Главная
Регистрация
Вход
Среда
25.12.2024
10:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Константиново Сергиево-Посадского района

Село Константиново

Константиново — село в сельском поселении Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области.
Село Константиново расположено в 25 километрах от Сергиева Посада, на речке Алфимовке, левом притоке Дубны. Его истоки насчитывают не одну сотню лет. У местных старожилов ходит предание, что село основал монах Троицкого монастыря Константин, который построил здесь церковь. Поэтому селение получило название Константиновское. Однако в документах это село упоминается ранее, чем образовалась Троице-Сергиева Лавра.
«Село Константиновское, при речке Елфиловке, находится в Александровском уезде, в четвертом благочинническом округе; отстоит от губернского города в 165 верст., от своего уездного в 45 верст. и от Сергиевского посада (Московской губерн.) в 30 верст., недалеко от реки Дубны (впадающей в р. Волгу)». [2]

Село Константиновское в первый раз упоминается в духовном завещании вел. князя Иоанна Даниловича Калиты в 1328 г.; по этому завещанию оно отдано сыну его Симеону и с того времени до 1650 года принадлежало к числу государевых дворцовых сел.
В 1650 году Царь Алексий Михайлович взамен тогда им в дворцовое ведомство взятого у Троице-Сергиева монастыря передал в Троице-Сергиев монастырь «из Государевых дворцовых Переславских сел» село Константиновское. [2]С 1650 по 1764 годы село находилось во владении Троице-Сергиева монастыря.
В отказных книгах на село Константиновское о нем сообщаются следующие сведения: «В селе Константиновском двор прикащиков да крестьянских дворов 62, в них 189 человек, 6 дв. бобыльских, в них 12 человек, захребетников 1 человек. К селу Константиновскому деревни: 1) Тарбинская, на речке Сидоровке, в ней крестьянских дворов 5, людей в них 27; 2) Посевьево, два двора садовничьих, в них 6 человек, да двор крестьянский, в нем 5 человек; 3) Бобошина, в ней крестьянских 12 дворов, в них 43 человека; 4) Гусарня, 7 двор., 20 человек; 5) Кисляково, 9 дворов, 35 человек; 6) Что была пустошь Костерева, а Базыкино тож, 4 двора, 12 человек; 7) Грачнева, 11 человек; 8) Козлово 15 дворов, 44 человека; 9) Чернецкое, 7 дворов, 24 человека; 10) Анфомовка, Прикащиково тож, 12 дворов, 36 человек. И всего село да 10 деревень, а в селе и в деревнях 138 дворов крестьянских, 2 садовничьих, людей в них 452 человека, 6 дворов бобыльских — 12 человек, 6 дворов бобыльских же на церковной земле, 9 человек. Десятинные пашни паханые, что пахали на Государя, 18 дес.; да в селе-ж и в деревнях крестьянские пашни паханые и наездом и перелогом и лесом поросло 725 чети в поле. Да к селу Константиновскому 14 пустошей, в них пашни 386 чети. Сенных покосов по реке Дубне 28 дес., сена на лугу, что кошено было на Государя, 39 копен мерных, да луг за рекою Дубною 4 версты длины, поперег 3 дес.; лесу болотнаго в длину на 2 вер. Да крестьянских сенных покосов 641 копна, лесу дровяного 93 дес. ... Села же Константиновскаго в дер. Посевьеве сад, а в нем яблоней наливу 18 дерев старых, 17 дерев молодых, скруту 20 дер. старых и 40 молодых, бели 30 дер. старых и 36 молодых, аркату 30 дер. старых и 53 молодых, 15 дер. полевых прививков всяких, 3 дес. груш и 10 кустов вишен красных».
По переписным книгам 1678 года в Константиновском показано: двор монастырский да крестьянских 85 дворов и 3 бобыльских; перечислены те же, что и раньше, 10 деревень, в них 191 двор крестьянских и 3 бобыльских, людей в них 720 человек.
В ведомости о лаврских вотчинах 1761 года перечислены следующие повинности Константиновской вотчины: «в селе с деревнями по ревизии 1744 г. значится 892 души, земли 1156 четей, сена 960 копен, лесу дровянаго 93 десятины, лугу 43 десят., лесу болотнаго в длину 2, в ширину 1 верста; пашут на лавру 27 дес., косят 1095 копен, работников на лаврский двор отправляют 7 пеших годовых, в лавру для севу яроваго хлеба конных 20, ржанаго хлеба конных 20, к жнитву конных 25, пешпх 25, ко молотьбе пеших 13, для отвоза стряпческих запасов в Москву 54 подводы. Казеннаго хлеба при селе: ржи 38 четвертей, ячменя 13 чет., пшеницы 2 чт., конопли 1 чет. пыжу коноплянаго 4 четверика; окладных сборов: оброку за разныя звания 405 руб. 89 коп.; за землю 24 руб. 39 коп.; неокладного сбору: за землю 42 руб. 33 коп., черемоховых прутьев 225, мягкаго лесу 67 возов, жердей 201, вывезти дров 111 саж.; приплоднаго хлеба: ржи 55 чет., овса 62 чет., ячменя 24 чет., пшеницы 4 чет., конопли 2 четверика; со скотскаго двора полстей 3, войлоков 4, подхомутников 4».
По упразднении монастырских вотчин Константиновское перешло в ведомство государственных имуществ.
В конце XIX — начале XX вв. Константиново было центром одноименной волости Александровского уезда Владимирской губернии.
1885 г. «Самое значительное по числу жителей поселение в уезде: в нем две церкви и место пребывания: пристава 2 стана, благочинного четвертого округа, земского врача, земской больницы, народного Училища, почтового отделения и волостного Правления; до 8 раз в году бывают в нем ярмарки (18 января, 2 февраля, 2 мая и 8 ноября) и базары, привлекающие торговлей на них не только все окрестное население Константиновской волости, но и соседних с ней волостей». [2]
«Константиновское Волостное Правление (Почт. адр. с. Константиновское).
Волостной старшина - кр. Сергей Дмитриевич Дмитриев. Писарь - Константин Ильич Калиновский.
Волостной Суд. Председатель - кр. Дмитрий Кондратьев. Судьи: кр. Василий Никитич Царапкин; Федор Иванович Волчков; Федор Кириллов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В 1895 году в Константиновском и деревнях Базыкино, Бобошино, Грачнево, Гусарня, Кисляково, Козлово, Прикащицкое, Чернецкое насчитывалось 2249 человек.

Отчет по медицинской части Константиновской земской лечебницы и участка, с 1-го сентября 1895 г. по 1-е сентября 1896 г.
Константиновская земская лечебница открыла свои действия с 1-го января 1886 г. на 10-ть кроватей; помещается с 1-го января 1889 г. во вновь выстроенном доме с квартирами для врача и младшего медицинского персонала. При лечебнице состоят: 1 врач, 1 акушерка и 2 фельдшера, из которых один занимает должность смотрителя.
В заведывании врача состоит Нушпольский фельдшерский участок, в который врач делает выезды 15-го числа каждого месяца. По распределению уезда в санитарном отношении между врачами, врачебным советом, по соглашению с уездной земской управой, к участку причислены селения 2-го стана по шоссе.
Медикаментами как лечебница, так и фельдшерский участок снабжаются из Александровской земской аптеки.
Примечание. Оставалось к 1-му сентября 1895 г. 5 человек в больнице; поступило в отчетное время по 1-е сентября 1896 г. больных 150 чел.; выздоровело совершенно 130 чел.; выписалось 16 человек; померло 8 чел. и остался на 1-е сентября 1 чел. Преобладающими болезнями были: крупозное воспаление легких, воспаление подкожной клетчатки, сочленовный ревматизм, язвы и раны. Проведено дней больными в больнице 1473, что в среднем выводе составит около 9 дней на человека против 11 в прошлом году. Процент смертности — 8 человек на 150 больных, следовательно 5% с небольшим на 100.
Из эпидемий в участке более распространенной была «брюшной тиф». Эта эпидемическая болезнь в течение отчетного года открылась в конце августа 1896 г. в деревнях — Смятьевой и Жерловой, Рогачевской волости, больных 30 человек; болезнь не прекращается еще и по настоящее время. Из остальных эпидемических болезней существовали, почти повсеместно, в летнее время дизентерия и коклюш, но отдельными случаями в нескольких селениях; были также и отдельные случаи скарлатины.
В течение отчетного года были осмотрены школы как земские, так и некоторые церковно-приходские и санитарное их состояние найдено в удовлетворительном состоянии. Эпидемические болезни в школах не существовали (Отчет о действиях Александровской Уездной Земской Управы. С 1-го сентября 1895 г. по 1-е сентября 1896).
«Медицинский персонал (нач. ХХ века) в с. Константиновском – Василий Максимович Смирнов, Михаил Никитич Утробин» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
«Общество крестьян села Константиновского, Александровского уезда, обратилось в Александровскую уездную управу с ходатайством об открытии в их селе еженедельных по субботам базаров, мотивируя ходатайство тем, то с. Константиновское находится от ближайших рынков – г. Александрова в 40 верстах и Сергиевского Посада в 27 верстах, отчего вся местность около с. Константиновского затруднена в сбыте хлеба и обмене всеми сельско-хозяйственными произведениями. Докладывая об изложенном уездному земскому собранию, уездная управа с своей стороны полагала бы установление еженедельных базаров в с. Константиновском признать желательным, о чем и возбудить ходатайство установленным порядком. Уездное земское собрание, по выслушании настоящего доклада управы, в заседании 29 сентября 1908 г., постановило: согласиться с докладом управы».

«В с. Константиновском с 6 марта 1917 г. образовался Временный Сельский Исполнительный Комитет из 6 человек, относящийся очень добросовестно к своим обязанностям. 8-го апреля на сельском сходе были прочтены воззвания Временного Правительства о пожертвованиях хлеба на армию, результатом чего явился сбор 45 мер ржи и 4 руб. 50 коп. деньгами. Собранное было передано Волостному Комитету для отправки в армию».
«В селе Константиновском Александровского уезда население отнеслось к совершившемуся государственному перевороту не только сочувственно, но даже восторженно. В настоящее время настроение более спокойное, чем до переворота, в силу доверия к Временному Правительству. Жизнь течет нормально: никаких нарушений прав частной собственности и насилий не было.
Смягчение продовольственного кризиса (усиление предложения и понижение цен на сельско-хозяйственные продукты) пока не наблюдается.
Хотя население к переживаемым событиям относится вполне сознательно и проникнуто доверием к Временному Правительству, все-же ощущается настоятельная потребность в организации лекций и собеседований для разъяснения сущности демократического строя» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №31, 13-го апреля 1917).
«10 сентября производились выборы в волостное земство во всем Александровском уезде. По Константиновской волости был выставлен один список от совета крестьянских депутатов в 38 человек. Население относится к выборам равнодушно. «Все выбираем и выбираем»,- говорят они, «то в волость, то в уезд, то в комитет, а все толку нет: нет ни соли, ни сахару». «Раньше один старшина все дело правил, а теперь 38 человек, давай всем жалованье». Голосовать совсем не идут, по пяти раз приходилось делать наряд и все же никто не идет.
По Никольскому округу в 560 избирателей, голосовало только 87 избирателей; также и в Константиновском округе явилось голосовать 10 % избирателей.
Очень печально, если также неохотно будут относиться к выборам и дальше — в уезд и в Учредительное Собрание. Очевидно население не представляет всей важности новой реформы, когда все дело управления переходит в их непосредственные руки, а не в руки прежних старшин, волостных писарей и земских начальников. Невольно задаешь вопрос, неужели граждане новой, свободной России так скоро забыли царскую палку? Неужели они так скоро позабыли эту палку, которой выколачивали из тощих карманов их последнюю копейку, которая шла не на них — граждан, а на царских чиновников. Стоит над этим подумать, подумать серьезно и кажется, вспомнивши весь ужас пережитого, бегом побежишь к избирательному ящику, лишь бы эта власть не попала к прежним палачам.» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №148, 20-го сентября 1917).
«Из Константиновской вол., Александровского уезда. 8 октября в нашей волости были выборы гласных в уездное земство. Выставлено было 3 списка: № 1 от волостн. совета крестьянских депутатов, № 2 от беспартийных граждан, № 3 от «группы лиц». Избранными оказались лица № 1-го списка и № 3-го по 2 человека, итого 4. Из них один помещик-кооператор, а прочие рядовые крестьяне.
Избиратели голосовать совсем нейдут, что очень и очень печально. Не дай Бог, если так будут голосовать и в Учредительное Собрание. Вот пример из нашей волости, «достойный подражания». По Константиновскому избирательному округу из 1150 избирателей пришли голосовать, т. е. исполнить свой гражданский долг «крупная цифра» 37 человек, и то как видно зашедшие случайно, потому что выборы производились в помещении волостной земской управы, да благодаря энергичному председателю комиссии, который насильно все «загонял избирателей из чайной» (стоящей в 20 шагах от избирательного ящика), хотя там побывало за день не 37, а 300 человек. Многие говорили председателю комиссии, что лучше бы поставить урну в чайной, тогда бы все опустили свою записку. Но я уверен, что хотя бы и было допущено, чтобы урна стояла в чайной, все равно мимо пройдут и будут ходить, но записок больше этого не накладут. Что-же будет, если также будут голосовать в Учредительное Собрание. Могут-ли пройти тогда кандидаты, желаемые трудовому народу… Не займут-ли места, принадлежащие трудовому крестьянству — кадеты… Что тогда будет с нашей землей и волей.
Товарищи-крестьяне. Да не будет так, не пропускайте день выборов в Учредительное Собрание, положите свою записку за список, выставленный от совета крестьянских депутатов» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №160, 24-го октября 1917).
В 1921 году часть Ботовской, Ереминская, Константиновская, Рогачевская волости присоединены к Сергиевскому уезду Московской губернии.
В 1929—1957 годах Константиново было центром одноименного района, а в 1994—2006 гг.— одноименного сельского округа.
В 1927 году в селе Константиново и перечисленных выше деревнях насчитывалось 497 дворов и 2835 человек. В 2007 году отмечено только 372 хозяйства и 787 постоянных жителей, из них 706 человек — в селе Константиново. Деревня Гусарня (Гусарино) исчезла во второй четверти XX века.

Численность населения: в 1859 г. – 1003 чел.; в 1897 г. – 100 чел.; в 1905 г. – 1057 чел.; в 2002 г. – 813 чел.; в 2006 г. – 802 чел.; в 2010 г. — 747 чел.

Известные уроженцы

- Преподобномученица Анна (в миру Анна Алексеевна Макандина) — святая Русской православной церкви.
- Сазонова Нина Афанасьевна (1917—2004) — актриса театра и кино, народная артистка СССР (1977).

Константиновские приходы

Известия о существовании церкви в селе Константиновском восходят к началу XVII столетия; по этим известиям и в то время здесь существовали две церкви.
Так в патриарших окладных книгах под 136 (1628) годом записано: «1) Церковь Офонасия и Кирилла Александрейских чюдотворцов в селе в Константиновском... дани четыре алтына пять денег, по наказу гривна», 2) церковь Архангела Михаила в том же селе Константиновском «дани три алтына четыре деньги, по наказу гривна». И в отказных книгах в Константиновском значатся также церкви: «церковь собор Архистратига Михаила древяна шатровая, на колокольне 3 колокола да у церкви клепано железное. В селе же церковь Афанасия и Кирилла Александрейских, древяна клецки, ветха, на колокольне два колокола. А в церквах Божие милосердие образа, и ризы, и книги, и всякое церковное строение и на колокольне колокола приходское. На церковной земле Афанасия в Кирилла двор — поп Алексей Петров, двор дьячек Пронька Агеев. На церковной же земле бобылей двор Ивашко Григорьев с сыном Ваською. Да церковная Архангельская деревня Поповское, а в ней двор — поп Иван Дмитриев с братом с вдовым попом Василием, да бобылей 3 двора... Пашни паханые церковные земли 18 дес.
В переписных книгах 1678 года показаны те же две церкви; при первой поп Карп, дьячок Никифорка Иванов, а при второй поп Иван Алексеев, дьячок Гришка Иванов, просвирница Офимьица.
В переписных книгах 1728 года при Архангельской церкви записано: «дьячек Фадей Иванов, пономарь Василий Иванов, дьячек Дмитрий Иванов», а при другой церкви уже Сретенской «поп Григорий Иванов, дьячек Андрей Алексеев, дьячек Степан Григорьев — 16 лет, пономарь Иван Алексеев — 13 лет». Таким образом в Константиновском с начала XVII века существуют две церкви и два самостоятельных прихода.

Сретенский приход. На месте церкви в честь Сретения Господня стояла в XVII столетии деревянная церковь во имя Афанасии и Кирилла Александрийских. Вместо этой деревянной церкви иеромонахом Троице-Сергиева монастыря Иоасафом Константиновским построен был каменный храм в 1690 году, а в 203 (1695) году из патриаршего приказа были выданы два антиминса для освящения церквей во имя Сретения Господня и придела Афанасия и Кирилла Александрийских.
Церковь расширена в 1819 г. на престол в честь Вознесения Господня и покрыта железом, а в 1821 г. освящен этот придел, в 1834 и 1835 годах оба придела снова перестроены и в 1836 г. освящены; в 1852 г. стены над придельным храмом надстроены и подведены под одну общую кровлю с настоящим Сретенским храмом. [2] Колокольня выстроена в 1810 году, а в 1811 году покрыта железом и обелена, сделаны полы и лестницы. В ограде с южной стороны пристроены лавки, в том же году, для торговли во время ярмарок.
1885 г. «Наружный вид двух церквей, отделенных одна от другой стеной, под одной кровлей представляет вид четырехугольника, с тремя выдающимися небольшими полукружиями Сретенского алтаря. В обеих церквах пол на каменных сводах в 5 аршин вышиной от земли. Против западных дверей Сретенской церкви каменная колокольня, а против дверей придельной церкви во имя святых Афанасия и Кирилла — патриархов Александрийских, каменный двухэтажный дом, назначенный для помещения бедных и безродных, а после в нем помещено приходское Училище; этот дом также под общей кровлей с церковью. Колокольня и дом отделены от церкви коридором — папертями. Глава на церкви из белого железа, крест из полосного железа четырехконечный, с сиянием, прикрепленный к главе цепями, а под крестом полумесяц и шар. Колокольня каменная, четырех-ярусная, кровля на ней из черного железа, а глава и шпиль из белого, крест из полосного железа четырех-конечный, с сиянием, под крестом полумесяц и шар.
Алтарь Сретенской церкви трех частный и отделен от среднего храма кроме иконостаса каменной стеной, диаконик и жертвенник сделаны из дубового дерева. Антиминс на престоле желтый, шелковый, 1777 года октября 22 дня освященный Преосвященным Феофилактом, Епископом Переславским и Дмитровским. В приделах оба престола из дубового дерева, жертвенник в приделе во имя св. Афанасия и Кирилла из елового дерева, а в честь Вознесения Господня из дубового. Антиминсы: на первом престоле белый полотняный 1756 года апреля 6 дня освящен Преосвященным Амвросием, Епископом Переславским и Дмитровским, а на втором — атласный голубой освящен Преосвященным Ксенофонтом, Епископом Владимирским и Суздальским 26 сентября 1820 года.
Иконостас в Сретенском храме столярный с резьбой, с колоннами, окрашенными под мрамор, а в приделе вызолоченный с чеканкой. В иконостасе четыре яруса и заканчивается вверху изображением воскресшего Господа Иисуса Христа — в сиянии. Царские двери прорезные, сплошь вызолоченные с резьбой в дверях; в них в двух отдельных клеймах иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, а выше в двух клеймах четыре Евангелиста. Стены в Сретенском храме все расписаны священными изображениями из Нового Завета.
Икон отменно по древности, богатству украшений и по изящности письма замечательных нет, на четырех иконах имеются серебряные ризы, на трех из них они вызолочены; на одной древнего, вероятно, монастырского письма, иконе святых: Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев имеется надпись: «Лета … (1695) сентября в … день поставил сей образ в церковь Сретения Господне черный священник Еронтий Коломениц (Коломенец — значит уроженец из гор. Коломны) ради своего душевного спасения и вечного покоя». В теплой церкви иконостас двух-ярусный, вверху кончается Деисусом, изображающим воскресшего Господа Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом. Иконостас новой работы, с резьбой. Алтарь общий для обоих престолов ничем не разделен. Стены расписаны живописными картинами — из ветхого и нового завета.
Кладбище при церкви, обнесено каменной оградою. Есть часовня на восточной стороне от церкви в саженях полутораста и в ней кладезь.
В состав прихода входят, кроме с. Константиновского, в коем 131 двор, следующие селения: дер. Бобошино, д. Гусарня, д. Базыкино, д. Чернецкая и д. Козлово; последняя деревня отстоит от церкви в 2 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 625 м. и 671 ж. пола душ; все - крестьяне и занимаются преимущественно земледелием и промыслом на фабриках, но есть купцы и военные; раскольников в приходе нет. В религиозно-нравственном отношении — прихожане удовлетворительны. Особых обрядов и обычаев не замечается; любят освящение полей, скота, а некоторые деревни приглашают обходить их с крестным ходом. Прихожанами исстари установлен ежегодно крестный ход вокруг с. Константиновского с иконами из обеих церквей в понедельник на неделе Св. Пасхи. Деревни Козловой и дер. Бобошиной обывателями установлен крестный ход ежегодно 6 августа и 26 июня в память избавления от холеры, свирепствовавшей в 1853 году.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик: в настоящее время священником состоит Николай Беляев, который священствует с 1865 г., награжден камилавкой и состоит в должности Благочинного четвертого округа.
При Сретенской церкви земли: усадебной неизвестно сколько, пахотной и сенокосной до 36 д. Дома у причта собственные — деревянные. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 638 рублей». [2]

Престолов в церкви три: в холодной в честь Сретения Господня; в приделах теплых — в честь Вознесения Господня и свв. Афанасия и Кирилла Александрийских. Алтарь в храме отделен каменной стеной. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Хранились некоторые иконы древнего письма в серебряных вызолоченных ризах. На одной из них надпись: «лета 7203 сентября в 4 день поставил ceй образ в церковь Сретение Господне черный священник Еронтий Коломениц ради своего душевнаго спасения и вечнаго повоя». Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1828 года. Причта при этой церкви положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (1950 руб.) — 76 руб.; б) от служб и требоисправлений 525 руб.; в) от земли пахотной 100 руб., а всего около 700 р. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1500 кв. саж., пахотной и сенокосной 36 дес., из коих 3 дес. в 1825 г. даны прихожанами причту вместо части усадебной земли, отошедшей под кладбище. [1]
Церкви принадлежал каменный двухэтажный дом, в котором помещалось училище, и 13 небольших лавочек, дающих в год рублей 80 дохода и капитал 900 руб. [1]
Приход состоял из части села Константиновского и деревень: Бобошина (1 вер.), Гусарни (1 вер.), Базыкина (2 вер.), Чернецкой (2 версты) и Козлова (2 версты от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 689 душ муж. пола и 758 женского. [1]

При Сретенской церкви находилось Константиновское народное училище.
Константиновское училище, Константиновской волости, в селе Константинове основано бывшей Владимирской палатой государственных имуществ 10 февраля 1845 г. До 1873 г. Училище состояло в ведении Владимирской Палаты Государственных Имуществ и обучалось в нем до 50 мальчиков. С 1873 года открыто Земством и число учащихся мальчиков (63) и девочек (20) возросло в 1884 г. до 83 человек, к чему способствовало хорошее помещение училища в церковном доме, заботливо устроенное попечителем этого училища — Александровским 2-й гильдии купцом и местным землевладельцем Иваном Ивановичем Соколовым. [2]
В 1884 г. «Помещение церковное, каменное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат две. Учебных пособий достаточно — на 90 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель - священник Николай Беляев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1870 г.; учитель - Дмитрий Нарбеков, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 24-го сентября 1883 г. Попечитель - Александровский купец Иван Иванович Соколов; пожертвовал прежде 627 руб., а в 1883 г. — 140 руб. Учащихся к 1-му января 1883 г. 72 м. и 17 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 9 м. и 6 д. Окончило курс со свидетельствами 10 м. и 1 д. Вновь поступило 20 м. и 6 д. К 1-му января 1884 г. состояло 73 м. и 16 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 9, 8г — 9 л. 23, 9 — 10 л. 22, 10 — 11 л. 18, 11 — 12 л. 7, 12-13 л. 2, 13 — и выше 8. Из учащихся: 29 из с. Константинова, 9 — д. Бобошина в 2 в., 8 — д. Козловой — 2 в., 8 — д. Кисляковой — 1 в., 6 — д. Чирковой — 2 в., 5 — д. Прикащицкой — 1 в., 4 — с. Никульского — 1 в., 6 — д. Кулебякиной — 3 в., 2 — д. Базыкиной — 2 в., 3 — д. Гусарни — 1 в., 2 — д. Алмазовой — 3 в., 2 — мест. Зимняк — 4 в. (8 июля 1866 г. разрешено построить часовню на счет Александровского купца Петра Тугаринова), 1 — д. Кустова — 5 в., 1 — п. Якиманского — 4 в., 2 — г. Дмитрова и 1 — г. Александрова. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 8 уч., с платой дровами, а 2 — по 4—5 р. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 3 д., мещ. 3 дев., крест. 73 м. и 10 д. Средства: от земства 290 руб., от попечителя 140 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 105 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 35 р. Посещали классы неисправно 10 уч.; меры — внушение. Прием в сентябре; поступили 4 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 16. Учебный год с 15-го сентября по 13-е мая. Пению обучаются и есть хор. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроки — по инструкции. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 3 л. Обозревали училище — 2 раза инспектор народных училищ и по 1 разу члены училищного совета гг. Красюк и Коробов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресные беседы и чтения были» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1892—93 учеб, году было 94. [1]
«По ходатайству Александровского уездного земства об отпуске 2500 руб. на устройство экипажной школы в селе Константинове.
В губернскую управу поступила от Александровской уездной управы следующая выпись доклада редакционной комиссии об устройстве школы экипажного мастерства.
«Комиссия признала желательным устроить такую школу в селе Константиновском, для чего ассигновать на 1917 г. 5000 руб., ходатайствуя об отпуске ½ этой суммы от губернского земства, каковые расходовать на эту цель только после отпуска от казны в дополнение к отпущенным 1500 р. - 4416 р. на оборудование мастерских и 8000 р. ежегодно на содержание школы. О внесении в смету на 1917 г. 5000 р. немедленно уведомить министерство земледелия. При отпуске губернским земством этой суммы (2500 р.), излишне внесенные в уездную смету 2500 р. зачесть остатком в счет сбора при составлении сметы на 1918 г.
Уездное собрание постановило «согласиться с мнением редакционной комиссии, внеся в смету 5000 р.»
Заключение. Внести в смету губернского земства на 1917 г. и отпустить единовременно 2500 р. Александровскому уездному земству на устройство школы экипажного мастерства в с. Константиновском, после того, как будет отпущено министерством земледелии просимое у него на эту цель уездным земством пособие».
«Земская ремесленная школа инструкторов по экипажному производству в с. Константинове Александровского уезда, Владимирской губ. с 1-го августа 1917 г. открывает прием учеников обоего пола, без различия вероисповеданий (с 14-ти летнего до 45-ти летнего возраста), прошедших курс начальной школы. К прошению на имя заведующего (на простой бумаге) прилагается метрика или паспорт и свидетельство об окончании начальной школы. Адрес: Константиновское почтовое отделение, Владимирской губ., заведующему ремесленною школою» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №111, 1-го августа 1917).

Архангельский приход. Церковь во имя Архангела Михаила существовала, в ХVII столетии. В 1707 году вместо этой церкви построена новая деревянная же, которая была освящена в то же наименование. Церковь во имя Архистратига Божия Михаила по благословению Преосвященного Ксенофонта, Епископа Владимирского и Суздальского, усердием прихожан в 1825 году построена по данной 12 июня 1819 году (хранилась в ризнице сей церкви) храмозданной грамоте, в которой значилось: «благословили мы по прошению Епархии нашей Александровской округи села Константиновского священника Василья Васильева, всех приходских людей и строителя церкви крестьянина Степана Егорова вместо того села деревянной Архангельской церкви построить вновь каменную в тож именование на удобном и отдаленном от обывательских и прочих домов месте».
1885 г. «Архангельская церковь, холодная, каменная со времени построения существует неизменно, наружный вид ее равносторонний, кроме алтаря, который устроен полукруглым. На церкви крест железный, прорезной, восьмиконечный — с цепями, под крестом полумесяц. Глава на церкви из черного листового железа. Колокольня при церкви каменная, устроена в связи с церковью, имеет главу круглую черного листового железа и длинный шпиль; крест на ней шестиконечный из полосного железа. При церкви Архангельской в трапезе имеется придел теплый в честь иконы Владимирской Божией Матери. Алтарь в настоящей церкви одночастный, престол из елового дерева. Иконостас нового устройства с колоннами и резьбой; в иконостасе четыре яруса и кончается вверху в сиянии воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Царские двери прорезные с резьбой как в настоящей так и в приделе. В царских дверях в круглых клеймах иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. В приделе престол сделан из елового дерева. Стены в храме не расписаны, только изображены две картины; одна в настоящей — в алтаре против престола, а другая в трапезе — в своде. Замечательных икон по древности, богатству украшений и изящности, в храме не имеется.
Кладбище при церкви одно, а прежние два кладбища при упраздненной деревянной церкви: одно на северной стороне от настоящей церкви в 30-ти саженях, а другое на юго-западной стороне в 70-ти саженях с признаками могил. На месте престола деревянной церкви поставлен деревянный столб в виде часовни.
В состав прихода, кроме части половины с. Константиновского, входят следующие селения: часть деревни Бобошиной, д. Кисляково, часть дер. Базыкиной, д. Грачнево, часть дер. Козловой и д. Прикащицкая; некоторые из деревень отстоят от церкви в 2-х верстах и составляют самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 368 м. и 387 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию; раскольников в сем приходе нет. В религиозно-нравственном отношении прихожане удовлетворительны. Деревни Прикащицкой и дер. Кислякова обывателями установлен крестный ход ежегодно 6 августа и 24 октября в память избавления от холеры, свирепствовавшей в 1853 году.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Павел Петровский, который священствует с 1850 года и награжден камилавкой.
При Архангельской церкви земли: усадебной 2 д., покосной 3 д., пахотной 40 д. и неудобной 1500 кв. с., всей земли 45 д. 1500 кв. с.; план и межевая книга на сию землю имеются и хранятся в ризнице. Дела не производится; землею причт владеет сам. Дома у причта деревянные, на церковной земле; у священника церковный, а у псаломщика собственный. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 460 рублей. При Архангельской ц. нет никаких благотворительных учреждений». [2]
Престолов в храме два: в холодной во имя архистратига Михаила, в приделе теплом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1801 года, исповедные росписи с 1830 г. Причта при этой церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений до 300 руб. и б) от земли до 160 руб. в год, а всего до 460 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 дес., покосной 3 дес. и пахотной 40 дес., неудобной 1500 кв. саж. Приход состоял из части села Константиновского и деревень: Бобошина (1 вер.), Кислякова (1 вер.), Базыкина (2 вер.), Грачнева (2 вер.), Козлова (2 вер.) и Прикащицкой (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 383 души муж. пола и 410 женского. [1]

5-го июня 1890 г., в селе Константиновском, по разрешению Высокопреосвященнейшего Феогноста, происходило чествование священника Сретенской церкви, ведомственного благочинного, Николая Александровича Беляева, по случаю исполнившегося в этот день двадцати-пятилетия служения его в иерейском сане.
Мысль о должном чествовании о. благочинного Беляева была подана старостой Сретенской церкви И.И. Соколовым, — и духовенство местного благочиннического округа, извещенное депутатом благочиния о предстоящем исполнении двадцати-пятилетия служения в иерейском сане о. Николая Беляева, с замечательным единодушием отозвалось на эту мысль. За подписом духовенства и светских лиц, послано было Высокопреосвященному Архипастырю прошение о разрешении чествования о. Беляева. На этом прошении положена следующая резолюция Владыки: «Разрешается духовенству и светским лицам, подписавшимся под прошением, поднести 5-го июня, в день имеющего исполниться двадцати-пятилетия служения в священном сане благочинного священника Николая Беляева, наперсный золотой крест с украшениями, а священнику Беляеву принять крест сей и носить по установлению; духовенству же 4-го округа Александровского уезда совершить в означенный день Божественную литургию в церкви села Константиновского. При чем поручаю духовнику округа объявить священнику Беляеву от меня благословение Божие и выразить приветствие с двадцати-пятилетним служением в священном сане».
Как только сделалось известным, что чествование о благочинного Беляева разрешено, прихожане собрали потребную сумму денег на покупку Юбиляру св. иконы и вручили деньги церковному старосте И.И. Соколову; ему же и о. Н.И. Ястребцову поручено было съездить в Москву для покупки креста, предназначенного к поднесению о. Николаю. Между тем число лиц, желавших чествовать о. благочинного, увеличивалось. Таким образом составилась потребная сумма не только для приобретения наперсного креста, но и для устройства обеда в честь Юбиляра.
4-го числа, еще до звона ко всенощной, народ начал собираться в церковь; прибивало и духовенство из разных приходов Священники — села Кучек Константин Кумошенский и погоста Покрова Алексей Ястребцов привезли хоры певчих, которые под руководством учителя Покровской церковно-приходской школы Лебедева прекрасно пели всенощную. Полное освещение, торжественное служение, благозвучное пение, все это производило на молящихся сильное впечатление; на литию выходило десять священников и три диакона. Служение всенощного бдения окончилось в половине десятого часа. Но главное торжество ожидалось на утро.
И день 5-го июня был действительно в с. Константиновском днем торжества. С раннего утра, несмотря на будничный день, не только из Константиновского, но и из соседних приходов народ шел толпами, и около церкви скоро образовалась такая масса, через которую трудно было пройти. Но вот ударили в колокол: православный люд набожно снял шапки и перекрестился. Учитель местной школы Приматов расставил своих учеников в порядок и, поручив наблюдение за ними своему помощнику, сам отправился навстречу Юбиляра вместе с другими лицами. Подойдя под благословение о. Николая, Приматов сказал ему приветственное слово о нравственном руководстве Юбиляром учеников школы. При самом храме, когда Юбиляр, осенив себя крестным знамением, приложился ко кресту и окропил себя св. водою, о. Петр Минервин сказал ему приветственную речь, — после чего духовенство взошло во храм, а за ним и тысячная масса богомольцев.
Литургию совершали десять священников и одиннадцатый Юбиляр. Во время причастного стиха, о. Афонов произнес слово о важности пастырского служения.
Во время литургии в церковь прибыли: земский начальник А.П. Коробов, пристав 2 стана Н.И. Соловьев, местный землевладелец И.А. Байковский и не малое число дам. Когда духовенство, в числе двадцати одного священника, вышло на средину храма для совершения молебна, о. Минервин внятно прочитал указ Консистории о разрешении чествовать Юбиляра. Вслед за тем депутат благочиния о. Ястребцов произнес речь, в заключение которой просил Юбиляра принять подносимый ему священный дар.
По окончании этой внимательно выслушанной речи, о. Н.А. Беляев, украшенный поднесенным ему крестом, взошел на амвон и со слезами на глазах обратился к присутствующим с следующими словами:
«Достопочтеннейшие отцы и братия! По благословению милостивейшего нашего Архипастыря, с чувством глубочайшей признательности приемлю от вас сей священный и драгоценный дар, как знак милости Господней к моему недостоинству и как выражение вашей искренней любви ко мне, собрату вашему. Прошу принять, возлюбленные отцы и братия, от меня искреннюю, сердечную благодарность за этот драгоценный дар. Все, ныне мне оказанное вами, настолько для меня велико и неоценимо, что недостанет слов для выражения полной благодарности. Отношения мои к вам, достопочтеннейшие отцы, были, как выразился в речи своей достоуважаемый о. депутат, действительно братские; но иначе я и не мог к вам относиться на том основании, что мне выпал весьма счастливый жребий получить округ в заведывание благоустроенным моими предшественниками, каковы были благочинные Петр Беляев и Алексей Язвицкий, мужи опытные, мудрые, — и мне оставалось только пожинать плоды их трудов. Наученные от них верному пониманию пастырского долга, примерному благонравию, точному и неуклонному исполнению пастырских обязанностей и распоряжений Церковного Правительства, вы не требуете от меня побудительных мер, — и ваша исполнительность и благоповедение доставляют мне одно утешение при прохождении должности благочинного. Другие, приписываемые мне, качества превышают меру заслуг моих; я также не чужд недостатков, хотя и стараюсь быть исправным по службе. Еще и еще благодарю вас, отцы и братия, за ваш дар и любовь. Помолимся Пастыреначальнику всех Господу Иисусу Христу, дабы любовь сия, связующая нас в настоящие минуты, была прочна и нерушима».
Пред многолетием Юбиляр выслушал еще приветственную речь, сказанную о. Кудрявцевым Церковное торжество окончилось в половине первого часа.
По выходе Юбиляра из храма, в сопровождении духовенства и светских лиц, ему на пути предстала депутация от крестьян и поднесла св. икону в серебряно-вызолоченной ризе и хлеб-соль. Икону подносил М. И. Соколов, а хлеб-соль местный волостной старшина; и тот и другой сказали краткие приветствия Юбиляру. В доме встретили Юбиляра приказчики торгового дома бр. Соколовых и поднесли ему, как своему духовному отцу, хлеб-соль.
Между тем публика собралась в школьном здании, где приготовлен был обед на 80 человек. При входе сюда Юбиляра, о. Ястребцов, как школьный товарищ о. Н. А. Беляева, встретил его дружеской речью, а певчие пропели концерт. Во время обеда певчие прекрасно исполнили несколько духовных концертов. В конце обеда Н.И. Соловьев произнес речь, в которой подробно выяснил основания настоящего торжества. Речь эта присутствующими была выслушана с особенным вниманием и вызвала общий восторг не только со стороны духовенства, но и светских лиц.
В 4 часа дня окончилось торжественное чествование доброго пастыря, о. благочинного Н. А. Беляева. Честь и хвала лицам, так искрению и единодушно почтившим достойного Юбиляра; еще более честь и хвала заслужившему такой почет пастырю церкви!
N

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Категория: Александров | Добавил: Николай (24.08.2017)
Просмотров: 3863 | Теги: Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru