Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.11.2017
22:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [717]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [181]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Закубежье Сергиево-Посадского района

Село Закубежье

Закубежье — село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в составе муниципального образования сельского поселения Шеметовское (до 29 ноября 2006 года было центром Закубежского сельского округа).
Закубежье расположено примерно в 42 км (по шоссе) на север от Сергиева Посада, на безымянном ручье бассейна реки Дубны, высота центра села над уровнем моря — 148 м. «Старинный погост Спас-за-Кубежью находится на границе Владимирской губернии с Тверской, при р. Дубне, в 185-ти верстах от губернского города и в 65-ти от уездного (Александровский уезд)».
Численность населения: в 1859 г. – 62 чел.; в 1905 г. 33 чел.; в 2002 г. – 167 чел.; в 2006 г. – 170 чел.; в 2010 г. – 168 чел.
На 2016 год в Закубежье зарегистрировано 1 садовое товарищество, село связано автобусным сообщением с райцентром и соседними населёнными пунктами.

Успенская церковь

Успенская церковь в селе известна с XVI века.
В выписке из писцовых книг Переславль-Залесского уезда 1627, 28 и 29 гг., хранившейся в церковном архиве, значится: «погост Преображенский особняк да на погосте церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна ветха, а в церкви образы и книги и свечи и всякое церковное строение мирское». Если в это время церковь была ветхой, то очевидно основана она была значительно раньше, т.е. в XVI веке.
Существование церкви здесь в начале XVII века подтверждается и записью в патриарших окладных книгах, где под 186 (1628) годом записано: «церковь Преображенье Спасово в Закубежской волости... дани пять алтын полчетверты деньги, десятильничих гривна».
В переславских писцовых книгах 161 (1653) года у той церкви написано: «двор попов, дьячков, на церковной земле 3 двора бобыльских, в приходе 88 дворов, пашни церковной 20 четвертей в поле, сена 40 копен».
По переписным книгам 1703 года у той же церкви показано: «попы Агей Дмитриев, Андрей Иванов, дьякон Тимофей, дьячок Иван Агеев, пономарь Федор Яковлев, а в приходе у них на том же погосте 2 двора бобыльских да помещиковых и крестьянских 146 дворов, церковныя пашни по писцовым книгам по 20 четвертей в поле, а в дву потомуж да на пустоши Ровниной пашни 6 дес., сенных покосов на 40 копен».

В то же время в Закубежском погосте была и другая церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Существование этой церкви в 1707 году подтверждается заметкой в делах патриаршего казенного приказа о взыскании недоимки с священника церкви Успения Пресв. Богородицы в Закубежье на Преображенском погосте, а в дальнейшие годы — надписью на книге, приложенной в первой половине XVIII столетия.
В 1733 году Преображенская церковь «стала быть ветха и служить в ней стало невозможно, в дождевое время шла теча», посему священники Сергий Тимофеев и Ларион Григорьев просили разрешения перестроить ее; в 1738 году церковь была перестроена и освящена также в честь Преображения Господня.
В ведомости о церквях бывшей Переславской епархии, составленной в 1799 году, в Закубежском погосте значится две церкви: во имя Преображения Господня и во имя Успения Пресв. Богородицы; обе деревянного здания одноэтажные.
В 1833 году вместо двух деревянных церквей построена каменная с такой же колокольней.

«Письмо Архиепископа Антония, бывшего Владимирского, Благочинному Александровского уезда прихода Закубежского, священнику о. Алексею Язвицкому 4 июня 1875 года.
Почтеннейший отец Алексей!
Очень хорошо понимаю, как велика ваша потеря и вполне сочувствую вашей глубокой скорби. На 9-м году возраста я сам испытал это несчастие и тоже от злых людей. Все семейство наше целую зиму жило в крестьянской избе у соседа, а на лето перебралось в небольшую избушку к дьячку, и только чрез год построили свой небольшой домик. Как сохранил Господь мое здоровье, это достойно удивления, потому что я выбежал из горящего дома в трескучий мороз в одной рубашке. Судьбы Божии непостижимы. Для чего Господь попустил злодею нанести вам столь великий вред, это Ему одному изве¬стно... Что касается до вас, я одного прошу у Господа Бога, одного от всей души желаю, чтобы вы не упали ду¬хом, чтобы вы, подвергшись столь великому бедствию, по¬лучили и силы достаточные к его перенесению; излишнею скорбью, чрезмерною печалью не поправите дела. «Возверзи на Господа печаль твою», говорит Пророк, «и Той тя препитает». Что с нашей стороны должно быть оказано вам пособие, это не подлежит сомнению. Я передал рапорт ваш в попечительство с приказанием обратить надлежащее внимание на горестное положение ваше. Был ли по крайней мере застрахован ваш дом? Если так, то скорее бы вы поднялись и обзавелись своим домом. Если же нет, то сугубо тяжело ваше положение.
Испрашивая у Господа Бога сохранения сил ваших и здоровья, при постигшем вас несчастий, с чувством почтения и любви остаюсь искренний ваш доброжелатель и слуга покорный Антоний, архиепископ Владимирский».
23 мая 1875 г. о. Алексея Язвицкого в полночь посетило большое несчастье — от пожара он лишился почти всего имущества; о этом своем несчастье он рапортовал тогда Высокопреосвященнейшему Антонию. На этот рапорт Антоний ответил собственноручным письмом, которое при величайшем горе пострадавшего, доставило ему и всему ему семейству утешение. Прочитавши письмо, он со слезами благодарности умиленно поцеловал письмо, доставившее ему много отрады в его горьком положении.

Престолов в церкви три: в холодной в честь Успения Божией Матери, в приделах теплых: в честь Преображения Господня и Иверской иконы Божией Матери.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из Св. икон особенно чтима в приходе икона Иверской Божией Матери; на поклонение этой иконе приходили жители и из соседних приходов, почитая ее за чудотворную; риза на иконе серебряная вызолоченная, венец украшен драгоценными камнями. В Успенскую церковь икона перенесена из упраздненного Успенского Дубенского монастыря, бывшего вблизи Закубежского погоста на реке Дубне. В иконостасе этой иконы внизу изображен вид Успенской пустыни, под которым надпись, что икона эта была передана в Успенскую церковь по упразднении пустыни. На одном из напрестольных крестов сбыла надпись: «1708 года Мая в 31 день построен сей Животворящий крест в Переславль Залесский уезд к церкви Успения Пресв. Богородицы Сила Федоров сын Лызлов ради поминовения родителей своих». На задней стороне этого креста 5 клейм, в верхнем написано: «мощи первомученицы Феклы», в среднем: «мощи Иакова от 40 мучеников», в правом: «мощи Благовернаго князя Владимира», в левом: «мощи Евстафия Плакиды», в нижнем: «мощи благовернаго князя Феодора Смоленскаго и Ярославскаго». В небольшой иконе вставлен серебряный крестик, на задней стороне коего следующая надпись: «три части гроба Господня, части мощей св. Иоанна Златоустаго, Иоанна Дамаскина, Моисея, архиепископа Новгородскаго, Ионы, архиеп. Новгородскаго, мучеников, иже в Синае граде избиенных, Иоанна Новгородскаго, Иакова Боровицкаго Чудотворца». Этот крест приложен в Успенскую церковь в 1842 году. Хранилось напрестольное Евангелие печ. 1697 при патриархе Адриане в Киево-Печерской лавре; в тексте этого Евангелия при изложении некоторых исторических событий находятся миниатюрные лицевые изображения их; сам текст на стихи не разделен. На другом Евангелии печ. 1722 года надпись «Евангелие обители Благовещения Пресв. Богородицы пустыни Шевыкина 1723 года Петр Викентьев». На серебряном кадиле была также надпись: «построили сие кадило к церкве Успению Богородицы Федор да Сила Федоровы дети Лызловы ради поминовения родителей своих 1707 в апреля 7 день».
В церковной библиотеке хранились две месячных минеи печати 1673 года; на первой из них надпись: «сия книга церкви Успения Пресв. Богородицы, что в Зукубежье»; на другой: «сия книга минея месяц июнь Переславскаго уезда Залесскаго Серебожскаго стану погосту церкви Преображения Господня, что в Закубежье, церковная, куплена на церковныя деньги». Антиминс в Успенском храме освящен Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским, в 1779 году.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1801 года, исповедные росписи с 1825 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (1703 руб.) — 68 руб.; б) от служб и требоисправлений до 565 руб.; в) от хлебного сбора до 60 руб., а всего 700 руб. в год, земля же церковная прибыли не давала. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 3 дес. 1045 сажен, пахотной 26 дес. 1966 кв. саж., кустарнику 3 дес. 400 саж., под церковью и кладбищем 1 дес. 1475 саж., под прудом 572 саж. и под дорогами 2255 саж., а всего 36 дес. 512 саж.
Приход состоял из погоста Закубежского, сельца Новоспасского (1 вер. от церкви), Дубков (1 вер.), Иванкова (3 в.), Рябинок (1 ½ вер.), Ворскова (3 вер.), Осипова (1 ½ вер.), Сковородина (2 вер.) и деревень: Пеньев (2 вер.), Терехова (2 вер.), Лихачева (2 ½ вер.), Борисцова (4 вер.), Агинтова (2 ½ вер.), Минина (2 ½ вер.), Парфенкова (2 ½ вер.), и Новикова (2 вер.), в коих по клировым ведомостям в 1897 г. числилось 644 души муж. пола и 741 женского.
В погосте имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1892—93 учебн. году было 48.

К Успенской церкви погоста Закубежскаго приписана была деревянная церковь во имя Божией Матери всех скорбящих радости в сельце Иванкове, построена тщанием помещика этого сельца Н. И. Сорохтина. Утварью, ризницей, Св. иконами церковь снабжена достаточно; богослужебных книг мало. Причта и земли при этой церкви не было. За служение в этой церкви получались проценты с капитала 750 руб.; в пользу церкви на ремонт ее был капитал в 1000 руб., неистраченные проценты с него хранились для образования непрерывно-доходного билета в 1000 руб. в пользу причта.

В 1931 году церковь была закрыта.
Возвращена верующим в 1995 году, действует.

Успенский Дубенский монастырь
Шевякина пустынь

УСПЕНСКИЙ Дубенский монастырь, на его месте старинный погост Спас-за-Кубежью, на границе Александровского и Калязинского уездов.
По летописному известию (Никон. лет., стр.235) Успенский Дубенский монастырь основан в конце XIV в. преподобным Сергием — игуменом РадонежскимГод точного утверждения монастыря неизвестен. Народных преданий о монастыре не сохранилось. В Константиновской вол. Александ. уезда погост Спас-за-Кубежью был центром прихода. В описании закубежского прихода В. Орлов дает такую справку: «В 2-х верстах от погоста, около д. Сковородино, в даче пустоши Шевякиной (по местному — Шавыкиной) имеется остров, весь покрытый болотом, за исключением холма в 100 саж. окружности. На этом холме близ берега р. Быстрицы, под тению нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травою, имеются две деревянные часовни на месте прежде тут стоявших церквей Успенского Дубенского монастыря. Основан в конце 14 в. св. Угодником Божиим преподобным Сергием — игуменом Радонежским. Окрестные жители ни в местном предании, ни в письменном повествовании, ни в названии урочищ местности, бывшей под Успенским Дубенским монастырем, в память о нем ничего не сохранили. Скудное единственное летописное известие не только не может быть восполнено повествованием предания, но даже и о дальнейшем существовании обители не имеется никаких известий ни в исторических актах, ни в архивных документах, хранящихся в библиотеке Сергиевой лавры. При учреждении штатов монастырей в 1764 г. Успенско-Дубенская обитель, несомненно, за бедностью была упразднена». Из монастыря в местную церковь Успения Божьей Матери в 1765 г. перенесена икона Иверской Божьей Матери — древнего письма и мерою в вышину 2 ар. 2 верш., в ширину — 1 ар. 81/4 верш. Икона эта местно чтима как явленная и чудотворная. Под иконой стоит доска с изображением монастыря и развалин с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни в 1765 г.». С этой иконой ежегодно в неделю православия (2-я седмица великого поста) бывал крестный ход на место бывшей Успенской Дубенской пустыни. Перенесены из монастыря и другие православные предметы: кресты, книги и пр.
Переславский историк-краевед М.И. Смирнов приводит и другую версию основания обители: «Прп. Сергий по поручению великого князя Димитрия Донского поставил в 1380 г. монастырь в память Куликовской битвы на Шавыкине острове недалеко от р. Дубны». Этой версии придерживались и издатели Владимирских Епархиальных Ведомостей в публикации, посвященной 500-летию со дня кончины преп. Сергия (1892): «После Куликовской битвы, в благодарность Богу за победу над врагом, преп. Сергий по поручению великого князя Дмитрия Ивановича Донского основал монастырь Дубенский-Шавыкинский, во имя Успения Божией Матери, в 40 верстах к северо-западу от «Троицы».
Должна привести сведения еще об одном Успенском Дубенском монастыре (из книги «Житие преподобного Сергия», составленном архим. Никоном, изд. 1904): «…в 1381 году после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что „на острову", где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, Икону Пресвятыя Богородицы Кипрскую, которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни». Нечто похожее написано в «Истории русской церкви» митрополита Макария: «Первый в 1378 г. Дубенский на Стромыни с церковью Успения Пресвятой Богородицы на юго-восток от Троицкой лавры при речке Дубенке, впадающей в реку Дубну (где ныне село Стромынь). Второй — после 1380 г. в благодарность Богу за победу над Мамаем Дубенский на острову, также с церковью Успения Пресвятой Богородицы, в 40 верстах к северо-западу от Троицкой лавры, при другой реке Дубенке. Поставил игуменом своего ученика Савву».
Исторические источники разъясняют, что в начале 14-го века существовал тракт, ведущий из Москвы в Суздаль. Название Стромынский (Стромынка) он получил в 1382 году, в год освящения Дубненского Монастыря на Стромыне.
Кроме главного Успенского престола, в церкви Успения Пресвятой Богородицы был придел во имя свв. мчч. Флора и Лавра.
С 1642 г. упоминаются еще два придела: Рождества Христова и свв. патриархов Афанасия и Кирилла. В течение двухсот лет монастырь являлся самостоятельным, в XVII в. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Одной из главных святынь монастыря была древняя Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери, на полях которой изображены сщмч. Антипа и мч. Фотиния. С 1841 г. список с этой иконы прославился множеством чудес и исцелений. В 1764 г. монастырь был упразднен, а в 1783 г. — разобран.
В 1827 г. неподалеку от места, где стоял монастырь, был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Николая. В Успенском храме находились три чтимые иконы прп. Саввы Стромынского, письма XVIII-XIX вв.
В 1940-е гг. Успенский храм закрыли, священника Александра Филиппова арестовали еще в 1931 г.
В 1988 г. храм вернули верующим.
Святыни:
4 сентября 1991 г. были обретены святые мощи прп. Саввы Стромынского и перенесены в Успенский храм, где и почивают ныне во вновь устроенной часовне. Также сохранена чудотворная Кипрская-Стромынская икона Божией Матери. По преданию, этой иконой прп. Сергий благословил своего ученика Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь.
Упраздненные монастыри Александровской земли.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (24.08.2017)
Просмотров: 86 | Теги: Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика