Главная
Регистрация
Вход
Четверг
29.06.2017
17:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 307

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [566]
Суздаль [216]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [163]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [43]
Юрьев [85]
Судогда [24]
Москва [41]
Покров [45]
Гусь [44]
Вязники [113]
Камешково [42]
Ковров [125]
Гороховец [25]
Александров [85]
Переславль [79]
Кольчугино [20]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [21]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Упразднённые монастыри Александровского уезда Владимирской губернии

Богословский монастырь

Первое упоминание о нем в духовной кн. Ив. Ю. Патрикеева (Собр. Пос. гр. и дог., 1, 335) 1498 года, впоследствии запустел, и в дозорной книге 1685 года о нем замечено: «церковная земля пустоши Богословской, что был монастырь Иоанна Богослова, владеют с. Дубровицкого крестьяне»
/Описание документов и бумаг Моск. Арх. Мин. Юст., 11т. ч.3, стр.134/

Пустошь Богословская находилась вблизи д. Соболево.

Иоанно-Богословский погост

ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ погост в Александровском уезде в 1 версте от с. Бакино на землях вотчинников Борковых.
В сотной грамоте 1562 года на вотчины Троице-Сергиева монастыря, значащиеся в Переславль-Залесском уезде, сказано: «в Слободском стану Троице-Сергиев монастырь осьмой жеребий села Боркова двор монастырский». Предание гласит, что здесь был Иоанно-Богословский монастырь, имевший небольшую братию и состоявший на прокормлении у Лукьяновской пустыни, где, будто бы, хранилась опись о Богословском монастыре и землях, ему принадлежащих.
Информация по этому монастырю противоречива: с одной стороны, двор монастырский, принадлежащий Троице-Сергиевому монастырю, а с другой — самостоятельный монастырь, основанный вотчинниками. Вероятнее всего, монастырь был истреблен в Смутное время.

Село Борково

«Село Борково находится во 100 верстахъ отъ губернскаго города и въ 20-ти отъ уезднаго.
Часть этого села еще въ XVI столетии принадлежала Троице-Сергиеву монастырю и такъ значится въ сотной книге 1562 г.: «въ слободскомъ стану осмой жеребей села Боркова, 1 дворъ монастырский, 1 дворъ крестьянский, пашни монастырской 22 четверти съ полуосминою въ поле, сена 25 копенъ, кустарника пашеннаго 4 четверти, земля середняя.
По писцовымъ книгамъ 1628-29 гг. 5 жеребьевъ села Боркова записаны за Иваномъ Федоровымъ Борковымъ старинная его вотчина, а въ селе церковь Ивана Богослова да Николая Чудотворца древяна ветха, стоитъ безъ пения, а въ церкви деисусъ и образы местные и всякое церковное строение прежнихъ помещиковъ, въ селе место дворовое, где жилъ дедъ Ивана Боркова, 4 двора людскихъ, земли вотчинниковой 6 ½ четв., перелогу 50 четв., сенокосъ поросъ лесомъ.
Въ половине XVII столетия местнымъ помещикомъ здесь построена была новая церковь и въ 168 (1660) г. въ патриаршихъ окладныхъ книгахъ записано: «прибыла вновь церковь Иоанна Богослова въ вотчине Ивана Боркова въ сельце Лычеве... дани два алтына полпяты деньги, заезда гривна.
По писцовымъ книгамъ 185 (1677) года при этой церкви написано пашни 5 десятинъ съ полудесятиною и дань увеличена до 8 алтынъ двухъ денегъ.
Въ 1719 году «вдовою Домною Ивановой дочерью Даниловской женою Ивана сына Боркова» по благословенной грамоте Стефана, Митрополита Рязанскаго и Муромскаго, «близъ ветхия старые церкви» построена новая и освящена въ томъ же году снова въ честь св. апостола Иоанна Богослова.
Эта деревянная церковь не однажды ремонтированная существуетъ и въ настоящее время.
Престоловъ въ ней два: въ холодной въ честь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, въ трапезе въ честь Успения Пресв. Богородицы. Антиминсъ на главномъ престоле освященъ въ 1752 г. Амвросиемъ, епископомъ Переславскимъ и Дмитровскимъ.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ свящ. Предметовъ древности сохранились: 1) Евангелие печати 1653 г., - последнее издание предъисправлениемъ книгъ патриархомъ Никономъ; 2) Сосуды серебряные – 1799 г.; 3) Несколько ризъ изъ старинныхъ материй. Изъ Св. иконъ особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями древняя икона, изображающая св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, слушающаго во время заточения божественное откровение, которое записываетъ ученикъ его Прохоръ. Эта икона, по преданию, признается явленной и чудотворной. Изъ богослужебныхъ книгъ – Триодь постная печати 1666 года и Триодь цветная печати 1680 года.
Подъ церковью сохранилась надгробная плита съ надписью: «лета 7115 (1607) апреля въ 1 день убиенъ отъ разбойниковъ рабъ Божий Афанасий Федоровъ сынъ Борковъ». Сохранились и другия надгробныя плиты, но надписи на нихъ отъ времени уничтожились.
Церковные документы хранятся въ целости: копии съ метрическихъ книгъ съ 1803 по 1868 годъ, исповедныя росписи съ 1822 по 1868 годъ.
Причта при церкви не положено; богослужение и требы исправляетъ причтъ села Рясницына.
Земли при церкви: пахатной 8 дес. 499 кв. саж., покосной 1835 саж., неудобной 1260 кв. саж.; на эту землю планъ имеется. Кроме этого есть земля, незначущаяся въ плане: пахатной 20 дес. 1800 кв. саж., покосной 1 дес. 2350 кв. саж., неудобной 1100 кв. саж. Всей землею владеетъ причтъ села Рясницына.
Приходъ состоитъ изъ деревни Боркова (1 вер. отъ церкви) и деревни Алешкина (2 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 72 души мужескаго пола и 79 женскаго; все православные».

Бакинский приход

«Село Бакино находится въ 120-ти верстахъ отъ губернскаго города и въ 20-ти отъ уезднаго».
В архиве Троицкой лавры хранилась копия с купчей крепости, по которой село Бакино с деревнями Дудкино, Самотекино, Бунково, Болховка и Татаринова, куплено в 1550 году Троице-Сергиевым монастырем у братьев Чулковых за 1300 рублей. В патриарших окладных книгах, начиная с 1629 года Бакино значится государевым дворцовым селом. До XIX в. крестьяне этого села числились в удельном ведомстве.
Известия о церкви в селе Бакине восходят к началу XVII веку; в патриарших окладных книгах под 1628 г. значится: «церковь Николы Чудотворца въ селе Бакине… дани два алтына четыре деньги, по наказу гривна». В 1654 г., дани с этой церкви положено «2 рубля 1 алтынъ съ деньгою заезда гривна». По писцовым книгам 1653 года при этой церкви значилось «79 дворовъ, пашни 12 четв., сена 30 копенъ». В 1708 году при этой церкви значится поп Федор Григорьев и 169 приходских дворов. В 1724 году за ветхостью церковь была перестроена и освящена во имя того же святого с приделом во имя св. Алексея человека Божия.
В 1736 году, по указу «Ея Величества и по определению синодальнаго казеннаго приказа, изъ Бакинскаго прихода перечислены къ селу Смольневу сельцо Жердеево и деревня Недерево «за имеющимися онаго села Бакина крестьянскими и тое церкви попа гражданскими и домашними не малыми ссорами».»
В 1799 году в Бакине значится также деревянная одноэтажная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом во имя св. Алексия человека Божия.
Кирпичный храм Николая Чудотворца с колокольней были построены в 1828 году прихожанами вместо деревянной церкви.
Престолов в церкви три: в холодной во имя св. Николая Чудотворца и во имя св. Алексия, человека Божия, в приделе теплом во имя свв. апост. Петра и Павла.
«Причта имеется: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание его получается: а) процентовъ съ причтоваго капитала 20 руб.; б) отъ службъ и требоисправлений до 480 руб.; в) отъ хлебнаго сбора до 100 рублей и г) отъ земли съ покосами до 200 руб., а всего до 800 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахатной 27 десят. 553 саж.; сенокосной 1 дес. 72 квадратн. Саж., подъ дорогами 1239 саж.; планъ и межевая книга на эту землю имеются. въ дополнение къ этой земле издавна прирезано пахатной земли около 5 дес., но плана на эту землю нетъ.
Приходъ состоитъ изъ села Бакина и деревень: Дудкина (3 вер. отъ церкви) и Трускова (4 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 590 душъ муж. пола и 579 жен.; въ томъ числе раскольниковъ безпоповцевъ 11 душъ обоего пола и поповцевъ 10 душъ.
Въ селе Бакине имеется земская народная школа; учащихся въ 1892-93 году было 51».
Церковь закрыта в 1930-х годах, в 1941 году взорвана на щебёнку.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Монастырь возник на месте Благовещенского погоста в 1501 году.
См. Свято-Благовещенский мужской монастырь.

В 2008 году Свято-Благовещенский мужской монастырь на святой Владимирской земле вновь открыт.
Адрес: 601751, Владимирская обл., Кольчугинский р-н, село Тимошкино, Свято-Благовещенский монастырь.
Настоятель Иеромонах Арсений (Железнов), тел.: (916) 573-9909

Борисоглебский монастырь

БОРИСОГЛЕБСКИЙ монастырь при с. Волохове (Ист.-стат. опис. Влад. епарх., 11, стр.292). Время возникновения монастыря не установлено.
См. Борисоглебский монастырь

Воскресенская пустынь

ВОСКРЕСЕНСКАЯ пустынь на р. Куньеме, была близ села Новинки-Круглышево. Как гласит предание, среди лесной глуши на берегу р. Куньемы в XVI веке в «Переславского уезда Залесского, Верх-Дубенском стану, одиноко стояла деревянная церковь малой иноческой обители, посвященная памяти Воскресения Христова». В лихолетье эта «сокровенная пустынь» была разорена «литовскими людьми и русскими ворами». Памятником этой обители служили надмогильные плиты. Находилась пустынь в 6-ти верстах от с. Успенское-Новинки-Круглышево. В селе в Успенской церкви находились несколько икон древнего письма, в том числе икона Казанской Божией Матери, спасенная от литовского разорения иноками бывшей Воскресенской обители.
В 1869 году в деревне Новинки была установлена деревянная часовня. Была приписана к церкви Архангельского погоста. Позже сломана, в наше время сооружён глухой часовенный столб.

Ильинский монастырь

ИЛЬИНСКИЙ монастырь в Подмошье, находился близ с. Годуново. Дата основания неизвестна, разорен, вероятнее всего, в Смутное время. В писцовых книгах 1627-1629 гг. Ильинское — «патриарша пустошь в Кодяеве стане, что был монастырь Ильи пророка в Подмошье, пашни перелога и лесом порослой по 5 чет. в поле, сена 10 копен, леса непашенного 3 дес». Местонахождение определено условно. В 1633 году был патриаршей пустошью.

Пречистенский монастырь

ПРЕЧИСТЕНСКИЙ монастырь на Малом Киржаче. «Пречистино-Чернецкое» - водоохранные зоны рек Малый Киржач и Еловка. Здесь располагался митрополичий Пречистинский монастырь. Предание говорит, где был Пречистинский монастырь, в горе находили много белых надгробных камней и чугунных плит с вырезанными словами. Когда был основан — неизвестно, разорен, вероятнее всего, в годы смуты начала XVII века Упомянут в писцовых книгах 1627-29 гг.: «патриаршая пустошь Пречистенская в Кодяеве стане, что был монастырь Пречистые на р. Малом Киржаче, пашни паханые наездом середние земли по 3 чет., да лесом поросло по 77 чет. в поле, сена 100 копен, леса непашенного 10 десятин». См. Село Чернецкое.

Никольский монастырь на погосте Бачевки

НИКОЛЬСКИЙ монастырь, был на месте погоста Бачевки, названного по р. Бачевке (Истор.-стат. опис. Владим. епархии, 11, стр.329). В старинных актах погост Бачевка назывался Никольским. Монастырь запустел в годы Смутного времени. Местное предание говорит, что на месте погоста когда то существовал монастырь, что подтверждается многими надгробными каменными плитами, находящимися на кладбище и вросшими уже в землю. К сожалению, надписи на этих плитах от времени попортились и прочесть их трудно. Факт существования здесь монастыря подтверждается и сохранившейся в делах патриаршего казенного приказа заметкой: «Никольское, в 1627-1628 гг. патриаршая пустошь в Кодяеве Стане, что был Монастырь Никола на Речке на Бачевке, пашни перелога и лесом порослой середние земли 22 чет. в поле, сена 15 копен». По писцовым книгам 1629-1630 гг. пустовые земли числятся за крестьянами.
См. Погост Бачевка

Никола на Дерюзине монастырь

НИКОЛА на ДЕРЮЗИНЕ — монастырь, существовал в XV веке.
По писцовым книгам 7101 (1592-1593 гг.) упоминается село Михайловское Дерюзино, «а в нем церковь Николы Чюдотворца , древянь, клетцки, а в церкве образы и книги и все церковное строенье и колокола монастырское, да двор монастырской, да двор попа, двор понамарев, да 6 дворов крестьянских, а людей в них тож; пашни паханые монастырские в поле 38 четьи, да крестьянские пашни 18 четьи, да перелогу 20 четьи, да перелогу и лесом поросло 130 четьи, а в дву потомужь, земля худа, сена монастырского 150 копен, рощи пашенные 10 дес.».
А всего у села было «2 деревни, да 12 пустошей, а в них двор монастырской, да двор попов, двор пономарев, да 17 дворов крестьянских, а людей в них тож, да 12 мест дворовых; пашни паханые середней земли наездом 8 четьи, да перелогу 13 четьи, да перелогу лесом поросло 68 четьи, да пашних паханые худой земли монастырские 38 четьи, да крестьянские пашни 58 четьи, да наездом пахано 8 четьи, да перелогу 492 четьи, да перелогу лесом поросло 942 четьи, сена 4095 копен, лесу пашенного 10 дес. А сошного писма в живущем полчети сохи без 4-х четьи пашни, да наездом четвертные пашни 16 четьи, а в пусте 2 сохи без получети и полполполчети сохи. Да под селом под Михайловским под Дерюзиным озерко, а ловят в нем белую рыбу на монастырский обиход. Теперь с. Дерюзино (Дерюзино — от слов дерюга, дерюжина, дерюжный, означающих самый грубый холст, вероятно, используемый для монашеской одежды) числится в Московской обл.

Никольский монастырь

НИКОЛЬСКИЙ монастырь на р. Шахе. Упоминается в докладной деловой разъезжей грамоте 1504/1505 гг. Григория и Бориса Ананьиных детей Петрова на сс. Высоковское Старое и Высоковское Новое в Юрьевском уезде (совр. Александровский район): «налеве реки Шахи лес и пожни к Высоковскому селу к Старому, а направе те луги и те кулиги вверх по Шахе к Новому селу к Николе. А что у нас монастырь великий Никола, Григорьев да Борисов вопче, и мне, Григорью, да Борису попа держать вопче… А что у нас кельи за алтарем, и те нам кельи снести оттоля…».
Монастырь упомянут в купчей 1535/1536 гг. Видимо, он был разорен и уничтожен отрядами польско-литовских интервентов в 1608-1609 гг. и позже не восстанавливался.
Есть косвенное упоминание о Никольском монастыре на Болоте при описании Калабурова на р. Шахе, в 1558 г. вотчинной пустоши Захария Ивановича Рычкова в Киучерском стану, заключавшей в себе 67 десятин волоковых да оселочек, отданная им в этом году Никольскому монастырю на Болоте, во владении которого находилось до секуляризации монастырских вотчин. В 1694г. было произведено отмежевание пустоши от соседних патриарших пустошей (Шумаков. Обзор грамот, 1V, 833, 1202).
Патриаршими пустошами были Павловская и относящиеся к ней бывшие деревни-пустоши. Был ли Никольский монастырь на Болоте тем Никольским монастырем, который упомянут в грамотах Ананьиных, пока не ясно.
«В 7162г. по челобитью Ростовского у. патриарши Корашские волости крестьянина Васьки Ванютине и по обыскам Леонтия Молвянинова прибыло вновь. С мельницы, что отписано на государя святейшего патриарха у Андрея да у Лазаря Ананьиных на р. Шахе на церковной Никольской земле, что писано в Юрьевской же десятине в с. Высоком на Андрее Архипове, на нынешней на 162 г. по новому окладу оброку Корашские волости на крестьянине Ваське Ванютине пять рублев и ноября в 3 день те деньги взято по отписке писца Леонтия Мольянинова привез Володимирский стрелец Ялсушко (?) Фадеев, а впредьте оброчные деньги велено платить Ваське Ванютину здесь на Москве самому и в том взято по нем Ваське поручная запись.
7166 г. отдана в оброк того же с. Высокого крестьянину Куприяшке Никифорову, новой наддачи 2 руб.»
/Холмогоровы, История приходов и церквей, стр. 62, XLIV/

Ждан-городок, Ждановский стан
Осипова пустынь

ОСИПОВА пустынь на р. Кубре, основана на месте битвы новгородской дружины Всеволода Мстиславича с суздальской дружиной Юрия Долгорукого на Жданой горе в 1135 г. Бой произошел 26 января в день памяти Иосифа епископа Солунского, в честь которого назван монастырь.
См. Ждан-городок, Ждановский стан. Осипова пустынь.

Покровский Мирзин монастырь

С XV века на Богоне существовал Покровский мужской монастырь, непосредственно зависевший от Московского митрополита. Жалованная грамота 1461 г. октября 16 дня митрополита Феодосия (митрополит Московский с 1461 по 1464 гг.) игумену Льву Покровского монастыря на Богоне.
В 1465 году митрополит Филипп I (1464-1473) дал монастырю жалованную грамоту. Сохранилась жалованная грамота митрополита Филиппа игумену Льву, что служил в его монастыре у церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Богоне: «приказал есмь тот свой монастырь строити, чтобы как тут всегдашнее богомолье было и на церковныя земли приказал есмь люди звати, что те земли давал в дом Пречистыя Богородицы Филип Марков сын Богонскаго да братинич его Лев Чернец… пожаловал есмь того игумена: не надобе ему моя никоторая дань, ни к старосте поповскому с попа тянути, ни которая пошлина, ни десятинники мои не въезжают, ни всылают ни почто… аз сужу их сам. Лета 6973 (1465)». Эта грамота подтверждена затем в 1474 году митрополитом Геронтием.
О существовании в XVI веке этого монастыря есть только одно косвенное указание у Строева в «Списках иерархов»: там упомянут в 1524 г. настоятель игумен Константин.
В 1562 г. упоминается вотчинное село Покровского Мирзина монастыря Горки на Богоне.
Монастырь был разрушен в Смутное время (1608 г.).
В 1627-1629 гг. монастырь был пуст, «стояла пустая без образов Покровская церковь и расположенное вблизи его село было тоже пусто; к нему тянули пустоши: Свеславлево на рчк. Бачевке, Данилкова на той же рчк., Исайцево, Березки на верховье Богоны, Карелино на той же рчк., Марково на той же рчк., Остафьево на Богоне, Кишкино — итого 13 пустошей». В них «перелога и порослой лесом пашни по 1559 чет. в поле, а в дву по тому ж, сена 1500 копен и леса непашенного 86 десятин». Вотчина эта числилась за патриархом, а затем за Синодом до 1764 г. (Труды ПЗМ, V, ч.11, стр.13, 36).
По мнению Н.С. Стромилова, обыватели с. Покрова по давности времени не сохранили преданий ни о существовании монастыря, ни о его упразднении. Стромилов, как версию, указывает на возможность захоронения в этом «на Богоне» монастыре тел князя Вл. А. Старицкого, его второй жены и детей, убитых по приказанию Ивана Грозного «на Богоне», как записано в Синодике (о захоронении кн. Владимира Старицкого и всех членов его семьи в Архангельском соборе Московского кремля историкам не было известно).
См. село Покровское.

Симеоновский монастырь

«Немецкие горы» - это водоохранная зона рек Серой и Нюньги, а так же части зеленой зоны города Александрова.
СИМЕОНОВСКИЙ монастырь на р. Серой, близ Старой Слободы. По мнению историка Н.С. Стромилова, основателем его считается царь Иван Грозный.
См. Симеоновский мужской монастырь

Успенский мужской монастырь

«Село Крутецъ, на реке Серой, отстоитъ отъ губернскаго города въ 118-ти и отъ уезднаго въ 3-хъ верстахъ».
См. Успенский мужской монастырь.

Успенский Дубенский монастырь
Шевякина пустынь

УСПЕНСКИЙ Дубенский монастырь, на его месте старинный погост Спас-за-Кубежью, на границе Александровского и Калязинского уездов.
По летописному известию (Никон. лет., стр.235) Успенский Дубенский монастырь основан в конце XIV в. преподобным Сергием — игуменом Радонежским . В погосте Спас-Закубежье была чудотворная икона Иверской Божией Матери, которая, по преданию, явилась на острове Замошье, где прп. Сергием был построен монастырь. Сюда зашел он с учениками, повесил на березе образ и стал молиться. К ним стали приходить другие монахи. По устроении обители прп. Сергий ушел на прежнее место. (В житие преп. Сергия, составленном архимандритом Никоном, упоминается самый первый ученик Сергия Радонежского — некто Василий, прозванный Сухой. Пришел он с верховьев реки Дубны, уже в преклонных летах, и, недолго пожив с Преподобным, отошел к Господу. Как версию, можно допустить, что именно в память о своем первом ученике, пришедшем с Дубны, преп. Сергий и основал Успенский Дубенский монастырь).
Год точного утверждения монастыря неизвестен. Народных преданий о монастыре не сохранилось. В Константиновской вол. Александ. уезда погост Спас-за-Кубежью был центром прихода. В описании закубежского прихода В. Орлов дает такую справку: «В 2-х верстах от погоста, около д. Сковородино, в даче пустоши Шевякиной (по местному — Шавыкиной) имеется остров, весь покрытый болотом, за исключением холма в 100 саж. окружности. На этом холме близ берега р. Быстрицы, под тению нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травою, имеются две деревянные часовни на месте прежде тут стоявших церквей Успенского Дубенского монастыря. Основан в конце 14 в. св. Угодником Божиим преподобным Сергием — игуменом Радонежским. Окрестные жители ни в местном предании, ни в письменном повествовании, ни в названии урочищ местности, бывшей под Успенским Дубенским монастырем, в память о нем ничего не сохранили. Скудное единственное летописное известие не только не может быть восполнено повествованием предания, но даже и о дальнейшем существовании обители не имеется никаких известий ни в исторических актах, ни в архивных документах, хранящихся в библиотеке Сергиевой лавры. При учреждении штатов монастыре й в 1764 г. Успенско-Дубенская обитель, несомненно, за бедностью была упразднена». Из монастыря в местную церковь Успения Божьей Матери в 1765 г. перенесена икона Иверской Божьей Матери — древнего письма и мерою в вышину 2 ар. 2 верш., в ширину — 1 ар. 81/4 верш. Икона эта местно чтима как явленная и чудотворная. Под иконой стоит доска с изображением монастыря и развалин с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни в 1765 г.». С этой иконой ежегодно в неделю православия (2-я седмица великого поста) бывал крестный ход на место бывшей Успенской Дубенской пустыни. Перенесены из монастыря и другие православные предметы: кресты, книги и пр.
Переславский историк-краевед М.И. Смирнов приводит и другую версию основания обители: «Прп. Сергий по поручению великого князя Димитрия Донского поставил в 1380 г. монастырь в память Куликовской битвы на Шавыкине острове недалеко от р. Дубны». Этой версии придерживались и издатели Владимирских Епархиальных Ведомостей в публикации, посвященной 500-летию со дня кончины преп. Сергия (1892): «После Куликовской битвы, в благодарность Богу за победу над врагом, преп. Сергий по поручению великого князя Дмитрия Ивановича Донского основал монастырь Дубенский-Шавыкинский, во имя Успения Божией Матери, в 40 верстах к северо-западу от «Троицы».
Должна привести сведения еще об одном Успенском Дубенском монастыре (из книги «Житие преподобного Сергия», составленном архим. Никоном, изд. 1904): «…в 1381 году после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что „на острову", где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, Икону Пресвятыя Богородицы Кипрскую, которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни». Нечто похожее написано в «Истории русской церкви» митрополита Макария: «Первый в 1378 г. Дубенский на Стромыни с церковью Успения Пресвятой Богородицы на юго-восток от Троицкой лавры при речке Дубенке, впадающей в реку Дубну (где ныне село Стромынь). Второй — после 1380 г. в благодарность Богу за победу над Мамаем Дубенский на острову, также с церковью Успения Пресвятой Богородицы, в 40 верстах к северо-западу от Троицкой лавры, при другой реке Дубенке. Поставил игуменом своего ученика Савву».
Исторические источники разъясняют, что в начале 14-го века существовал тракт, ведущий из Москвы в Суздаль. Название Стромынский (Стромынка) он получил в 1382 году, в год освящения Дубненского Монастыря на Стромыне.
Кроме главного Успенского престола, в церкви Успения Пресвятой Богородицы был придел во имя свв. мчч. Флора и Лавра.
С 1642 г. упоминаются еще два придела: Рождества Христова и свв. патриархов Афанасия и Кирилла. В течение двухсот лет монастырь являлся самостоятельным, в XVII в. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Одной из главных святынь монастыря была древняя Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери, на полях которой изображены сщмч. Антипа и мч. Фотиния. С 1841 г. список с этой иконы прославился множеством чудес и исцелений. В 1764 г. монастырь был упразднен, а в 1783 г. — разобран.
В 1827 г. неподалеку от места, где стоял монастырь, был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Николая. В Успенском храме находились три чтимые иконы прп. Саввы Стромынского, письма XVIII-XIX вв.
В 1940-е гг. Успенский храм закрыли, священника Александра Филиппова арестовали еще в 1931 г.
В 1988 г. храм вернули верующим.
Святыни:
4 сентября 1991 г. были обретены святые мощи прп. Саввы Стромынского и перенесены в Успенский храм, где и почивают ныне во вновь устроенной часовне. Также сохранена чудотворная Кипрская-Стромынская икона Божией Матери. По преданию, этой иконой прп. Сергий благословил своего ученика Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь.
См. Стромынка.

При составлении списка монастырей и сведений о них использованы материалы краеведа М.И. Смирнова, историка-краеведа Н.С. Стромилова, описания приходов, составленные К.Н. Тихонравовым и В. Орловым и др. источники.

Владимирская область.
Город Александров

- Свято-Успенский женский монастырь. Александровская слобода.
- Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево.
- Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина.
- Троицкий Стефанов Махрищский женский монастырь. Александровский р-н, с. Махра.

Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (20.06.2015)
Просмотров: 1213 | Теги: монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика