Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.07.2018
13:12
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 488

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [49]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [22]
к Природе [25]
к Животным [26]
к работе [7]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [172]
Сказки [1]
Православие детям [32]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

КАТЕХИЗИС для детей

КАТЕХИЗИС для детей

Бог очень любит детей

Каждый ребенок знает, как хорошо бывает человеку, когда его любят. Кто из вас, юные читатели, не ощущал на себе того, как родители готовы пожертвовать всем ради своих любимых детей. Если потребуется, они могут проводить у постели своего больного малютки много бессонных ночей. Столь желанные для детей игрушки, сказки, душевное тепло и внимание — это результат любви к детям их мам и пап. Но как бы крепко ни любили родители своих детей, Господь Бог имеет несравнимо большую любовь к детям.
Пройдут годы, и вы, сегодняшние малыши и подростки, станете взрослыми. Но в памяти каждого из вас останутся светлые воспоминания о золотой поре детства. Многие люди считают детские годы лучшим временем своей жизни. Это потому, что в детском сердце нет зла, оно доверчиво к людям. Иисус Христос однажды сказал о детях: «Не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19, 14).
С детских лет человек начинает познавать окружающий его мир. Уже маленькому ребенку хочется узнать: почему, например, ночью темно, а днем светло, почему одни звери дружат с человеком, а другие являются хищниками, почему осенью листья опадают с деревьев и т. п. Детской любознательности нет конца, и это хорошо. Но еще несравнимо лучше, когда ребенка начинают интересовать вопросы о земной жизни Господа Иисуса Христа, Ветхозаветная и Евангельская история. Тогда его мягкой как воск душе будет все больше открываться бесконечная любовь Господа Бога к людям и то, что Бог ждет ответной любви от каждого человека, и, конечно же, от детей. Но человек только тогда сможет любить Бога, когда будет знать, Кто такой Бог и какое Он имеет отношение к людям. Об этом и о других первоначальных вопросах христианской религии рассказывается в этой маленькой книжице — Катехизисе (В переводе с греческого означает начальное наставление), адресованной юному читателю.
Кому из ребятишек будет понятно не все, о чем пойдет речь дальше, не огорчайтесь; запаситесь терпением, и когда чуточку подрастете, загляните вновь на эти страницы. Мы советуем каждому из вас, дети и подростки, запечатлеть в памяти и в сердце все, что здесь напечатано.

БОГ — ВСЕСОВЕРШЕННЫЙ ДУХ

Старшеклассники на уроках физики знакомятся с понятием «материя» или «материальный мир». Этим словом древние мыслители обозначали все то, что человек ощущает пятью чувствами. Современная наука к материальному миру относит и все то, что можно обнаружить с помощью приборов, например, радиоволны. Наряду с материальным миром существует и другой мир — нематериальный. Оба эти мира как бы параллельны друг другу и существуют рядом, но не смешиваются между собой. Все, что имеет отношение к. нематериальному миру, отличается от материи и называется духом. Дух недоступен для телесных чувств человека. Его нельзя видеть, осязать. Видимые предметы имеют форму, размеры, вес. Дух ничего этого не имеет, его нельзя разделить на составляющие части, ибо он является простым неделимым образованием.
Существа, которые не имеют тела, называются бестелесными духами. К бестелесным существам относятся Ангелы и Бог. Ангелы, будучи сотворены Богом, имеют тварную ограниченность. Бог не имеет ни начала, ни конца: всегда был и всегда будет. Бог имеет бытие от Себя Самого. Он ни от кого и ни от чего не зависит, одновременно присутствует в каждой точке пространства, все знает, все может, никогда не изменяется, т. е., не переходит из лучшего состояния в худшее и наоборот.
Поэтому о Боге можно сказать, что Он вечный, самобытный, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый Дух. Эти свойства Божии позволяют назвать Его всесовершенным Духом. К свойствам Бога как всесовершенного Духа также относятся святость, праведность, благость, милосердие, любовь и другие совершенства. Поскольку Бог по Своему совершенству бесконечно выше всех видимых и невидимых творений, Его называют Всевышним.

БОГ — ТРОИЦА

Христиане веруют в Единого Бога и исповедуют в Нем Три Лица (Личности, по-гречески их называют Ипостаси): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог в Трех Личностях. Общее у Отца и Сына и Святого Духа — несозданность и Божество. Первое лицо Святой Троицы — Бог Отец — ни от кого не рожден. Второе лицо Святой Троицы — Бог Сын — Единый Сын Безначального Отца, во всем равный Отцу. Отличительное свойство Бога Сына — рожденность от Бога Отца. Около двух тысяч лет тому назад Сын Божий воплотился в человеческое тело и родился в образе Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, который прожил на земле тридцать три с половиной года и в конце Своей жизни претерпел смерть на Кресте за спасение всех грешников. Господь Иисус Христос — Истинный Бог и Истинный человек. Третье Лицо Святой Троицы — Бог Дух Святой. Отличительное свойство Бога Духа Святого — и с хождение от Бога Отца. Что такое рождение Сына и исхождение Духа Святого от Отца — человеческий разум понять не может.
Святая Троица есть величайшая тайна для человека. Чтоб хоть как-то ее понять, используют примеры из видимого мира. Например, у солнца есть диск, свет, тепло. Но оно не разделяется на части. Круг как бы означает Безначального Бога Отца, свет — Бога Сына, тепло — Бога Духа Святого.

КАК ГОСПОДЬ БОГ ОТКРЫВАЕТ СЕБЯ САМОГО ЛЮДЯМ

Есть два способа познания Бога: книга творения (мироздание) и Священное Писание. Рассматривая видимый мир, любой здравомыслящий человек не может не задуматься над таким извечным вопросом: откуда появились украшающие ночное небо звезды и Луна, наше дневное светило — Солнце, великолепная Земля с ее океанами, морями, горами, лесами, полями, лугами... Неверующие говорят, что все существующее произвела природа. На вопрос, что такое природа, они отвечают: «Это все, вместе взятое, что окружает нас, от далеких небесных светил до ничтожных песчинок, пылинок, молекул…». Значит, по утверждению неверующих, природа все устроила сама. Но давайте задумаемся, способна ли не имеющая разума природа устроить сама себя? Известно, что прежде чем воздвигнуть какое-либо здание, работающий над проектом будущей постройки архитектор производит необходимые математические расчеты, и только после этого начинается строительство. Без архитектора и строительных рабочих ни одно здание не может воздвигнуть себя. Точно так же без конструктора не может появиться ни одна машина.
Создать Землю или Луну неизмеримо сложнее, чем построить любое здание, создать живую птицу бесконечно сложнее, чем изобрести самолет. Так можно ли согласиться с тем, что планеты, животные, растения появились просто так, случайно, без участия чьего-то разума? Нет, конечно. Чем более искусен мастер, тем более изящно устроена вещь, которую он произвел. Это бесспорно. Значит, и небесные светила, и Земля, и растительный мир, звери, птицы, насекомые, человек появились как результат деятельности бесконечно великого разума. Его называют Высший Разум, или Бог.
Читая книгу творения, верующий человек узнает по ней, что Бог безмерно человеколюбив, ибо создал для людей неописуемо прекрасную Землю.
Видимое небо и Земля, преподают людям назидательные уроки познания Бога. Эту школу Богопознания прошли такие выдающиеся ученые, как Ньютон, Паскаль, Галилей, Коперник, Фарадей, Ломоносов, Ампер и сотни других светил науки, которые во всеуслышание засвидетельствовали о своей вере в Бога и о том, что изучение природы помогло им углубить веру в Творца. Но хотя книга природы и повествует о Творце и способна приводить многих к вере в Бога, тем не менее на ее страницах человек не сможет найти все те знания о Всевышнем, которые содержатся в другом источнике познания Бога — в Святой Библии.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ БОГА

С первыми людьми Адамом и Евой, когда они были еще безгрешны и жили в Раю, Бог имел очень близкое общение, открывал им Свою волю. И после изгнания из Рая согрешивших Адама и Евы Бог еще сотни и тысячи лет близко общался с людьми. Но когда люди все больше стали грешить и через свои грехи все дальше уходить от Бога, тогда Бог стал общаться с человеческим родом наподобие того, как люди общаются со своими родственниками, уехавшими в далекий край. Люди пишут письма. И Бог стал общаться с человеческим родом через Свои письма, которые получили название Священное Писание (Св. Писание).
Священное Писание называется также Св. Библией или словом Божиим. Библия — слово греческое и в переводе означает «книги». Так она названа потому, что содержит в себе 77 книг: 50 из них — книги Ветхого Завета (написаны до Рождества Христова) и 27 — Нового Завета (написаны в 1-м веке по Рождеству Христову).
Из книг Нового Завета выделяются четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Св. Библия писалась на протяжении более 1600 лет, и ее писали несколько десятков разных авторов. Среди них были: пророки, цари, пастухи, рыбаки. Бог избирал людей для написания Св. Библии не по их умственным способностям, а по чистоте сердца и преданности Его воле.
В Священном Писании возвещается учение о Боге, содержатся заповеди Господни, излагаются вероучительные вопросы и пророчества о грядущих событиях в Церкви и мире (многие из пророчеств Св. Библии, написанные десятки столетий назад, исполняются в наше время).
В религиозной литературе нередко встречаются такие сокращенные обозначения, как, например, Матф. (12,22—28). Библейские книги разделены на главы и стихи. Первая цифра указывает главу, вторая стих. Сокращенное обозначение: Матф. (12, 22—28) читается как «Св. Евангелие от Матфея, глава 12, стихи с 22 по 28».
Св. Библия является настольной книгой христианина на каждый день. Чтение ее должно быть вдумчивым. Перед тем, как приступить к чтению Св. Библии, надо совершить усердную молитву к Господу, очистить ум от житейской суеты.

БОГ ВСЕ ВИДИТ И НИЧТО НЕ СОКРЫТО ОТ НЕГО

От Бога нельзя ничего утаить. Люди могут не видеть, как мы грешим, то Бог видит. Кто возьмёт чужую вещь, думая, что никто этого не видит, пусть знает, Что Бог это видит. Кто в постный день ест мясо, таясь от глаз других верующих людей, пусть знает, что Бог видит это.

ГОСПОДЬ — ТВОРЕЦ БЕСЧИСЛЕННЫХ ЧУДЕС

Не все люди верят в возможность чуда. Немало таких, кто принимает чудо за сказку или обман. Неверующие говорят, что ни одно чудо быть не может, ибо тогда нарушились бы законы природы. Но зададим неверующим вопрос. По законам природы даже легкая снежинка падает на землю, почему же многотонный самолет подобно птице совершает полет? Они ответят, что конструкторы и инженеры так славно придумали эту небесную машину, что она «подчиняется» не силам земного притяжения, а пилоту. Но если человек смог создать такую машину, что она как бы нарушает закон свободного падения тел, то разве невозможно Богу, когда Ему это бывает угодно, производить чудеса, которые внешне выглядят как нарушение законов природы?
Бог творит бесчисленное множество чудес. О многих чудесах рассказывает Библия. Каждое чудо, которое считается произведенным Ангелами или святыми людьми, совершено силой Божией, ибо только Бог может творить чудеса.
Нельзя требовать у Бога чуда или говорить: «Я уверую в Бога, если увижу какое-нибудь чудо». Если у христианина имеется крайняя необходимость, чтобы Бог чудесным образом ответил на его нужду, надо просить Господа об этом с великим смирением духа, с глубокою верою, и расположить свое сердце безропотно принять тот ответ, который даст Всевышний.

ДОБРЫЕ АНГЕЛЫ

Прежде сотворения видимого неба и Земли Господь создал Ангелов. Они очень светлые, но не такие светлые, как Бог, ибо Бог светлее всего. Ангелы не имеют тела. Поэтому они бессмертны, у них не бывает болезней, им не требуются пища, одежда, сон.
Из всего видимого самую большую скорость имеет солнечный свет. А Ангелы летают не сосчитать во сколько раз быстрее света. Ангел — слово греческое и обозначает «вестник». Такое название Ангелы получили потому, что они возвещают людям волю и тайны Господа Бога. Бестелесные Ангелы невидимы, но когда они являлись людям, то обычно имели вид крылатых юношей, поэтому такими мы видим изображение Ангелов на иконах.

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

У каждого крещеного человека есть Ангел-Хранитель.
Если человек ведет добрую жизнь, сохраняет веру в Бога, молится каждый день, то Ангел-Хранитель всегда незримо бывает рядом с этим человеком. Когда человек начинает делать зло, забывает Бога, не молится — Ангел-Хранитель очень печалится за душу такого человека и улетает от него на Небо. Если же человек покается в своих грехах, Ангел-Хранитель опять возвращается к нему.
Многие маленькие дети боятся оставаться одни в темном месте. Это оттого, что они не знают, что где бы они ни находились, над ними всегда распростерты крылья Ангела-Хранителя, который защищает их от любого зла.
Будем каждый день молиться своему Ангелу-Хранителю:
«Ангеле Христов, хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

ДЛЯ ЧЕГО БОГ СОТВОРИЛ ВСЕЛЕННУЮ И ЧЕЛОВЕКА?

Бог является неисчерпаемым источником добра и любви, и Ему хочется на кого-то изливать Свою благость. С этой целью Бог сотворил сначала Ангелов, но когда часть из них не пожелали служить своему Создателю, уклонились от Его любви, Господь решил создать человеческий род, чтобы на новое свое создание изливать любовь, которой лишились падшие ангелы. Вселенная была создана Богом прежде человека, как жилище для него и как школа познания Бога.

ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Бог сотворил сначала Адама, а потом в помощницы ему жену Еву, и поселил первых людей в прекрасном Едемском саду, называемом Раем, который был насажен Богом на Востоке.
Жизнь Адама и Евы в Раю была очень счастливой, они не знали никакого горя и печали. Господь замышлял, чтобы человек, живя в Раю, не умирал.
Бог дал заповедь первым людям, желая проверить, насколько они будут послушны своему Творцу, чтобы они не вкушали плодов с запретного дерева познания добра и зла, которое росло посредине Рая, иначе они умрут.
Диавол, превратившись в змея — одного из самых красивых животных в то время, подполз к Еве и соблазнил ее наушить заповедь Божию. Ева уговорила Адама вкусить запретный плод. За это Адам и Ева были изгнаны из Рая. Это непослушание Богу первых людей называется грехопадением наших прародителей. Следствием грехопадения явилось то, что Адам и Ева стали смертными людьми. В их жизнь вошли скорби и болезни. От Адама и Евы произошел весь человеческий род. И все потомки первых людей тоже стали смертными, уделом их тоже стали скорби и болезни.

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

ГРЕХ — это нарушение законов (заповедей), которые Бог дал людям для исполнения. После того, как Адам и Ева нарушили первую заповедь Божию — вкусили запретный плод, грех стал желанным для человека, он влечет к себе его сердце. Вся последующая история человечества после изгнания первых людей из Рая — это укоренение людей в грехах. С каждым веком мир все глубже и глубже погружался в грехи. Если говорить о том, чего достигли люди к нашему времени на пути устремления к греху, то следует сказать, что перечню грехов нет конца. Вот только некоторые из них: неверие в Бога, убийство, воровство, ложь, клевета, осуждение других людей, зависть, сквернословие. Грехом является любое зло, причиненное людям. Ко греху относятся нарушение всех заповедей Божиих, которые записаны в Св. Библии.
Такие большие грехи, как неверие в Бога, убийство, курение, воровство, пьянство и другие, им подобные, называются смертными.

ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ТЕЛО СДЕЛАЛОСЬ СМЕРТНЫМ, А ДУША ОСТАЛАСЬ БЕССМЕРТНОЙ

Если бы человек не согрешил, он никогда бы не увидел смерти. Теперь же смерть является следствием наказания за грех. Смерть телесная — это временное разлучение души с телом. Вместе со смертью тела человек не уничтожается, его бессмертная душа продолжает существовать в ином мире. Подобно тому, как человек, отходя ко сну, снимает свою верхнюю одежду, так и душа в минуту смерти как бы сбрасывает с себя на время тело.
Что убеждает человека в том, что у него есть неумирающая душа? Человек обладает разумом, имеет совесть, наделен чувствами. А вот у животных ничего этого нет. То, что отличает людей от любого из животных, называется душою. Душа способна мыслить, любить, радоваться, умеет отличать добро от зла. Она такая же невидимая, как и бестелесные существа. Но душа невидима для людей, а для Бога она видима. Бог видит все, что происходит в душе каждого человека. От Его всевидящего ока не может утаиться ни одна наша мысль.
Перейдя в загробный мир, душа помнит все, что сделал человек во время земной жизни. Как тело нуждается в телесной пище, так и душа — в духовной. Нетленной пищей для души являются молитва, чтение религиозной литературы, пост, таинство Покаяния (Исповедь), Св. Причащение, добрые дела.

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ДО ПРИШЕСТВИЯ НА ЗЕМЛЮ БОГОЧЕЛОВЕКА ИИСУСА ХРИСТА

Время от грехопадения человека до Рождества Господа Иисуса Христа называется Ветхим Заветом. Этот период охватывает много столетий и тысячелетий. Вначале почти все люди стремились жить так, как того хотел Всевышний. Но постепенно они стали забывать Господа Бога, предаваясь грехам и совершая злые дела. Из всех людей только один человек, по имени Ной, вместе со своим семейством исполнял волю Божию.
Господь решил истребить потопом погрязшее в грехах человечество и повелел Ною построить Ковчег (большой корабль), чтобы тот нашел в нем спасение от потопа. Ной взял в Ковчег также по паре от всех животных. Сорок дней и сорок ночей лил дождь. Затем вода удерживалась на земле еще 150 дней. Все, кто не был в Ковчеге, погибли. Когда наводнение кончилось, Бог велел Ною выйти из Ковчега и вывести с собою всех животных. И благословил их Бог размножаться.
У Ноя было много детей, и от них произошло опять много людей на земле. Все они говорили на одном языке. Новые люди не стали лучше тех, что жили до потопа. В этом сказывалось тяжкое последствие грехопадения Адама и Евы, глубоко проникшего в саму натуру человека, в его душу.
Однажды люди, будучи одержимы гордыми мыслями, задумали построить башню высотою до небес (Вавилонскую башню). Конечно, эта затея не могла быть осуществима. Но она заключала в себе желание людей прославить себя, и Бог наказал их за это. Когда строительство шло полным ходом, Господь смешал языки всех строителей, каждый из них стал говорить на непонятном для других языке.
Постепенно люди забыли Истинного Бога, вместо служения и поклонения Богу они стали поклоняться мертвым, бездушным идолам. Но один праведный человек, по имени Авраам, несмотря на повсеместное распространение идолопоклонства, поклонялся Живому Богу, Творцу неба и земли, и усердно служил Ему. От Авраама Бог произвел многочисленный еврейский народ. Этот народ Бог избрал из всех живущих па земле, и в этом народе по плану Божьему должен был родиться Спаситель мира Господь Иисус Христос.
Много чудес сотворил Бог для еврейского народа. Из его среды Господь избрал пророков, которые возвещали людям волю Всевышнего и Божественный план спасения человечества через искупительную смерть Сына Божия.
Часто евреи поступали вопреки воле Божией, иногда были склонны даже к идолопоклонству. За все их прегрешения перед Всевышним их постигали многие бедствия и несчастья: много раз против евреев выступали войной окружающие их языческие народы. Но, несмотря на все свои уклонения в грехи, евреи все же смогли сохранить веру в Истинного Бога, и поэтому среди этого народа родился Сын Божий Иисус Христос.
У еврейского народа особенно прославились своей верой и святой жизнью такие угодники Божии, как древние патриархи Авраам, Исаак, Иаков, праведный Лот, Боговидец Моисей, псалмопевец Давыд, пророки Илия, Исаия, Иов, Иеремия, Даниил и многие другие подвижники веры.

ГОСПОДЬ Иисус ХРИСТОС — СПАСИТЕЛЬ МИРА

По причине Своей неизреченной и непостижимой любви к человеческому роду Господь пожелал Сам стать Человеко, чтобы искупить грехи людские. С этой целью осуществилось воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы Бога Сына.
Богочеловек Иисус Христос родился в одной из пещер около города Вифлеема на юге Иудеи. От того года, в котором родился Христос, ведется новое летоисчисление, получившее название новой эры или нашей эры.
Детство Иисуса Христа протекало в городе Назарете. Когда Христу исполнилось тридцать лет, Он был крещен св. пророком Иоанном Крестителем в реке Иордане и после этого вышел на общественное служение.
Иисус Христос избрал Себе двенадцать учеников — апостолов. За Христом следовало и множество людей из разных мест. Он учил их, совершал великие чудеса, исцелял больных, воскрешал мертвых.
Три с половиной года продолжалась проповедь Господа Иисуса Христа среди иудейского народа. В завершение Своей земной жизни Сын Божий претерпел смерть на Кресте. Иудейские первосвященники, книжники, фарисеи подвергали Христа преследованиям и гонениям и приговорили Его к смерти через распятие на Кресте. Вожди иудейского народа не могли простить Христу тех обличений, которые звучали в Его устах в их адрес за все их порочные дела. Они опасались, что весь народ перейдет на сторону Христа и тем самым они лишатся власти и привилегий. Христос учил о Вечном, о Небесном, а их сердца были привязаны к временному, земному, греховному.
Иисус Христос был распят на Кресте, умер, был погребен и в третий день воскрес из мертвых. Через сорок дней после Своего воскресения Сын Божий вознесся на духовное Небо.
Сын Божий Богочеловек Иисус Христос является Спасителем мира. Будучи безгрешным, Иисус Христос пострадал невинно.

КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ

В древнем мире крест являлся орудием позорной казни для таких тяжких преступников, как разбойники. Диавол внушил мысль врагам Сына Божия распять Иисуса Христа на Кресте, чтобы тем самым позорная смерть Богочеловека Иисуса положила конец великим делам, которые Иисус Христос совершал на земле. Но диавол не знал того, что на Кресте Господь нанесет ему поражение. Бесы ничего так не боятся, как Креста Господня. Крест Христов — оружие против диавола и грехов.
Взирая на крест, будь это крест над храмом или крест в руках священника, которым тот ограждает молящихся, или наш нательный крест, или крест на могиле христианина,— мы должны вспоминать Крестные страдания Господа Иисуса Христа, ибо ради спасения нашего Он принял их на Себя. В молитвах христиане прославляют Крест Господень: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».
Во время Крещения человека священник надевает ему нательный крест, который каждый христианин должен носить всегда. Не носить крест — очень большой грех, близкий к такому греху, как потеря веры в Бога. Священник при Крещении также дает пояс христианину. Это для того, чтобы наше тело на уровне бедер было всегда препоясано нательным поясом, которым может служить даже обыкновенная тонкая веревочка или капроновая нитка.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА — ПРЕЧИСТАЯ МАТЕРЬ ГОСПОДА НАШЕГО Иисуса ХРИСТА

Захотев стать Человеком для спасения мира, Бог избрал одну молодую девушку по имени Мария, чтобы она стала Матерью Сына Божия Господа Иисуса Христа. Девушка (по церковному дева) Мария очень любила Бога, сохранила себя чистой от всяких грехов. Поскольку Иисус Христос является одновременно и Богом, и Человеком — Богочеловеком, то Дева Мария является Богородицей.
Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу по святости, духовной чистоте и приближенности к Богу выше всех Небесных Ангелов, выше Херувимов и Серафимов. Это так выражено в церковных песнопениях, обращенных к Богородице: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». Для прославления Пресвятой Богородицы Св. Церковь установила праздники, в Ее честь освящаются храмы, написаны иконы. Христиане каждый день призывают в своих молитвах Пресвятую Богородицу, прося ее заступничества и помощи.

КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ УГОДНИКИ БОЖИИ?

Изображение некоторых святых вы видели на иконах, например, святителя Николы чудотворца, святых апостолов Петра и Павла, святого пророка Илии, святой великомученицы Варвары и других. Кто же такие святые и за что их почитают верующие?
Святые угодники Божии, к которым мы обращаемся в молитвах, просим о помощи, жили на земле в разное время и были такие же люди, как и мы с вами. Но они имели крепкую веру в Бога и не заботились о земных благах, о земной славе. Один из святых претерпели тяжкие мучения и смерть за веру во Христа во времена гонений, другие отличились подвигом поста и молитвы. Каждый святой сделал бесчетное число добрых дел людям, был милосердным, смиренным, не гордился, часто оплакивал свои грехи, всегда думал о том, как бы не нарушить какую-либо заповедь Всевышнего. За такие угодные Богу дела эти люди удостоились святости и теперь живут на Небе, видят лицом к лицу Господа Бога, молятся за спасение грешников. Святые молятся и о детях, чтобы Господь изливал Свои блага и на них. Дети, и вы возносите свои молитвы святым. Каким святым и как молиться, вам расскажут верующие взрослые, спросите их.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА

Господь Иисус Христос пришел в наш мир не только для того, чтобы умереть за грехи людей, но и чтобы основать Свою Церковь на земле.
Церковь Христова не от мира сего. Хотя она действует на земле, но вся ее внутренняя жизнь протекает не по земным законам. Церковь Божия отличается от любого человеческого учреждения, объединения. Главой Церкви является Христос, а сама Церковь называется «Телом Христовым».
Вся жизнь человека от его рождения до смерти должна быть неразрывно связана с Церковью Христовой. Дверь, через которую человек входит в Церковь, называется святым Крещением. Церковь Христова подразделяется на Небесную и земную. К Небесной Церкви принадлежат Ангелы, Пресвятая Богородица и все святые люди, а также умершие в вере и покаянии. Земная Церковь есть общество верующих, соединенных истинною верою христианской, законом Божиим, священноначалием и таинствами.
Цель Христовой Церкви на земле состоит в том, чтобы приводить грешников к познанию Бога, покаянию и очищению от грехов, к жизни новой и святой, к наследию вечного Царства Христа Спасителя.
Священноначалие (т. е. священнослужители) в Церкви подразделяется на три степени (сана): епископство, пресвитерство, диаконство.
Епископство — это главенствующий чин церковной иерархии. Без благословения епископа ничего в Церкви не совершается. Только епископы могут рукополагать в духовный сан и им одним дано право освящать Миро (Миро - весьма благовонное освященное масло, употребляемое при некоторых церковных Таинствах и священнодействиях.). Старшего из епископов называют Архиепископом.
Пресвитеры (священники) имеют благодать от Бога совершать все священнодействия в Церкви кроме рукоположения в духовный сан и освящения Миро. Диаконам дано право только помогать епископу или священнику при богослужении, при совершении святых Таинств, выполнении различных священнодействий. Совершать какие-либо службы без участия епископа или священника диаконы не имеют права.
Священнослужители совершают святые Таинства — священнодействия, в которых душе верующего сообщается определенный вид благодати Божией. Всех святых Таинств семь: Крещение (Таинство, в котором верующий в Бога при троекратном полном погружении его в воду с призыванием Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — умирает для жизни греховной и рождается от Духа Святого в жизнь новую, духовную и святую); Миропомазание (это Таинство совершается после Крещения; через помазание определенных частей тела крестившегося священным Миром подаются ему дары Святого Духа, возрождающие его к жизни духовной); Священство (рукоположение мирянина в духовный сан); Брак (венчание — благословение Церковью союза между женихом и невестой); Покаяние (Исповедь); Евхаристия (Святое Причащение); Елеосвящение (Соборование — Таинство, в котором священник или епископ при помазании освященным елеем (маслом) определенных частей тела больного христианина испрашивает в молитвах для него, вместе с Церковью, благодать Божию для прощения грехов и исцеления болезни телесной и душевной).
Церковь Христова свята. Грехи отдельных членов Церкви не приносят ущерба святости Церкви в целом, поскольку Главою Церкви является бесконечный в Своей святости Бог. Вот почему Церковь Христова является святою.
Церковь Христова соборная, т. е., вселенская Церковь. Она может освящать и спасать любого из своих членов, независимо от того, в какой части света он живет. Церковь Христова является также апостольской, поскольку апостолы первыми получили от Христа повеление распространять Св. Евангелие. Апостолы рукополагали первых епископов. Церковная иерархия доныне сохраняет свое преемство от апостолов.

ХРАМ БОЖИЙ

Храм (или церковь) отличается от других зданий. Над храмом возвышаются один или несколько крестов, купол или купола. Вид храма (архитектура) привлекает каждого своей красотой. Внутри храма совершаются богослужения с участием многих верующих. В храме имеется множество икон с возженными возле них лампадами и свечами.
В восточной части находится Алтарь. В него разрешается входить только священнослужителям. В Алтаре священнослужители возносят к Господу такие молитвы, с которыми другие люди не имеют права обращаться к Богу. В Алтаре на Престоле во время Литургии происходит величайшее чудо — испеченный для этого хлеб и приготовленное вино при чтении молитв священником невидимо превращаются в Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В храме незримо пребывает Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, а также присутствуют Пречистая Матерь Божия — Пресвятая Богородица, бесчисленные Ангелы Небесные и все прославленные у Бога Святые.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ?

В храме слушай со вниманием все, что поется и читается, и не просто слушай, но воспринимай это умом и сердцем, т. е. участвуй душою в богослужении. Дети не отвлекаются по сторонам на уроке у строгого преподавателя и все внимание сосредотачивают на доске. К богослужению в храме надо сосредотачиваться с еще большим вниманием. Ведь здесь невидимо присутствует Сам Бог.
В храме нельзя разговаривать ни о чем постороннем, а тем более нельзя смеяться. Надо настолько полюбить церковное богослужение, чтобы всегда поспешать к самому его началу и с усердием молиться до его окончания.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Гражданские (астрономические) сутки начинаются в полночь, а церковные сутки — с вечера. К примеру, суточный круг богослужения, посвященный пятнице, начинается с вечера в четверг.
Суточный круг церковной службы включает в себя следующие Чины: Вечерню, Павечерницу, Полунощницу, Утреню, Часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й) и службу Божественной Литургии.
Вечерня и Павечерница отображают историю Церкви Божией в ветхозаветное время, когда люди ожидали спасения через веру в грядущего Спасителя Господа Иисуса Христа.
Полунощница совершается в полночь или в любой час от полуночи до утра.
Утреня совершается утром. В ней большей частью происходит прославление святых или священных событий, соответствующих воспоминаниям предстоящего дня, а также возносятся славословия Самому Господу Иисусу Христу.
Служба каждого из часов состоит из трех разных псалмов и нескольких других молитв и посвящена воспоминаниям соответственно 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа страданий Богочеловека Иисуса Христа накануне Крестной смерти, саму смерть Спасителя мира.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Самая главная церковная служба называется Божественной Литургией. Литургия состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных, Литургии верных.
Проскомидия совершается в Алтаре на специальном столе — Жертвеннике и является приготовлением к святому таинству Причащения.
После Проскомидии наступает Литургия оглашенных. В древности людей, готовящихся стать христианами через принятие св. Крещения, называли оглашенными. Во второй части Литургии оглашенные учатся христианскому образу жизни. В это время в храме поются Заповеди Блаженства, читаются Апостол (Духовные назидания из посланий святых апостолов.) и Св. Евангелие.
Третья часть Литургии — Литургия верных. Она начинается с молитвы, обращенной к оглашенным, чтобы они вышли в притвор: «Оглашении изыдите». Затем наступает Великий выход, во время которого поется «Херувимская песня». Далее на клиросах поется «Символ веры»: «Верую во Единого Бога...». Наступает самый важный и таинственный момент Литургии — освящение Даров. Священник произносит молитвы, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино и они превратились в св. таинство Причастия. После этого молящиеся поют молитву Господню «Отче наш».
Священник выходит из Алтаря, держа в руках чашу со Святым Причастием, и обращается к причастникам: «Со страхом Божиим и верою приступите!». Те, кто достойно причащаются, очистившись от грехов в св. таинстве Покаяния, невидимо соединяются с Самих Господом Иисусом Христом.
Заканчивается Литургия тем, что священник дает молящимся для вкушения освященную Просфору и преподает благословение, ограждая их св. Крестом Господним.
После совершения службы Божественной Литургии священник произносит проповедь, в которой разъясняет верующим смысл того, о чем он читал в Св. Евангелии за Литургией, и говорит о других вопросах духовной жизни христианина.

СЕДМИЧНЫЙ (НЕДЕЛЬНЫЙ) КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Неделя на церковно-славянском языке называется седмицей. Каждый из дней седмицы в церковном понимании имеет свое значение и посвящен особому почитанию наиболее выдающихся представителей Небесной Церкви, а также величайших христианских святынь и священных событий.
Понедельник Святая Церковь посвящает молитвенному прославлению Архангелов, Ангелов и всех Небесных Сил. Вторник — день прославления пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Среда посвящена прославлению Животворящего Креста Господня. Четверг — день, в который Церковь призывает своих чад возносить молитвы к Апостолам, а также к святителю и чудотворцу Николе, прославляя их богоугодную жизнь. Пятница — это день воспоминаний о страданиях Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В этот день Святая Церковь прославляет Животворящий Крест Господень. Суббота является днем прославления всех святых угодников Божиих и поминовения усопших. Воскресенье посвящено прославлению Воскресшего Христа Спасителя. Святая Церковь прославляет Пресвятую Богородицу во все дни недели, а особенно — в среду и в пятницу. Круг молитв и песнопений, соответствующих дням недели, содержится в богослужебной книге Октай.
Наряду с другими положенными на каждый день молитвами (суточным богослужебным кругом) мы должны больше помолиться тем святым или святыням, памяти которых посвящен день недели. Например, в понедельник нужно помолиться канон Ангелам и Архангелам, в среду — канон Животворящему Кресту Господню, в четверг — канон святителю Христову Николе и т. п.
Следует также знать, что каждый день в году имеет для прославления своих святых, которые вспоминаются Церковью Христовой обычно в день их блаженной земной кончины. Указания о прославляемых Церковью святых на каждый день года содержатся в Месяцеслове церковного календаря, в Часовнике и в Часослове.

СВЯТАЯ ПАСХА — ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ

Нет более великого праздника, чем праздник Святой Пасхи — Светлое Христово Воскресение. Это Праздник праздников и Торжество из торжеств. В этот день Небо и земля необычно радуются и ликуют, прославляя воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа.
На третий день после распятия и смерти Иисус Христос восстал из Гроба, окруженный небесным сиянием. Велика тайна Воскресения Христова. Своим Воскресением Христос победил смерть и ад. В течение 40 дней после Воскресения Господь являлся Своим ученикам, беседовал с ними (Он мог пройти в комнату через запертые двери).
Пасха Христова — это избавление христиан от рабства греха и власти диавола.
Праздник Святой Пасхи всегда бывает в воскресенье, но в каждом году он приходится на разные числа в период от 4 апреля по 8 мая по гражданскому стилю.

ПОЧЕМУ НА ПАСХУ КРАСЯТ ЯЙЦА?

Красное яйцо — символ воскресения из мертвых.
Вскоре после воскресения Господа Иисуса Христа св. равноапостольная мироносица Мария Магдалина, обходя с проповедью о воскресшем Христе Италию, явилась к римскому императору (язычнику) Тиверию, рассказала ему о том, что в подчиненной Риму провинции Иудеи был безвинно осужден и казнен Сын Божий Иисус Христос, Который в третий день после Своей смерти воскрес. При этом св. Мария Магдалина подарила императору красное яйцо как символ новой жизни с воскресшим Христом в Царстве Небесном. С того времени и до наших дней на Пасху христиане дарят друг другу крашеные яйца с приветственными словами «Христос Воскресе».

КАЖДЫЙ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ — ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК, УСТАНОВЛЕННЫЙ В ПАМЯТЬ О ПРАЗДНИКЕ СВЯТОЙ ПАСХИ

Четвертая заповедь закона Божия повелевает человеку шесть дней трудиться для себя, а седьмой день посвящать Господу Богу. До того времени, пока не произошло воскресение Христа из мертвых, этим седьмым днем, посвящаемым Господу Богу, был субботний день. После воскресения Христа Спасителя в память этого преславного события христиане вместо субботы посвящают Господу воскресный день.
Воскресный день надо проводить по-особому в сравнении с другими днями недели. По своей святости и духовному значению каждый воскресный день в году — очень великий праздник. В воскресное утро христианин первым делом должен поспешать в храм Божий помолиться.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Кроме Праздника праздников — Святой Пасхи в году бывает еще двенадцать великих праздников, которые на церковно-славянском языке называют двунадесятыми.
1. Рождество Христово — 7 января (воспоминание рождения Божественного Младенца Иисуса Христа).
2. Крещение Господне — 19 января (праздник установлен в память священного события Крещения Сына Божия Иисуса Христа в реке Иордане св. пророком Иоанном Крестителем).
3. Сретение Господне — 15 февраля (в этот день Св. Церковь вспоминает и молитвенно прославляет то событие земной жизни Христа, когда на 40-й день после Его рождения Младенец Иисус был принесен Своей Матерью — Пречистой Богородицей в Иерусалимский храм для посвящения Богу).
4. Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля (этот великий праздник отмечается в память того события, когда Архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии, сообщил Ей, что у Нее родится Сын — Господь Иисус Христос, Спаситель мира).
5. Вход Господень в Иерусалим — отмечается в воскресенье за неделю до праздника св. Пасхи (Праздник установлен в воспоминание торжественного въезда на молодом осле Господа Иисуса Христа в Иерусалим за шесть дней до Своей крестной смерти).
6. Вознесение Господне празднуем через 40 дней после Св. Пасхи (в честь великого и славного чуда вознесения Христа на Небо).
7. Пятидесятница, или праздник Святой Троицы — на пятидесятый день после Пасхи (праздник установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, находившихся в Иерусалиме в доме, в котором Христос повелел пребывать им на 50-й день после Его Воскресения).
8. Преображение Господне — 19 августа (Церковь молитвенно прославляет в этот день славное Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фаворе, во время которого Христос показал некоторым из апостолов неизреченное сияние Своего Божественного Света.
9. Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (праздник установлен в память славного перехода Пресвятой Богородицы от земной жизни в Чертоги Небесного Блаженства вместе со Своим Сыном — Господом Иисусом Христом).
10. Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября (в этот день Церковь вспоминает рождение Пречистой Девы Марии, ставшей Матерью нашего Господа и Спасителя).
11. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября (праздник установлен в память о том событии, когда благочестивая царица Елена, мать римского императора Константина, отыскала в Иерусалиме Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос).
12. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря (Св. Церковь этот праздник установила в честь того события, когда трехлетней девочкой будущая Матерь Господа Иисуса Христа — Пресвятая Богородица была введена в Иерусалимский храм и посвящена на служение Богу в молитве, посте, чтении Священных книг, труде).
Кроме двунадесятых праздников есть праздники, приравненные по своему значению к двунадесятым, которые называются великими праздниками, как например, рождество св. пророка Иоанна Крестителя (7 июля), усекновение главы св. пророка Иоанна Крестителя (11 сентября), праздники св. апостола Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября) и св. апостолов Петра и Павла (12 июля), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Имеются также средние и малые праздники.
См. Календарь православных праздников и дней памяти.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

Книги, в которых изложены молитвы, называются богослужебными, потому что по ним совершается служение Богу: прославление Его величия, святости, совершенного Им дела нашего спасения, а также прошения у Господа прощения наших согрешений. По этим книгам возношение молитв к Господу Богу происходит прежде всего в храме, но богослужебными книгами пользуются и тогда, когда молятся дома. К богослужебным книгам относятся Часовщик, Часослов, Канонник, Псалтырь, Минеи, Октай, Триодь постная, Триодь цветная и другие книги.

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

Одним из украшений богослужения в храме является церковное пение, которое способствует умилению души, сосредотачивает ум и сердце молящегося на устремление к Богу. Церковное пение отличается от любых светских песен. Оно настраивает человека на раздумья о Вечном, помогает понять суетность и греховность земной жизни. Церковное пение имеет восемь разных мелодий, которые получили название гласов. Пение на восемь гласов было введено в Церкви Христовой преподобным Иоанном Дамаскиным, жившим 1200 лет тому назад.
В богослужебных книгах церковное пение записывается с помощью особых знаков наподобие нот — крюков. Их еще называют знаменами. Отсюда и название самого пения — знаменное.
Дети имеют способность быстро усваивать и запоминать церковное пение. Поэтому вы, юные христиане, находясь в храме, не пропускайте мимо своего слуха ни одно церковное песнопение и старайтесь усвоить и запомнить чудные мелодии, прославляющие Господа Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, Небесное Воинство Ангельское, Святых угодников Божиих.

ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Язык, на котором совершается богослужение в нашей Церкви, называется церковно-славянским языком. Он очень подходит к этой цели. Еще М. В. Ломоносов высоко ценил церковно-славянский язык и считал, что о Божественном надо говорить языком возвышенным, а о вещах повседневных, житейских следует говорить обычным разговорным языком. И действительно, язык, на котором мы общаемся с Богом в молитве, должен быть необычным, отличаться от того языка, которым мы говорим с другими людьми (как отличается, например, внешний вид храма от обычного жилого дома).
Чем более живое участие в богослужении принимает человек, тем более понятным и доступным для него становится церковно-славянский язык.
Дети, ваша задача — научиться читать по церковно-славянски. Это совсем не трудно сделать с помощью взрослых, умеющих читать на церковно-славянском языке. Дорожите этим ценным языком, на котором написаны многие богослужебные книги. Знание церковно-славянского языка вам поможет не только в понимании богослужебных текстов и церковных песнопений, но и приблизиться к пониманию уклада жизни наших далеких благочестивых предков-соотечественников, национальной культуры, традиций, обычаев древней Руси.
См. Псалтирь для детей

ЦЕРКОВНЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ СТИЛЬ

14 февраля 1918 года в нашей стране был принят новый стиль (григорианский календарь), который опережает старый стиль (юлианский календарь) на 13 суток. Новый стиль называется гражданским стилем, старый стиль — церковным стилем. Чтобы перейти от старого стиля к новому, надо прибавить 13 суток. Например, 6 августа по церковному стилю соответствует 19 августа по гражданскому стилю. И наоборот, для перехода от нового к старому стилю, надо отнять 13 суток. К примеру, 15 февраля по гражданскому стилю соответствует 2 февраля по церковному стилю.

ЧТО ТАКОЕ ИКОНА?

Икона — это священное изображение, на котором могут быть запечатлены Господь Иисус Христос или события Его земной жизни, Его Пречистая Матерь — Пресвятая Богородица, а также Ангелы Небесные и святые люди — угодники Божии. Седьмой Вселенский Собор, проходивший в 787 году, утвердил, что христиане почитают не предмет (доску, металл), на котором изображена икона, а Того, Кто изображен на иконе (Христа, Богородицу, Святых). Икона есть место таинственного присутствия Изображаемого, который невидимо подает благодатную силу тем, кто с благоговением почитает икону, возносит перед нею молитвы, возжигает лампады. Угол в комнате, в котором располагается икона, называется святым углом. Долг христианина — регулярно поддерживать чистоту в святом углу, убирать там паутину, следить, чтобы на иконе не было пыли.

О СВЕЧЕ И ЛАМПАДЕ

Горящие свеча и лампада — добровольная жертва христианина Господу. Они выражают пламень любви человека к Богу или к тому из святых, у образа которого на иконе они теплятся. Этот свет — свидетельство о причастности верующего к Божественному свету, отличному от того света, которым пользуются в миру.
Мягкость воска выражает готовность человека к послушанию Богу. Свеча изготавливается из воска — вещества чистого и благоухающего, получаемого от цветов. Этим самым она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу. Масло (елей) лампады — знамение милости Божией к человеку, ибо масло смягчает раны, оказывает целебные действия, в св. таинстве Елеосвящения освященным маслом помазуется тело человека для исцеления от болезни.

КАЖДЕНИЕ ФИМИАМА

Фимиам — благовонное вещество (ладан).
Святой Иоанн Богослов видел однажды Ангела, который стоял перед Небесным Жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама. По подобию Небесной Церкви и по примеру Ветхозаветной Церкви во время богослужения в храме совершается каждение фимиамом. Кадильный дым струится в ту таинственную сферу, где пребывает Господь Бог, и оттуда на молящихся нисходит обратно уже не фимиам кадильный, а благодать Святого Духа в виде фимиама.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Издревле русские верующие люди имеют особенную любовь к колокольному звону. Прежде всего он призывает христианина отвлечься от земной суеты и поспешать к богослужению в церковь. Известны два вида колокольного звона: благовест и перезвон. Благовест — это колокольный звон, при котором ударяют в один колокол. Перезвон — это поочередный звон в несколько колоколов.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ

На горе Синае Бог дал через святого пророка Моисея десять заповедей людям, которые изложены в библейской книге Второзаконие в главе 5-ой, стихи 6—18.
См. Детская исповедь

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Во время каждой службы Божественной Литургии в храме поются Заповеди Блаженства. Они взяты из Нагорной проповеди Иисуса Христа. Назовем эти заповеди так, как они поются в храме (на церковно-славянском языке), и укажем в скобках, как их надо понимать.
Блаженны — в высшей степени счастливы.
1. «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» (Блаженны те, которые видят свою духовную нищету (грехи) и стремятся очиститься от нее. Таковых ожидает Царство Небесное).
2. «Блажени плачущие, яко тии утешатся» (Блаженны те, кто оплакивает свои грехи. Они обретут радость на сердце, спокойствие совести).
3. «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Блаженны кроткие — те, кто ничем не раздражается, ни на кого не гневается, терпеливо переносит обиды. Эти люди получат награду от Бога).
4. «Блажени алчущие и жаждущии правды, яко тии насытятся» (Блаженны те, кто алчет и жаждет правды Божией, кто постоянно исполняет волю Божию, делает добро, стремится к справедливости. Такие люди получат удовлетворение своего духовного голода, что означает внутреннее успокоение помилованного грешника).
5. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Блаженны те, кто творит добрые дела людям. За это они будут помилованы Богом).
6. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Блаженны те, у которых в сердце нет зла, хитрости, лицемерия, коварства. Таковые будут видеть Бога.).
7. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Блаженны те, кто имеет мир в своей души и примиряет между собою враждующих, ссорящихся. Эти люди есть дети Божии).
8. «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное» (Блаженны те, кто, поступая по правде, живя праведно, будут ненавидимы и преследуемы развращенными людьми. Они будут вечно радоваться в Царстве Небесном).
9. «Блажени есте егда поносят вам, и изженут вы, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради» (Блаженны те, кто подвергается насмешкам, злоречию, преследованиям, гонениям за веру в Бога. Их ожидает великая награда на небесах).

ЧТО ТАКОЕ ПОСТ И КАКУЮ ПОЛЬЗУ ОН ПРИНОСИТ

Тело человека нуждается в пище и питье. Но если много кушать и особенно жирной, лакомой пищи — это причиняет здоровью вред. Когда человек много заботится о том, как ему побольше и повкуснее поесть, у него не остается времени на питание души. А душа нуждается в духовной пище гораздо больше, чем тело в телесной. Чрезмерное пресыщение ведет к тому, что тело восстает на душу, и поэтому у человека ослабевает духовная жизнь: появляется леность к молитве, хочется больше спать, тянет на пустые разговоры. Вот почему Святая Церковь установила пост как средство для подчинения тела душе и для успешной духовной жизни. Посты бывают разные: однодневные, многодневные, и разное бывает воздержание от пищи: на мясные, молочные продукты, яйца, рыбу, растительное масло.
Посты установлены:
— накануне праздника Рождества Христова, Рождественский пост (продолжительность — 40 дней);
— накануне праздника Святой Пасхи, Великий пост (продолжительность — 7 недель);
— накануне праздника святых апостолов Петра и Павла, Петров пост (продолжительность этого поста каждый год не одинакова);
— накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, Успенский пост (продолжительность — около 2-х недель).
Посты бывают и в другие дни; указание об этом и о том, какую пищу разрешается вкушать в постные дни, содержится в Древлеправославном календаре.
Пост установлен также в среду и пятницу в течение всего года (кроме тех дней, когда об этом указано в Древлеправославном календаре), поскольку в среду Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу претерпел крестную смерть. Тот, кто не постится по средам и пятницам, совершает такой же грех, как предательство Иуды и как преступление римских воинов, распинавших Христа Спасителя.
См. Детский ПОСТ. Лучшие рецепты детского постного стола

МОЛИТВА — БЕСЕДА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ

Совсем маленькие дети не умеют говорить. Но их мамы и папы с нетерпением ждут того времени, когда можно будет услышать их первое слово, первое предложение. Так и Господь Бог желает слышать от каждого человека слова, обращенные к Нему. Только это желание Господа не счесть, во сколько раз больше, чем желание родителей услышать первую речь своего малыша.
Ребенок нормально развивается тогда, когда умеет говорить сам и слышит то, что говорят ему другие. Подобно этому и человек развивается духовно, когда он умеет разговаривать с Богом и слышит то, что Бог ему говорит.
Беседа человека с Богом называется молитвой. Бог хочет, чтобы люди беседовали с ним всегда: и в радости, и в горе. Часто общающийся с мудрыми и благородными сам постепенно становится мудрым и благородным. Кто часто молится, у того ум делается способным понимать Священное Писание, которое не может уразуметь тот, кто живет без молитвы. Молитва очищает сердце от зла, делает его добрым, мягким, чутким к чужому горю.
Бог заповедал христианину быть с молитвой непрестанно. Однако есть немало людей, которые обращаются за помощью к Богу в молитве только тогда, когда им угрожает какая-нибудь беда. В другое время они забывают о молитве. Вы же, дети, помните, что молиться надо всегда и везде.
Встав утром с постели, умойся, и прежде всех дел помолись Господу, поблагодари Его за то, что Он сохранил тебя в безопасности прошедшей ночью, и проси, чтобы уберег от несчастья в предстоящий день. Вечером перед сном благодари Господа за Его бесчисленные благодеяния, какие ты имел днем, проси о прощении своих согрешений. Садясь за стол кушать и выходя после принятия пищи, молись, благодари Творца, что он дает урожай плодов земных для нас. В дни церковных праздников поспешай в храм Божий для молитвы. Занимаясь каким-нибудь делом, идя по улице, совершая поездку в поезде или в автобусе, старайся в уме иметь молитву.
Кто живет без молитвы, тот живет без Бога. Молитва — это дыхание души. Если человек не дышит, он мертв телом; если кто не молится, тот мертв душою. А всех мертвых душою после смерти ожидает ад.
Усердная молитва приносит немалую радость человеку. Возлюбите с детских лет молитву и согревайте ее теплом свою душу всю жизнь.
См. Молитвослов для детей.

КУРЕНИЕ — СМЕРТНЫЙ ГРЕХ

Вам, малыши и подростки, надо воспитать в себе такую крепкую волю, чтобы никогда у вас во рту не оказалось ни одной папиросы. Табачный дым при курении не только подрывает здоровье, но и оскверняет душу и тело человека, отгоняет Ангела-Хранителя от курильщика и делает свободным доступ к нему бесов. Человек, осквернившийся курением, не способен понимать смысл Св. Писания.
Диавол стремится искусить многих подростков, нашептывая им мысли, а также через сверстников, подавая советы попробовать закурить. У некоторых детей появляется сильное желание хоть один раз закурить. На эту приманку злого искусителя никак нельзя поддаваться. Огонь на конце злосчастной папиросы оскверняет душу.
Дети, убеждайте своих друзей, родственников, отца, если они курят, отказаться от этой пагубной привычки.

ЛЕНЬ

Бог заповедал человеку делать как можно больше добрых дел для людей. Леность — один из больших пороков в человеке. Ленивый не только не помогает другим, а еще и сам хочет, чтобы ему оказывали помощь. В Св. Библии сказано: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Чтобы христианину изгнать леность, надо иметь любовь к Богу и ближнему.

О ГОРДОСТИ И ТЩЕСЛАВИИ

Ангелы отпали от общения с Богом через гордость. Поэтому гордость — это то нравственное состояние, в котором пребывают бесы. Гордый человек по своему нраву подобен бесу. Христианин не должен гордиться и превозноситься перед другими людьми, не должен считать себя лучше других. О своих делах, успехах, способностях надо думать скромно. Кто отлично решает задачи по математике, прекрасно рисует или хорошо умеет вышивать — тот пусть знает, что тысячи и миллионы других ребят могут это делать еще гораздо лучше его. Гордый человек не любит, когда ему делают какое-либо замечание или указывают на его ошибку, и тем самым он лишает себя возможности совершенствоваться дальше.
Дети, не любите похвалу, не ищите тщетную славу. Каждое доброе дело совершайте не для того, чтобы вас кто-то похвалил за это, но для пользы людям. Знайте, что для человека будет больше награда от Бога, если он совершит доброе дело в тайне, чтобы облагодетельствованный не знал, кто ему сделал добро.
Кто ищет похвалу от людей, любит славу, гордится, тот вскармливает в своем сердце лютого зверя, который как свирепый хищник растерзает его душу, лишит ее вечного блаженства и ввергнет в вечную погибель.
С гордым человеком трудно жить окружающим его людям. Гордый человек очень часто сам мучается от своего характера. С раннего детства старайтесь искоренять в себе гордость и тщеславие, чтобы они не свили себе прочное гнездо в вашем сердце.

О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ

После Исповеди, если у человека нет таких больших грехов, как, например, убийство, он принимает Святое Причащение Тела и Крови Христовых. Эта величайшая христианская святыня незримо соединяет человека с Самим Господом Иисусом Христом. Причащение подается человеку в храме во время службы Божественной Литургии. Больного могут причащать и дома или в больнице. Христианин вкушает видимо хлеб н вино, которые невидимо являются Телом и Кровью нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, добровольно принесшего Себя через смерть на Кресте в жертву за грехи мира.
См. Канон ко Святому причащению.

ПРАВОСЛАВИЕ ДЕТЯМ

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Jupiter (19.06.2018)
Просмотров: 23 | Теги: Дети, православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика