Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
11:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Волохово Александровского района

Село Волохово (Борисоглебское)

Волохово – село в Александровском районе Владимирской области. Следневское сельское поселение.
Село расположено в 18 км на юго-запад от центра поселения деревни Следнево и в 5 км от железнодорожной станции Арсаки на линии Москва — Александров. «Село Болохово, Борисоглебское тож, находится в Александровском уезде, в расстоянии от губернского города в 128 верст. и от уездного в 13 ½ верст. на реке Горел-Крест». [2]

Село Волохово издавна называлось Борисоглебским, по стоявшей в нем деревянной церкви во имя св. мучеников князей Бориса и Глеба.
В актах юридического быта ХVI в. (именно 1524) упоминается в тогдашних пределах: «Переславскаго уезда Залесскаго, волость Марининская» (д. Марино, по бывшей большой дороге от Троице-Сергиевского посада к г. Александрову), а в ней Борисоглебский стан; скорее всего, этот Борисоглебский стан и есть село Борисоглебское, Волохово тож, так как во 1-х, деревня Марина от с. Волохова в 8-ми верстах, и во 2-х, описываемые в одном из тех актов селения и урочища — хотя и не в смежности с селом Волоховым, но в окрестностях его. В том документе «разъезжей грамоте» упоминается судьей Микита Шорап, Семенов сын Баскаков; этот Баскаков предок тех Баскаковых, коим принадлежало в XVIII в. — во время генерального межевания — с. Андреевское (Туркино) с деревнями и пустошами, отстоящее от с. Волохова в 10-ти верстах.
В юридических актах 1524 года упоминается Борисоглебское село, которое позже (1550 год) называется Волоховым по фамилии помещика, которому были пожалованы Иваном Грозным окрестные земли.
Волоховым село называется без сомнения от первых его вотчинников, имевших эту Фамилию, — Волоховы — древний дворянский род, упоминаемый в печатанной Бархатной книге (II, стр. 288 — 424 № 170) и в Российской родословной книге (изд. князя Долгорукова С.П.Б. 1857 г. IV, стр. 351). Один из этого рода, Дмитрий Иванович Волохов, помещик в Галицком погосте Новгорода, пожалован был Царем Иваном Васильевичем Грозным 2-го октября 1550 года поместьем в уезде Московском (В Московском уезде в межевой книге 1676 года упоминается «в Гоголеве стане пустошь Волохова».), быть может — и этим же самым селом, так как оно находилось в «Гулятину стану Переславскаго уезда Залесскаго», входившего непосредственно в состав Московского государства.
Известны следующие представители этого рода: Дмитрий Иванович в 1551 году был прислан из Казани в Москву гонцом от воевод бывших там (И. Г. Р. Карамз. по VIII пр. 241). Никифору Волохову поручено было в 1582 году сопровождать из Москвы в обратный путь папского посла иезуита Пассевина. Замша Никифоров послан был в 1584 году строить на Северной Двине — Архангельск. Двинский летописец (Древ. Рос. библиофики изд. 2 XVIII 15) свидетельствует так: «в лето 7092 г. присланы с Москвы на Двину воеводы: Петр Афанасьев Нащокин да Залешанин Никифоров сын Волохов», что значит, житель — вотчинник из Залесья, из Залесского Переславля уезда, в пределах которого и состоял Александровский уезд. Вдова Василиса Волохова, мамка св. царевича Димитрия, и сын ее Осип упоминаются в числе его убийц 15 мая 1591 года, за что в тот же день преданы были смерти жителями г. Углича. Трое Волоховых владели населенными имениями в 1699 году, и один из них Иван Афанасьев был стольником Петра Великого. О Волоховых в селе этого имени не сохранилось никаких преданий, ни названий урочищ.

В первой четверти XVIII в. село Волохово стало родовой вотчиной Баскаковых; Баскаковы — потомки Алферия Петровича Баскакова, бывшего воеводой в Красноярске с 1639 по 1643 год и в Норыме в 1652 г. Царь Михаил Феодорович за его верность в смутное время междуцарствия пожаловал вотчинами в 1620 году своей государевой грамотой.
Упоминается в родословной Баскаковых — Алексей Петрович Баскаков действительный статский советник, бывший президентом Ревизион - Коллегии в правление принцессы Анны Леопольдовны (Рос. Род. кн. Долгор. IV 263).

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Александровской волости Александровского уезда.
В годы Советской власти до 1998 года деревня входила в состав Арсаковского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 128 чел., в 1905 г. – 155 чел., в 1926 г. – 159 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Товарищество действует с 12 октября 1993 г. Председатель правления Киселев Алексей Сергеевич.
СПСК "Родник-3" действует с 21 апреля 1997 г. Председатель Стогова Елена Алексеевна.
Товарищество "Родник-2" действует с 15 мая 2002 г. Председатель Никифорова Наталья Анатольевна.
Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Ростокино" действует с 20 февраля 2002 г. Председатель правления Коржаев Евгений Викторович.
Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Источник" действует с 20 августа 1996 г. Председатель Терентьева Тамара Николаевна.
Товарищество "Каскад" действует с 24 декабря 2001 г. Председатель Охапкин Александр Владимирович.

Борисоглебский монастырь

БОРИСОГЛЕБСКИЙ монастырь при с. Волохове (Ист.-стат. опис. Влад. епарх., 11, стр. 292). Время возникновения монастыря не установлено.
В с. Волохове издавна стояла деревянная церковь святых мучеников кн. Бориса и Глеба. Когда и кем основана эта церковь, записей не имеется, только темные предания старины повествуют, что будто бы на месте, где деревянная церковь, был монастырь, разоренный в нашествие поляков в 1609 году. Ими, по преданию, зажжен крест храмозданный, который упал в протекающую невдалеке речку, и та с тех пор именуется Горелый Крест.
Предание о существований монастыря отчасти подтверждается и тем, что при рытье фундамента для каменного храма оказывались могилы, в коих уцелели остатки монашеского одеяния. Что нашествие поляков было в этих местах (с. Волохове, д. Петровом-селе, сельце Б. Копцеве и д. М. Копцеве), — это несомненно, именно в 1609 г. В этот год поляки были разбиты князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским под Александровой слободой на поле с. Каринского, отстоящего от с. Волохова в 6-ти верстах.
Факт этого разорения подтверждается записью в патриарших окладных книгах, в коих записана церковь в вотчине Ждана Васильева сына Телицына в Переславль-Залесском уезде в Гулятине стану на пустоши, что было сельцо Борисоглебское-Алешково и Волохово тож; эта запись стоит под 207 (1699) г.
Память о смутном времени и Ляхолетии уцелела в сельце Б. Копцеве по названиям в его даче полей к с. Волохову «Панино» и «Киверник», происшедшим вероятно от «панов-Поляков» и их «киверов».
Сельцо Борисоглебское запустело и только к концу XVII века заселилось вновь; в нем тогда были: 1 двор помещиков, да 8 дв. крестьянских – молотчих.

Борисоглебский храм

Достоверное существование церкви в с. Волохове начинается с 1699 г.; в этом году, как свидетельствует запись в патриарших окладных книгах, вотчинником Жданом Телицыным построена была здесь деревянная церковь и в 1700 г. освящена в честь Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. К церкви был определен священник Павел Исаиев, дьячок и просвирница; дани положено 13 алтын, заезда гривна.

«Лета 1720 марта в 23 день Великому Государю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу писали пречистыя живоначальныя Троицы архимандрит Тихон Писарев, келарь Иосиф Бурцов, казначей Моисей Протопопов с братиею… В нынешнем 1720 году генваря в 23 день били челом великому Государю, а им подали за руками челобитную Переславского уезду Залесского монастырской их Троицкой деревни Полиносовой, да деревни Арсак крестьяне Клим Степанов с товарищи, а в прошении их написано: ходят де они прихоцкие люди к слушанию божественной службы и ради своих мирских треб того же Переславского уезду Залесского в вотчину дьяка Ивана Родионова сына Лосева в село Волохово, а ближе того села иных церквей нет, и они де крестьяне, выбрали себе, излюбя, из того села Волохова отца своего духовного попа Павла Исаева, и чтоб у них крестьян в оной деревне Полиносовой ему попу построить церковь во имя Николая Чудотворца, и в тое церковь всякую церковную утварь отправлять ему попу Павлу, а без указу великого Государя на тое церковь лесу готовить и церковь строить они не смеют, и великий Государь пожаловал бы их, велел о строении деревянныя церкви дать бы им великого Государя Указ…»

Волохово по актам 1750 г. и генерального 1774 г. межевания значилось: «Переславскаго уезду Залесскаго, Гулятина стану село Борисоглебское, Волохово тож».
В 1777 г. храм был перестроен, главный престол сохранил свое наименование.
В 1782 г. освящены приделы святителя Алексия митрополита Московского и великомученицы Варвары.
По описи 80-х годов XVIII века, учиненной Суздальской епархии Александровского у. Александровским закащиком Рождественского собора священником Петром Ключаревым ведомства его села Волохова церкви св. Бориса и Глеба и всему ее имуществу при священнике Николае Степанове — значится: «церковь оная деревянной, настоящая — во имя св. Бориса и Глеба, антиминс на ея престоле — освящен 1777 года Феофилактом Епископом Переславским, а приделы: правый — во имя св. Алексея Митрополита, а левый во имя Великомученицы Варвары и в них на престолах антиминсы им же освящены в 1782 г.».
1 марта 1805 г. помещик села Волохова коллежский асессор Александр Александрович Баскаков поданным преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому прощением представил, что владения его в селе Волохове «церковь св. Бориса и Глеба с 2-мя приделами деревянная требует внутренних и наружных поправок, а по необширности ее некоторой и пристройки, не касаясь однакож освященных престолов: состоят же к оному храму прихожанами его Баскакова три брата (Поручик Дмитрий, секунд-майор Яков и капитан Степан – Александровичи Баскаковы.), и все они четверо единодушно желают соорудить храм каменный, к чему и материалы заготовлять с сего года намерены, но так чтобы в течении такового времени и ныне существующий деревянный храм не мог прийти в ветхость, а возобновлен и украшен, оставаясь цел и по сооружении каменнаго», — на что последовала резолюция Преосвященного: «означенныя ветхости церкви исправить дозволяется».
При рытье рвов под фундаменты были найдены могилы, в которых уцелели остатки монашеской одежды.
По смерти Александра Александровича, один из братьев его, помещик и прихожанин села Волохова, отставной подполковник Яков Александрович Баскаков, был совершителем общего с своим покойным братом желания. Тщанием Якова Александровича, при материальном содействии его братьев и их наследников, а равно и других Борисоглебской церкви прихожан помещиков: сельца Колычихи— девиц Дарьи Ивановны и Авдотьи Ивановны Ступишиных,— сельца Копцева — Петра Гавриловича Стромилова (подпоручик, р. 15 июня 1767 г., † 27 сентября 1819 г., погреб. в с. Волохове, Александровского уезда Владимирской губ. Жена – Дарья Семеновна Черевина, р. 12 марта 185 г., † 4 декабря 1830 г., погреб. в с. Афонасьеве) и его жены Дарьи Семеновны, и при ревностном участии крестьян того прихода, по благословенной в 1809 г. преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского и Суздальского, на построение храма грамоте, воздвигнут в 1815 году каменный храм.
Храмоздатель Я.А. Баскаков, ревнитель церковного благолепия, не щадил средств к украшению воздвигнутого им храма; внешняя архитектура и обширность храма требовали соответственного внутреннего благолепия, — и искусные московские живописцы Камков и Заваруев расписали храм отличной стенной живописью.
Существовавшая до того времени в Волохове деревянная церковь, за ветхостью и вследствие сооружения каменного храма, была в 1815 году упразднена; иконостас с царскими вратами, местные иконы и церковная утварь из деревянной церкви перенесены в каменную; на месте трех престолов деревянной церкви поставлены два кирпичные столба в ограде каменного храма, а место третьего — занято крыльцом правого входа каменной церкви.
Каменный храм в селе Волохове по наружному виду — крестообразный; каменная колокольня соединена с церковью и устроена над папертью.
Внутренность храма разделяется глухой стеной с пролетом на две половины:
1) главная (настоящая), холодная, во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба; ее обширный алтарь без отделений, полукруглый; антиминс освящен Парфением, епископом Владимирским и Суздальским, в 1831 г. Июля 5 дня. Иконостас малый, устроен в полукруглой арке, отделяющей алтарь от трапезы храма; царские врата — деревянные глухие, столярной работы. Стены храма и алтарь расписаны живописью.
2) Придельная теплая; в ней устроены по обеим сторонам два алтаря: направо — во имя Святителя Алексия Митрополита; на престоле антиминс освящен Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским в 1811 году Февраля 4 дня, а сам придел освящен в 1815 г. Ноября 7 дня Александровского Христорождественского собора протоиереем Петром Лихаревым, — налево — во имя св. Великомученицы Варвары; на престоле антиминс освящен Феофилактом епископом Переславским и Дмитровским в 1782 году Мая 15 дня, а придел освящен в 1815 г. Ноября 8 дня местным благочинным с. Слотино священником Иаковом Богословским.
По освящении этих приделов, 9 ноября 1815 г. (как видно из дневника Павла Яковлевича Баскакова, хранившегося в библиотеке помещика сельца Копцева Николая Семеновича Стромилова) сожжены св. престолы и жертвенники древней Борисоглебской деревянной церкви, причем найден древний холщовый антиминс, тогда же положенный под срачицу на престоле придела во имя св. Великомученицы Варвары.
Иконостасы в обоих приделах простой столярной работы и окрашены белой краской с вызолоченной резьбой; царские врата в обоих алтарях с филенками решетчатые; стены расписаны живописью, частью на пожертвование купца В.А. Викентьева.
Я.А. Баскаков снабдил храм богатой по ценности и роскошной по отделке утварью, и за это усердие к св. храму был почтен от прихода единодушным избранием с 1815 г. в должность церковного старосты и званием ктитора. Скончался в 1840 г. 6 июня и погребен у храма.
Из церковной утвари в кон. XIX века замечательны, Евангелия: 1) в большой поллист, печатано на александрийской бумаге в Москве в синодальной типографии в царствование Императрицы Екатерины II и обложено литыми серебряными деками (84 пробы), весом 8 ф. 75 зол., позлащенными и украшенными финифтивыми изображениями, осыпанными стразами, — 2) в четвертку, напечатано на простой бумаге в Москве в синодальной типографии, в царствование Анны Ивановны, в 1735 г.; обложено бархатом с серебряными литыми наугольниками.
Прочие же книги богослужебные большей частью печатаны в царствование Императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Алексеевны.
Кресты серебряно-позлащенные и круглая малая финифтивая икона — все с частицами мощей угодников Божиих, даны вкладом Я. А. Баскаковым; кресты и икона вставлены в дску с изображением на ней тех угодников, мощи коих в них находятся; икона и риза на нее — вклад Николая Семеновича Стромилова (член разных ученых обществ, писатель по истории, археологии, библиографии и генеалогии, р. 1 апреля 1842).
Иконы: 1) Смоленской Божией Матери в серебряной ризе на дске малого размера, древнего искусного письма, 2) Спасителя (на полотне) — вклады В.С. Еропкина, — 3) Иверской Божией Матери — вклад А.А. Стромиловой, — 4) Спасителя в терновом венце и 5) Господа Вседержителя, искусной живописи — вклад Преосвященного Аполлоса, епископа Вятского и Слободского.
Седьмисвечник посеребренный, и для иконы киота деревянная значительного размера и искусной резьбы — пожертвованы В.А. и Е.Н. Свиньиными. Опись церковного имущества сделана в 1840 г.
Кладбище устроено одновременно с храмом и близ него; на нем около церкви похоронены некоторые из прихожан помещиков: рода Баскаковых — владельцев этого села и д. М. Копцева, рода Стромиловых — владельцев сельца Б. Копцева, и рода Ступишиных — владельцев сельца Колычихи. Между памятниками (числом до 12-ти) ценностью и превосходством отделки отличается памятник над телом покойного помещика сельца Копцева с деревнями, штаб-ротмистра Семена Петровича Стромилова (Семен Петрович, штабс-ротмистр, р. 26 июня 1813 г., † 15 января. 1859 г., погреб, в с. Волохове. Жена - Анна Андреевна Юрьева, р. 28 декабря 1822 г., † 30 июля 1878 г., погреб. в г. Александрове, на городском кладбище), поставленный супругой и детьми его. Этот надгробный памятник — чугунный, в 125 п., в романском стиле под бронзу, в виде часовни (с 2-мя окнами и дверью), вмещающей свободно трех человек: в часовне икона и неугасимая лампада.

Земли при церкви усадебной нет; пашенной 18 десятин, сенокосной 5 дес. и 587 квад. саж., неудобной десятин, из числа коих заросшей лесом 8 десятин. По неимению усадебной земли для причта, дом священника построен на помещичьей земле, а пономаря — на числящейся в пашне церковной земле.

Причт издавна состоял из священника, дьячка и пономаря: а по штату 4-го октября 1846, г. положено быть священнику и пономарю, которые получают, кроме доходов от прихода, еще от казны, из Александровского уездного казначейства, вспомогательного оклада с 1835 г. ноября 1 дня ежегодно по 67 руб. 19 копеек, да 4 % с билета в 50 руб., положенного в 1849 г. июля 26 дня на помин Высокопреосвященного Лаврентия, архиепископа Черниговского и Нежинского.
В памяти прихожан сохранился, согласно имеющимся документам, последовательный перечень священно-церковно-служителей причта села Волохова:
в 80-х годах XVIII в. опись, учиненную Суздальской епархии Александровского уезда Александровским закащиком, Рождественского собора священником, Петром Ключаревым ведомства его села Волохова церкви св. Бориса и Глеба и всему тоя церкви имуществу, подписали — местные приходские села Волохова священник Николай Степанов и дьячок Герасим Игнатьев. За этим приходским священником поступил священник Николай Васильев, переведенный из села Ивановского-Прозоровских, Покровского уезда; его рукой сделаны некоторые отметки на вышепоминаемой описи. По одному сохранившемуся указу Владимирской Духовной Консистории видно, что он священствовал в с. Волохове в 1805 году. Священник Николай Васильевич был родителем Луки Николаевича, известного впоследствии Лаврентия Бакшеевского, Архиепископа Черниговского и Нежинского. У священника Николая Васильева от жены его Агафьи Петровны, кроме сына Луки, были две дочери: Акилина — за дьяконом с. Аббакумова — Липня, Покровского уезда, Петром Степановичем, и Анна — за священником Троицко-Сергиевской церкви в г. Переславле Залесском Григорием Марковичем Радугиным.
По преклонности лет священника Николая Васильева, на его место поступил священником, в 1810 году, окончивший курс богословия во Владимирской семинарии Георгий Никитич Беляев, у которого заштатный священник Николай Васильев и проживал на пропитании. В 1830 г. на 41 г. возраста священник Беляев переведен по своей просьбе (по бедности Волоховского прихода) священником в село Ставрово, Владимирского уезда; последним же поприщем его 52 л. священнического служения был Благовещенский погост, Александровского уезда; скончался он и погребен в с. Ставрове, куда переехал жить, передав мужу своей внуки Доброхотовой священническое место в Благовещенском погосте.
Дьячком в бытность священника Беляева был Иван Семенов.
В 1831 г. поставлен священником Иван Прохорович Руфицкий, окончивший курс богословия во Владимирской духовной семинарии; в 1833 г. переведен он в с. Кузминское, Юрьевского уезда.
В 1833 г. 21 апреля поставлен священником Михаил Козьмич Изволенский, окончивший курс богословия во Владимирской духовной семинарии, 25 лет, и после 34 л. 2 м. и 14 дней пастырского служения, на 58 г. жизни скончался в 1867 г. июля 17 дня и погребен в селе Волохове, против алтаря св. Бориса и Глеба. При нем были: дьячком Илья Иванов (сын дьячка Ивана Семенова) и пономарем Семен Петров; а по смерти его в 1843 году — Григорий Ильин (сын дьячка Ильи Иванова).
В 1867 г. поставлен священником Василий Алексеевич Соловьев, окончивший курс богословия во Владимирской духовной семинарии, а пономарем с 1843 г. состоял Григорий Ильин, обучавшийся в низшем отделении Переславского духовного училища.
Священник Соловьев был женат на дочери священника Михаила Козмича Изволенского.
Приход Борисоглебской церкви состоял из села Волохова, сельцов Б. Копцева и Колычихи, деревень М. Копцева и М. Кашина, Шаблыкина и Б. Кашина. Сельцо Б. Копцево было в приходе с. Долматова, в приходе которого также состояли — сельцо Колычиха и дер. М. Кашино, — и только при помещике П. Г. Стромилове (15 июня 1767 - 27 сентября 1819) с. Копцево перешло с ним в приход с. Волохова в 1815 г., а дер. М. Кашино в 1840 годах. В 1869 г. присоединилась к Волоховскому приходу деревня Шаблыкина (бывшая в приходе с. Снятинова) по приглашению церковного старосты, помещика сельца Копцева, Николая Семеновича Стромилова; а в 1876 г. присоединена и деревня Б. Кашино, при уравнении приходов, в числе коих села Волохова Борисоглебской церкви приход оставлен самостоятельным.
Прихожанами с. Волохова с 1870 г. признаются и служащие на станции Арсаки — по Московско-Ярославской железной дороге, так как посещают Борисоглебскую церковь и приглашают причт ее для богослужений, и молитвенных треб.
Прихожане все Православного вероисповедания; раскольников не имелось.

Волохово — родина архиепископа Вятского (1866—1885).Аполлоса (Беляев. 1812, с. Волохово Александровского у. Владимирской губ.- 27.11.1885, г. Слободской Вятской губ.).
Беляев Иван Георгиевич родился ок. 1812 г., в селе Волохове, где отец его был священником. Обучался в Переславль-Залесском ДУ, с 1830 г.- во Владимирской Духовной Семинарии. Поступив в 1835 г. из Владимирской семинарии в Киевскую духовную академию, он, во время прохождения академического курса, 25 сентября 1838 г., постригся в монашество. По окончании курса, в 1839 г. со степенью магистра богословия, 1 авг. 1839 г. рукоположен во иеромонаха, в сентябре назначен преподавателем в Орловскую семинарию, а в октябре переведен в Тверскую. 27 августа 1841 г. назначен преподавателем богословия во Владимирской Духовную Семинарию. С 13 февраля 1845 по 6 марта 1846 г. исполнял обязанности инспектора Владимирской ДС. В 1845 г. Аполлос причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры; в 1847 г. переведен на должность инспектора и преподавателя в Астраханскую семинарию; в 1849 г. назначен настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря; 9 ноября 1851 г. возведен в сан архимандрита. 21 февраля 1854 г. получил должность ректора Астраханской семинарии с назначением настоятелем Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, а в июне 1856 г. перемещен на должность ректора Псковской семинарии и настоятеля Псково-Печерского Успенского монастыря. В 1859 г. Аполлос был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 16 февраля 1864 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского; 22 февраля 1866 г. переименован во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской епархии, а 13 декабря 1866 г. назначен епископом Вятским и Слободским. Здесь в 1877 г. его заботами открыта при кафедральном Вятском соборе епархиальная библиотека. С 15 июня 1879 г. по 11 мая 1880 г. Аполлос присутствовал в Св. Синоде и возведен в сан архиепископа. С первого же года Архиепископства в Вятской Епархии Епископ Аполлос, несмотря на уже довольно преклонный возраст, чуть не ежегодно осуществлял Обозрения вверенной ему епархии. Описания этих путешествий обычно составляли сопровождавшие Владыку лица. Так описание «Обозрения Вятской епархии» в котором подробно описывалось путешествие, продолжавшееся 22 дня было составлено архимандритом Иосифом, скрывавшимся, при публикации очерка, за псевдонимом «I.A.». Архимандрит Иосиф (Иван Гаврилович Баженов, 1827-1886) в годы службы на Вятке (1866-1870) возглавлял известный Трифонов монастырь и одновременно являлся ректором Вятской духовной семинарии и редактором «Вятских Епархиальных Ведомостей». Во время путешествия длиною в 1156 верст владыка Аполлос и архимандрит Иосиф посетили 7 из 11 городов Вятской губернии, побывали на двух заводах (Воткинском и Ижевском) и в 55 селах. В 1885 г. вследствие болезни уволен по прошению на покой в Слободский Крестовоздвиженский монастырь, где скончался 27-го ноября 1885 г.

Памятными для прихода и церкви деятелями из среды прихожан: храмоздатель подполковник Яков Александрович Баскаков и помещик сельца Копцева штаб-ротмистр Семен Петрович Стромилов (26 июня 1813 - 15 января. 1859), — состоявшие до их смерти каждый по несколько трехлетий церковными старостами.

1885 г. «В селе имеются два господских деревянных дома.
Иконостас с царскими вратами, местные иконы и церковная утварь из деревянной церкви перенесены в каменную; на месте трех престолов деревянной церкви поставлены два кирпичные столба в ограде каменного храма, а место третьего занято крыльцом правого входа каменной церкви. — Каменный храм в селе Волохове по наружному виду — крестообразный; каменная колокольня соединена с церковью и устроена над папертью. Внутренность храма разделяется глухою стеною с пролетом на две половины:
1) главная (настоящая), холодная, во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба; ее обширный алтарь без отделений, полукруглый; антиминс освящен Парфением, епископом Владимирским, в 1831 г. июля 5 дня. Иконостас малый, устроен в полукруглой арке, отделяющей алтарь от трапезы храма; царские врата — деревянные глухие, столярной работы. Стены храма и алтарь расписаны живописью.
2) Придельная теплая; в ней устроены по обеим сторонам два алтаря: направо во имя святителя Алексия Митрополита; на престоле антиминс освящен Ксенофонтом, епископом Владимирским, в 1811 г. Февраля 4 дня, а самый придел освящен в 1815 г. ноября 7 дня александровского Христорождественского собора протоиереем Петром Лихаревым, — налево во имя св. великомученицы Варвары; на престоле антиминс освящен Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским в 1782 г. мая 15 дня, а придел освящен в 1815 г. ноября 8 дня местным благочинным с. Слотина священником Иаковом Богословским. По освящении этих приделов, 9 ноября 1815 г. были сожжены св. престолы и жертвенники древней Борисоглебской деревянной церкви, при чем найден древний холщевый антиминс тогда же положенный под срачицу на престоле придела во имя св. великомученицы Варвары. Иконостасы в обоих приделах простой столярной работы и окрашены белой краской с вызолоченной резьбой; царские врата в обоих алтарях с филенками решетчатые; стены расписаны живописью, частью на пожертвование купца В.А. Викентьева. Я.А. Баскаков снабдил храм богатой по ценности и роскошной по отделке утварью, и за это усердие ко св. храму был почтен от прихода единодушным избранием с 1815 г. в должность церковного старосты и званием ктитора. Скончался в 1840 г. 6 июня и погребен у храма.
— Из церковной утвари замечательны, Евангелия: 1) в большой поллист, печатано на александрийской бумаге в Москве в синодальной типографии в царствование Императрицы Екатерины II-й и обложено литыми серебряными дсками (84 пробы), весом 8 ф. 75 зол., позлащенными и украшенными финифтивыми изображениями, осыпанными стразами, — 2) в четвертку, напечатано на простой бумаге в Москве в синодальной типографии, в царствование Анны Иоанновны, в 1735 г.; обложено бархатом с серебряными литыми наугольниками. Прочие же книги богослужебные большей частью напечатаны в царствование Императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Алексеевны. — Кресты серебряно-позлащенные и круглая малая финифтивая икона — все с частицами мощей Угодников Божиих; кресты и иконы вставлены в дску с изображением на ней тех Угодников, мощи коих в них находятся; из других икон замечательны: 1) Смоленской Божией Матери в серебряной ризе на деке малого размера, древнего искусного письма, 2) Спасителя (на полотне), 3) Иверской Божией Матери, 4) Спасителя в терновом венце и 5) Господа Вседержителя, искусной живописи. — Семисвечник посеребренный, и для киоты икона деревянная значительного размера и искусной резьбы. Кладбище устроено одновременно с храмом и близь него; на нем около церкви похоронены некоторые из прихожан — помещиков. Между памятниками (числом 12) ценностью и превосходством отделки отличается памятник над телом покойного помещика сельца Копцева с деревнями, штаб-ротмистра Семена Петровича Стромилова, поставленный супругою и детьми его. Этот надгробный памятник — чугунный, в 125 пуд., в романском стиле под бронзу, в виде часовни (с двумя окнами и дверью), вмещающей свободно трех человек; в часовне — икона и неугасимая лампада.
В состав прихода, кроме с. Волохова, в коем 28 дворов, входят следующие селения: сельцо Копцево большое, сельцо Копцево малое, сельцо Кашино, сельцо Колычиха и д. Шаблыкино; последняя деревня отстоит от церкви в 4 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 346 муж. и 427 ж. пола душ, кои занимаются хлебопашеством и возкой дров. Прихожане все Великорусского племени, искони туземные жители, к храму усердны, ревнуя о его благолепии; раскольников в приходе нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Василий Соловьев, который священствует с 1867 г. и имеет набедренник.
При сей церкви земли: усадебной нет, пашенной 18 д., сенокосной 5 д. и 587 кв. с., неудобной 14 д., из числа коих заросшей, по местам, мелким лесом до 8 д. Плана на оную землю при церкви нет, а значится она в помещичьих планах; дела о земле не производится; сею землею причт владеет сам. Дома у причта собственные — деревянные, на помещичьей и церковной земле. На содержание причта постоянного оклада и жалованья не получается, а получается им всего в год до 700 рублей.
В Волоховском приходе нет никаких благотворительных учреждений». [2]

В с. Волохове в 1892 г. была открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1892-93 году – 16 человек.
Ночью на 18 марта 1907 г. из церкви с. Волохова неизвестными злоумышленниками, через взлом железной решетки в окне, совершена из свечного ящика кража денег 56 руб. Виновные не обнаружены („Влад. голос“, 15).

У церкви находится могила историка, краеведа и библиографа Николая Семеновича Стромилова (1842-1895 гг.), а также его отца.
Более двадцати лет могилы Н.С. Стромилова и его предков зияли пугающей пустотой, а останки были выброшены вместе с землей наружу. В самом начале 80-х годов ХХ века неизвестные люди с только им известными намерениями полностью разрушили часовню на могиле Н.С. Стромилова, разрыли его могилу и могилу отца. Вторая часовня рухнула в подкоп, но осталась цела, только лишившись двери. Мраморный памятник был отброшен в сторону, возможно, вскрывали могилу и деда Н.С. Стромилова. Еще в 1994 году члены историко – краеведческого клуба «Отечество» вместе с председателем Строгановым Л.С. сделали слабую попытку к восстановлению захоронения, но пугало зловещее: «Охраняется государством», опасались обвинения в самоуправстве. Но и обращение к областным инстанциям ничего не дало. Еще семь лет мы продолжали топтать останки потомков древнего дворянского рода. И только в 2001 году Л.С. Строганов, перенеся обширный инфаркт, зная, что жизнь его может оборваться в любой момент, призвал нас хотя бы что–то сделать с захоронением, что в наших силах. Было решено хотя бы предать останки земле.
Вручную возвращали выброшенную землю в зияющие провалы. Одновременно из земли извлекались фрагменты разрушенной часовни, некогда стоящей на могиле Николая Семеновича Стромилова. Работы продолжились летом 2002 года. Вместе с Л.С. Строгановым в работах принимали участие А.В. Васенков, В.Н. Ревякин, В.С. Малов, Е.Н. Усанов. Было желание установить на место уцелевшую часовню, но продолжительные дожди не позволили тогда сделать это. В ноябре 2002 года остановилось сердце у Л.С. Строганова. Но это не остановило работы. Летом 2003 года была поставлены на место мраморный памятник и уцелевшая часовня, останки были захоронены и о. Серафимом из Зосимовой пустыни отслужена панихида на могилах.
Летом 2004 года была полностью восстановлена и чугунная часовня на могиле Николая Семеновича Стромилова. Это стало возможным благодаря предпринимателям братьям Г.Н. и А.Н. Сазоновым. Большой интерес к захоронению проявляют жители с. Волохова и прилегающих дач. У часовен всегда стоят цветы. Многие приходят, чтобы просто посмотреть на эти уникальные памятники. 19 сентября 2004 года о. Серафим освятил часовни и надеемся, что простоят они долго, как символы возрождающейся России. 8 мая 2006 г. А.Н. Сазоновым, А.В. Васенковым и В.Н. Ревякиным была поставлена на прежнее место отремонтированная ограда. Железобетонные плиты, на которых стоят часовни, засыпаны землей.
14 сентября с. Волохово посетил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Он одобрил усилия прихожан храма Бориса и Глеба по его восстановлению, одобрительно также отозвался о деятельности клуба «Отечество» по восстановлению захоронения Стромиловых. Читая труды Стромилова, сказал он, отмечаешь, с какой любовью к родному краю и православию они написаны (Источник: http://kraeved.alexandrov.ru/htmls/stromilov.html).


Более 30-ти лет, с 27 сентября 1894 года и до 1927 г. служил в Волоховском храме Михаил Васильевич Виноградов (1867 г.р.) — протоиерей, благочинный окрестных церквей.
В 1927 – 1929 гг. в Борисоглебской церкви его сменил у престола Божия младший брат — священник Алексей Васильевич Виноградов (1872 г.р.), впоследствии репрессированный в селе Ново-Воскресенском.
В конце 1920-х годов псаломщицей в Волохове была бывшая насельница Успенского монастыря г. Александрова инокиня Домна Ивановна Питерцева (1888 г.р.) Позже, в марте 1937 года, она была арестована в составе церковной общины села Махры. На допросах вины своей не признала, ничьих имен не назвала, и была приговорена всего к 2-м годам гласного надзора. После открытия Троицкого собора г. Александрова до глубокой старости инокиня Домна пела в нем на клиросе.
В сентябре 1930 года под давлением властей в селе Волохове была зарегистрирована группа верующих из 208 человек обновленческого церковного направления. Священником стал только что «рукоположенный» Александровским «архиереем» Михаил Андреевич Стрыгин 1874 года рождения. Уже к июлю 1931 года храм опять числился «тихоновским», служил в нем священник Михаил Александрович Тархов, расстрелянный в 1938 году, будучи обновленцем.
В 1933—34-м году служил, похоже, тот же Стрыгин, фамилию которого советские власти ошибочно писали то «Строганов», то «Стриганов». Для получения возможности совершать богослужение в патриаршем храме он должен был принести публичное покаяние в обновленчестве и принять рукоположение в иерейский сан от законного епископа.
В 1934 – 1935 году в Волохове служил иеромонах Аристарх (в миру Александр Елисеев). Родился он в 1886 году в деревне под Санкт- Петербургом, с юных лет был монахом Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Южно-Уссурийском крае. В наших краях оказался вместе с братией своего монастыря во главе с настоятелем архимандритом Сергием (Озеровым). Вместе с ними был и осужден, и расстрелян 9 сентября 1937 года. Как писала бывшая в те же годы в Волохове монахиня Сергия (Наталья Александровна Голубцова), иеромонах Аристарх был малограмотным, и не мог противостоять натиску обновленцев, и поэтому был епископом Хрисогоном переведен в село Ратницкое Гаврилово-Посадского района. А на его место в 1936 году по рекомендации той же монахини Сергии был назначен вернувшийся из ссылки очень грамотный московский священник Вениамин Александрович Воскресенский (будущий митрополит Елевферий).


Вениамин Александрович Воскресенский

В том же 1936 году приехали в Волохово монахини Екатерина Колгина и Анна Владимировна Крутова — бывшие насельницы Покровского Хотьковского монастыря.
В феврале 1937 года отца Вениамина сменил у престола священник Василий Михайлович Никологорский. Все они были уже ранее осуждены и отбыли по нескольку лет ссылок. Отец Василий, служивший до революции в Подмосковье, отбывал в 1930-е гг. ссылку в г. Юрьеве-Польском.
С приездом отца Василия множество верующих из окрестных селений потянулись в храм. Кроме жителей Волохова и окрестных деревень постоянными прихожанами стали жители Арсак и рабочие фабрики 5 Октября из поселка Струнино. 27 августа 1937 года священник и монахини были арестованы по обвинению в к/р деятельности, направленной против существующего строя, в ведении деятельности, направленной на ослабление «мощи колхозов». «Он настолько организовал свои действия, — давали показания свидетели, — что ни один революционный праздник на селе не праздновали, он заглушал их своими мерами по организации церковных праздников. Так он сорвал празднование 1 мая». Обвиняли священника и монахинь также в выражении сочувствия колхозникам и в даче им денег.
Постановлением тройки НКВД инокиня Анна приговорена к 10-ти годам ИТЛ, а отец Василий и инокиня Екатерина 9 октября 1937 года были расстреляны.
С арестом священника прекратилось совершение богослужений в Борисоглебской церкви, хотя юридически храм закрыт не был. Ключи от него хранились у бывшей церковной старосты Татьяны Петровны Сорокиной из дер. Арсаки. Благодаря ей церковное имущество оставалось нетронутым: при осмотре храма в 1946 году оказалось, что «внутри все абсолютно сохранилось, даже 3 антиминса (книги, ризница, богослужебные сосуды – все сохранно, и… церковь ничем не занята».
Единственное, что пострадало за эти годы – пол в зимней части храма. Плитка была повреждена от весеннего половодья, а особый ущерб нанес председатель сельсовета, который в 1948 году на 5-ти кв. метрах выбрал кирпич от калориферных печей из подвала, сделав из него себе печку для обжига горшков, после чего часть пола в храме провалилась.
Заезжавший в Волохово в 1947 году священник писал: «Храм хоть и не особо велик, но выстроен хорошо и прочно, очень светлый и со вкусом отделан. Принадлежности богослужебного ритуала все на месте и в исправности. Так что со стороны готовности храма к открытию богослужения нет препятствий».
С началом войны в начале 40-х годов, когда по стране стали открываться некоторые храмы, появилась надежда и у волоховских верующих, которые начали хлопотать об открытии своей церкви. С 1941-го года за подписью той же Татьяны Сорокиной было отправлено множество ходатайств во все инстанции. В 1948 году в очередном письме было сказано: «об открытии нашего Божьего храма… десятки раз обращались в район, неоднократно обращались в область, к Владимирскому Владыке, дважды обращались в Моск. Патриархию…».
Трогательное прошение на имя Патриарха стоит привести полностью:
«Великому Господину и отцу нашему Алексею, Святейшему Патриарху все России
Верующих прихожан села Волохова Струнинского района Владимир. области
Усерднейшее прошение.
Все мы верующие села Волохова, к которому принадлежат 25 деревень и город Струнино, в коем более 15и тысяч жителей, уже 6 лет хлопочем об открытии нашего храма. Он остается совершенно целеньким. Руки вредителей не коснулись его. Все в нем налицо целое – все три иконостаса, весь инвентарь, облачения, книги, в алтаре вся святыня – хоть завтра можно служить. Если и требуется незначительный ремонт виде частичного остекления, то на это потребуется 1 неделя. Просим выслать ревизию и убедиться. Неоднократно некоторые из членов Совета были у Вашего Святейшества, Вы просили об этом писать… И мы от прихожан исписали гору бумаг, а результата добраго и по сей день не добьемся.
Из Совета по делам Православной Церкви посылают во Владимирский Обл Исполком, а этот последний ссылается на райисполком Струнинский. Здесь же председатель райисполкома Скотников тоже твердит, что пока он жив — не допустит открытия храма.
Святейший и дорогой наш отец! Да неужели только от него и зависит открытие храма и судьба верующих сердец? Мы тому не верим. Мы вынуждены просить, Святейший, Вас об удовлетворении наших верующих сердец и подвинуть дело об открытии храма. Из 25 деревень и из гор. Струнино, который отстоит от села Волохова в 4-х верстах, в свободное от работ дни масса женщин с малыми детьми едут по религиозным потребностям в город Александров на поездах. Постоянная давка, шум, детский крик, даже часто многие остаются за невозможностью сесть. Ведь могут быть несчастные случаи и увечья, но никому до этого нет дела. В своих хлопотах издержали много средств и все без пользы.
Пусть Совет по делам Прав. Церкви не безпокоится о том, что церковь отобьет от работы народ. Он сознателен и работает, не покладая рук. И только в выходные дни может удовлетворять свои религиозные нужды.
Святейший Отец наш Патриарх!
Помогите нам открыть храм, и имя Ваше всегда будет на наших благодарных устах.
Церковный Совет
Подписи прихожан и всей двадцатки во Владимир. Обл. Исполкоме.
19/VI- 1949 года. Село Волохово»

Кстати сказать, единомышленник и сотрудник Скотникова — секретарь Струнинского Раийсполкома Костышев тоже заявлял верующим, что пока он жив — церковь не откроется. Жалуясь на него, они писали: «всякие угрозы нам подносит и говорит, что отдам вас под суд за то, что мы хлопочем».
Надеялись на открытие храма в Волохове и священники, не случайно большинство ходатайств малограмотным верующим помогали написать именно они. Были желающие занять место настоятеля в Волохове. Предлагали даже приписать Борисоглебскую церковь к Троицкому собору города Александрова, чтобы службы совершали соборные клирики. Дело было еще в том, что поскольку Волохово и Александров находились в то время в разных районах, Струнинский РайФО запрещал причту Троицкого собора совершать требы в Струнинском районе, не получая подоходный налог с дохода, и угрожал священникам штрафом. «Наш отказ выезжать в Струнино для причащения больных и погребения умерших вызывает среди верующих большое недовольство» — писали священники к Уполномоченному по делам церкви во Владимир, ходатайствуя об открытии церкви в селе Волохове.
А сколько раз обращались к тому же Уполномоченному П.А. Сергиевскому миряне: «Со слезами просим Вас разрешить нам богослужение в нашем храме, за 15 км ездить за батюшкой нам не под руками, да и батюшки не успевают обслуживать 3 города, по этому еще раз просим вас разрешить нам службу в нашем храме, и не допускать окончательного его разрушения». Сколько раз они звали его приехать в Волохово осмотреть церковь, обещая оплатить стоимость дороги, сколько раз сами ездили во Владимир – все тщетно!
Открыть храм власти так и не разрешили. Облисполком трижды выносил решение с отказом, находя каждый раз для этого формальную причину: «Заявители, ходатайствовавшие об открытии церкви, не были уполномочены группой верующих, а действовали по личной инициативе». Хотя и двадцатка группы верующих была зарегистрирована, и подписывались за открытие 120 сельчан.
Последнее постановление Владимирского Облисполкома было принято 8 августа 1950 года: ходатайство верующих об открытии Борисо-Глебской церкви в селе Волохове отклонить. Тогда же было решено имущество церкви реализовать или передать другой церкви.


Иконостас Борисоглебской церкви, фото 1972 г
.
Церковь с. Волохово 1972 год

В период тяжелых испытаний для Русской православной церкви храм был закрыт и постепенно разрушался и разграблялся. Из храма выносилось все: от кафельных плиток до икон и украшений. Были разорены и могилы Стромиловых. Чудесным образом сохранилась на алтарной стене храма роспись с изображением Христа-Спасителя.
Еще в конце 1990-х гг. он находился в запустении.
Несколько лет назад по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия усилиями прихожан начато восстановление храма: выполнен косметический ремонт главного алтаря, заменены стропила и кровля над куполом, вставлены новые окна и двери, проведено электричество. В 2003 году подвижниками историко-краеведческого клуба «Отечество» (г. Александров) были восстановлены часовни на могилах Стромиловых.
Храм, причисленный к историко-архитектурным памятникам России, нуждается в помощи. Хотя многое еще требует капитального восстановления, с 2006 года в храме проводятся регулярные богослужения. 30 сентября 2006 года состоялось малое освещение храма и первая Литургия. В храм после 60-летнего отсутствия была возвращена икона Покрова Пресвятой Богородицы.
В феврале 2008 года назначен настоятель храма, отец Леонид, и учрежден приходской совет.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Борисоглебского Храма Деревни Волохово Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 10 апреля 2008 г.
Духовное попечение о прихожанах взяла на себя Смоленская Зосимова пустынь, расположенная в 10 км от Волохово.
Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба имеет два придела: правый — во имя Алексия Митрополита Московского и Всея Руси, а левый — во имя великомученицы Варвары. С западной стороны к храму примыкает каменная колокольня, сооруженная над папертью.
В 2014 году были написаны иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» в центральный придел, попечительский совет изготовил и установил указатели по дороге к храму, был водружен крест на купол храма.
В 2015 году при активном содействии попечительского совета написаны и установлены все основные иконы в центральном приделе, изготовлена Голгофа, расписаны стены центрального придела. на стенах развешены иконы, стоявшие ранее по периметру храма. В рамках нужд прихода напечатаны две книги: «Молитвослов» и «Литургия с разъяснениями» для более полного осмысления церковных служб мирянами. Отреставрирована фреска в алтарной апсиде и к ней дописаны фигуры Богородицы и Иоанна Крестителя.
В 2015 году храму исполнилось 200 лет. 6 августа проведен праздник, посвященный 1000-летию свв. блгвв. князей Бориса и Глеба. Совершена архиерейская служба, которую возглавил архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий. Силами попечительского совета и создателями фильмов «У Бога в огороде» началась съемка фильма о храме и настоятеле. Журнал Фома написал о нашем храме статью, разместив материал на своем сайте. Полностью выполнены кровельные работы по покрытию крыши железом, установлены сетки от птиц. Изготовлены и установлены железные врата в колокольне на входе в храм, изготовлен и установлен иконостас в придел святой великомученицы Варвары.
Настоятель, председатель приходского совета Ковадло Леонид Семенович.
Официальный сайт храма: http://hram-volohovo.ru/


Храм Бориса и Глеба в селе Волохово

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Монастыри Владимирской области.
Закрытые монастыри Александровского уезда.
Город Александров
Категория: Александров | Добавил: Николай (10.05.2017)
Просмотров: 3829 | Теги: Александровский район, Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru