Печерской обители, где и доныне почивают чудотворные мощи святого угодника.

СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ МАРКИАНА И МАРТИРИЯ
25 октября (6 ноября)

В начале IV века лжеучение Ария сильно распространилось. Это лжеучение, отвергавшее Божество Иисуса Христа, было осуждено Первым Вселенским Собором, но впоследствии усилилось, в царствование Констанция. Тогда началось гонение на всех православных («право» или «справедливо славящих» Господа). Многие перенесли истязания, заточения, многие сподобились и умереть мучениками за веру свою. Епископ Константинопольский Павел был низложен и изгнан, и на место его заступил арианин; ариане восторжествовали и ревностно старались о распространении лжеучения своего и между тем преследовали приверженцев Павла.
Между этими последними особенно славились благочестием Маркиан, чтец, и иподиакон Мартирий. Оба они твердо держались истинных догматов святой Церкви и старались проповедью и наставлениями отвращать христиан от опасных заблуждений. При помощи Божией это удалось им, ибо Господь даровал им премудрость и красноречие, которые сильно действовали на слушателей. Ариане, видя как сильно влияние Маркиана и Мартирия, стали употреблять все средства, чтобы привлечь их на свою сторону. Они предлагали им денег, обещали исходатайствовать им милости от царя, но благочестивые христиане твердо отвергли все; святая истина была им дороже всех земных благ, и они скорее хотели умереть, чем согласиться принять учение, хулившее Христа. Казнь и смерть предстояли им. Ариане, потеряв надежду склонить их и будучи сильны при дворе, осудили их на казнь. Святые сочли за счастье положить жизнь за имя Христово и, приготовившись молитвой, радостно приняли смертный удар. Христиане с честью похоронили тела их, и впоследствии святой Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский, соорудил над их мощами церковь во имя святых мучеников Маркиана и Мартирия.

ПАМЯТЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОЮ
26 октября (7 ноября)

Святой великомученик Димитрий родился в греческом городе Фессалониках, или Солуни, и, как полагают, был славянин, ибо тогда уже множество славян жило в Греции, и в особенности в окрестностях Солуни. Отец его, начальник города, тайно веровал во Христа, но не смел открыто исповедовать веру свою, потому что в это время было сильное гонение на христиан. В отдаленной комнате своего богатого дома он устроил молельню, в которой хранились у него две иконы: одна изображала Спасителя, другая - Пречистую Его Матерь. Сюда он приходил молиться вместе со своей единоверной и благочестивой супругой. Перед иконами зажигали они паникадило, курили фимиамом и возносили теплые молитвы к Богу. У них долго не было детей. Они очень сожалели о том и часто просили Бога, чтобы Он дал наследника дому их; много они делали добра и помогали нищим. Господь услышал наконец их молитву и исполнил их желание: у них родился сын Димитрий.
Весь город принял участие в радости доброго воеводы. Счастливые родители много благодарили Бога и выражали радость свою добрыми делами и богатыми милостынями. Они с любовью воспитывали единственного своего сына. Когда же он вырос и пришел в такие лета, что мог уже понимать истинное учение, то они привели его в свою молельню и там, указывая ему на святые иконы, стали научать его всему тому, что приводит к познанию Господа нашего Иисуса Христа. Димитрий слушал со вниманием слова родителей, всей душой стал он веровать в истинного Бога. Родители его призвали священника и некоторых знакомых христиан и тайно крестили его. Отрок, приняв святое крещение, продолжал учиться закону Божию. На нем пребывала всегда благодать Божия, просвещающая и вразумляющая младенцев.
Димитрий уже был в совершенных летах, когда скончались его благочестивые родители. Он остался наследником их большого имения. Когда император Максимиан узнал о смерти воеводы, он призвал к себе его сына и, заметив в нем рассудительность и ум, поручил ему управление Солунью, и повелел очистить город от христиан, и убивать всякого, кто призывает имя Распятого. Димитрий был принят в Солуни гражданами с большим почетом; он немедленно начал явно перед всеми исповедовать и прославлять имя Господа нашего Иисуса Христа и всех учить истинной вере, сделавшись для жителей Солуни новым апостолом Павлом, который также в этом городе приводил жителей к познанию истинного Бога. Долго действовал он таким образом, но наконец император узнал, что он не только не исполняет его приказания и не преследует христиан, но что сам обращает других ко Христу.
В это время император возвращался из дальнего похода и должен был проезжать через Солунь. Димитрий, узнав о скором приезде царя, поручил половину имения своему верному слуге, а другую раздал нищим. Сам же, оставив все земные попечения, обратился к посту и молитве и приготовлялся к близкой смерти. Император, прибыв в Солунь, стал расспрашивать - справедливо ли обвиняют Димитрия, и призвал его к себе. Димитрий смело объявил себя христианином и обличил языческое многобожие. Его сейчас же заключили в темницу; он пошел туда без страха, повторяя слова царя Давида: «Боже мой, в помощь мою вонми... Господи, помощи мне потщися, яко Ты еси терпение мое... Господи, Господь упование мое от юности моея».
Святой Димитрий не переставал в темнице петь и славить Бога. В заключении своем он имел чудесное видение, которое еще более воспламенило сердце его любовью к Богу и желанием пролить кровь свою за Христа. Он увидел светлого Ангела, который показал ему венец мученический и сказал: «Мир тебе, страдалец Христов! Мужайся и крепись». — «Радуюсь о Господе, - воскликнул Димитрий, - и веселюсь о Боге Спасе моем».
В то время как Димитрий был в темнице, в Солуни устраивались игрища для увеселения царя, который любил смотреть на жестокие побоища. У него был любимый боец, необыкновенно сильный и ловкий, который почти всегда убивал своих противников, бросая их с высоты на острые копья; обыкновенно заставляли его бороться таким образом с христианами. В Солуни был в то время молодой христианин именем Нестор. Он с негодованием видел, как много на этих побоищах убивают христиан и решился сам пойти против любимого царем бойца. Он пришел в темницу к святому Димитрию и объявил ему о своем намерении, прося его благословения и молитв. Димитрий осенил его крестным знамением и сказал: «Ты победишь, но будешь замучен». Нестор приняв благословение, пошел на побоище и воскликнув: «Боже Димитриев, помилуй меня», начал бой и вскоре одолел противника. Император в гневе велел сейчас же казнить Нестора, но и после такого мщения продолжалась ярость его. Узнав, что святой Димитрий благословил Нестора на борьбу, он осудил его на такую же смерть, какой умер любимый его боец. Рано утром, 26 октября, воины вошли в темницу; они нашли святого молящимся, бросились на него с копьями и умертвили его. Тело его лежало в темнице до ночи, когда пришли верующие христиане и тайно похоронили его.
Верный раб Димитриев, которому он поручил свое имение, был в темнице и видел мученическую смерть своего господина; он омочил платье и перстень его в крови мученика, понес их верующим и творил ими многие чудеса и исцеления. Узнав о том, император Максимиан велел также предать его смерти.
Много лет прошло с тех пор; гонение прекратилось, верующие построили над гробом святого Димитрия небольшой храм, где совершались чудеса, и многие больные получали исцеления. Один вельможа, именем Леонтий, страдавший долго тяжкой болезнью, пришел с верою в эту церковь, получил исцеление над самым гробом святого и в благодарность решился перестроить храм. Когда сломали прежнюю церковь и стали рыть основание для нового каменного храма, обретены были мощи святого. Их поставили в церкви в серебряной раке. После того много раз святой Димитрий спасал свой город чудесным образом. Много больных и страждущих получили исцеление у раки святого. Но памятнее всего спасение города от нашествия врагов предстательством святого Димитрия. Святой явился одному добродетельному мужу, который усердно молился о спасении города от врагов; жители Солуни, ободренные видением, укрепились на мужественную брань и победоносно отразили врагов своих.
В церкви Димитрия Солунскою, над алтарем, сохранялся долго шитый образ, его изображающий. Предание говорит, что он был вышит двумя христианскими девицами по приказанию языческого князя. Этот жестокий язычник с угрозами мучений и смерти велел его вышить для того, чтобы поругаться над святыней. Он хотел из него сделать попону для своей лошади. Бедные христианки горько плакали над работой своей и просили Господа избавить их от греха быть участницами такого поругания. Господь услышал их молитву. Образ был чудесным образом перенесен в Солунь и сделался предметом поклонения для верующих.

A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (25.10.2018)
Просмотров: 971 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru