Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
16:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (26 – 30 сентября)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
СЕНТЯБРЬ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

ЖИТИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
26 сентября (9 октября)

Однажды Господь Иисус Христос, проходя близ моря Тивериадского, увидел двух братьев, Иакова и Иоанна, которые с отцом своим Зеведеем, чинили свои сети; они были рыбаки. Он позвал их, и они, оставив все, тотчас пошли за Ним. Господь в предзнаменование особенной ревности их к закону Его нарек их сынами грома – «Воанергес». С тех пор они не отлучались от Него. Они вместе с Петром присутствовали при воскрешении дочери Иаира, были с Господом во время преображения Его на горе Фавор; перед страданием Господа находились с Ним в саду Гефсиманском. Иоанна особенно любил Иисус Христос. На Тайной Вечери Иоанн возлежал близ Него, и когда Иисус упомянул о том, что один из учеников предаст Его, Иоанн склонился к Нему на грудь и спросил, о ком Он говорит. Наконец Господь Иисус перед смертью Своей, видя у креста Пречистую Деву Марию и ученика, которого любил, поручил ему Мать Свою. Он сказал Пречистой Матери: «Вот сын Твой!», и ученику: «Вот Мать твоя!» Иоанн взял к себе Пресвятую Богородицу и служил Ей, как матери, до честного Ее успения.
Когда Мария Магдалина, пришедши в субботу до рассвета ко гробу Господню, не нашла в нем тела Господа Иисуса, то она поспешила возвестить об этом Петру и Иоанну. Они тотчас же пошли за ней ко гробу, и Иоанн, войдя во гроб, первый уверовал в воскресение Христа. По воскресении Своем Господь явился ученикам у моря Тивериадского. Иоанн первый узнал Его и сказал прочим: «Это Господь!» По вознесении Господнем он с другими апостолами жил в Иерусалиме, молился во храме и получил благодатный дар Духа Святого и знание языков. С тех пор он усердно проповедовал Евангелие и обращал иудеев и язычников. Однажды, когда он вместе с Петром шел на молитву, один человек, хромой от рождения, стал у них просить милостыню, и апостолы словом исцелили его. Это чудо привлекло к ним множество народа, которому они проповедовали слово Божие, Видя это, начальники синагоги и первосвященники иудейские взяли их под стражу и, когда отпустили их, запретили им проповедовать слово Господне; но, несмотря на опасность и угрозы, они продолжали исполнять повеление Христово, и число верующих умножалось ежедневно.
После того как на апостолов сошел Дух Святой, Иоанн продолжал жить вместе с Пречистой Богородицей. По успении же Ее отправился с учеником своим Прохором в Малую Азию для проповедования Евангелия. На море застигла их страшная буря; корабль разбился, но Иоанн и Прохор чудесным образом были спасены и выброшены на берег. Тогда, следуя своему намерению, они пошли в город Ефес. Так как они ничего не имели, то определились служителями в один дом. Господа их были язычники и обращались с ними строго; возлагали на них самые тяжелые работы и часто жестоко их наказывали; но Иоанн с Прохором переносили все терпеливо и служили с усердием и покорностью. Случилось, что в этом доме умер молодой человек, сын одного из начальников города, и отец его Диоскорид так был поражен смертью сына, что сам внезапно скончался. Происшествие это взволновало всех. Тут Бог явил милость Свою святому апостолу. Иоанн помолился, и Бог воскресил Диоскорида и сына его. Видя это чудо, иные стали называть Иоанна волшебником, другие богом и сыном божиим, но св. Иоанн, объяснив им, чьей силой он сотворил чудо, стал проповедовать Христа. Очень многие уверовали и крестились, в том числе хозяйка дома и Диоскорид с сыном. Они уговорили апостола переселиться к ним, чтобы продолжать учить их закону Божию.
Чудом этим положено начало проповедованию Евангелия в Малой Азии. Вера Христова успешно распространялась, чему помогали многочисленные чудеса и благой пример самого апостола; ибо, поучая словами, он поучал и делами, показывал собственным примером, каков должен быть христианин. Но император Домициан, жестокий гонитель христиан, узнав об успехах новой веры, призвал Иоанна к себе в Рим и стал его жестоко мучить: даль ему пить чашу с отравленным питьем и бросил его в котел с кипящим маслом. Но Иоанн остался здрав и невредим, на нем исполнились слова Господа, обещавшего ученикам Своим, что если и «что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. XVI, 18). Бывшие при истязании начали восклицать: «Велик Бог христианский!» Тогда Домициан уже не решился более мучить Иоанна, а сослал его на остров Патмос, близ берегов Малой Азии.
Иоанна, закованного, повезли на остров. Но во время плавания он сотворил много чудес, которые привлекли к истинной вере всех его спутников. Однажды воины сидели за обедом, пили и веселились; вдруг один из них по неосторожности упал в море и утонул. Все пришли в смятение, общее веселье превратилось в горе, и отец воина впал в такое отчаяние, что хотел сам броситься в море вслед за сыном. С трудом удержали его. Язычники начали призывать на помощь: кто бога Аполлона, кто богиню Диану и всех многочисленных богов языческих. Тогда св. Иоанн сказал им: «Сколько у вас богов! Неужели же ни у одного из них нет власти воскресить погибшего?» - и оставил их в печали до следующего дня. На другое утро он со слезами помолился Богу, и вдруг сделалось на море волнение, и одна волна, поднявшись, выбросила воина — живого — к ногам апостола. В другой раз он молитвой усмирил бурю, словом исцелил больного и однажды, когда все томились жаждой, превратил соленую морскую воду в пресную. После этих чудес все спутники его пожелали принять от него святое крещение. Они хотели освободить его и высадить на берет, но Иоанн не позволил им ослушаться повеления царского, и так его привезли на остров Патмос. Пребывание св. Иоанна на острове Патмос послужило к душевному спасению тамошних жителей. Он в продолжение нескольких лет проповедовал им истинное учение. Не щадя сил, он неутомимо обходил остров, проповедовал святое Евангелие, исцелял больных и творил много чудес. Своей жизнью он являл пример кротости, незлобия и любви к Богу и ближнему и обращал людей ко Христу столько же благим примером своим, сколько словом и чудесами. - При всем этом ему пришлось испытать бедствия и гонения. Перед прибытием его на остров все жители были язычниками, верили волшебству и силе бесовской. Многие пользовались общим суеверием и, выдавая себя за волхвов, извлекали из этого выгоды и приобретали власть над народом. Эти люди вознегодовали на Иоанна за то, что он обличал неправду их слов и, проповедуя истинного Бога, отвлекал многих от поклонения идолам. Один из этих волхвов, по имени Нукиан, решился погубить апостола. Ложными рассказами о нем он восстановил против него большую часть народа. Иоанна хотели убить, но обман был открыт, и тогда народ в гневе схватил Нукиана, привел его к Иоанну, говоря ему: «Этот злой обманщик хотел тебя погубить. Но вот он! Приказывай, как нам поступить с ним!» - «Отпустите его, пусть покается», - кротко отвечал апостол, помнивший пример и слова Божественного Учителя, Который велел прощать врагам.
Кротость святого Иоанна, однако же, не вразумила Нукиана. На другой день он вновь придумал против него разные козни, тогда Иоанн решился его наказать и словом лишил его зрения. Тот пришел наконец в чувство и в раскаянии упал к ногам апостола, прося у него прощения. Иоанн возвратил ему зрение и потом, видя его покаяние, окрестил его и пошел с ним в его дом. Как только вошел апостол, все идолы, которые находились, в доме, упали и разбились. Все домашние Нукиана, видя чудо, обратились к Господу.
В одном городе находился молодой человек по имени Сосипатр, который много страдал от своей матери, женщины злой и безнравственной. Не будучи в силах более переносить своего жестокого положения, он убежал из дома и пришел к Иоанну, который тогда проповедовал близ города. Апостол, увидя его, тотчас узнал все, что случилось. Он взял Сосипатра за руку, отвел его в сторону и стал его убеждать возвратиться к матери, говоря, что какова бы ни была мать, сыну следует оказывать ей уважение и покорность. Сосипатр долго не склонялся на слова святого апостола. Между тем мать, раздраженная его бегством, и узнав, что он находится с Иоанном, принесла на обоих жалобу судье, обвиняя их в вымышленных злодеяниях. Судья призвал их и, не разобрав хорошенько дела, осудил их на смерть. Иоанн, выслушав неправедный приговор, стал молиться. Вдруг то место, где они стояли, поколебалось; у неправедного судии высохла рука, которую он было поднял на апостола, а у матери Сосипатра высохли обе руки, и она лишилась зрения. Судья в ужасе упал к ногам Иоанна, прося его о помиловании. Иоанн стал ему говорить о Христе, о вере, о праведном суде, И видя, что он искренно раскаивается, исцелил его и окрестил. Мать же Сосипатра, пораженная ужасом убежала домой. Долго Иоанн уговаривал сына ее возвратиться к ней, научая незлобию и прощению обид, и наконец, когда он согласился, пошел с ним. Несчастная женщина вышла к ним навстречу и, упав на колени, со слезами каялась в грехах своих. Апостол исцелил ее и потом, научив слову Господню, окрестил со всеми домашними. Она с тех пор совершенно изменилась и провела остальную жизнь в покаянии и молитве.
В далеком изгнании Иоанн был радостен и спокоен; никто и ничто не могло отлучить его от любви Господней. И вот Господь Иисус Христос еще обрадовал любимого ученика Своего, в чудном откровении показав ему славу Свою. В один воскресный день Иоанн в небесном видении узрел будущую судьбу Церкви и всего мира и величие Царства Господня. По повелению Божию он написал, что видел и слышал, и священная книга эта известна под названием «Апокалипсиса», или «Откровения».
По смерти Домициана наследник его Нерва возвратил всех изгнанных за веру, и тогда Иоанн прибыл опять в Ефес, где его приняли с живейшей радостью. Христиане вышли к нему навстречу, приветствуя его словами: «Благословен грядый во имя Господне».
До конца жизни Иоанн уже оставался в Малой Азии, продолжая начатое им спасительное дело. Он учил и проповедовал во всех областях Малой Азии, обходя города и села, и великое множество людей направил на истинный путь словами, силой чудотворения и собственным примером. К этому времени относятся его соборные послания. Многие из учеников его прославились святостью жизни.
Даже в старости Иоанн не переставал трудиться, подкрепляемый ревностью к славе Божией и любовью к ближним. Рассказывают, что в одном из городов Малой Азии ему очень полюбился молодой человек, которого он и начал учить. Но ему самому пришлось идти далее, и, уходя, он поручил нового ученика своего заботам епископа того города. Епископ не оправдал доверия св. Иоанна, он учил юношу, но мало обращал внимания на его поведение. Тот, еще не твердый в вере и законе Господнем, увлекся дурным примером и предался порокам. Наконец, сблизившись с порочными товарищами, он устроил шайку разбойников и во главе их грабил на дорогах. Иоанну случилось пройти опять тем же городом; он спросил о молодом человеке, и ему рассказали все. Он очень опечалился и, призвав епископа, стал его укорять за небрежность. «Возврати мне, - говорил он, - сокровище, которое я тебе поручил на сохранение. Возврати мне юношу, которого ты должен был научить закону Господнему». Епископ со слезами отвечал: «Погиб юноша, умер душой, предавшись развратной и беззаконной жизни». — «Так ли следовало тебе заботиться о вверенной тебе душе брата твоего? - сказал Иоанн. - Но дай мне лошадь и проводника, я постараюсь его отыскать и спасти того, кого ты погубил». Апостол, действительно, отправился и достиг того места, где жили разбойники. Они схватили его и привели к их начальнику. Молодой человек, увидя Иоанна, так устыдился, что убежал от него, но Иоанн последовал за ним. Он кричал ему вслед: «Возвратись, сын, к отцу твоему! Не отчаивайся в милосердии Господнем. Я грехи твои приму на себя, раскайся только и послушай меня, потому что Сам Бог меня послал». Юноша, побежденный словами апостола, остановился и пал к ногам его, не смея даже взглянуть ему в лицо, - так стыдился он дел своих. Иоанн же поцеловал его с нежностью и привел с собой, радуясь, как радуется добрый пастырь, который нашел заблудившуюся овцу. Он вновь стал его учить, призывал к покаянию, указывал на бесконечное милосердие Бога, всегда готового принять кающегося грешника. Молодой человек, слушая его, возвратился к добру, между тем как он, вероятно, погиб бы, если бы с такой любовью не позаботился о нем святой апостол.
Около этого времени стали появляться в Церкви Христовой разные ереси, или ложные толкования святой истины. Некоторые лжеучители доходили до того, что дерзали отвергать Божественность Господа Иисуса Христа. Христиане убедительно просили Иоанна передать им письменно учение, которое он принял от Божественного Учителя; Св. Иоанн, наложив пост на верующих, взял с собою Прохора, и, взошедши на высокую гору, провел там три дня в молитве и посте. На третий день вдруг земля поколебалась, сделалась страшная гроза с громом и молнией. Прохор в ужасе пал на землю, Иоанн поднял его и велел писать все, что будет ему говорить. Тогда, подняв глаза к небу и помолившись, он, по внушению Духа Святого, начал Евангелие свое словами: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1,1). Прохор записывал вдохновенные слова. Евангелие от Иоанна отличается преимущественно перед другими высотою учения о Боге Слове. Потому святой евангелист и назван Богословом. Полагают, что это было около 102 года по Р. X.
До глубокой старости, как мы видим, Иоанн не щадил сил своих, учил и проповедовал. Когда уже силы его так ослабели, что он не мог говорить продолжительно, он ученикам своим часто повторял только слова: «Дети, любите друг друга!» Они спросили у него: «Учитель, для чего ты так часто нам это твердишь?» Иоанн отвечал: «Это заповедь Господа, она одна заменит вам все прочие».
Св. Иоанн жил более 100 лет, и наконец, почувствовав приближение смерти, взял с собой несколько учеников своих, в том числе любимого своего ученика Прохора, и вышел из города. Он велел им выкопать могилу, потом, собрав их, дал им последние наставления, благословил их, и, легши во гроб, предал Богу душу свою.
После кончины евангелиста из его могилы исходил каждый год 8 мая тонкий прах (пыль), исцелявший от болезней тех, которые с верой подходили ко гробу его. От этого память св. Иоанна Богослова празднуется вторично 8 мая.
Св. Церковь, глубоко почитая память Иоанна Богослова, воспевает ему: «Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов».
Св. Иоанн написал кроме Евангелия и Откровения еще три Соборных послания. Посланиями называются письма, которые апостолы писали к христианам, чтобы укреплять их в вере и изъяснить им закон Божий. В этих посланиях дышит тот же дух кротости и пламенной любви к Богу и ближнему, которым отличалась и вся жизнь св. апостола. Он беспрестанно напоминает нам о милосердии Бога, прощающего нам грехи наши по благости Своей и ради пролитой за нас крови Иисуса Христа.
«Дети мои! - пишет он в первом послании, - сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
А что мы познали Его, узнаём, из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том. истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. И, 1-6).
«Любовь познали мы в том, что Он [Иисус Христос] положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?
Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. III, 16-18).
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир' Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. IV, 9-11).
«Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин. I, 11).

ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА КАЛЛИСТРАТА И ДРУЖИНЫ ЕГО
27 сентября (10 октября)

Каллистрат, родом из Карфагена, был с детства воспитан в христианской вере. Прадед его присутствовал при страданиях Спасителя, видел славное Его воскресение и, уверовав, принял крещение от апостолов, уверовало и все семейство его. С этих пор вера сохранялась в этом доме, несмотря на опасность и гонения. Каллистрат был воином в царской службе, когда вспыхнуло жестокое гонение при Диоклитиане. Он и 49 товарищей его, отказавшись исполнить языческий обряд, были замучены и казнены в Византии.

В тот же день память св. мученицы Епихарии, тоже пострадавшей при Диоклитиане; святых апостолов Марка, Аристарха и Зины из 70-ти и преподобного Савватия Соловецкого.

ПРЕПОДОБНЫЙ ХАРИТОН ИСПОВЕДНИК
28 сентября (11 октября)

При римском императоре Аврелиане жил в Иконии человек благочестивый, которого звали Харитоном. Узнав, что он христианин, начальник города призвал его к себе.
- Почему ты не поклоняешься богам, которых мы все почитаем? - спросил он.
- Потому, что они не боги, - отвечал Харитон. - Безумно поклоняться им, я же поклоняюсь Богу вечному, Творцу и Спасителю мира.
- За этот дерзкий ответ ты достоин смерти, - сказал начальник, - ибо хулишь богов наших, но я тебя прощу, если ты раскаешься, поклонишься им и, принеся им жертву, попросишь у них прощения.
Харитон отвечал: «Если ты уверен, что твои идолы действительно боги, то не следует тебе прощать того, кто их хулит, ибо каждый должен стоять за бога своего. Если же сам им не веришь, то напрасно приказываешь мне поклоняться им. Но знай, что никакие мучения не заставят меня отречься от Бога моего. Я повторяю с апостолом Павлом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (?т. VIII, 35). Никогда не отрекусь от Него и не поклонюсь бездушным идолам твоим».
Эти слова сильно рассердили, начальника; он приказал жестоко бить Харитона, которого потом едва живого отнесли в темницу. Волей Божией он скоро выздоровел, но потом подвергся новым жесточайшим мучениям и заточению.
Вскоре за тем император Аврелиан скончался, и наследник его велел прекратить гонения на христиан. Узникам возвратили свободу, изгнанные вновь увидели родину свою; скрывавшиеся в вертепах и пустынях вновь свободно стали сходиться на молитву, и все, радуясь, благодари ли Бога, Который внушил милость царю. Тогда освобожден был и Харитон. Тяжкое испытание еще усилило веру его: он отрекся от мира, чтобы посвятить жизнь свою Богу, и отправился в Иерусалим поклониться святым местам. Но по дороге он попал в руки разбойников; они связали его, но, видя, что у него взять нечего, оставили его в своей пещере, а сами пошли искать другую добычу. Харитон помолился и с покорностью предался воле Божией, и Бог послал ему неожиданное избавление. В пещеру приползла ядовитая змея, которая, напившись из сосуда, тут стоявшего, оставила в напитке смертоносный яд. Разбойники по возвращении своем выпили что оставалось в сосуде и окончили жизнь в страшных мучениях.
Тогда Харитон освободился от уз. Он в пещере нашел много богатства, собранного разбойниками в течение нескольких лет. Часть этого богатства он раздал бедным и церквам, а на остальное основал монастырь, который назвал Фаре. Самая пещера была обращена в церковь. Собралось много братий. Харитон составил для них правила иноческого жития и сам постоянно подавал им пример всех добродетелей: был милостив и странноприимен, кроток и смиренномудр, любил пост и воздержание, труд любил, как покой, и нищету хранил, как драгоценное богатство. Устроив порядок в монастыре и несколько раз повторив наставления братиям, которым он заповедал строгое воздержание, безмолвие, постоянный труд и молитву, он объявил, что желает оставить монастырь, чтобы жить в уединении. Это очень огорчило всю братию, которая старалась удержать его, но безуспешно. Харитон избрал им начальника, благословил их, а сам удалился.
Недалеко от Иерихона он нашел пещеру и поселился в ней. Обращаясь всеми мыслями к Богу, он день и ночь проводил в молитве; почти не дозволял себе отдыха, питался только кореньями и дикими плодами. Но по некотором времени уединение его было нарушено. Иные из оставленной им братии, жалея о нем, решились идти к нему. Харитон не мог отказаться принять их. Вскоре место его пребывания сделалось известным и другим, и начали селиться около него. Так он устроил другой монастырь на таких же правилах, как первый, и потом опять удалился, желая пустынно-жительствовать. Но видно Богу угодно было, чтобы его жизнь была полезна для других. То же самое повторилось опять, и Харитон устроил третью обитель. Потом он взошел на высокую гору и поселился там. Оттуда он управлял монастырями, братия приходили к нему за советом и наставлениями. Все же время, свободное от забот о братии, он проводил в уединении, в благочестивых размышлениях и пламенной молитве.
Наконец, дожив до глубокой старости, он почувствовал приближение смерти. Он призвал из трех монастырей игуменов и братию, чтобы объявить им о своей близкой кончине и дать последние наставления. Эта весть, радостно и спокойно объявленная Харитоном, была принята братией с глубокой скорбью. Но святой утешал их и на опасения их остаться без начальника отвечал указанием на слова Спасителя, Который обещал до скончания века быть с верующими в Него. Братия спросили у него, где он хочет, чтобы положили его тело. «Где хотите, - отвечал он, - отдайте прах праху, ибо Господня земля и исполнение ея». Но они отвечали ему: «Нет, святой отец, ты устроил три обители, каждой из них хотелось бы иметь твое тело; итак, реши сам, чтобы не произошло между нами распри». Святой Харитон, согласившись на их желание, сказал, что хочет быть похоронен в первом монастыре, устроенном из разбойничьей пещеры. С помощью братии он дошел до той обители и, повторив им еще наставления, благословил их и скончался мирно и безболезненно.

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО КИРИАКА ОТШЕЛЬНИКА
29 сентября (12 октября)

Кириак, сын священника, родился в Коринфе в V веке и восемнадцати лет отправился в Иерусалим, чтобы поклониться святыне. Затем, побывав в некоторых обителях иноческих, он сам принял иночество от преп. Евфимия Великого и провел всю жизнь в молитве и трудах. Он скончался в глубокой старости в 556 году.

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО КИПРИАНА УСТЮЖСКОГО
29 сентября (12 октября)

«Землевладелец Двинской трети и Устюжской волости, презрев прелести мира, - так говорит Устюжский летописец, - принял на себя иноческий образ и назван Киприаном». Когда он принял иночество, граждане Великого Устюга убедили его устроить святую обитель иноческую близ города Устюга. Осмотрев места удобные для жития иноков, избрал он место при озерках и в 1212 году стал строить обитель в честь Введения Богоматери во храм и св. Архистратига Михаила. Граждане, видя богоугодную жизнь его, приносили нужное для устроения и содержания обители, а иные стали и жить вместе с ним. Он принимал всех с радостью и любовью и учил их примером святой жизни. Впоследствии отдал он обители все свое имущество: села, деревни, пахотную и сенокосную землю, которая у него была в Устюжской волости и в других волостях, и скончался настоятелем обители в 1276 году. Поныне сохраняется в Архангельске дикий камень, который то служил ему возглавием, то он держал его в руке во время ночи, чтобы не давать себе сна и бодро молиться.

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ, И С НИМ ТРИДЦАТИ СЕМИ СВЯТЫХ ДЕВ
30 сентября (13 октября)

В III столетии по Р. X. царь персидский Хозрой вел войну с близким соседом своим, царем армянским. Родственник персидского царя, желая ему угодить и, вероятно, получить и для себя выгоды, убил его врага, но сам был вскоре убит. После него осталось два сына, которых один из его сродников спас и воспитывал в христианской вере. Старший - Григорий, определился в Риме на службу, женился, имел двух сыновей и, овдовев, продолжал благочестивую жизнь в Риме.
Между тем царю персидскому удалось завладеть Арменией. Он взял в плен сына бывшего царя и послал его в Рим. Тиридат - так звали его, поступил в римское войско и отличался в нем силой и храбростью. Григорий, как только узнал, что Тиридат в Риме, определился к нему на службу и старался усердием и преданностью загладить вину отца своего, убившего отца Тиридата, чего впрочем не знал молодой князь.
Так прошло несколько лет. Во время войны Тиридат верно служил римскому императору Диоклитиану, а Диоклитиан в благодарность за его доблестные подвиги помог ему вступить на армянский престол.
Тиридат взял с собой в Армению и верного служителя своего Григория, но будучи сам язычник, Тиридат захотел и Григория принудить поклоняться языческим богам. Григорий, твердый в вере своей, не склонился ни на убеждения, ни на угрозы его и с непоколебимым мужеством вытерпел страшные мучения, которым подверг его царь. Случайно тут Тиридат узнал, что отец Григория был убийцей его отца. Это еще более возбудило его гнев, он предал Григория новым мучениям и наконец велел его бросить в ров, наполненный всякими гадами. Но Бог дивно охранял угодника Своего. Григорий остался жив. Одна благочестивая вдова тайно доставляла ему пищу, а змеи и гады не вредили ему.
Некоторое время спустя случилось, что римский император Диоклитиан влюбился в одну девицу необыкновенной красоты по имени Рипсимия. Он захотел на ней жениться, но Рипсимия, которая была христианка и находилась в монастыре, отвергла его предложение. Диоклитиан продолжал свои искания; тогда Рипсимия, чтобы спастись от принуждения, убежала из государства римского с игуменьей и прочими сестрами. Все они пришли в Армению и поселились около Арарата в виноградниках. Тут сестры, которых было тридцать семь, жили трудами своими, нанимаясь работать для окрестных жителей.
Император долго искал Рипсимию и наконец узнал, куда она скрылась. Он дал о том знать Тиридату, с которым продолжал быть в дружбе, и просил его отыскать ее. Действительно, вскоре открыли убежище девиц. Но Тиридат, когда увидел Рипсимию, так был поражен ее красотой, что сам пожелал на ней жениться. Он предлагал ей богатые дары, посылал ей драгоценные одежды и все знаки царского достоинства, чтобы склонить ее к супружеству, но Рипсимия твердо держалась принятого ею обета - пребывать навсегда в девстве, и ее поддерживала игуменья Гаиания советами и молитвой. Тогда царь послал воинов, которым велел силой привести ее к себе. Но лишь только они коснулись Рипсимии, как вдруг сделалась страшная гроза и среди грома услышан был с небес голос, говоривший: «Не бойтесь: с вами есмь». Воины, объятые ужасом, упали на землю, и некоторые из них лишились жизни.
Но это не вразумило Тиридата. Он продолжал преследовать Рипсимию и, наконец, раздраженный ее сопротивлением, он всех девиц и игуменью Гаианию предал ужаснейшим мучениям и смерти и тела их велел оставить без погребения.
Гнев Божий не замедлил поразить Тиридата за ужасное его преступление. Несколько дней он ходил беспокойный и задумчивый, на шестой день после убиения тридцати семи девиц он для рассеяния устроил великолепную охоту и с воинами и царедворцами отправился на ловлю зверей. Вдруг его постигла казнь, поразившая однажды Навуходоносора, гордого царя Вавилонского. Он лишился рассудка, в безумии своем утратил образ человеческий и сделался похожим на зверя. Всех участников его злодеяния постигло то же наказание; как звери скитались они по горам и лесам, рвали на себе одежду и в бешенстве бросались друг на друга.
Такая страшная казнь поразила всех необъяснимым ужасом. Но Господь умилостивился и послал во сне видение сестре Тиридата. Ей явился какой-то человек, который сказал: «Пока Григорий не выведен из рва, не исцелеет Тиридат». Эти слова удивили ее, потому что все давно считали Григория умершим. Тотчас дано было повеление отыскать его. Пришедши ко рву, посланные спросили громким голосом: «Жив ли ты, Григорий?» — и к удивлению своему услышали слова: «Я жив милостью Господней!» Вывели из рва святого Григория, исхудалого, почерневшего от долгого пребывания в сырости и на воздухе, и все поклонились ему, прося его помощи. Выслушав рассказ о всем случившемся, святой велел прежде всего привести себя к телам замученных девиц. Долго он молился со слезами, потом, обратясь к народу, стал ему говорить о Боге и указывать на дивные пути, которыми Господь приводит грешников к покаянию и неверующих к познанию истины. Все слушали со страхом и благоговением. Св. Григорий велел наскоро соорудить церковь и перенес туда останки мучениц. Весь народ собрался к церкви. Тогда только Григорий пошел за бесновавшимся царем и с молитвою ввел его в церковь. Тут Тиридат пришел в память и сознание, он со слезами каялся в преступлениях своих, громко исповедуя их перед народом, сознавал справедливость казни и благодарил истинного Бога, явившего ему милость Свою. С ним вместе по молитве святого исцелились и все участники его злодеяния и со слезами и сокрушением сердечным молили Бога о прощении. Св. Григорий, объяснив всем закон Господень, окрестил уверовавших. Это было в 319 году по Р. X.
Раскаяние царя было искренно и глубоко, с тех пор изменился он совершенно: жил в добродетели и великом воздержании, старался сам подавать добрый пример подданным своим и просветить их истинной верой. Он строил церкви, призывал христиан в Армению. Св. Григорий, посвященный в епископы, усердно проповедовал слово Божие, и вскоре почти все жители страны той обратились к Богу. Тогда св. Григорий удалился в пустыню, где и оставался до самой смерти, передав епископство сыну своему Аростану, человеку благочестивому и добродетельному, который был впоследствии послан на Никейский Собор, чтобы защищать веру против арианской ереси.

A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (23.10.2018)
Просмотров: 1384 | Теги: люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru