Не более четырех лет я поступил во священника в с. С. а. уезда, стоящее на дороге к знаменитой Троице-Сергиевой Лавре. Богомольцы обоего пола (но преимущественно женского), лишь только стает снег и вначале сентября, целый и вереницами тянутся через наше село и многим из них приходится ночевать в селе. Что особенно при этом заслуживает внимания и на что я хочу обратить внимание, так это: — радушие, привет и гостеприимство, оказываемое богомольцам со стороны хозяев.
В каком доме богомольцы ни попросятся, везде услышат: «милости просим». И, если кто из любопытства спросит, так только: «откуда вас Господь несет, добрые люди»? Случается нередко богомольцам запаздывать, а особенно осенью, но и тогда постучавшись под окном иногда и долгонько простоять тут: пока засвечают свет и разбудят других, — и потом уже выйдет кто-нибудь отпереть двери. «Идите крещеные», обыкновенно говорят, «не ушибитесь только: у нас незнакомому, пожалуй, не пройти; вот погоди, я запру двери, — да и поведу. Господи благослови! ну пойдемте». При входе в крестьянскую избу, почти везде, встречается следующая картина: лежит на полу и по лавкам семья, — сесть некуда. Но все-таки богомольцев приголубят, приласкают. «Эй, старик, кликнет добрая старуха, сойди-ка с печки-то, дай место прохожим, озябли бедные, пусть погреются, а ты в другое время належишься». По утру прохожих не тревожат, а если они сами потревожатся раненько, то им говорят обыкновенно: «отдохните родимые, с дороги-то устали, теперь уж, Бог милостив, не далеко (около 30 верст до Лавры), успеете, добредете полегоньку». Что же касается до гостеприимства, то хозяева даже обижаются, если богомольцы не разделят с ними скудный стол. Если богомольцев не много, два или три человека, то их сажают за один стол с собой, а если более, то после своего стола им сбирают отдельно. Любо смотреть — как чинно идет трапеза: все молчат, и только разве изредка спросит кто-либо из старших в семье, а младший никто не смеет. При богомольцах, обыкновенно, речь заводится о предметах духовных, например о монастырях и монастырской жизни, о старцах-схимниках и схимницах и т. п., о продолжительности службы. Во время этих разговоров иногда слышится: «а-эх! но-прежде и не в монастырях это соблюдалось: старые люди, как побольше было у них благочестия, любили и попоститься, и в церковь Божию ходили, как только можно было от того и Господь их миловал; не знали они ни болезней, ни особенно больших каких бед, как ныне».
После трапезы следует молитва, простая, но живая, свидетельствующая об искренней благодарности Богу — подателю всех благ. «Слава Тебе Господи, слава Тебе; благодарю Тебя, Господи, Царь небесный». На благодарность со стороны богомольцев за хлеб и соль сами хозяева с поклоном отвечают: «на здоровье, родимые, на здоровье».
Стол у бедных крестьян бывает далеко несытный и невкусный, но, несмотря на то, лица, по большей части, у всех веселы и довольны. Это, конечно, нужно отнести к благословению Божию, которое услаждает и делает приятным не совсем вкусное и приятное, примеры подобного рода встречаются в житиях святых Угодников.
Говоря вообще, ведь, наш русский мужичек разговорчив и любит порасспросить чужестранных (в простонародье называют чужестранными даже пришедших из других уездов) например: «каковы хлеба у православных в вашей стороне, каковы промыслы и заработки? «У нас, говорят они, если год был хорош, — слава Богу! Господь благословил»; если же был червь на озимь, или неурожай от дождей, засухи и т. п., то говорят: «а нас так Господь посетил своею милостию, — хлебушка мало родилось. Как-то будет нам бедным зиму коротать»... Вслед затем заводится речь о том, с какою верою и усердием по этому случаю служили молебны, поднимали на дом св. иконы. «Но видно Господь не услышал наших грешных молитв» — прибавляют в конце своего рассказа. Но все эти невзгоды переносятся без ропота и малодушия. Да, замечательна эта простота и доверчивость русского мужичка к Промыслу Божию, которую он так характеристично заключает в любимой и часто повторяемой им пословице: без Бога, ни до порога...
Есть в нашем селе так называемые девы вековушки, т. е. старые девицы, вот нередко останавливаются у них богомольцы — (конечно женский пол) и вовремя этих остановок перед отходом богомолок поутру в квартиру приходят девочки, мальчики и старушки иногда даже несколько вдруг. Все садятся в задний уголок и ждут, пока удобно будет сказать им богомолкам за чем пришли. Улучив такую минуту, старушка, какая посмелее, спросит: «родимыя вы идете к Преподобному, побезпокойтесь, ради Бога, подать там Угоднику на свечку», — подавая 3 — 5 коп. или: «вот копеечка, опустите там в казну», доставая эти деньги из какой-нибудь тряпочки, быть может сбереженные с большим трудом; нам, родимые, неколи побывать там, даже в свою-то церковь иногда не попадешь к обедни; так потрудитесь ради Бога». Вслед затем следуют вклады от других.
Нельзя здесь не обратить внимания на то, какой прекрасный пример дают матери своим детям, приучая их к добру и посылая свое достояние через чужие руки в дар Богу.
Священник Ф. Беляев.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1-го февраля 1885 года).