По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА 1 (14) сентября
Преподобный Симеон родился в Малой Азии, в Киликийской области, в IV столетии после Рождества Христова. Родители его, христиане, были люди бедные; и он в детстве пас стада отца своего. Однажды в воскресенье стояла плохая погода. Симеону не приказано было выгонять стада в поле. Он пошел с родителями в церковь и стал внимательно слушать Божественное пение и молитвы. Особенно поразили его слова Евангелия: «Блаженны нищие духом... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны кроткие...» (Мф. V, 3,6,5). Услышав это, тринадцатилетний Симеон обратился к стоявшему подле него старику с вопросом: «Что это такое?» Старик, который был благочестив, стал ему говорить о Боге, о любви к Нему, о заповедях Его. Слова старца упали на добрую землю, и тут же мальчик почувствовал в сердце своем искреннее желание служить Богу. Он почтительно поклонился старику и сказал ему: «Благодарю тебя за полезное наставление: ты научил меня хорошему и показал путь к спасению». Чувства и мысли, до того времени ему незнакомые, волновали Симеона. Вместо того чтобы идти домой, он убежал в пустое место, чтобы наедине подумать о том, что слышал в церкви. Тут он бросился на землю и со слезами стал просить Бога, чтобы Он наставил и научил его. Он долго молился и утомившись заснул. Видит он во сне, будто копает землю для основания какого-то строения, и ему слышится голос: «Копай глубже». Он стал копать глубже и, когда хотел перестать и отдохнуть, снова услышал слова: «Копай еще глубже». Так повторялось до трех раз. Наконец голос сказал: «Если хочешь построить что-нибудь, то работай и трудись прилежно — без труда нет успеха». Слова эти, слышанные во сне, сделались правилом для всей будущей жизни Симеона. Он стал прилежно изучать слово Господне, восемнадцати лет поступил в монастырь и с тех пор всю жизнь провел в неутомимом труде и в лишениях. Ему все казалось, что он мало терпит за Христа, пострадавшего ради нашего спасения; и не только с терпением и верою переносил он посылаемые Богом испытания, но сам искал труда и лишений, изнуряя себя постом и постоянной молитвой. Настоятель монастыря должен был часто удерживать такое рвение, которое могло истощить его силы. Симеон по некотором времени оставил свою бедную и тесную келлию и ушел на гору, чтобы там жить в постоянной молитве, вдали от всякого развлечения; опасаясь, как бы от усталости не пришло ему желание сойти вниз, он приковал себя цепью к лежавшему на горе огромному камню. Так он жил некоторое время, постоянно молясь, стараясь забыть обо всем земном и устремляя все мысли свои к Богу. Об этом услышал епископ Антиохийский, св. Мелетий. Он пошел на гору, где жил Симеон, и, увидя его прикованным цепью, сказал: «К чему это? Человек должен уметь владеть собой. Не цепью следует приковать себя к тому что почитаем своей обязанностью, но волей и разумом». Симеон снял с себя оковы и старался все более связать свою волю, подчиняя ее во всем воле Божией и побеждая ее добровольным трудом и воздержанием. Впоследствии Симеон в святой ревности к трудам поставил высокий столп и на нем самую тесную келлию; в ней он постоянно молился, большей частью стоя; ноги его покрылись ранами. Хотя Бог и не требует от нас, чтобы мы добровольно искали страданий, а повелевает с терпением и верою переносить те, которые нам посланы, однако Он благословляет всякое дело, совершаемое из любви к Нему. Господь явил святому Симеону милость Свою, укреплял его душу среди тяжких страданий, даровал ему премудрость и чудотворную силу. Святые отцы-пустынники услышали о Симеоне и захотели узнать, почему он так живет; они опасались, не из гордости ли он избрал такую тяжкую жизнь, дабы неслыханным подвигом возвеличиться над другими. Они послали сказать ему: «Почему ты не идешь отеческим путем, а избрал себе сам новый путь? Сойди со столпа и живи, как другие отшельники». Посланным же они поручили: если он не сойдет добровольно со столпа, то силой его свести; если же тотчас согласится сойти, то оставить, довольствуясь его послушанием, которое докажет, что он истинно и в смирении служит Богу Посланные передали повеление, и Симеон тотчас же стал сходить со столпа. Но они тогда сказали ему: «Не сходи, святой отец, послушание твое показывает, что ты служишь Богу. Оставайся, и да поможет тебе Бог». Симеон продолжал свой многотрудный подвиг и в жизни, посвященной Богу, не забывал закона любви к ближним. К его столпу стекалось множество народа со всех сторон. Он научал приходивших закону Господнему и всех выслушивал с любовью и кротостью: богатого и бедного, сильного и немощного, себя почитая меньшим и всех недостойнейшим. Одни приходили к нему за советом, иные за утешением, другие приносили больных, дабы он молился о них. Многие получали исцеление по его молитве, но он не позволял им славить себя, а повелевал благодарить Бога. Грешникам он проповедовал покаяние; и многие, послушавши его, каялись и уходили с твердым намерением начать лучшую жизнь. Язычники, обращенные Симеоном к христианской вере, приносили к столпу идолов своих и разрушали их на его глазах. Он не переставал заботиться и о мире церковном, в письмах к правителям и к пастырям церковным обличал ложные учения и изъяснял истинную веру. Несколько десятков лет провел Симеон на столпе и скончался, более ста лет от роду, в 460 году. Когда ученик его Антоний уведомил патриарха Антиохийского о его кончине, то патриарх пришел с епископами и с великим множеством народа, чтобы взять тело святого. С пением псалмов перенесли тело в Антиохию и положили в церкви. Между народом находился человек немой и глухой с четырнадцатилетнего возраста. Когда внесли в церковь тело святого, несчастный вдруг исцелился и, пав на колени, воскликнул: «На добро пришел ты, раб Божий, твое пришествие исцелило меня!» Через несколько лет после этого выстроили в Антиохии церковь во имя св. Симеона Столпника и туда перенесли его мощи. На горе же, где стоял столп, сооружен монастырь, на котором пребывает благословение Божие; много было там чудес и исцелений. Рассказывают, что в день преставления святого ученик и подражатель жития его Даниил, живший около Черного моря, близ Царьграда, имел видение. Ему представилось, что лики Ангелов несут на небеса радостную душу святого Симеона. То же видел в Вифании и святой Лаврентий.
1 (14) сентября совершается память святой Марфы, матери Симеона Столпника.
ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА МАМАНТА 2 (15) сентября
Родители святого Маманта были христиане, знатные и богатые. Родом они были из Малой Азии, звали их Феодотом и Руфиною. Во время гонения их привели на суд в Кесарию Каппадокийскую и заключили в темницу, потому что они не соглашались отречься от Христа. Феодот скончался в темнице, а жена его, пораженная горестью, родила преждевременно сына и вскоре затем предала душу Богу. Милосердный Господь не оставил младенца без помощи и призрения. Жила в то время в Кесарии добродетельная и благочестивая богатая вдова, которую звали Аммией. Господь внушил ей благую мысль: попросить у правителя страны позволение похоронить тела усопших христиан. Получив на то дозволение, она сама отправилась в темницу, и, когда увидела бедного малютку между умершими родителями его, сердце ее исполнилось состраданием, и она решилась взять к себе ребенка и воспитать его как собственного сына. Она вскормила младенца, назвала его Мамантом и старалась воспитать его как можно лучше. Мамант посещал училище, и наставники дивились его способностям и уму. Прежде же и более всего воспитательница его старалась внушить ему любовь к Господу и к Его святому закону; это ей удалось вполне, Мамант с самого раннего возраста любил Бога более всего на свете. Но добрая Аммия не имела утешение докончить воспитание любимого питомца своего; она умерла, когда ему не было еще четырнадцати лет, и, умирая, завещала ему все богатство свое. Вскоре за тем гонение опять усилилось в Малой Азии. Правителю области донесли, что Мамант не только сам исповедует христианскую веру, но еще и старается обращать товарищей своих в училище. Сам царь призвал пятнадцатилетнего юношу и стал убеждать его отречься от Христа, обещая ему за то великие почести при дворе своем, за непослушание же грозил ему жестокими истязаниями и смертью. Но юноша отвечал царю, что считает безумием поклоняться бездушным идолам, а не живому Богу. «Дары и почести, которые ты обещал мне, - сказал он, - обратятся для меня во зло, если я предпочту их Богу; мучения же за имя Христово будут для меня благодеянием, и смерть за веру есть счастье и честь». Царь велел жестоко бить юношу, но он перенес мучения с величайшим терпением. Царь говорил ему: «Только на словах обещай принести жертву богам, и отпущу тебя». — «Ни сердцем, ни устами не отрекусь от Бога моего, каким бы истязаниям ты не подвергал меня», - отвечал Мамант. Царь велел усилить истязания. Маманта опаляли огнем, бросали в него камнями и наконец осудили его на потопление в море. Но Господь заступился за служителя своего и послал Ангела, который освободил его из рук гонителей и отвел его на пустынную гору в окрестностях Кесарии. Трудно было бы юноше жить одному в этом пустынном месте, но милость Божия постоянно хранила его чудесным образом. Все необходимое посылалось ему, звери пустынные не вредили ему. Святой пустынник в продолжение многих лет был наставником и помощником всем окрестным жителям. Слух о его чудной жизни дошел до правителя страны, который послал за ним воинов. Мамант, приведенный к допросу, смело исповедовал свою веру во Христа и был опять предан жестоким истязаниям, но, укрепляемый силою свыше, мученик оставался невредимым: выпустили на него ярых зверей, но они не вредили ему, а, ласкаясь, лизали его ноги. Наконец правитель велел побить его камнями, и идольский жрец нанес ему смертельную рану железным трезубцем. И после этого мученик имел еще силу дойти до пещеры, находившейся в окрестностях города, и там радостно предал душу свою Богу. Впоследствии верные часто приходили к этой пещере, чтобы поминать святого мученика. И великие чудеса совершались над его гробницей. Об этом упоминает в одной из своих бесед святой епископ Кесарийский Василий Великий, живший в четвертом веке.
СТРАДАНИЯ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ВАСИЛИССЫ 3 (16) сентября
Самое жестокое гонение на христиан было при римском императоре Диоклитианс, в начале четвертого века после Рождества Христа. Диоклитиан сначала смотрел снисходительно на распространение христианской веры, но соправители его, Галерий и Максимиан, ненавидели ее и обвиняли христиан во всевозможных преступлениях. Однажды в ночное время дворец Диоклитиана в Никомидии загорелся. Полагают, что сам Галерий поджег его, чтобы иметь предлог обвинить христиан. И действительно, он распустил слух, будто они виновники пожара, и вынудил Диоклитиана на самые строгие меры против них. Повелено было разрушать христианские храмы, сжигать священные книги, а христиан предавать суду, мучениям и смертной казни. Это жестокое гонение продолжалось десять лет, и бесчисленное множество христиан всех возрастов и состояний погибло в ужасных мучениях. В Никомидии благочестивый епископ Анфим был усечен мечом, и в то же время пострадали вельможи царские Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Память всех этих святых мучеников совершается 3 сентября. В тот же день совершается память святой мученицы Василиссы, тоже пострадавшей в Никомидии. Василиссе было всего десять лет. Когда ее привели к игемону, или губернатору, никомидийскому Александру, то она без всякого страха объявила, что верует во Иисуса Христа. Александр начал ласково увещевать ее отречься от веры своей и поклониться идолам, но маленькая Василисса продолжала славить Всевышнего и с твердостью объявила губернатору, что останется христианкой. Все дивились уму и твердости, которые она обнаружила в своих ответах. Губернатор велел бить ее, надеясь тем склонить ее к отречению, но она громогласно благодарила Бога. Тогда губернатор, рассердившись, велел усилить ее мучения. Повесили святую отроковицу над огнем и потом бросили ее в огненную печь. Но тут Господь оказал всесильную помощь Свою юной мученице — она осталась невредима среди огня. Выпустили на нее ярых зверей, но звери не коснулись ее. Эти чудные знамения силы Божией наконец вразумили губернатора. Он понял, что Господь всемогущ, и воскликнул: «Это дело Божие!» Упав к ногам Василиссы, он сказал ей: «Помилуй меня, раба Небесного Царя и Бога, и прости мне, что я сделал тебе зло. Помолись обо мне Богу своему, ибо отныне и я верую в Него». Святая мученица обрадовалась и начала громогласно славить и благодарить Бога за милость Его. Призвали епископа, который наставил и огласил (Оглашенными назывались готовящиеся ко святому крещению. Оглашение продолжалось от 40 дней до 3 лет.) Александра. Он принял святое крещение и провел благочестиво остальную жизнь. Все христиане искренно радовались его обращению, и когда он скончался, похоронили его с честью.
ПАМЯТЬ ПРОРОКА БОГОВИДЦА МОИСЕЯ 4 (17) сентября
Православная Церковь совершает 4 сентября память св. Моисея, великого пророка, которому Господь во многих откровениях возвещал волю Свою. Он по повелению Бога вывел евреев из Египта и после сорокалетнего странствования привел их к земле обетованной. Моисей был законодатель и наставник своего народа и первый бытописатель. Им написаны пять книг, в которых повествуется о сотворении мира, о жизни первых людей и о судьбах еврейского народа. Они называются Моисеевым пятикнижием и составляют часть Библии. Вся жизнь Моисея рассказана в немногих словах апостолом Павлом. Верою, - говорит он, - «Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение... Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их, Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули» (Евр. XI, 23—25, 27-29). Моисей был воспитан дочерью египетского царя. Царь, устрашась размножения народа израильского, повелел избивать всех новорожденных израильских младенцев мужского пола. Когда родился Моисей, то мать его, не решившись исполнить жестокое повеление царя, скрывала его три месяца; а потом положила в засмоленную корзинку, которую опустила на воды реки Нил, надеясь на Промысл Божий. Надежда не обманула ее. Дочь фараона - царя египетского — пришла купаться, нашла корзинку и, увидев в ней прекрасного младенца, сжалилась над ним и взяла его к себе. Таким образом, Моисей воспитывался при дворе фараона. Но, живя в довольстве и роскоши, он скорбел об угнетении народа своего и наконец должен был бежать из Египта, потому что однажды, заступаясь за единоплеменника, убил египтянина. Долго скрывался он в пустынях Мадиамских, где пас стада своего тестя. Здесь в первый раз услышал он голос Иеговы; Господь явился ему в неопалимой купине и призвал его для освобождения израильтян. Убежденный чудесами, которые явил ему Господь, Моисей вместе с братом своим Аароном пошел в Египет и потребовал у фараона, чтобы он отпустил угнетенный народ еврейский. Фараон не повиновался воле Божией, и тогда Моисей призвал на Египет страшные казни. Ожесточенный царь продолжал противиться до тех пор, пока последняя казнь - убиение Ангелом всех первенцев египетских — не наполнила всю страну и царский дворец воплями и рыданиями. В тот день Моисей приготовил все к отшествию из Египта; велел израильтянам заклать пасхального агнца и съесть его в дорожных платьях и с посохами в руках. С тех пор Пасха эта свято соблюдалась, пока она не заменилась Пасхой христианской, Пасхой, данной всему человечеству, которое блуждало во мраке неведения до самого пришествия Христа Спасителя, как блуждали евреи, когда шли из Египта в землю обетованную. Египтяне, отпустив израильтян, бросились их преследовать, но Чермное море чудесным образом пропускает избранный народ Божий и поглощает в волнах своих все войско фараона. Сестра Моисея в радостной песни благодарит Бога о избавлении евреев. Песнь эта до сих пор поется в церквах: «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися». Сорок лет странствовали израильтяне по пустыне. Господь этим долгим испытанием наказал их за неверие и легкомысленный ропот. Но и во время наказания Господь не переставал простирать руку помощи Своему избранному народу. Странствование ознаменовано было беспрерывным рядом чудес: камень источал воду, пища падала с неба в виде манны, медный змей, воздвигнутый в пустыне, уничтожал действие смертоносного яда, на горе Синайской слышен был голос Иеговы, и там Моисей получил заповеди от Самого Бога. Церковь в молитвах своих непрестанно воспоминает это чудесное странствование: «Видите, видите, - гласит церковная песнь, - яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим десницею единою и крепостию Моею». Никто из взрослых людей, вышедших из Египта, не вошел в землю обетованную, кроме Иисуса Навина и Халева. Сам Моисей издали только увидел ее плодородные равнины и предал дух свой Богу перед самым окончанием странствования. В продолжение сорока лет странствования он совершенно устроил жизнь своего народа: разделил его на 12 колен, написал законы, избрал священников и левитов и устроил весь порядок внешнего богослужения. По воле Божией устроена была скиния, или подвижный храм, куда поставлен был кивот завета, а в нем положены были скрижали закона; на них были написаны десять заповедей, которые мы благоговейно изучаем. Но не одни эти десять заповедей передал Моисей народу израильскому по повелению Божию: им написано еще много других законов, которыми определены даже обычаи семейной и домашней жизни израильтян. Законы эти имели целью сохранить в народе израильском поклонение истинному Богу, удалить его от язычников и приготовить к принятию Спасителя. Эти законы со временем потеряли свою силу и по пришествии Спасителя должны были замениться другими. Господь наш Иисус Христос укорял иудеев в том, что они исполняли только внешние обряды закона, а забывали его глубокое нравственное значение. Спаситель говорил, что пришел не нарушить закон, но исполнить его. «Закон дан чрез Моисея, - сказано в Евангелии от Иоанна, - благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. I, 17). С пришествием на землю Сына Божия исполнились пророчества, и новый завет, проповеданный всему миру через апостолов, заменил собой ветхозаветный закон, данный только одному народу иудейскому. Когда в последний раз Спаситель вкушал ветхозаветную пасху со Своими учениками, Он установил новую жертву, заповедал верующим совершать таинство Тела и Крови Его. Моисей учредил первую Пасху в память избавления евреев из Египта; вторая, христианская Пасха, празднуется как избавление от греха и смерти. Во время земной жизни Спасителя Моисей явился на горе Фаворской, был свидетелем преображения Христова и тем засвидетельствовал истину учения христианского и что Иисус Христос есть обетованный Мессия и Спаситель мира. «Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, - поет святая Церковь, - яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами Христе Боже помилуй нас».
ЖИЗНЬ ПРОРОКА ЗАХАРИИ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ 5 (18) сентября
Праведные Захария и Елисавета были родителями Иоанна Предтечи, которого называют также Иоанном Крестителем, потому что он в Иордане крестил Господа нашего Иисуса Христа. Захария был священник иудейский; жена его Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пречистой Девы Марии. Они оба были праведны, исполняли закон Божий, но дожили до глубокой старости не имея детей. Это их очень огорчало. У иудеев не иметь детей считалось не только несчастием, но даже стыдом и знаком немилости Господней. Они усердно молили Бога, чтоб Он дал им детей, и наконец Господь явил им милость Свою, даровав им сына, который был великим пророком и проповедником воли Божией. О рождении его было возвещено Захарии чудесным образом. Захария и Елисавета жили в городе иудейском, находившемся в нагорной стране и преимущественно населенном людьми священнического звания. Священники ходили по очереди в Иерусалим служить в храме. Однажды, когда Захария в свою очередь служил, вошел он в храм для каждения. Народ же молился вне храма. Вдруг Захария увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону алтаря кадильного. Захария испугался, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1,13—17). Захария удивился словам этим и, усомнившись, сказал Ангелу: «Как мне поверить этому, когда мы с женой в летах преклонных?» Ангел отвечал: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом. Им я послан, чтобы возвестить тебе эту радость; и за то, что ты не поверил словам моим, ты будешь нем, пока они исполнятся». Ангел сделался невидим, и Захария возвратился к народу, который удивлялся, что он так долго медлит в храме. Он ничего не мог сказать, потому что вдруг сделался нем; и все догадались тогда, что он имел видение. Когда кончились дни служения его, Захария возвратился домой. Вскоре жена его сделалась беременна, и они оба с благодарностью восхваляли Бога, явившего им милость Свою. На шестой месяц после того, тот же самый Ангел Гавриил был послан Богом в город Назарет возвестить жившей там Пречистой Деве Марии, что Она будет Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа. Ангел сказал Ей и о Елисавете, которая, как мы видели, была Ей родственница. Пресвятая Дева Мария тотчас пошла к ней в нагорную страну. Когда Она встретилась с Елисаветой и начала здороваться с ней, младенец радостно взыграл во чреве Елисаветы; и Елисавета, исполнившись Духа Святого, сказала Марии: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. I, 42-43). Эти слова были внушены Елисавете Духом Святым, потому что она не могла знать о благовещении Ангела Пресвятой Деве Марии. Мария отвечала ей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. I, 46—50). Мария, пробыв у тетки Своей три месяца, возвратилась в дом Свой, а Елисавета вскоре родила сына. Друзья и родственники ее радовались с ней. В восьмой день надо было дать младенцу имя. Все советовали назвать его именем отца, но Елисавета сказала: «Нет, пусть будет он назван Иоанном». — «Но у тебя никого нет в родстве, кто бы назывался этим именем», - говорили сродники, и стали спрашивать знаками у Захарии, какое бы имя он желал дать сыну своему. Захария, взяв дощечку, написал на ней: «Иоанн будет имя ему». При этом вдруг возвратилось ему слово, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о будущей судьбе младенца, говоря между прочим: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1,76—79). Иоанн назван Предтечею, что значит предшественник, оттого что он предшествовал Христу. Слух о всем случившемся при рождении Иоанна разнесся по нагорной стране иудейской, и слышавшие говорили между собой: «Что будет из этого младенца?» Некоторое время спустя родился Иисус Христос. Иудея тогда была подвластна римлянам, и ею правил назначенный римлянами царь - злой и жестокий, которого звали Иродом. Он узнал от мудрецов о рождении Иисуса, которые называли Иисуса Царем Иудейским. Ирод, услышав слова мудрецов и зная, что Иисус — потомок, царя Давида, стал бояться, как бы Младенец, выросши, не отнял у него царства. Поэтому он решился на страшное злодеяние и повелел в Вифлееме и в окрестностях избить всех младенцев моложе двух лет. Таким образом должен был погибнуть и младенец Иоанн. Сохранилось предание, что, когда началось страшное избиение детей в Вифлееме, Елисавета убежала с сыном в горы. Воины Ирода, пришедши в дом Захарии, нашли дом пустым. Захария был на служении в храме Иерусалимском. Обыскав дом, воины отправились искать младенца в окрестностях. С горы Елисавета увидала их и в ужасе закричала: «Гора Божия, прими мать с младенцем!» И гора, расступившись, дала им убежище. Воины возвратились к царю и объявили что не нашли младенца. Царь послал к Захарии спросить о нем. Захария отвечал, что уже несколько дней служит в храме и не знает, где сын его. Но Ирод вновь послал воинов к нему с повелением убить Захарию, если он не выдаст младенца. Воины во храме говорили Захарии: «Где скрыл ты сына? Дай нам его, или мы тебя самого убьем». — «Вы убьете тело мое, - отвечал Захария, - Господь же примет душу мою». Тогда воины бросились на него и убили его между церковью и алтарем. Между тем Елисавета с младенцем укрывалась в горной пещере. Она уже была стара и трудно ей было доставать себе пищу. Предание говорит, что по милости Господней близ пещеры появился источник и над ним выросло финиковое дерево, покрытое плодами. Когда матери и младенцу хотелось есть, дерево наклонялось, кормило их своими плодами и вновь подымалось кверху Но недолго жила Елисавета в пещере: она в ней скончалась на сороковой день после смерти Захарии, и младенец Иоанн остался один в пустыне. Но милость Божия охраняла его, и младенец вырос; он укреплялся духом и жил в пустыне до дня явления своего народу израильскому.
СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ РОМИЛА И ЕВДОКСИЯ 6 (19) сентября
Святой Ромил служил при дворе императора Траяна. Император, узнав, что он христианин, осудил его на смертную казнь, и святой Ромил был усечен мечом со многими другими христианами. Это было во втором веке. Святой Евдоксий жил при Диоклитиане и занимал важный сан в войске его. Когда вспыхнуло жестокое гонение на христиан, то множество верующих, оставив города, ушли в горы и пустыни. То же сделал и Евдоксий; он некоторое время скрывался в пустыне с женою и детьми, но правитель той области послал воинов отыскивать его. Они однажды встретили его и, не зная, кто он, спросили у него, где бы им найти Евдоксия. «Войдите в мое жилище поесть и отдохнуть, и я вам скажу, где он скрывается», - отвечал Евдоксий. Воины вошли к нему. Евдоксий угостил их радушно и потом объявил, что он тот, кого они ищут. Они удивились и сказали ему: «Мы не хотим брать тебя. Лучше скажем правителю, что везде искали тебя и не нашли, а ты скройся подальше, чтобы другие не отыскали тебя». — «Нет, друзья мои, - отвечал Евдоксий, - я пойду с вами, не должно мне более скрываться. Господь зовет меня на подвиг мученический. Если бы не такова была воля Божия, то вы бы не встретили меня - видно, Богу угодно, чтобы я положил жизнь за имя Его». Потом он призвал жену свою Василиссу, детей и всех домашних своих и сказал им: «Время было мне скрываться; теперь же время объявить о себе и идти, куда призывает меня Господь. Он устроит судьбу мою, как угодно Ему, вас же оставляю Богу»/Он изъяснил подробно, как желает, чтобы воспитывались дети и жили все домашние его, просил жену не плакать и не скорбеть, если узнает о его смерти, и, надев воинскую одежду, отправился в путь. Все домашние его скорбели и плакали, ибо знали, что он уже не вернется. Утешала их только мысль, что любимый друг их умирает за Христа и сподобится вечной славы. Евдоксия привели к правителю страны, и тот стал убеждать его принести жертву богам. Евдоксий отказался, тогда правитель сказал: «Кто не исполняет воли царя, тот недостоин служить в его войске, пусть же снимает с себя знаки воинского звания!» При допросе присутствовало множество воинов. Каково же было удивление правителя, когда они все вслед за Евдоксием стали снимать с себя знаки воинского звания, объявляя, что они все христиане и готовы положить жизнь за веру. Это обстоятельство очень смутило правителя; он не решался осудить такое множество людей, ибо воинов было более тысячи человек, и потому он послал спросить у царя, как ему поступить. Диоклитиан велел замучить и предать смерти начальников как более других виноватых; и правитель, призвав опять Евдоксия, начал угрожать ему страшнейшими истязаниями, чтобы вынудить от него отречение от веры. Но усилия правителя остались совершенно тщетными. Евдоксий объявил ему, что он рад вытерпеть всевозможные истязания и умереть за имя Господне. Его подвергли жестоким мучениям и потом осудили на смерть. Пока вели мученика на смерть, он молился, говоря: «Боже, призревый на Авелевы и Авраамовы жертвы, приявший милостиво подвиг многих мучеников, призри благосердно и на мою жертву, которую приношу тебе от сердца, исполненного любовью». Вдруг увидел он жену свою и двух друзей, которые тайно последовали за ним; жена его горько плакала; мученик повторил ей свое желание, чтобы она о нем не грустила; он просил ее, напротив, почтить день его кончины как день радостного торжества; потом, обратясь к одному из друзей своих, Зинону, он сказал ему: «Бог, Которому мы служим, не разлучит нас, мы как в одной ладье приплывем вместе к жизни вечной». Пораженный этими словами, Зинон вдруг воскликнул: «Я христианин! Я исповедаю Христа и хочу за Него умереть!» Его тотчас же схватили, и правитель осудил его на смерть. Он был тотчас же усечен мечом, потом казнили Евдоксия, а затем и других христиан из воинских начальников. Вдова Евдоксия честно похоронила тело мужа своего и провела в великом благочестии остальную жизнь. Один из друзей его, Макарий, сподобился мученической кончины.
ПРЕПОДОБНЫЙ ДАВИД, КОТОРЫЙ ПРЕЖДЕ БЫЛ РАЗБОЙНИКОМ 6 (19) сентября
В пустыне Ермопольской долго свирепствовал разбойник, который наводил ужас на всю страну, так он был жесток и немилосерд. Но Господь Бог, не хотящий гибели грешника, смягчил сердце разбойника. Раскаяние вдруг пробудилось в нем, он решился оставить преступную жизнь и сделаться монахом. Пришел он в монастырь, но игумен не захотел его принять. «Ты слишком стар, - говорил он, - чтобы начать тяжелую иноческую жизнь; ты привык к другим обычаям». Давид (так звали бывшего разбойника) умолял игумена принять его; тот никак не соглашался. Наконец Давид сказал ему: «Так узнай же, кто я; я Давид, начальник разбойников, я хочу жить в монастыре, чтобы оплакивать грехи свои; если же ты не примешь меня, то возвращусь к прежней жизни, соберу товарищей своих и разорю ваш монастырь». Игумен наконец решился принять каявшегося разбойника. Давид стал приучать себя к воздержанию, послушанию, смирению. Пламенно молил Господа простить и помиловать его, и милосердный Господь оказал ему Свою помощь. Свирепый разбойник сделался кротким и смиренным подвижником, и вся братия удивлялась его благочестивой жизни. Однажды Архангел Гавриил явился ему и сказал: «Давид! Господь простил тебе грехи твои. Отныне ты будешь творить чудеса!» Давид отвечал Ангелу: «Как могу поверить, что чрез такое краткое время Господь уже простил грехи мои, которых так много!» Ангел сказал: «Я Архангел Гавриил! За неверие словам моим я не пощадил и Захарии, не пощажу и тебя, отселе ты будешь нем». Давид поклонился Ангелу и сказал: «Когда я был разбойником и творил преступные дела, тогда не связан был язык мой, не славивший Бога; ныне же хочу служить Господу и приносить хвалу, а ты связываешь язык мой!» На это Ангел отвечал: «Не будешь произносить иных слов, кроме слов молитвы и хвалы Богу». Ангел отошел, и Давид в пламенной молитве возблагодарил Бога, простившего согрешения его. С этих пор он стал творить великие чудеса благодатью Божиею и беспрестанно воспевал славу и хвалу Господу. Других же слов, кроме слов молитвы, он не мог произносить. Так прожил он много лет, был в назидание всей обители и мирно почил в глубокой старости.
СТРАДАНИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА СОЗОНТА 7 (20) сентября
Святой Созонт, родом из Ликаонии, был пастух и с ранних лет ревностный христианин. Он часто товарищам своим говорил об Иисусе Христе и о христианской вере и убедил многих принять святое крещение. Однажды он заснул около источника под тенью высокого дуба и увидел во сне, что он призывается на подвиг мученический и что благодать Божия воссияет на самом том месте, где он спит. Проснувшись, он поручил стадо свое другому пастуху, а сам отправился в город Помпеополь. Там правитель Киликийской области торжественно совершал празднество в честь языческих богов и понуждал христиан участвовать в нечестивых обрядах. Сердце Созонта разгорелось святым негодованием, когда он увидел такое поруганий над верою истинною. Он вошел в идольское капище. Взяв золотого идола, отломил у него руку и, раздробив ее на части, раздал их нищим. Это событие произвело волнение в городе. Городские власти стали разыскивать виноватого; тогда Созонт, боясь как бы за него не пострадал другой, сам объявил о себе правителю и при этом громогласно исповедовал, что верует во единого истинного Бога. Его подвергли самым ужасным истязаниям и замучили до смерти. Верующие ночью взяли тело его и честно похоронили. При гробе мученика стали совершаться чудеса, равно как и на том месте, где был ему чудный сон, предвозвестивший ему мученическую кончину. Впоследствии христиане соорудили на том месте церковь во имя святого мученика Созонта. В тот же день совершается память святых Евода и Онисифора, апостолов от семидесяти. Первый был епископом в Антиохии, второй в Колофоне и Киринее. Оба скончались мученической смертью в начале второго века.
Наша Православная Церковь совершает тоже в этот день память святителя Иоанна, который был архиепископом Новгородским во второй половине двенадцатого века и прославился святой жизнью и чудотворениями.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ЖИЗНЬ ПРАВЕДНЫХ БОГООТЕЦ ИОАКИМА И АННЫ 8 (21) и 9 (22) сентября
Рождество Пресвятой Богородицы празднуем мы 8 сентября. Это один из двенадцати больших праздников. Пресвятая Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете от родителей праведных и богоугодных, Иоакима и Анны. Мы называем их Богоотцами и празднуем их память 9 сентября. Святой Иоаким происходил от царя Давида, которому Бог обещал, что из его племени родится Спаситель мира. Иоаким и Анна были очень добродетельны, на всякий праздник щедро раздавали милостыню бедным и подаяние в храм и исполняли заповеди Господни. Бог возлюбил их и назначил их быть родителями Пресвятой Девы Марии, Матери Божией, честнейшей Херувимов и всех святых святейшей. Рождение Ее, как и рождение Иоанна Предтечи, было возвещено Ангелом. Вот как это было. Иоаким и Анна жили в супружестве уже пятьдесят лет и не имели детей, что их очень огорчало. Раз, в великий праздник, Иоаким пришел в храм принести жертву Богу. В храме было множество народа. Первосвященник вместе с другими стал укорять Иоакима за грехи его, говоря, что Бог не благословил его детьми и что он недостоин приносить дар свой Богу. Иоаким опечалился и ушел из храма. Между тем как все веселились и радовались празднику, Иоаким неутешно горевал; не захотел возвратиться домой, но ушел в пустое место, где паслись его стада. Там он плакал и молился горячо и усердно. Вспоминая о бесчисленных милостях, явленных Богом народу израильскому, он несколько утешился и стал твердо надеяться на Господа. Помолившись, он дал обет поститься в течение сорока дней и жить все это время в пустыне. «Пусть будут мне слезы пищей и пустыня домом, пока не явит мне милости Своей Господь Бог Израилев», - говорил он. Между тем жена его, услышав о случившемся в храме и видя, что муж ее не возвращается, начала тоже неутешно плакать и горевать. Однажды она сидела в саду своем под тенистым деревом. В горести своей она вздохнула глубоко и подняла глаза, полные слез, к небу. Между ветвями дерева она увидела птичье гнездышко с маленькими птенцами. Это еще увеличило ее горе. «Я верно грешнее всех в мире, - воскликнула она, - и потому Бог лишил меня счастья быть матерью. Все ласкают детей своих, а я лишена этого утешения. И птицы небесные имеют птенцов своих, и звери земные - детей, и земля приносит плоды во славу Отца Небесного». И со слезами начала она молиться Богу. Вдруг увидела она перед собою Ангела Божия, который сказал ей: «Анна, Анна! Услышана молитва твоя, вздохи твои дошли до Господа, Он увидел слезы твои. Ты родишь Дщерь Преблагословенную. Через Нее благословятся все племена земные и дастся спасение всему миру. Ты назовешь Ее Марией». После этих слов Ангел удалился, и Анна, полная невыразимой радости, дала обещание посвятить Богу Дочь свою и поспешила в Иерусалим, чтобы в храме благодарить Господа. В тот же час Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Иоаким! Бог услышал молитвы твои и явил тебе Свою милость. Жена твоя родит Дочь, и рождению Ее возрадуется весь мир. Вот что тебе докажет истину слов моих: иди в Иерусалим, в храм Господень, там у Золотых ворот найдешь ты жену свою, которой уже возвещено то же самое». Иоаким, удивленный и обрадованный, стал благословлять Бога. Потом пошел в Иерусалим и, как сказал ему Ангел, нашел в храме жену свою; она рассказала ему обо всем. Помолясь, они возвратились домой. Анна, действительно, родила Дочь, Пресвятую Деву Марию. Иоаким принес великие жертвы Богу, и все хвалили и благословляли Господа за явленную милость. Пресвятую Дочь свою святые Богоотцы хранили, как зеницу ока, и не только любили как Дочь, но и почитали, помня, что о Ней сказал Ангел. Когда Ей исполнилось три года, они привели Ее в храм и по обещанию посвятили Богу. Это событие празднуется у нас под именем Введения во храм — 24 ноября. Вскоре после того Иоаким скончался, восьмидесяти лет от роду. Тогда вдова его оставила Назарет и переселилась в Иерусалим, где жила близ Дочери, беспрестанно молясь во храме до самой своей смерти. Она скончалась два года спустя после мужа - 79 лет от роду. На всяком богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях Ее, святых Богоотцах Иоакиме и Анне. Пресвятой же Деве воспевается в праздник Рождества Ее следующая песнь: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА, ИГУМЕНА ВОЛОЦКОГО, ЧУДОТВОРЦА 9 (22) сентября
Преподобный Иосиф, основатель Волоколамской обители, в миру Иоанн Санин, родился в 1440 году в пределах Волоколамска от благородных родителей. Семи лет он был отдан для обучения грамоте в Крестовоздвиженскую обитель в Волоколамске и рано почувствовал призвание к монашеской жизни. Родители не воспротивились его желанию; он жил некоторое время в обители св. Саввы и потом поступил в обитель Боровскую, недавно основанную преподобным Пафнутием. Уверившись в его искреннем расположении к иноческой жизни, святой старец постриг юношу и назвал его Иосифом. Вскоре отец Иосифа поступил в тот же монастырь. Он был уже стар, слаб и болен; Иосиф взял отца к себе в келлию и в продолжение пятнадцати лет служил ему и ходил за ним со всевозможной заботливостью и нежностью. Он сам кормил его, поднимал его с одра болезни, читал ему 'Священное Писание, услаждал сыновней любовью своей последние скорбные годы старца. «Чем воздам тебе, сын мой? - говорил старец перед смертью своей. - Один Бог может вознаградить тебя. Не я тебе, а ты мне отец в нуждах душевных и телесных». Уже семнадцать лет находился Иосиф в обители Боровской, когда святой старец Пафнутий, чувствуя приближение смерти, избрал его в преемника себе как достойнейшего управлять прочими братиями. По смерти преп. Пафнутия Иосиф принял и начальство. Но вскоре обнаружилось несогласие между им и братьями; он желал ввести в монастырь более строгий устав общежития, а это нс нравилось прочим инокам. Тогда преп. Иосиф оставил тайно обитель и с одним благочестивым старцем Герасимом предпринял странствование по различным монастырям. Цель его была - изучить подробнее устав общежительных обителей. Он скрывал сан свой и являлся везде смиренным и послушным учеником старца Герасима, охотно принимал в монастырях возлагаемые на него труды и всем оказывал полную покорность. Так посетил он знаменитейшие русские обители и в духовной грамоте своей оставил суждение свое о них. Между тем в обители Боровской не знали ничего о преподобном; и когда он, наконец, возвратился, то приняли его с живейшей радостью. Однако же и теперь преп. Иосиф не нашел в иноках готовности подчиниться преобразованию, которое он замышлял; Иосиф тогда решился оставить обитель и основать другую. Семь братьев, разделявших его мысли, последовали за ним и отправились вместе в Волоколамск. В пределы волоколамские достиг давно уже слух о добродетельной жизни и о высокой мудрости духовной преподобного Иосифа. Князь Волоколамский обрадовался его прибытию и предложил ему избрать в его лесах место для построения обители. Иосифу полюбилось место среди дремучего леса, и с благословения епископа заложил он в 1479 году церковь во имя Успения Богоматери. Сам князь и бояре его принимали участие в начале труда, и вскоре воздвиглась церковь и несколько келлий. Стали селиться вокруг обители Иосифа, и в короткое время собралось довольно значительное количество иноков. Окрестные поселяне с радостью видели построение обители; и, действительно, она вскоре оказалась благодетельною для всего края. Хотя сами иноки жили бедно, трудами своими, но они оказывали помощь всем нуждающимся. По мере того как возрастали средства монастыря, благотворное влияние его делалось обширнее. Поселяне со всех окрестностей привыкли приходить к преп. Иосифу за помощью, советом и наставлением; он принимал всех с любовью, сочувствовал бедствиям их, укреплял их словом Божиим, помогал чем мог. Во время голода настоятель обители Волоколамской кормил неимущих, твердо надеясь на милость Бога, Который не оставляет уповающих на Него; и, действительно, обитель стала обогащаться щедрыми подаяниями. Всего благотворнее было нравственное влияние преподобного Иосифа на всех окружающих его. Он постоянно подавал братьям пример глубочайшего смирения, воздержания, непрестанной молитвы; и многие из его учеников под его спасительным руководством достигли высокого благочестия и прославились святостью жизни. Знатные бояре и князья избирали Иосифа духовным отцом своим, и он изустно и в письмах убеждал их быть милосердными к убогим, снисходительными к прислуге своей, напоминал им заповедь любви к ближним, говорил о Страшном суде Господнем на жестокосердных и злых. Игумен был постоянно занят: он работал наравне с братиями, проводил ночи в молитве, говорил поучения братиям, переписывал духовные книги. Преподобный Иосиф достиг уже преклонных лет, когда был призван к участию в делах церковных. В Новгороде возникло лжеучение, известное под именем ереси жидовской. Лжеучители утверждали, что закон Моисеев есть единый Божественный закон, что Христос еще должен родиться и потому отвергали таинства, почитание святых и воскресение мертвых. Собор, бывший в Москве, осудил эту ересь, но она тем не менее продолжала распространяться, и скоро открылось, что сам митрополит Московский Зосима тайно покровительствует ей. Одно обстоятельство придало ей новую силу. В 1491 году кончалось пасхальное расчисление на седьмую тысячу лет от сотворения мира. В народе распространился слух, будто в 1492 году кончина мира и Страшный суд, и все с ужасом ожидали этого года. Когда же он прошел, лжеучители стали еще с большей дерзостью поносить православную веру и распространять свое учение. Они открыто говорили, что не будет суда, воскресения мертвых и жизни загробной. Епископ Новгородский Геннадий написал окружную грамоту, в которой объяснил, что значит окончание пасхального исчисления и опровергал ложные толки, но они все более и более укоренялись. Тогда решились опять созвать Собор в Москве для определения нового пасхального расчисления и опровержения ереси жидовствующих. Вместе с тем великий князь Иоанн III и архиепископ Геннадий обратились к преп. Иосифу, прося его содействия. Иосиф, имевший глубокие познания в богословии, издал книгу под названием «Просветитель», в которой он излагал историю ереси и опровергал ее самыми ясными доказательствами. В посланиях к великому князю и к епископам он увещевал их стоять твердо за истину и убеждал великого князя удалить митрополита Зосиму. Зосима принужден был удалиться. Иосиф принимал участие в Соборах 1504 и 1508 года и с силою обличал лжеучителей. В последние годы жизни преп. Иосиф испытал гонение от князя Волоколамского и от епископа Новгородского Серапиона, которого князь восстановил против Иосифа. Епископ даже на время отставил Иосифа от игуменства, но потом убедился в его правоте. Великий князь, глубоко уважавший Иосифа, заступился за него, и Иосиф вскоре опять принял начальство и в разных случаях являлся миротворцем между враждующими князьями. Чувствуя приближение смерти, преп. Иосиф написал для своей обители устав, известный под именем духовной грамоты, в которой подробно излагал правила и обязанности иноческой жизни. По желанию братии он избрал себе в преемники благочестивого инока Даниила и 9 сентября 1516 года, во время утрени, предал Богу свою душу. Чудесные исцеления совершались при гробнице преподобного, и в 1578 году Православная Церковь причислила его к лику святых.
ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ МИНОДОРЫ, МИТРОДОРЫ И НИМФОДОРЫ 10 (23) сентября
Эти святые мученицы, родные сестры, жили в конце третьего века в области Вифинской. Они были христианки с самых ранних лет и, желая служить Богу, удалились от мира и его соблазнов. Жили они на пустынной горе, молились непрестанно и оказывали помощь всем страждущим, ибо Господь прославил их благодатью Своей и даровал им силу исцелять болезни. Вспыхнуло в той стране страшное гонение на христиан, и правитель области призвал к себе на суд трех девиц. Когда они явились к допросу, то все бывшие тут изумились, ибо лица их сияли ангельской красотой и благодатью Духа Святого. Правитель обратился к ним с ласковыми словами, убеждая их отречься от веры. «Прекрасные девы! - сказал он им. - Вас видно возлюбили великие боги наши, что почтили вас такой дивной красотой; они готовы даровать вам и великие почести, согласитесь только принести им жертву и поклониться им. Я скажу царю о вас, он почтит вас дарами и выдаст вас замуж за великих вельмож двора своего, и вы будете наслаждаться всеми радостями жизни». Старшая сестра, Минодора, отвечала ему: «Бог нас создал и украсил нас Своим образом. Мы поклоняемся Ему и не хотим слышать об ином боге. Даров же и почестей нам не нужно. Выходить замуж мы не хотим. Мы навеки соединились с Господом Иисусом Христом. Он наша честь, наша слава, наше богатство и от Него ни царь, ни весь мир не может нас отлучить». Так же отвечали и прочие сестры и объявили единодушно, что готовы скорее вытерпеть самые лютые мучения, чем отречься от Господа. Долго убеждал их правитель: то описывал им радости, которые ожидают их в мире, то грозил ужаснейшими мучениями. Девы оставались тверды в исповедании своем и говорили: «И радости, и мучения эти лишь временны; мы же хотим жить вечно с Господом нашим, Которого любим более всего в мире». Правитель, видя, что все усилия его тщетны, велел бить и мучить старшую девицу - Минодору. Мучили ее долго, нещадно; она же только молилась и славила Бога: «Господи Иисусе Христе, - восклицала она, - веселие мое, любовь сердца моего, к Тебе прибегаю, надежда моя! Молю Тебя, приими в мире душу мою!» И с этими словами она скончалась. Мучитель призвал затем младших сестер, показал им растерзанное тело их сестры и стал убеждать их принести жертву богам, чтобы избегнуть таковой же участи, но в девицах только еще более возгорелась ревность к Богу. Они воскликнули, увидя мертвое тело сестры: «Благословенна ты, сестра и мать наша, что сподобилась увенчаться венцом мученичества и войти в чертог Жениха Небесного. Умоли Господа призвать и нас на этот святой подвиг!» Потом, обратясь к правителю, они сказали ему: «Что же ты медлишь? Готовы члены наши на растерзание, готовы головы на усечение, готовы сердца на мужественное терпение! Мы не преклоним колен перед ложными богами, мы радостно умрем за Христа Господа, Жениха нашего». И обе сестры сподобились мученической кончины. Христиане почтили память святых мучениц и, похоронив их честно, впоследствии соорудили церковь во имя их.
ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОРЫ 11 (24) сентября
Одиннадцатого сентября святая Церковь совершает память преподобной Феодоры, которая несколько лет подвизалась в мужском монастыре под именем отца Феодора. С изумительным терпением переношу сила она клевету, изгнание из монастыря, незаслуженное презрение, нищету, труды, лишения. Вновь принятая в монастырь, она там провела много лет в трудах, посте и молитве.
В тот же день совершается память преподобного Евфросима, который, исполняя должность повара в одном монастыре Амморейской страны, угодил Богу христианским смирением и послушанием.
ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ И УЧЕНИК ЕГО АФАНАСИЙ, ИГУМЕНЫ ВЫСОЦКОГО СЕРПУХОВСКОГО МОНАСТЫРЯ 12 (25) сентября
Преподобный Афанасий, сын священника Новгородского края, в молодых годах почувствовал призвание к иноческой жизни и пришел в Троицкую обитель, недавно основанную преп. Сергием. От него он принял пострижение и сделался одним из его любимых учеников. Преп. Сергий особенно ценил в нем хорошее знание священных книг. В то время книгопечатание еще не было изобретено и грамотные иноки занимались преимущественно списыванием священных и богослужебных книг. Настоятели монастырей очень ценили тех иноков, которые были хорошо обучены грамоте и занимались этим святым делом с благоговением и вниманием, ибо уже от неисправных писцов были ошибки в книгах. Афанасий трудился усердно и под руководительством великого наставника преуспевал в духовной жизни. Родственник великого князя - князь Владимир Андреевич, недавно основавший Серпухов, пожелал устроить монастырь в своем городе. Он просил преп. Сергия избрать место и дать настоятеля для новой обители. Преподобному полюбилось место на возвышенном берегу реки Нары, среди густого леса, и тут по его благословению был заложен монастырь в честь Зачатия Богородицы св. Анною. Монастырь этот стал называться «Высоцким» по положению своему на высоком берегу. Как ни жалел преподобный расстаться с Афанасием, но он счел его вполне способным заняться устроением новой обители; и Афанасий стал первым игуменом Высоцкого монастыря. В продолжение 11 лет он управлял обителью с усердием и любовью, поучая иноков и словом, и примером собственной благочестивой жизни. Потом, назначив в настоятели одного из любимых учеников своих - тоже Афанасия, он удалился сперва в Киев, а затем в Царьград, где до конца жизни (около 1401 года) ревностно занимался списыванием книг Его рукою списан, а может быть, им и переведен. Церковный Устав. Ученик преп. Афанасия Старшего - Афанасий Младший, как и он, подавал братии пример христианской жизни и чествуется Церковью вместе с ним.
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КОРНИЛИЯ СОТНИКА 13 (26) сентября
Известия о Корнилин сообщены святым евангелистом Лукою, который упоминает о нем в X главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемого Италийским. Веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивой жизнью и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению через веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды Ангел явился Корнилию и сказал ему: «Молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда Ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии для проповедования слова. Надо знать, что в то время уже многие из иноплеменников веровали в Бога истинного, узнав о Боге через иудеев, которые одни получили откровение о едином Боге. Закон Моисея воспрещал иудеям близкие сношения с иноплеменниками, для того чтобы между ними сохранилось в чистоте откровение истины и чтобы они не заразились многобожием; но, не смотря на такое отчуждение, уже множество иноплеменников узнали Бога истинного; однако пока они не принимали совершенно закона Моисеева со всеми его обрядами, иудеи все-таки считали и называли этих иноплеменников язычниками и относились к ним с презрением. Даже сами апостолы Господни долго полагали, что Иисус Христос призывает к спасению одних иудеев, и потому сначала не проповедовали иноплеменникам. Господь чудесным образом указал Петру, что не одни иудеи, а все народы призываются к спасению и жизни вечной через веру во Иисуса Христа, умершего за всех. Апостол Петр молился на верху дома, в котором жил, и почувствовал голод. Это было в шестом часу дня, то есть около полудня. Внезапно он увидел, что к нему с неба опускается сосуд, как бы большое полотно, завязанное за четыре угла; в этом сосуде находились разные звери, птицы, гады, не употребляемые в пищу иудеями, потому что считались нечистыми. И Петру послышался голос: «Встань, Петр, заколи и ешь». Петр отвечал: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Голос сказал: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это повторилось до трех раз; и в это самое время к дому подошли посланные Корнилием и стали спрашивать, тут ли Петр. И Дух Святой сказал Петру: «Вот, три человека ищут тебя: встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Петр сошел и узнал от посланных, за каким делом пришли они к нему. Тогда он понял истинный смысл бывшего ему видения и на следующий же день пошел в Кесарию к Корнилию. Корнилий, чтобы встретить его, собрал своих родственников и друзей и, увидя Петра, пал к его ногам с чувством глубокого смирения. Петр сказал всем собравшимся: «Вы знаете, что иудею запрещено сообщаться с иноплеменниками, но мне Бог открыл, чтобы я ни единого человека не почитал скверным или нечистым». Вслед за тем, услышав о случившемся с Корнилием, Петр стал проповедовать слово Божие; рассказал о жизни, чудесах, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа; и пока он еще говорил, Дух Святой сошел на всех слушателей его, и они стали величать Бога и говорить иными языками. Иудеи дивились, что Бог сообщил дары благодати и язычникам. Корнилий и весь дом и друзья его приняли крещение. Когда вслед за тем Петр прибыл в Иерусалим, то верующие сначала укоряли его за то, что он сообщался с язычниками, но Петр рассказал о том, что было с ним, о видении, о сошествии Духа Святого на уверовавших язычников, и тогда все поняли, что Бог призывает и язычников ко спасению. С этих пор апостолы стали ревностно проповедовать и язычникам. Священное Писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божиею и почил в глубокой старости.
A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997