Ныне, братие, святая православная церковь вспоминает событие, бывшее более тысячи лет тому назад,- именно в 842 году по Рождестве Христовом. В этот день неизреченною милостию Господа Бога святейшее и чистейшее учение апостолов победоносно восторжествовало над всеми искажениями его и заблуждениями, начиная от заблуждения Ария и кончая нечестием иконоборцев. «Губителства тлетворного избегше злославных, поет ныне св. церковь, православия сиянием сердцами просветимся вернии Бога славяще. Ариева нечистаяупразднися прелесть» (стих, на стих.) «День радостный и веселия исполненный явися днесь, светлость бо догмат истиннейших блистает и сияет, церковь Христова украшена возставленьмч икон святых ныне и изображений сиянми, и единомыслие бывает верных богопочтенное» (стих хвал.).
Рано в церкви Христовой появились еретики, своими измышлениями искажавшие истинный смысл евангельского учения. Их богопротивные заблуждения пускали глубокие корни и быстро распространялись, находя себе последователей среди стада Христова, пока пастыри и учители церкви, своим единогласным решением, не осуждали этих лжеучений и не уничтожали их. Так, после еретиков века апостольского, сомневавшихся о воплощении Бога слова, явился Арий, совершенно отвергавший Божество Господа Спасителя. Против этих еретиков и их последователей составлен был Никео-Цареградский символ веры на первых двух вселенских соборах, сохраняемый св. церковью православною до сих пор в неизменном виде. Далее, волновали церковь Христову своими лжеучениями Несторий и Евтихий, нечестиво мудрствующие о двух естествах в лице Господа Иисуса Христа, но и они были преданы осуждению отцами церкви на следующих вселенских соборах. Последнею в ряду ересей этого периода была ересь иконоборческая. Она получила свое начало в VIII веке по Р. Хр. До этого времени учение о почитании св. икон, основанное на священном писании и утвержденное благочестивым обычаем первенствующих христиан, было неприкосновенно. Но в этот век на святые иконы и на почитателей их открыто было жестокое гонение. Во главе новой ереси стояли нечестивые греческие императоры. Они хотели совершенно уничтожить иконопочитание, видя в нем языческое идолопоклонство.
В Константинополе, столице православной Греции, по повелению нечестивого императора Льва Исаврянина, собраны были св. иконы из всех храмов и публично сожжены на площади; запрещено было почитать св. Божиих и даже Пресвятую Богородицу. Глубокая скорбь обуяла гонимых ревнителей православия при виде таких безбожных и дерзких поступков кощунников; их сердца содрагались при мысли — отказаться почитать св. иконы, которые они глубоко чтили вследствие уважения и преклонения пред величием и святостью изображаемых на них лиц. За такую твердость ревнителей православия мучили, убивали насмерть. Патриарх Герман, высокий защитник древнего обычая иконопочитания, был лишен места и отправлен в ссылку. Но, несмотря на такую жестокость гонителей, являлось много горячих приверженцев иконопочитания, неустрашившихся выступить на защиту его. Таковы были: св. Феодор Студит и св. Иоанн Дамаскин. На помощь этим борцам Православия явилась и всемогущая помощь Божия. Когда св. Иоанн Дамаскин писал истинное учение св. церкви о почитании икон, то приказано было отсечь ему правую руку, но, по молитве Иоанна пред образом Богородицы, рука эта, будучи приложена к отсеченному месту, приросла в посрамление врагов. В память этого образ тот Царицы Небесной получил название: „троеручицы“. Одна богатая вдова близ города Никеи имела у себя икону Богородицы, которую благоговейно почитала. Враги икон пришли к этой вдове и один из них, желая уничтожить икону, дерзнул ударить копием по лику Богоматери, изображенной на иконе, и вот на лице изображения, как бы живом лице, появилась струя крови. В память этого чуда, эта икона Иверской Божией Матери до сих пор изображается с знаком язвы на лице. Такие необычайные явления силы всемогущества Божия изумляли и смиряли гонителей. Все же гонения на св. иконы и их почитателей продолжались до тех пор, пока на престол греческий не вступила благочестивая царица Ирина. Эта женщина, вразумленная свыше, приняла меры к прекращению бедствия церкви; по ее распоряжению, по настоянию патриарха Тарасия был созван седьмой вселенский собор, на котором постановлено было чтить св. иконы: Спасителя, Божией Матери и всех святых, поставляя их в храмах, в домах и в других приличных местах, воздавать им целование и поклонение. Но и такое ясное определение собора пастырей церкви не остановило окончательно смуту. И после этого еще несколько раз на царском престоле являлись гонители веры и святительские жезлы вручались иконоборцам. Только в 842 году императрица Феодора дала с помощью Божиею торжество православному учению над ересью иконоборчества и всеми другими — предшествующими ей. Первым делом благочестивой царицы было повеление возвести на прежние степени всех иконопочитателей, находящихся в темницах и заточении, а иконоборцам оставить свое заблуждение. Мефодий, возвращенный из заточения на патриарший престол, возбужденный откровением, с освященным собором и гражданским чиноначалием явился к царице ходатайствовать о восстановлении св. икон. „Повели, Боговенчанная царица, обратился он к Феодоре, обновиться Церкви Божией, — паки восприять безценное сокровище — святыя иконы, дабы и рог христиан возвысился и память о тебе ублажалась в род и род“. „Кто не чествует изображений Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, отвечала царица, лобызая честныя иконы, да будет проклят. Я — наименьшая раба Господня — поставляю себе за честь исполнить ваши благия желания; не отвергните отцы святые и моего смиренного прошения: спасите вашими молитвами моего супруга" (Супруг ее, умерший уже, Феофил был на стороне иконоборчества). Восхвалив веру царицы, патриарх завещает пост и молитву всем от престарелого до младенца.
Первая неделя св. Четыредесятницы проводится в слезах и молитве; дни и ночи соборная церковь наполняется молящимися о Феофиле. И жертва духа сокрушенного и смиренного не отринута Господом. „Велика вера твоя, жено, сказал в сновидении царице некий дивный муж, седящий на престоле, пред которым стоял Феофил обнаженный, связанный, укоряемый и биемый, знай, что только ради слез твоих, ради молитвы и ходатайства священников прощаю мужа твоего". С этими словами Феофил, облеченный в одежду и разрешенный от уз, предстал жене. „Молитвы твои, епископ, услышаны, сказал патриарху Мефодию светлый Ангел, явившись ему тоже в сновидении, царь прощен".
Богомудрый патриарх, чтобы увериться в истине видений, открывал запечатанный свиток, положенный им на св. престоле еще до начала всеобщего моления. В этом свитке написаны были имена всех еретиков, бывших до Феофила и его самого. Имена всех заблуждавшихся царей оставались в прежнем виде, а имя Феофила чудесным образом было изглажено. Прославивши Бога за это чудесное явление неисчерпаемой благости, патриарх и все благочестивые люди по общему согласию решили в первое воскресенье св. Четыредесятницы идти из всех обителей и храмов торжественной процессией со святыми иконами и сонмом духовного чина в соборную церковь. В назначенный день все это многочисленное торжественное религиозное собрание вышло из храма, совершило шествие по улицам города до так называемых царских врат и, вознеся моления со слезами и умилением, с пением „Господи помилуй", возвратилось в соборный храм для совершения литургии. В память этого редкого торжества Православия установлено впредь посвятить празднованию его первую неделю Великого поста.
Более тысячи лет прошло с тех пор, как иконоборческая ересь была торжественно предана осуждению. Между тем и в настоящее время являются люди, подобно иконоборцам, отвергающие св. иконы. Таковы: лютеране, штундисты и все современные вольнодумствующие противники православной веры. На этих иконоборцев нашего времени, как и на древних иконоборцев, не действуют никакие увещания и доказательства, которых они даже и не желают слушать. Ослепление их так велико, что они не хотят видеть и той чудодейственной силы, какая проявлялась и проявляется в людях чрез св. иконы.
Все мы с вами, благочестивые слушатели, приняли веру от греческой церкви и должны твердо соблюдать и хранить все ее обряды и постановления. Мы почитаем св. иконы. Да и как не чтить эти святыни! Если мы дорожим, например, даже изображениями родственников наших и вообще тех или иных дорогих нашему сердцу людей, то как же не дорожить и не чтить образа наших всегдашних и неизменных предстателей и молитвенников пред Богом? Но спросим теперь себя: вполне ли достойным образом мы оказываем свое почтение св. иконам? Правда, мы отдаем изображаемым на них святым поклонение, обнажаем пред ними наши головы, уважаем, дорожим ими — все это мы можем. Однако часто забываем, взирая на святые иконы и предстоя пред ними, очистить свою душу от мрака греха. Лик угодника Божия, лик Самого Господа Бога смотрит на нас, братие, из переднего угла каждого нашего дома. О, если бы святые иконы мешали нам думать и делать злое. Ведь за этим они и помещены в наших жилищах. Как бы было хорошо, если бы мы, видя всегда пред собою изображения Святых Божиих, постоянно памятовали о их удивительной, богоугодной жизни и стремились по мере сил и возможности подражать им, и, предстоя пред образом Господа Бога, упорно шли по призыву Его: «Будьте совершенны, как совершен! Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48).
Знайте, дорогие братие и сестры, что вера без дела мертва, и Спаситель, прощаясь с учениками, накануне крестной смерти, сказал: «вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам» (Иоан. 15, 14). Следовательно, кто проникнут благоговением пред изображениями святых и верою в этих последних, тот непременно выражает свое чувство в исполнении заповедей Христовых, в делах добрых и благочестивых. Кто же наружно почитает св. иконы, а живет, как ему хочется, тот подобен дереву, которое еще стоит, но листьев не имеет и плодов не приносит. Не сегодня — завтра такое дерево упадет и погибнет. Берегитесь, братие, этой участи и помните всегда, что лик Господа, взирающий на вас с иконы, непрестанно следит за вами. Он видит и знает не только ваши тайные дела, но и все сердечные помышления. А потому старайтесь всегда быть чистыми сердцем и смиренными духом. Когда же зло подкрадется к вам, когда в сердце проникнет скорбь и в душе зародится сомнение, то спешите к пречистому образу Спасителя. Верьте, что здесь вы найдете самую крепкую помощь, самое высшее успокоение. Видя вашу пламенную веру, Господь услышит вашу молитву и ниспошлет вам благодатную силу «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Аминь.
С. Д. А. /«Владимирские епархиальные ведомости» Отдел неофициальный № 7 (15 февраля 1914 года)/