Именем Благовещения Пресвятой Богородицы христианская церковь называет один из великих богородичных праздников, падающий на 25 марта и посвященный воспоминанию архангельского благовестья Пресвятой Деве Марии тайны воплощения от Нея Бога Слова.
Праздники в честь Пресвятой Богородицы в христианской церкви явились позднее праздников господских. Явление это находит для себя объяснение в том, что лицо Богоматери не выступает в сознании церкви в таком величии, как лицо Христа Спасителя. Затем святое евангелие, имея главным предметом своим изображение жизни и деятельности Христа Спасителя, заключает в себе не много повествований о жизни Богоматери. Даже главнейшие события из Ее жизни, которые легли в основу праздников в честь Богородицы, известны не из евангелия, а из церковного предания. По мере того как эти предания распространялись в церкви, по мере того как события из жизни Богоматери получали общецерковную известность, постепенно возникали и входили в общецерковное употребление и праздники в честь Богородицы.
Праздник Благовещения возник и получил общее церковное распространение несколько раньше других богородичных праздников, быть может потому, что событие Благовещения, как тесно связанное с историей Богочеловеческой жизни Христа Спасителя, описано в евангелии с такою же полнотой и подробностями, как и все важнейшие события из жизни Спасителя, что вполне соответствует важности его, как «главизны нашего спасения» (Лук. 1,26 — 38).
Число 25 марта несомненно стоит в связи с 25 декабря, и западные исследователи Болландисты склонны считать праздник Благовещения таким же древним, как и праздник Рождества Христова, и относить установление его даже ко временам апостолов. Мнение Болландистов не находит для себя твердых исторических оснований, и обыкновенно установление праздника Благовещения Пресвятой Богородицы относят к IV столетию, так как с этого времени начинаются исторические известья о нем.
Первое такое известие дает беседа св. Афанасия Великого, которую он произнес в день праздника Благовещения. В этой беседе св. отец называет этот праздник «первым и всечестным днем Благовещения Божия о снисхождении Сына Божия на землю». Но подлинность указанного слова, к сожалению, подвергается большим сомнениям, так как в нем упоминаются термины, свидетельствующие о борьбе, какую церковь вела впоследствии с ересями монофизитов и монофелитов. Кроме того собор Лаодикийский (между 343 и 381 г.), определяя в 49 правиле «в Четыредесятницу не приносить святой хлеб, разве токмо в субботу и в воскресный день», ни слова не говорит о Благовещении. 51 правило того же собора, говоря о праздниках, случающихся в Четыредесятницу, не упоминает также о празднике Благовещения.
Очевидно, что в IV столетии, если праздник Благовещения и существовал, на что, впрочем, нет прямых указаний, то не был еще праздником повсеместным.
Не был этот праздник общераспространенным и в первой половине V столетия. О нем не упоминает, напр., календарь Карфагенской церкви, причисляющий блаж. Августина к лику святых (+ 430 г.), хотя на востоке он уже, по-видимому, в то время праздновался, так как, возможно, что в день этого праздника сказана была в Константинополе беседа патриарха Прокла, противника Нестория (+ 446 г.).
Повсеместное распространение праздник Благовещения получил в VI — VII столетии, когда о нем на востоке и западе встречаются совершенно определенные известья. На западе о нем упоминает второй Толедский собор 656 года, который временем празднования Благовещения Пресвятой Богородицы назначает 18 декабря. На востоке определенно называет праздник Благовещения Трулльский собор 692 года, который в 52 правиле повторяет правило 51 Лаодикийского собора с упоминанием уже праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Это правило Трулльского собора, читаемое в такой форме, действительно может служить некоторым доказательством не общераспространенности праздника Благовещения в IV столетии.
Крайним термином, с которым совпадает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, является четверг третьей недели Великого поста и среда Светлой седмицы. А продолжительность празднования зависит от времени, в которое случится данный праздник. Если он случится раньше Лазаревой субботы, то продолжается три дня, если в эту субботу — два дня, если в Страстную или Светлую седмицу, — один день. Но по своему величию он не отменяется даже в Пасху и пост ради его ослабляется. 52-м правилом Трулльского собора постановлено совершать в праздник Благовещения литургию Иоанна Златоуста, а не преждеосвященных даров. Устав наш церковный в праздник Благовещения разрешает рыбную пищу, исключая тех случаев, когда праздник Благовещения приходится в Страстную седмицу. Древнерусские церковные правила разрешают в Благовещение есть чеснок и не класть земных поклонов. В «Заповеди к исповедающимся сыном и дщерем» читаем: «Чеснок достоит ясти в благовещенье и в сорок мученик, не кланятись один день».
Христианское искусство с любовью останавливалось на изображении Благовещения Пресвятой Богородицы. В более древних западных композициях Пресвятая Дева Мария изображается большею частью стоящей (позже сидящей) в своем доме; архангел Гавриил приближается к ней с благовестием или стоит перед ней на коленях. В более древних изображениях в руках архангела находится посох, в позднейших лилия и свиток с надписью: Ave Maria, gratia plena. Наверху изображается Дух Святой, или Десница, а с конца средних веков — Бог Отец. В византийском искусстве Богородица изображается у колодца с кружкой или веретеном в руке. Начиная с XV века, на изображениях Богородицы встречаются символические мотивы, указывающие на воплощение. По русскому иконописному подлиннику на иконах Благовещения Богородица изображается трояко: у колодца, с веретеном и в храмине.
Н.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Часть неофициальная. № 13 (30 марта 1913-го года)./
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.