По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
ЖИТИЕ СВЯТОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ 1 (14) апреля
В одном из монастырей палестинских жил в шестом веке старец по имени Зосима. Еще ребенком он поступил в святую обитель и с тех пор не переставал трудиться и в точности исполнять все монастырские правила, усердно постясь и молясь беспрестанно. Однажды он смущен был помыслом: «Есть ли, в самом деле, на земле монах, который бы мог показать мне такие подвиги и добродетели, каких я не совершал? Найдется ли в пустыне человек, превосходящий меня в делах своих?» В то время, как он рассуждал таким образом, к нему явился Ангел и сказал: «Есть подвиги гораздо выше тех, которые ты совершаешь; если хочешь узнать о них, иди в монастырь, который стоит недалеко от реки Иордана». Зосима тотчас вышел из келлии и отправился в указанную ему обитель. Его радушно встретили там, и он объявил братиям, что по внушению Божию пришел поучиться к ним. Зосима стал разделять труды и молитвы иноков и удивлялся их тихой и святой жизни. Они беспрестанно работали и молились, мало вкушали пищи, добровольно терпели бедность и лишения. Редко кто отлучался из монастыря, и ворота, всегда почти затворенные, торжественно отворялись только в воскресенье пред Великим постом. В этот день вся братия вместе причащалась Святых Таин, и после обеда все выходили из монастыря. Оставались только двое или трое монахов для служения в церкви; все же прочие шли к Иордану. Там они прощались друг с другом, и после этого всякий брал с собой немного пищи и уходил на весь Великий пост в пустыню. К Страстной неделе все снова собирались в монастырь; но никто не спрашивал друг у друга, кого он встретил в пустыне и в каких трудах провел это время. Совесть каждого была одна свидетельницей его подвигов. По примеру братии, в следующий Великий пост Зосима также вышел из монастыря с тем, чтобы пожить в пустыне. Он переправился за Иордан и двадцать дней ходил по пустыне, исполняя свое подвижническое правило. Остановившись однажды для молитвы, он с удивлением увидел вдали человека. Зосима обрадовался такой встрече среди безлюдного места и стал звать незнакомца; но тот, заметив его, хотел удалиться. Зосима пошел за ним вслед, но не мог догнать. Наконец, подошедши к одному иссохшему ручью, он закричал незнакомцу, чтобы он подождал его Бога ради, и услышал в ответ: «Зосима, нс иди за мной; но если хочешь благословить меня, то брось мне свою верхнюю одежду; я бедная женщина; платье мое давно истлело в этой пустыне». Зосима удивился, что знают имя его. Он тотчас исполнил желание отшельницы, которая, прикрывшись рясой его, подошла и поклонилась ему в ноги. «Ты священник, — говорила она, — и тебе следует первому благословить меня». Смущенный старец сам упал на колени и сказал: «Но ты духовная мать, ты умертвила плоть свою, и в тебе видны дары небесные, потому что ты знаешь имя мое и звание, хотя прежде никогда не встречала меня». - Благословен Бог, желающий спасения всякому человеку, — отвечала она. — Зачем пришел ты сюда? Конечно, по внушению Духа Святого. Скажи же мне, старец, как живут христиане? Поведай мне о Церкви Божией и о царях земных. - Господь соблюдает их молитвами угодников Своих, и ты, духовная мать, помолись о грешном мире. - Молитва грешницы бессильна, но я должна исполнить, что ты повелеваешь, помолимся вместе. Сказав это, она подняла глаза и руки к небу и долго-долго молилась безмолвно. Зосима, опустив глаза, тоже стоял в безмолвии. Когда он поднял взор, то с изумлением увидел, что святая несколько отделилась от земли; казалось, что она готова была вознестись на небо. Зосима в страхе упал на колени и стал сомневаться, точно ли все это было в действительности или его только смущает видение; но услышал голос отшельницы. - Я не дух, — сказала она, — я бедная, грешная женщина, омытая водой крещения. - О, расскажи мне о жизни твоей и о делах твоих, — воскликнул тогда Зосима. — Теперь вижу, зачем Господь привел меня в эту пустыню; расскажи мне о подвигах твоих не для того, чтобы похвалиться ими, но чтобы наставить меня. - Чем мне хвалиться? — отвечала отшельница. — Стыдно мне и рассказывать о своей жизни; когда ты узнаешь о грехах моих, то с ужасом отвернешься от меня. Но ничего от тебя не скрою для того, чтоб ты усерднее помолился о моем спасении. Родина моя — Египет. На двенадцатом году я бежала из родительского дома и ушла жить в Александрию. Там, посреди соблазнов большого и роскошного города, я вела самую порочную жизнь. Семнадцати лет я была уже всем известна пороками своими. Так проходили лета моей молодости. Однажды, это было в самое время жатвы, я увидела толпу народа, которая спешила к морскому берегу; на вопрос мой сказали мне, что едут в Иерусалим, и что туда отплывают корабли к празднику Воздвижения Креста Господня. Я побежала за народом и упросила взять и меня на корабль. Мне было весело в шумной и многолюдной толпе, и во все время плавания я соблазняла спутников моих смехом и крайним бесстыдством. Когда мы прибыли в Иерусалим, я пошла за народом к церкви. Было так тесно, что я с трудом пробралась к дверям; но напрасно старалась я войти в саму церковь; не народ останавливал меня, но какая-то невидимая сила меня удерживала, и я не могла преодолеть ее. Изнемогая от усталости, я отошла в сторону, стала на церковной паперти и, прислонившись к стене, размышляла о том, отчего я не могу войти в церковь, как и другие? Тогда свет Божий коснулся сердца моего; открылись мои душевные очи; я поняла, что грехи мои не пускают меня в церковь. Мне стало ясно, что жизнь моя противна заповедям Иисуса Христа. С ужасом стала я припоминать все грехи свои и со слезами и рыданиями била себя в грудь. Долго и горько плакала я, как вдруг, случайно поднявши глаза, увидела на стене образ Богородицы. Я усердно стала молиться ей. «Пречистая, — взывала я, — знаю, что я грешница, недостойная и смотреть на образ Твой; но я слышала, что Сын Твой, Спаситель мира, для того и пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию. Помоги мне, дай мне силу войти в церковь и увидеть то древо, на котором Он пострадал. Если я удостоюсь этой милости, то оставлю грешную жизнь свою и пойду, куда Ты повелишь». Так молилась я, и мне показалось, что молитва моя услышана. Дрожа от волнения и страха, я опять подошла к церковным дверям и тут же без труда вошла в церковь. Я приложилась к древу Креста Господня, молилась со слезами и познала тайну Божия милосердия. Потом я опять возвратилась к иконе Божией Матери. «Ты, Пречистая, явила мне Свое преблагое человеколюбие, — взывала я, — не возгнушалась недостойной моей молитвой; Ты показала мне святыню, на которую я не смела взирать. Я исполню свое обещание; но не оставляй меня, будь моей руководительницей и укажи путь к покаянию». Только что я сказала это, мне послышался как бы далекий голос, который говорил мне: «Иди за Иордан, там найдешь покой для души твоей». Я послушалась этого голоса и тотчас же отправилась в путь; дорогой кто-то подал мне несколько денег; я пошла к хлебнику, купила у него три хлеба и расспросила о дороге. Я шла три дня и наконец дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ самой реки Иордана. Искупавшись в святой реке, я пошла в церковь и сподобилась причаститься Святых Таин. В тот же день переправилась я на другой берег и, помолясь Пресвятой Богородице, пошла бесплодной пустьшей. Таким образом я нашла себе убежище от душевных бурь и от искушений и поселилась здесь, ожидая Бога, спасающего меня. - Давно ли ты пришла сюда? — спросил Зосима. - Вот уже сорок семь лет, как я вышла из святого города. - Но как могла ты жить в таком отдалении от людей? Чем питалась ты? - О, Зосима, как рассказать тебе, что я испытала в этой пустыне! Я принесла сюда только два с половиной хлеба, питалась кореньями и терпела страшный голод. Я мучилась, вспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Здесь иногда не было простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые прежде я пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде, утешал и меня; тщетно старалась я бороться со своими злыми навыками. Случалось, что я падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, и тело в эти годы искушений содрогалось от холода или горело от зноя; целые дни лежала я на земле без чувств. Всего более мучили меня дурные мысли и грешные желания. Простершись на земле, я взывала к Богу о помощи и не вставала до тех пор, пока усмирялось мое сердце. Какой-то чудный свет тогда озарял меня, я чувствовала небесное спокойствие и благодарила Небесную мою Споручницу. Так мучилась я семнадцать лет, но потом настало время покоя. Ты видишь, Господь сохранил и тело и душу мою. Слово Господне — защита моя; я питаюсь надеждой на спасение, ибо писано: «не хлебом одним будет жить человек» (Мф. IV, 4). Услышав, что отшельница упомянула слова Святого Писания, Зосима спросил, не приносил ли ей кто-нибудь книг? - Никто не приходил ко мне в пустыню, — отвечала святая, — но само Слово Божие вразумляет человека. Зосима, — продолжала она, — помолись о мне, грешнице, и исполни мою просьбу: в последний раз причастилась я в монастыре святого Иоанна; теперь усердно желаю приобщиться Тела и Крови Христовой, и хотелось бы мне исполнить это в тот самый день, когда Спаситель причастил Своих учеников. На будущий год ты не пойдешь в пустыню с прочей братией; но прошу тебя, в Великий Четверг приди на ту сторону Иордана, к селению, и принеси с собой Святые Дары; там увидимся мы опять. Исполни эту просьбу, а теперь отойди с миром и никому не говори о нашей встрече. Сказав это, святая попросила благословения у старца и удалилась. Зосима поцеловал землю, на которой стояла отшельница, и, поблагодарив Бога, пошел далее. Когда настало время возвратиться в монастырь, он пришел с прочей братией, но никому не рассказывал о том, что видел в пустыне. На следующий год Зосима занемог в начале Великого поста и, как предсказала святая, не пошел в пустыню с прочей братией. Вскоре ему стало легче; и в Великий Четверг, взяв Святые Дары, он пошел поздно вечером к Иордану. Долго ждал он и молился Богу о том, чтобы снова увидеть святую. Он с горестью думал, что, может быть, она уже приходила и, не нашедши его, ушла. С беспокойством смотрел он на реку, на которой не было ни одной лодки. Вдруг увидел он за рекой святую. Она быстро подходила к берегу. Ночь была светлая. Святая на минуту остановилась, сотворила над рекой крестное знамение и спокойно пошла по воде. Изумленный старец хотел поклониться ей в ноги, но она остановила его словами: «Что делаешь ты! Вспомни, что ты священник и что у тебя в руках Святые Дары». - Господь исполняет обещание Свое, — сказал Зосима. — Те, которые очищают сердце свое, уподобляются Ему в делах своих. Слава Богу, показавшему мне, как далек я от совершенства!
Святая отшельница, помолившись и выслушав Символ веры и молитву «Отче наш», причастилась Святых Таин и, подняв глаза к небу, сказала: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром». Потом, обратясь к Зосиме, сказала: «Исполни еще одну мою просьбу; через год приходи к тому месту, где в первый раз ты встретил меня; Богу угодно, чтоб ты снова увидел меня там». Прощаясь с нею, Зосима просил ее вкусить плодов, которые принес для нее из монастыря; но она едва коснулась принесенной пищи, помолилась вместе со старцем и потом, снова перешедши по водам, скрылась. Через год Зосима пришел в пустыню; узнав те места, где в первый раз он встретил святую, он долго искал ее, и наконец нашел — мертвую, лежащую на земле; руки ее были сложены как на молитве. С грустью подумал Зосима, что он не услышал ее последних приказаний и не знает, где похоронить ее. Вдруг он заметил слова, написанный на песке: «Отец Зосима, похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля. Отдай прах праху». Из этих слов Зосима узнал, что она скончалась в тот самый день, когда причастилась Святых Таин. Это было 1 апреля, в 530 году. За несколько часов прошла она пространство, которое проходил он за двадцать дней. Со слезами и молитвой похоронил ее старец и потом возвратился в монастырь. Там рассказывал он о подвигах святой Марии. Записали ее житие со слов его и положили совершать ее память в самый день ее кончины. На первой и пятой неделях Великого поста читается великий покаянный канон Андрея Критского, с присоединением молитвенных стихов и к Марии Египетской. Таковы, например: «Бесстрастие небесное стяжала еси крайним на земли житием, мати...» и дальше в том же каноне: «Возопивши к Пречистей Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей». На утрени четверга 5-й недели, среди великого канона, положено читать в церкви и житие святой отшельницы, загладившей трудом и покаянием прежние грехи свои. Потому эта служба называется «стоянием Марии Египетской». Для чего же Церковь напоминает нам о подвигах святой Марии? Для того, чтоб призвать нас к покаянию и показать торжество верующей души над греховными привычками и над грешной природой человеческой. В чем и как должны мы следовать примеру отшельницы? Господь хочет, чтоб и в семейной, и в общественной жизни мы готовы были жертвовать всем для исполнения христианских обязанностей, чтобы грешные желания и бесчестные намерения побеждались в нас крепкой силой веры и совести, которые одушевляли первых подвижников христианства. Лишения, которые они добровольно переносили, должны и нас располагать к терпению в трудах и бедности, к умеренности и простоте жизни среди богатства. Тяжелая борьба грешницы с дурными наклонностями и страстями должна и нас укрепить в той внутренней борьбе со злом, которая невидимо происходит в душе каждого. Если мы выйдем из нее победителями, если и нам удастся одолеть в душе нашей порочные склонности и удалить искушения плоти нашей, то этим духовным подвигом мы так же верно угодим Богу, как угодила Ему святая Мария Египетская глубоким раскаянием и трудной жизнью в пустыне. Память преподобного Зосимы, обретшего св. Марию Египетскую, совершается 4 апреля.
ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ТИТА ЧУДОТВОРЦА 2 (15) апреля
Блаженный и святой отец наш Тит с раннего возраста возлюбил Христа, и, ради Него оставя мир, поступил в иноки. Всю жизнь провел он в трудах и молитве, отличаясь кротостью, любовью к ближним и милосердием. Господь сподобил верного служителя Своего даром чудотворения. Во время иконоборческой ереси он явил себя твердым и непоколебимым защитником истины и в мире отошел ко Господу.
ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ АМФИАНА И ЕДЕСИЯ 2 (15) апреля
2 апреля совершается память святых мучеников Амфиана и Едесия, двух родных братьев, пострадавших за веру во время десятого гонения. Они родились в языческой семье; но в городе Вирите, где воспитывались, имели счастье узнать закон христианский; свет Божественной истины озарил их сердца; оставив навсегда родной город свой Патару, где отец их был начальником, они поселились в Кесарии Александрийской, сделались учениками святого пресвитера Памфила и сподобились принять, святое крещение. Ревностно служили они Богу и изучали Священное Писание и науки. Вспыхнуло страшное гонение на христиан. Мужественные юноши, не страшась опасности, продолжали открыто исповедовать веру свою, и ревность к славе Божией все более и более разгоралась в них. Трудно было им скрыть свое негодование при виде оскорблений и поруганий веры. Однажды, когда правитель Кесарии Урван совершал жертвоприношение идолам, молодой Амфиан вдруг остановил руку его и стал доказывать ему нелепость идолопоклонства, убеждая его оставить бездушных кумиров и уверовать во всемогущего, истинного Бога. Это случилось на виду у всего народа. Правитель велел тотчас же предать истязаниям юного христианина. Мучили его несколько дней сряду, но ничем не могли преклонить к отречению от веры. Наконец правитель велел потопить его в море; волны вынесли на берег тело святого мученика. Страдальческий подвиг предстоял и другому брату, Едесию. С некоторыми другими христианами был он сослан на тяжкую работу в медных рудниках. Там томился он несколько лет, оставаясь непреклонно тверд в вере. Возвратившись с рудников, он однажды в Александрии присутствовал при допросе христиан. Префект египетский при этом обращался чрезвычайно жестоко с обвиненными. Едесий не мог победить негодования своего: он подошел к префекту, стал укорять его за жестокость и даже ударил его. Его замучили жесточайшим образом и, наконец, потопили в море. Подробности о казни этих двух братьев-мучеников сообщает историк Евсевий в своей истории палестинских мучеников.
ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА ИСПОВЕДНИК 3 (16) апреля
Третьего апреля совершается память святого Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской, в Вифинии, который с ранних лет посвятил себя службе Божией и прославился святостью жизни. То было страшное время иконоборства. Преподобный Никита вместе с Феодором Студитом, Феофилактом Никомидийским, св. патриархом Никифором и другими славными исповедниками, твердо защищал догматы Церкви против жестокого Льва Армянина, вытерпел заточение, изгнание, всякого рода лишения и страдания, и скончался близ Царьграда, прославленный чудотворной благодатью.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ПЕСНОПИСЦА, ТВОРЦА КАНОНОВ 4 (17) апреля
Преподобный Иосиф родился на острове Сицилии в начале IX века от благочестивых родителей, которые воспитали его в страхе Божием. Нашествие врагов заставило все семейство его покинуть родину. Они переселились в Грецию, и там в городе Солуни Иосиф поступил в монастырь. Молодой инок выполнял ревностно все обязанности монашеского жития; своим усердием к трудам удивлял он всю братию и скоро достиг высокой степени мудрости и разума духовного. Настоятель посвятил его во священники. Через некоторое время святой Григорий Декаполит посетил Солунь, узнал Иосифа и полюбил его. Он попросил настоятеля монастыря отпустить с ним Иосифа в Царь-град, куда он шел на помощь и укрепление тамошним христианам, страдавшим в то время от иконоборческой ереси. Император Лев Армяни возобновил гонение против почитателей святых икон и преследовал их с той же жестокостью, как и предшественники его, Константин Копроним и Лев Исаврянин. Он отставлял непокорных ему епископов, заключал их в темницы и на место их назначал иконоборцев. Григорий и Иосиф, прибыв в Царьград, безбоязненно проповедовали истину и увещевали христиан не отступать от древнего святого учения Церкви. Гонение все усиливалось, и Григорий решился тайно послать Иосифа в Рим к папе Льву III, с просьбой о помощи; ибо тогда еще не было разрыва между Константинопольской и Римской Церквами. Иосиф принял это поручение, хотя и знал, что оно было довольно опасно, потому что правительство строго следило за всеми, кто уезжал из Константинополя. Действительно, корабль, на котором плыл Иосиф, был остановлен; сам он схвачен и заключен в темницу на острове Крит. Иосиф нашел там много других узников; с ними обходились очень строго, и иные падали духом среди лишений и страданий; но Иосиф старался утешить и ободрить их и увещевал их покориться безропотно воле Божией. «Что может быть для нас радостнее, как страдать за имя Бога нашего? — говорил он товарищам своим. — Христос, пострадавший за нас, оставил нам пример, которому мы должны подражать. Будучи безгрешен, Он не укорял укорявших Его и не противился мучившим Его. Если хотим нести иго Христово, то следует нам идти по стопам Его и с ним претерпевать наши страдания. Бог Всемогущий мог и иным образом спасти нас, но Ему угодно, чтобы трудом и бедствиями мы приобрели себе ту благодатную силу, которая отверзает двери небесные. Труд и страдания — вот путь ко спасению». Одушевленные примером и словами Иосифа, узники терпеливее переносили свое заключение, и кто осужден был на казнь, тот мужественно встречал смерть. Так прошло шесть лет. Лев Армянин скончался, и с его смертью прекратилось гонение. Предание говорит, что Иосиф был извещен о смерти императора святым Николаем Чудотворцем, который явился ему и чудесным образом вывел его из темницы. Иосиф поспешил в Царьград; но, к сожалению своему, уже не застал в живых св. Григория Декаполита. Он соорудил церковь во имя святителя Николая, перенес в нее тело св. Григория и близ церкви устроил монастырь, в который очень скоро собралось значительное число иноков. Иосиф поучал их. Мудрые наставления его, исполненные любви и разума духовного, привлекали также и множество мирян. Построив малую церковь во имя святого апостола Варфоломея, Иосиф захотел сочинить в память его хвалебную песнь. Накануне того дня, когда празднуется память св. Варфоломея, Иосиф долго просил Бога дать ему премудрость свыше, чтобы достойно восхвалить святого, и ночью явился ему апостол и, вруча ему Евангелие, сказал: «Да благословит тебя всесильная Божия десница, и да истекут на тебя воды небесной премудрости. Да почиет на тебе Дух Святой, и песни твои да усладят вселенную». С этими словами чудесное видение прекратилось. Иосиф, вдохновленный Духом Божиим, стал с этого времени писать в честь святых и Пречистой Девы хвалебные песни, доныне известные в Церкви под именем канонов. Новые гонения постигли Иосифа в царствование императора Феофила, приверженца иконоборческой ереси. За твердость свою в догматах Церкви Иосиф был изгнан в Херсон, где пробыл в заточении до смерти императора. Возвращенный при императрице Феодоре, он вскоре опять был изгнан за то, что строго укорял беззаконный поступок знатного вельможи Варды, который развелся с женой, чтобы жениться на близкой родственнице своей. При императоре Василии Македонянине Иосиф опять возвратился из ссылки и провел последние годы жизни в Царьграде, любимый и уважаемый всеми. Уже в глубокой старости он был извещен во сне о близкой кончине своей. Действительно, вскоре потом он занемог и стал ожидать смерти. «Благодарю Тебя, Боже мой, — говорил он, — что Ты сохранил меня под сенью крыл Твоих; до конца соблюди душу мою. Охрани стадо Твое и защити до конца века созданное десницею Твоей. Будь помощник Церкви Твоей и даруй ей мир и тишину. Хотя я не из числа угодников Твоих, на которых почиет Дух Святой, ибо я грешен пред Тобой, но, по неизреченной благости Твоей, не взирай на дела мои и спаси меня». После молитвы Иосиф приобщился Святых Таин, благословил всех присутствовавших и мирно предал душу Богу. Бесчисленное множество народа собралось к его погребению; плакали о нем, называя его отцом, учителем и вождем спасения. В самый день и час его кончины один из отсутствующих друзей его сподобился чудного видения. Сидя в комнате, он вдруг услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дому, и увидишь дивные таинства Божия». Он вышел и увидел на небе в необыкновенном сиянии Пресвятую Деву Богородицу, окруженную ликами святых, которые встречали душу, отходившую от земли. На вопрос его, — чья это душа сподобилась такой великой чести, — тот же голос отвечал, что это чистая душа преподобного Иосифа, который по вдохновению Духа Божия воспевал хвалу святым и подражал житию их. «Покаяния источник неисчерпаемый, — поет святая Церковь, — утешения податель некончаемаго, и умиления пучина еси, Иосифе, слезы нам подаждь покаяния Божественнаго, имиже утешение зде плачущеся обрящем от Бога, твоея помощи просяще, святе».
СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ АГАФОПОДА ДИАКОНА И ФЕОДУЛА ЧТЕЦА 5 (18) апреля
В царствование Диоклитиана и Максимиана жили в греческом городе Фессалониках, или Солуни, два церковнослужителя, старец Агафопод и юноша по имени Феодул. Первый из них был диаконом, второй исполнял в церкви должность чтеца; и оба вели жизнь честную, добродетельную, всю преданную Господу. Бог по милости Своей даровал Феодулу чудотворную силу: он помогал страдающим различными болезнями и обратил многих язычников ко Христу. Вдруг настало гонение на христиан. В Солунь, как и во все города, принадлежавшие Римской империи, было прислано повеление понуждать всех к поклонению идолам; поставили на городской площади орудия казни на страх ослушникам. Некоторые христиане тогда удалились тайно из города и скрылись от преследований язычников; иные не устояли против страха мучений и отреклись от веры своей; но многие оставались в Солуни, ожидая спокойно участи своей. В том числе были Агафопод и Феодул. Они беспрестанно молились в храме Божием. Их взяли, заключили в темницу и потом чрез несколько дней привели на допрос к начальнику города Фаустину. Увидя их, Фаустин удалил бывших при нем и, призвав сперва Феодула, сказал ему ласково: «Умоляю тебя, юноша, отвергни заблуждения христианские и пристань вновь к древнему закону нашему, иначе ты лишишься жизни». Феодул улыбнулся и ответил спокойно: «Я уже давно отрекся от заблуждения; тебе скорее угрожает смерть вечная за то, что ты возлюбил заблуждения». Правитель, видя, что Феодул еще молод, надеялся отвратить его от веры льстивыми обещаниями и дарами. Он стал сулить ему деньги и почести, чтобы он согласился совершить жертвоприношение идолу. Феодул оставался непреклонен. - Если ты равнодушен к дарам и почестям, то, может быть, мучения убедят тебя исполнить царское повеление, — сказал стоявший тут идольский жрец. - Мучения не страшат меня, — отвечал юноша. - Подумай еще, — говорил градоначальник, — неужели жизнь со всеми ее радостями не кажется тебе лучше мучительной смерти? - Конечно, — возразил Феодул, — жизнь лучше смерти; и именно оттого что я в этом убежден, отдаю охотно эту маловременную жизнь и надеюсь на жизнь бесконечную и на вечные блага небесные. Предай же тело мое огню и ранам: оно бревно; но душа нетленная, разлучившись с ним, возрадуется в жизни бесконечной. - Кто же даст тебе эти вечные блага, ради которых ты готов положить жизнь свою? — спросил, губернатор. - Господь Бог и Сын Божий Иисус Христос, Слово Отчее, — отвечал Феодул. — С младенчества я ознаменован Его крестом и до кончины моей не оставляю сего знания. Скорее я разлучусь с телом, чем отступлю от веры; до самой смерти пребуду верным рабом Господа Бога моего. Фаустин удивлялся твердости юноши; видя, что увещания его бесполезны, он велел отвести его и призвал Агафопода. Думая обмануть старца, он сказал ему: «Поклонись богам нашим, товарищ твой Феодул отрекается от заблуждений своих и обещался вместе с нами совершать жертвоприношение богам». Но Агапофод слишком хорошо знал юного друга своего, чтобы поверить такой клевете, и отвечал губернатору: - Что делает Феодул, на то готов и я; вместе с ним я с радостью принесу жертву Богу истинному и Сыну Его, Иисусу Христу. - Не тем, которых ты называешь, обещался Феодул совершить жертвоприношение, но двенадцати богам, управляющим вселенной, — сказал Фаустин. Но Агафопод начал смело доказывать суетность богов и безумие тех, которые поклоняются идолам и не хотят познать Творца и Спасителя мира. Губернатор, опасаясь, как бы его слова не подействовали на присутствовавших, велел его и Феодула отвести опять в темницу. Множество народа последовало за ними. Некоторые, жалея о юности Феодула, увещевали его исполнить волю начальника; другие говорили Агафоподу: «Не стыдно ли тебе, старцу, поступать так безумно и не понимать пользы своей?» Но христиане не отвечали на эти слова и шли молча. В темнице поместили их с преступниками, осужденными за различные злодеяния. Уповая на Господа всем сердцем, христиане не страшились предстоявшей им участи и с покорностью и терпением переносили заточение свое. В первую же ночь Господь укрепил их чудным видением; и они, проснувшись, стали на колени и в единодушной, пламенной молитве излили чувства любви и благодарности, которыми были переполнены их сердца. «Боже, Творец и Зиждитель всего! — воскликнули они. — Сотворивший мир сей, утвердивший небеса, повелевший солнцу светить днем, а луне и звездам прогонять ночью темноту! Ты, дающий жизнь зверям, наполнивший воды рыбами и воздух птицами, давший земле силу произращать растения и повелевший всему служить на пользу человеку! Тебе, Господи, воссылаем благодарение от лица всех людей! Ты не захотел погибели роду нашему, развращенному и преступному, но предал забвению прегрешения наши; и внемля одному безграничному милосердию Твоему, с небесного престола послал Сына Твоего единородного, Который, приняв естество человеческое, соединил нашу мертвенность со Своим бессмертием, чтобы заблудившихся на путях неправды возвратить на истинную стезю. Господи, Ты с Сыном, и Сын с Тобой и с Духом Святым, излив на вселенную преславные чудеса, просветил нечестивых светом истины! Ты, Сын Божий, со Отцем и Духом Святым, единым словом воскресил Лазаря Четверодневного, победив законы естества и смерти! Ты брением просветил слепого, прикосновением к ризе Твоей исцелил страдающую женщину, словом воздвиг расслабленного: и ныне, Господи, благоволи призреть и нас! Укрепи нас силой свыше, да с помощью Твоей вытерпев мучения, возможем войти в Небесное Царство». От этой молитвы умилились и преступники, содержимые в темнице. Упав к ногам христиан, они каялись в грехах своих и просили их указать им, как спастись от смерти душевной. Христиане начали поучать их; множество людей, стоявших близ темницы, выломали двери и, вошед, слушали с радостью и умилением слова благодати, исходившие из уст рабов Божиих. Узнав об этом, начальник темничной стражи поспешил возвестить губернатору о случившемся, прибавив, что если не примутся какие-нибудь меры, то весь народ уверует в Бога, о Котором проповедуют христиане. Губернатор в тот же день призвал вновь Агафопода и Феодула и стал убеждать их именем царя совершить жертвоприношение. Христиане остались тверды, как прежде. Фаустин велел жестоко бить Феодула, который спокойно перенес истязание, продолжая исповедовать имя Господа Иисуса Христа. Губернатор стал потом требовать от него, чтобы он принес и отдал ему христианские книги. На это Феодул ответил: - Если бы я мог думать, что ты желаешь узнать истину и отречься от заблуждений своих, то я, конечно, с радостью принес бы тебе книги пророков и апостолов; но зная, что ты имеешь злое намерение, не отдам тебе Божиего дара. Фаустин рассердился и стал угрожать Феодулу страшными казнями. - Делай все, что хочешь, — твердо отвечал мученик, — тело мое в твоей власти, терзай его, сколько тебе угодно, но я не отдам святых книг на поругание. Тогда губернатор, думая устрашить мученика, велел отвести его на место казни; подняли над головой его меч. Ожидая смерти, Феодул воскликнул: «Слава Тебе, Отче Господа моего Иисуса Христа, изволившего пострадать за нас! Укрепленный Его благодатью, я радостно умираю за Тебя!» С этими словами мученик преклонил голову, но не был усечен: губернатор хотел только устрашить его, думая тем вынудить от него отречение. Узнав, что Феодул не убоялся казни, он снова призвал его к себе, а между тем допрашивал Агафопода. - Родственник ли ты Феодулу? - Нет, родством мы не связаны, но соединены одной верой. - Я вижу, — сказал Фаустин, — что, вы оба хотите одной казни. - Получим и одно воздаяние, — ответил Агафопод. - Не стыдно ли тебе в твои лета заблуждаться, как тот безрассудный юноша, и самовольно идти на казнь? - Я. не заблуждаюсь, — ответил Агафопод, — и надежда моя на Христа не суетна. Хвалю Феодула за то, что он твердо стоит за веру свою; и так как я старше его годами, то и должен показать еще более усердие к Богу моему. Тогда губернатор обратился к Феодулу. - Не прельщайся, юноша, словами этого старца, — сказал он, — не иди безрассудно на смерть. Пусть он желает смерти, — он уже стар, чего ему ждать от жизни? Но ведь ты молод, тебе много радостей впереди. Зачем лишать себя этой радостней жизни? - Хотя я и молод, но я наравне с этим старцем уповаю на Бога моего и готов пострадать за Него, — ответил Феодул. Губернатор велел связать их обоих и опять отвести в темницу. Тут пришли знакомые и друзья их, сожалея и проливая слезы об участи их. - О чем плачете? — спросил их Феодул. - Мы плачем о беде вашей, — ответили они. Феодул улыбнулся. - Зачем же плакать о нас, когда нас ожидает лучшее? — сказал он. Затем заковали их в тяжелые цепи и, исполняя строгие повеления Фаустина, отвели обоих христиан во внутреннюю темницу, где и заперли их, чтобы их никто не мог посетить. Но, удаленные от человеческой помощи и лишенные утешения видеть друзей своих, христиане знали, что они не одни, что Господь Бог всегда с теми, которые уповают на Него, и что никто лучше Него не может утешить страдающих. Господь не замедлил явить над ними Свою благость. Он в ночном видении указал христианам образ их смерти и спасение их. Они оба видели во сне, что они плывут на корабле по бурному морю; волны качают и заливают корабль; все на нем в ужасе и страхе; иные бросаются в море и утопают; но они, под спасительным руководством кормчего, благополучно достигают берега и, облеченные в белые, сияющие одеяния, по горе поднимаются до небес. Проснувшись, они рассказали друг другу сон и в пламенной молитве возблагодарили Господа. Пока они еще молились, воины пришли за ними, чтобы отвести их к Фаустину, который стал снова увещевать их; но ответ их был все тот же: «Мы христиане и готовы страдать за имя Господне». Тогда губернатор осудил их на смертную казнь и велел потопить их в море. Напрасно друзья их и знакомые умоляли христиан согласиться на совершение жертвоприношения и тем спасти свою жизнь. Приговор был исполнен над ними, и с молитвой на устах предали они души Богу. Волны выбросили на берег тела обоих мучеников, и друзья схоронили их честно.
ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ЕВТИХИЯ, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО 6 (19) апреля
Шестого числа Церковь чествует святого Евтихия, патриарха Константинопольского, который председательствовал на Пятом Вселенском Соборе, при Юстиниане, в 553 году. Этот Собор, к сожалению, не прекратил волнений, возбуждаемых разными лжеучителями. Сам император Юстиниан на время увлекся лжеучением; и тогда святой патриарх претерпел изгнание за то, что твердо стоял за истинные догматы Церкви. Изгнание продолжалось восемь лет. Перед смертью император Юстиниан раскаялся в заблуждениях своих и поручил наследнику своему, Юстину, возвратить Евтихия на патриарший престол, что и было исполнено. Святой исповедник правил еще четыре года Константинопольской Церковью и почил в старости, прославленный святой жизнью и чудотворной силой. Останкино перенесены из Царьграда в Венецию.
СТРАДАНИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА КАЛЛИОПИЯ 7 (20) апреля
Святой мученик Каллиопий родился от знатных и богатых родителей в Пергии Памфилийской. Лишившись отца, он был воспитан матерью в законе Господнем и в юных летах сподобился пострадать за веру. Прибыв однажды в город Помпеополь во время какого-то языческого праздника, он спросил: какая причина шума и ликования народа? Отвечали ему: «Мы совершаем праздник в честь богов наших, приди и ты и прими участие в празднестве нашем». - Нет, — отвечал Каллиопий, — я храню пост в честь Бога моего, и уста, славящие Христа, не должны принять пищу от идольского жертвоприношения. Как известно, язычники, принося жертву богам, потом вкушали от жертвоприношения и к этому обыкновенно понуждали христиан. Ответ Каллиопия дошел до губернатора города; он призвал к себе юношу. - Как зовут тебя? — спросил он у него. - Я христианин, — отвечал юноша, — имя мое Каллиопий. - Весь мир совершает ныне праздник в честь богов, — сказал начальник. — Ты ли один хочешь оставаться в заблуждении и не праздновать с нами? - Не я, а вы ходите во мраке заблуждения, оставив Бога, создателя неба и земли, и поклоняясь бездушным кумирам, созданиям рук человеческих, — возразил Каллиопий. Начальник города стал убеждать его оставить веру свою; он употреблял то ласки и обещания, чтобы склонить христианина, то угрозы, чтобы устрашить его. Все осталось бессильно. Среди истязаний Каллиопий восклицал: «Благодарю Тебя, Христос Бог мой, что сподобил меня страданий ради имени святого Твоего». - Исполни волю мою, — говорил начальник, — тогда возвратишься в отечество свое и не лишишься имущества своего; а сам же ты видишь горечь страданий. - Вижу сладость будущего покоя во Христе, — отвечал мученик. Начальник велел усилить истязания; но Христос силой Своей помогал мученику, который с твердостью и терпением перенес страшные истязания и был потом заключен в темницу. Мать Каллиопия, узнав в городе своем об участи сына, продала имение свое и поспешила в Помпеополь. Подкупив сторожей, она проникла в темницу. Увидя сына своего, едва живого, покрытого ранами, благочестивая женщина стала славить его подвиг и благодарить Бога. Мать и сын всю ночь молились Богу; в полночь свет небесный осиял мрачную темницу, и голос с неба укрепил христиан на предстоящий подвиг. Поутру святой мученик был призван к начальнику, опять твердо исповедовал Христа и был осужден на крестную смерть. Мать его дала пять златиц совершателям казни, дабы они не распяли его, как Христа, но головой вниз; ибо из смирения не считала его достойным одинаковой казни со Христом. Святой мученик был распят в самый день Великого Четверга.
В тот же день память преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского, пострадавшего за иконопочитание при императоре Льве Армянине и скончавшегося в изгнании, в Херсоне.
ПАМЯТЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ОТ СЕМИДЕСЯТИ ИРОДИОНА, АГАВА, РУФА, АСИНКРИТА, ФЛЕГОНТА И ЕРМА 8 (21) апреля
Святой апостол Иродион, родом из Тарса Киликийского, сродник св. апостола Павла, был епископом Неопатрийским и много пострадал за веру от иудеев и язычников. Однажды они замучили его до полусмерти; но благодатью Божией апостол выздоровел и в Риме проповедовал Евангелие со святым Петром. По мученической же кончине Петра он был усечен мечом. О нем упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам (XVI, 11). Св. апостол Агав, исполненный духа пророческого, проповедовал в странах, окружавших Иудею; в Деяниях апостолов упоминается о нем: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии «(ХI, 27-28). Тот же Агав предвозвестил, что апостола Павла ожидают в Иерусалиме узы. Об апостоле Руфt, бывшем епископом в греческом городе Фивах, упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (XVI, 13). Тут же упоминает он и об апостоле Асинкрите, который был епископом в Гиркании, об апостоле Флегонте, епископе Марафонском, апостоле Ерме, епископе Далматском. Все эти святые апостолы ревностно проповедовали слово Божие по вселенной и перенесли мучения за веру Христову.
ПАМЯТЬ СВЯТОГО НИФОНТА 8 (21) апреля
Преподобный Нифонт, в мире Никита, родился в Киеве и с детства был обучен грамоте и страху Божию. По смерти родителей своих он раздал бедным доставшееся ему имение и постригся в Печерском монастыре. Полагают, что он путешествовал по Востоку, и стал известен как строгой жизнью, так и ученостью. В 1130 году он был избран в епископа Новгородского. Этот сан возлагал на Нифонта трудные и разнообразные обязанности. В эту пору владыка Новгородский принимал участие во всех касавшихся Новгорода делах, даже гражданских: его благословением открывалось народное вече; его подпись скрепляла грамоты; во времена междоусобий ему приходилось быть примирителем между враждующими; Нифонт с усердием и мудростью правил обширной паствой своею и приобрел общую любовь и уважение. Он возобновил в Новгороде Софийский храм, построил каменный храм Успения и близ Пскова каменный храм Спасителя. В это время Церковь наша была в зависимости от Церкви Греческой, и митрополиты присылались к нам из Царьграда. Чувствовалось, что это не совсем удобно.; Между кончиной одного митрополита и прибытием другого святительская кафедра оставалась довольно долго не : занятой; дела замедлялись; затем митрополит грек не знал русского языка, что опять было неудобно. Все это побудило великого князя Изяслава предложить нашим епископам избрать митрополита из русских после кончины митрополита Михаила Грека. Собрались епископы в Киеве (1147) и избрали в митрополиты схимника Климента Смолятича, известного благочестием и высоким просвещением. Но это дело возбудило споры и разногласия. Многие епископы стали считать незаконным постановление митрополита без сношения с Царьградским патриархом; такого мнения был и Нифонт. Он не захотел поминать в молитвах нового митрополита; и за то великим князем был вызван в Киев и заключен в Печерский монастырь. Затем обстоятельства изменились, когда Киевом овладел другой великий князь, Юрий Владимирович Долгорукий. Нифонт был с честью отпущен в Новгород; и великий князь попросил патриарха назначить другого митрополита. Потом Изяслав опять на время восторжествовал, и Климент, удаленный было из Киева, снова вернулся. Но Нифонт твердо держался убеждений своих, не опасаясь ни угроз, ни заточения. Наконец, узнав, что патриарх назначил митрополита для Руси, Нифонт отправился в Киев на встречу нового святителя; но занемог, и умер в 1156 году. Тело его было положено в Антониеву пещеру; и новгородцы, благоговейно почитая память блаженного Нифонта, скорбели о том, что лишены утешения видеть у себя гроб его. Сохранились «Ответы бл. Нифонта на вопросы Кирика», вопрошавшего о разных обычаях церковных. Этот памятник нашей старины пользовался великим уважением древней Руси.
СТРАДАНИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ЕВПСИХИЯ 9 (22) апреля
Святой мученик Евпсихий был родом из Кесарии Каппадокийской, человек богатый и знатный, воспитан с детства в христианской вере. Пришед в юношеский возраст, он вступил в брак. Случилось, что в самый день его брака было языческое празднество в честь кумира Фортуны. Император Юлиан Отступник, царствовавший тогда, сам ежедневно приносил жертвы Фортуне, а по примеру его и язычники совершали торжественно празднество в честь кумира. Во время брачного пира своего Евпсихий увидел толпы язычников, шедших в капище для жертвоприношения. Негодование и святая ревность разгорелись в его сердце. Он взял с собой нескольких христиан и, отправясь в капище, сокрушил идола и капище разорил. Не замедлили донести об этом поступке императору Юлиану. Евпсихий знал, что его ожидает; он стал раздавать имущество свое бедным и молитвой готовиться к священному мученичеству. Действительно, Юлиан, узнав поступок его и вообще ревность кесарийцев к христианской вере, пришел в страшную ярость. Он обложил жителей Кесарии чрезмерным налогом, лишил город тех преимуществ, которыми он пользовался как столица области, и настойчиво требовал возобновления разоренного капища. Евпсихий же был предан страшным истязаниям; но Ангел Божий укреплял его среди мучений, и он терпеливо вынес и долговременные истязания, и заточение, и, наконец, был усечен мечом. Идольское же капище не было восстановлено, потому что сам Юлиан вскоре погиб в войне с персами.
В тот же день память преподобного мученика Вадима, архимандрита в Персии, пострадавшего при Сапоре.
СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ТЕРЕНТИЯ, АФРИКАНА, МАКСИМА, ПОМПИЯ, ЗИНОНА, АЛЕКСАНДРА, ФЕОДОРА И ДРУГИХ 10 (23) апреля
Святые мученики, числом 40, воспоминаемые в этот день, были родом из Африки и пострадали в III столетии. Когда дошло до Африки повеление императора Декия понуждать христиан к поклонению богам, то правитель страны, Фортунатиан, собрав народ, сказал громогласно: «Кто не совершит жертвоприношения богам, тот будет предан жестоким мучениям и смертной казни!» Вслед за тем, чтобы устрашить ослушников, он велел выставить орудия казни. Некоторые христиане, действительно, убоясь казни, согласились принести жертву богам; но 40 человек решились скорее умереть, нежели отступить от Господа. «Братия! — говорили они друг другу. — Не отречемся от Христа, чтобы и Он не отрекся от нас в день суда перед Отцом Небесным и Ангелами святыми. Вспомним слова его: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь Того, Кто и душу и тело может погубить в геенне» (Мф. X, 28). Услышав слова христиан, правитель сказал им: «Кажется, вы все люди взрослые и разумные; как же можете вы называть Богом и царем вашим Человека, Которого иудеи распяли, как злодея?» От лица всех единоверцев своих ответил Терентий: «Если бы ты знал силу Христа распятого, ты бы оставил заблуждение свое и стал бы Ему служить, ибо Он Сын Божий, благоутробный, милосердный и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошел Он на землю и, соединив Божество Свое с человечеством, претерпел добровольно крестную смерть для спасения нашего». - Поклонитесь богам! — повторил правитель. — Иначе погибнете в жестоких мучениях. - Думаешь ли устрашить нас? — возразил Терентий. — Но мы не так безумны, чтобы отвергнуть жизнь бессмертную и Подателя жизни и поклониться идолам. Разгневанный правитель велел насильно вести христиан в идольское капище и там продолжал убеждать их поклониться богам, восхваляя их величие и силу. Но Терентий смело доказал ему суетность идолов и безумие тех, которые поклоняются бездушным кумирам. Правитель велел взять под стражу четверых христиан: Терентия, Африкана, Максима и Помпия — и заключить их в темницу, а между тем сам обратился с увещаниями к остальным христианам. Известны только имена троих из них: Зинона, Александра и Феодора. На увещания правителя все единодушно ответили, что они христиане и не могут поклониться идолам. Правитель предал их страшным истязаниям: их нещадно били, жгли раскаленными в огне железными прутьями; но мученики молили Господа о помощи и, укрепляемые Богом, переносили терпеливо ужасные страдания. Скорбя о заблуждениях язычников, они умоляли Бога сокрушить идолов, и Господь, внемля их молитве, совершил чудо: идолы внезапно пали, и капище идольское разрушилось. Но это чудесное явление не вразумило правителя, который осудил христиан насмерть. Они пошли на смерть, славя и благодаря Господа; мученики были усечены мечом. После убиения их правитель вновь призвал Терентия, Африкана, Максима и Помпия и начал опять убеждать их. «Мы уже сказали тебе, что мы христиане, — ответили они ему. — На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, ибо веруем, что останемся победителями». Действительно, какие истязания ни придумывал правитель, он не мог победить христиан и довести их до отречения. Бог видимо помогал верным служителям Своим. Правитель заключил их в темницу и не велел носить им пищи; но ночью чудный свет озарил их темницу, и Ангел Божий накормил их. Правитель велел строгать тела их острыми орудиями, но Христос, в милости Своей, облегчал для страдальцев силу мучений. Их заключили в место, наполненное змеями и различными гадами; но и оттуда, хранимые Богом, они вышли здравы и невредимы. Наконец правитель приговорил их к смертной казни. Они пошли на казнь, воспевая победную песнь, и с радостью предали души свои Господу. Благочестивые люди благоговейно похоронили тела всех убиенных христиан.
СТРАДАНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНТИПЫ, ЕПИСКОПА ПЕРГАМСКОГО 11 (24) апреля
О священномученике Антипе упоминает в Апокалипсисе, или Откровении, св. Иоанн Богослов. Когда в таинственном видении Сын Божий явился ему и открыл ему внутреннее состояние семи Малоазиатских Церквей, то он выразился в следующих у словах о пастыре Пергамской Церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. II, 13). Из этих слов мы видим, что в то время Пергамский епископ был человек благочестивый и непоколебимый в вере; но что жители Пергама были развращены и преданы идолопоклонству. Имя этого пастыря неизвестно нам, но надо думать, что он был преемник епископа, свяшенно-мученика Антипы, убиенного за веру свою. Антипа, живя между язычниками, усердно старался обратить их к истинному Богу; проповедовал им, подавал им пример благочестивой жизни, и, вероятно, склонил многих на путь истины; но закоснелые язычники возненавидели его за это, и когда настало жестокое гонение при Домициане, его схватили и привели к начальнику города. Жрецы идольские жаловались на опустение языческих храмов, на скудость и малочисленность жертв, приносимых богам; они говорили, что разгневанные боги оставили их и перестали покровительствовать городу, в котором многие не воздают им должной чести. - Правда ли, — спросил начальник у Антипы, — что ты не только сам не поклоняешься богам, но и других научаешь не почитать их? От этого страдает наш город; ибо оскорбленные боги лишили его своей милости и перестали заботиться о его благосостоянии. - Я христианин, — отвечал Антипа, — и не могу поклониться ложным богам; но сверх того скажу тебе, что боги ваши бессильны и города вашего защитить не могут. Отстаньте от заблуждений ваших, покайтесь и уверуйте во Христа, сошедшего с неба для спасения рода человеческого. Он есть истинный Бог и Он придет судить вселенную и воздать каждому по делам награду или наказание. - Что это за новое учение? — воскликнул начальник. — Вы повинуетесь новому, вами самими изобретенному закону и пренебрегаете древним богопочитанием, преданным нам от отцов наших. Отступи от новой веры своей и перестань считать за Бога человека, которого Пилат распял, как злодея. Повинуйся царскому велению и живи себе спокойно, пользуясь почетом и уважением, ибо старость твоя того требует, чтобы все почитали тебя. - Что ты ни говори, — отвечал Антипа, — но я не могу быть столь безрассудным, чтобы, дожив до старости и приблизившись к концу дней моих, отступить от спасительной истины. Не прельстишь ума моего, просвещенного изучением божественных книг. Перестаньте вы почитать за богов кумиров ваших, ибо погибнете, если не уверуете в Бога истинного. Язычники пришли в ярость от этих слов. Схватив святого епископа, они повлекли его в капище идольское и там, раскалив в огне медного быка, ввергли в него св. Антипу. Он перекрестился и воскликнул: «Боже, явивший нам от века сокровенную тайну Господа нашего, Иисуса Христа! Благодарю Тебя за все благодеяния Твои! Благодарю Тебя за то, что Ты удостоил меня часа сего и сподобил пострадать за имя святое Твое! Отходящую от временной жизни душу мою приими и даруй ей обрести благодать Твою». Терпя страшное мучение в раскаленном быке, св. Антипа молился о врагах своих и о всем мире и тихо и спокойно предал Богу душу свою. Христиане благоговейно сохранили святые его мощи, которым Господь даровал целебную силу.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ АФАНАСИИ ИГУМЕНИИ 12 (25) апреля
Родители Афанасии жили на острове Эгине. Они были знатного рода и вели жизнь благочестивую. Маленькая дочь их с детства научилась закону Божию, и уже семи лет знала наизусть всю Псалтирь. Несколько раз она просилась у родителей своих в монастырь, но они не соглашались на то; а когда она пришла в возраст, то нашли ей жениха и выдали замуж. Через шестнадцать дней после свадьбы неприятели напали на остров. Жители поголовно вышли на защиту домов своих; многие были убиты, в числе их и муж Афанасии. Молодая вдова решила теперь исполнить прежнее намерение; но и тут не успела, потому что новый князь острова издал повеление, чтобы все девицы и вдовы выходили замуж за его воинов. Родители Афанасии снова склонили ее к браку. Семейная жизнь и домашние заботы не мешали Афанасии думать о спасении души своей. Она занималась чтением Священного Писания, твердила псалмы и молитвы. Необыкновенная кротость ее и сердечное смирение приобретали ей общую любовь. Соседки не могли нахвалиться ее добротой и ласками, а домашние горячо ее любили; к нищим она была милосердна, так что хотя дом ее был наполнен всяким богатством, но и его часто недоставало для раздачи милостыни. Афанасия любила принимать к себе странников и бесприютных и с особенным участием утешала бедных вдов и сирот. Во время голода, случившегося на острове, она помогала не только единоверцам своим, христианам, но питала даже язычников, во множестве приходивших к ней, и вообще никому не отказывала в помощи, помня слова Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. VI, 36). — «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. V, 45). И не одну пищу раздавала она таким образом, но и платье и все необходимое для жизни, что только у нее было. По праздникам и воскресным дням она приглашала к себе соседок и читала им Священное Писание. В таких добродетельных делах провела Афанасия год своей молодости. Муж ее, одушевленный ее примером, обратился также к Господу и решился вступить в монастырь. Он сделался примерным монахом и чрез несколько лет спокойно отошел ко Господу. По смерти мужа Афанасия совершенно посвятила себя Богу. Она уговорилась с другими благочестивыми женщинами, разделявшими ее мысли и намерения, и все они раздали имения свои бедным; приняли пострижение от одного святого старца и пошли жить в отдаленное пустынное место. Подруги Афанасии хотели, чтобы она приняла над ними начальство; но она, хотя и согласилась быть игуменьей, считала себя ниже и хуже всех. Никому из живших с нею женщин не позволяла она прислуживать себе и говорила, что даже недостойна жить с ними, не только принимать от них услуги. Жизнь ее была самая строгая: она питалась только хлебом и водой, носила власяницу, спала на полу и почти всю ночь проводила в молитве и чтении. Много вытерпела она печали и огорчений, заботясь о сестрах и начальствуя над ними; но как часто ни докучали они ей своим непослушанием и упорством, она никогда никому не сказала ни одного сердитого или обидного слова, и все спокойно переносила кротким и правдивым сердцем. Через четыре года она уговорила сестер перейти в другое, более уединенное и удобное место, которое указал ей один старый священник. Туда и переселились монахини. Афанасия построила церковь во имя Пресвятой Богородицы, а потом и две другие: во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая. Благочестивые люди, привлеченные слухом о ее святой жизни, приносили все нужное для монастырей и церквей; храмы обогащались большими вкладами; больные, приходившие к Афанасии, получали исцеление силой ее молитв. Но наконец почести, которые ей оказывались, и слава о ее чудесных исцелениях стали огорчать ее. Она взяла двух любимых сестер, Марию и Евпраксию, и ушла с ними в Царьград; там они поселились в одном женском монастыре и семь лет смиренно прожили, никем не знаемые. Афанасия часто вспоминала о построенной ею церкви Богородицы и говорила, что суетные почести человеческие изгнали ее оттуда. По прошествии семи лет местопребывание ее сделалось известным; сестры просили ее возвратиться на прежнее место, и сама Афанасия увидела во сне церковь Пресвятой Богородицы и получила повеление идти туда. Возвратившись в свой монастырь, Афанасия занемогла и почувствовала приближение смерти. Двенадцать дней не вкушала она пищи и не переставала молиться; на тринадцатый день ей стало хуже, она попросила сестер читать за нее псалмы, потому что от слабости не могла уже произносить слов. Пришедшие от церковной службы монахини окружили постель ее и просили ее помолиться за всех. Она благословила их, и потом, обнявши Марию и Евпраксию, сказала: «Сегодня расстаемся мы, но в будущей жизни Господь опять соединит нас». После этого она попросила монахинь, чтобы они по обыкновению отпраздновали приближавшийся день Успения Пресвятой Богородицы, и чтобы в этот день, как и всегда, не позабыли о сиротах и нищих. «После обедни, — сказала она, — отдайте земле мое убогое тело». Сказав эти слова, святая еще раз обняла двух сестер и предала дух свой Богу. Лицо ее сияло неземной радостью. Сестры горько плакали. «Оставила нас мать наша, — говорили они, — где услышим мы голос твой, который радовал сердца наши и наставлял на все доброе? Ты уж не будешь видимо молиться и работать вместе с нами; Господь взял тебя в нетленную Свою обитель». Через год после смерти святой Афанасии открыты были мощи ее, и совершались многие чудеса.
12 (25) апреля Церковь совершает память св. Василия, епископа Парийского, пострадавшего за иконопочитание.
13 (26) апреля совершается память святого мученика Артемона, пресвитера в Лаодикии, прославившего Христа мученической смертью при Диоклитиане.
A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. МАРТ - АПРЕЛЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997