Представьте, что вы беретесь за какую-нибудь задачу, сопровождая каждое действие мыслями типа: «Ну, зачем я все это делаю? Я же обязательно что-нибудь напутаю. Это у кого-то, может, и получится, а у меня, скорее всего, ничего не выйдет». Если вы убеждены в своем бессилии, не ищете помощи Божией, то, конечно, заведомо недосягаемой цели добиваться не будете.
Здоровой альтернативой неконструктивному мышлению является:
- отказ давать однозначную оценку другим людям и всему миру (сравните с заповедью – «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1));
- отказ давать однозначную оценку себе (поскольку человек - существо сложное и развивающееся);
- признание своей подверженности ошибкам;
- усердные тренировки думать, чувствовать и поступать вопреки своим ошибочным взглядам;
- понимание своей греховности, покаяние, молитвенное призывание помощи Божией.
Когнитивные психотерапевты утверждают, что если человеку что-то портит жизнь, то причиной тому зачастую являются определенные дезадаптивные установки (вредные, ошибочные, негативные, неконструктивные, ограниченные, искаженные, пагубные, иррациональные) убеждения или мнения о себе, других людях и мире. Дезадаптивные установки весьма существенно противоречат реалиям жизни, а потому носителям таких установок приходится часто испытывать разочарование, беспокойство, гнев, депрессию. Влияние дезадаптивных установок на наше сознание можно сравнить с влиянием железнодорожного полотна на идущий по нему поезд. Поезд (наше сознание) может иметь очень хорошие возможности, но двигаться он будет только по той дороге, которую приготовили ему ошибочные убеждения.
Дезадаптивные установки имеют тенденцию очень быстро становиться привычными и в дальнейшем воздействовать на человека автоматически, приводя к непродуктивным формам поведения (конфликтам, обидам, уходу от общения, алкоголизму и проч.), усугубляя (или вызывая) психотравмирующие ситуации и несоответствующие обстоятельствам негативные эмоции (тревожность, депрессию, деморализованность, гнев). Это - шаблонность, стереотипность реагирования 'на разнообразие происходящего.
Однако человек - не беспомощная жертва своих собственных ошибочных мнений. Свои убеждения он может проанализировать, выявить типичные ошибки иррационального мышления и отказаться от неконструктивных методов поведения. Иными словами совершить правильный выбор.
Совершая правильный выбор, человек избавляется от созависимости. Правильный выбор задается правильными целями. Если цель предполагает радость от
совершения выбора, наполняет человека силой, смыслом, сопровождается развитием способностей, приводит к сотрудничеству с другими людьми, не вступает в противоречие с заповедями Божиими, а ведет к духовному оздоровлению, то цель можно назвать правильной, истинной. Предпочитая истинную цель, человек совершает свободный выбор.
Ниже мы приведем несколько примеров дезадаптивных и рациональных установок.
Дезадаптивная установка: Я должен всегда быть правым, всегда находить идеальные решения своих проблем, всегда добиваться одобрения окружающих, всегда внушать любовь, быть всегда успешным или даже самым успешным, самым компетентным и т. п. Рациональная установка: Хорошо быть лучшим или даже самим совершенством, но на самом деле это нереально ни для кого. Абсолютным совершенством по представлениям человечества может быть только Бог. Так кем же вы хотите быть? Если те правила, которых вы решили придерживаться, приносят вам, в основном, огорчения, то не лучше ли решить придерживаться других правил?
Дезадаптивная установка: Ты должен хорошо ко мне относиться, любить меня, поддерживать меня, поступать со мной справедливо и т. п.
Рациональная установка: Хорошо, если люди ведут себя так, как это мне нравится. Но никто не обязан соответствовать моим представлениям. Мне бы не понравилось, если бы кто-то решил, что я не соответствую его понятиям о «правильном» и «неправильном» и потребовал бы от меня изменений. Ведь у меня свои представления о том, каким я должен быть и как я должен жить. Тем более, недопустимо, чтобы меня заставляли это делать. Поэтому глупо, что я буду ожидать или требовать изменений от других, а тем более принуждать их. Я могу лишь попросить кого-то другого измениться. А попытки управлять поведением окружающих, как правило, оборачиваются против нас самих. Да и само это стремление вызывает сильное напряжение, тревожность, раздражение, гнев, - в общем, самым худшим образом сказывается на нашем состоянии.
Дезадаптивная установка: Мир должен быть справедливым ко мне, давать мне быстро и легко то, что я хочу, обеспечить мне комфорт и т. п.
Рациональная установка: Предпочтительно, чтобы в мире было больше справедливости, а жить было комфортнее, но мир такой, какой он есть. Мы не можем изменить мир. Поэтому, если нам не нравится, каков он, то мы можем пересмотреть свои взгляды на него и свой способ реагирования на ситуации так, чтобы нам жилось лучше, чем теперь.
Дезадаптивная установка: Мир должен быть проще. Ужасно и кошмарно, когда все идет не так, как я хочу. Я никогда не буду счастливым.
Рациональная установка: Я бы, наверно, предпочел, чтобы все шло так, как я хочу. Иногда так и получается, иногда - нет. Я могу молиться, работать над тем, чтобы достичь блага, не требуя того, чтобы все желаемое непременно случилось, тем более полностью и немедленно.
Дезадаптивная установка: Я мало что могу поделать со своим беспокойством, гневом, депрессией, разными негативными эмоциями, поскольку они вызваны тем, что происходит со мной.
Рациональная установка: Убеждение в том, что другие люди, события и ситуации - основная причина наших чувств, свойственно искаженному, иррациональному, дезадаптивному мышлению. То, во что я верю и что говорю о себе, о других людях, о событиях и ситуациях во многом является причиной моих чувств.
Хороший способ определить, насколько присуща вам привычка дезадаптивного мышления, состоит в том, чтобы регулярно фиксировать возникающие у вас вредные мысли в дневнике. Записывайте в дневник любую мысль, которая может нести в себе «негатив» или является причиной ухудшения вашего настроения. При этом необходимо помнить о духовной подоплеке проблемы. Согласно святоотеческому учению, нечистые, греховные мысли иногда внушаются человеку демоническими силами. Допуская греховные мысли, человек открывает свою душу для воздействия мира падших духов. И если человек постоянно находится в атмосфере подобных мыслей и чувствований, то падший дух просто управляет всей его жизнью.
Следующий список вопросов поможет вам определить, присутствуют ли дезадаптивные установки среди тех, что были вами отмечены и собраны.
Вопросы для определения дезадаптивных установок
- Основано ли данное убеждение на реальности и фактах? Не противоречит ли оно фактам реальной жизни, заповедям Божиим?
- Есть ли в этом убеждении логика? Не противоречит ли оно самому себе или другим моим представлениям?
- Учитывает ли данное убеждение все разнообразие жизненных явлений?
- Можно ли доказать справедливость или ложность данного убеждения? Если его нельзя ни доказать, ни опровергнуть, почему я так привержен этому убеждению? Становлюсь ли я счастливее или успешней благодаря ему? Становится ли моя жизнь лучше или легче благодаря этому убеждению?
- Означает ли это убеждение, что если я всегда буду придерживаться его, то во всех случаях буду получать хорошие результаты? Есть ли какой-нибудь смысл в моей приверженности этому убеждению? Делает ли эта приверженность меня более счастливым или успешным?
- Что произойдет, если я откажусь от данного убеждения? Станет ли от этого моя жизнь хуже?
- Какое убеждение относительно данного вопроса могло бы принести больше пользы для меня и окружающих, чем прежнее? Что произойдет, если я отныне стану придерживаться именно его?
- Какой в результате вывод для себя я могу сделать?
После того, как вы определили свои дезадаптивные установки, запишите в дневник несколько полезных позитивных альтернатив для каждого отрицательного утверждения. Сосредоточьтесь на том, что вы можете предпринять, решая ту или иную жизненную задачу. Составьте реальный план на ближайшую перспективу.
Создавая набор положительных альтернатив, не стоит использовать чрезмерно упрощенные или обобщенные варианты идей типа «это не так плохо», «это неправда» или «во всем есть светлые стороны». Подобные фразы становятся банальностью после того, как вы используете их в нескольких ситуациях подряд, и теряют свой положительный эффект. Нет нужды прятаться за общие утверждения, в которые вы сами не очень верите, - вы действительно можете найти в себе полезные качества и положительные стороны в каждой ситуации.
Всякий раз, когда вы ловите себя на каких-то привычных дезадаптивных размышлениях, скажите себе: «СТОП!» Со временем вы начнете лучше осознавать их появление и научитесь преграждать им путь в ваше сознание, заменять их на новые, конструктивные. Чтобы вам было легче это сделать, первое время дневник постоянно носите с собой. Если дурная мысль настойчиво лезет в вашу голову, прочтите несколько глав Евангелия, сотворите несколько молитв, и она исчезнет. Никогда не идентифицируйте себя с деструктивными мыслями. Отрекайтесь от них, помните, они не ваши!
Несколько советов для вас:
- Примите мир таким, каков он есть, не требуя, чтобы он стал таким, каким должен быть, не считая катастрофой то, что мир не меняется. Стремитесь принять реальность, не проявляя пассивности, безответственности, не идя на поводу ложных представлений.
- В основном вы сами создаете разрушающие вас проблемы, а также обладаете конструктивной способностью минимизировать их, прибегая к помощи Божией. Используйте эту возможность.
- Будьте мужественными, меняя то, что вы можете изменить, спокойными, принимая то, что изменить не в силах, и мудрыми, чтобы ощутить различие между тем и другим.
Добиться положительных изменений можно практикой и еще раз практикой. И чем чаще вы будете пытаться применять позитивный подход к анализу своей жизни, тем больше ваших мыслей и чувств будут меняться к лучшему - это вы поймете по тому, как легче и радостнее вам станет жить. Вы не сможете обвинять кого-то в вашей злосчастной судьбе. Если вы несчастны - это ВАШ выбор.
Отказываясь от своих ошибочных взглядов, вы тем самым готовитесь совершить положительные перемены в семье, применив на практике принципы реальной жизни, которые, как указывает Г. Чепмен состоят в следующем.
Реальность первая. Я сам в ответе за свои взгляды. Этот принцип утверждает, что вы сами в ответе за свой образ мыслей. Вы сами выбираете, что думать или не думать о том или ином человеке, ситуации, отношениях. Вы можете поверить, что оздоровление ситуации в семье - дело безнадежное, а можете решить, что есть способы повернуть семейные взаимоотношения на путь позитивных перемен.
Реальность вторая. Действия определяются взглядами. Наши взгляды играют очень важную роль, потому что определяют действия (поступки, слова). Если в вас живут дезадаптивные взгляды, это отразится в негативных словах и негативном поведении. Если вы предпочитаете мыслить конструктивно и следовать заповедям Божиим, это будет видно по вашим словам и поведению. Вы не можете контролировать свое окружение, но под вашим контролем находятся мысли об этом окружении и взгляды, которые формируют ваше поведение.
Реальность третья. Я не могу изменить других людей, но могу влиять на них. Члены семьи часто упускают из вида, что могут влиять - и влияют - друг на друга. Например, мы не можем заставить своего супруга изменить то, что считаем нежелательным, но своими словами и поведением можем создавать предпосылки к благотворным изменениям.
Реальность четвертая. Мои действия не контролируются эмоциями. Эмоции - это спонтанные чувства, которые мы переживаем, сталкиваясь с жизненными ситуациями. Однако человек состоит не только из эмоций. Эмоции стимулируют в нас активность, заставляют действовать, но должны управляться разумом. В противном случае негативные эмоции будут приводить к негативным поступкам.
Реальность пятая. Если я признаюсь в своем несовершенстве, это не означает, что я неудачник. У каждого из нас есть свои недостатки. Вы можете прийти к выводу, что главной проблемой в вашей семье является алкоголе зависимый домочадец. Даже если в этом есть большая доля правды, это еще не значит, что ваше собственное поведение выше всяких похвал. Зачастую первым шагом к позитивным переменам служит признание, что в прошлом вы были далеко не идеалом. Если вы признаетесь в своем несовершенстве, покаетесь пред Богом, это не значит, что вам придется взять на себя всю ответственность за неудачи в семейных взаимоотношениях. Это значит, что вы готовы отвечать за собственные неправильные действия. И принятие такой ответственности не означает, что вы неудачник, - это, скорее, говорит о вашей зрелости.
Реальность шестая. Любовь является самым мощным оружием добра в этом мире. Когда один из супругов отвечает на потребность другого в любви, уважении и разумной заботе, он, тем самым, открывает путь для позитивных перемен в поведении последнего. Поскольку любовь является самой сильной эмоциональной потребностью, человек, который удовлетворяет эту потребность, оказывает сильное воздействие на нашу жизнь. Возможно, в прошлом вы не проявляли своими словами и поведением любви по отношению к пьющему члену семьи (понятно, что его поведение вовсе не способствовало росту в вас теплых чувств по отношению к нему). В таком случае вам нужно вспомнить четвертую реальность и понять, что ваши действия не должны контролироваться эмоциями. Вы можете научиться зрелой любви и конструктивному общению.