Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
17:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Деревня Растригино Гороховецкого района

Деревня Растригино

Растригино — деревня в Гороховецком районе Владимирской области России, входит в состав Фоминского сельского поселения.
Деревня расположена в 3 км на северо-восток от центра поселения села Фоминки и в 35 км на юго-запад от Гороховца.

В XIX — первой четверти XX века село входило в состав Фоминской волости Гороховецкого уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Фоминского сельсовета Фоминского района Горьковского края. С 1944 года — в составе Владимирской области. С 2005 года — в составе Фоминского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 310 чел. (38 дворов); в 1905 г. – 487 чел. (79 дворов); в 1926 г. – 351 чел.; в 2002 г. – 62 чел.; в 2010 г. – 37 чел.

Расстригино возникло в те времена, в междуречье Оки и Клязьмы, населенное финно-угорскими племенами мерей и мурома пришли славяне.
Разбросанные мелкими поселениями, наши предки, объединенные в свободные сельские общины, нуждались в общении друг с другом. Для этой цели выбирали один из наиболее удобно расположенных пунктов, который постепенно становился центром общины. Когда эти пункты – селения получали известность, в них останавливались князья и их верные слуги, приезжавшие собирать дань и судить людей. В них приезжали торговые люди – «гости», как называли тогда торговцев. Отсюда, в отличие от села и деревни, произошло и название таких пунктов с наиболее развитой торговлей – погост. Одним из таких погостов (на территории нынешнего Гороховецкого района их было несколько) стало и Расстригино, тогда еще не имевшее этого собственного имени.
Постепенно на Руси начала выделяться общественная верхушка. Общество раскололось на богатых и бедных, на господ и зависимых людей. Развивавшийся господствующий класс нуждался в идеологических и политических средствах для установления своих порядков. Наиболее важной в этом отношении была потребность в новой религии, так как примитивное язычество не годилось для закрепления власти господ над угнетенными. Для этой цели больше подходило христианство, его и приняли. Принятие христианства не было добровольным признанием его со стороны народа. Если Русь была крещена в конце Х века, то муромская земля (точнее город Муром), в который входил погост, приняла его только в начале ХIII века. Сельское население крестили насильственными мерами.
По одной из версий, свое название погост получил, потому что туда ссылали расстриженных попов.
Согласно старинной повести о «водворении» христианства в муромской земле, в села и погосты из Мурома приезжали пресвитеры (попы). Начинали с того, что заставляли людей «поститься от мяса, и млека, и пития, и от жен своих воздержатися». По окончании поста, считая людей подготовленными к принятию новой веры, сгоняли их в речки и озера. «И тако все людие з жены и детми бродяху в воду они до пояса, а инии до персей, друзни до вып. Пресвитеры же, по берегу стоящие, молитвы глаголяху. А жены и девицы крестиша на особом месте, а младенцы – на руках матерми держими».
С принятием новой веры погост Расстригино приобрел еще большее значение. В ХIV веке в нем построили христианскую церковь, одну из первых в районе. Он стал и религиозным центром. Около церкви появились дома церковно-служителей, кельи для нищих и убогие дома – скудельницы (скудель – прах, тлен).
Кроме торговли и религиозной службы, в Расстригино происходили и другие значительные общественные явления: решались хозяйственные дела, устраивать народные празднества, братчины, игрища и потехи. На игрища и потехи собирался молодой народ, все в новой нарядной из домотканого холста одежде и в новых лаптях, искусно сработанных деревенскими умельцами. Для красных девушек умельцы украшали лапти вплетенными вкосок самоцветными камнями. В большие праздники в Расстригино приходили ватаги странствующих скоморохов и глумцов. Они развлекали людей, во множестве собиравшихся из всех селений, тянувших к погосту. В одно и тоже время скоморохи были смехотворцами – забавниками, певцами, музыкантами, плясунами и сатириками, зло высмеивали и одурачивающих народ местных попов и жестоких княжеских приказчиков. Они отражали в своем занимательном искусстве ненависть народа к угнетающей его верхушке. Народ охотно принимали их, бояре и попы – преследовали.
Тем временем на Руси все с большой силой продолжались социально-экономические изменения. На смену старому первобытнообщинному строю все настойчивее приходил новый строй – феодальный. Захват общинных земель князьями и боярами назывался «окняжением» и «обояриванием». Этой тяжелой участи – «окняжению» Расстригино вместе с окружающими селениями подверглось в начале ХIV века.
После «окняжения» на погосте построили княжеский двор, завели княжеское хозяйство, прислали приказных людей распоряжаться до того вольными хлебопашцами. В 1462 году московский великий князь Василий Васильевич, как свою собственность, завещал погост своему старшему сыну Ивану (будущему Ивану III). Иван III в 1504 году завещал его сыну Василию (отцу Ивана Грозного). Так сотни лет переходило Расстригино от одного царя к другому, отличавшемуся друг от друга только тем, что каждый увеличивал тяготы населения. Во второй половине ХVI века в Расстригино открыли «царев кабак». От народа требовали брать вино только в своем кабаке. Кабаком ведали целовальники. Вино приносило царю большой доход и целовальники стремились продавать его как можно больше. Началось пьянство. Доходило то того, что «питухи» оставляли в кабаке не только деньги, но и зипуны и шапки и рубахи. В праздничные дни целовальники «ставились с тем питием близ церкви». Испившие пития в церкви шумели и кричали и «в том крику пения божия не слышно было». Кабак в Расстригино существовал до 1652 года.
После смутного времени в судьбе Расстригино произошел новый перелом. В 1619 году царь Михаил Федорович вместе с другими селениями пожаловал его князю Ивану Никитичу Одоевскому – меньшему, за заслуги оказанные царю при избрании его на царство и при отражении от Москвы польских интервентов в 1618 году. Вместе с погостом царь пожаловал Одоевского кабаком и тамгой, служившими источником наживы. Тамга – пошлина, взимаемая с торговцев. Брали по алтыну (три копейки) с вырученного от продажи рубля. В результате этого пожалования Расстригино из царского дворцового превратилось в вотчинное селение крупного боярина – феодала. Одоевский – меньшой недолго владел погостом. Вся его деятельность выразилась только в том, что он построил в нем новую церковь. После его смерти царь пожаловал вотчину его племяннику Никите Ивановичу Одоевскому, вместе с дядей защищавшему Москву от польских панов.
Впервые после смуты Расстригино описано в 1629 году московскими писцами. На погосте тогда стояли две церкви: «Николы Чудотворца; древяна, вверх на подклетах, с папертами, а церковное строение князя Ивана Никитича Одоевского; да другая церковь Николы же чудотворца, ветха, стоит без пения». На церковной земле находились дворы причта (трех попов, дьячка, пономаря и просвирницы), шесть келий нищих, которые «питаются от церкви божей и девять дворов церковных бобылей. Бобыли платят попам оброк по полтине с двора». «Да на том погосте двор стольника князя Никиты Ивановича Одоевского, торг да кабак, а кабак держат и тамгу збирают на вотчиника на стольника на князя Никиту Ивановича Одоевского». На погосте еще была слободка безпашенных бобылей – 15 дворов, людей в них 18 человек. Эти одинокие бобыли – не разорившиеся крестьяне, каких тогда всюду было очень много. Состав их разнообразный. Часть – ремесленники: Парамошка Левонов, Матюшка Дмитриев и Федька Иванов показаны кузнецами. Некоторых из них Одоевские, очевидно, привезли из дальних мест своей службы: Агейка Фролов – вологжанин, Савка Парфеньев – смолянин, их тоже нельзя отнести к разорившимся крестьянам. Беспашенные бобыли платили оброк государю. Церковные бобыли – тоже люди, испившие до дна чашу незабываемого горя. Один из них, Гаврилка Иванов, прозвище Калинка Плеханов, «бежал з женою Марфуткою и сыном Ивашкою». Не находись в непосильной кабале у попов, Гаврилка не бежал бы, а мог просто уйти из Расстригино. Вскоре на погосте произошли новые изменения.
В 1639 году Никита Иванович Одоевский купил находившуюся поблизости от Расстригино пустошь Фоминки и начал переводить в нее свой боярский двор. В переписных книгах 1646 года за Одоевским уже записано «сельцо, что была пустошь Фоминки на пруде», а в нем двор вотчинников, в котором живут приказчик Васька Палицын, конюхи и скотник. Но все же в погосте еще долго оставалась значительная часть хозяйства Одоевского. Даже в 1678 году в нем находился «двор боярина, а на дворе схожая изба да хмельник (кабака уже не было), да на площади таможня и лавки».
В окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год Ростригино названо уже селом. «В селе церковь во имя Николая Чудотворца; у той церкви двор попа Корнилия, у него живет его зять дьякон той церкви, двор попа Василия, дворы дьячков, пономарев и просвирницын да приходских: двор подъячего земских дел. 27 дворов крестьянских и 3 бобыльских, деревня Сельцо – 11 дв. крестьянских и 2 дв. помещиковых, дер. Першино – 15 дв. крестьянских, д. Барзаково – в ней двор прикащиков и 10 дв. крестьянских, дер. Заозерье – 14 дворов крестьянских, д. Сажицы (?), в ней 3 дв. детей боярских и 5 крестьянских, д. Погорелка — 32 дв. крестьянских, д. Фоминка, а в ней двор боярский, где живет прикащик и 9 дв. крестьянских, д. Федоровка — 16 дворов крестьянских, д. Огрызково — 20 дв. крестьянских, д. Реброва — 35 дв. крестьянских и 14 бобыльских, д. Мосеевка — 9 дв. крестьянских и 4 бобыльских, д. Новцова – 6 дв. крестьянских и 3 бобыльских, д. Лисино — 15 дв. крестьянских и 16 бобыльских, д. Сосняжная — 7 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Яковлев починок — 5 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Починок - 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Полевская - 9 дв. крестьянских, д. Черненкова — 10 дв. крестьянских, д. Быкасова — 20 дв. крестьянских, д. Ивачево — 22 дв. крестьянских, д. Рождественское — 35 дв. крестьянских, д. Истомино — 11 дв. крестьянских, д. Осинки — 25 дв. крестьянских, д. Баландино — 17 дв. крестьянских. По сказке попа Корнилия с товарищи земли церковной по 6 четв. в поле, сенных покосов на 9 копен; крепостей на ту землю не положили.

В 40-х годах ХVII века на погосте указана слободка беломестцев. Беломестцы – это казаки, принимавшие активное участие в событиях и битвах смутного времени. Они помогли Нижегородскому ополчению изгнать из Москвы польских интервентов. В прошлом большинство из них – крестьяне и холопы, бежавшие от своих господ. После изгнания из Москвы поляков (в конце 1612 года) казацкого войска в столице больше, чем дворянского и стрелецкого. Правительство видело в них опасность для себя и начало удалять их из Москвы. Так казаки оказались в вотчине Одоевского. Кроме Расстригино, они находились в Фоминках (9 дворов), Погорелке, Реброве, Таранове, Рождествене и других селениях. Каждый казак получил небольшой земельный надел. Данная земля считалась «обеленной», так тогда называлась земля, освобожденная от оброков, а люди, обрабатывающие ее, назывались «беломестцами». Государство платило им жалование. Беломестцы, обрабатывая землю, чем занимались главным образом их семьи и промышляя ремеслом, оставались казаками, обязаны были обучаться ратному делу, иметь своих коней и оружие. В Москве на них велись особые списки. При объявлении военных походов в Расстригино приезжали сборщики, проверяли казаков и определяли, «кто каков может явиться» в государево войско.
В 1678 году в вотчине Одоевского работали московские писцы. По их переписи в Расстригино значиться 14 дворов казаков-беломестцев с семьями, всего 51 человек. Приказчик Одоевского Архип Палицын заявил писцам «которые его (Одоевского) боярской вотчины в селе Расстригине, в сельце Фоминки и в деревнях написаны беломестцы с его боярскими крестьяны тягла не тянут и с бобылями оброка не платят, а служат-де они казацкую службу». Приказчик Палицын ограждал боярина от возможных повинностей, связанных с казаками. Казаки-беломестцы, жившие в Расстригино постепенно теряли свое казацкое положение: семьи, оставшиеся после ушедших в войско казаков, оседлали на земле и занимались сельским хозяйством. Непригодные к военной службе также фактически становились земледельцами. Что это было так, подтверждают фамилии расстригинских крестьян. Не подлежит сомнению, например, что нынешние Бухваловы – потомки казака Сеньки Микитина по прозвищу Бухвал.
Теряя свои казацкие права, расстригинские, как и все другие беломестцы в середине ХVIII века превратились в крепостных хлебопашцев, а Расстригино стало земледельческим селом.

В 1850 году деревянная церковь сгорела и в 1862 году на средства помещика А. Фед. Орлова, которому в то время принадлежало село, был построен каменный 2-х этажный храм 4-х престолов. В нижнем этаже - во имя Св. Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия, в верхнем - во имя Святого Алексия Митрополита Московского и во имя благородной княгини Ольги.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами старинные иконы Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца. [1]
Причта при церкви по штату положено — два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось из разных источников до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 8 дес., пахотной 57 десят. 1822 саж., сенокосной 13 дес. [1]
Приход состоял из села Ростригина и деревень: Сельца (1/2 вер. от церкви), Починок (1 ½ вер.), Черненкова (8 в.), Павликова (10 вер.), Быкасова (10 вер.), Ивачева (7 верст), Рождествина (6 вер.), Истомина (6 вер.), Барзакова (3 вер.) Першина (1 вер.), Чудской (4 вер.) и Новца (7 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось за 1897 г. 2256 душ муж. пола и 2394 женского. [1] Определен на священническое место окончивший курс духовной семинарии Николай Рождественский 1 августа 1889 г. в село Ростригино.

Капацинский Константин Петрович

Капацинский Константин Петрович, сын диакона села Яковцева, Муромского уезда, воспитанник Владимирской духовной семинарии выпуска 1848 г.
21 мая 1853 г. Преосвященным Епископом Иустином рукоположен во священника в приход Расстригинский, в котором с честью и прослужил 40 лет, пробыв перед тем 5 лет псаломщиком в погосте Липовицком, Муромского уезда. 1893 года 7 августа уволился за штат, уступив священническое место своему зятю.
Бедна К.П. фактами широко-общественного характера, не высоко стоял он на лестнице житейских почестей и славы, своей деятельностью не прогремел он далеко за пределы своего прихода, не заставил общество удивляться его делам, нет, — он был славен лишь своим духовным богатством, своею примерною жизнью и деятельностью среди своего прихода. Как свеча чистого воска, прогорела его жизнь в приходе — и было бы непростительно умолчать о нем, как человеке и пастыре.
Воспитанник старой семинарии, в стенах которой еще веял дух Епископа Ксенофонта, этого гуманного и просвещенного Архипастыря Владимирского, о. Константин вынес из нее все лучшее в религиозно-нравственном и умственном отношении, унаследовал все лучшие ее традиции. Там сложился и закалился у него характер, там создался у него взгляд на деятельность приходского священника и всю свою долголетнюю жизнь он остался верен этому взгляду. Воспитанный на строгих началах христианской нравственности, проникнутый с детства живой верой в Бога, он вступил в жизнь, и никакие житейские превратности, никакие горя, несчастия и беды, а их, нужно сказать, было слишком много в жизни усопшего, да и едва ли не вся его жизнь протекла среди материальной нужды, неприятностей, несчастий — не могли поколебать ни этих начал, ни его горячей веры. Житейские бури закаляли только его дух. Удивительный запас благодушия хранился у него и это благодушие он разливал среди окружающих его лиц и заражал им других. Трезвенник от юности до маститой старости, глубоко преданный своему долгу, отзывчивый на всякую нужду, он невольно привлекал к себе людей, особенно своих духовных чад. Зная его, как человека в высшей степени простого в обхождении, приветливого, незлобивого, изучившего и жизнь, и людей, прихожане шли к нему без всякого стеснения — кто за разрешением недоуменного вопроса в делах веры, кто поделиться с ним своим горем, чая утешения от него, кто за советом в делах житейских, кто за материальной помощью, а весьма многие и за медицинской помощью. Он был не только врач душевный, но и телесный. Старая семинария выпускала в жизнь своих питомцев с запасом, хотя и малым, медицинских знаний, и этот запас не был для К.П. излишним балластом. Сколько мог, он помогал своим духовным детям в телесных немощах, и народ охотно шел к нему, и влияние о. Константина росло среди его прихода. Долго, долго будут помнить его духовные дети, жизнью которых он жил, радостями которых радовался, печалями которых болел. Пастырем добрым был К.П., а не наемником, и знали его словесные овцы и голоса его слушались. Примером он был не только своим прихожанам, но и пастырям, «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою».
23 июля 1911 г. о. Константин приобщился Св. Таин, а 24 напутствован Св. Таинством елеосвящения, после которого в 9 часов вечера скончался.
Погребение усопшего состоялось на четвертый день 27 июля. Чин погребения совершен в приходском храме, который был построен при о. Константине и им был освящен. Кроме местного причта на вынос тела и совершение литургии прибыли местный благочинный протоиерей Евгений Воскресенский, священник села Гришина А. Ильин и сын умершего священник Д. Капацинский. По заамвонной молитве местный священник о. Н. Троицкий произнес первую речь, в которой оттеняя любовь св. церкви к своим пастырям, выразившуюся в особенностях чина священнического погребения, выяснил значение обрядовой стороны сего чина. Перед погребением священник о. Н. Казанский произнес вторую речь, в которой картинно изобразил переход усопшего от этой временной жизни к вечной с возвращением на родину воина, почти всю жизнь проведшего в боях с врагами. Пред пением: „со святыми упокой" задушевную речь произнес о. благочинный протоиерей Е. Воскресенский. В своей речи, вспоминая земную жизнь усопшего, протекшую среди зол, напастей, житейских бурь, выразил несомненную надежду, что почивший получит награду в загробной жизни и что пред гробом сего усопшего, проведшего свою жизнь безукоризненно, нет места печали и унынию. В конце погребения произнес последнюю речь, в которой ярко обрисовал образ почившего и которая произвела особенно сильное впечатление на молящихся, податной Инспектор Ковровского уезда П.К. Казаков следующего содержания:
„Дорогой дедушка! Кончил ты свой длинный и трудный жизненный путь, тихо и мирно уснувши. Чувствую, что я не исполнил бы своего долга пред тобою, если бы не сказал теперь, как я понимаю и понимал тебя и твое значение в этом мире, твое служение Богу между людьми, среди житейских мелочей, страстей, тревог и мучений. Каким заветам, какой правде служил ты? Удивительно легко и отрадно дать ответ на этот вопрос. Воспитанник старой семинарии, хранившей предания лучших своих времен — времен Епископа Ксенофонта, — ты был одним из тех старых батюшек, которые с чистым сердцем, полным наивной, трогательной веры, служили Евангельской истине. Просто, естественно и до умиления ясно понимал ты долг пастыря. Ты был отцом в приходе не по званию только. Ты болел печалями каждого твоего духовного чада, радовался вместе с ним его радостями, сам горел и приход просвещал светом Евангельской истины, понимаемой просто, без мудрствований. Между приходом и тобой не было и не могло быть отчуждения и розни, потому что за долгую службу свою ты слился с ним всем сердцем твоим и всею мыслию твоею. До конца служения на посту своем, сам находясь в затруднительном материальном положении, даже нужду испытывая, ты не дал доступа в сердце свое духу стяжания, ты понимал бедного в бедности его.
Много пришлось вынести тебе в жизни тревог, огорчений, можно сказать не преувеличивая, что вся жизнь твоя была сплошным длящимся страданием. Но не ожесточили тебя бури и тревоги житейские. Сколько ты носил в себе внутренней бодрости духа, так легко было на душе у тебя, потому что была чиста совесть твоя, что за все свои печали, как праведный Иов, ты благословлял Бога. Едва ли видал кто, чтобы тосковала душа твоя, чтобы ты отчаялся, или упал духом, чтобы нарушено было чем-нибудь состояние высшего светлого покоя, в котором пребывала душа твоя. Добродушие и благодушие разливал ты вокруг, и сейчас предо мною живет, умиленно радуя, усмешка твоя, пред которой теряли свою острую жуткость все невзгоды житейские.
Ты скончался, исполнив лета добра, как осыпается зрелый колос. Смотри — пред тобою семья твоя, дети, внуки и правнук. Ведь ты создал благополучие не одного только прямого своего потомства, мы, семья Казаковых, — также духовно созданы тобою, и к тебе восходит начало и основа нашего благополучия.
Почивай же в Боге, дорогой дедушка! ты сделал свое дело, — свершил в пределах земного все земное, служил Богу высшим служением пастыря доброго — и вот мы отдаем тебе последний долг в храме, тобою же созданном и освященном. В ясный солнечный день мы погребаем тебя и об одном просим Бога, чтобы также светла и ясна была загробная доля твоя. Прощай дорогой дедушка!
А вы, дорогие родственники, духовные дети и почитатели усопшего, не печальтесь о нем. Хорошо он прожил, рассеевая вокруг себя семена добра, и дай Бог каждому из нас в состоянии такого же душевного покоя придти к неизбежному концу. Плакать можно над несовершенными делами, над несбывшимися надеждами, плакать можно над жизнью изломанной, исковерканной, над человеком, исказившим в себе образ Божий. А здесь догорела жизнь многотрудная, но духовно высокая, ясная, чистая.
Высшая правда его окружила венцом. Светлой останется память о нем!"
В два часа дня кончилось отпевание, прах почившего обнесен вокруг храма и опущен в могилу против алтаря.
Священник Алексий Ильин. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 39-й. 1911 г.).

Ростригинское училище, Фоминской волости, в с. Ростригине основало обществом в 1862 г. Ближайшие училища: Фоминское в 2 в. и Гришинское—6 в. В 1884 году «Помещение общественное, деревянное, отдельное; теплое, но не светлое; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 9, шириной 9, вышиной 3 арш. Учебных пособий не достаточно — на 126 р. 40 к. Библиотеки нет, кроме 45 книг. Земли нет. Законоучитель и учитель Василий Виноградов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1879 г. Попечитель крестьянин Матвей Егорович Николаев; пожертвовал прежде на 18 р., а в 1883 г. на 25 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 45 м. и 8 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 1 д. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 14 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 50 м. и 10 д. Учатся все вместе. Возраст: 7—8 л. 2, 8—9 л. 8, 9—10 л. 18, 10—11 л. 15,11—12 л. 12, 12—13 л. 2, 13—и выше 3. Из учащихся: 30 из с. Ростригина, 16 из д. Починок в 2 в., 8 — д. Першина — 2 в. и 6—д. Сельца—1 в. Ночлежный приют нанимается земством за 30 р. за учебное время в 2 ком. каждая—дл. и шир. по 9 арш. и вышиной 3 арш., для всех приходящих. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 м. и 2 д., крест. 48 м. и 8 д. Средства: от земства 200 р., от общества 210 р., от попечителя 25 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 60 р.; жалованье - законоучителю 50 р., учителю 300 р.; на книги и учебные пособия 25 р. Посещали классы неисправно 3 уч.; меры - внушение. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 15 уч. Учебный год с 1-го сентября по 22-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому и Славянскому языкам 14, по арифметике 4. Получили награды 36. Получившие свидетельства учились 3—4 г. Не окончившие курса учились до 2 л. Обозревать училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслах и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). В 1897-98 годах в ней обучалось 67 учащихся.

В с. Расстригино начали появляться свои доморощенные зажиточные люди. Так сын бедного крестьянина Егора Николаева, Матвей, босоногим мальчишкой работал бурлаком, погонщиком лошадей, таскавших баржи по реке Темзе и Клязьме. За хорошую работу Матвей Николаев был премирован фабрикантом Носковым одной из барж. На следующий сезон история повторилась. Так через несколько лет Матвей Николаев стал уже хозяином целого каравана барж и пароходов и самостоятельно работал на Клязьме.
Матвей Егорович Николаев построил в с. Расстригино большой 2-х этажный дом. Он оставил заметный след в истории Гороховецкого уезда. Будучи депутатом уездного земского собрания, он пожертвовал земству принадлежащий ему в с. Расстригино дом и земельный участок. Впоследствии в этом доме размещалось начальное училище. Позднее, уже при советской власти, в этом доме располагался детский дом, сельский клуб, контора колхоза, проживали рабочие совхоза. Стоит этот дом в центре села и по настоящее время.
До революции село постепенно разрасталось. Жили единоличным хозяйством, в основном занимались земледелием, ремесленничеством, мужчины - строительным промыслом на стороне.

После революции стали происходить изменения в укладе жизни. Новая власть активно стала проводить коллективизацию. По воспоминаниям жительницы села К.В. Силантьевой, процесс этот в с. Расстригино проходил без каких-либо потрясений, так как особо зажиточных или, как говорили тогда, кулаков в селе не было.
В 1925-27 году был организован первый колхоз, он назывался «Новый путь». Начали с того, что на общий двор свели только лошадей, вся остальная живность оставалась в личных хозяйствах. Коллективно обрабатывали поля и постепенно укрепляли хозяйство.
В Расстригино построили новую начальную школу, где обучались дети из близлежащих деревень Сельцо и Починки. В этих деревнях были свои колхозы. Первыми председателями стали С.А. Бундин, И.Н. Михайлов, С.А. Каманин. К 1940 году в селе насчитывалось около 70 дворов. Колхоз значительно окреп. Имелся конный двор на 60-70 лошадей, коровник на 120 голов, телятник, свинарник, птичник, пасека, своя ветряная мельница, изба-читальня, пожарное депо. Названия колхоза менялись: «Красный октябрь», «Имени Буденного».
Перед Великой Отечественной войной в селе в здании разрушенного храма организовали МТС. Первым директором назначили С.С. Калинина, а заведующим сельхозотделом С.П. Староверова. Колхоз начал получать помощь в обработке земли.
Но нагрянула война, и начались труднейшие годы для селян. Практически все мужское население ушло на войну. 79 жителей села, в том числе 6 женщин, были призваны на фронт.
Вся тяжесть работ на селе легла на женские плечи. Надо было удержать колхоз, приходилось работать на заготовке дров для фронта, строительстве стратегических мостов и заградительных сооружений. Школьники работали наравне со взрослыми.
Храбро и мужественно сражались сельчане на фронтах. Многие из них стали офицерами. Все были отмечены различными правительственными наградами. Александр Михайлович Кузнецов кроме многочисленных орденов и медалей в 1943 году был удостоен наивысшей государственной награды - звания Героя Советского Союза. К великому сожалению 33 человека не вернулись с фронта.
Еще тяжелее селянам пришлось в послевоенные годы: нужно было восстанавливать хозяйство. Колхоз возглавил возвратившийся с фронта В.А. Волк. Люди работали практически бесплатно, сдавали государству молоко, яйца, платили налоги даже за фруктовые деревья. Выживали только за счет своих хозяйств.
Сразу после войны МТС перевели в с. Фоминки, храм разрушили, а из его кирпича построили в с. Фоминки новую МТС и молокозавод.
В 1950-е годы началось укрупнение хозяйств. В колхоз влились еще два - из д. Починки и д. Сельцо. Колхоз стал носить имя Ворошилова.
В 1955 году в домах жителей с. Расстригино загорелись электрические лампочки, заработала колхозная электростанция, появилась своя первая автомашина ГАЗ-5.
В 1959 году был построен новый клуб. Вскоре колхоз объединили с колхозом с. Фоминки и он стал называться «Вперед».
В 1961 году снова произошли изменения. На базе колхоза «Вперед» был создан совхоз «Фоминский», куда вошли еще несколько близлежащих колхозов. Село Расстригино стало одним из его отделений.
Наибольшего расцвета село достигло в 1970-80-е годы. В это время появилась асфальтированная дорога. Работники совхоза за свой нелегкий труд стали получать приличную по тем временам заплату. Достаточно сказать, что на 65 домов в селе насчитывалось 8 легковых автомобилей. Мотоциклы, телевизоры, холодильники были почти в каждом доме. Активно проводилась на селе и культмассовая работа: имелась своя художественная самодеятельность. Молодежь участвовала в спортивных мероприятиях по футболу и волейболу, выезжая в другие села и деревни.
С известными изменениями в стране стали происходить изменения и на селе, к сожалению, не в лучшую сторону. Не избежало этой участи и Расстригино. Началось с ликвидации фермы, люди лишились работы. Затем закрыли сельский клуб, магазин. Была нарушена вся инфраструктура села. Естественно Расстригино стало пустеть, остались одни пенсионеры.
За последнее десятилетие закрывать и ломать стало нечего, дело дошло до названия села. В начале его назвали деревней, затем из названия удалили одну букву «с», село стало называться д. Растригино. Около полувека было одно название, и никто не подумал, что записи в паспортах и свидетельствах о рождении, у тех, кто родился в с. Расстригино, значится именно так, и любой чиновник теперь будет требовать объяснение этому.
И все же жители села по-прежнему говорят: «Я родился в селе Расстригино» и этим гордятся». Сегодня село стало снова потихоньку возрождаться. Люди занялись благоустройством своих домов, появляются новые строения. Приезжают дачники, практически все они тесно связаны с нашим селом родственными связями. Это значит, что у села Расстригино, несмотря ни на что, есть будущее.

С 2009 года старостой деревень Растригино, Починки и Сельцо ороховецкого района избирается Владимир Викторович Бундин - человек неравнодушный с судьбе деревни, к нуждам своих земляков, обладающий талантом организатора, настойчивый, привыкший доводить начатое дело до конца.
В д. Растригино В.В. Бундин приехал в мае 2008 года из Московской области и сразу принялся за обустройство родного села. Местный погост - место особое. Большую работу Владимир Викторович провел с жителями населенных пунктов Растригино, Першино, Починки, Сельцо, предпринимателями и сельской администрацией по огораживанию местного кладбища. Сельчане провели три воскресника. Привели в порядок территорию погоста и возле него, убрали старые деревья и кустарник. Кроме того, по инициативе старосты здесь построили кирпичную часовню.
Стихийные свалки - одна из проблем, которой по-настоящему озабочен В.В. Бундин. В 2011 г. благодаря его настойчивости убрали свалку возле д. Растригино. Он лично провел сход жителей о недопущении в дальнейшем складирования твердых бытовых отходов в неустановленных для этого местах.
Ко всему прочему Владимир Викторович приятный в общении человек. Это тоже, я думаю, сыграло свою роль при избрании его старостой. Он всегда внимательно относится к просьбам односельчан, готов сам съездить в город, помочь с оформлением каких-либо документов, договориться с доставкой баллонного газа и т.д. В администрации МО Фоминское В.В. Бундин - частый гость. Глава МО В.А. Аксенов с уважением относится к старосте, ведь все предложения, с которыми приходит в администрацию Владимир Викторович, направлены на улучшение жизни в деревне и при совместной работе их реально осуществить.
Так, долгое время жителей села тревожила одна большая проблема: озеро в д. Растригино начало высыхать. Усилиями только местных жителей вряд ли бы удалось очистить водоем. Дело это серьезное да и затратное. Владимир Викторович добился, чтобы работы по санитарной очистке озера с устройством пирса включили в план мероприятий, который ежегодно утверждается губернатором области. Для этого он лично встречался с Н.В. Виноградовым. Были выделены деньги. Староста организовал односельчан на спиливание и уборку аварийных деревьев возле озера. На сегодняшний день очистка водоема завершена. Работы в соответствии с контрактом в установленные сроки и качественно выполнила подрядная организация ООО «Тепло» под руководством генерального директора Е.Н. Полянского. Была значительно увеличена площадь озера, с 50 кв. м до 100 кв. м и глубина водоема - с 2 до 4 метров. Кроме пожарного пирса построен колодец для забора воды. Теперь озеро в д. Растригино не только преобразилось, но и в полной мере может служить противопожарным водоемом.
Владимир Викторович Бундин много интересуется историей. Некоторое время назад он решил собрать воедино исторические факты, связанные с с. Растригино.
(Газета «Новая Жизнь» № 55,23 ноября 2012)./

В 2015 г. накануне Дня Победы в д. Растригино состоялось торжественное открытие обелиска павшим землякам. Инициаторами установки монумента выступили сами жители. Деньги на памятник селяне собирали тоже сами. Идея увековечить память защитников Родины пришла в голову местному старосте Владимиру Бундину. Никто не остался в стороне. Даже дачники, у которых никогда не было родственников в Гороховецком районе участвовали в сборе средств.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Николай (05.03.2018)
Просмотров: 2057 | Теги: Гороховецкий район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru