Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
14:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (8 – 16 октября)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОКТЯБРЬ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ПЕЛАГИИ
8 октября (21 октября)

Жизнь святой Пелагии описана диаконом Иаковом. Он знал ее в Антиохии, знал о ее обращении ко Христу, видел, как она посвятила себя совершенно Богу и слезами покаяния искупала прежние свои заблуждения, и описал эти события для нашего назидания.
Однажды архиепископ Антиохийский созвал для совещания о делах церковных окружных епископов, и в числе их прибыл в Антиохию блаженный Нонн, епископ Илиопольский, человек славный высокой своей мудростью и праведной жизнью. Прочие епископы любили слушать его поучения. Раз, сидя у дверей церкви, они внимали его назидательной беседе. В это время прошла мимо женщина, известная по всей Антиохии красотой своей и легкомыслием. Она с гордостью смотрела вокруг себя, окружаемая толпой девиц и юношей; все были роскошно одеты, но она отличалась от всех красотой и пышностью своего наряда. Волосы ее были убраны золотом и дорогими камнями, шея была открыта. Когда она проходила, то воздух наполнялся благоуханием, нельзя было встретить женщины красивее ее. Епископы вздохнули и отвернулись от нее. Один Нонн пристально глядел на нее и провожал ее глазами; когда же она совсем скрылась из виду, он заплакал и сказал: «Многому может научить нас эта женщина! На Страшном суде ею осудит нас Господь; она положила целью своей жизни нравиться людям; и посмотрите, как она о том старается, как внимательно выбирает наряды, как омывает тело свое благоуханиями, как умеет украшать себя. Мы же имеем Жениха Бессмертного, на Которого не дерзают взирать и Ангелы, и не думаем украшать наши души! Омываем ли мы их слезами покаяния, одеваем ли красотою добродетели, чтобы достойно явиться пред Господом».
Сказав это, блаженный Нонн встал и удалился в свою келлию при церкви. Там, в уединении, он повергся на колени и со слезами молился. «Господи, - говорил он, - прости меня за то, что попечения этой женщины о красоте превзошли мои заботы о моем спасении; я стою пред алтарем Твоим, и нет во мне той красоты душевной, которой Ты от меня требуешь. Та женщина в суете своей обещалась угождать людям своею красотою и исполняет свое обещание; я же, посвятив себя Твоему служению, не умею исполнять Твоих заповедей. Я наг и обнажен и не сохранил Твоих повелений. Дела мои осуждают меня перед Тобою, Господи, и надеюсь лишь на Твое милосердие». Но тут же святой Нонн со слезами просил Бога о спасении грешницы и о том, чтобы Господь явил над ней Свое милосердие и из глубины греха привел ее к раскаянию.
На другой день, после утрени, святой Нонн рассказал диакону своему, что он видел странный сон. Ему приснилось будто в то время, когда он служил обедню, вокруг него летала беспрестанно черная голубица, которая наполняла воздух зловонием; когда же диакон произнес: «Оглашеннии, изыдите», она вылетела из церкви, но после литургии стала снова летать вокруг него. Святой схватил ее и погрузил в воду, находившуюся у дверей церковных. Голубица, омывшись в воде, полетела из нее белая и чистая как снег; взлетела прямо на небо и скрылась. Рассказав этот сон, святой Нонн пошел служить в собор обедню вместе с другими епископами. После обедни архиепископ повелел ему сказать проповедь народу. Слова святого были просты, понятны для всех, исполнены теплой веры и любви к ближним. Он говорил на этот раз о Страшном суде, о наказании грешников, о блаженстве праведников. Слушатели плакали, внимая его поучению.
Случилось, что в этот самый день в церковь вошла та грешная женщина, о которой молился святой Нонн; в первый раз от роду входила она в храм христианский, в первый раз услышала о грехе и покаянии, о прощении грешников, о блаженстве праведников. Вдруг произошла в душе ее удивительная перемена. С ужасом вспомнила она, в каких грехах проводит жизнь свою, и, рыдая, вышла из церкви. Она продолжала и дома плакать и с беспокойством расспрашивала христиан об учении Христовом, и как, и где найти ей святого Нонна; наконец, узнав о его жилище, она решилась написать ему следующее: «Святому ученику Христову, грешница и ученица диавола. Я слышала о Боге твоем, что Он оставил небо и сошел на землю не для праведников, но чтобы спасти грешников. Он смирил Себя, сокрыл Свое Божество, ел с мытарями, между тем как на небесах Херувимы не дерзают смотреть на Него; жил с грешниками, беседовал с блудницами. Я слышала от христиан, что ты истинный раб Христов; не отвергни грешницу, которая хочет через тебя прийти к Спасителю мира и увидеть Пресвятое лицо Его!»
Святой Нонн, получив это письмо, отвечал ей, что готов принять ее, но не иначе как в присутствии других епископов. Грешница с радостью услышала это и сейчас же пришла к церкви святого Иулиана, близ которой жил блаженный Нонн. Он собрал всех епископов и велел призвать ее. Когда она вошла в их собрание, то с плачем упала к ногам святого и сказала: «Прошу тебя, господин мой, подражай твоему учителю и Господу Иисусу Христу; яви мне благодать твою и сделай меня христианкой. Во мне море грехов, бездна беззаконий; омой меня крещением». Все присутствовавшие прослезились, видя такое глубокое и искреннее покаяние, но святой Нонн сказал, что правила церковные запрещают давать немедленно крещение женщинам, известным своею грешной жизнью. Услышав это, она опять бросилась к нему в ноги, омывая их слезами, как грешница, о которой рассказывается в Евангелии, и говорила: «Ты отдашь Богу ответ за душу мою, если сегодня же не окрестишь меня; из рук твоих Господь должен принять мою душу. Если я возвращусь к прежней жизни и снова поклонюсь идолу, ты за это дашь ответ». Видя, как сердце грешницы разгорелось желанием принять святое крещение, святой Нонн послал спросить совета архиепископа, который с радостью благословил его совершить крещение и прислал к нему благочестивую Роману, первую диакониссу.
Когда Романа вошла в собрание епископов, кающаяся грешница лежала еще у ног блаженного Нонна. Он велел ей встать и громко исповедовать свои грехи. Она с плачем отвечала: «Когда рассматриваю свою душу, то не нахожу ничего доброго; грехи мои многочисленнее песка морского, целое море не может омыть их, но надеюсь на Бога твоего. Он облегчит бремя моих беззаконий, Он милостиво примет меня». Епископ спросил ее имя; она отвечала, что родители назвали ее Пелагией, но что в Антиохии она известна под именем Маргариты – «жемчужины» — по причине блестящих нарядов, которыми она украшается. После того епископ, наставив ее в вере, окрестил во имя Отца и Сына и Святого Духа, помазал святым миром и причастил Святых Таин во оставление грехов. Романа была ее крестной матерью, приняла ее от купели крещения и привела с собой в жилище новообращенных христиан. Епископы же радовались обращению грешницы.
Но Пелагия не вдруг почувствовала радость покаяния и утешения молитвы. Ее преследовали искушения диавола, который внушал ей сожаление об оставленных ею удовольствиях; но она обращалась к Богу и просила, чтобы добрая Романа молилась за нее. На третий день после крещения Пелагия велела служителю своему переписать свое имение и все передала святому Нонну. По его повелению все было роздано нищим; ничего не велел он оставлять для церкви и для церковных служителей. Пелагия не оставила себе даже необходимого; она получала пищу и одежду от Романы, а сама не хотела пользоваться ничем из прежнего грешного своего богатства. Последнее она раздала своим рабам, которых отпустила с богатыми подарками; каждого из них просила позаботиться о своем спасении и об исправлении своей жизни. «Мы долго жили вместе, - сказала она, - постараемся опять встретиться в Царстве Небесном».
Когда настал восьмой день, в который, по обычаю древних христиан, надо было снять белую одежду, возложенную при святом крещении, Пелагия надела власяницу и, взяв старое платье святого Нонна, рано утром удалилась из Антиохии. Никто не знал, куда ушла она, и Романа много плакала о ней. Но святой Нонн утешал Роману, говоря: «Не плачь. Пелагия избрала благую часть, которая от нее не отымется, она уподобилась той Марии, о которой говорит Евангелие». Вскоре после этого святой оставил Антиохию и возвратился в свой город.
Спустя три года после этих событий диакон, который передал весь этот рассказ, пожелал поклониться гробу Господнему. Святой Нонн, отпуская его, велел ему зайти к одному отшельнику, жившему в затворе в окрестностях Иерусалима, и сказал, что он услышит от него много назидательного.
Поклонившись гробу Господню, Иаков пошел отыскивать затворника и нашел келлию его в горе Елеонской. Он постучался в окно, окно тотчас открылось, и он увидел отшельника, который назвал его по имени и спросил о здоровье святого Нонна. Иаков удивился, ему показалось, что он прежде нигде не встречал этого монаха. Поговорив с отшельником, он помолился еще у келлии, покуда тот читал часы, и потом несколько раз возвращался и слушал его душеспасительные беседы. После того Иаков на время удалился, чтобы осмотреть другие монастыри и церкви. По возвращении своем он опять пришел к келлии затворника, но напрасно стучался у окошка — никто не отвечал ему. Он решился открыть окно и увидел отшельника, лежащего мертвым. С сожалением пошел он объявить о том в соседние монастыри. Монахи, знавшие I о святой жизни затворника, пришли хоронить его и проломили дверь в его келлию. Когда готовились к похоронам и когда диакон подошел к телу, тогда только узнал он в чертах исхудалого отшельника ту знаменитую красавицу, которая наполнила Антиохию слухом о своих грехах и роскоши. Все изумились, узнав, что в этой келлии спасалась женщина, некогда известная своими заблуждениями. Монахини из всех монастырей стеклись на ее похороны со свечами и кадилами и торжественно похоронили тело ее в той келлии, где она скончалась. Народ приходил молиться над ее гробом, и все с умилением вспоминали о том, с какою искренностью она покаялась, как глубоко веровала и какой высокий пример подала всем нам, живущим в грехах и легкомыслии.
Святая Церковь, прославляя преп. Пелагию, призывает верующих подражать ее покаянию: «Елицы в житии во гресех осквернистеся, приидите со мною, и потщавшеся поревнуим покаянию, слезам и подвигом преподобныя матере нашея Пелагии: да вскоре от Бога прощение приимем, якоже блаженная, еще жива сущи скверну отмы греха, и прият от Бога совершенное прощение, путь покаяния показавши».
«Разум приемши истинный в сердцы твоем, яве духом оставила еси всю житейскую суету: тем удивила еси земныя внезапным честная преложением, и небеса веселия исполнила еси».

ПАМЯТЬ ПРАВЕДНОГО АВРААМА ПРАОТЦА И ПЛЕМЯННИКА ЕГО ЛОТА
9 октября (22 октября)

Праотец Авраам был избран Богом в родоначальники того народа, в котором благоволил родиться Спаситель мира. Он впервые остановился с семейством и стадами своими в той земле Иудейской, куда теперь со всех концов мира приходят богомольцы, привлекаемые воспоминаниями о земной жизни Спасителя. Авраам жизнью своей подает нам пример благочестия, веры и покорности Богу. Изложим вкратце библейское повествование о жизни праведных Авраама и Лота.
Авраам родился и жил долго в Халдее, или Месопотамии, в городе Уре. В то время многие уже забыли о Боге истинном, и в самом семействе Авраама поклонялись идолам, но сам Авраам хранил в сердце твердую веру в Бога. Господь пожелал удалить его из среды идолопоклонников, чтобы в его потомстве сохранить себе народ, знающий Его. Он явился Аврааму и сказал ему: «Уйди от земли твоей и от рода твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я благословлю тебя и возвеличу имя твое, и благословятся от тебя все племена земные». Эти последние слова указывали на Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа.
Авраам тотчас же повиновался. Взяв с собою жену свою Сарру, племянника Лота, всех рабов и рабынь своих и все свое имущество, он оставил Халдею. Ему было тогда 75 лет. Когда он дошел до места, называемого Сихем, в земле Ханаанской, Господь явился ему опять и обещал дать эту землю потомству его; и Авраам устроил тут жертвенник Богу. Во время случившегося в земле Ханаанской голода Авраам ходил с семейством своим в Египет и потом возвратился. Господь умножил богатства Авраама и Лота; у них были огромные стада волов, овец и верблюдов, но это самое богатство сделалось причиной их несогласия. Между пастухами Авраама и Лота начались споры о том, где им пасти стада господ своих. Тогда мудрый Авраам сказал племяннику: «Чтобы не было распри между нами, лучше нам разойтись мирно», — и велел ему выбрать землю, какую он хочет. Лот выбрал долину по берегам реки Иордана, а сам стал жить в городе Содоме; Авраам поселился в дубраве Мамврийской.
Вскоре Лот пострадал от войн и раздоров, которые не прекращались между соседними царями. Его взяли в плен вместе с другими жителями Содома. Авраам, собрав своих домочадцев, пошел выручать его. Он освободил пленных, взяв много добычи, но ничего не хотел себе оставить, а все возвратил содомскому царю. Только десятую часть всего взятого вручил он старцу Мельхиседеку, царю Салимскому, священнику истинного Бога, благословившему его на обратном пути.
Господь неоднократно повторял Аврааму обещание, что у него родится сын и что потомство его будет многочисленнее звезд небесных. Он открыл ему и судьбу потомков его; сказал, что они будут долго пришельцами среди народа чуждого, будут терпеть рабство и угнетение, но потом опять возвратятся в землю Ханаанскую. Авраам поверил словам Господа, и вера его, по словам Писания, «вменилась в праведность» (Рим. IV, 9).
Между тем Авраам достиг уже девяноста лет и все оставался бездетен. Тогда Сарра убедила его взять себе в жены служанку ее Агарь, египтянку, желая усыновить детей, которые родятся у нее. В то время многоженство дозволялось. У Агари, действительно, родился сын, которого назвали Измаилом и который сделался родоначальником многочисленного народа, измаильтян. Но это еще не был тот сын, которого Бог обещал Аврааму.
Однажды Авраам сидел у дверей шатра своего в тени высокого дуба, как увидел приближающихся к нему трех странников. Гостеприимный патриарх встал, поклонился им до земли и пригласил их к себе отдохнуть. Он принес воды, омыл им ноги по тогдашнему обычаю и вместе с женою своею Саррою приготовил им угощение. Странники эти были - Сам Господь и два Ангела Его. Господь сказал Аврааму, что через год у него родится сын от Сарры; она, услышав это, улыбнулась недоверчиво, ибо была уже очень стара и никогда не имела детей. Господь открыл также Аврааму Свое намерение разрушить города Содом и Гоморру за беззаконие жителей их. Жалея о несчастных, Авраам сказал Господу: «Неужели Ты погубишь праведных с нечестивыми? Если в этих городах найдется хоть пятьдесят праведников, не пощадишь ли всего города ради них?» Господь внял молитве Авраама и обещал ему пощадить города, если в них найдется даже десять праведников, но и этого количества не оказалось, и суд Божий должен был исполниться над нечестивыми городами.
Два Ангела, бывшие с Господом, пришли в Содом в виде странников. Лот принял их радушно в доме своем, но нечестивые жители Содома захотели нанести им оскорбление. Ангелы поразили их внезапною слепотою и сказали Лоту: «Если есть у тебя сыновья или дочери в городе сем, то возьми их и уйди, потому что мы разрушим город сей. Вопль беззаконий его достигло Господа, и Он послал нас совершить казнь над ним». Семейство Лота не поверило было словам Ангелов, тогда Ангелы, взяв за руки Лота, жену и дочерей его, вывели их за город и запретили им даже оглядываться назад по пути. После удаления Лота огненный дождь ниспал на Содом и Гоморру и разрушил их до основания. Вся окрестная страна, до тех пор богатая и цветущая, обратилась в соленое озеро, которое называется «Мертвым морем». И теперь еще все пусто и мрачно вокруг этого места, и доныне оно носит на себе следы гнева Божиего.
Жена Лота, однако же, ослушалась повеления Ангелов: она оглянулась на оставленный город и внезапно превратилась в соляной столп. Авраам с вершины горы увидел, как с того места, где находились Содом и Гоморра, поднимался к небу густой и смрадный дым.
Через год после этого у Сарры родился сын, который был назван Исааком. Аврааму было уже сто лет, а Сарре девяносто, когда Господь даровал им эту давно обещанную радость. Можно вообразить себе, как обрадовались престарелые родители и с каким пламенным чувством благодарили Господа за милость Его!
Измаил, сын Агари, обижал иногда маленького Исаака. Это было неприятно Сарре, которая стала требовать, чтобы Авраам изгнал Агарь и ее сына. По повелению Божию Авраам исполнил желание Сарры. Изгнанные долго скитались в пустыне, томимые зноем и жаждою, но Ангел Господень оказал им помощь.
Через некоторое время Господу угодно было подвергнуть испытанию веру Авраама. Господь явился ему и потребовал, чтобы он принес Ему в жертву возлюбленного сына своего Исаака. Тут Авраам доказал свою твердую веру в Бога, свою полную преданность Его святой воле. Он тотчас же был готов отдать Богу сына своего, единственную свою надежду на обещанное потомство. Он приготовил дрова для всесожжения, оседлал осла своего и, взяв Исаака и двух служителей, отправился в путь. На третий день он прибыл к той горе, на которой по указанию Божию должно было совершиться жертвоприношение; он оставил служителей и, возложив дрова на Исаака, взошел на гору. Исаак, который, вероятно, и прежде часто присутствовал при жертвоприношениях, сказал отцу: «Отец, все готово для жертвоприношения: вот огонь и дрова, но где же овца для заклания?»
- Господь укажет нам ее, сын мой, - ответил Авраам.
Приготовив все, устроив алтарь, Авраам связал Исаака и возложил его на жертвенник. Уже он поднял нож над ним, как вдруг голос с небес остановил его. «Не трогай отрока, - сказал Господь, - Я познал, что ты боишься Бога и не пощадил сына своего возлюбленного». В это время Авраам увидел козленка, который запутался рогами в деревьях; он взял его, принес в жертву Богу и, полный невыразимой радости, возвратился домой с Исааком.
Высокий пример Авраама да научит нас тому, что мы должны с покорностью отдавать Богу то, чего Он требует от нас; должны быть готовы отречься от того, что нам всего дороже, если так угодно Господу. Господь может требовать от нас всякой жертвы, ибо все, что мы имеем, - Его дар. Готовы ли мы всегда покориться Ему с любовью и без ропота?
Сарра умерла 127 лет от роду. Авраам имел еще несколько детей от другой жены, но любимым сыном его, радостью и утешением его старости, был Исаак. Авраам пожелал женить его и послал старшего из служителей своих за невестой в ту землю, где жили его предки. Там Господь указал на Ревекку, дочь Вафуила, племянника Авраама. Она и сделалась женой Исаака и имела двух сыновей Исава и Иакова.
Авраам дожил до 175 лет и скончался около 1800 года до Рождества Христова. Он был похоронен в пещере около Сарры.
Израильтяне, потомки Авраама, хранили великое благоговение к памяти святого праотца своего, но эта благоверная память о нем впоследствии превратилась в непомерную гордость. Как народ, с которым в лице Авраама Господь заключил завет Свой, они считали себя несравненно выше всех других народов, гордились своим происхождением от Авраама, как собственной заслугой. Когда Господь Иисус Христос укорял их за их дурные дела, они гордо отвечали Ему: «Мы дети Авраама». Но Господь объяснил им, что не те дети Авраама и наследники обетований Божиих, кто по плоти происходит от Авраама, но те, которые подражают вере Авраама. То же самое объясняет и св. апостол Павел, говоря:
«Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
Итак верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. III, 7-9).
«А без веры угодить Богу невозможно, - говорит тот же апостол» (Евр. XI, 6).
«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя» (Евр. XI, 8, 17-18).
«Веровал Авраам Богу, - говорит Писание, - и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. II, 23).

В тот же день совершается память святого Иакова Алфеева, одного из двенадцати апостолов Христовых. Он был братом св. евангелиста Матфея и по сошествии Св. Духа проповедовал слово Божие во Иудее, в Едессе, в Газе, Елевферополе и в египетском городе Острацине; скончался мученической смертью на кресте.

СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ЕВЛАМПИЯ И ЕВЛАМПИИ
10 октября (23 октября)

В царствование Максимиана, во время жестокого гонения на христиан, жил в городе Никомидии знатный юноша по имени Евлампий, который исповедовал веру Христову, Вместе с некоторыми другими христианами он скрылся в пещеру недалеко от города. Однажды товарищи послали его в город за хлебом. Входя в Никомидию, он увидел прибитый к воротам царский указ, повелевающий убивать христиан, Евлампий вслух выразил свое удивление тому, что сам царь опустошает государство свое, избивая самых верных подданных, ибо христиане считали обязанностью своей молиться за царя, беспрекословно исполнять все его повеления, когда они не противны закону Христову, и, вообще, кротостью и честной жизнью заслуживали вполне название добрых и хороших граждан. Некоторые язычники услышали слова Евлампия и немедленно повели его к судье.
Судья сначала стал ласково увещевать Евлампия к поклонению богам. «Не губи юности своей, - говорил он ему, - не наноси бесчестия всему славному роду твоему. Если ты послушаешься повеления царя и поклонишься богам, то получишь и богатые дары, и почетный сан, и будешь всеми уважаем в городе. Храмы открыты; пойдем: вместе, и поклонись богам».
«Словами лести и коварными обещаниями не отвратишь ты меня от Христа моего, - отвечал юноша. - Послушайся лучше ты слов моих: последуй доброму совету и познай истинного Бога, Которому я поклоняюсь. Он даст тебе славу не временную и не суетную, но вечную и истинную; Его дары превышают все богатства царей земных. Этому Богу я поклоняюсь, к Нему воссылаю молитвы мои».
Судья вновь стал убеждать его, потом угрожать ему мучениями и наконец велел его бить жесточайшим образом. Евлампий спокойно вытерпел страдание, но твердость его усилила только ярость судьи, который придумывал самые ужасные истязания и повелел положить его на раскаленную в огне решетку. Евлампий уже ожидал смерти, как вдруг почувствовал в себе новые, свежие силы; он встал здрав и невредим к изумлению всех присутствовавших. Чувствуя в себе благодатную, сверхъестественную силу, Евлампий выразил желание идти в идольский храм. Судья обрадовался, думая, что он согласен совершить жертвоприношение, и в сопровождении многочисленного народа повел его в языческое капище. Там стоял богатый кумир, к которому Евлампий тотчас же обратился с словами: «Именем Господа моего Иисуса Христа тебе повелеваю, идол немой и глухой, упади на землю и будь как прах» — и внезапно идол пал и разбился. Видевшие это воскликнули: «Велик и силен Бог христианский!» Но судья не уверовал и велел предать Евлампия новым мучениям.
У Евлампия была сестра, молодая девица, которую звали Евлампией. Услышав, что брат ее терпит мучения за Христа, она поспешно отправилась на судилище и, протеснившись сквозь толпу, подошла к брату, и воскликнула; «Не одна ли мать родила нас? Не в одного ли Бога научила она нас веровать? Почему же ты страдаешь за Христа, а я лишена этого счастья? Почему не известил ты меня об этом, дабы мы вместе приняли страдания? И я хочу умереть за Господа Бога моего, и я христианка! Узнай, - продолжала она, обратившись к судье, - что и я раба Христова, Христос - моя жизнь и радость души моей, и я за Него готова вытерпеть те же страдания, как и брат мой Евлампий».
Услышав эти слова, судья велел бить девицу по лицу, потом приготовить котел с кипящим маслом, чтобы ввергнуть туда обоих христиан. Евлампий первый вошел в котел и увещевал сестру не бояться последовать за ним, ибо помощь Божия не оставит их. Евлампия вошла в котел. Господь остудил кипящее масло, и святые радостно пели хвалу Богу. Рассерженный судья придумывал разные новые мучения: выколол глаза св. мученику Евлампию, бросил его и сестру в огненную печь, но Господь не оставлял верных служителей Своих и смягчал для них жестокость мучений. Убедившись, что усилия его напрасны, судья осудил мучеников на смертную казнь: Евлампию отсекли голову мечом, сестра же его предала душу Богу, прежде чем ее коснулся меч палача.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ФИЛИППА, ОДНОГО ИЗ СЕМИ ДИАКОНОВ
11 октября (24 октября)

После вознесения Господа и сошествия Святого Духа апостолы оставались некоторое время в Иерусалиме. Ежедневно присоединялись к ним в большом числе вновь уверовавшие, все они жили в единодушии и любви и имели все общее. Всякий продавал имущество свое и приносил цену апостолам; из этого общего достояния выдавалось каждому, что ему было нужно, так что не было между ними ни бедного, ни богатого. При умножении учеников возникли некоторые несогласия; апостолы, занятые проповедованием слова Божия, не могли входить во все хозяйственные потребности христианского общества; и потому они, созвав верующих, предложили избрать семь человек, которым бы можно было поручить раздаяние пособий. На это служение были назначены люди, исполненные Духа Святого и мудрости; имена их: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай. Их поставили перед апостолами, которые, помолившись, возложили на них руки. Эти семь человек стали называться диаконами. 11 октября св. Церковь совершает память одного из этих семи диаконов — св. апостола Филиппа.
Св. апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Избранный в диаконы, он с усердием исполнял обязанности свои. Иудеи, видя, что число верующих все умножается, начали жестоко преследовать Церковь Божию; они побили камнями архидиакона Стефана, и тогда все верующие, кроме двенадцати апостолов, оставили Иерусалим. Но гонение это послужило только к большему распространению слова Божия, потому что верующие стали проповедовать в разных городах, и везде Бог помогал им утвердить святое учение Его. Св. Филипп, оставив Иерусалим, прибыл в Самарию и там усердно проповедовал Христа. Народ с радостью слушал его и дивился чудесам, которые он творил, ибо он изгонял нечистых духов и исцелял больных. По слову его, множество людей уверовало. Был там один человек по имени Симон, удивлявший жителей Самарии своими волхвованиями. Он тоже принял святое крещение от Филиппа. Апостолы, услышав в Иерусалиме, что жители Самарии уверовали, по слову Филиппа, прислали Петра и Иоанна, чтобы помочь ему; и по молитве святых апостолов все уверовавшие получили Святого Духа.
Сам Господь руководил апостолами, внушая им, что им должно делать и куда идти. Так однажды Ангел Божий сказал Филиппу: «Встань и пойди по дороге, ведущей к Газе». Филипп повиновался и на дороге встретил одного эфиоплянина, вельможу царицы Кандакии и хранителя всех ее сокровищ. Он ездил в Иерусалим для поклонения Богу, ибо многие из чужестранцев веровали тогда закону Моисея. Сидя в колеснице, он читал пророчество Исайи, и именно то место из 53 главы, в которой пророк так ясно указывает на Христа: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых» (Ш. LIII, 7—8). Царский вельможа не понимал, о ком говорит пророк, но Господь, видя его искреннее желание узнать истину, послал ему неожиданную помощь. Дух Святой внушил Филиппу пристать к колеснице и заговорить с вельможей. Узнав, что тот читает пророчество Исаии, Филипп спросил, понимает ли он, что читает. «Нет, - отвечал вельможа, - объясни мне». Он попросил Филиппа сесть с ним и спросил, о ком говорит пророк? О себе или о другом? Филипп тотчас же объяснил смысл пророчества и благовествовал вельможе о Христе. Тот слушал со вниманием. Между тем подъехали к воде, и вельможа сказал Филиппу:
- Вот вода! Что мешает мне креститься?
- Можно, - отвечал Филипп, - если веруешь от всего сердца.
- Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий, - отвечал тот.
Остановили колесницу. Оба вышли; Филипп крестил ефиоплянина, и Дух Святой сошел на вновь уверовавшего. Тогда Ангел Божий взял Филиппа, а вельможа продолжал путь свой с радостью. Действительно, что может быть радостнее, как приобрести спасительную и животворящую истину? Вероятно, эфиопский вельможа, возвратившись к себе, сообщил всем близким своим то, что возвестил ему св. Филипп, и таким образом положил основание распространению Евангелия в Эфиопии.
Какими чудными путями распространялось святое учение! Как милостиво Господь наставлял тех, которые желали служить Ему! Как Он помогал им! Точно так помогает Он и теперь всем тем, которые искренно желают узнать волю Его, чтобы, узнав, исполнять ее. Как некогда царскому вельможе, так и каждому из нас нужна помощь Божия при чтении Священного Писания. Много в нем недоступно и для самых ученых, самых образованных людей, ибо ум человеческий не может уразуметь всего величия Божества, но тем, которые со смирением и любовью приступают к чтению священных книг, Бог помогает уразуметь то, что нужно для них. Потому, открывая священную книгу, надо всегда сперва внутренно молиться, да просветит Господь наш ум и сердце к уразумению Его Божественного слова, чтобы уяснить нам то, что для спасения нашего нам нужно знать.
После обращения царского вельможи св. апостол Филипп был чудесным образом перенесен в город Азот и продолжал проповедывать слово Божие разным народам. Он потом жил в Кесарии с четырьмя дочерьми своими, которые имели дар пророчества. Там принимал он верующих, и мы читаем в книге Деяний апостольских, что апостол Павел на пути в Иерусалим был в Кесарии и останавливался в его доме. Св. Филипп был потом епископом в Лидийском городе Траллии в Малой Азии, обращал многих ко Христу, творил великие чудеса и преставился в глубокой старости.

СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ПРОВА, ТАРАХА И АНДРОНИКА
12 октября (25 октября)

Была самая ужасная пора царствования Диоклитиана и Максимиана; раздражение правителей против христиан достигло крайней степени; мучители придумывали самые жестокие истязания, надеясь победить твердость христиан и истребить христианскую веру на земле. Они еще не убедились, что она крепла среди гонений и что все усилия их останутся тщетными. Три христианина — Тарах, Пров и Андроник — были приведены на допрос к судье Киликийской области Нумерию Максиму в город Таре. Нотарии, или писцы, свидетели допроса и истязания святых, записали, что видели и слышали, и их достоверное повествование сохранилось в назидание верующим.
Судья начал допрос со старшего между приведенными христианами — Тараха, который был уже в летах преклонных.
- Как имя твое? - спросил он.
- Я христианин, - отвечал Тарах.
- Я не спрашиваю о нечестивой вере твоей, скажи имя свое.
- Я христианин, - повторил Тарах.
- Бейте его в уста за ответы его, - сказал судья служителям своим.
Служители исполнили повеление.
- Я христианин, - опять сказал Тарах, - это имя для меня дороже и славнее, чем имя, данное мне родителями, но, если тебе нужно знать и то, я называюсь Тарахом.
- Какого ты рода?
- Римского и воинского рода; рожден в Клавдиополе, был воином и оставил службу, сделавшись христианином.
- Послушай, - сказал судья, - пощади свою старость и исполни повеление царей наших, вкуси от жертвоприношения и поклонись, богам, которым поклоняются и сами цари наши.
- Они заблуждаются, будучи прельщены демонами, - возразил Тарах.
Судья велел опять жестоко бить его за этот ответ, потом вновь начал убеждать его совершить языческий обряд.
- Я служу Богу единому, - отвечал Тарах, - и Ему приношу жертву не в крови, а в сердце чистом.
- Я щажу старость твою, - продолжал судья, - и потому еще раз советую тебе: оставь веру христианскую и поклонись богам.
- Не сделаю этого преступления, ибо люблю закон Бога моего и не отрекусь от Него.
Судья тогда велел жестоко мучить старца, который не переставал молиться, пока его пытали, и молитва дала ему силу спокойно перенести страшные истязания. Его потом заковали в цепи и отвели в темницу. Судья же призвал другого христианина, Прова.
Допрос начался теми же словами: «Имя твое?»
- Имя мое первое и честнейшее - христианин; другое же имя, данное людьми, - Пров.
- Откуда родом?
- Отец мой родом фракиец, я же родился в Пергии Памфилийской и христианин.
- Это название не послужит тебе на пользу, - сказал . судья. - Советую тебе, поклонись богам и получишь от царя милости и дары.
- Я не ищу этих милостей, — отвечал Пров, — я сам был богат и оставил богатство, чтобы служить Богу истинному.
Судья велел бить его. Кровь лилась под жестокими ударами, но мученик был тверд и спокоен. Сотник, бывший тут, убеждал его покориться, указывая на страшные истязания.
- Тело мое в вашей власти, - отвечал Пров, — мне же мучение — милость.
- Оставь безумие свое, - говорил судья.
- Я не безумен, но мудр и мужествен в Господе, - возразил мученик.
Судья велел еще усилить истязания. Пров все терпел спокойно, повторяя только: «Помоги мне, рабу Твоему, Господи!»
- Где же помощник твой? - спрашивал мучитель.
- Со мной, - отвечал Пров, - Он помогает мне, и я ни за что считаю истязания, они не преклонят воли моей.
- Посмотри на тело свое, - сказал судья, - уже земля вокруг тебя обагрилась кровью.
- Пусть льется, — отвечал святой мученик, - пока тело страждет ради Христа, душа крепнет и оживляется.
После продолжительного истязания заковали и Прова в цепи и отвели его в темницу. Призвали Андроника.
Он был из первых граждан города Ефеса; на вопросы судьи он дал такие же ответы, как и товарищи его, исповедовал себя христианином, отказался поклониться богам и вытерпел лютые истязания, славя Господа. И его отвели в темницу.
Через несколько дней христиане были опять приведены к судье, который надеялся, что истязания и заточение победили их твердость; но, как и прежде, они казались готовыми вытерпеть все за веру. Их мучили ужаснейшим образом: огнем и железом, и снова заключили в темницу.
Несколько раз еще приводили их к допросу и возобновляли истязания, всякий раз усиливая их. Христиане остались непреклонны. Судья грозил им смертью.
- Чем грозишь? - говорили они. - Умирают те, которые творят зло; мы же оживем на небесах, ибо Господь — воскресение наше. Не надейся отвратить нас от Бога, мы все единым сердцем служим Ему и не боимся твоих угроз.
Судья велел принести вина и мяса от идольского жертвоприношения и, связав мучеников, силою вложить им в уста пищу, которой они гнушались.
- Что же? - говорил он. - К чему послужило вам сопротивление ваше? Зачем вы перенесли истязания? Ведь вы теперь вкусили от жертвоприношения?
- Господь видит волю нашу, - отвечал Пров. - Поверь, ни огонь, ни муки — ничто в мире не отторгнет нас от Бога.
Невозможно вообразить себе всех страданий, которым затем подвергли святых мучеников: резали им уши, выкололи глаза, опаляли раны их, сдирали с них кожу, — они перенесли все с твердостью, не колеблясь в вере своей и славя имя Господне. Их мужественная твердость изумляла язычников, но не убеждала их в силе Бога истинного, Который один мог поддержать верных служителей Своих среди страданий. Наконец судья, потеряв всякую надежду склонить христиан к отречению, осудил их на смерть. Он повелел бросить их на съедение зверям.
С утра назначенного дня загородный цирк, в котором должна была произойти казнь, был полон народа, ибо кровожадные язычники считали забавой смотреть на страдания; в толпе было и несколько христиан, которые горячо молились Богу за всех осужденных. Кроме Тараха, Прова и Андроника было еще несколько людей, осужденных на казнь; их вмиг растерзали звери. Мучеников принесли на руках, потому что от ран они не могли ходить; выпустили на них медведя, потом львицу, но к удивлению зрителей разъяренные звери, лишь приближались к святым мученикам, делались кротки, как агнцы, ложились к их ногам и лизали раны их. Правитель, видя это, велел умертвить копьями святых мучеников и, выйдя из цирка, приставил воинов стеречь тела их. Он знал, что христиане привыкли воздавать почесть тем из братьев своих, которые скончались мучениками за имя Христово, и хотел лишить тарских христиан этого утешения. Но к вечеру поднялась вдруг сильнейшая буря; стражи ушли, чтобы укрыться от непогоды, а христиане взяли тела святых мучеников и похоронили их с молитвой и псалмопением в каменной пещере. Потом, по обычаю того времени, они посланием известили верующих в других городах о смерти мучеников, прославивших Христа Спасителя славной своей кончиной.

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ КАРПА И ПАПИЛЫ И ПОСТРАДАВШИХ С НИМИ
13 октября (26 октября)

Святые мученики Карп и Папила родились в Пергаме, городе Малой Азии, и были с юности христианами. Они подавали всем жителям страны пример христианских добродетелей, и многие, видя их честную и праведную жизнь, обращались к Богу истинному. Карп был впоследствии избран в епископы города Фиатиры, Папила же принял звание диакона.
Настало жестокое гонение на христиан. Император Декий прислал в Малую Азию одного из верных служителей своих, Валерия, чтобы понуждать христиан к отречению, а ослушников предавать казни. Устроили торжество в честь идолов и велели всем жителям Фиатиры участвовать в нем. Когда Валерий узнал, что Карп и Папила не пришли на праздник, то велел призвать их и спросил о причине их отсутствия; они объяснили, что веруют в Бога истинного, и потому не могут принимать участие в языческом жертвоприношении. Валерий велел водить их на цепи по городу на посмеяние язычникам, думая тем опозорить их, но это не могло смутить христиан, которые считали позорными только дела бесчестные, а не наказания ради истины. Потом Валерий призвал к себе обоих христиан и стал убеждать их поклониться богам. «Если бы и я не видел, что вы люди умные и рассудительные, - говорил он, - я бы не стал заботиться о том, чтобы спасти вас, а просто предать бы вас казни, но мне вас жаль, и я желаю вам добра». Вслед за тем он начал восхвалять могущество и мудрость богов, приписывая им благоденствие страны и великие победы римлян над врагами своими, но христиане бесстрашно опровергали слова его, доказывая бессилие и ложность идолов и проповедуя Бога истинного, Создателя вселенной и Спасителя людей.
Валерий очень озлобился на христиан и велел разграбить имущество их и отослать их в Сарды, куда и сам намеревался ехать. Привязали святых к коням и погнали в Сарды, не давая им отдыха на пути; но они находили утешение в молитве, и Господь Бог, всегда милостивый к верным служителям Своим, явился им в видении и укрепил их на трудный подвиг.
Прибыв в Сарды, Валерий вновь призвал их и стал убеждать их к отречению, но напрасно. За святыми последовал в Сарды верный слуга их, Агафодор, также христианин, очень любивший господ своих. Валерий стал допрашивать и убеждать и его, а потом предал его жестоким мучениям. Под ударами мучителей скончался верный Агафодор. Валерий велел было оставить тело его без погребения, но христиане ночью похоронили честное тело мученика. Валерий же говорил Карпу и Папиле: «Ваш безумный слуга потерпел наказание, которое заслужил упорством своим, но вы люди умные и образованные; неужели вы не понимаете, что для вас полезно, и хотите погибнуть, как он погиб?»
- Ты его называешь безумным, - отвечали христиане, - мы же ублажаем смерть его и также охотно умрем за Христа.
Валерий велел отвести их в оковах в Пергам, но Господь Бог не оставлял верных служителей Своих и внушал им твердость и терпение. Валерий призвал Карпа и сказал ему: «Боги, жалея о старости твоей, дают тебе силу; будь же благодарен и воздай им должную честь. Я почитаю старость твою и даю тебе совет добрый, но если ты станешь упорствовать, то объявляю тебе, что не могу более терпеть непокорности твоей».
- Я не могу считать добрым советом тот, который ведет от света к тьме, от жизни к смерти, - отвечал Карп. - Если же, как говоришь, почитаешь старость мою, то поверь словам моими: я более соболезную твоей гибели, чем ты моим страданиям; мне жаль видеть, что ты суетно надеешься на богов, которые не могут избавить души твоей от вечных мук, ибо сами бессильны.
Слова эти исполненные любви, не преклонили Валерия на кротость; он велел жестоко бить и мучить святого епископа, но тот переносил все с непоколебимой твердостью и даже улыбался среди страданий.
- Чему улыбаешься? - спросил у него озлобленный Валерий.
- Я радуюсь, что мне дана благодать от Бога моего, - отвечал Карп, - ибо я вижу отверстые небеса и Господа моего во славе Своей.
Так утешал Господь раба Своего среди тяжких страданий, и тот забывал о жестоких ранах своих, помышляя о милости Божией и о благах небесных.
После жестоких истязаний отвели Карпа в темницу и призвали Папилу, который с такой же твердостью исповедовал веру свою и не смутился ни угрозами, ни увещаниями Валерия. Господь поддержал его чудной силой Своей и дал ему власть творить чудеса. Папила именем Божиим исцелил слепого; бывший слепой и вместе с ним свидетели этого чуда начали прославлять Господа, восклицая: «Воистину велика сила Христова, и Он есть Бог истинный!»
Валерий велел мучить Папилу ужаснейшим образом, но никакие страдания не могли победить его твердости, и Бог видимо помогал ему. Был опять призван Карп, и Валерий предал обоих христиан различным мучениям; но все усилия его остались бесполезны и только яснее указали на помощь Божию, поддерживающую святых мучеников. Наконец Валерий велел отсечь им головы мечом. Приведенные на место казни, святые мученики, подняв руки к небу, помолились о мучителях своих и сложили головы под секиру палача. Вместе с ними была обезглавлена сестра Папилы, святая Агафоника.
Святая Церковь в один день совершает память святых мучеников Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники.

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО НИКОЛЫ СВЯТОШИ
14 октября (27 октября)

Знаменитый Киевский Печерский монастырь стоит над самыми пещерами. Монастырь этот был основан преподобными Антонием и Феодосием и устроен ими при содействии великих князей Святослава и Изяслава Ярославичей. Там много лет жил простым монахом внук Святослава, Святослав, в иночестве Николай.
Он был князем Луцким, но с ранних лет понял суетность всего земного и пришел к убеждению, что надобно всем сердцем стремиться только к Небесному Царствию, которое одно вечно и в которое Господь примет всех любящих Его. Он оставил роскошную и покойную жизнь и удалился в Печерский монастырь, где просиял святостью жизни.
Поступив в монастырь, он принял на себя самое трудное, послушание. Он работал на кухне, носил воду и дрова, трудился как простой работник. Братья его, князья Изяслав и Владимир, очень огорчились этим и хотели принудить его отказаться от трудов, но он со слезами просил их, чтобы они не мешали ему вести такую жизнь и продолжал три года свое послушание. Потом он был назначен сторожем к воротам монастырским, затем три года служил братии за трапезой и все возложенные на него обязанности исполнял со смирением и радостной готовностью. Девять лет он провел таким образом в монастыре, потом игумен велел ему оставаться в келлии своей, ни с кем не вступать в разговор и в безмолвии заботиться только о своем спасении. С радостью исполнял он и это послушание, не переставая, однако же, трудиться. Он развел сад вокруг келлии своей. В руках у него всегда была работа, и он беспрестанно повторял молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Пищи принимал он очень мало. Когда же родные присылали ему деньги и другие подарки, он сейчас же все раздавал странникам и нищим или употреблял на украшение церквей и покупку книг.
Один искусный лекарь, по имени Петр, живший при блаженном Николас, когда еще он был в миру, захотел сначала последовать за ним в монастырь, но, видя вольную нищету и труды своего господина, он возвратился к прежней жизни, продолжая, однако, часто посещать его. Он говорил ему: «Ты истощаешь работой свои силы, побереги себя; Господь не требует от нас, чего не могут перенести наши силы; ты работаешь на монахов, как купленный раб. Ты не привык к такой жизни; так подвергать себя таким лишениям после богатства и роскоши, к которым ты привык с малых лет! Какая у тебя была вкусная и сладкая пища, а теперь ты вкушаешь только сухой хлеб и коренья! Тебе служили богатые бояре, и у каждого из них есть покойный дом, а тебе некуда и голову склонить. Посмотри на твоих братьев; они огорчаются, видя твои труды; никто из князей и даже бояр не решился бы на такое убожество и такие лишения». Святой кротко возражал, что такие труды нужны для его спасения; что он благодарит за них Бога; что сила Его, по словам апостола Павла, совершается в немощи; что у каждого свое бремя и что братья его должны заботиться о себе и о своем княжении, не беспокоясь о нем; что если до сих пор князья и бояре не трудились Христа ради, то он желает подать собой хороший пример.
Когда блаженный Николай заболевал, врач приходил к нему с лекарством, но всякий раз находил его уже здоровым. Но однажды сам врач опасно занемог, и блаженный Николай исцелил его силой своей молитвы.
Вскоре после этого блаженный Николай призвал врача и сказал: «Брат Петр, как был бы я рад, если бы ты постригся в монахи. Будь наследником трудов моих и продолжателем моего образа жизни. Через три месяца я умру». Услышав эти слова, огорченный Петр бросился на колени и воскликнул: «Господин мой и благодетель, что мы будем без тебя делать? Кто будет помогать бедным и несчастным, о которых ты беспрестанно заботишься? Кто заступится за обиженных? Ты возвратил мне здоровье молитвами своими, попроси Господа, чтобы Он продлил твою жизнь; она нужна многим. Скажи мне, от кого знаешь ты про свою близкую смерть? Если от людей, то пусть лучше меня лишат жизни, нежели тебя; если Господь открыл тебе это, то попроси Его, чтобы мне умереть прежде. Что буду я делать без тебя? Ты хочешь, чтобы я был наследником трудов твоих. Я не сумею трудиться подобно тебе и лучше желаю умереть вместо тебя».
Святой Николай утешал своего верного врача, потом пошел вместе с ним в пещеру и там стал готовить себе гроб. Сколачивая доски, он сказал: «Кто из нас больше любит это место?» Петр с плачем отвечал: «Знаю, что если ты попросишь у Бога, то останешься в живых, а меня сюда положишь». — «Да будет по твоему желанию, — отвечал Николай, - но станем наперед молиться вместе; тебе следует принять иноческий постриг». Петр более не отговаривался, немедленно постригся в монахи и три месяца беспрестанно молился, сокрушаясь о грехах своих.
Святой утешал его. Когда прошли три месяца, блаженный сказал: «Друг Петр, будь готов; по желанию твоему ты через три дня отойдешь от сего мира». Петр принял Святые Дары и, когда пришло время, лег на постель и спокойно предал дух свой Богу.
Блаженный Николай жил еще 30 лет, проводя время беспрестанном труде и молитве. Любил он духовные книги, собрал их много и это сокровище перед смертью завещал монастырю. Глубоко уважая его, князья обращались за советом к смиренному иноку, и он мирил часто враждовавших между собою князей. Когда он скончался, все жители Киева пришли поклониться телу его и просить его молитв. Но более всех плакали братья его, князья Изяслав и Владимир. Они просили игумена прислать крест, который носил святой, и много дали монастырю золота в память о нем. Вскоре после того Изяслав заболел очень опасно, игумен прислал ему власяницу блаженного Николая. Великий князь надел ее и тотчас же получил облегчение. Он после этого постоянно носил эту власяницу.
Блаженный князь, столько потрудившийся в своей жизни, помолится и за нас, чтобы Господь дал каждому смиренно исполнять дела и обязанности наши и терпеливо переносить лишения и печали, которые встречаются в жизни каждого человека. Не всякому назначено жить в келлии монастырской, но всякий должен стараться о дом, чтобы жить и действовать по учению и заповедям Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В тот же день совершается память святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия и преподобной Параскевы Сербской.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ЛУКИАНА, ПРЕСВИТЕРА АНТИОХИЙСКОГО
15 октября (28 октября)

Славный пресвитер Антиохийский, святой Лукиан, был родом из Самосата и сын богатых и знатных родителей, которые дали ему прекрасное образование, готовя его к светской службе, но Лукиан с ранних лет возлюбил Господа более всего в мире; земное величие не привлекало его, и по смерти родителей он раздал имение бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь. Его благочестие, мудрость и ученость прославили имя его, и антиохийские христиане убедили его принять в их городе звание священника. В этом сане он ревностно служил Богу и ближним , проповедовал Евангелие, обратил множество язычников, завел училище, в котором сам занимался образованием юношества. При этом он с особенным усердием занимался изучением Св. Писания. В то время, так как еще не существовало книгопечатания, священный текст был часто искажаем переписчиками. Иногда это случалось по недосмотру и невежеству, но иногда лжеучители умышленно искажали текст Священного Писания, внося в списки свои ложные мнения. Лукиан тщательно занялся пересмотром и исправлением греческого текста и сличал его с еврейским, специально для этого выучившись по-еврейски.
Полезные и мирные занятия его вдруг были прерваны страшным гонением, вспыхнувшим при Диоклитиане. Мучители были особенно раздражены против епископов и пресвитеров; слава Лукиана, как проповедника Евангелия, дошла до царя, который призвал его в Никомидию, где тогда жил. Там гонение было чрезвычайно сильно. Лукиан известил Антиохийскую Церковь о мученической кончине святого епископа Анфима, сам перенес заточение и истязания, но сверх чаяния был потом освобожден и возвратился в Антиохию.
Он снова принялся за прежние труды, посвящая Богу и ближним все дни и силы свои. Но через несколько лет гонение усилилось, и в 311 году святой пресвитер был снова призван в Антиохию. Это было время самого ужасного гонения, но скоро должна была кончиться власть язычников и уступить место торжеству христианства. Последние усилия гонителей были направлены против верующих; император Максимиан доходил до неистовства в своей ярости против христиан; он заставлял даже самых малых детей совершать языческие обряды и изобретал страшнейшие пытки, чтобы победить твердость христиан. Св. Лукиан, не страшась опасности, подал правителю «апологию», то есть рассуждение в защиту христиан, в которой с силой и красноречием доказывал истину христианской веры. Он был предан истязаниям и потом в оковах заключен в темницу. Там его томили голодом, думая этим заставить его вкусить от жертв идольских, но св. Лукиан терпеливо переносил жестокий голод, отвечая на все увещания словами: «Я христианин».
Христиане никомидийские очень желали увидеть еще святого пресвитера, и в день Богоявления Господня некоторым из них удалось проникнуть в его темницу. Пресвитер в оковах лежал на спине и не мог сделать ни малейшего движения. Он чувствовал, что смерть его близка и с радостью ожидал ее, но еще раз желал он на земле причаститься Тела и Крови Христовых вместе с братиями по вере. Святое таинство евхаристии было совершено на груди святого мученика, который на следующий же день был предан казни. Тело его было брошено в море, но спасено чудесным образом. Впоследствии царица Елена соорудила церковь над мощами святого мученика Лукиана.

В тот же день Церковь чествует преподобного Евфимия Нового и святителя Савина, епископа Катанского.

ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ЛОНГИНА СОТНИКА, ИЖЕ ПРИ КРЕСТЕ ГОСПОДНИ, И С НИМ ДВУХ МУЧЕНИКОВ ПОСТРАДАВШИХ
16 октября (29 октября)

Святой евангелист Матфей повествует, что во время крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, сотник, стоявший на страже, видя страшное дрогание всей природы после последнего вздоха Спасителя, в ужасе воскликнул: «Воистину, Сей был Сын Божий!» Имя этого сотника было Лонгин. Некоторые говорят, что капля крови из прободенного ребра Спасителя упала на его больные глаза и исцелила их.
После погребения Спасителя Лонгин опять стоял на страже у гроба Господня и был свидетелем дивного воскресения Христова. Тогда он совершенно уверовал в Иисуса Христа вместе с двумя другими воинами, бывшими с ним; а когда архиереи и старейшины предложили воинам деньги, чтобы они рассказывали, будто тело Иисуса было похищено Его учениками, то Лонгин не взял их и свидетельствовал о воскресении Христа. Пилат и начальники иудейские тем более негодовали на это, потому что Лонгин был старший из воинов и даже известен кесарю. Они всячески старались погубить его, но он уклонился от них и оставил службу свою. Он принял крещение вместе с двумя товарищами своими, потом поселился в Каппадокии, где успешно проповедовал слово Божие. Впоследствии Лонгин поселился в поместье отца своего и там пребывал в посте и молитве.
Слух об успешном проповеди Лонгина дошел до начальников иудейских. Они уговорили Пилата написать донос кесарю и обвинить Лонгина в том, что он, своевольно оставив воинское звание, возбуждает народ против кесаря. Озлобленные враги христиан всячески старались, чтобы кесарь Тиверий осудил на смерть Лонгина и его товарищей, в чем, наконец, и успели.
Из Иерусалима тотчас были посланы в Каппадокию воины для исполнения приговора. Им было велено нe открывать никому цели своего путешествия для того, чтобы Лонгин, узнав о том, не мог укрыться от грозившей ему казни. Но святому была уже открыта его близкая смерть, и он, не боясь ее, радушно встретил посланных, пригласил к себе в дом, угощал их, но до времени скрыл свое имя и обещал им на другой день указать жилище Лонгина. Воины, упившись вином, рассказали радушному хозяину о повелении кесаря казнить Лонгина и двух его товарищей. Когда Лонгин узнал, что он не один осужден на смерть, то послал за своими товарищами, а сам провел всю ночь в молитве. Как только настало утро, он вышел навстречу к обоим друзьям своим и, обняв их, сказал им: «Пришел час нашего освобождения; мы вместе предстанем перед Господом Иисусом Христом, Которого видели во время страдания, смерти и погребения; мы были свидетелями Его воскресения, а теперь увидим Его во всей славе Его». Потом они все вместе пошли к воинам и просили их скорее исполнить то, что им было приказано. Воины изумились, сначала не верили, потом не хотели предать смерти того, кто так радушно принял и угощал их, но Лонгин уговаривал их не медлить. Он простился со всеми домашними. Надев погребальное платье, сказал, где похоронить его тело, и потом, обняв своих товарищей и помолившись с ними, преклонил голову под меч. Голова Лонгина, по приказанию Пилата, была привезена в Иерусалим и брошена вне города.
Через некоторое время после того одна вдова-христианка, жившая в Каппадокии, вдруг ослепла. Долго, но напрасно она лечилась и наконец пожелала съездить в Иерусалим - поклониться местной святыне. Когда она приехала в Иерусалим, единственный сын ее, бывший с нею, занемог и умер. В страшной печали своей она была утешена явлением святого Лонгина, он обещал показать ей во сне блаженство ее сына и возвратить ей зрение. Бедная женщина нашла то место, где хранилась голова святого страдальца, и, как только прикоснулась к ней, прозрела. Она благоговейно похоронила эти нетленные останки вместе с телом сына и опять была утешена чудесным видением. Ей казалось, что святой мученик обнимает ее сына, как любящий отец, и говорит ей: «Не плачь, утешься; посмотри, как он радостен!» С тех пор бедная мать перестала плакать, она возвратилась в свое отечество, хваля Бога, и говорила: «Я не только обрела телесные, но и душевные очи; я уже не скорблю и не плачу о сыне, а видела, как он радуется в Царствии Небесном вместе с пророками и мучениками. Он с Лонгином у Господа как ученик его; он с ним вместе воспевает: «Воистину это был Сын Божий, и есть, и будет, и Царствию Его нет конца отныне и до века».

A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (25.10.2018)
Просмотров: 1028 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru