Главная
Регистрация
Вход
Суббота
16.12.2017
15:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 391

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [729]
Суздаль [266]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [187]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [46]
Вязники [122]
Камешково [46]
Ковров [137]
Гороховец [30]
Александров [132]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [74]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [15]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [25]
Учебные заведения [9]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Полиносово Александровского района

Деревня Полиносово

Полиносово — деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Следневского сельского поселения.
Деревня расположена в 13 км к западу от центра поселения деревни Следнево и в 20 км от города Александрова. «Село Полиносово, Палево тож. при реках Дубне и Молокче, находится в 140 верстах от губернского города и в 20-ти от уездного (Александровский уезд), на старой большой почтовой дороге, идущей на гг. Юрьев и Александров».

Село Полиносово лежит в 163-х верстном расстоянии от губ. г. Владимира по старой большой почтовой дороге, идущей на гг. Юрьев-Польский и Александров.
Полиносово расположилось между двух рек: на правом довольно высоком берегу р. Дубны, в 3-х верстах от села берущей свое начало, и на левом берегу измельчавшей до крайности р. Молокши, — и протянулось по нагорью в длину, без всяких перерывов, на полверсты. Со всех сторон оно открыто, за вырубкой лесов, и с Московской стороны из-за рек, ручейков, оврагов и мелкого березового леса представляется одним из красивых русских сел. Правда, особенно замечательных, поразительно-красивых видов оно не представляет; но, простой, невинный вид села, соответствующий окружающей его природе, невольно останавливает на себе внимание первый раз прибывшего сюда человека. Подъезжая по Московско-Ярославской железной дороге к станции Арсаки, от которой село Полиносово находится в расстоянии 1 ½ версты, вы с первого же раза замечаете это уютное, типично-русское село: прежде всего — на горе, в центре села, виднеется красивая церковь с своею высокою, рядом стоящею, колокольнею, торжественно возвышающеюся среди деревенских зданий; тут же видна и распланировка села правильная, а также — правильные ряды деревянных и опрятных домов с соломенными крышами.
Село Полиносово носило два названия: Полиносово и Палево. Первое название, по принятому мнению, произошло от фамилии вкладчиков этого села в Троице-Сергиевский монастырь. Другое название, по рассказам старожилов, произошло от слова «палить, жечь». В кон. XIX века с. Полиносово больше было известно под названием Палево только в народной речи, но не в документах.

Возникновение с. Полиносова относится к тому времени, когда, с одной стороны, Москва становилась центром государственной жизни России и Московское правительство стало распространять свою власть на север и северо-восток, выгоняя отсюда татар и укрощая их разбойничьи набеги, с другой — когда обитель, основанная преп. Сергием, начала получать громадное значение в жизни Московской Руси и становилась центром, устроившейся здесь гражданской жизни. При таких обстоятельствах, русский народ мало по малу подвигался на далекий, полудикий север и северо- восток, и угнетаемый бедствиями с разных сторон, стекался под покровительство обители, заселяя около нее дикие леса, в которых до того времени рыскали лишь хищные звери. Такое движение и переселение русского народа положило основание и селу Полиносову, иначе называемому Палеву.
Первые исторические сведения об этом селе восходят к концу XVI века: в 1574 году неким «Андреем и Полуектом Михайловичами приложено было в Троице-Сергиев монастырь усадище Полиносово по своей душе и по своих родителех». Название Полиносова усадищем указывает на то, что здесь была только помещичья усадьба и не было еще деревни. Вероятно, поэтому Полиносово и не упоминается в писцовых книгах Троицких вотчин 1593 года. «Се аз Ондрей и Полеэхт Тимофеевичи Михаиловы дали есми в дом живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы и великим чудотворцам Сергию и Никону, архимандриту Варлааму с братиею, или хто по нем иныи архимандриты будут, вотчину свою в Переславском уезде в Верхдубенском стану усадище Полиносово, а в нем двор, а к усадищу пустоши и заросли и со всеми угодьи, куды исстари ходила соха, и коса, и топор по старым межам тое вотчины Полиносовой, впрок без выкупа, по себе и по своих родителех. А та наша вотчина не продана, ни заложена, ни по душе в иной ни в который монастырь не отдана, кроме живоначальныя Троице Сергиева монастыря. А хто учнет вперед в ту нашу вотчину вступатися, и им в том с нами будет суд пред Спасом на втором Христовом пришествии в будущем веце, а женам нашим, и детям, того роду, и племяни до тое наши вотчины дела нет, и не вступатися ни кому. Да архимандриту ж Варлааму, или хто по нем иныи архимандриты будут пожаловати нас после нашего живота велети написати в вечный сеноник с сельники и в большую книгу и в тетради. А на то послуси: Дружина Михаилов сын Патрикеев, да Федор Кононов сын, да Иван Федоров сын Редриков. А данную писал Иванец Савин лета 7082». Из данной видно, что вкладчики Андрей и Полиевкт, пришедшие неизвестно откуда, судя по величанию и состоянию их в тогдашнее время, были из дворян или детей боярских. А слово „Михайлова" указывает на деда их. Под словом же „двор" здесь разумеется полное хозяйственное заведение: изба, амбар, погреб, конюшня, баня, огород и т. п.
С того времени до 1764 усадьба принадлежала Троице-Сергиевой Лавре.
В начале XVII века селение Полиносово было разорено поляками. В 1627-1631 гг. оно значится в числе пустошей села Бужанинова (в 7 верстах от него): «пустошь Полиносово, пашни перелогу худые земли 5 чети, да лесом поросло 10 чети, в поле, а в дву потомуж, сена 40 копен, лесу непашенного 10 десятин».
В патриарших дозорных книгах конца XVII в. на пустоши Полиносовой значится «церковная земля Димитрия Солунского».
В переписных книгах 1678 среди окрестных деревень Полиносово не упомянуто, т.е. было еще в запустении.
Когда же Россия пережила одно из тяжелых для нее времен, когда она достаточно обезопасила себя от вторжения врагов и значительно окрепла; тогда прежние обитатели с. Полиносова, разоренные неприятелем и разбежавшиеся в разные стороны воротились к своей местности, и на пепелище своих сожженных домов снова начали строиться. Это вновь строящееся селение они назвали Палевом, т. е. селением, выстроенным на спаленном месте.
Царствование Петра Великого не осталось бесследно в истории с. Полиносова. В 1720 году, по просьбе жителей деревень Полиносовой и Арсак, построена в первой из них деревянная церковь, а в конце 1721 года освящена во имя святителя Николая архимандритом Лавры Тихоном Писаревым. С этого-то времени д. Полиносово сделалась селом.
Представляем указы, которых было два:
1. «Лета 1720 карта в 23 день Великому Государю Дарю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу писали пречистыя живоначальныя Троицы архимандрит Тихон Писарев, келарь Иосиф Бурцов, казначей Моисей Протопопов с братиею, а в отписке их написано: В нынешнем 1720 году генваря в 23 день били челом великому Государю, а им подали за руками челобитную Переславского уезду Залеского монастырской их Троицкой деревни Полиносовой, да деревни Арсак крестьяне Клим Степанов с товарищи, а в прошении их написано: ходят де они прихоцкие люди к слушанию божественной службы и ради своих всяких мирских треб тогоже Переславского уезду Залесного в вотчину дьяка Ивана Родионова сына Лосева в село Волохово, а ближе того села иных церквей нет, и они до крестьяне выбрали себе, излюбя, из того села Волохова отца своего духовного попа Павла Исаева, и чтоб у них крестьян в оной деревне Полиносовой ему попу построить церковь во имя Николая Чудотворца, и в тое церковь всякую церковную утварь отправлять ему попу Павлу, а без указу великого Государя на тое церковь лесу готовить и церкви строить они не смеют, и великий Государь пожаловал бы их, велел о строении деревянныя церкви дать бы им великого Государя Указ. И по Указу великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца преосвященный Игнатий Митрополит Сарский и Подонский между патриаршества села Волохова попа Павла Исаева благословил, велел на церковное строение лес готовить и в том лесу в Переславском уезде Залескаго в деревни Полиносовой построить вновь церковь деревянную во имя Николая Чудотворца, а верх на той церкви сделать по чину против прочих церквей, а не шатровой, и олтарь сделать круглой тройной, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую сторону южные, а по левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящаго того Святаго храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ пресвятыя Богородицы и иные образы по чину. А как та церковь построена и ко освящению совсем изготовлена будет, и о освящении тоя церкви и кому святить бить челом впредь. А под церковь и под кладбища и попу с причетники под селитьбу отмерить земли во все стороны по сороку сажен. Да по скаске тех деревень крестьян Клима Степанова с товарищи написано: тоя до церкви попу с причетники на прокормление поступаются они из своих тяглых жеребьев в той деревне Полиносовой пашни десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена десять копен, и тое церковную землю и сенные покосы справят они в Москве в Поместном Приказе или где надлежит, а как справят, и о оной справке вынести им память, и тое память объявят они в Патриаршем Казенном Приказе прежде челобитья освящении тоя церкви. А как в Переславском уезде будут писцы, и им крестьяом тое церковную землю и сенные покосы отвести к той церкви в той деревне Полиносовой от церкви в ближнем месте сряду, а не в разни, и при писцах тое церковную землю и сенные покосы написать в писцовыя книги и обмежевать вкруг.
При сем Указе Патриарша домовая печать (красно-восковая)».
Подлинный Указ на гербовом листе, с подписью: Ризничий Иеромонах Филагрий, хранился в библиотеке Троице-Сергиевой лавры в книге Указов под №759 л. 11.
2. «Лета 1721-го ноября в 5 день великому Государю Царю и великому Князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу в нынешнем 1721 году в бывший Патриарший Казенный Приказ писали Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Тихон Писарев, келарь Иосиф Бурцов, казначей Моисей Протопопов с братиею, а в отписке их написано: в нынешнем 1721 году июля в 19 день били челом Переславского уезду Залесного монастырской их вотчины деревни Полиносовой да деревни Арсак крестьяне Клим Степанов с товарищи, а в челобитной их написано: По Указу де великого Государя и по благословению преосвященного Игнатия, Митрополита Сарского и Подонского, а по их челобитью, велено им в той монастырской деревне Полиносове построить вновь церковь во имя Николая Чудотворца, и ныне де та церковь построена и ко освящению совсем изготовлена, а не освящена, и великий Государь пожаловал бы их, велел о освящении тоя церкви дать им великого Государя Указ и антиминс выдать. И по Указу великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца Святейший Правительствующий Синод повелел вышеписанную новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца, буде та церковь построена против Указу великого Государя, каков дан о строении тоя церкви, и тое церковь освятить Троицы Сергиева монастыря архимандриту Тихону Писареву по новоисправленному Требнику, как о том напечатано о положении и освященнаго антиминса, и антиминс в тое церковь выдать, а взяв антиминс везти со всяким брежением и чистотою попу или диакону, а не простолюдину» (Подлинный Указ на гербовом листе с такой же печатью и с такой же подписью, там же л. 13).
Так с течением времени население Полиносова увеличивалось, так что в начале 1720 года оказалось необходимым и возможным построить здесь церковь и образовать отдельный приход.
По ревизии 1740 г. в селе значится 181 душа.
В ведомости о Лаврских вотчинах 1763 года (№ 679 л. 35 об.) написано: «В селе Полиносове по последней 1744 года бывшей ревизии крестьянских 181 душа. К тому селу по писцовым дачам земли 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 40 копен, лесу непашеннаго 10 десятин. Оного села крестьяне сено косили в Леханинских покосах обще с деревнями Охотиным, Лебедевым, Плетеневым, Торговцовым, Вилюшками, Святогоровым, Редриковыми горами, Арсаками, Будцовым, Дубиниским, да при селе Семенове обще с ними Семеновскими 2716 копен. В том селе прикащика и купца нет. Отправляют работников в Лавру: для молотьбы хлеба пешаго 1 человека, который в работе находился с 20 сентября 1761 марта по 1-е число 1762 года; для починки мельницы Вори конных 13 человек; для отвозу из Лавры в Москву стряпческих припасов 12 подвод; все работники содержались на крестьянском коште. В 1761 году с крестьян того села в сборе быть надлежало по окладу: оброку за разныя звания 060 рублев 43 копейки, неокладных: за отданные в оброк пустоши и земли 34 руб. 99 ½ коп. Лесных припасов: черемоховых 47 прутов, мягкого лесу 14 возов, жердей 42. Из Лаврских лесов вырубленых дальних вотчин крестьяны вывезли в Лавру дров 22 ½ сажени трех-аршинных».
В 1765 году Императрица Екатерина II, по уничтожении монастырских вотчин, указом повелела жителям с. Полиносова именоваться государственными крестьянами.
С течением времени, когда Александровская слобода сделалась городом, село Полиносово отошло от Переславского уезда, к которому оно прежде принадлежало, и причислено к Александровскому уезду.

Село Полиносово, как и вообще селения Александровского уезда, очень небогато естественными произведениями. Леса, некогда непроходимые, сводятся мало-помалу, и только небольшими сплошными полосами окружают село с разных сторон. С постепенным уменьшением лесов, с зарастанием болот и поемных лугов, естественно, стало уменьшаться и населяющее их царство животное. Из зверей в настоящее время можно встречать в окрестности села: волков, лисиц, зайцев, в небольшом количестве белок и проходящих, вероятно заблудившихся, лосей. Между тем как, по рассказам старожилов, здесь водились прежде в некоторых болотных местах выдры и норки, а в лесах — медведи и даже куницы, — и это было не далее половины XIX столетия. Против волков, остающихся еще в значительном количестве и причиняющих значительный хозяйственный вред жителям, в зимнее время употребляется ловля капканами. В окрестностях села Полиносова повсюду находится громадное количество камню, не только на горах, но и при подошвах их. Здешний камень двух родов: мелкий, более мягкий, и крупный — дикий, очень крепкий. Тот и другой сорт камня отправляется прихожанами села Полиносова на шоссейные и железные дороги. Одна из этих дорог, железная, идет из Москвы, и через Сергиевский Посад входит в Александровский уезд, составляя в гор. Александрове узел, от которого идет в сторону линия Карабановская. Московско-Ярославская железная дорога проходит по восточной стороне села Полиносова и отстоит от него в двух с половиною верстах; при деревне же Арсаках выстроен вокзал. Другая — шоссейная, входит в Александровский уезд также чрез Сергиевский Посад и проходит по западной стороне села Полиносова в четырех или пяти верстах от него. Эти пути сообщения дали возможность прихожанам села Полиносова отправлять в Москву значительное количество дров и камня.

В селе Полиносове, Рогачевской волости, открыто в 1870 году земское начальное училище помещиком Александром Ивановичем Трегубовым, благодаря старанию священника В. Якиманского. Ближайшие училища: Корельское и Никульское в 7 в.
В 1884 г. «Помещение церковное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 11, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 40 руб. Библиотеки нет, кроме 40 книг. Земли нет. Законоучитель священник Василий Якиманский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1868 г., а в настоящем училище с 1881 г.; учитель Дмитрий Смирнов, окончивший курс в Вифанской духовной семинарии, преподает с 28-го октября 1883 года. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 года 48 м. и 1 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 22 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 14 м. К 1-му января 1884 г. состояло 38 м. и 1 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 лет. 8, 9 — 10 л. 9, 10 — 11 л. 6, 11 — 12 л. 7, 12 — 13 л. 5,13 и выше 2. Из учащийся: 11 из с. Полиносова, 3 — д. Арсак в 4 в., 10 — д. Шубина — 2 в., 4 — д. Федяйкова — 2 в., 2 — д. Веригина — 2 в., 7 — д. Брыковых Гор — 2 в. и 2 — д. Пречистина — 2 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет, а ночуют все в классе. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 д., крест. 38 м. Средства: от земства 305 р., от общества 134 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 134 руб.; жалованье — законоучителю 60 руб., учителю 240 руб.; на книги и учебные пособия 5 р. Посещали классы неисправно 8 уч. Прием в сентябре; поступили 2 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 29-го сентября по 28-е апреля. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 ½ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому и Славянскому языкам 14, по арифметике 4, по пению 2. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 5 л. Обозревал училище 1 раз член училищного совета г. Зубов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресные беседы и чтения были» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В 1892 — 93 учебном году учащихся было 40.

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Александровской волости Александровского уезда.
В Полиносове родился Василий Орлов, автор книги «Описание церквей и приходов Владимирской епархии» (Владимир, 1886).

В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Арсаковского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 322 чел.; в 1905 г. – 210 чел.; в 2010 г. – 9 чел.

Церковь Николая Чудотворца

Когда построена в первый раз церковь в Полиносове, неизвестно, но есть основание думать, что здесь была церковь и до запустения села: в патриарших дозорных конца ХѴII века «на пустоши Полиносовой Переславль-Залесской десятины за крестьянами деревни Редриковых Гор значится церковная земля Димитрия Селунскаго». Но новые поселенцы не сохранили воспоминания о прежней церкви.
В 1720 году, по просьбе жителей деревень Полиносовой и Арсак, построена в первой из них деревянная церковь, и посвящена св. Николаю Чудотворцу, что изложено в двух указах Петра I 1720 и 1721 годов. «Лета 1720 марта в 23 день Великому Государю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу писали пречистыя живоначальныя Троицы архимандрит Тихон Писарев, келарь Иосиф Бурцов, казначей Моисей Протопопов с братиею… В нынешнем 1720 году генваря в 23 день били челом великому Государю, а им подали за руками челобитную Переславского уезду Залесского монастырской их Троицкой деревни Полиносовой, да деревни Арсак крестьяне Клим Степанов с товарищи, а в прошении их написано: ходят де они прихоцкие люди к слушанию божественной службы и ради своих мирских треб того же Переславского уезду Залесского в вотчину дьяка Ивана Родионова сына Лосева в село Волохово, а ближе того села иных церквей нет, и они де крестьяне, выбрали себе, излюбя, из того села Волохова отца своего духовного попа Павла Исаева, и чтоб у них крестьян в оной деревне Полиносовой ему попу построить церковь во имя Николая Чудотворца, и в тое церковь всякую церковную утварь отправлять ему попу Павлу, а без указу великого Государя на тое церковь лесу готовить и церковь строить они не смеют, и великий Государь пожаловал бы их, велел о строении деревянныя церкви дать бы им великого Государя Указ. И по Указу великого Государя … Петра Алексеевича … преосвященный Игнатий Митрополит Сарский и Подонский между патриаршества села Волохова попа Павла Исаева благословил, велел на церковное строение лес готовить и в том лесу в Переславском уезде Залесского в деревни Полиносовой построить вновь церковь деревянную во имя Чудотворца Николая, а верх на той церкви сделать по чину против протчих церквей, а не шатровый, и олтарь сделать круглый тройной, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую сторону южные, а по левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ Настоящего того Святого храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ пресвятыя Богородицы и иные образы по чину. А как та церковь построена и ко освящению совсем изготовлена будет, и о освящении тоя церкви и кому святить бить челом впредь. А под церковь и под кладбища и попу с причетники под селитьбу отмерить земли во все стороны по сороку сажен. Да по сказке тех деревень крестьян Клима Степанова с товарищи написано: тоя де церкви попу с причетники на прокормление поступаются они из своих тяглых жеребьев в той деревне Полиносовой пашни десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена десять копен, и тое церковную землю и сенные покосы справят они в Москве в Поместном приказе или где подлежит, а как справят, и о оной справке вынести им память, и тое память объявят они в Патриаршем Казенном Приказе прежде челобитья о священии тоя церкви. А как в Переславском уезде будут писцы, и им крестьяном тое церковную землю и сенные покосы отвести к той церкви в той деревне Полиносовой от церкви в ближнем месте сряду, а не в разни, и при писцах тое церковную землю и сенные покосы написать в писцовые книги и обмежевать вокруг».
В конце 1721 г. - освящена во имя святителя Николая архимандритом Троицкого монастыря Тихоном Писаревым. Памятником ее существования следует считать часовенку (каменную), поставленную на месте бывшего св. престола и находившейся при Николаевской церкви.
В 1786 году, при преосвященном Феофилакте, епископе Переславском и Дмитровском, государственные крестьяне с. Полиносова и прихожане его, на свои собственные средства, вместо Николаевской — деревянной, начали строить каменную, одноэтажную церковь во имя того же св. Николая Чудотворца.
Постройка этой церкви окончена в 1790 году, при преосвященном Викторе, епископе Суздальском и Владимирском, — что видно из храмозданных грамот на постройку новой каменной церкви и освящение ее.
С 1813 года началось устройство, при новой церкви, каменного придела во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Устроенный придел освящен 23 марта 1815 года местным благочинным, свящ. с. Слотина, Иаковом Богословским.
В 1816 году выстроена, усердием прихожан, каменная колокольня; особенное старание к ее построению, по рассказам старожилов, имели монахи Троице-Сергиевой лавры, имена которых неизвестны.
Вначале прихожане имели намерение сделать свою церковь двух-этажною, но скудные их средства не дозволяли осуществить это предположение, и второй этаж остался не оконченным.
Форма Николаевской церкви крестовидная. Будучи расположена на покатой площади, она придает селу Полиносову довольно красивый и своеобразный вид, особенно с луговой стороны; приятное впечатление усиливается зеленью кустарников и деревьев, оттеняющих строгую физиономию церкви и деревянной, с деревянными решетками и воротами, ограды, построенной в 1859 г.
В 1878 г. усердием крестьян построена каменная ограда с железными решётками.
В 1884 г. настоятелем храма был священник Василий Якиманский, рукоположен во иерея в 1872 г., награждён набедренником.

Престолов в ней два: в холодной во имя св. Николая Чудотворца, в трапезе теплой во имя преп. Сергия Радонежского.
Утварью, ризницей, богослужебными книгами и Св. иконами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1834 года.
«Из утвари церковной не представляется ничего достопримечательного. Церковная библиотека, имеющая всего до 100 книг преимущественно догматического и церковно-исторического содержания, можно сказать, только еще заводится (1877 год). Архив посещается в алтаре: в нем сохраняется опись имуществу церковному, составленная в 1870 году, метрические и исповедные книги с 1830 года, также другие документы церковные, в переплетах.
Материальное положение местного причта можно назвать в настоящее время (1877 г.) обеспеченным; не таким оно было до 1871 года, когда пользовались только 33 десятинами земли на полный штат, состоявший из 4-х лиц»
К церкви приписаны две часовни — в деревне Арсаках, построенная в 1878 году (Крестовоздвиженская, разрушена), и в деревне Редриковых Горах, построенная в 1882 году, посвященная имени св. мученицы Параскевы именуемой Пятницы (разрушена в советское время).
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось (1897 г.): а) от земли пахотной и сенокосной 35 руб.; б) от хлебного сбора до 25 руб., и в) от служб в требоисправлений до 400 руб., а всего до 460 руб. в год.
Земли при церкви: усадебной около 3 дес., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.
Приход состоял из села Полиносова и деревень: 1) Арсак (4 вер. от церкви), 2) Редриковых Гор (4 вер.), 3) Пречистина (2 версты), 4) Иванькова (2 вер.) и 5) сельца Брыковых Горок (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 588 душ муж. пола и 662 женского; все православные.
Деревня Арсаки. «В 1630 году августа 8-го дня диак Добрыня Семенов купил из Поместного Приказа в слободском стану, Переславскаго уезда, семь пустошей: Арсаково, Фадеево, Жуково, Ульянкино — все на враге, Истомкино, Губино на пруде, Карабаново на пруде-ж, с пашнею, и с лесом, и с сенными покосы, и со всякими угодьи, и заплатил за них 33 рубля 11 алтын с деньгою, а в 1631 году променял их в Троицкий Сергиев монастырь на полсельцо Попелкова с угодьями в Лутосенском стану Дмитровского уезда» (Сбор. № 530 л. 729 об. — 733). Выписывать вполне грамоты, купчую и меновую мы сочли излишним, так как они не заключают в себе особого интереса, кроме условия, сделанного в купчей, которое гласит: «и вольно ему та вотчина в приданое дати. а в монастырь та вотчина не отдавати, а будет диака Добрыни Семенова не станет, а после его останется жена и дети, и та вотчина жене его и детям, а будет после диака Добрыни Семенова жены и детей не останется, и та вотчина в его Добрынин род, а будет роду не останется, и та вотчина взяти на Государя в поместныя земли, а деньги в монастырь по его душе за ту вотчину велит Государь дать из своей Государевой казны, смотря по строенью». Владелец сей вотчины погребен в Троице-Сергиевой лавре. В списке надгробий Троице-Сергиева монастыря сказано: «Подле его Филип, прозвище Добрыня Семенов, преставися 139 (1631) г. августа в 10 день».
Когда была заселена эта пустошь, неизвестно. В 1720 году в описании села Полиносова, она значится уже деревней.
В ведомости 1763 года (№ 679 л. 38) сказано: «Деревня Арсаки на враге. В ней по последней в 1744 году бывшей ревизии крестьянских 181 душа. К той деревне по писцовым дачам земли 30 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 15 копен, лесу пашенного 4 десятины. Оной деревни крестьяне сено косили» и проч.
Вот исторические указания на время и место основания дер. Арсак, отстоящей от села Полиносова в 4-х верстах и состоящей в его приходе. По многолюдству населения, после села, эта деревня нанимает первое место в приходе. При этой деревне находится станция Московско-Ярославской железной дороги.
Редриковы Горы. Дер. Редриковы Горы, в древности иначе называемая сельцо Александрово. Название свое эта деревня получила от фамилии владельцев Редриковых, которые имели ее некогда вотчиной и пожертвовали потом в Троице-Сергиеву лавру. В переписных книгах 186 (1678) г. упомянуто сельцо Александрово, что на Редриковых Горах. Данная Редриковых в Троицкий Сергиев монастырь в 1624 году следующего содержания: «С яз Живоначальные Троицы Сергиева монастыря старцы Акинфей да Боголеп Редриковы, да яз Юрьи Афигенович Редриков, да яз Исак Иванов сын Редриков, да яз Левонтий Пятово сын Родриков дали есмя в дом Живоначальной Троицы и пречистой Богородицы и великих чудотворцов Сергия и Никона архимариту Деонисию, да келарю старцу Моисею, да казначею старцу Спиридону с братьею, и хто по них иныя власти в Троицком Сергиеве монастыре будут, по душе дяди своего Никифора Левонтьевича Редрикова вотчину ево родовую в Переславском уезде Залескова в Верх-Дубенском стану пустошь, что было сельцо Александровское на речке на Дубенке, да пустошь Кутугино, да пустошь Осаново, да пустошь Козлово со всеми угодьи, как изстари потягло, где ходил плуг, и соха, и коса, и топор, а четвертные пашни в том сельце и пустошах 160 чети, впрок без выкупа, по ево душе и по родителех ево. А за ту вотчину дядю нашего Микифора написати в сенадик и в сельники и поминати ево, как и прочих вкладчиков, по монастырскому чину и корм учинити на ево память марта в 13 день, на память Микифора патриарха Царя-града. А будет роду нашему та вотчина кому понадобится, и за тое вотчину дати в Троицкую казну двести рублев денег. А что Троицкие власти в той вотчине поставят хоромы, и за те хоромы по цене деньги-ж заплати; а что Троицкие власти в той вотчине посадят крестьян, и те крестьяни с той вотчины со всеми животы и с хлебом земленым и стоячим и с молоченым взять Троицким властем к себе в Троицкие вотчины. А та у нас вотчина не продана и не заложена нигде ни в хлебных ни в денежных кабалах, нет нигде, ни в котором монастыре по душе не отдана; а хто в ту вотчину учнет вступаться, и нам та вотчина очищати и убытка монастырю никоторова не довести. А на то послуси: Иван Иванов сын Панфилов, да Клементей Иванов сын Редриков, да Степан Иванов сын Редриков, да Иван да Федор Степановы дети Редриковы, да Данило да Шестак Ивановы дети Редриковы. А данную писал Костянтин Афонасьев сын Редриков лета 7132 февраля в 25 день». А назади на данной пишет: «К сей данной Юрьи Редриков и в братьи своей место Акинфия да Боголепа руку приложил. Послух Иван Панфилов в жены своей место руку приложил. Послух Клементей Редриков руку приложил. Послух Федор и в брата своего место Ивана руку приложил» (Сбор. № 530 л. 725).
Вот данная на эту местность. При чем добавим, что многие из рода Переславских дворян Родриковых погребены в Троице-Сергиевой лавре; некоторые же из них «сидели в осаде в Троицком Сергиеве монастыре» в 1608 — 1610 годах и храбро бились с поляко-литовцами, как например Юрий; а Афанасий, в одной из вылазок, «был ранен затокаренным врагом, и от тое раны умер в иноцех схимник Антоеей». Вероятно в это же смутное время обращено было в пустошь сельцо Александровское, впоследствии названное по фамилии владельцев Редриковыми Горами.
В писцовых книгах 1627 — 1631 г. (№ 626) сказано: «По данной старца Акинфея да старца Боголепа Редриковых пустошь, что было сельцо Александровская на речке Дубенке пашни перелогу худые земли 5 чети, да лесом поросло 10 чети в поле, а в дву потомуж, сено по речке по Дубенке и по врагом 50 копен». Пустошь эта была приписана к селу Буженинову. В переписных книгах 1678 г. (№ 591 л. 174 об.) сказано: «Сельцо Александрово, что на Редриковых Горах, деревня, а в ней крестьян 20 дворов; к селу ж Александрову, Редриковы Горы тож, деревни: Саватеево 6 дворов и Топорково 3 двора, а всего 29 дворов; людей в них 103 человека».
В ведомости о Сергиево-Лаврских вотчинах (№ 679 л. 36) написано: «Деревня Редриковы Горы на речке Дубенке, расстоянием от Лавры в 22-х верстах. В ней по последней в 1744 году бывшей ревизии крестьянских 135 душ. К той деревне по писцовым дачам земли 60 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 50 копен. Сено косили в Леханинских покосах»... Далее написано тоже самое, что указано было выше о селе Полиносове. «Отправляют работников для отвозу из лавры в Москву стряпческих припасов 7-мь подвод»... и т. д.
Дер. Редриковы Горы служила центром так называемой Редриковской волости, к которой принадлежало несколько населенных местностей, с населением в 4000 душ (1877 г.).
После деревень Арсак и Редриковых Гор, по древнему происхождению в приходе села Полиносова считалась дер. Пречистино. На эту местность в марте 1650 года дана была Всероссийским патриархом Иосифом сыну боярскому Ивану Петровичу Григорову жалованная грамота, в которой сказано следующее: «Пожаловал он святейший патриарх своего сына боярского Ивана Петрова сына Григорова в Переславском уезде Залеского церковною землею, пустошью Рожества Пречистыя Богородицы в Верх-дубенье, да пустошью архангела Михаила, погост тоже». В писцовых книгах 1627 — 1631 гг. в Верх-Дубенском стану написано: «в той церковной пустоши Рожества Пречистыя Богородицы пашни перелогом и лесом поросло церковные середние земли 10 четвертей, да церковною ж пустошью Михаил архангела, а погост тож, и с лесом, и с луги, и сенными покосы и с всеми угодья в поместье ему Ивану в ево оклад в 150 четвертей».
В половине XVIII столетия дер. Пречистино принадлежала помещику секунд-майору Иакову Дмитриеву сыну Григорову. По делу его с Полиносовскими крестьянами в 1750 — 1752 гг. об обиде ими его крестьян, во время сенокоса, и о неоднократном увозе Полиносовскими крестьянами скошенной травы с луга его, Учрежденный собор Лавры 21-го июня 1753 года, между прочим, «приказал учинить (согласно желанию Григорова) поименованным села Полиносова крестьянам, всего двадцати человекам, взяв в Троицкую Лавру, учинить в канцелярии, при присутствующей в Соборе персоне, нещадное плетьми наказание» (Проток. учрежден. Соб. Лавр. 1753 г. № 728 л. 425).
В кон. XIX века эта деревня была самая бедная и малонаселенная в ряду других деревень, составляющих приход села Полиносова.
Деревни Иванково и Брыковы Горы позднейшего происхождения, и в недавнее время присоединены к приходу села Полиносова (ок. 1860 г.); та и другая принадлежали помещикам. Жители дер. Иванкова — выселенцы из Рязанской губернии, а жители дер. Брыковых Горок составляли прежде приход с. Корелы.

В советское время церковь была закрыта и сильно пострадала. Сохранились только стены двусветного четверика основного объема, которые и видны на фотографии. Завершение и перекрытие церкви, колокольня и трапезная утрачены.


Герб рода Михалковых

Герб рода Михалковых внесен в ч.5 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской Империи, стр. 64. описание Герба:
«Щит разделен перпендикулярно на две части, из коих в первой в красном поле виден до половины вылетающий белый орел с распростертым крылом, держащий в лапе серебряную шпагу, обвитую лаврами, и над орлом серебряная шестиугольная звезда. В левой части , разделенной диагонально к правому нижнему углу на два поля: голубое и красное, изображена шестиугольная золотая звезда. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубый, подложенный золотом.
Михалковы были из дьяческого рода, но через Шестовых–Морозовых находились в свойстве с Романовыми, и после воцарения Михаила Федоровича, подобно прочим родственникам и свойственникам Романовых вошли в силу.
Из фамилии Михалковых многие Российскому Престолу служили стольниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1613 и в других годах поместьями. Все сие доказывается жалованными на поместья грамотами, справкою Вотчинной Коллегии и родословною Михалковых.
Михалковы - вотчинники Пересл. уезда – д. Леонтьевой и др, сельцо Романово, сельцо Шубино – Верхдубенского стана, сельцо Вески - Никитского стана (по Алексееву Ю.Г. , 1966).
По С.Б. Веселовскому (Дьяки…) Михалков Тимофей (Тиша) Федоров – казенный дьяк кн. Дмитрия Ивановича, перед 1509; в 1527 и 1528 дьяк вел. кн., поручитель по кн. Глинском; 18 сентября 1532 то же; в 1533/34 дьяк; в мае 1534 дьяк с боярином Иваном Васильевичем Шуйским; 17 марта 1540 дворцовый дьяк; 18 сентября 1532 дал Троице-Сергиеву мон.на вечное поминание 50 руб; 26 октября 1563 его сыновья Андрей и Полиевкт дали 100 руб.; они же в 1573/74 дали деревню Палиносово в Переславском уезде».
Михайловы Ондрей и Полуехт в 1578 писали данную на свою вотчину в Троице-Сергиев монастырь: «Се аз Ондрей и Полеэхт Тимофеевичи Михаиловы дали есми в дом живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы и великим чудотворцам Сергию и Никону, архимандриту Варлааму с братиею… А на то послуси: Дружина Михаилов сын Патрикеев, да Федор Кононов сын, да Иван Федоров сын Редриков. А данную писал Иванец Савин лета 7082». (Опубликована в ВЕВ №3-4 1877).
Судя по данной 1574 -78 гг., вкладчики Андрей и Полиевкт были из дворян или детей боярских, что и подтвердилось записями разрядного приказа. Фамилия «Михайлова», по мнению В.Орлова, указывает на деда братьев. Под словом двор подразумевается полное хозяйственное заведение: изба, амбар, погреб, конюшня, баня, огород и т. п. По П.Н. Милюкову по разряду 7057 года (1549) царь Иван Васильевич 23 января (ст.ст.) «пошел на свое дело и на земское из Нижнего Новгорода к Казани». С царем - «А у коня дети боярские: Полуехт Тимофеев сын Михалкова…».
Полуехт Михалков по разряду 7067 (1559) числился в передовом полку «у боярина и воеводы у князя Михаила Васильевича Глинсково». По разряду 7068 (1560) в январе в походе из Пскова к городу Алысту и другим порубежным городам в передовом полку с боярином и воеводой Иваном Васильевичем Шереметевым братья «Ондрей и Полуехт Тимофеевы дети Михалковы» записаны головами. Дворян Михайловых и Михалковых много, но они были владельцами разных селений. Родство между ними проследить сложно, так как фамилия постоянно видоизменяется. Если основываться на выводах В.Орлова, то в Полиносово проживало не менее трех поколений Михайловых-Михалковых. Следующими владельцами села были Троице-Сергиев монастырь и его насельники (до 1764).
В. БОРАВСКАЯ.
Село Волохово
Город Александров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (10.05.2017)
Просмотров: 313 | Теги: Александровский район, Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика