Снятиново — деревня в Александровском районе Владимирской области России. Входит в состав Каринского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Молокча в 18 км на юго-запад от центра поселения села Большое Каринское и 21 км на юго-запад от города Александрова. «Село Снятиново находится в Александровском уезде; отстоит в 132 верст. от губернского города, в 18 верст. от своего уездного и в 35 верст. от Троице-Сергиевой Лавры, на высоком берегу речки Мологчи, сливающейся с р. Серой в р. Шерну, впадающую в р. Клязьму». [2]
Курганный могильник располагался к югу от деревни Снятиново, правый берег р. Молокча. Распахан. Курган располагался близ деревни Снятиново, правый берег р. Молокча. Распахан. Городище «Беляева гора» (XI-XII вв.) расположено в 1,5 км. к югу от деревни Гидеево, левый берег р. Молокча (правый приток р. Шерна, левого притока р. Клязьма). Следы оборонительных сооружений и культурный слой отсутствуют.
«Беляева гора» - это водоохранная зона реки Молокча между деревней Перематкино и селом Снятиново. По преданию на «Беляевой горе» возможно, захоронен клад хана Едигея. «Беляева гора» хранит следы древних поселений и следы старинной усадьбы с великолепной липовой аллеей и родником. Едигей (1352−1419) — темник Золотой Орды в конце XIV — начале XV веков. Основатель династии, возглавившей Ногайскую Орду. Его прямыми потомками по мужской линии были князья Урусовы и Юсуповы. Желая ослабить своих политических противников — Литву и Московское княжество, Едигей поссорил великого князя московского Василия Дмитриевича с Витовтом, в результате чего Василий отправился в поход на Литву. С обеих сторон погибло немало людей, было разорено множество городов и селений. Во второй раз Едигей сумел распространить ложные донесения о якобы готовящемся вторжении его «союзника» Пулад-хана в Литву, а тем временем, сконцентрировав огромные силы, в 1408 году отправился в поход на Москву, желая восстановить политическое влияние Орды на Руси. В ордынском войске находились четыре царевича, исполнявших должности военачальников, и несколько видных ордынских эмиров. Общее руководство осуществлял Едигей. Во время осады Москвы Едигей послал в Тверь великому князю Ивану Михайловичу требование «быть на Москву» с артиллерией, но тот не подчинился. После трехнедельной безуспешной осады и получения выкупа в 3000 рублей Едигей отошел от Москвы. Вторгнувшись в Московское княжество, Едигей опустошил Серпухов, Верею, Дмитров, Городец, Клин и Нижний Новгород, Коломну, но вследствие новых смут в Орде вернулся назад, разорив на обратном пути Рязань. Временем похода хана Едигея на Москву датируется сокрытие по меньшей мере трех монетных кладов в окрестностях Ельца. Это обстоятельство может служить косвенным свидетельством разорения войсками Едигея и Елецкого княжества. В Пушкинском районе Московской области в Ельдигино было становище Едыгея. Там существовала усадьба Ельдигино.
Первые упоминания о с. Снятинове относятся к середине XV века. По актам Троице-Сергиевой Лавры известие о нем начинается с 1450 г., в этом году Великим Князем Василием Васильевичем — сыном Вел. Кн. Василия Дмитриевича — пожалована грамота Ивану Петелину об освобождении от пошлин села Снятинова с деревнями в Кинеле и о неподсудимости их Кинельским волостелям.
Между 1450 и 1467 г. Петром Игнатьевичем оно приложено в Троице-Сергиев монастырь и в сотной книге 1563 г. в Снятинове значится 1 двор монастырский и крестьянских 4 двора.
В средневековые времена существовала «Новосельская дорога». О ней есть упоминания в старинных грамотах: «… розъехали есмя собе землю по своеи любви троицкую землю Сергиева монастыря села Скнятинова с селом с Ондреевским да з деревнею с Песком с Семеновою землею Клобукова: от Новосельские дороги на первую яму…».
Здешние места этой старинной дороги упоминаются в 1467–1474 г., где они записаны в грамоте царя Ивана III освобождавшей от постоев (относятся к «подорожной грамоте») жителей сел Скнятиновского и Эдигеевского Кинельской волости: «…от великого князя Ивана Васильевича Захару Зубову. Бил ми челом Троицкий Игумен Сергиева монастыря Спиридон с братьею, а сказывают, что дел оу них их село Скнятиковское да Едичеевское на Кинелском Уезде и деревни тех сел; и на те деи у них села и деревни пролегала дорога не пошлая, — Хомутовская; да ставятся деи в тех селах и деревнях мои бояре, и дети боярские и всякие ездоки, да корм себе и конем силно через грамоту мою, великого князя…».
В 1576 году боярин Роман Михайлович Пивов дал вклад в Троице-Сергиев монастырь сто рублей; за этот вклад власти монастырские дали ему в пожизненное владение, «по его животе», как сказано в грамоте Снятиновскую вотчину.
В 1582 году Снятиново вместе с другими монастырскими селами было отписано на великого государя и приписано к дворцовому селу Тимофеевскому.
В писцовых книгах 1593-94 годов оно снова значится в числе монастырских вотчин и в нем показаны: «двор монастырский, двор коровей да крестьянских 8 дворов, бобылей 3 двора и 8 дворов пустых; пашни монастырской 40 четв. в поле, крестьянской 28 четв. да перелогу и лесом поросло 98 четв., сена 1000 копен».
По писцовым книгам 1627 года в Снятинове значится двор монастырский, детенышей для монастырской пашни 3 двора, крестьянских 2 двора, бобылей 2 двора.
По переписным книгам 1678 года Снятиново приписано к селу Малому Алексину, крестьян в нем было в то время 28 дворов.
До 1764 г. село это принадлежало Троице-Сергиевой Лавре. В 1764 году по упразднении монастырских вотчин Снятиново перешло в ведомство государственных имуществ, крестьяне сделались Государственными.
Самолетный челнок был введен в употребление в Александровском уезде около 1840-го года. В юго-западной части Александровского уезда, первый начал работать самолетным челноком крестьянин села Снятинова Махринской волости, Степан Сергеев Чуднов. Он был сын сравнительно зажиточных родителей, с малых лет жил на стороне и земледелием почти не занимался. Знал грамоту и по отзывам крестьян-односельчан, был мужик умный и рассудительный. Научился работать самолетом в Московской губернии в с. Ивановском (у Ивана Постного) верстах в 20 от Фрянова посада. Степан Сергеев умер лет 6 назад 65 годов от роду. После него осталось три сына, из которых старший живет хорошо, работает сарпинку в одной из фабричек села Снятинова, другой сын в солдатах. Третий – на фабрике в Струнине. Все они грамотные. Дочь замужем за крестьянином средней руки (см. Бумаго-ткацкий промысел в Александровском уезде).
Сводный список по Александровскому уезду на 1880 год: Снятиново, село: светелочники и мастерки – Родион Малов, Федосей Малов, Гаврило Антонов; карасьники – Михаил Малов, Трофим Саплов. Тараскино (прописано как Таратино, на картах 1780 – 90 годов значилось селом; далее – Снятиновский приход), деревня: карасьники – Архип Федосеев, Устинья Федосеева, Трофим Павлов. Гидеево (Снятиновский приход), деревня: светелочник и мастерок – Степан Андреев; карасьники – Самсон Иванов, Данила Кузнецов, Иван Киселев.
В XIX — начале XX века деревня входила в состав Махринской волости Александровского уезда.
16 октября 1917 в деревне родился Иван Иванович Прошин — командир танковой роты 85-го танкового батальона 39-й лёгкой танковой бригады 13-й армии Северо-Западного фронта, старший лейтенант, Герой Советского Союза.
С 1929 года деревня входила в состав Лизуновского сельсовета Александровского района, в 1941-65 годах в составе Струнинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 204 чел.; в 1905 г. – 265 чел. (35 дворов); в 2010 г. – 15 чел.
НП "Объединение Граждан по Совместной Газификации Земельных Участков Населенных Пунктов Каринского Сельского Поселения Александровского района" зарегистрирована 20 июня 2012 г. Руководитель ликвидационной комиссии Басов Станислав Юрьевич. Основным видом деятельности является «Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения». Организация НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРАЖДАН ПО СОВМЕСТНОЙ ГАЗИФИКАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАРИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА" ликвидирована 7 августа 2017 г.
Общество с Ограниченной Ответственностью "Дегустация" действует с 21 апреля 2000 г. Руководитель юридического лица Войтанов Владимир Владимирович. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДЕГУСТАЦИЯ" ликвидирована 8 апреля 2011 г.
Крестьянское Хозяйство Цуцкова В.Н. "Радуга" действует с 9 ноября 1994 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЦУЦКОВА В.Н. "РАДУГА" ликвидирована 20 марта 2012 г.
Снятиновский приход
Церковь в Снятинове упоминается в первый раз в сотной книге 1563 г. «Покров Пресв. Богородицы, при ней поп Иван», но в грамоте 1576 г. при передаче Снятинова Пивову замечено, что храм стоит пуст, без пения.
В писцовых книгах 1593—94 года о храме в Снятинове сказано: «в селе церковь Покров Пречистые Богородицы древяна, а в церкви образы и книги и свечи и клепало железное и всякое строение монастырское, попа нет, церковная пашня 10 чети поросла лесом».
В писцовых книгах 1627 года при этой же церкви значится поп Никифор, дьячок Тараско Евсеев.
В 1663 г. на средства прихожан была построена новая церковь – деревянная и освящена в то же наименование. Она просуществовала в Снятинове до XIX века.
В 1803 году здесь был построен уже каменный храм с колокольней.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
1857 г. «Снятиново при реке Молокче, село казенное: расстояние от губернского города, верст – 132; расстояние от уездного города, верст – 18; число дворов - 35; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 89, женского пола - 98; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 82, женского пола - 94; действительное население: мужского пола - 81, женского пола - 97; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством и возкою дров; при каменной Покровской церкви священник – 1, дьякон – 1, причетников – 2; водяная мельница; кузница. В 1859 году: число дворов - 28; число душ мужского пола - 93; женского пола - 111. При нем деревни: Воскресенская, казенная: расстояние от губернского города, верст – 137; расстояние от уездного города, верст – 17; число дворов - 43; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 122, женского пола - 123; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 136, женского пола - 144; действительное население: мужского пола - 144, женского пола - 142; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством и возкою дров; волостное правление; этапный дом. В 1859 году: число дворов - 48; число душ мужского пола - 140; женского пола – 160. Гадеева (на карте – Гедеева), казенная: расстояние от губернского города, верст – 135; расстояние от уездного города, верст – 15; число дворов – 40; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола – 116, женского пола – 100; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола – 105, женского пола - 125; действительное население: мужского пола – 106, женского пола – 121; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством и возкой дров. В 1859 году: число дворов – 44; число душ мужского пола – 118; женского пола – 123. Опары (?), казенная: расстояние от губернского города, верст – 138; расстояние от уездного города, верст – 18; число дворов – 6; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола – 36, женского пола – 48; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола – 34, женского пола - 43; действительное население: мужского пола – 37, женского пола – 50; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством и возкой дров. В 1859 году: Жаря; число дворов - 9; число душ мужского пола - 33; женского пола - 35. Таратино, сельцо помещичье: расстояние от губернского города, верст – 138; расстояние от уездного города, верст – 18; число дворов - 13; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 52, женского пола - 51; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 48, женского пола - 65; действительное население: мужского пола - 42, женского пола - 54; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством и возкой дров; господский деревянный дом. В 1859 году: число дворов - 18; число душ мужского пола - 55; женского пола - 65. Шаблыкино, казенная: расстояние от губернского города, верст – 132; расстояние от уездного города, верст – 12; число дворов - 39; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола – 173 (вероятнее всего, 103), женского пола - 120; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 109, женского пола - 132; действительное население: мужского пола - 108, женского пола - 137; господствующие виды производительности – занимаются хлебопашеством и возкой дров. В 1859 году: при урочище Коровьеве; число дворов - 41; число душ мужского пола - 107; женского пола – 120».
В 1869 г. присоединилась к Волоховскому приходу деревня Шаблыкина, бывшая в приходе с. Снятинова, по приглашению церковного старосты, помещика сельца Копцева, Николая Семеновича Стромилова.
Троицкий Константин Иванович (к. 1846 г.р. — † 1907 г.) - сын причетника г. Вязники. Окончил ВДС в 1868 г. по I разряду 9-м. С 1871 г. – надзиратель Влад. ДУ, с 1871 г. – священник с. Снятинова Ал. у., с 1880 г. – с. Нестерова Пересл. у.
1885 г. «В селе находится водяная мельница и кузница. Церковь зданием каменная с такой же колокольней, — крепка; обнесена кругом каменной оградой с железными в ней решетками и воротами. При церкви имеется деревянная сторожка. Кладбище находится близь церкви. В состав прихода, кроме села Снятинова, в коем 35 дворов, входят следующие селения: д. Гидеево, сельцо Таратино и д. Жары; последняя деревня отстоит от церкви в 4 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 337 м. и 363 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть и военные; прихожане занимаются хлебопашеством и возкой дров; в приходе раскольников нет. Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время состоит священником Владимир Геннисаретский. При сей церкви земли: неудобной 2 д., пахотной 13 д. 2169 кв. с., сенокосной 9 д. и 1 д. 1067 кв. с. неудобной. На означенную землю в количестве 26 д. 836 кв. с. имеется межевая книга, на остальное же количество земли 6 д. 1564 кв. с., прирезанной 1815 г. в дополнение указанной пропорции, ни плана, ни книги не имеется; землей причт владеет сам. Дом деревянный для священника куплен прихожанами в 1871 г., а у псаломщика собственный, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада и жалованья не получается, а получается им всего в год до 525 рублей». [2]
Престолов в нем было два: в холодной части - Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом - в честь Святителя Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1799 года, исповедные росписи с 1823 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от земли до 50 р.; б) от служб в требоисправлений до 400 р.; в) от хлебного сбора до 50 р., а всего до 500 руб. в год. Дом у священника церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 13 дес. 2154 кв. саж., сенокосной 9 дес., неудобной 1 дес. 1067 кв. саж. В 1815 г. прирезано еще 6 дес. 1564 кв. саж. [1]
Приход состоял из села Снятинова и деревень: Гидеева (1/2 вер. от церкви. Сельцо «Дигеево» упоминается в сотной книге 7071 года — в нем 20 дв., в писцовых книгах 1593 года: «сельцо Едигеево, двор монастырский, пашни 62 чети в поле да перелогу и лесом поросло 38 чети, земля худа; в переписных книгах в деревне Едигееве показано 6 дворов крестьянских.), Тараскина (2 вер.) и Жарей (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 344 души мужского пола и 414 женского; все православные. [1]
Снятиновская церковно-приходская школа, Махринской волости, в селе Снятинове, основана священником Федором Беляевым, открыта 30 октября 1880 г. Ближайшее училище — Махринское в 8 вер. В 1884 г. «Помещение священника Беляева, деревянное; по свету и теплоте удобное; классных комнат одна — длиной 8 ½ , шириной 7, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 40 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель священник Федор Беляев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1874 г., а в настоящем училище с 1880 г. Попечитель - строитель Махринского монастыря, иеромонах Анфимий; пожертвовал на 10 р. учебных пособий. Учащихся к 1-му января 1883 года 20 м. и 8 д. Выбывших до окончания курса, не было. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 6 м. К 1-му января 1884 года состояло 24 м. и 8 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 13, 8 — 9 л. 3, 9 — 10 л. 6, 10 — 11 л. 6, 11 — 12 л. 4. Из учащихся: 15 из с. Снятивова, 10 — д. Гадеева — 1 вер., 6 — д. Тарашина — 3 вер. и 1 — д. Шаблыкина — 6 вер. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 м. и 2 д., крестьян. 23 м. и 6 д. Средства: от частных лиц 40 р.; плата за учение по 50 к. с уч. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 30 руб.; на книги и учебные пособия 10 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 10-го сентября по май. Пению обучаются простому. Учатся в день 8 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 г. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресные беседы и чтения были» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
«Помещается в доме крестьянина с платой в год 25 рублей. На первоначальное обзаведение школы мебелью и другими принадлежностями пожертвовано Братством св. благов. Великого Князя Александра Невского. В сей школе в 1885 г. обучалось 17 мальчиков». [2]
Величественный белокаменный храм Покрова Пресвятой Богородицы сохранялся до 1966 г., но службы шли до 1930 г. и на воротах храма висел большой замок. За храмом в те годы следили две монахини: Любовь и Мария, жившие рядом в маленьком домике, где всегда теплились лампады, было много икон и засушенных трав. К матушкам ходили лечиться, они помогали многим заболевшим людям. К Пасхе Любовь и Мария собирали людей убираться в храме, и мы, дети, вместе со своими бабушками ходили помогать: протирали иконы, мыли пол. Иконостас, Алтарь и все иконы были в сохранности, но по храму уже летали птицы, так как крыша была худая. В богоборческие 60-е годы храм полностью разрушили и построили из него в Снятинове овчарню и вымостили дорогу. В 2010 году по благословлению Высокопреосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пожертвования жителей д. Снятиново, Гидеево, Таратино началось строительство Храма Пресвятой Богородицы. Был назначен священник Протоирей Валерий Размахнин, который восстанавливает еще и храм Ильи Пророка в д. Григорове. В 2011 году силами прихожан и благотворителей пристроили алтарную, благоукрашается храм иконами, церковной утварью, установлен купол с крестом, приобретен колокол. В храме совершаются молебны, панихиды, отпевания, еженедельно читается Акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Деревня Гидеево
Гидеево — деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Каринского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Молокча в 16 км на юго-запад от центра поселения села Большое Каринское и в 21 км на юго-запад от города Александрова.
В XIX — начале XX века деревня входила в состав Ботовской волости Александровского уезда.
С 1926 года — в составе Карабановской волости.
«Гидеевский сельсовет (Александровский уезд). Гидеевский сельсовет, Карабановской волости, обслуживает три селения: Таратино, Снятиново и Гидеево с населением 825 чел. В состав совета входит 8 членов и 3 кандидата. По социальному положению пять членов совета из середняков и три—бедняка. В числе членов—два комсомольца и две женщины. На выборах сельсовета участвовало 76 проц. всех избирателей. Советом проведено 12 заседаний и шесть расширенных пленумов, на которых проработано 11 вопросов руководящего характера, пять организационного и 15 сельско-хозяйственных. Сельско-хозяйственная секция провела пять заседаний, культурно-просветительная — четыре и благоустройства — три. В секциях, возглавляемых членами совета, принимает участие 23 крестьянина. Разобрано 18 вопросов. Совет и секции работают по плану, в основу которого положен наказ избирателей. Совет руководит общественными организациями, заслушивая их доклады о проделанной работе. Три сельККОВ-а, EПO, молочное т-во, школа, две пожарные дружины и изба-читальня уже отчитывались перед советом. Руководство над работой земельных обществ совет осуществляет через прикрепленных к ним членов сельсовета. Вопросы, выносимые на сходы земельных обществ, заранее прорабатываются в секциях совета при участии актива. Работа женщин в сельсовете. В сельсовете женщины — члены сельсовета руководят: одна земельным обществом, а другая культурно-просветительной секцией. По инициативе одной из них, в дер. Таратино был отменен праздник «Покров». Протокол об отмене подписан всеми членами земельного общества. Сельсовет ведет борьбу с хулиганством и самовольной порубкой леса. Передано в ВИК семь дел по порубке. Зимой был проведен показательный суд над одним хулиганом, который был присужден к 2 годам лишения свободы. После этого хулиганство в районе сошло на-нет. Сельское хозяйство и кооперация. По инициативе сельсовета в районе введено многополье и организовано молочное т-во, в которое вошли полностью все три селения. Член сельского совета является председателем правления т-ва. Зимой 1927 года в районе были двухнедельные курсы по животноводству с постановкой правильного кормления скота. Передовая часть крестьян уже перевела своих коров на правильное кормление. В целях улучшения рогатого скота, в каждой деревне имеются бычки ярославской породы. В связи с этим половина всех хозяйств широко практикует посев корнеплодов. Посевные кампании прошли удовлетворительно. Почти все посевное зерно прошло через общественные сортировки «Триумф», которые имеются в каждом селении. Кооперирование населения. Членами кредитного сельско-хозяйственного т-ва состоят 123 чел., потребительской—130 чел. и молочного т-ва—135 домохозяев. За счет ККОВ-а кооперировано 15 бедняцких хозяйств. Культурно-просветительная работа. Инициатором открытия избы-читальни был совет. В зимний период в избе-читальне проводились лекции врача и агронома. В настоящее время в дер. Гидеево за счет крестьян строится новый нардом, открытие которого приурочено ко дню десятилетия Октябрьской революции. На постройку затрачено 4000 руб. Здание покрыто черепицей. В Снятинове к 10 годовщине Октябрьской революции приурочена закладка нового молочного завода» («Призыв», 15 дек. 1927 г.).
С 1929 года деревня являлась центром Гидеевского сельсовета Александровского района, с 1941 года — в составе Ново-Воскресенского сельсовета Струнинского района, с 1965 года — в составе Лизуновского сельсовета Александровского района, с 2005 года — в составе Каринского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 241 чел. (44 двора), в 1905 г. – 337 чел. (61 двор), в 1926 г. – 348 чел. (79 дворов), в 2002 г. – 516 чел., в 2010 г. – 8 чел.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Село Андреевское Город Александров.
Колесников Николай Константинович родился в деревне Таратино (местные жители называют Таракино) 12 июля 1926 года. В 1937 году семья переехала в Карабаново. В семье шестеро сыновей и дочь. На начало войны два старших брата Николая Константиновича уже были в армии — кадровые офицеры. В 41-м на фронт ушел отец, а в 42-м пришла в дом «похоронка». Брат Александр писал Николаю: «Ты теперь за старшего, помогай матери». И помогал. В ноябре 1943 года Николай Константинович ушел в армию. Сначала попал в школу снайперов. В один прекрасный день объявили об отправлении на фронт. Выдали длинные шинели, американские рыжие ботинки с обмотками. Но пришел приказ, и вместо фронта — Горьковская область, город Дзержинск. Четырехмесячные курсы по подготовке танкистов — и в эшелон. Война уже катилась на Запад, и больше нужны были профессии для войны наступательной. И новоиспеченный ефрейтор танковых войск становится заряжающим в экипаже самоходки. Военные действия для Николая Константиновича начались в Польше, там СУ-76 «поймала» свою первую мину, к счастью для экипажа, противопехотную. В Германии в момент наступления одна из машин сильно вырвалась вперед. Подбили ее фрицы, обошли, практически в упор расстреляли экипаж. Не успели отгоревать по ребятам, еще один « фаустник» оказался удачливым: перебил ленивца (термин из лексикона механика-водителя), порвал гусеницу. Обездвижила машина. Экипаж в любой момент мог стать добычей автоматчиков. Лейтенант кричит: «Экипаж, покинуть машину, присоединиться к пехоте!» Отбились. Вечером приехала летучка, отремонтировали. Своих догнали быстро. Николай Константинович вспоминает: «После одного из боев стоял наш полк рядом с другим таким полком самоходчиков. И вот приходит механик из того полка и спрашивает: «Ивановские есть?» Я говорю: «Есть. Александровский район деревня Таратино». Наша область тогда в состав Ивановской входила. А он снятиновский оказался. А от нас до Снятиново два километра. Не то что земляка, а почти что односельчанина встретил. Бой. Со стороны немецких траншей пулеметный и минометный огонь. Пехота, нас сопровождающая, тает на глазах. В глазах, как сейчас, стоит седой старик. Нам все, кто старше сорока, тогда стариками казались. Бежит он за нами. Я ему: «Садись, дядя». Он как-то виновато ответил: «Да я ничего, добегу». Обернулся я назад, а он уже последний раз землю обнял. А горевать некогда. Жаль человека, ведь он тоже чей-то отец, муж, брат. Тут нашему командиру, приказ по рации: продвинуться к позициям противника, подавить огневые точки. Взяли мы на борт трех пехотинцев, двух солдат и сержанта. Командир мне: «Колесников, мы управимся, а ты на усиление десанта». Приказ есть приказ. Беру автомат. Когда мы в траншею ворвались, там были одни убитые, лежали кучей. Сержант говорит: «Может быть, кто-то остался». И точно. Среди груды мертвых тел перемазанный чужой кровью фашист. «Почему не сдавался?» Он в ответ: «Немецкий офицер не сдается». Смелый противник. Но такая злость во мне была, как в песне «ярость благородная» за батю моего, под Ржевом убитого, за ребят наших заживо в танке сгоревших, за братьев моих раненных-израненных, за старика, на моих глазах убитого, за всю нашу матушку-пехоту, здесь полегшую. Навтыкали мы ему колотушек, но застрелить не застрелили, хотя, если честно, руки чесались. Сдали мы его, как положено. Уже после войны в начале 1950-х вызывают меня в райвоенкомат. Приезжаю. Случилось то, чего я меньше всего ожидал. Подполковник, начальник отделения, говорит: «Извини, солдат! Но лучше поздно, чем никогда. Из наградного отдела пришли документы о награждении вас медалью «За отвагу»! Поздравляю с боевой наградой!» Казалось бы, обыкновенная жизнь, никаких киношных эффектов. А именно из таких кусочков складывается причудливая мозаика под названием «История».