Главная
Регистрация
Вход
Среда
26.06.2019
01:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1045]
Суздаль [341]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [352]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [79]
Юрьев [195]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [106]
Гусь [121]
Вязники [225]
Камешково [64]
Ковров [286]
Гороховец [86]
Александров [206]
Переславль [99]
Кольчугино [61]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [44]
Селиваново [26]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [59]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [65]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [28]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 19
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Полиносово Александровского района

Деревня Полиносово

Полиносово — деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Следневского сельского поселения.
Деревня расположена в 13 км к западу от центра поселения деревни Следнево и в 20 км от города Александрова. «Село Полиносово, иначе называемое Палево, находится в Александровском уезде, в третьем благочинническом округе; лежит в 140 верстном расстоянии от губернского города Владимира на старой большой почтовой дороге, идущей на города Юрьев Польский и Александров и в 20-ти верстах от своего уездного; расположено между двух рек: на правом довольно высоком берегу р. Дубны, в 3-х верстах от села берущей свое начало, и на левом берегу измельчавшей до крайности реки Молокши». [2]

Полиносово расположилось между двух рек: на правом довольно высоком берегу р. Дубны, в 3-х верстах от села берущей свое начало, и на левом берегу измельчавшей до крайности р. Молокши, — и протянулось по нагорью в длину, без всяких перерывов, на полверсты. Со всех сторон оно открыто, за вырубкой лесов, и с Московской стороны из-за рек, ручейков, оврагов и мелкого березового леса представляется одним из красивых русских сел. Правда, особенно замечательных, поразительно-красивых видов оно не представляет; но, простой, невинный вид села, соответствующий окружающей его природе, невольно останавливает на себе внимание первый раз прибывшего сюда человека. Подъезжая по Московско-Ярославской железной дороге к станции Арсаки, от которой село Полиносово находится в расстоянии 1 ½ версты, вы с первого же раза замечаете это уютное, типично-русское село: прежде всего — на горе, в центре села, виднеется красивая церковь с своею высокою, рядом стоящею, колокольнею, торжественно возвышающеюся среди деревенских зданий; тут же видна и распланировка села правильная, а также — правильные ряды деревянных и опрятных домов с соломенными крышами.
Село Полиносово носило два названия: Полиносово и Палево. Первое название, по принятому мнению, произошло от фамилии вкладчиков этого села в Троице-Сергиевский монастырь. Другое название, по рассказам старожилов, произошло от слова «палить, жечь». В кон. XIX века с. Полиносово больше было известно под названием Палево только в народной речи, но не в документах.

Возникновение с. Полиносова относится к тому времени, когда, с одной стороны, Москва становилась центром государственной жизни России и Московское правительство стало распространять свою власть на север и северо-восток, выгоняя отсюда татар и укрощая их разбойничьи набеги, с другой — когда обитель, основанная преп. Сергием, начала получать громадное значение в жизни Московской Руси и становилась центром, устроившейся здесь гражданской жизни. При таких обстоятельствах, русский народ мало по малу подвигался на далекий, полудикий север и северо- восток, и угнетаемый бедствиями с разных сторон, стекался под покровительство обители, заселяя около нее дикие леса, в которых до того времени рыскали лишь хищные звери. Такое движение и переселение русского народа положило основание и селу Полиносову, иначе называемому Палеву.
Первые исторические сведения об этом селе восходят к концу XVI века: в 1574 году неким «Андреем и Полуектом Михайловичами приложено было в Троице-Сергиев монастырь усадище Полиносово по своей душе и по своих родителех». Название Полиносова усадищем указывает на то, что здесь была только помещичья усадьба и не было еще деревни. Вероятно, поэтому Полиносово и не упоминается в писцовых книгах Троицких вотчин 1593 года. «Се аз Ондрей и Полеэхт Тимофеевичи Михаиловы дали есми в дом живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы и великим чудотворцам Сергию и Никону, архимандриту Варлааму с братиею, или хто по нем иныи архимандриты будут, вотчину свою в Переславском уезде в Верхдубенском стану усадище Полиносово, а в нем двор, а к усадищу пустоши и заросли и со всеми угодьи, куды исстари ходила соха, и коса, и топор по старым межам тое вотчины Полиносовой, впрок без выкупа, по себе и по своих родителех. А та наша вотчина не продана, ни заложена, ни по душе в иной ни в который монастырь не отдана, кроме живоначальныя Троице Сергиева монастыря. А хто учнет вперед в ту нашу вотчину вступатися, и им в том с нами будет суд пред Спасом на втором Христовом пришествии в будущем веце, а женам нашим, и детям, того роду, и племяни до тое наши вотчины дела нет, и не вступатися ни кому. Да архимандриту ж Варлааму, или хто по нем иныи архимандриты будут пожаловати нас после нашего живота велети написати в вечный сеноник с сельники и в большую книгу и в тетради. А на то послуси: Дружина Михаилов сын Патрикеев, да Федор Кононов сын, да Иван Федоров сын Редриков. А данную писал Иванец Савин лета 7082». Из данной видно, что вкладчики Андрей и Полиевкт, пришедшие неизвестно откуда, судя по величанию и состоянию их в тогдашнее время, были из дворян или детей боярских. А слово „Михайлова" указывает на деда их. Под словом же „двор" здесь разумеется полное хозяйственное заведение: изба, амбар, погреб, конюшня, баня, огород и т. п.
С того времени до 1764 усадьба принадлежала Троице-Сергиевой Лавре.
В начале XVII века селение Полиносово было разорено поляками. В 1627-1631 гг. оно значится в числе пустошей села Бужанинова (в 7 верстах от него): «пустошь Полиносово, пашни перелогу худые земли 5 чети, да лесом поросло 10 чети, в поле, а в дву потомуж, сена 40 копен, лесу непашенного 10 десятин».
В патриарших дозорных книгах конца XVII в. на пустоши Полиносовой значится «церковная земля Димитрия Солунского».
В переписных книгах 1678 среди окрестных деревень Полиносово не упомянуто, т.е. было еще в запустении.
Когда же Россия пережила одно из тяжелых для нее времен, когда она достаточно обезопасила себя от вторжения врагов и значительно окрепла; тогда прежние обитатели с. Полиносова, разоренные неприятелем и разбежавшиеся в разные стороны воротились к своей местности, и на пепелище своих сожженных домов снова начали строиться. Это вновь строящееся селение они назвали Палевом, т. е. селением, выстроенным на спаленном месте.
Царствование Петра Великого не осталось бесследно в истории с. Полиносова. В 1720 году, по просьбе жителей деревень Полиносовой и Арсак, построена в первой из них деревянная церковь, а в конце 1721 года освящена во имя святителя Николая архимандритом Лавры Тихоном Писаревым. С этого-то времени д. Полиносово сделалась селом.
Представляем указы, которых было два:
1. «Лета 1720 карта в 23 день Великому Государю Дарю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу писали пречистыя живоначальныя Троицы архимандрит Тихон Писарев, келарь Иосиф Бурцов, казначей Моисей Протопопов с братиею, а в отписке их написано: В нынешнем 1720 году генваря в 23 день били челом великому Государю, а им подали за руками челобитную Переславского уезду Залеского монастырской их Троицкой деревни Полиносовой, да деревни Арсак крестьяне Клим Степанов с товарищи, а в прошении их написано: ходят де они прихоцкие люди к слушанию божественной службы и ради своих всяких мирских треб тогоже Переславского уезду Залесного в вотчину дьяка Ивана Родионова сына Лосева в село Волохово, а ближе того села иных церквей нет, и они до крестьяне выбрали себе, излюбя, из того села Волохова отца своего духовного попа Павла Исаева, и чтоб у них крестьян в оной деревне Полиносовой ему попу построить церковь во имя Николая Чудотворца, и в тое церковь всякую церковную утварь отправлять ему попу Павлу, а без указу великого Государя на тое церковь лесу готовить и церкви строить они не смеют, и великий Государь пожаловал бы их, велел о строении деревянныя церкви дать бы им великого Государя Указ. И по Указу великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца преосвященный Игнатий Митрополит Сарский и Подонский между патриаршества села Волохова попа Павла Исаева благословил, велел на церковное строение лес готовить и в том лесу в Переславском уезде Залескаго в деревни Полиносовой построить вновь церковь деревянную во имя Николая Чудотворца, а верх на той церкви сделать по чину против прочих церквей, а не шатровой, и олтарь сделать круглой тройной, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую сторону южные, а по левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящаго того Святаго храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ пресвятыя Богородицы и иные образы по чину. А как та церковь построена и ко освящению совсем изготовлена будет, и о освящении тоя церкви и кому святить бить челом впредь. А под церковь и под кладбища и попу с причетники под селитьбу отмерить земли во все стороны по сороку сажен. Да по скаске тех деревень крестьян Клима Степанова с товарищи написано: тоя до церкви попу с причетники на прокормление поступаются они из своих тяглых жеребьев в той деревне Полиносовой пашни десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена десять копен, и тое церковную землю и сенные покосы справят они в Москве в Поместном Приказе или где надлежит, а как справят, и о оной справке вынести им память, и тое память объявят они в Патриаршем Казенном Приказе прежде челобитья освящении тоя церкви. А как в Переславском уезде будут писцы, и им крестьяом тое церковную землю и сенные покосы отвести к той церкви в той деревне Полиносовой от церкви в ближнем месте сряду, а не в разни, и при писцах тое церковную землю и сенные покосы написать в писцовыя книги и обмежевать вкруг.
При сем Указе Патриарша домовая печать (красно-восковая)».
Подлинный Указ на гербовом листе, с подписью: Ризничий Иеромонах Филагрий, хранился в библиотеке Троице-Сергиевой лавры в книге Указов под №759 л. 11.
2. «Лета 1721-го ноября в 5 день великому Государю Царю и великому Князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу в нынешнем 1721 году в бывший Патриарший Казенный Приказ писали Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Тихон Писарев, келарь Иосиф Бурцов, казначей Моисей Протопопов с братиею, а в отписке их написано: в нынешнем 1721 году июля в 19 день били челом Переславского уезду Залесного монастырской их вотчины деревни Полиносовой да деревни Арсак крестьяне Клим Степанов с товарищи, а в челобитной их написано: По Указу де великого Государя и по благословению преосвященного Игнатия, Митрополита Сарского и Подонского, а по их челобитью, велено им в той монастырской деревне Полиносове построить вновь церковь во имя Николая Чудотворца, и ныне де та церковь построена и ко освящению совсем изготовлена, а не освящена, и великий Государь пожаловал бы их, велел о освящении тоя церкви дать им великого Государя Указ и антиминс выдать. И по Указу великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца Святейший Правительствующий Синод повелел вышеписанную новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца, буде та церковь построена против Указу великого Государя, каков дан о строении тоя церкви, и тое церковь освятить Троицы Сергиева монастыря архимандриту Тихону Писареву по новоисправленному Требнику, как о том напечатано о положении и освященнаго антиминса, и антиминс в тое церковь выдать, а взяв антиминс везти со всяким брежением и чистотою попу или диакону, а не простолюдину» (Подлинный Указ на гербовом листе с такой же печатью и с такой же подписью, там же л. 13).
Так с течением времени население Полиносова увеличивалось, так что в начале 1720 года оказалось необходимым и возможным построить здесь церковь и образовать отдельный приход.
По ревизии 1740 г. в селе значится 181 душа.
В ведомости о Лаврских вотчинах 1763 года (№ 679 л. 35 об.) написано: «В селе Полиносове по последней 1744 года бывшей ревизии крестьянских 181 душа. К тому селу по писцовым дачам земли 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 40 копен, лесу непашеннаго 10 десятин. Оного села крестьяне сено косили в Леханинских покосах обще с деревнями Охотиным, Лебедевым, Плетеневым, Торговцовым, Вилюшками, Святогоровым, Редриковыми горами, Арсаками, Будцовым, Дубиниским, да при селе Семенове обще с ними Семеновскими 2716 копен. В том селе прикащика и купца нет. Отправляют работников в Лавру: для молотьбы хлеба пешаго 1 человека, который в работе находился с 20 сентября 1761 марта по 1-е число 1762 года; для починки мельницы Вори конных 13 человек; для отвозу из Лавры в Москву стряпческих припасов 12 подвод; все работники содержались на крестьянском коште. В 1761 году с крестьян того села в сборе быть надлежало по окладу: оброку за разныя звания 060 рублев 43 копейки, неокладных: за отданные в оброк пустоши и земли 34 руб. 99 ½ коп. Лесных припасов: черемоховых 47 прутов, мягкого лесу 14 возов, жердей 42. Из Лаврских лесов вырубленых дальних вотчин крестьяны вывезли в Лавру дров 22 ½ сажени трех-аршинных».
В 1765 году Императрица Екатерина II, по уничтожении монастырских вотчин, указом повелела жителям с. Полиносова именоваться государственными крестьянами.
С течением времени, когда Александровская слобода сделалась городом, село Полиносово отошло от Переславского уезда, к которому оно прежде принадлежало, и причислено к Александровскому уезду.

Село Полиносово, как и вообще селения Александровского уезда, очень небогато естественными произведениями. Леса, некогда непроходимые, сводятся мало-помалу, и только небольшими сплошными полосами окружают село с разных сторон. С постепенным уменьшением лесов, с зарастанием болот и поемных лугов, естественно, стало уменьшаться и населяющее их царство животное. Из зверей в настоящее время можно встречать в окрестности села: волков, лисиц, зайцев, в небольшом количестве белок и проходящих, вероятно заблудившихся, лосей. Между тем как, по рассказам старожилов, здесь водились прежде в некоторых болотных местах выдры и норки, а в лесах — медведи и даже куницы, — и это было не далее половины XIX столетия. Против волков, остающихся еще в значительном количестве и причиняющих значительный хозяйственный вред жителям, в зимнее время употребляется ловля капканами. В окрестностях села Полиносова повсюду находится громадное количество камню, не только на горах, но и при подошвах их. Здешний камень двух родов: мелкий, более мягкий, и крупный — дикий, очень крепкий. Тот и другой сорт камня отправляется прихожанами села Полиносова на шоссейные и железные дороги. Одна из этих дорог, железная, идет из Москвы, и через Сергиевский Посад входит в Александровский уезд, составляя в гор. Александрове узел, от которого идет в сторону линия Карабановская. Московско-Ярославская железная дорога проходит по восточной стороне села Полиносова и отстоит от него в двух с половиною верстах; при деревне же Арсаках выстроен вокзал. Другая — шоссейная, входит в Александровский уезд также чрез Сергиевский Посад и проходит по западной стороне села Полиносова в четырех или пяти верстах от него. Эти пути сообщения дали возможность прихожанам села Полиносова отправлять в Москву значительное количество дров и камня.

В селе Полиносове, Рогачевской волости, открыто в 1870 году земское начальное училище помещиком Александром Ивановичем Трегубовым, благодаря старанию священника В. Якиманского. Ближайшие училища: Корельское и Никульское в 7 в.
В 1884 г. «Помещение церковное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 11, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 40 руб. Библиотеки нет, кроме 40 книг. Земли нет. Законоучитель священник Василий Якиманский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1868 г., а в настоящем училище с 1881 г.; учитель Дмитрий Смирнов, окончивший курс в Вифанской духовной семинарии, преподает с 28-го октября 1883 года. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 года 48 м. и 1 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 22 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 14 м. К 1-му января 1884 г. состояло 38 м. и 1 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 лет. 8, 9 — 10 л. 9, 10 — 11 л. 6, 11 — 12 л. 7, 12 — 13 л. 5,13 и выше 2. Из учащийся: 11 из с. Полиносова, 3 — д. Арсак в 4 в., 10 — д. Шубина — 2 в., 4 — д. Федяйкова — 2 в., 2 — д. Веригина — 2 в., 7 — д. Брыковых Гор — 2 в. и 2 — д. Пречистина — 2 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет, а ночуют все в классе. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 д., крест. 38 м. Средства: от земства 305 р., от общества 134 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 134 руб.; жалованье — законоучителю 60 руб., учителю 240 руб.; на книги и учебные пособия 5 р. Посещали классы неисправно 8 уч. Прием в сентябре; поступили 2 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 29-го сентября по 28-е апреля. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 ½ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому и Славянскому языкам 14, по арифметике 4, по пению 2. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 5 л. Обозревал училище 1 раз член училищного совета г. Зубов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресные беседы и чтения были» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Содержится от Земства и помещается в деревянном доме, принадлежащем церкви и находящемся при церковной ограде. В 1884 г. мальчиков обучалось в сей школе 38 и девочек 1. [2] В 1892 — 93 учебном году учащихся было 40. [1]

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Александровской волости Александровского уезда.
В Полиносове родился Василий Орлов, автор книги «Описание церквей и приходов Владимирской епархии» (Владимир, 1886).

В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Арсаковского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 322 чел.; в 1905 г. – 210 чел.; в 2010 г. – 9 чел.

ДПК "Русский Лес" действует с 28 октября 1999 г.
Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Маяк" действует с 16 августа 2001 г. Председатель правления - Бондарев Евгений Алексеевич.
ДНТ "Дачный Поселок "Николино Озеро" зарегистрирована 11 сентября 2006 г. Организация ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ДАЧНЫЙ ПОСЕЛОК "НИКОЛИНО ОЗЕРО" находится в процессе ликвидации (2019 год).
СНТ "Соболь" действует с 14 января 1993 г. Председатель правления - Гревцева Елена Евгеньевна.
Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Экспресс" действует с 12 марта 1993 г. Председатель правления - Богданов Михаил Викторович.
СТ "Северное" действует с 3 июня 1992 г. Председатель правления - Тарадай Владимир Иванович.
ДПК "Березовый РАЙ" зарегистрирована 24 августа 2007 г. Председатель - Новожилов Александр Геннадьевич.
ДНТ "Дачный Поселок "Лесное Озеро" зарегистрирована 15 мая 2006 г. Организация ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ДАЧНЫЙ ПОСЕЛОК "ЛЕСНОЕ ОЗЕРО" ликвидирована 27 февраля 2014 г.
ДНП "Гармония" зарегистрирована 13 сентября 2011 г. Председатель правления - Слывар Ольга Владимировна.
Крестьянское Хозяйство "Курдеевой Анны Григорьевны" действует с 13 февраля 1996 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "КУРДЕЕВОЙ АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ" ликвидирована 16 января 2012 г.
КХ Шибаевой А.В. действует с 1 ноября 1993 г. Организация КХ ШИБАЕВОЙ А.В. ликвидирована 5 февраля 2013 г.
Крестьянское Хозяйство Караховой Л.А. действует с 3 февраля 1994 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАРАХОВОЙ Л.А. ликвидирована 4 июля 2011 г.

Церковь Николая Чудотворца

Когда построена в первый раз церковь в Полиносове, неизвестно, но есть основание думать, что здесь была церковь и до запустения села: в патриарших дозорных конца ХѴII века «на пустоши Полиносовой Переславль-Залесской десятины за крестьянами деревни Редриковых Гор значится церковная земля Димитрия Селунскаго». Но новые поселенцы не сохранили воспоминания о прежней церкви.
В 1720 году, по просьбе жителей деревень Полиносовой и Арсак, построена в первой из них деревянная церковь, и посвящена св. Николаю Чудотворцу, что изложено в двух указах Петра I 1720 и 1721 годов. «Лета 1720 марта в 23 день Великому Государю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу писали пречистыя живоначальныя Троицы архимандрит Тихон Писарев, келарь Иосиф Бурцов, казначей Моисей Протопопов с братиею… В нынешнем 1720 году генваря в 23 день били челом великому Государю, а им подали за руками челобитную Переславского уезду Залесского монастырской их Троицкой деревни Полиносовой, да деревни Арсак крестьяне Клим Степанов с товарищи, а в прошении их написано: ходят де они прихоцкие люди к слушанию божественной службы и ради своих мирских треб того же Переславского уезду Залесского в вотчину дьяка Ивана Родионова сына Лосева в село Волохово, а ближе того села иных церквей нет, и они де крестьяне, выбрали себе, излюбя, из того села Волохова отца своего духовного попа Павла Исаева, и чтоб у них крестьян в оной деревне Полиносовой ему попу построить церковь во имя Николая Чудотворца, и в тое церковь всякую церковную утварь отправлять ему попу Павлу, а без указу великого Государя на тое церковь лесу готовить и церковь строить они не смеют, и великий Государь пожаловал бы их, велел о строении деревянныя церкви дать бы им великого Государя Указ. И по Указу великого Государя … Петра Алексеевича … преосвященный Игнатий Митрополит Сарский и Подонский между патриаршества села Волохова попа Павла Исаева благословил, велел на церковное строение лес готовить и в том лесу в Переславском уезде Залесского в деревни Полиносовой построить вновь церковь деревянную во имя Чудотворца Николая, а верх на той церкви сделать по чину против протчих церквей, а не шатровый, и олтарь сделать круглый тройной, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую сторону южные, а по левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ Настоящего того Святого храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ пресвятыя Богородицы и иные образы по чину. А как та церковь построена и ко освящению совсем изготовлена будет, и о освящении тоя церкви и кому святить бить челом впредь. А под церковь и под кладбища и попу с причетники под селитьбу отмерить земли во все стороны по сороку сажен. Да по сказке тех деревень крестьян Клима Степанова с товарищи написано: тоя де церкви попу с причетники на прокормление поступаются они из своих тяглых жеребьев в той деревне Полиносовой пашни десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена десять копен, и тое церковную землю и сенные покосы справят они в Москве в Поместном приказе или где подлежит, а как справят, и о оной справке вынести им память, и тое память объявят они в Патриаршем Казенном Приказе прежде челобитья о священии тоя церкви. А как в Переславском уезде будут писцы, и им крестьяном тое церковную землю и сенные покосы отвести к той церкви в той деревне Полиносовой от церкви в ближнем месте сряду, а не в разни, и при писцах тое церковную землю и сенные покосы написать в писцовые книги и обмежевать вокруг».
В конце 1721 г. - освящена во имя святителя Николая архимандритом Троицкого монастыря Тихоном Писаревым. Памятником ее существования следует считать часовенку (каменную), поставленную на месте бывшего св. престола и находившейся при Николаевской церкви.
В 1786 году, при преосвященном Феофилакте, епископе Переславском и Дмитровском, государственные крестьяне с. Полиносова и прихожане его, на свои собственные средства, вместо Николаевской — деревянной, начали строить каменную, одноэтажную церковь во имя того же св. Николая Чудотворца.
Постройка этой церкви окончена в 1790 году, при преосвященном Викторе, епископе Суздальском и Владимирском, — что видно из храмозданных грамот на постройку новой каменной церкви и освящение ее.
С 1813 года началось устройство, при новой церкви, каменного придела во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Устроенный придел освящен 23 марта 1815 года местным благочинным, свящ. с. Слотино, Иаковом Богословским.
В 1816 г. выстроена, тщанием прихожан, каменная колокольня; особенное старание к ее построению, по рассказам старожилов, имели монахи Троице-Сергиевой Лавры, имена коих неизвестны. То обстоятельство, что крестьяне села Полиносова и дер. Арсак и в кон. XIX века, по приглашению Лаврской братии, ежегодно отправлялись на Лаврские луга косить и убирать сено, служит памятником признательности этих крестьян к монашествующим за усердное их содействие к постройке церкви и колокольни. Вначале прихожане имели намерение сделать свою церковь двухэтажной; но скудные их средства не дозволяли осуществить это предположение и второй этаж остался неоконченным. Форма Николаевской церкви крестовидная. [2]
Будучи расположена на покатой площади, она придает селу Полиносову довольно красивый и своеобразный вид, особенно с луговой стороны; приятное впечатление усиливается зеленью кустарников и деревьев, оттеняющих строгую физиономию церкви и деревянной, с деревянными решетками и воротами, ограды, построенной в 1859 г.
В 1878 г. усердием крестьян построена каменная ограда с железными решётками.
В 1884 г. настоятелем храма был священник Василий Якиманский, рукоположен во иерея в 1872 г., награждён набедренником.
1885 г. «Церковная библиотека, имеющая всего до 100 книг преимущественно догматического и церковно исторического содержания, можно сказать, только еще заводится старанием священника. Архив помещается в алтаре, в нем сохраняется опись имуществу церковному, составленная в 1870 г., метрические и исповедные книги с 1830 г., также другие документы церковные, в переплетах.
В д. Арсаках, с разрешения Епархиального Начальства, в 1878 году построена усердием крестьян деревянная на каменном фундаменте часовня в честь Воскресения Господня и в дер. Редриковых-Горах, то же с разрешения Епархиального Начальства, построена усердием крестьян деревянная на каменных столбах часовня во имя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы.
Кладбище находится при церкви, внутри села; обсажено деревьями.
В состав прихода, кроме с. Полиносова в коем 50 дворов, входят следующие селения: д. Арсаки, д. Редриковы Горы, д. Пречистино, сельцо Брыковы-Горки и д. Иваньково; первые две деревни отстоят от церкви в 4 верст. и составляют самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 571 м. и 612 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию и занимается хлебопашеством и фабричной промышленностью; раскольников в приходе нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время состоит священником Василий Якиманский, который священствует с 1872 года и имеет набедренник.
При сей церкви земли: усадебной 3 д., пахотной 30 д и сенокосной 3 д., на каковую землю плана и межевой книги не имеется; сею землею причт владеет сам, лесных дач нет. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 500 рублей». [2]
Престолов в храме два: в холодной во имя св. Николая Чудотворца, в трапезе теплой во имя преп. Сергия Радонежского. [1]
Утварью, ризницей, богослужебными книгами и Св. иконами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1834 года. [1]
«Из утвари церковной не представляется ничего достопримечательного. Церковная библиотека, имеющая всего до 100 книг преимущественно догматического и церковно-исторического содержания, можно сказать, только еще заводится (1877 год). Архив посещается в алтаре: в нем сохраняется опись имуществу церковному, составленная в 1870 году, метрические и исповедные книги с 1830 года, также другие документы церковные, в переплетах.
Материальное положение местного причта можно назвать в настоящее время (1877 г.) обеспеченным; не таким оно было до 1871 года, когда пользовались только 33 десятинами земли на полный штат, состоявший из 4-х лиц».
К церкви приписаны две часовни — в деревне Арсаках, построенная в 1878 году (Крестовоздвиженская, разрушена), и в деревне Редриковых Горах, построенная в 1882 году, посвященная имени св. мученицы Параскевы именуемой Пятницы (разрушена в советское время).
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось (1897 г.): а) от земли пахотной и сенокосной 35 руб.; б) от хлебного сбора до 25 руб., и в) от служб в требоисправлений до 400 руб., а всего до 460 руб. в год. [1]
Земли при церкви: усадебной около 3 дес., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.м
Приход состоял из села Полиносова и деревень: 1) Арсак (4 вер. от церкви), 2) Редриковых Гор (4 вер.), 3) Пречистина (2 версты), 4) Иванькова (2 вер.) и 5) сельца Брыковых Горок (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 588 душ муж. пола и 662 женского; все православные. [1]
Деревня Арсаки. «В 1630 году августа 8-го дня диак Добрыня Семенов купил из Поместного Приказа в слободском стану, Переславскаго уезда, семь пустошей: Арсаково, Фадеево, Жуково, Ульянкино — все на враге, Истомкино, Губино на пруде, Карабаново на пруде-ж, с пашнею, и с лесом, и с сенными покосы, и со всякими угодьи, и заплатил за них 33 рубля 11 алтын с деньгою, а в 1631 году променял их в Троицкий Сергиев монастырь на полсельцо Попелкова с угодьями в Лутосенском стану Дмитровского уезда» (Сбор. № 530 л. 729 об. — 733). Выписывать вполне грамоты, купчую и меновую мы сочли излишним, так как они не заключают в себе особого интереса, кроме условия, сделанного в купчей, которое гласит: «и вольно ему та вотчина в приданое дати. а в монастырь та вотчина не отдавати, а будет диака Добрыни Семенова не станет, а после его останется жена и дети, и та вотчина жене его и детям, а будет после диака Добрыни Семенова жены и детей не останется, и та вотчина в его Добрынин род, а будет роду не останется, и та вотчина взяти на Государя в поместныя земли, а деньги в монастырь по его душе за ту вотчину велит Государь дать из своей Государевой казны, смотря по строенью». Владелец сей вотчины погребен в Троице-Сергиевой лавре. В списке надгробий Троице-Сергиева монастыря сказано: «Подле его Филип, прозвище Добрыня Семенов, преставися 139 (1631) г. августа в 10 день».
Когда была заселена эта пустошь, неизвестно. В 1720 году в описании села Полиносова, она значится уже деревней.
В ведомости 1763 года (№ 679 л. 38) сказано: «Деревня Арсаки на враге. В ней по последней в 1744 году бывшей ревизии крестьянских 181 душа. К той деревне по писцовым дачам земли 30 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 15 копен, лесу пашенного 4 десятины. Оной деревни крестьяне сено косили» и проч.
Вот исторические указания на время и место основания дер. Арсак, отстоящей от села Полиносова в 4-х верстах и состоящей в его приходе. По многолюдству населения, после села, эта деревня нанимает первое место в приходе. При этой деревне находится станция Московско-Ярославской железной дороги.
Редриковы Горы. Дер. Редриковы Горы, в древности иначе называемая сельцо Александрово. Название свое эта деревня получила от фамилии владельцев Редриковых, которые имели ее некогда вотчиной и пожертвовали потом в Троице-Сергиеву лавру. В переписных книгах 186 (1678) г. упомянуто сельцо Александрово, что на Редриковых Горах. Данная Редриковых в Троицкий Сергиев монастырь в 1624 году следующего содержания: «С яз Живоначальные Троицы Сергиева монастыря старцы Акинфей да Боголеп Редриковы, да яз Юрьи Афигенович Редриков, да яз Исак Иванов сын Редриков, да яз Левонтий Пятово сын Родриков дали есмя в дом Живоначальной Троицы и пречистой Богородицы и великих чудотворцов Сергия и Никона архимариту Деонисию, да келарю старцу Моисею, да казначею старцу Спиридону с братьею, и хто по них иныя власти в Троицком Сергиеве монастыре будут, по душе дяди своего Никифора Левонтьевича Редрикова вотчину ево родовую в Переславском уезде Залескова в Верх-Дубенском стану пустошь, что было сельцо Александровское на речке на Дубенке, да пустошь Кутугино, да пустошь Осаново, да пустошь Козлово со всеми угодьи, как изстари потягло, где ходил плуг, и соха, и коса, и топор, а четвертные пашни в том сельце и пустошах 160 чети, впрок без выкупа, по ево душе и по родителех ево. А за ту вотчину дядю нашего Микифора написати в сенадик и в сельники и поминати ево, как и прочих вкладчиков, по монастырскому чину и корм учинити на ево память марта в 13 день, на память Микифора патриарха Царя-града. А будет роду нашему та вотчина кому понадобится, и за тое вотчину дати в Троицкую казну двести рублев денег. А что Троицкие власти в той вотчине поставят хоромы, и за те хоромы по цене деньги-ж заплати; а что Троицкие власти в той вотчине посадят крестьян, и те крестьяни с той вотчины со всеми животы и с хлебом земленым и стоячим и с молоченым взять Троицким властем к себе в Троицкие вотчины. А та у нас вотчина не продана и не заложена нигде ни в хлебных ни в денежных кабалах, нет нигде, ни в котором монастыре по душе не отдана; а хто в ту вотчину учнет вступаться, и нам та вотчина очищати и убытка монастырю никоторова не довести. А на то послуси: Иван Иванов сын Панфилов, да Клементей Иванов сын Редриков, да Степан Иванов сын Редриков, да Иван да Федор Степановы дети Редриковы, да Данило да Шестак Ивановы дети Редриковы. А данную писал Костянтин Афонасьев сын Редриков лета 7132 февраля в 25 день». А назади на данной пишет: «К сей данной Юрьи Редриков и в братьи своей место Акинфия да Боголепа руку приложил. Послух Иван Панфилов в жены своей место руку приложил. Послух Клементей Редриков руку приложил. Послух Федор и в брата своего место Ивана руку приложил» (Сбор. № 530 л. 725).
Вот данная на эту местность. При чем добавим, что многие из рода Переславских дворян Родриковых погребены в Троице-Сергиевой лавре; некоторые же из них «сидели в осаде в Троицком Сергиеве монастыре» в 1608 — 1610 годах и храбро бились с поляко-литовцами, как например Юрий; а Афанасий, в одной из вылазок, «был ранен затокаренным врагом, и от тое раны умер в иноцех схимник Антоеей». Вероятно в это же смутное время обращено было в пустошь сельцо Александровское, впоследствии названное по фамилии владельцев Редриковыми Горами.
В писцовых книгах 1627 — 1631 г. (№ 626) сказано: «По данной старца Акинфея да старца Боголепа Редриковых пустошь, что было сельцо Александровская на речке Дубенке пашни перелогу худые земли 5 чети, да лесом поросло 10 чети в поле, а в дву потомуж, сено по речке по Дубенке и по врагом 50 копен». Пустошь эта была приписана к селу Буженинову. В переписных книгах 1678 г. (№ 591 л. 174 об.) сказано: «Сельцо Александрово, что на Редриковых Горах, деревня, а в ней крестьян 20 дворов; к селу ж Александрову, Редриковы Горы тож, деревни: Саватеево 6 дворов и Топорково 3 двора, а всего 29 дворов; людей в них 103 человека».
В ведомости о Сергиево-Лаврских вотчинах (№ 679 л. 36) написано: «Деревня Редриковы Горы на речке Дубенке, расстоянием от Лавры в 22-х верстах. В ней по последней в 1744 году бывшей ревизии крестьянских 135 душ. К той деревне по писцовым дачам земли 60 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 50 копен. Сено косили в Леханинских покосах»... Далее написано тоже самое, что указано было выше о селе Полиносове. «Отправляют работников для отвозу из лавры в Москву стряпческих припасов 7-мь подвод»... и т. д.
Дер. Редриковы Горы служила центром так называемой Редриковской волости, к которой принадлежало несколько населенных местностей, с населением в 4000 душ (1877 г.).
После деревень Арсак и Редриковых Гор, по древнему происхождению в приходе села Полиносова считалась дер. Пречистино. На эту местность в марте 1650 года дана была Всероссийским патриархом Иосифом сыну боярскому Ивану Петровичу Григорову жалованная грамота, в которой сказано следующее: «Пожаловал он святейший патриарх своего сына боярского Ивана Петрова сына Григорова в Переславском уезде Залеского церковною землею, пустошью Рожества Пречистыя Богородицы в Верх-дубенье, да пустошью архангела Михаила, погост тоже». В писцовых книгах 1627 — 1631 гг. в Верх-Дубенском стану написано: «в той церковной пустоши Рожества Пречистыя Богородицы пашни перелогом и лесом поросло церковные середние земли 10 четвертей, да церковною ж пустошью Михаил архангела, а погост тож, и с лесом, и с луги, и сенными покосы и с всеми угодья в поместье ему Ивану в ево оклад в 150 четвертей».
В половине XVIII столетия дер. Пречистино принадлежала помещику секунд-майору Иакову Дмитриеву сыну Григорову. По делу его с Полиносовскими крестьянами в 1750 — 1752 гг. об обиде ими его крестьян, во время сенокоса, и о неоднократном увозе Полиносовскими крестьянами скошенной травы с луга его, Учрежденный собор Лавры 21-го июня 1753 года, между прочим, «приказал учинить (согласно желанию Григорова) поименованным села Полиносова крестьянам, всего двадцати человекам, взяв в Троицкую Лавру, учинить в канцелярии, при присутствующей в Соборе персоне, нещадное плетьми наказание» (Проток. учрежден. Соб. Лавр. 1753 г. № 728 л. 425).
В кон. XIX века эта деревня была самая бедная и малонаселенная в ряду других деревень, составляющих приход села Полиносова.
Деревни Иванково и Брыковы Горы позднейшего происхождения, и в недавнее время присоединены к приходу села Полиносова (ок. 1860 г.); та и другая принадлежали помещикам. Жители дер. Иванкова — выселенцы из Рязанской губернии, а жители дер. Брыковых Горок составляли прежде приход с. Корелы.

В советское время церковь была закрыта и сильно пострадала. Сохранились только стены двусветного четверика основного объема, которые и видны на фотографии. Завершение и перекрытие церкви, колокольня и трапезная утрачены.


Герб рода Михалковых

Герб рода Михалковых внесен в ч. 5 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской Империи, стр. 64. описание Герба:
«Щит разделен перпендикулярно на две части, из коих в первой в красном поле виден до половины вылетающий белый орел с распростертым крылом, держащий в лапе серебряную шпагу, обвитую лаврами, и над орлом серебряная шестиугольная звезда. В левой части , разделенной диагонально к правому нижнему углу на два поля: голубое и красное, изображена шестиугольная золотая звезда. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложенный золотом.
Михалковы были из дьяческого рода, но через Шестовых–Морозовых находились в свойстве с Романовыми, и после воцарения Михаила Федоровича, подобно прочим родственникам и свойственникам Романовых вошли в силу.
Из фамилии Михалковых многие Российскому Престолу служили стольниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1613 и в других годах поместьями. Все сие доказывается жалованными на поместья грамотами, справкою Вотчинной Коллегии и родословною Михалковых.
Михалковы - вотчинники Пересл. уезда – д. Леонтьевой и др, сельцо Романово, сельцо Шубино – Верхдубенского стана, сельцо Вески - Никитского стана (по Алексееву Ю.Г. , 1966).
По С.Б. Веселовскому (Дьяки…) Михалков Тимофей (Тиша) Федоров – казенный дьяк кн. Дмитрия Ивановича, перед 1509; в 1527 и 1528 дьяк вел. кн., поручитель по кн. Глинском; 18 сентября 1532 то же; в 1533/34 дьяк; в мае 1534 дьяк с боярином Иваном Васильевичем Шуйским; 17 марта 1540 дворцовый дьяк; 18 сентября 1532 дал Троице-Сергиеву мон. на вечное поминание 50 руб; 26 октября 1563 его сыновья Андрей и Полиевкт дали 100 руб.; они же в 1573/74 дали деревню Палиносово в Переславском уезде».
Михайловы Ондрей и Полуехт в 1578 писали данную на свою вотчину в Троице-Сергиев монастырь: «Се аз Ондрей и Полеэхт Тимофеевичи Михаиловы дали есми в дом живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы и великим чудотворцам Сергию и Никону, архимандриту Варлааму с братиею… А на то послуси: Дружина Михаилов сын Патрикеев, да Федор Кононов сын, да Иван Федоров сын Редриков. А данную писал Иванец Савин лета 7082». (Опубликована в ВЕВ №3-4 1877).
Судя по данной 1574 -78 гг., вкладчики Андрей и Полиевкт были из дворян или детей боярских, что и подтвердилось записями разрядного приказа. Фамилия «Михайлова», по мнению В.Орлова, указывает на деда братьев. Под словом двор подразумевается полное хозяйственное заведение: изба, амбар, погреб, конюшня, баня, огород и т. п. По П.Н. Милюкову по разряду 7057 года (1549) царь Иван Васильевич 23 января (ст.ст.) «пошел на свое дело и на земское из Нижнего Новгорода к Казани». С царем - «А у коня дети боярские: Полуехт Тимофеев сын Михалкова…».
Полуехт Михалков по разряду 7067 (1559) числился в передовом полку «у боярина и воеводы у князя Михаила Васильевича Глинсково». По разряду 7068 (1560) в январе в походе из Пскова к городу Алысту и другим порубежным городам в передовом полку с боярином и воеводой Иваном Васильевичем Шереметевым братья «Ондрей и Полуехт Тимофеевы дети Михалковы» записаны головами. Дворян Михайловых и Михалковых много, но они были владельцами разных селений. Родство между ними проследить сложно, так как фамилия постоянно видоизменяется. Если основываться на выводах В. Орлова, то в Полиносово проживало не менее трех поколений Михайловых-Михалковых. Следующими владельцами села были Троице-Сергиев монастырь и его насельники (до 1764).
В. БОРАВСКАЯ.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Село Волохово
Город Александров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (10.05.2017)
Просмотров: 1236 | Теги: Александровский район, Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика