Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
04:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Ждан-городок, Ждановский стан. Осипова пустынь

Ждан-городок, Ждановский стан
Осипова пустынь

ОСИПОВА пустынь на р. Кубре, основана на месте битвы новгородской дружины Всеволода Мстиславича с суздальской дружиной Юрия Долгорукого на Жданой горе в 1135 г. Бой произошел 26 января в день памяти Иосифа епископа Солунского, в честь которого назван монастырь.
Скорее всего в районе Жданой горы был суздальский укреплённый пункт - Жданогорский стан - который новгородцы пытались захватить, чтобы контролировать торговую дорогу и не зависеть от Ростово-Суздальского князя, в руках которого был путь через Клещин. Сама Жданая гора имеет все признаки того, что она была искусственно обработана в оборонных целях. Согласно народным легендам, Ждан-городок сгорел с Космодемьянским монастырем, его фортом на берегу реки Куровки. В его окрестностях находилось несколько меньших городков. Заброшенную лесную дорогу за южными скатами Жданой горы народ до сих пор зовет "губерняя дорога". Наличие значительной сухопутной дороги в прошлом подтверждает название деревни Ям Александровского района Владимирской области, на левом берегу реки Кубрь.
На Жданой горе 26 января 1135 года ростово-суздальская дружина Юрия Долгорукого разбила новгородских захватчиков, которых возглавлял князь Всеволод Мстиславич.
Поводом для сражения послужил хлеб, который суздальцы стали отпускать из Ополья в Новгород по завышенным ценам и облагать провоз товаров новгородских купцов большими пошлинами. Новгородцы привели большую рать зимою, идя по рекам; до Жданой горы они добрались по реке Дубне, Заболотскому озеру, Сулоти и, наконец, по Кубре.
Новгородцы заняли гору и, когда появились суздальские войска, тем пришлось выбивать врагов с высот. Чтобы сделать это с меньшим уроном, суздальцы отрядили воеводу Короба Якуна с 500 человек в тыл неприятелю, а сами стали строиться в боевой порядок. Новгородцы, разделившись на три полка, устремились с высот и начали теснить суздальцев, был сбит княжеский стяг. В это время Короб напал на новгородцев с тыла и смял их. Суздальцы ободрились и разбили врага наголову; были убиты главные вожди: посадник Иванко «муж храбрый», тысяцкий Петрило Микулич и множество воинов. Богатый обоз стал добычей суздальцев.
Вот как рассказывает летопись:
Того же лѣта, зимѣ, князь Всеволодъ Мстиславичь иде ратью съ Нѣмцы и со всею силою Новгородцкою на Суздаль и на Ростовъ; и бысть имъ путь стропотокъ зѣло: насташа бо днiе злы, вѣтри силни и вiалици страшны зѣло; и срѣтиша ихъ Суздалци и Ростовцы на Жданѣ горѣ, и бишася тамо на Жданѣ горѣ крѣпко, и много зла сътворися Новгородцемъ, и убиша мужа славна посадника их Иванка Данкова, и Жиряту Якунова, и Петрила Никулича, и Даншу Якшича, и много добрыхъ и храбрыхъ мужей Новгородцевъ побиша, и многи крови христiаньскiа пролiашася. И бѣжаша Новгородци и со княземъ ихъ къ Новугороду, и пришедше въ Новъгородъ начаша молвити о Суздальстѣй войнѣ на князя Всеволода Мстиславича; онъ же умысли бѣжати въ Нѣмци.
— Никоновская летопись под 1134 годом.

Целый день не умолкала жестокая, кровопролитная битва. Полки расходились и вновь сходились, оставляя на поле брани раненых и мёртвых. Враги падали под ливнем стрел, под ужасными ударами боевых топоров.
Новгородцы стремились занять Жданую гору и Ждан-городок, чтобы контролировать водный путь по Кубри, а затем укрепиться в Залесье и Ополье. Отсюда можно было двигаться дальше, отсекая южные края Северо-Восточной Руси и бассейн реки Москвы от старых боярских городов Ростова и Суздаля.
Битва у Жданой горы была бесполезна для новгородцев, однако повлияла на поступки Юрия Долгорукого. Сражение было одной из причин к тому, чтобы укреплять западные и юго-западные границы княжеского удела. Вскоре после битвы на Жданой горе князь Юрий закрывает устье Волжской Нерли крепостью Константин в 1134 г. (потом Кснятин, теперь село Скнятино Калязинского района Калининской области), возводит будущую Москву — деревянный кремль в торгово-ремесленном посёлке на реке Москве (1147), ставит центральную крепость в Переславле (1152) и небольшую крепость в Дмитрове для надёжной защиты путей по рекам Дубна и Яхрома (1154).
В самом Новгороде после неудачного похода князь Всеволод и епископ Нифонт построили каменную церковь Успения на Торгу на память усопших или убитых во время битвы на Жданой горе. Церковь эта строилась в течение девяти лет и была закончена в 1144 году.
Ждан-городок, находившийся на параллельной торговой дороге городищу "Клещин", зачах и после польской интервенции начала XVII века превратился в пустошь.
После запустения от разорения польско-литовскими грабителями Осипова пустынь была передана в качестве вотчины Переславскому Борисоглебскому что на Песках монастырю.
Упразднена в 1764 году.

Название сохранило село Осипова Пустынь, сейчас — д. Пустынь. В с. Осипова Пустынь еще в начале двадцатого века хранилась икона Тихвинской Божией Матери, она была найдена на берегу р. Кубри, в местности близ теперешней мельницы (в 1920-е годы), где в настоящее время находится часовня (тоже в 1920-е годы).
Невдалеке от пустыни находится урочище Жолница (рядом с д. Антонкой).
В середине 1960 года Переславскому музею сообщили, что в лесу между деревнями Бутримово, Романка и Головнино лесорубы и шоферы, вывозящие лес, обнаружили группу курганов, часть их раскрыли и нашли черепа, кости, металлический топорик и бронзовый браслет. Посланный по этому сигналу научный сотрудник музея подтвердил наличие большой группы курганов разных размеров.
В августе 1960 года экспедиция Переславского музея обследовала в этих местах две группы курганов и в первой из них, насчитывающей 37 захоронений, раскрыла четыре. Стало совершенно ясно, что эта группа - обычное деревенское кладбище. Здесь оказались мужские, женские и детские захоронения. Факт погребения на горизонте с последующей насыпкой могильного холма, в не в грунтовых ямах, как того требовала христианская религия, позволил предположить, что курганы относятся к XI веку, когда население еще не полностью освоило христианские обряды. Это подтвердили и находки: витой проволочный перстень с несомкнутыми концами, браслеты, височные кольца и другие предметы. Они же удостоверили, что жили здесь славяне-кривичи, то же племя, что и в Клещине. Немногочисленность вещей в курганах свидетельствовала о том, что население этой местности не было богатым.
В одном из курганов были найдены стеклянные бусы с золотой и серебряной прокладками. Известно, что в большинстве своем бусы с металлической прокладкой, бытовавшие в древней Руси, особенно в XI веке, ввозились из стран Ближнего Востока. Значительное количество таких бус найдено в курганах Владимирской и Ивановской областей (2724 с золотой и 1413 с серебряной прокладками), в тех местах, где проходили древние торговые пути. В Ярославской же области до недавнего времени первых было найдено 346, а вторых 120. Находки бус в курганах неподалеку от Жданой горы увеличили это количество.
Около останков монастыря, расположен «Святой родник», освященный основателем этого монастыря монахом Иосифом.

2. Ям. Городище 1, 11-13, 14-17 вв. 0.6 км. к северо-западу от деревни, мыс левого берега р. Кубрь (левый приток р. Нерль) при впадении в ее долину оврага. Площадка овальная в плане размерами 170х90 м., высота над рекой 8-10 м., с запада и юга ограничена валом высотой 1.5 м. при ширине в основании 2 м. и неглубоким рвом, с востока – глубоким оврагом. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная, черноглиняная и чернолощеная.

3. Ям. Городище 2 (Золотая чаша), сер. – 2-я пол. 1-го тыс. н.э. 1.3 км. к юго-западу от деревни, 1.8 км. к юго-востоку от д. Антонка, левый берег безымянного ручья, левого притока р. Кубрь. Площадка подчетырехугольной в плане формы, вытянута с севера на юг, размеры ок. 72х65 м., высота над ручьем 9 м., с напольной южной стороны – вал высотой 1.5 м. при ширине в основании 12-15 м. и ров глубиной 1-2 м. при ширине до 10 м. Поверхность площадки поросла деревьями и кустарником, нарушена кладоискательскими ямами. Керамика лепная неорнаментированная позднедьяковского и мерянского облика.
См. Древнерусские поселения Александровского, Киржачского и Кольчугинского р-ов.

Ямской приход

«Село Ямъ, при речке Печкуре, находится въ 130-ти верстахъ отъ губернскаго города и въ 10-ти отъ уезднаго. Название свое село получило оттого, что жители его въ старину отправляли повинность – возили на совихъ подводахъ служилыхъ людей для государева дела. Такия ямския слободы существовали вблизи многихъ городовъ. Въ прошломъ столетии это село имело еще и другое название «Пердасушки» или «Пердобушки».
Церковь здесь построена была въ первый разъ помещикомъ Михаиломъ Матвеевымъ Еропкинымъ въ 1706 году и освящена въ честь Казанской иконы Божией Матери. къ церкви определены были священникъ, дьячекъ, пономарь и просвирница; въ приходе состояли 1 дворъ помещиковъ и 21 крестьянский; земли отведено 10 четвертей въ поле, сена 10 копенъ и дани было положено 21 алтынъ.
Въ 1825 году вместо этой деревянной церкви на средства помещика Яковлева построенъ каменный храмъ, существующий и въ настоящее время.
Престоловъ въ немъ два: въ холодной въ честь Казанской иконы Божией Матери и въ трапезе теплой во имя преп. Сергия Радонежского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Изъ Св. иконъ особеннымъ уважениемъ прихожанъ пользуются две древняго письма иконы: Казанской Божией Матери и мученника Христофора. По преданию, оне пожертвованы первымъ храмоздателемъ Еропкинымъ.
Церковные документы хранятся въ целости: копии съ метрическихъ книгъ съ 1803 года, исповедныя росписи съ 1829 года.
Причта по штату положено священникъ и псаломщикъ. На содержание его получается: а) отъ земли до 50 руб.; б) процентовъ съ причтоваго капитала 5 руб.; в) отъ хлебнаго сбора до 50 руб. и г) отъ службъ и требоисправлений до 500 руб., а всего 600 руб. въ годъ. Домъ у священника церковный, у псаломщика собственный.
Земли при церкви: усадебной 110 кв. саж., пахатной и сенокосной 33 дес.; плана и межевой книги на землю не имеется.
Приходъ состоитъ изъ села Ямъ и деревень: Печкуры (2 вер. отъ церкви), Дарьина (3 вер.) и Бухаръ (4 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 366 душъ муж. пола и 369 жен.; все православные».
/Березин, В.М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии/.
Монастыри Владимирской области.
Закрытые монастыри Александровского уезда.
- Свято-Успенский женский монастырь. Александровская слобода.
- Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево.
- Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина.
- Троицкий Стефанов Махрищский женский монастырь. Александровский р-н, с. Махра.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (15.10.2015)
Просмотров: 410 | Теги: город Александров, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика