По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
ПАМЯТЬ СВЯТОГО ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО 23 мая (5 июня)
Россия не вся вдруг просветилась светом истинной веры. В то время, когда уже жители Киева и многих окрестных городов приняли святое крещение, в других областях еще крепко держались язычества и с недоверием, даже с ненавистью, смотрели на новый закон, особенно в тех областях, которые были населены финскими племенами. При Владимире первый Ростовский епископ Феодор принужден был удалиться из Ростова — так жестоко преследовали его язычники. Такая же участь постигла и преемника его, Илариона; наконец, Господь помог третьему епископу, святому Леонтию, распространить веру христианскую в Ростовской области. Где родился преп. Леонтий, неизвестно; некоторые считают его греком, прибывшим из Царьграда; другие с большей достоверностью думают, что он из иноков печерских был посвящен в епископа Ростовского, около 1050 года. Трудное дело предстояло ему. Жители Ростова, изгнавшие двух епископов, не с радостью встретили и третьего. Сильно приверженные к язычеству, они стали всячески оскорблять святого проповедника слова Божия, и наконец изгнали и его; но Леонтий решился не отступать от благого дела. Несмотря на грозившую ему опасность, он стал жить вблизи города, около потока. На этом месте впоследствии он соорудил церковь во имя Архангела Михаила. Тут он варил кутью и раздавал ее маленьким детям, стараясь таким образом привлечь их к себе. Он рассказывал им о Господе Иисусе Христе, и дети стали охотно приходить к нему и слушать его. Потом пришло и несколько взрослых. Наставления и слова святого проповедника проникли в их души, и они приняли святое крещение. Но когда об этом узнали в городе, то самые закоснелые язычники пришли с палками и дрекольями, чтобы умертвить святого епископа. Он бесстрашно встретил их угрозы, и язычники, пораженные необычайным светом, озарившим его лицо, пали ниц перед ним. Они все внезапно ослепли, но Господь по молитве святого епископа исцелил их; они уверовали и просили крещения. С этих пор утвердилось влияние святого Леонтия на жителей Ростова; он сильно действовал на них словом, чудесами, примером святой и благочестивой жизни, и очень многих обратил к Господу Богу. Он преставился около 1073 года. Спустя много лет мощи его были обретены нетленными, и он был причислен Церковью к лику святых. Много чудесных исцелений совершалось при гробе его, и память его дорога жителям Ростова. Но еще не все жители области уверовали. Другой благочестивый епископ святой Исаия продолжал дело, начатое святым Леонтием. Он с тем же усердием проповедовал слово Божие в Ростове и Суздале, сокрушал оставшихся еще идолов и утверждал веру Христову. Память святого епископа Исаии совершается 15 мая. Другой просветитель Ростова, усердно трудившийся о распространении веры, был преподобный Авраамий Ростовский.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКИТЫ СТОЛПНИКА, ПЕРЕСЛАВЛЬСКОГО ЧУДОТВОРЦА 24 мая (6 июня)
Преподобный Никита родился в XII веке близ Переславля-Залесского (во Владимирской губернии). Он в молодости служил в гражданском суде, был корыстолюбив и очень угнетал бедных, собирая себе неправедные доходы. Но Господь по милосердию Своему призывает и величайших грешников к покаянию; блаженны те, которые слушаются этого призыва милосердного Отца Небесного и возвращаются к добру. Однажды Никита, вошедши в церковь, услышал слова из пророчества Исаии: «Измойтесь, будьте чисты, отнимите лукавство от душ ваших, научитесь творить добро: взыщите суда, избавьте обидимого, судите сирот и оправдайте вдовицу, и приидите и истяжемся, говорит Господь. И если грехи ваши багряны, как снег убелю их; и если они червлены, как волну убелю их... Если же не послушаетесь Меня, меч погубит вас: уста Господни сказали это» (Ис. 1,16—20). Эти слова глубоко поразили Никиту. Он с ужасом вспомнил все неправедные дела свои и вдруг понял, сколько он грешен перед Господом. Грустен и задумчив возвратился он домой и всю ночь провел без сна, тревожимый совестью. Но утром он рассеялся и почти забыл о слышанном, пируя и веселясь с друзьями своими. Господь, стараясь таким образом привлечь их к себе. Он рассказывал им о Господе Иисусе Христе, и дети стали охотно приходить к нему и слушать его. Потом пришло и несколько взрослых. Наставления и слова святого проповедника проникли в их души, и они приняли святое крещение. Но когда об этом узнали в городе, то самые закоснелые язычники пришли с палками и дрекольями, чтобы умертвить святого епископа. Он бесстрашно встретил их угрозы, и язычники, пораженные необычайным светом, озарившим его лицо, пали ниц перед ним. Они все внезапно ослепли, но Господь по молитве святого епископа исцелил их; они уверовали и просили крещения. С этих пор утвердилось влияние святого Леонтия на жителей Ростова; он сильно действовал на них словом, чудесами, примером святой и благочестивой жизни, и очень многих обратил к Господу Богу. Он преставился около 1073 года. Спустя много лет мощи его были обретены нетленными, и он был причислен Церковью к лику святых. Много чудесных исцелений совершалось при гробе его, и память его дорога жителям Ростова. Но еще не все жители области уверовали. Другой благочестивый епископ святой Исаия продолжал дело, начатое святым Леонтием. Он с тем же усердием проповедовал слово Божие в Ростове и Суздале, сокрушал оставшихся еще идолов и утверждал веру Христову. Память святого епископа Исаии совершается 15 мая. Другой просветитель Ростова, усердно трудившийся о распространении веры, был преподобный Авраамий Ростовский.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКИТЫ СТОЛПНИКА, ПЕРЕСЛАВЛЬСКОГО ЧУДОТВОРЦА 24 мая (6 июня)
Преподобный Никита родился в XII веке близ Переславля-Залесского (во Владимирской губернии). Он в молодости служил в гражданском суде, был корыстолюбив и очень угнетал бедных, собирая себе неправедные доходы. Но Господь по милосердию Своему призывает и величайших грешников к покаянию; блаженны те, которые слушаются этого призыва милосердного Отца Небесного и возвращаются к добру. Однажды Никита, вошедши в церковь, услышал слова из пророчества Исаии: «Измойтесь, будьте чисты, отнимите лукавство от душ ваших, научитесь творить добро: взыщите суда, избавьте обидимого, судите сирот и оправдайте вдовицу, и приидите и истяжемся, говорит Господь. И если грехи ваши багряны, как снег убелю их; и если они червлены, как волну убелю их... Если же не послушаетесь Меня, меч погубит вас: уста Господни сказали это» (Ис. I, 16—20). Эти слова глубоко поразили Никиту. Он с ужасом вспомнил все неправедные дела свои и вдруг понял, сколько он грешен перед Господом. Грустен и задумчив возвратился он домой и всю ночь провел без сна, тревожимый совестью. Но утром он рассеялся и почти забыл о слышанном, пируя и веселясь с друзьями своими. Господь, в милости Своей, послал ему видение, которое еще усилило впечатление, произведенное словами пророка. Объятый ужасом, Никита бежал из дома своего, повторяя в сокрушении сердечном: «Господи, научи меня творить волю Твою!» Он остановился только у ворот Никитского монастыря, в версте от города. Отыскав игумена, он пал пред ним на колени и просил принять его в число иноков; но игумен сказал ему, что он должен приготовиться к иноческому житию. «Ты привык следовать всегда собственной воле, — говорил игумен, — как перенесешь ты тяжкое послушание и постоянные труды?» Может быть, игумен и знал о грешной жизни Никиты и находил нужным, чтобы он очистил неправды своим искренним покаянием и долгим испытанием. Не принятый в число братии, Никита стал у ворот монастырских, и, полный раскаяния и сокрушения сердечного, громко исповедал грехи свои перед всеми входящими в монастырь, прося их молитв. На следующий день, желая испытать терпение свое и доказать игумену, что он способен нести тягость трудного послушания, Никита стал в заболоченном месте, поросшем тростником, над которым роилось бесчисленное множество насекомых. Было лето; насекомые терзали Никиту, но он не отгонял их. Устремив мысли к Богу и полный глубокой скорби, он только повторял: «Боже, очисти меня, грешного!» Наконец через три дня игумен послал отыскивать Никиту. Нашли его в болоте, изнемогающего и обагренного кровью. Когда его привели к игумену, он мог только сказать ему: «Отче, спаси душу мою!» Тогда игумен, убедившись в терпении Никиты и в его искреннем желании оставить прежнюю греховную жизнь, принял его в монастырь. Никита весь предался молитве. Глубоко скорбя о прежних прегрешениях своих и желая загладить их добровольным страданием, он налагал на себя тяжкие лишения и труды, соблюдал самый строгий пост, носил на теле власяницу и тяжелые вериги, целый день молился, а ночью, чтобы победить себя и не предаваться сну, копал глубокие колодцы. Через некоторое время он с позволения игумена устроил себе тесный столп, и, заключившись в нем, беспрестанно молился и просил Бога простить ему согрешения его. Господь принял искреннее раскаяние обратившегося к нему грешника и благословил его, даровав ему силу творить чудеса. Вскоре узнали в окрестностях о святой жизни Никиты и стали приходить к нему и просить его молитв. Многие через него получали исцеление от недугов своих, и между прочими князь Михаил Черниговский, впоследствии замученный в Орде. Прошло несколько лет. Однажды некоторые из родственников Никиты пришли к нему за благословением. Им почему-то показалось, что цепи Никиты серебряные. Это возбудило их корыстолюбие, и, воротясь ночью, они умертвили подвижника и сняли с него тяжелые вериги. Когда же, рассмотрев их, они убедились, что они железные, то пожалели о бесполезном злодеянии и бросили вериги в Волгу; но они, держась на поверхности воды, приплыли к Ярославлю. Там один благочестивый старец вынул их из реки и, узнав во сне, чьи они, доставил их в Переславль, где их положили на гробницу преподобного. Весть о кончине Никиты исполнила скорбью всех окрестных жителей. При огромном стечении народа похоронили его в церкви великомученика Никиты. Через некоторое время диакон церкви Бориса и Глеба, исцеленный от тяжкой болезни при гробнице преподобного, построил церковь во имя Никиты Столпника, на том самом месте, где, стоя у ворот монастырских, кающийся грешник исповедовал всенародно грехи свои. В тот же день память преподобного Симеона Дивногорца, который с шестилетнего возраста удалился в пустыню. Он подвизался на столпе 68 лет.
25 мая (7 июня) воспоминается третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о чем уже рассказано 24 февраля.
26 мая (8 июня) память святого апостола Карпа, одного из семидесяти. Верный ученик апостола Павла, он содействовал Павлу и был поставлен им во епископы в Берии Фракийской; проповедовал он слово Божие и на Крите, и скончался мученической смертью в Берии.
27 мая (9 июня) память святого священномученика Ферапонта, епископа Сардийского, скончавшегося мученической смертью во время гонения от язычников, и преподобного Ферапонта Можайского, Белозерского чудотворца. Этот великий подвижник принял иночество в московской Симоновой обители, откуда вместе с преп. Кириллом ушел на Белоозеро, стремясь к пустынной жизни. Там он построил храм в честь Рождества Богоматери и устроил обитель. Пожив там несколько лет, он. перешел в Можайск, где в Лужках, в одной версте от Можайска, основал монастырь Рождества Богородицы. Он преставился в глубокой старости, в 1426 году.
28 мая (10 июня) память преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского, пострадавшего за святые иконы.
ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ФЕОДОСИИ ТИРСКОЙ 29 мая (11 июня)
Об этой святой мученице рассказывает очевидец ее страданий, историк Евсевий. Она была родом из Тира, но жила в Кесарии Палестинской, когда там вспыхнуло страшное гонение Диоклитианово. Правитель палестинский, Урван, ненавидел христиан, и ежедневно толпы мучеников претерпевали жесточайшие истязания и казни. Святая девица Феодосия, которой было семнадцать лет, подошла однажды к христианам, осужденным на казнь, и, приветствовав их, молила их, да помянут ее пред Господом, когда, совершив свой страдальческий подвиг, предстанут Царю Небесному. Из ее слов узнали, что она христианка, схватили ее и представили правителю, который велел мучить ее страшным образом и наконец бросить в море. Предание рассказывает, что из моря она была спасена Ангелом, и затем, вновь претерпев мучения, приняла смерть от меча. В ночь после ее мученической кончины она явилась родителям своим посреди лика святых дев, облеченная в белую блестящую одежду, с золотым крестом в руке и золотым венцом на голове, и возвестила им о славе и блаженстве, которые ей даны на небесах.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО 30 мая (12 июня)
Лжеучение Ария, возникшее в царствование Константина, особенно распространилось при императоре Валенте. Приняв крещение от арианского епископа Евдоксия, Валент поклялся ему преследовать Православие всеми средствами и исполнил обещание, свое. Тринадцатилетнее царствование его было беспрерывным гонением против православных. Он издал указ, чтобы, не щадя ни возраста, ни пола, ни сана, всех принуждать к принятию арианского учения, а противящихся казнить. Гонение с особенной жестокостью свирепствовало в Константинополе, где все православные церкви были заперты, а иные превращены в конюшни. Слух о страданиях православных христиан дошел и до восточной пустыни и возбудил ревность и негодование благочестивого пустынножителя по имени Исаакий. Он поспешил в Константинополь и, не страшась опасности, увещевал христиан оставаться верными истине. Слова его ободряли и укрепляли несчастных, ибо Исаакий был исполнен мудрости и Духа Святого. Он глубоко скорбел об участи православных и молил Бога, чтобы Он обратил сердце царя и внушил Валенту милосердие и справедливость. Около этого времени Валент отправлялся на войну против готов, народа, жившего близ Дуная, который разорил некоторые области Греческой империи и даже угрожал Константинополю. Когда император с войском выступил из города, Исаакий стал на пути его и сказал ему: «Государь, отверзи церкви православные, и Бог благословит путь твой!» Царь не обратил внимания на слова старца и продолжал путь. На следующий день Исаакий настиг царя и вновь сказал ему: «Отверзи, государь, церкви православные, и, война будет благополучна, и ты возвратишься с миром». Эти слова поразили царя, и он готов был согласиться, но некоторые из приближенных отвлекли его от доброго намерения, и царь велел отогнать старца. Но Исаакий и на третий день приступил к царю, грозя ему наказанием Божиим, если не перестанет преследовать христиан. На этот раз Валент рассердился. Близ дороги находился тинистый ров, поросший терновником, Валент велел туда бросить старца. Но Ангел вывел оттуда Исаакия, который чрез некоторое время вновь явился к Валету и сказал: «Ты желал моей смерти, но Господь спас меня... Послушайся, государь, отверзи церкви православные, иначе ты погибнешь». Валент велел приближенным своим, Сатурнину и Виктору, схватить старца и заключить его в темницу. — Если ты возвратишься с войны, то я лжец! — воскликнул Исаакий вслед удалявшемуся Валенту. — Я говорю тебе, что ты не одолеешь врагов, но побежишь от них, и огнем погибнешь! Исаакия связанного возвратили в Константинополь, царь продолжал путь свой. Пророчество пустынника сбылось. Валент, раненный во время сражения, укрылся в мякинницу от преследовавших его врагов. Но готы зажгли ее, не подозревая даже, что в ней скрывается царь, который таким образом погиб среди пламени. Некоторое время не знали о его смерти в Константинополе, и воины, которые стерегли Исаакия, грозили ему скорым возвращением императора и наказанием за его дерзкие слова. Но старец отвечал: «Вот уже семь дней, как я слышал смрад от нетленных в огне костей его». Когда узнали о несчастной кончине Валента, все стали оказывать уважение Исаакию, почитая его за пророка. Феодосий Великий, вступивши на престол, водворил мир в Церкви. Успокоенный насчет христиан, Исаакий пожелал возвратиться в пустыню свою; но Сатурнин и Виктор, каясь в том, что принимали участие в гонении против него, упросили его остаться в Константинополе. Сатурнин выстроил ему в окрестностях города обитель, в которой скоро собралось много иноков. Исаакий наставлял братию на всякие богоугодные дела и подавал ей пример кротости и необычайного милосердия к несчастным. Он скончался в глубокой старости, назначил по себе настоятелем инока Далмата, от которого обитель и получила название свое. Тело св. Исаакия было положено в церкви первомученика Стефана. Во имя Исаакия Далматского выстроен в Петербурге великолепный собор.
СТРАДАНИЕ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ЕРМИЯ 31 мая (13 июня)
Во время жестокого гонения, в город Команы был прислан царем один из сановников его, по имени Севастиан, для суда над христианами. Ему тотчас же возвестили, что в городе живет престарелый воин Ермий, который исповедует христианскую веру. Севастиан призвал его и сказал ему: «Я имею повеление от царя, чтобы все христиане совершили жертвоприношение богам, непокорных же велено мне казнить. Принеси же жертву, Ермий, и получишь награды и почести; иначе сгублю и душу твою и тело». — Я воин Небесного и Бессмертного Царя Христа и не могу изменить Ему, — отвечал Ермий. — Ты властен над телом моим, потому что такова Божия воля; но над душой моей никто не имеет власти, кроме Бога, Который может подать мне терпение и сохранить меня вовеки. — Исполни повеление мое, — сказал Севастиан, — и насладишься радостями жизни. — Какая мне будет радость, какое наслаждение и какая жизнь, если отступлю от Создателя моего? — возразил христианин. — Тогда не радость — а печаль, не наслаждение — а горесть, не жизнь — а смерть. Долго Севастиан увещевал Ермия, обещая ему за отречение разные милости. — Я не нуждаюсь в милости от тебя, — говорил Ермий, — но ищу милости Божией, которая ущедрит меня Духом Святым и приведет к Богу. Тогда Севастиан велел страшным образом мучить старца, но сила Божия была с ним, и он оставался невредим среди истязаний: пламя не касалось его, отравленное питие не повредило ему. Видя это действие силы Господней, язычник-волхв, который составлял отраву, уверовал во Христа. «Ты победил, раб Христов, — говорил он Ермию, — ты исторг от ада погибающую душу мою. Теперь я, состарившийся в грехах и заблуждениях, обновляюсь душою, обращаюсь к Богу вечному. О, Боже Небесный, единый истинный, прими меня, грешного, обращающегося к Тебе, и помилуй меня». Севастиан пришел в страшную ярость, узнав о случившемся, он тотчас же осудил на смерть нового христианина, который таким образом сподобился крещения кровью, и мученик положил жизнь за веру. Ермия же стали снова мучить, но он переносил все радостно и спокойно, как бы не чувствуя боли. Мучитель велел лишить его очей. Ермий говорил ему: «Возьми очи мои телесные, зрящие суету мира сего; я имею очи душевные, которыми зрю Свет Истинный». Много чудес совершил Господь ради святого мученика; мучители ослепли за неверие их, и Ермий исцелил их призыванием имени Господа. Но все это не привело Севастиана к уразумению святой истины; он продолжал изобретать новые казни, и наконец мученику отсекли голову. Христиане похоронили благоговейно тело его, и чудеса совершались над гробницею святого мученика.
A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. МАЙ - ИЮНЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997