Мир, в котором мы живем, который мы любим и стараемся понемногу познавать, этот мир ласковый, но больно обижающий нас порой, мир интересный, но не спасающий от находящей невесть откуда скуки и тоски, мир любви, оборачивающейся вдруг холодом и враждою, наш любезный сердцу мир, включающий в себя самое дорогое: и Родину, и родных наших, не есть полное и всесовершенное творение Божие: там, за горизонтом видимого есть лучший мир - мир, где нет болезни, ночи, зимы, мир, куда уходят лучшие из нас. И вход в этот мир открыт для всех. Вход этот единственный - Храм Божий, Святая Православная Церковь. Посмотри, дорогой мой брат, и ты, возлюбленная моя сестра, на купол церковный с крестом при ясной солнечной погоде. Какой блеск, какой свет какой славы! Это лишь видимые лучи той красоты неизреченной, которая сокрыта в Доме Божием. «Но есть Богъ на небеси скрывайи тайны» (Дан. 2, 28). А для нас есть ли иное стремление, есть ли иные пути, как стремление и пути к Нему? Идемте же скорее в Храм Божий, дабы, оставшись там навсегда, войти и поселиться в Небесной нашей Родине, вместе со святыми предками нашими и ангелами, в Царстве чистоты и любви, в Царстве Благодати, в Царстве Торжествующего Православия.
Храм Божий. Велико достоинство и велика святость его. Его купол венчает крест. На Кресте две тысячи лет назад Господь Иисус Христос принес жертву Пресвятой Троице и открыл для всех нас путь туда, куда мы решились следовать. Крест на храме может быть с неким подобием полумесяца - с двумя рогами якоря. Крест - это якорь; во взволновавшемся вдруг мирском море бед и несчастий, волны которого нещадно, будто корабль, качают самую Церковь, якорь является символом надежды и упования на Иисуса Христа. При храме возведена особого рода башня. Это колокольня, на ней колокола. Звоном колоколов Церковь созывает людей на молитву. И потому звон такой называется благовест (звон в один колокол, переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько колоколов поочередно). Благовестом Святая Церковь возвещает нам, что настало время принести бескровную жертву за наши грехи и вкусить Божественной Трапезы Тела и Крови Иисуса Христа и через то освятиться в благодать. Когда раздастся благовест, перекрестимся мы с краткою молитвою: «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» и пойдем на богослужение, а пока можно пройтись по церковному кладбищу.
При святых храмах обыкновенно устрояются кладбища. Кладбище - это святое место. Здесь до определенного Богом времени покоится прах родных наших. На могильных крестах и памятниках, порой очень дорогих, - многочисленные надписи - свидетельства любви к прошедшим земное поприще. Кладбище - это место плача и скорби в разлуке, а никак не место пира и веселия. Здесь место молитвы. Где еще можно так прилежно думать о смерти и будущей жизни, как не на кладбище - месте будущего и недалекого упокоения нашего бренного тела. Смерть придет ко всякому из нас, как пришла она к отцам и братьям нашим. Не веки жить на земле, а годы, если не меньше. Потому кладбище - место, где должно начать готовиться к Суду Божию. Тела наши лягут здесь до часа воскресного, а дух бессмертный будет жить и за гробом. На кладбище надлежит молиться за усопших. Здесь молитва о них особо жива, искренна и усердна. Почившим ничего от нас не нужно, кроме молитвы о них. И молитвенная слеза катится из очей наших на дорогие могилы, а сердце устремляется ко Всевышнему: «со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Кладбище - это обширный храм, в коем почивают кости не одного, а, быть может, многих праведных и святых людей. И они, получившие дерзновение ко Богу, сами взывают к Нему о помощи нам. Но довольно сетовать на временную разлуку с любезными нам, пора идти по следам их с верою и любовью туда, где они пребывают. Взойдем к подножию алтаря Господня: у Него нет мертвых. Приблизимся в духе к пределам горнего мира.
Пойдем к храму. Святой Храм Православный алтарем своим всегда обращен к востоку. Это потому, что как свет видимый исходит от востока, так и свет благодатный, истинный, освещающий путь к Царствию Небесному, воссиял нам от востока же, ибо там родился Христос, Спаситель мира. Наружный вид храма часто напоминает формой своей корабль. Это для того, чтобы мы не забывали, что в Церкви Христовой есть непогрешимый Кормчий - Господь наш Иисус Христос. Мы идем туда, где есть единственная возможность спастись душе от смерти. Для этого надлежит оставить все суетные помыслы и заботы. Но сначала должно примириться со всеми ближними и простить им обиды, должно помолиться о них. И тогда можно будет войти в место селения славы Божией, где совершаются великие Таинства, где на Святом Престоле предлагается истинное Тело и истинная Кровь Господа, где невидимо присутствует Сам Царь славы, где всех верных осеняет Дух Святый, где лики святых ангелов невидимо окружают Господа Иисуса и славословят Его. Приблизимся благоговейно. Приблизимся не как праздные туристы, а как избранные Христовы. Раздадим милостыню нищим - братьям нашим по праотцу Адаму - и за них Господь пострадал. Осеним себя при входе знамением креста с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Принесем священнику в алтарь хлеб, называемый просфо¬рою, с просьбою помянуть пред жертвенником близких нам живых и усопших. Возжем свечи пред иконами Господа, Пре¬чистой Его Матери и святых, Ему угодивших в сей жизни и Им прославленных в будущей. Мы - в доме Божием, и ангелы Божии радуются о нас.
Святой храм Православный состоит из трех частей: из при¬твора, церкви и алтаря, что символически представляет собой три части Божия домостроительства о людях: время, в котором человечество стояло под естественным законом - притвор, эпоха закона Моисеевых заповедей - средняя часть, благодать от Иисуса Христа - алтарь, изображающий Небо самою своею невидимостью. Об этом говорят и стенные изображения.
От Престола , стоящего в алтаре, проложен непрерывный путь к середине храма - амвону, чем указывается на путь прише¬ствия Господа к нам.
Прямо пред Святым Престолом находятся Царские врата, которыми выходит Царь славы. Они носят на себе изображе¬ние Пресвятой Богородицы, Ее благовещения и изображения благовестников этой тайны - четырех евангелистов.
Между Царскими вратами и Престолом Царя славы есть за¬веса, на которой изображен крест - символ Самого Иисуса Христа.
Иконостас часто украшен орнаментом из растительнго мира, изображающим Рай.
Центром всех богослужебных действий служит крест Христов. Он возлежит на Престоле как скипетр Властелина Неба и земли.
Священнейшее место храма - алтарь. Он отделен собственно для священнодействия, и вход туда мирянам возбранен правилами святых Отцов. Из всех мирян один только Царь Православный - Помазанник Божий достоин и может причащаться Святых Таин у Престола вместе со священнослужителями. Первая и важнейшая принадлежность алтаря - Святой Престол. На нем таинственно присутствует Сам Господь и Владыка Церкви. Престол служит знамением и Гроба Господня, и местом славы Его. На Престоле полагается антиминс (по-русски - вместопрестолие), в который влагается частичка святых мощей. Это делается во свидетельство истины, что святые, спогребаясь со Христом, вместе с Ним и прославляются (Римл. 6, 8). Кроме антиминса на Святом Престоле поставляются: дарохранительница - сосуд, в котором хранятся Святые Дары для приобщения больных, крест и Евангелие. Евангелие при каждом нашем взгляде на него напоминает нам о нашем Спасителе и о нашем спасении. Крест предлежит залогом любви к нам нашего Спасителя. Кроме Престола в алтаре находится жертвенник для приготовления Святых Даров - на левой стороне от Престола. За Престолом устрояется горнее место для архиерейского служения. От него - свидетельствуют чистые души - исходит всякий раз блистающий свет - сила Божественная. Здесь же, за Престолом ставится семисвещник, напоминающий нам о семи дарах Духа Святого. Алтарь Церкви Христовой - Церкви Православной - место нашего особого благоговения и страха, куда миряне и взирают-то с особым трепетом, а священно- и церковнослужители с особым трепетом приступают.
Самый храм - это средняя часть храма, в которой пребывают верные Христовы. Здесь, пред величием Божиим, даже Государь должен снять свою корону - символ земного величия. Войдя в эту часть храма, мы видим сразу некую перегородку, отделяющую нас от алтаря. Это иконостас, обставленный весь иконами. Он научает нас, как и кого мы имеем покровителями на Небе, к кому должны обращаться с молитвами. Мысль богомудрая, премудрая, преданная церковною древностию, руководила устройством иконостаса. По обеим сторонам Царских врат пребывают иконы Спасителя и Матери Божией. Далее, по правую сторону, - икона святого или праздника, в честь которого храм, далее - иконы других угодников Божиих, наиболее чтимых местно. Выше - изображения двунадесяти праздников, еще выше - святых апостолов, выше - святых пророков, а над ними - святых ветхозаветных патриархов, праотцев. Посередине, на самом верху иконостаса - Распятие Господа Иисуса с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Богословом. А над самыми Царскими вратами - изображение Тайной вечери как указание на совершающуюся за Литургией в алтаре вечерю Тела и Крови Господних. Святые Дары мирянам преподаются на солее - несколько возвышенном месте пред иконостасом. Возвышенное место напротив Царских врат называется амвоном, оно служит для возглашения на нем ектении и Евангелия. По правую и левую сторону от амвона - клиросы для певцов и низших членов клира. На клиросах можно видеть хоругви - изображения в виде знамени с крестом наверху - они и есть победное знамя Церкви Христовой над врагами спасения.
С западной стороны - вход в храм, который дает внимательному сердцу назидательные уроки. Чтобы войти в храм для беседы с Богом, для испрошения Его милости, для единения с Ним в Таинстве Причащения, нужно пройти сперва паперть, где стоят нищие и кающиеся. Идущие в храм за милостью ко Христу, сами прежде всего призываются оказать милость нуждающимся на пороге церковном. Затем нужно пройти притвор, где стоят кающиеся и оглашенные, изучающие догматы веры. Значит, чтобы достойно вступить в храм, нужно иметь раскаяние в грехах и твердую чистую веру. Притвор обыкновенно отделяется от средней части храма сплошной стеною с тремя дверями. Средние - для Царей земных, которые, оставив в притворе все отличия Царского величия, входят ими в храм как простые верующие. Правые двери предназначены для входа в храм мужчин, левые - женщин. Назначение притвора, таким образом, в том, чтобы решившийся идти ко Господу в Дом Его оставил в нем, в притворе, все свое мирское и внес с собою в храм лишь веру свою, свое упование, свою любовь.
Подобно тому, как икона является окном в Царствие Небесное, так и сама Церковь - вход на Небо и место присутствия Хозяина Небесного. Идя в гости в дом кого-либо из людей, мы берем с собой подарки. Не тем ли более должно нам потщиться принести дар Богу? Дар наш покажет любовь нашу к Нему. Но что же принести, достойное Его святости и равное нашему благоговению? У благочестивых христиан принято жертвовать в храм хлеб, плоды, вино, масло, свечи и пр. Но побоимся оставить лучшее себе, а похуже отнести Тому, в Чьей руке спасение наше. Идя в гости к начальствующим людям, мы дарим лучшее, не тем ли более нужно бояться оскорбить Начальника нашего спасения худшим. Не тот более угоден Богу, кто больше и лучше принес, а тот, кто более от себя отдал в жертву. И помнить надо, что жертва бывает противна Богу. Страшно предложить для Таинства некачественное вино. Недостойно святости храма неочищенное масло для лампад. Свечу поставить лучше маленькую, но из чистого пчелиного воска, дабы не осквернять храм копотью и дурным запахом. Не свеча, не елей, не вино, а доброе расположение сердца нужно Господу. И подаяние по возможности в кружку церковную не останется без молитвы Церкви и без милости Божией. Прошли годы и века, и память многих исчезла с лица земли, а Церковь не забывает в своих молитвах благодетелей своих.
Мы в Доме Отца нашего Небесного. Что здесь главное, для чего мы пришли? Молиться? - Да: он есть Дом молитвы, по слову Господа (Лк. 19, 46). Для поучения в слове Божием? - Да. Для совершения таинств? - Да. Но для чего же наипаче храм? Для чего, кроме мест читающих, поющих, молящихся, святилище внутреннее? Для чего средоточие святилища имеет образ трапезы? - Очевидно, для совершения Таинства Тела и Крови Христовых. Что же может быть вожделеннее, как пребывать во Господе и Его иметь в себе пребывающего? Так приступим к Таинству! Неужели не возжелаем жизни вечной? И есть для этого лишь одно средство: очистив совесть свою в таинстве исповеди, приступить к общению Тела и Крови Христовых нелицемерно. И, кроме того, посещая храм прилежно, с благоговением, со вниманием, с верою, должно сокровища благодати, хранящиеся для нас в храме, охранять тщательно нашим хождением вне храма, живя теми святыми чувствами, которые получили в храме от богослужения.
Что есть благочестное поведение в храме? Попросту говоря, надо блюсти себя в присутствии Божием. Находясь в доме уважаемого человека, мы стараемся и вести себя достойно, даже если он нас не все время видит. И тем более, как же должно держаться в Доме Небесного Хозяина, Который не только видит нас, но знает и все наши чувства. Входить в храм нужно в мирном расположении духа. Над входом в один старинный храм была надпись: «Мир тебе, кто бы ты ни был, если ты в мире, с чистым сердцем входишь в тайное селение Христа Бога». Наружно благочестивое поведение таково. Одетыми надлежит быть просто, скромно и прилично, держаться чинно, но без изысканности. По заповеди апостола Павла, мужчины должны быть с непокрытыми головами, а женщины - в знак скромности и целомудрия - с головами покрытыми (ІКор. 11, 4-16). Некогда благочестивые христианки покрывали и лицо от греха. Христиане, имеющие знаки светского и воинского величия, почитают приличным являться в святых храмах без сих знаков и без оружия. Во время богослужения должно стоять в безмолвии и без движения, с лицом, обращенным прямо к святому алтарю. Разговоры во время богослужения весьма оскорбительны для Церкви. Неприлично и сидеть во все время службы, даже при произношении поучений, исключая случаи болезни и немощи. Не хорошо приходить на службу после начала или уходить до ее окончания. Кто из нас, званый на пиршество к значительному лицу, дерзнет опоздать или уйти ранее? А в святую Церковь, Дом Бога Живаго - дерзаем. Душевредно.
В храме все поучительно. Малейшая вещь значительна и в назидание. Рассмотрим одежды священников. Достаточно только взглянуть на батюшку в полном облачении, чтобы уже получить наставление. Подризник на батюшке напоминает собою тот хитон, ту одежду, в которой ходил по земле Сам Иисус Христос. И Отцы Церкви называют его одеждою спасения и одеждою веселия. Поручи на руках батюшки означают узы Христовы. Епитрахиль означает иго и тяжесть в знак тяжелого креста священнического, подъятого на себя христолюбивой душой. Случится ли где больной, и священник, хоть в полночь, должен идти на зов. Всякую требу должен исполнить он, оставив всякое свое дело. Епитрахиль на плечах иерея напоминает собой тот Крест, который Господь нес на плечах Своих. Пояс, подпоясывающий епитрахиль и подризник, напоминает собой силу Божию, подкрепляющую в служении, Он означает то полотенце, которым благоволил препоясаться Спаситель, когда умыл ноги ученикам Своим. Поверх священник облачается в фелонь - одежду правды: - напоминание той хламиды, в которую был одет Спаситель во время страданий. Принадлежность диаконского облачения - орарь - напоминает крылья ангельские. В нашей Православной Церкви нет предмета, нет вещи, которая не имела бы своего высокого значения, а потому каждая вещь вызывает чувство особого благоговения и благочестного отношения к ней.
Подобно кресту, Евангелию и другим священным вещам благоговейно почитаются христианами и святые иконы. Боготворить их нельзя, но честь, воздаваемая образу, восходит на первообраз.
Сам Бог является Начальником почитания святых икон: Он повелел Моисею поставить по обеим сторонам Кивота Завета двух херувимов, изваянных из злата (Исх. 25, 18). Сам Иисус Христос исцелил Авгаря, едесского князя, Своим нерукотворенным образом. Иконы Пресвятой Богородицы - числом три - написал святой евангелист Лука. Апостолы Петр и Иоанн - по свидетельству преподобного Иоанна Дамаскина - построили в Лидии храм во имя Пресвятой Богородицы, в котором была и чудотворная икона Богоматери. Нередко святые Божии являлись живущим на земле в том виде, в каком они изображаются на святых иконах. Иконы представляют нам образы священнейших истин веры нашей. И бесчисленные чудеса и знамения благоволил совершить Господь через них для верующих, побуждая к более усердному чествованию их. По обилию чудес некоторые иконы именуются чудотворными. У православных верных существует обычай целовать иконы. Когда-то и Христу, бывшему на земле, воздавали уповающие целование. Позже, по вознесении, чтилось с целованием все, напоминающее о Нем. Целуя иконы, мы свидетельствуем через то свое православие - правильное прославление Бога.
Должно лишь бояться повторить иудино льстивое и притворное лобзание. Так, непохвально и постыдно во время службы, когда «да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со трепетом», противно произвольное и неблаговременное подхождение к иконе для прикладывания.
Символическое значение имеет употребление в храме светильников. Они: являют собой символ радости, возжигаемые и днем. И верно, светом мира, светом в просвещении языков именуется в Евангелии Христос, светом, просвещающим нас от тьмы. Тепло же от огня означает любовь к нам Христа, желающего от нас любви же.
На Престоле возжигаются трехсвещники во имя Бога Троицы. Пред иконами - поликандила - многосвещники. Кроме того, возжигается в храме паникадило - всесвещник. При архиерейском служении возжигаются дикирий, означающий Сына Божия в двух естествах Его - Божеском и человеческом и трикирий, напоминающий Троицу, от Которой наше освящение.
Свечи ставим мы, дабы сгорели греховные навыки наши и ум наш был: просвещен познанием закона Божия, а сердце - любовью Его. Но не бывает нам пользы от зажженной свечи или лампады, если сердце не участвует в богопочитании. Должно же сперва возжечь в сердце своем пламень святой молитвы ко Богу. Как знамение благоговейного духовного чествования христианами Господа славы, Его Преславной Матери и Его прославленных святых во время службы Божией нередко бывает каждение фимиамом. Христиане же окаждаются в ознаменование освящения их благодатию Божией и для возбуждения в них особого молитвенного настроения. Они должны смиренно склонить голову перед окаждающим их священнослужителем. И да будут молитвы их хороши и благоуханны, от душ, пламенеющих ревностью о Боге, не оскверненных нечистотою, подобно чистому и святому фимиаму.
Вячеслав Марченко
В основании книги сей лежит усердие о Христе протоиерея Григория Дьяченко
Художник Елена Стефарова