Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
20:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
12 ступеней [77]
Тела человека [41]
Добродетели [40]
Чувства [53]
Женственность [58]
Привязанность [11]
Освобождение [16]
Трансфизика [72]
Энергетические каналы [0]
Единство [28]
Мужественность [15]
Сознание [4]
Карма [11]
Целительство [73]
Медитации [9]
Притчи [52]
Сновидения [10]
Проповеди [25]
подвижничество [41]
Зороостризм [15]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Самопознание » Проповеди

Поучение в день Святого Духа

Поучение в день Святого Духа

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1884 года).

«Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде Сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!»
Во все дни года, братие, начиная от Святой Пятидесятницы до Пасхи, этою молитвою ко Святому Духу, как Споспешнику истинного моления и всякого доброго дела, обычно начинается церковное Богослужение. А ныне и самому содержанию поучения прилично состоять из объяснения сей молитвы: ибо ныне — день церковного торжества в честь Святого Духа.
Вникнем же, слушатели, в смысл и значение этой молитвы и постараемся извлечь из нее, приличные празднику, нравственные наставления.
Царю небесный!.. — Дух Святой называется Царем в том смысле, что Ему наравне с Богом Отцем и Сыном, принадлежит власть управления миром небесным, земным и преисподним, и что, следовательно, Он есть «истинный Бог», третье лицо Пресвятой Троицы, совершенно равное Богу Отцу и Сыну (Деян. V, 3 — 4). Небесным Дух Святой называется во 1-х потому, что, присутствуя везде, как и Бог Отец с Сыном, особенно пребывает на небе и «там наипаче сияет богатством благодати и щедрот Своих» (2 ч. нрав. испов.): ибо там «святые Ангелы и блаженные человеки все без изъятия, всегда и во всем, исполняют волю Божию» (пр. Катих. Фил.); во-2-х потому, что Царство небесное и наше вечное блаженство состоит в Его власти и силе: ибо Он, «возрождая нас водою и Духом» (Иоан. III, 5) в купели крещения, даруя нам «вся божественныя силы, яже к животу и благочестию» (2 Петр. 1, 3), в прочих таинствах церковных, и всегда «действуя в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Филип. II, 13), сим самым способствует нам «внити в царствие небесное» (Иоан. III, 5).
Царю небесный, Утешителю!.. — «Утешителем» Дух Святой назван от самого Господа Иисуса Христа (Иоан. XIV, 16 — 17; XVI, 7); ибо кто первый обрадовал Апостолов в горестной разлуке их с божественным Учителем, по вознесении Его на небо? Дух Святой, сошедший на них в виде огненных языков. Кто далее утешал учеников Христовых и учителей христианства на многотрудном поприще служения их святой проповеди, среди напастей и бед? Дух Святой. Кто исполнял сердца мучеников Христовых сладким живительным спокойствием и небесною радостью, когда тела их были терзаемы железными орудиями и обуглеваемы огнем? Дух Святой. Что сказать еще о подвижниках, среди мира «и в пустынях скитающихся, и в горах, и в вертепах и в пропастех земных» превитающих, «ихже не бе достоин весь мир» (Евр. XI, 38)? «Они, говорит Макарий великий, находясь иногда как бы на царской вечери, радуются радостью неизреченною; в другое время они подобны невесте, веселящейся о своем женихе; иногда они, находясь в теле, бывают яко Ангелы безтелесни; иногда толиким радованием и любовию воспламеняются, что, если бы возможно было, они желали бы принять всякого в свое сердце, не разсуждая, благ ли он, или зол». И можно ли начислить все виды утешений Духа Святого, подаваемых праведникам?! … А грешников, особенно когда они приходят в себя, ужасаются и сокрушаются о грехах своих, а всех скорбящих христиан, во дни их зол и печалей, кто утешает, как не Тот же Дух Святой?! ... Дух Святой, оживляя верующих надеждою на милосердие и заслуги Господа Иисуса, исполняет иногда сердца их таким сладким умилением и упованием, которых нельзя сравнить ни с какими удовольствиями мира сего. Вообще, нет скорби на земле, в которой бы истинно верующий был оставлен только самому себе и забыт своим небесным Утешителем Духом.
... Душе истины! — «Духом истины» Дух Святой провозвещен Апостолам опять от Господа Иисуса Христа (Иоан. XVI, 13). И сошедший на них Дух Святой точно есть «Дух истины» ( — 13). Он «наставил их на всяку истину» (2 Петр. 1, 21). Он «и во Пророцех древле глаголал истину» (Евр. 1, 1). Он просвещал и доныне просвещает учителей христианства светом истины (Иоан. XIV, 6). Он более 18-ти веков сохранял и доныне сохраняет учение истины в православной церкви неврежденным от всякого лжеучения и заблуждений. Он озаряет светом истины и боговедения и каждого, стремящегося ко спасению, христианина, давая ему ощутить и понять, «как сладок и благ Господь» (Пса.л XXXIII, 9), и как суетны и ничтожны те удовольствия, за которыми так горячо гоняются жалкие сыны века сего. Воистину, Дух Святой есть источник света и истины.
...Иже везде Сый и вся исполняяй!.. — В этих словах открывается новое божественное свойство Духа Святого — вездесущее. Оно означает то, что Дух Святой не ограничивается никаким пространством и есть везде, так что не токмо «небо и земля, но и небо небесе не довлеют Ему» (Иер. XXIII, 24; 3 Цар. VIII, 27). Величественно изображается это свойство Духа Святого у св. Псалмопевца: «камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? — благоговейно восклицает он. «Аще взыду на небо, Ты тамо ecu Аще спиду во ад, тамо ecu. Аще возму крыле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (Пс. СХХХIII, 7 — 10).
... Сокровище благих! — Дух Святой именуется Сокровищем благих. Что же это за Сокровище благих? Это есть самое драгоценнейшее из всех сокровищ и благ, или, вернее сказать, это само есть сокровищница и источник благ и даров, необходимых как для всей церкви вообще, так и в частности для каждого христианина, каковы: «премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх Божий» (Ис. XI, 2 — 3), «люби, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. Y, 22), «упование и печаль по Бозе» (Римл. XY, 13; 2 Кор. Y1I, 10), «умиленная молитва и благия мысли» (— VIII, 26; 2 Кор. Ill, 5), «дарование исцелений, действия сил, роды и сказания языков» (1 Кор. VIII, 8-10), словом: все, что нужно для нашего жития, просвещения, освящения, укрепления, спасения, совершенства и блаженства в веке сем и будущем (2 Петр. I, 3).
...И жизни Подателю! — Эти слова нужно понимать так, что Дух Святой, вместе с Богом Отцем и Сыном, а) дает жизнь тварям, особенно духовную человекам (Пр. Кат. Фил.), и б) поддерживает и сохраняет эту жизнь: «не в руце ли Его душа всех живущих и дух всякого человека» (Иов. XII, 10)? - восклицает праведный Иов. «Поспети Духа Твоего, и созиждутся (твари), и обновиши лице земли; отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся» (Пс. СIII, 28 — 29), — поет св. пророк Давид. Дух Святой «дает нам жизнь, дыхание и вся... О Нем мы живем, движемся и существуем» (Деян. XVII, 25 — 28), — говорит Апостол. «Святым Духом всяка душа живится... Святым Духом точатся благодатные струи, напаяюще всяку тварь ко оживлению... Святому Духу всякая всеспасительная вина: аще коему Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных — восперяет, возращает, устрояет горе» (Антиф. 4 и 6 гл. воск. утр.).
Итак, вот какое учение, слушатели, заключается в молитве к Духу Святому: Царю небесный! Извлечем теперь из сего учения нравственные наставления.
1) Дух Святой есть Царь небесный, имеющий равную с Богом Отцем и Сыном власть над всем видимым и невидимым, земным и небесным: следовательно, и чтить Духа Святого должно одинаковым с Богом Отцем и Сыном поклонением, прославлением и повиновением. Отдадим же, братие, во власть Царя небесного души свои, как верноподданные отдаются власти земных царей. Пусть «пишет на скрижалех сердец наших» (Еф. Y1II, 10) благодатные законы для деятельности нашей. Пусть управляет нашими мыслями, желаниями и чувствованиями, отрешая их от земного и тленного и восперяя к небесному и вечному, «да не царствует убо грех в мертвеннем нашем теле, во еже послушати его в похотех его» (Римл. VI, 12), «и да не обладает нами князь мира сего, иже ныне действует в сынех противления» (Иоан. XIY, 30).
2) Дух Святой есть Дух Утешитель: к кому же, после этого, братие, прибегать нам за утешением, как не к Духу Святому?! Кому возвещать печали и горести душ своих, как не Ему — всеблагому Утешителю?! Кто не испытал, как иногда «суетн» бывает безжизненно, вяло и бессильно «утешение человеческое» (Псал. CY1I, 13)?! Нет, никто так не утешит нас в скорбях и несчастиях наших, как Он — всемилостивый Дух Святой: «пред лицем Его обилие радости, и утехи в деснице Его» (Псал. XI, 15), — поет св. Царепророк; царство Его — «царство правды и мира, радостей и надежд» (Римл. XIV, 17;— XY, 13), — учит св. Апостол.
3) Дух Святой есть «Дух истины» и света, просвещаяй и освящаяй всяческая — Ангелов и человеков: зачем же нам, после этого, много полагаться на свой, помраченный ложью, плотской ум, который «едва разумевает яже на земли, и яже в руках с трудом обретает», а тем более не может постигнуть сам собою «яже на небесех» (Прем. IX, 10)?! Зачем доверяться много «суетной философии, яже по стихиям мира, а не по Христе» (1 Тим. VI, 20 — 21; 2 Кор. X, 5; Кол. II, 8)?! Зачем не искать своего образования и разрешения своих вопросов и недоумений больше всего в учении Духа истины?! Отцы и матери, наставники и наставницы! На вас лежит особенный долг — просвещать детей истинами богодохновенного учения: положите же оное во главу и основу образования ваших питомцев; да будет закон Божий, написанный по внушению Св. Духа, алфою и омегою их научных занятий. «Блюдите, да не презрите единаго от малых сих» (Матф. XVIII, 10), но дорогих для Господа, существ. «Блюдите», да не заразятся юные умы и сердца их раззорительным учением современного атеизма, анархизма и социализма. Строго «блюдите»: иначе дети и питомцы ваши не возрастут на славу Богу, на утешение вам — родителям и учителям и на пользу Отечеству своему, и вы, за таковое нерадение свое, строго истязани будете в день, «егда Судия» живых и мертвых «приидет» (Матф. XXV, 31) «воздати комуждо по делом его» (Псал. LXI, 13) и «взыскании» погибель дорогих детей «от рук ваших» (Иезек. XXXIV, 4, 9 — 10; — XXXII, 8).
4) Дух Святой есть Дух вездесущий: какое утешение, какое ободрение и вразумление для христианина! Христианин, странник земной! Не забывай, никогда во всю жизнь свою не забывай, что ты всегда находишься пред лицем вездесущего Духа Бога, где бы ни находился, и, сообразно с чувством этого вездеприсутствия, располагай все свое поведение, подобно праведному Еноху (Быт. V. Сир. 49 Евр. XI, 5), который живым взят на небо. Если на пути скорбного странствования своего встретишь беды и напасти: «да не смущается сердце твое» (Иоан. XIV, 1)! Рцы с верою и дерзновением Царепророка Духу Святому, Господу животворящему: «аще пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecu» (Псал. XXII, 4); предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Псал. XT, 18). Если враги спасения твоего — мир, плоть и диавол станут привлекать тебя ко греху: противопоставь ему мысль о вездесущии Святого Духа Бога и, подобно целомудренному Иосифу, скажи своим искусителям: «како сотворю совет ваш злый и согрешу пред Богом» (Быт. XXXIX, 9). Который в самую минуту грехопадения моего может поразить меня праведным гневом Своим и предать грозным Ангелам душу мою для отведения ее во ад, на муку вечную?!.. Если, при всем усердии твоем ко храму Божию, не будет тебе иногда возможности — помолиться в нем, — молись на всяком месте, только «молись духом и истиною», наружно и внутренно: поелику «на всяком месте — владычество Святаго Духа Бога» (Иоан IV. 21, 24).
5) Дух Святой есть Сокровище благих и жизни Податель, оживляющий и обогащающий не только души наши, но и все в видимой природе, одушевленное и неодушевленное: Какая отрада грешникам, обеднявшим духовно! Какая радость земледельцу, «в поте лица своего» добывающему хлеб! Грешники — братие! Мы «в живе умираем для Бога и добра» (Еф. II, 5); мы «окаянны» без благодати Святого Духа, мы «бедны, нищи, слепы и наги» всякого дела блага (Апок. III, 17. Мол. на сон. гряд.): прибегнем же с сердцем сокрушенным и смиренным к богатому всеми благами Святому Духу; «купим» у Него слезами покаяния своего «злато» веры, надежды и любви, «да обогатимся, — одеяние» чистоты и невинности, «да облечемся, да не явится срамота наготы» нашея душевныя в день страшного суда; «помажем коллурием» богодохновенного слова умственные «очи свои», дабы во свете его, как в зеркале, «ясно узреть» (Апок. III, 18), как страшно изменился образ наших душ, как он не схож стал с своим Первообразом, — что с нами и где мы — на пути ли к небу, или уж вблизи ада. И, прозревши, таким образом, «душевными очима» (троп. в нед. слеп.), возошим из глубины души к Источнику благих, Жизнодавцу Духу Святому: «что ми есть на небеси, и от Тебе что восхотех па земли? Боже — сокровище сердца моего и часть моя, Боже, Ты во век» (Псал. LXX1I, 25 — 26)! — Труженики — земледельцы! Теперь к вам обращаю слово. Помните ли вы, что поля ваши приосеняются благодатию Святого Духа, и что благость Его единственно дает урожай и пищу вам, скотам и птицам вашим, ниспосылая воздух благорастворенный и дожди умеренные на землю вашу? Помня это, молитесь Сокровищу благих и жизни Подателю — Духу Свитому прилежнее, особенно когда собираетесь засевать зернами нивы свои, и благодарите Его усерднее, когда собираете хлеб в житницы. Благодарите, а не злоупотребляйте дарами Божиими, иждивая их на пьянство и другие богопротивные удовольствия. Иначе Дух Святой не «даст вам благости Своей, и земля вата не даст вам плода своего» (Псал. LXXXIY, 13). И тогда — о, горе вам! — скоты ваши будут измирать без корму; малые дети ваши и вы сами будете изнывать от голода; юноши ваши разойдутся по чужим краям для пропитания и заработков своих, и «девы ваши не осетованы» (Псал. LXXYII, 63 — 64) останутся. О, не доводите же себя до этих зол и не привлекайте грехами своими кары Божией на главы ваши.
Возлюбленные о Господе слушатели мои! Не одним земледельцам, но и всем нам необходима благодать и милость Святого Духа. Припадем же к Нему все с теплою молитвою особенно ныне — во всепразднественный день Его:
Царю небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди к нам: ибо сами не можем придти к Твоему благоутробию, по духовному безсилию нашему, и потому вопием к Тебе, подобно дитяти, неимеющему сих придти к матери: прииди и приими нас во объятия Твоей благости, как любвеобильная мать принимает грудное дитя свое (Макар. о благод.)! Прииди и вселися в ны, — «сотвори в нас обитель и храм» (1 Кор. YI, 19). Себе самому, Богу Отцу и Сыну, Троице единосущней и нераздельней. Но — увы! — поелику храм наш телесный и душевный весь осквернен студными грехами и помыслами (Притч. Сол. XY, 26), нечистыми желаниями и чувствованиями, — и мы достойно и праведно боимся прещения и гнева Твоего «еже не пребывати Тебе в нас, зане есмы плоть» (Быт. VI, 3): то, яко щедр, очисти нас Твоею благоутробною милостию «от всякия скверны плоти и духа» (2 Кор. VII, 2); ибо Ты — единственный наш Очиститель и Освятитель. Очисти: ибо мы сами не можем очиститься и перестать грешить, если благодать Твоя не приидет на помощь к нам. Без нее мы на веки погибнем, как погибает рыба без воды (Мак. о благ.): не оставь же нас грешных, о всеблагий Утешителю! Спаси, Блаже, души наша! Аминь.
Архимандрит Антоний.

Календарь православных праздников и дней памяти

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Проповеди | Добавил: Николай (27.10.2017)
Просмотров: 1132 | Теги: Проповеди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru