Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
13:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Село Флорово Гороховецкого района

Село Флорово

Погост Флоровский (Фроловский) – бывшее село в Гороховецком районе Владимирской области.
Располагалось село в 500 м. от деревни Шубино (численность населения в 2010 г. – 4 муж. и 4 жен., входит в состав Денисовского сельского поселения.). «Погост Фроловский находится в 140 верст, от губернского города и в 10 от уездного (Гороховецкий уезд )».[1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Фроловский приход

В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 г. отмечено: «погост Фроловский, на погосте церковь во имя Св. Николая Чудотворца древяна клецки вверх, строение мирское, при церкви поп, дьячок, пономарь и просвирница, 2 кельи нищих, которые питаются от церкви Божией; пашни церковной «худые земли» по 25 четв. в поле, сена по р. Клязьме по 50 копен».
В переписных книгах того же уезда за 1678 год на погосте показана церковь во имя Николая Чудотворца с приделом во имя св. муч. Флора и Лавра рублена клецки верх шатром, над трапезой колокольня шестериком; при церкви два священника, пономарь и просвирница.
В начале XIX столетия во Флоровском погосте было уже две церкви:
холодная — в честь Владимирской иконы Божией Матери и
теплая — во имя Св. Николая Чудотворца.
В 1834 г. вместо деревянных церквей начат постройкой каменный храм; постройка была окончена и храм освящен в 1853 году. С того времени храм остается без существенных изменений.
«По прошению священника Гороховецкого уезда, села Фролова, о. Николая Экземплярского об освобождении его от уплаты денег за содержание в доме умалишенных брата его В.Я. Экземплярского.
С 6-го февраля 1884 года находится в доме умалишенных бывший столоначальник Владимирской духовной консистории, коллежский асессор Василий Яковлевич Экземплярский, за содержание которого, как видно из дела, консисторией были высланы деньги по 6-е апреля 1884 года, т.е. за два месяца, 15 руб., после же того денег в управу ни откуда не поступало. По собранным впоследствии сведениям оказалось, что г. Экземплярскому назначена к производству с 21-го октября 1884 г. пенсия из оклада 84 р. 90 к. в год, которую получает назначенный опекуном над личностью и имуществом г. Экземплярского, брат его — священник села Фролова, Гороховецкого уезда, о. Николай Экземплярский.
Губернская управа, принимая во внимание, что дом умалишенных, в котором находится г. Экземплярский, не есть лечебница, а место призрения, за которое на всем готовом содержании от земства, с имущих лиц, согласно 626 ст. XIII т. Уст. общ. призр., должна взыскиваться плата, и что за сим производимая г. Экземплярскому пенсия должна быть обращена в доход земства для возмещения издержек за содержание его в заведениях, 24-го февраля 1887 года за № 1,796, относилась во Владимирскую казенную палату, прося ее сделать распоряжение как о прекращении выдачи священнику Экземплярскому на брата его означенной пенсии, так и о назначении ее к производству губернской управе, для чего и выслать расчетный лист. Но казенная палата в этом отказала. Губернская управа, найдя таковой отказ неправильным, 9-го июня, входила с ходатайством к г. министру финансов об отмене распоряжения палаты. В ответ на это, как видно из отзыва казенной палаты от 3-го июля, департамент государственного казначейства, с разрешения г. товарища министра финансов, сообщил, что так как причитающаяся умалишенному Василью Экземплярскому пенсия из казны отпускается установленному над его личностью и имуществом опекуну, брату его священнику Николаю Экземплярскому, который и обязан платить земству деньги за содержание больного в доме умалишенных, то, без согласия со стороны опекуна умалишенного Экземплярского, причитающаяся этому последнему пенсия не может быть отпускаема в распоряжение губернской управы. В виду такого отзыва губернская управа, 20-го июля 1887 года, просила Гороховецкое уездное полицейское управление: 1) взыскать с священника о. Николая Экземплярского и выслать в губернскую управу деньги за содержание в доме умалишенных брата его В.Я. Экземплярского, за время с 6-го апреля 1884 года по 1-е июля 1887 года. 277 руб. 66 коп., и 2) в случае уклонения почему-либо священника Экземплярского от уплаты денег наложить арест па получаемую им из казны за брата пенсию в размере 84 руб. 90 коп. Вследствие чего разновременно поступило в губернскую управу от священника о. Н. Экземплярского в пополнение означенных денег, чрез Гороховецкое уездное полицейское управление, 33 руб. 79 коп., за вычетом которых оставалось в недоимке к 1-му января 1888 г. 286 руб. 47 коп., о скорейшем взыскании которых управою, 20-го августа сего 1888 г., вновь сообщено было тому же полицейскому управлению.
Ныне от священника о. Николая Экземплярского получено в губернской управе, на имя губернского земского собрания, прошение, следующего содержания:
«Родной мой брат, коллежский асессор Василий Экземплярский, близко к пяти годам, находится на излечении в губернской земской больнице, в отделении душевно больных. Губернская земская управа, в июне исходящего 1888 г., через Гороховецкую полицию, требовала от меня, как от брата больному Василию Экземплярскому и как от опекуна над ним, уплаты денег более 200 р. за лечение и содержание в больнице названного моего брата. Сам по себе я обременен большим семейством, или грудой детей и не далеко ушел от положения крайнего бедняка. Все имущество больного моего брата Василия Экземплярского, состоящее из разного платья, литературных книг и других домашних принадлежностей и вещей, свойственных холостому человеку, продано по суду с торгов за самую ничтожную сумму, за долги моего брата разным частным лицам; так что из всего имущества его я не воспользовался ни одной копейкой. Затем назначенная больному брату моему Василию Экземплярскому пенсия в 84 руб. с копейками в год обращалась и обращается до сего времени на покрытие долгов г. Соколовой и другим лицам и 34 руб. удержано в пользу губернского земства за лечение брата моего в больнице. Сверх того, по требованиям конторы богоугодных заведений, каковые требования для видимости при сем прилагаю, не раз навещал брата своего Василия Экземплярского во Владимирской губернской земской больнице и снабжал его деньгами на чай, сахар и табак, расходуя свои деньги на дорогу до гор. Владимира и обратно оттуда до дома, в расстоянии 150 верст.
Вследствие всего вышеизложенного имею честь покорнейше просить губернское земское очередное 1888 г. собрание освободить меня от уплаты означенных денег за больного моего брата Василия Экземплярского, так как я с семейством, состоящим в настоящее время из 8 человек, претерпеваю величайшую нужду при получении в год дохода 200 руб., проживая в раскольническом приходе. Какое последует постановление земского собрания по сему предмету, прошу объявить мне о том, чрез пристава 1-го стана Гороховецкого уезда».
О вышеизложенном губернская управа имеет честь доложить на благоусмотрение губернского земского собрания, с таковым заключением, что хотя священник о. Николай Экземплярский в основание к неплатежу им за содержание в доме умалишенных брата своего В.Я. Экземплярского денег приводит главным образом уплату за последнего разным лицам долгов, но в подтверждение этого никаких доказательств не представил; между тем он, за время нахождения брата в заведениях, получил за него пенсии 339 руб. 60 коп., а потому губернская управа полагала бы священника Экземплярского от уплаты денег не освобождать, но для облегчения пополнения состоящей недоимки 286 руб. 47 коп. рассрочить взнос денег на 4 или 5 лет, так как В.Я. Экземплярский, на основании постановления губернского земского собрания 15-го декабря 1887 г., с 1-го января настоящего года должен уже содержаться бесплатно, следовательно брат его, священник Экземплярский будет получать за него пенсию сполна» (Докл. Влад. губ. земск. упр. 1888 г.).
Престолов в храме три: в холодном — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезе теплой — во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была не богата. Из св. икон обращает на себя внимание местная икона св. муч. Татианы с частицами св. мощей ее. Хранилось старопечатное Евангелие, - приложенное в храм в 1709 г. помещиком Оболдуевым. [1]
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: жалованья из казны 931 руб., от земли чистого дохода до 200 р., от служб и требоисправлений до 400 р., процентов с причтового капитала (1068 р.) 42 руб., а всего в 1897 г. - 1673 р. Дома у членов причта собственные на церковной земле, за исключением дома диакона, который на общественной земле. [1]
Земли при церкви: пахотной 58 дес. 30 кв. саж., усадебной 2 десят., сенокосной 13 дес. 457 кв. саж. Кроме того, имелась неудобная сенокосная земля в урочище «Панине» около 3 дес. [1]
Приход состоял из деревень: Шубина (1/2 версты oт церкви. По переписным книгах 1678 г. в дворцовой дер. Шубине значится 27 дворов, а в 1897 г. здесь 51 двор.), Якушина (1 вер.), Мещерок (2 вер. По переписным книгах 1678 г. в дер. Мещерякове значится 5 дворов, а в 1897 г. здесь 18 дворов.), Сапунова (4 вер. По переписным книгах 1678 г. в дер. Сапунове значится за Ив. Грибоедовым и бр. Челюстиными, в ней тогда было 3 дв. помещиковых, 4 дв. задворных людей, 14 дв. крестьянских и 6 бобыльских; в 1897 г. здесь 50 дворов.), Беркунова (5 вер), Юрятина (6 верст), Молодников (5 вер. В дер. Молодниково в 1678 году значилась за Ст. Ив. Гортаевым, в ней был двор помещиков, 2 дв. задворных людей, 5 дв. крестьянских и 5 бобыльских, в 1897 г. здесь 14 дворов.), Манылова (13 вер.), Васильчикова (4 вер.), Погоста (3 вер. В дер. Погост в 1678 г. отмечена за бр. Нармоцкими (?), в ней двор помещиков, 16 дв. крестьянских и 6 бобыльских; в 1897 г. здесь 80 дворов.) и Нечаевой (5 вер.); во всех этих деревнях числилось по клировым ведомостям 1897 г. - 1107 душ мужского пола и 1220 женского, в том числе раскольников 241 душа. [1]
При церкви имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1897 — 98 году было 51. [1]

«Репорт во Владимирскую Духовную Консисторию священника села Флорова, Гороховецкого уезда, священника Феодора Казанского.
В один из воскресных дней, немного спустя после окончательного моего водворения во Флоровском приходе, по особому приглашению я был зазван вместе с о. диаконом того же прихода Николаем Смирновым в дом крестьянина дер. Шубина (прихода с. Флорова) Ивана Матвеева Гущина. В беседе своей с нами он заявил мне, что вот уже более года, чуть не с первого же дня, как состоит он в должности начетчика-уставщика у безпоповцев-поморцев „брачного согласия" в д. Шубине, понял он неосновательность, заблуждение свое и своих по „вере" собратьев. А потому, желая окончательно утвердиться в учении Церкви Православной и желая своим публичным раскаянием повлиять на заблудших, он выразил просьбу вызвать для сего случая миссионера. Дня через два после сего мною было послано письмо к Епархиальному миссионеру о. Александру Акципетрову. В письме этом я просил его в интересах Церкви Православной, приехать к нам и в какой либо праздничный день назначить в д. Шубине беседу. О. Александр не замедлил ответом своим. Им было прислано мне открытое письмо, где согласие свое прибыть к нам он изъявляет и беседу назначает 16 ноября в воскресенье. Ко дню приезда о. миссионера, за неделю этого приезда, с целью возможности со стороны всех старообрядцев выписать своего начетчика, мною чрез сельских старост был оповещен о дне беседы весь Флоровский приход. Исходатайствовано и отведено было помещение в доме Шубинского крестьянина Василия Новова. Все было приготовлено. О намерении Гущина никому не было известно. 15 числа после полудня из Таранова, Гороховецкого уезда, где 12-го было освящение единоверческого храма, приехал во Флорово и остановился в моей квартире о. Александр. В богослужении следующего дня о. Александр не участвовал, но присутствовал, и за литургией вместо причастного стиха им было сказано экспромтом живое, с большим вниманием и видимым интересом прослушанное молящимися слово. В нем о. Александр, высказав сожаление, что так мало из такого большого прихода присутствует молящихся за настоящим богослужением (к Божественной литургии но не в большом количестве явились молящиеся из тех лишь деревень, кои в небольшом расстоянии от Флоровской церкви) и сказав, что в приходе Флоровском возможны и есть распри, раздоры из за разности обрядов между право и иноверными, между тем, как помимо церкви Христовой, с ее спасительными таинствами, невозможно обрести спасения, обратился с призывом к слушателям быть верными сынами Церкви, быть в единении с пастырем и помощниками в деле обращения заблудших, чрез что и возможно бытие того мира, о котором повествует чтенное за литургией Апостольское слово (Ефес. 2, 14—18). В 12 часов дня о. Александр вместе со мною приехал в отведенный для собеседования дом, куда вскоре пришли все представители Шубинского „старообрядчества" безпоповцы поморцы, спасовцы отрицанцы и спасовцы-малоначальники. О. Александр с присущим ему талантом-уменьем, живою убедительною в доступной форме с вескими доказательствами от слова Божия и святоотеческих писаний речью — дал понять фанатикам, как они заблудились, оставивши учение Христово Евангельское и следуя учению человеческому, как они мелочны, оставивши Божественные Таинства, думая чрез одну лишь обрядность достигнуть спасения, вечного блаженства. На беседе между прочим было выяснено о имени „Иисус", о перстосложении, об „аллилуии", прилоге в Символе Веры слова „Истинного" и пр. Оппонентами о. Александра были местные „старообрядческие" начетчики, из коих всех более выделялась одна „отрицанка“ Мария Гаврилова Седнева с самыми поверхностными, как и все прочие тогда присутствовавшие, отрывочными познаниями по части старообрядчества. В середине беседы сказано было взволнованным голосом слово начетчиком поморцем Иваном Матвеевым Гущиным. Он искренно сознался в прежнем своем заблуждении. Давно сознавал неправоту своего „учения" и ждал лишь случая это заблуждение высказать всенародно. На глазах многих православных видны были слезы. Лица же многих старообрядцев смотрели то вопросительно, то с озлоблением. Не понравилось им это раскаяние. Иван Матвеев Гущин (40 лет) и жена его Елена Никитина (41 года) были некогда верными и послушными чадами Церкви Православной. Но девять лет тому назад впали в раскол. Последние два года Иван Гущин исполнял обязанности уставщика у безпоповцев поморцев в д. Шубине,— и тут то, как высказал он, понял, как заблудился он. „Мне позволяли читать лишь то, что нужно было старообрядцам. Что же обличало их в том, что у них не имелось, они просили не обращать на это внимания. Крещение Церкви Православной считали крещением еретическим, а потому всех приходящих к ним от Церкви, как еретиков, вновь перекрещивали. Между тем, как дальнейшее чтение об этом предмете в книге Кирилловой на листе 246 говорит совсем не в пользу „перекрещенцев" и что перекрещивание в этом случае совсем не должно относиться к тем, кои во имя Святыя Троицы уже крещены" и т. д.
Беседа после этого продолжалась около часа. Эта часть беседы прошла так же оживленно, как и часть предшествующая. На слушателей православных эта беседа произвела неизгладимое впечатление, так сказать, укрепила их в вере.
21 ноября в день Введения во храм Пресвятой Богородицы торжественным образом пред литургией совершен был обряд присоединения упомянутого Ивана Гущина и жены его Елены Никитиной с их дочерью Верой (крещенной православно) к Церкви Православной. В этот же день они удостоены были причастия святых Таин.
Села Флорова священник Феодор Казанский. 1908 года декабря 20 дня» (В. Е. В. № 4-й. 1909 г.).
3 февраля 1916 г. Епископ Юрьевский Евгений, обозревая Гороховецкий уезд, посетил село Флорово.

Миссионерские беседы в с. Флорове

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 43-й. 24-го октября 1915 года)
Согласно расписанию 1915-го года, в течение двух дней — 26 и 27-го сентября намечены были публичные беседы с сектантами, проживающими в деревнях Флоровского прихода. Сектантство в этом приходе под именем «баптизма» появилось лет 10 — 12 тому назад. Первоначально, как новинка и вследствие внешнего «благочестия» сектантов «непьющих, некурящих и не ругающихся», а также, как надо думать, вследствие и того, что под давним влиянием старообрядчества всевозможных толков в среде некоторых именуемых себя православными создавалось тупое безразличие к вопросам веры, новое учение из уст первых «экзальтированных» проповедников внесло крайне опасное для Церкви смущение в приходскую жизнь. Но к радости нашей, неоднократные приезды во Флорово о. миссионера Орфеева, его беседы с сектантами — простые и понятные для всех любопытствующих, его уменье вдохновить тех, на ком лежит прямая обязанность работать на пользу миссии и продолжать с любовью начатый им труд, смогли значительно ослабить здесь влияние сектантства. Теперь же, когда везде наблюдается и трезвость, переродившая не только внешнюю, но и внутреннюю сторону жизни прихожан, и когда стало ведомо всем, что насадителем сектантства в нашем православном отечестве был наш враг, сектантство как будто притаилось.
За богослужением 26-го числа, в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, о. миссионер священник Г. Орфеев, приехавший во Флорово еще накануне, сказал устное поучение, в котором общепонятным языком обрисовал жизнь и деятельность Апостола, его близость к Божественному Учителю, его необыкновенную святость, ради которой ему открыты были Богом судьбы Церкви Христовой, той Церкви к которой принадлежим мы, — Церкви Православной со всеми ее видимыми установлениями, его высокую любовь к Богу и ко всем окружающим, призыв к которой мы всегда встречаем в его письменных творениях и которую мы должны проявить в особенности в данное время ко всем несчастным жертвам нынешней ужасной войны — семьям запасных и беженцам.
В тот же день состоялась беседа в д. Сапунове Флоровского прихода с проживающим там сектантом Дарениным в присутствии всего наличного взрослого населения этой деревни под открытым небом. Привычка сектантов за последнее время уклоняться от публичных бесед сказалась и здесь. Хотя сектант Даренин и пришел на беседу, но не выдержал ее, и посрамленный, к видимому удовольствию всех присутствующих, в первые же минуты беседы удалился домой. Нарушая план беседы, перескакивая с одного предмета на другой, не отвечая на предложенное, — Даренин оказался настолько малограмотным буквоедом, что «бесполезность» покаяния чрез исповедь перед священником стал доказывать следующими, не относящимися к делу «подтверждениями». «Иуда, когда раскаялся, что предал Спасителя, пошел к священникам, бросил перед ними полученные им от них серебренники и сказал: «согрешил я, предав вам кровь неповинную». И что же? Получил от них разрешение грехов? Он получил в ответ от священников вот что: «что нам до того?»
После ухода Даренина беседа велась в апологетической форме, в которой на основании фактов было выяснено, что баптизм проник в наше отечество из Германии и первыми проповедниками его были немцы. О. миссионер обратился к слушателям с предложением, — не желает-ли кто высказать свои сомнения, недоумения по пререкаемым сектантами вопросам. И в доступной пониманию форме, на основании Божия Слова, доказана было необходимость почитания икон, креста и содержания во всей строгости святого поста.
День 27-го сентября начался торжественной службой в Флоровском храме. Божественную литургию при участии диакона Смирнова совершал о. миссионер. А местный священник принял на себя управление певческим хором. Последний организован из школьников Флоровской церк.-приходской школы учительницей П. В. Орловой. Дело это в здешних местах, при отсутствии знакомого с правильной постановкой церковного хорового пения псаломщика, — не легкое. Конечно, наш бедный хор не может услаждать тонкий слух знатока пения, но все же он хорош тем, что теперь он есть, существует. А раньше никакого не было. В конце литургии о. миссионером было произнесено поучение по поводу текущих военных событий. Раскрыв радость Наинской вдовы после перенесенного ею необыкновенного горя, — смерти ее единственного сына, — утехи ее жизни, — проповедник призывал слушателей с терпением переносить нынешние страдные дни и верить, что Милосердный Господь, зная наше правое дело, нашу печаль сменит радостью. В конце проповеди несколько теплых слов было сказано и об оказании помощи «беженцам».
После литургии было объявлено, что сегодня же через час будет беседа в д. Шубине. Собравшиеся в этой деревне на «молитвенное собрание» сектанты были также предупреждены об этом. Собеседником со стороны сектантов должен был выступить их «пресвитер» крестьянин соседнего Кожанского прихода Ефрем Адрианов. «Посоветовавшись с Господом Богом», как, говорят иные из сектантов, «пресвитер» Ефрем без объяснения причины от беседы уклонился, ушел в свою деревню, а дело защиты предоставил своим «пасомым». Но что это была за защита! Куда девалось напускное лицемерное смирение сектантов. Нарушая спокойную речь о. миссионера, сектанты выкриками хотели всячески сорвать беседу. Когда же это не удалось, то с шумом и криком ушли восвояси.
По уходе сектантов домой беседа продолжалась еще несколько времени в присутствии одних православных. Здесь, как и в Сапунове, даны были простые и понятные объяснения по многим вопросам.
Слушатели искренно благодарили о. миссионера и своею благодарностью показали, что дни его проповеди во Флоровском приходе даром не пропали.
Священник Ф. Казанский.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Гороховецкий уезд
Категория: Гороховец | Добавил: Николай (13.06.2017)
Просмотров: 1884 | Теги: Гороховецкий район, Гороховецкий уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru