Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
16:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Смоленская Зосимова пустынь. Александровский район

Смоленская Зосимова пустынь



Смоленская Зосимова пустынь

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь — православный монастырь во Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА АЛЕКСАНДРОВСКИЙ


Преподобный старец схимонах Зосима, пустынножитель и чудотворец Александровский

На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей — все о свою пору — нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ Тимоновых.

Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему,как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям.

Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство — несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду.


Старец Зосима

Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались,… терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их 1 . Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.

Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но, вероятно, он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас его высокие добродетели. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святаго и быть призванным к уединенному жительству в пустыни — надо трудиться на пути духовного делания очень долго, много десятков лет быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит св. Иоанн Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божьими заповедями и Божьим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать над своим сердцем и своею плотию. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, где духовное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспевания, заняться исключительно и духовным деланием в отшельничестве или в безмолвии, если окажется способным к тому. Но далеко не каждый способен к безмолвию и отшельничеству.

Чтобы сделаться способным к пустынножительству надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби, бороться со cтрастями. Без сомнения, старец Зосима много лет монашествовал, жил сперва под руководством опытных старцев, стремился к совершенству, был исполнителем правды Божией, получил все блага и Дары, какие только мыслимо приобрести подвижническою жизнью в монастыре, но, по заповеди Христовой, восхотел окончательно распять свою плоть на кресте отшельничества, и удалился к совершенно уединенной созерцательной и мученической жизни, подражая вере великого и преподобного наставника Свято-Троицкой обители. Он явился на указанную ему Господом, благословенную Ульянину пустошь уже будучи схимонахом. Крестьяне окрестных сел, в числе которых был и Семен Ермолаев и Иван Прокофьев, жившие уже в XIX веке, показывали, что место это издревле называлось пустынькою; был тут монастырь и церковь, но в чье имя не известно; разрушена во время нашествия Литвы и поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима и его келейник Иона; на месте церкви Зосима приказал плотнику, крестьянину села Никульское Андрею Кляузину, построить часовню.

Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за советом и наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти.
«Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен».
«Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого,— по словам блаженного Епифания, ученика преподобного Сергия, описавшего его житие, — его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови – ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами – видимые и невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и нападения свирепых зверей»

Все подвижники испытывают в пустынях, как говорили раньше, страхования и, конечно, отец Зосима прошел чрез ту же борьбу с демонами, как и преподобный Сергий, которого мучили полчища бесов. Об этом мог бы поведать сопутник его по отшельничеству, монах Иона, но, вероятно, он был неграмотный, а позднейшие пустынножители не озаботились описать житие своего мудрого духовного отца и наставника.

Драгоценным вкладом в житие Зосимы служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, который был несколько лет сторожем у могилы Зосимы и хорошо помнившего многое из рассказов своих предков. В ней говорится, что отец Зосима отличался большим умом, был человеком святой жизни; к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Молва о подвигах отшельника привлекала к нему не только желавших подражать ему и следовать за ним по избранному пути жития иноческого, но даже и лиц Царской фамилии. Чтила старца сестра Петра Великого, царевна Наталия Алексеевна. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. На пожертвования царевны Натальи выстроили особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел. Около отца Зосимы мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание помимо Ионы называет и Кирилла. Здесь образовалось некое подобие пустынного общежития.

Несомненно, что схимонах Зосима обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Народ к нему притекал толпами; он с каждым беседовал, как проповедник и учитель; ему были искренно и сердечно преданы все окрестные жители, — почему крестьяне с такою любовью и хранили не только могилу схимонаха, но и передавали из поколения в поколение предания о его житии.

Среди источников своего очерка прп. Серафим указывает тетрадку, писанную со слов старца Симеона. В настоящее время не обнаружена. В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», — сказала она. Вскоре после ее отъезда, в половине июня, старец скончался. Говорили, будто бы он завещал похоронить его без всяких почестей, а в случае же неисполнения этой его воли, он более ста лет не явится людям. Но известно, что сейчас же после его преставления отправили гонца в Москву. Известие о кончине старца застало Царевну больной; она не могла приехать. Тело его оставалось три недели непогребенным, пока не получена была весть, что царевна по болезни на погребении старца быть не может. Но будто бы пожертвовала она большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Могилу себе он ископал ранее и выложил ее кирпичом.
Так гласит предание. «Три недели лежал усопший незахороненным и, несмотря на сильные жары, не изменился и не было ни малейшего запаха, могилу ископал он себе сам и выложил кирпичом. Погребение, как передали предки, было великолепное, народу стеклось очень много», — сообщает нам Семен Ермолаев. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему «видети истления» (Пс. 15, 10).
Погребение, как передавали предки, было великолепное; народу стеклось очень много. Это было, по исследованию летописцев, в 1710 г.

Для богомольцев кончина блаженного старца, то, что они потеряли в его лице дивного молитвенника, было великим горем. Народ притекал в часовню Ульяниной пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему видети истления (Деян. 2, 27; Псал.15, 10.).

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине ХIХ века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать.

Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас.

Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет — кожа вскоре очистилась.

21 мая 2006 года Лазарева А.В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось.

Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

Память преподобному Зосиме, пустынножителю, Алксандровскому чудотворцу празднуется 15/28 июня и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых

Тропарь преподобному схимонаху Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из нея же исшел в место пустынное и тамо, победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо. и яко финикс процвел еси в пустыном житии, сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: моли за ны ко Господу да спасет души наша.

Величание

Ублажаем тя, преподобне старче наш Зосимо, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

***

Зосимова Пустынь расположена на живописном, покрытом еловым лесом холме на берегу речки Молохчи в двадцати верстах от Троице-Сергиевой Лавры 4 в трех с половиной верстах от станции Арсаки Ярославской железной дороги. В XVII веке местность эта именовалась Ульяниной пустошью и в писцовых книгах значилась принадлежащей дворянскому роду Тимоновых.
В последней трети XVII столетия поселился в этой пустоши схимонах Зосима, инок Троицкой обители, призываемый Богом к уединенной отшельнической жизни.
Смоленская Зосимова пустынь была основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии…
Вскоре после кончины схимонаха Зосимы Пустынька его стала оскудевать, и иноки разошлись по другим монастырям. На могиле старца поставили большой памятник из белого камня и по требованию народа, стекавшегося во множестве, стали совершать панихиды. Долгое время не существовало никакой часовни над могилой и лишь спустя многие десятилетия, в 1840-е годы фабрикант Зубов устроил деревянную часовню с позолоченным крестом над куполом.
В 1722 году Зосимова Пустынь была официально упразднена и причислена к Лукиановой Пустыни (в 10 верстах от Александрова); в 1728 году вновь стала самостоятельной. Но ненадолго. В 1764 году часовню, поставленную схимонахом Зосимой, причислили к церкви села Никульского.
Шли годы. Память о Пустыни как обители стала исчезать. Часовня была сломана, иконы из нее и иноческие келлии увезены за семь верст в село Слотино. Над могилой старца был оставлен только деревянный крест. Но чудотворения, совершаемые здесь, все более умножали веру в святость его жизни и напоминали, что не должно забывать место его подвигов. Семен Ермолаев рассказывает, например, следующее. Однажды во время пилки леса пустынник Зосима явился пильщикам. Он ходил вокруг своей могилы и кадил ее. Один из пильщиков стал смеяться и убеждать товарищей, что это не праведный человек, а нечистый дух в виде монаха. На другой день после этого пильщик умер. Окрестные пастухи видели на могиле огни, и это внушило им желание раскопать могилу. Семен Ермолаев со своим товарищем раскопали это место и увидели, что могила выложена камнем и что гроб сохранился в прежней свежести. От гроба исходило благоухание. Когда же они пытались открыть гроб, ударил сильный гром, от внезапной тучи сделалось темно, и они в страхе бежали.
В 1850-е годы П.А. Волков, в чье владение перешло поместье, благоговея перед памятью старца Зосимы, возложил на его могилу в часовне мраморную доску с золотой надписью «Схимонах Зосима». Помещик В.В. Головин построил близ часовни сторожку. Тогда и поставлен был Семен Ермолаев при ней сторожем. В 1854 году часовня была приписана к приходской церкви, притчу которой было поручено следить за ней.
Постепенно Зосимова Пустынь приобретала все большую известность. Молва о получаемых от могилы Старца исцелениях росла. Окрестные жители стали часто приходить к ней на богомолье, несли сюда свою работу — полотенца, материи, а также творог, яйца, и, оставляя эту жертву, сами брали песок из горы, где стояла часовня, воду из колодца, вырытого старцем Зосимой.
В 1855 году земли с Пустынькой перешли во владение Г.И. Неттель, помещицы лютеранского вероисповедания, чтившей, однако, память схимонаха Зосимы к проявлявшей заботу о Пустыни. Наконец, одно необыкновенное событие положило начало устройству здесь монастыря.
В 1860 году Пустыньку посетили два монаха, как они объяснили, — по поручению схимонаха Филиппа из Киновни Боголюбской Божией Матери узнать, не продаст ли ему барыня три десятины земли с могилою старца Зосимы. Помещица отказала — и монахи исчезли. Вскоре после этого у Неттель умерла ее единственная дочь Юлия, и она похоронила ее около часовни. Смягченная горем, она послала к о. Филиппу некую старушку сказать о своем согласии продать ему землю. Однако старец очень удивился — никаких монахов покупать Пустыньку он не посылал. Сын его Прокопий увидел в этом необычайном случае указание Божие и, по благословению о. Филиппа, поехал к помещице с просьбой продать Киновии эти земли. Наконец, после долгих колебаний, Г.И. Неттель подала прошение в Учрежденный Собор Троице-Сергиевой Лавры, в котором писала, что «имея усердие к церкви Боголюбия Божией Матери, что в Киновии», передает на вечное содержание оной часть земли из пустоши Ульяниной для служения в ней братнею Киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме и всем при часовне погребенным.
В 1867 году схимонах Филипп, заведовавший Киновией, принял в управление и Зосимову Пустынь и управлял ею до своей кончины в 1869 году. Вначале здесь поселились семь иноков из братии Киновии, которые, исполняя монашеские правила по Киновийскому уставу, трудились также над расчисткой лесной чащи около часовни, занимались корчеванием пней, сенокосом и пчеловодством. О. Филипп перенес из Киновии все необходимое для Богослужения, книги, иконы. После его кончины забота о Зосимовой Пустыни перешла к его старшему сыну иеромонаху Галактиону (в схиме Игнатий). При нем на средства помещиков Д.В. Головина и Е.В. Яковлевой была сооружена часовня из кирпича, заменившая прежнюю, деревянную, пришедшую в ветхость.
31 июля 1888 года московский купец Д.М. Шапошников подал в Учрежденный Собор Лавры прошение о разрешении устроить на личные средства из Зосимовой часовни церковь, пристроив к ней каменные трапезу и корпус для братии. Новая каменная церковь была освящена во имя Смоленской Божией Матери.
После двадцатилетних трудов иеромонаха Галактиона управление Киновией и Зосимовой Пустынью было вверено его брату иеромонаху Прокопию (в схиме Порфирий), а затем иеромонаху Палладию.
В 1891 году для управления собственно Зосимовой Пустынью Учрежденным Собором Лавры был назначен иеросхимонах Иоанн.
Завершителем устройства Зосимовой Пустыни стал архимандрит Павел (Глебов), наместник Троице-Сергиевой Лавры с 1891 года. Он отдал Пустыни свой долгий опыт деятельной иноческой жизни и, согласно завещанию, — все, что у него было. Здесь, в соборе, они нашел место своего упокоения — погребен в левом приделе в честь архангела Рафаила. При нем монастырь усиленно обстраивался и благоукрашался.
В 1894 году строительство Зосимовой Пустыни было поручено — с возведением в сан игумена — иеромонаху Гефсиманского скита Герману (Гомзина) († 30 января 1923). Он с молодости был монахом, иноческий подвиг совершал под духовным руководством гефсиманского старца, известного своей высокой жизнью, иеросхимонаха Александра — ученика оптинского старца Леонида. О. Германа постригали в мантию в Гефсиманском скиту. Герман управлял обителью до 1923 года.
Дух Оптиной Пустыни через старца Александра о. Герман принес и в Зосимову Пустынь. Вникая во все стороны монастырской жизни, главной своей задачей он полагал созидание здесь старчества. Игумен Герман усмотрел дар духовного рассуждения у иеромонахов Досифея, Дионисия, Митрофана, позже Иннокентия.


Так выглядела Свято-Смоленская Зосимова пустынь в начале ХХ века

Открытка начала XX-го века


Надвратная колокольня


Надвратная Всехсвятская церковь.

Центральные ворота надвратной Всехсвятской церкви

Правые ворота надвратной Всехсвятской церкви

Оригинальная постройка псевдорусского стиля над северными Святыми воротами монастыря. Здание увенчано высокой епанчовой кровлей и фланкировано башенками. У ворот над колокольней с правой стороны помещались иконная и книжная лавки.
Возвращена монастырю в 1990-х, отреставрирована.

За стеной монастыря, напротив колокольни, находилась монастырская гостиница. Противоположные от монастыря окна гостиницы смотрели прямо в большой еловый лес.
С левой стороны от собора были построены два корпуса, примыкающие друг к другу. В деревянном располагались покои игумена Германа, а в каменном — братии монастыря.
В монастыре хранилась древняя икона Смоленской Божией Матери, согласно преданию, находившаяся прежде у родственников Святителя Филиппа, Митрополита Московского, бояр Колычевых; при ней же два ковчежца с частями честнаго пояса Божией Матери и мощей св. великомученика Георгия.
В 1898 г. Зосимову пустынь посещал Николай Александрович Бердяев (6 [18].03.1874 — 23.03.1948).

В 1900 году в монастыре был освящен главный храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери.




Собор во имя Смоленской Богоматери Смоленской. 1894-1900 гг.

Первая церковь была перестроена из кирпичной часовни 1878 г., стоящей на месте существовавшей с XVIII в. часовни над захоронением прп. Зосимы, разобрана в 1893 г. Обширный краснокирпичный храм в псевдорусском стиле на ее месте выстроен по проекту А. А. Латкова. Боковые приделы Архангела Рафаила и Зосимы Соловецкого.
В главном соборе Пустыни находилось надгробие старца Зосимы, рядом с правым клиросом главного храма, около иконы Смоленской Божией Матери. Такое же место в левом приделе было занято надгробием архимандрита Павла. Иконостас был дубовый, резной, иконы нового письма. На южной стене храма находились иконы Спасителя и Божией Матери, написанные настоятелем, игуменом Германом.
Закрыт в 1920-х г., главы сломаны. Открыт в 1992 г., отремонтирован.



Северо-восточная башня ограды


Северо-западная башня ограды

Юго-восточная башня ограды

Надкладезные часовни. 1893 г.

Здания монастырской водокачки (нач. ХХ в.), построенные над артезианской скважиной в Смоленской Зосимовой пустыни.
Близ речки Молохчи, под горой, старец Зосима собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду. В начале XX века над ним была выстроена каменная часовня, и в чистой воде кладезя ясно отражалась икона Всемилостивого Спаса, помещавшаяся в куполе часовни.



Звонница



Западный братский корпус


Северное крыльцо церкви Сергия Радонежского. 1893 г.

Небольшой храм псевдорусского стиля в 2-этажном кирпичном корпусе монастырской трапезной, стоящем с юга от собора. Венчание сломано, здание используется военной частью.
В начале XX века в обители было до пятидесяти монашествующих. Служба совершалась уставная, продолжительная, при старинном столповом пении. На вечерней общей молитве братией полагалось много земных поклонов за благотворителей Пустыни. Введено было и ежедневное откровение братии своих помыслов духовнику, столь спасительное в духовной жизни. В течение дня братия постоянно была занята различными послушаниями.

Строгий аскет, делатель Иисусовой молитвы, ведший переписку со свят. Феофаном Затворником, талантливый иконописец, о. Герман был духовным наставником и вельможных особ и простонародья. Именно он создал знаменитое зосимовское старчество, прославившее пустынь. Вместе с тем, преп.. Герман был и замечательным администратором, Строителем, при котором пустынь значительно украсилась и расширилась. В своей жизни о. Герману довелось претерпеть и непонимание, и осуждение, и даже клевету и предательство. Один из ближайших помощников и учеников составил донос лаврскому начальству на своего Авву, и о. Герман был удален из Зосимовой. Сегодня некоторые исследователи оправдывают действия доносчика благими намерениями, но нам кажется более оправданным опираться на свитетельства современников и очевидцев происходивших тогда событий, например Епископа Арсения (Жадановского), сравнивавшего его с Иудой Искариотом. Господь "хранит угодников своих", заступничество духовных чад старца, молитвы братии не оставившей своего настоятеля и последовавшей за ним в изгнание, не дали злой клевете одержать верх, и о. Герман, полностью оправданный, смог вернуться в столь милую его сердцу обитель.
В конце жизни игум. Герман принял постриг в Великую схиму. Отошел ко Господу 30 января (н. ст.) 1923 г. не увидев телесными очами разорение любимой обители. Похоронен схиигумен Герман был в Смоленском соборе пустыни, где уже после возрождения монастыря были обретены его честные мощи.
В мае 1923 года монастырь (существовавший как артель) был окончательно закрыт.

Возобновление обители

Долгие десятилетия место подвигов Зосимовских старцев было в запустении. Но милостиею Божиею и по молитвам подвизавшихся здесь святых иноков наступило время возрождения обители.
История его такова. Известный своим благочестием насельник Троице- Сергиевой Лавры иеромонах Филадельф, в схиме Моисей (Боголюбов), в день празднования Державной иконы Божией Матери 15 марта 1992 года написал письмо Преосвященному Евлогию, Епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой об открытии Зосимовой Пустыни. Этот день вошел в летопись обители и положил начало ее возрождению.
Владыка Евлогий с большим участием откликнулся на эту просьбу и вскоре состоялась его встреча с представителями воинской части, которая находилась на территории монастыря.


Центральный иконостас Смоленского собора Смоленской Зосимовой пустыни в поселке им. Ленина Александровского района Владимирской области. 2017 г. http://temples.ru/

26 апреля 1992 года, на Пасху, был совершен первый молебен с крестным ходом. Его возглавил насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Макарий (Веретенников). 20 июня 1993 года в день памяти Всех Русских Святых был освящен придел во имя преподобных Зосимы и Савватия в Смоленском соборе, где сейчас и совершаются Богослужения.


Интерьер правого придела Зосимы Соловецкого. 2017 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/

В 1994 г. обитель возглавлял архимандрит Нил (Сычев); духовник монастыря — игумен Алексий (Шишков), насельник Московского Свято-Данилова монастыря; благочинный — иеромонах Авраамий (Павличенко); казначей и помощник наместника — иеромонах Кирилл (Сурков); эконом — иеродиакон Герман (Столбиков). В обители тогда было двенадцать насельников, из них девять — в священном сане.

Память о Зосимовских старцах жива в благочестивом православном народе. В монастырь после его открытия стали поступать иконы, личные вещи старцев и другие святыни. Так, была возвращена Тихвинская икона Божией Матери ХѴІІІ века, чтимая в обители до ее закрытия.
Родственники старца Алексия передали в Пустынь икону Спасителя XIX века, которая находилась в келье Старца, а также его монашеский параман и набивной крест, который первоначально был прибит к деревянному кресту на могиле старца Алексия. В обитель были переданы частицы мощей преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, которая неоднократно бывала в монастыре и духовно окормлялась у настоятеля о. Германа, а позднее — у старца Алексия.

Престольный праздник обители — день празднования Смоленской иконы Божией Матери. В 1993 году этот праздник возглавил Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
Особенно памятными днями в Пустыни являются:
28 июня — день кончины основателя обители схимонаха Зосимы;
2 октября — день кончины старца Алексия.
В эти дни совершаются братские панихиды.
С военнослужащими воинской части, расположенной на территории обители, сложились хорошие отношения. Будущие воины помогали восстанавливать Пустынь. Сформировались два взвода, в которых несли воинскую службу учащиеся духовных школ Русской Православной Церкви, а также юноши, исповедующие Православие, из Москвы и близлежащих областей.


Рака с мощами преп. Зосимы, основателя пустыни

Рака над мощами прп. Зосимы в интерьере Смоленского собора Смоленской Зосимовой пустыни в поселке им. Ленина Александровского района Владимирской области. 2017 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/

Свидетельницей трех торжеств стала Свято-Смоленско-Зосимова Пустынь. Перенесены и поставлены в соборе Пустыни святые нетленные мощи иеросхимонаха Алексия, от которых мир видел уже много чудес и исцелений, — это шаг к прославлению Старца. В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января), а в 2000 г. преп. Алексия (память 2 октября).


Икона Смоленской Божией Матери в Смоленско-Зосимовой Пустыни.
Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) - икона давшая первую часть названия монастыря "Свято-Смоленская..." По преданию первообраз этой иконы был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. По гречески "Одигитрия" по русски "Путеводительница". Именно со Смоленской иконой пришел в глухую пустошь, которая потом стала Зосимовой пустынью, и сам ее основатель - схимонах Зосима. Бережно хранила братия памятную икону до самого разорения обители. Была здесь и другая Смоленская, принадлежавшая некогда святителю Филиппу (Колычеву) Митрополиту Московскому с частицами пояса Богородицы и мощей великомученика Георгия Победоносца. К сожалению, обе они были украдены большевистскими бандитами в 1920-е годы, и след их затерялся.

В канун прославления Зосимовских старцев, в день празднования Владимирской святыни — Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня/1 июля 1994 года) в Зосимову Пустынь из Москвы пришла Сама Владычица Своею Смоленскою иконой. Большой образ в серебряном окладе был передан обители монахиней Анной (Васильевой), духовной дочерью Зосимовскою старца Агафона (в схиме Игнатия). Она долго хранила икону у себя и часто в молитве просила Матерь Божию указать место, где Ей угодно пребывать. Наконец, воля Владычицы была открыта, и матушка ее исполнила: икона передана обители ныне прославляемого старца Зосимы.
Икона быстро стала почтиаться чудотворной, источая многие милости притекающим к заступничеству Богородицы. Эта икона написана приблизительно в начале-середине XIX века, вероятно палехскими иконописцами.
В 2011 году злодейская рука посягнула на достояние Матери Божией и все они были украдены. Но не попустила Владычица святотатцам коснуться великой святыни - частицы Ее честной ризы, и сегодня она находится в большом серебрянном кресте на иконе. Икона Божией Матери Смоленская находится с правой стороны от входа в собор в резном, деревянном киоте под сенью. Два раза в месяц, на вечерней службе в воскресенье, перед ней совершается Акафист.


Икона Спасителя на троне

Еще одним особо почитаемы образом обители является икона Спасителя на троне.
Эта икона была пожертвована в монастырь и тогда различить на ней изображение было практически невозможно, лишь глаза с укором смотрели на нас. Безусловно, когда-то этот образ находился в храме, ныне вероятно рарушенном. Снова затеплились перед ней лампада, свечи, зазвучали слова молитвы... И лик Господень стал светлеть, проявляться. Сначала робко и едва заметно, затем все ярче и явственнее. Икона стала обновляться, ее не касалась рука реставратора. Сегодня эта икона одна из почитаемых святынь Зосимовой пустыни. Находится она в Рафаиловском (левом) пределе Смоленского собора монастыря. Перед ней всегда можно помолиться, поставить свечу, приложиться.

Св. отец Алексий


Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.
С левой стороны Смоленского Собора, рядом с Рафаиловским приделом, у солеи, находится деревянная, резная рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

Одним из самых почитаемых старцев Зосимовой Пустыни, принесшим ей подлинную славу перед ее закрытием был иеросхимонах Алексий, в миру Феодор Алексеевич Соловьев.
Родился он 17 января 1846 года в Москве в семье священника церкви Симеона Столпника за Яузой. Окончив в 1866 году Московскую семинарию по Первому разряду, вступил в супружество и был определен диаконом в храм Святителя Николы в Толмачах. Но прожил со своей горячо любимой супругой всего четыре года до ее кончины. Батюшка, тогда диакон, остался с малолетним сыном Мишей на руках.
28 лет прослужил он диаконом в храме святителя Николая в Толмачах.
В 1895 г. он был рукоположен митрополитом Московским Сергием в пресвитеры к Большому Успенскому собору за свои душевные качества и необыкновенную музыкальность. Батюшка давно бы ушел в монастырь, если бы не его долг перед домочадцами.
После смерти супруги, живя в миру, о. Феодор тяготился его суетой и стремился к уединенной жизни в монастыре. Но надо было поставить на ноги сына. Кроме того, на его попечении оставались теща и свояченица. Но вот 25 апреля 1897 года теща скончалась, свояченица была хорошо устроена, сын закончил Московское техническое училище и женился. О. Феодор теперь мог осуществить свое давнее желание — поселиться в уединенном монастыре, куда бы не проникала житейская суета и где бы иноки действительно спасались в трудах, посте и молитве. Таким святым уголком считался в то время скит Святого Параклита. Сюда и направился будущий старец. По дороге заехал в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам преподобного Сергия, помолился. И тут, по словам самого старца, Господь неожиданно путь его направил и намерение изменил...
Игумен Зосимовой Пустыни о. Герман не сразу согласился принять в число братии столичного протоиерея... Но миновали хлопоты о пострижении в Москве — «и вот, наконец-то Бог благословил и меня переселиться в Зосимову Пустынь, — вспоминал впоследствии о. Алексий. — Тогда здесь была такая глушь, такая тишина, кругом - лес, и деревья близко подходили к келлиям, так что ветки их начинались у моего окна, а по ним часто прыгали белки...»
30 ноября 1898 года о. Феодор принял монашеский постриг с именем Алексий, в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского. Первое время о. Алексию жилось в Пустыни нелегко. Скорби и трудности опытно познакомили его с монашеством. Постепенно главным его делом в монастыре стало старчество и духовничество. Особенно пошел к нему народ после смерти гефсиманского старца о. Варнавы, который скончался 17 февраля 1906 года.
Старец Алексий жил в северо-восточной башне, сырой и холодной. Великим постом 1906 года он тяжело заболел, но, по милости Божией, после соборования в Великий Четверг стал поправляться, а потом переселился в построенную для него сыном Михаилом избушку. В эту избушку стремились люди самые разные, ехавшие со всех концов России за духовным советом и утешением, стремясь прикоснуться благодати Божией, которая несомненно почивала на Старце. «Придешь, бывало, к нему скорбный, с душевной тревогой, благодатный старец не только умирит, но еще и утешит, и уйдешь от него довольный, счастливый, даже самый счастливейший», — вспоминала одна его духовная дочь.
Духовная опытность, сила молитвы и необыкновенная прозорливость привлекали к нему многих. Иногда отец Алексий принимал по несколько сотен людей в день.
Когда о. Алексий поступил в монастырь, он думал о затворе, молитве, безмолвии, и, окруженный многочисленным народом, живя в монастыре, тосковал о уединенной молитве, по пребыванию наедине с Богом. Но долгое время ходатайства его об этом не имели успеха. Наконец, 26 мая 1916 года на просьбу о затворе он неожиданно получил согласие духовника о. Германа, а через неделю пришел указ Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры, к которой была приписана Зосимова Пустынь, с разрешением уйти в затвор. Трогательным было прощание с братией и духовными детьми, всеми, кто оказался в те дни в Пустыни, узнав о неожиданной предстоящей разлуке со Старцем.
Затвор старца Алексия продолжался до половины августа 1917 года, когда, по воле Божией, он был избран в члены Всероссийского Церковного Собора и приехал накануне Успения Пресвятой Богородицы в Москву. На Соборе было принято решение о восстановлении Патриаршества, были избраны три кандидатуры и постановлено вынуть о них жребий. Право вынуть жребий Собор предоставил старцу Алексию. Это произошло 5/18 ноября, в воскресенье. Из Большого Успенского собора была перенесена в храм Христа Спасителя древняя святыня, Владимирская икона Божией Матери и, по усердной церковной молитве перед нею, Старец трижды перекрестился и вынул жребий из ковчежца. Жребий пал на Преосвященнейшего Тихона (в то время Митрополита Московского и Коломенского). 21 ноября/4 декабря в Успенском соборе состоялась интронизация Патриарха.
На Пасхальной неделе, 8/21 апреля 1918 года, Собор закрылся, а когда возобновились его заседания, Старец по немощи был уволен от участия в нем.
28 февраля ст. ст. 1919 года о. Алексий был пострижен в схиму с прежним именем, только в честь Алексия Человека Божия (память 17/30 марта).
В 1920 году Зосимову Пустынь превратили в сельскохозяйственную артель, а в мае 1923 года обитель окончательно была закрыта.
В январе 1923 г. скончался игумен Герман, а на другой день после его погребения в монастырь нагрянула ликвидационная комиссия. Старец со своим келейником переехал в Сергиев Посад. Там для него были сняты две комнаты в доме на Дворянской улице: одна для о. Макария, а другая, поменьше, для него самого.
О. Алексею в то время было семьдесят лет. Жизнь Старца медленно угасала. 19 сентября/2 октября 1928 года Старец мирно отошел ко Господу. Отпевание совершалось в церкви Петра и Павла в Сергиевом Посаде. В Богослужении принимали участие шесть Архиереев, множество священнослужителей; храм был переполнен народом. В похвалу покойного Старца было сказано много вдохновенных речей. «Чем о. Алексей привлек наши сердца? — говорил один из священнослужителей. — Ответ один: тем, что он был Старцем. Жизненные скорби готовили его к старчеству, а изгнание и болезнь — к Царствию Небесному».
В 1994 г. нетленные мощи иеросхимонаха Алексия были перенесены и поставлены в соборе возрожденной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни.

Память - 2 октября.
Празднуя память преподобного Алексия, должны просить, его святых молитв за нас пред Господом». По окончании литургии настоятель монастыря игумен Серафим поздравил всех с праздником и пожелал всем помощи Божией: «Господь говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Мы ищем мирских увеселений и забываем о том, что человек призван уподоблять свою жизнь Христу Спасителю. Преподобный Алексий стяжал мир душевный на земле. Мы видим плоды духа преподобного. Пусть молитвенный покров святого Алексия Зосимовского будет со всеми вами. Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас.

Собор Зосимовых святых


Преподобный схиигумен Герман, Строитель Зосимовой пустыни

- Преподобный схиигумен Герман


Преподобный иеросхимонах Алексий

- Преподобный Алексий Зосимовский


Преподобномученик иеромонах Макарий

- Преподобномученик иеромонах Макарий


Преподобноисповедник игумен Владимир

- Преподобноисповедник игумен Владимир


Преподобномученик иеромонах Герасим

- Преподобномученик иеромонах Герасим


Преподобномученик схиархимандрит Игнатий

- Преподобномученик схиархимандрит Игнатий

Сайт Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни: http://zosymova-pustin.ru/pages/svyatyini_monastyirya.html
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина
Упраздненные монастыри Александровского уезда.
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Город Александров.


Категория: Александров | Добавил: Николай (23.06.2015)
Просмотров: 5098 | Теги: монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru