Благочестивый обычай испрашивать друг у друга прощения обид и прегрешений пред наступлением Великого поста имеет свое ближайшее основание в том евангельском чтении, которое положено на литургии в неделю сыропустную: „если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матф. 6, 14, 15). Обычай этот соблюдался строго нашими предками с древнейших времен.
Диакон Павел Алеппский, посетивший Россию вместе с патриархом Антиохийским Макарием в половине XVII века, в период управления русской церковью патриархом Никоном, подробно касаясь в своих записках разных сторон русской жизни, особенно религиозной, останавливается и на религиозных обычаях, связанных с неделею, предшествующею Великому посту.
„На этой неделе, пишет Павел Алеппский, царь и патриарх ходил по всем монастырям просить прощения у монахов и монахинь. В эти два дня, среду и пятницу, выходили из церквей не раньше как после полудня, ибо здесь эти дни, по своему значению, равняются дням Великого поста, и в них не совершается литургия.
Утром в воскресенье сыропуста наш владыка патриарх (Макарий) отправился к Московскому патриарху, который взял его с собою к царю в его верхние палаты; мы сопровождали их. Царь вышел встретить их и повел их в самый верхний свой покой. Здесь после того как патриарх помолился на иконы, царь преклонился пред ним, и он осенил его крестом и окропил святой водой. Наш учитель сделал то же, и затем они сели на короткое время. Вставши, патриарх прочел молитву за царя и весь царский дом и потом окропил всех присутствовавших тут государственных сановников, которые затем стали подходить к руке царя, что и мы сделали с ними. Когда мы вышли, наш учитель по приказанию царя и патриарха отправился служить обедню в монастыре монахинь, что насупротив нас. По совершении ее, ему поднесли серебряную икону Владычицы с обычной милостыней. Вечером царь с царицей прибыли в этот монастырь просить прощения у монахинь и затем посетили с тою же целью Чудов монастырь. Равным образом все государственные сановники являлись к царю и просили прощения у него и патриарха. Некоторые из них приходили поздно вечером и к нашему владыке патриарху. Прочие люди просили прощения друг у друга, целуя в уста, по своему обычаю".
В 1600 году прибыл в Россию, по приглашению нашего правительства, иностранец Маржерет и служил в нашем войске. Смутные времена заставили его покинуть Россию. Возвратившись на родину, он, по желанию короля Генриха IV, составил сочинение под заглавием: „Состояние русской державы и великого княжества Московского". В этом сочинении есть несколько страниц, исключительно посвященных религиозному быту наших предков. Касается он здесь и обрядов, связанных с прощеным воскресением.
„Они посещают друг друга, пишет Маржерет, целуются, мирятся, если оскорбили друг друга словом, или делом; лица, даже вовсе незнакомые между собою, встретившись на улице, приветствуют друг друга взаимным поцелуем. Обращаясь к другому, обыкновенно говорят: „прости меня, пожалуй", а тот отвечает: „Бог тебя простит".
Павел Алеппский в своих записках о путешествии в Россию в другом месте сообщает еще некоторые подробности, касающиеся богослужебных обрядов сырной недели. Именно, в четверг на сырной неделе у наших патриархов было в обычае делать поминовение о всех митрополитах и патриархах Московских, а на следующий день они давали обед настоятелям монастырей, священникам и диаконам семи церквей в Москве, равно как всем архиереям и архимандритам, которые на тот раз бывали в Москве, и монахам, прибывшим из Греции. Не все, конечно, что делали наши предки и чему следовали в своей жизни, было хорошо и похвально. О провождении ими масленицы есть и другие известия, менее похвального свойства. Но религиозные обычаи, сообщенные нами выше, несомненно заслуживают с нашей стороны самого внимательного и сочувственного отношения к себе, как обычаи той старой и доброй Руси, которая, при многих недостатках и недочетах своей бытовой и религиозной жизни, отличалась все же искреннею верою в Бога и преданностью уставам и предписаниям своей матери Церкви.
/«Владимирские епархиальные ведомости» Отдел неофициальный № 7 (15 февраля 1914 года)/
Прощеное воскресение