Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.04.2024
20:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Село Вёшки Гусь-Хрустальный район

Село Вёшки

Вёшки — село в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав сельского поселения «Посёлок Анопино».
Расположено в 15 км к северо-востоку от города Гусь-Хрустальный. «Село Вешки, при придах, находится в 62 верстах от уездного города Меленки (Меленковский уезд) и в 60-ти от губернского Владимира». [1]
До 1764 г. село Вешки принадлежало Московскому Чудову монастырю по духовной Дмитрия Нармацкого 1562-63 г. "… село Вежки с деревнями". В дальнейшем встречаются и другие варианты наименования села - Вешек, Вешки, Вёшки. В толковых словарях русского языка можно найти два определения слова «вешка»: первое — пчелиная маточная ячейка; второе — знаковый шест для обозначения условного места (веха).
Известно, что одна из зимних дорог, соединяющих Владимир с Рязанью, проходила по рекам Колпь и Судогда. А вот путь перехода с одной реки на другую мог быть разным. Не исключено, что дорогу прокладывали (вешили) именно через здешние места, потому и село, первые упоминания о котором отмечены ХVI веком, получило такое название.
До 1764 г. село Вёшки принадлежало Мoсковскому Чудову монастырю.
В конце XIX — начале XX века Вешки — крупное село в составе Давыдовской волости Меленковского уезда.
«Самым бедным из всех селений Вешкинской волости является с. Вешки. Темное не предприимчивое население, живет исключительно крестьянством, стараясь из песка выжать, как можно больше соков.
Когда же спрашиваешь вешкинцев, почему они не едут зимой или в Гусь, или дрова возить на станцию, от каждого слышишь стереотипный ответ: «Не выгодно!»
И если указываешь на другие селения волости, то собеседник, почесав, затылок, вздыхает и сопит» («Луч», 3 июня 1923).
«Вешкинская волость, Меленковского уезда, с 2-мя тысячами населения: является одной из самых маленьких волостей уезда.
В нее входят всего четыре селенияа: с. Селимово, д. Никулино, д. Федотово и с. Вешки.
Недалеко отстоящая от Гуся-Хрустального, она делится по своему классовому составу на две части: рабочих и крестьян. И поэтому, наряду с крестьянством, занимающимся исключительно сельским хозяйством, существует масса рабочих, не интересующихся землей и занятых на заводах и фабриках Гуся.
Культработа Вешкинской волости. Культработа волости оставляет желать много лучшего. Правда, в волости два культурно-просветительных кружка Вешкинский – «Заря» и Селимовский, но работа этих кружков так незначительна в силу массы тормозящих причин, что тьма почти не уменьшается.
Изба-читальня, библиотека, - все это только грезится культработникам волости, хотя необходимость в них давно назрела.
Слишком много тьмы, а с появлением НЭП, как это ни странно, деревня начинает заселяться хищниками - кулаками.
Они опять поднимают головы, оперяясь, расставляя снова свои сети.
Работа кружков слаба и одной из этих причин является враждебное отношение к ним населения, главным образом, стариков.
Они, всячески, тормозят работу кружков, не пуская в них своих детей; возбуждают несознательную часть молодежи, похваливая их за хулиганские выходки против кружка и работников.
Недостаток литературы, средств, пьес и т. п. причины, которых не перечислишь в кратком очерке, — все это сильно отражается на продуктивности работы. Однако лучшая, самая передовая часть молодежи, несмотря на все это работает.
Под руководством школьных работников, самостоятельно работающих в кружке исполняя по десяти обязанностей за раз, молодежь все-таки ухитряется ставить спектакли, с самыми примитивными декорациями. Ставят пьесы по большей части революционные и из жизни крестьянства, т. к. они более понятны и сценичны.
При кружках есть библиотека, но книги слишком стары да их почти нет.
Характерно в этих кружках одно: деревенские девушки почти не работают, боясь домашних. И только любовь к некоторым из работников кружков затягивают в работу, и тогда девушки, не боясь ничего, великолепно работают, ничем не уступая мужчинам.
Но несмотря на все препятствия, роль Вешкинских волостных культкружков надо признать важной и значительной. Они будоражат деревню, рассеивают тьму, и являются маяками для каждого мыслящего человека Вешкинской волости.
Кооперация. Кооперативное движение в Вешкинской волости глохнет. Единственная кооперативная лавка закрылась, выдав паи и разделив товары между своими членами. Пайщикам досталось по 10 р., по 10 листов курительной бумаги, по 1 фунту сахару и приятное воспоминание о былой славе лавки.
Причин смерти вешкинского кооператива две: первая и самая главная — отрицательное отношение крестьянства к своей лавке, не видевшего не понимающего значения работы; второй же причиной является, как это ни странно — «НЭП».
Члены правления кооператива, в которые попадали эксторговцы, с нэп подняли головы и старались придушить лавку, конкурировавшую с ними.
Будучи членами правления лавки и вместе с тем самостоятельными торговцами, они без особых усилий сумели устранить опасного соперника, прихлопнув его» («Луч», 3 июня 1923).
С 1929 года село являлось центром Вешкинского сельсовета Гусь-Хрустального района, с 2005 года — в составе сельского поселения «Поселок Анопино».
Численность населения: в 1859 г. – 659 чел.; в 1897 г. – 742 чел.; в 1905 г. – 865 чел.; в 1926 г. – 872 чел.; в 2002 г. – 116 чел.; в 2010 г. – 120 чел.

Церковь Вознесения Господня

В селе Вёшки, судя по надписи на старинной иконе Николая Чудотворца, с сер. XVI в. уже существовала церковь Вознесения Христова. «1575 года сие моление Чудова монастыря слуги Филиппа Иванова сына Серова поставил в село Вёшки к Вознесению Христову».
По переписным книгам монастрыских и церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 гг. в селе Вешках значится церковь Вознесения Господа И. Христа «древяна клецки, при церкви два священника, пономарь и просвирница; въ селе дворъ монастырский, 4 дв. детенышей монастырских, 8 двор. крестьянских и 10 двор. бобыльских (в 1896 г. было 101 дворов). Въ патриаршую казну съ этой церкви взималось дани съ 1656 г. по 1 рублю, 14 алтынъ и 2 деньги».
По патриаршим окладным книгам с 1656 г. значится «прибылою вновь церковь Сергия Радонежскаго въ селе Вешкахъ».
Это расхождение в показании переписных и окладных книг можно объяснить тем, что может быть в промужутках между 1637 и 1656 гг. в Вешках церковь была перестроена и новая церковь была освящена во имя преп. Сергия, или это была другая теплая церковь, которая как вновь построенная и попала в патриаршие окладные книги.
Деревянный храм существовал в Вешках до 1831 г., в этом же году он сгорел. В 1832 г. вместо сгоревшей церкви начата постройка каменного храма, трапеза была отстроена и освящена в 1832 г., а главный храм в 1850 г.
Престолов в храме два: главный в честь Вознесения Господня, в приделе теплом в честь Казанской иконы Пресвят. Богородицы.
«На обороте иконы Николая Чудотворца подпись: «сие моление дьяка Алексея Иванова села Вешекъ»; на иконе святителя Алексия надписано: «83 (1575) г. се моление Чудова монастыря слуги Филипа Иванова сына Серова поставилъ в селе Вежъке къ Вознесению Христову».
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников до 500 руб. въгод. Дома у членов причта соственные на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Вешек и деревни Федотова (2 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числилось 590 душ муж. пола и 591 женского. [1]

С 1888 года в Вешках существовала церковно-приходская школа, в которой в 1896 году значилось 30 учащихся [1].
«Вешкинская школа. Осадок горечи, оставленный осмотром этой школы. помещающейся в здании бывшего церковно-приходского училища, долго еще не исчезает из головы и сердца. Довольно большое село Вешки до сего времени не может, или вернее не хочет, собраться с силами для ремонта школы.
Вешкинская школа частью помещается в здании бывш. церковно-приходского училища, а частью (одна группа) в помещении культурно-просветительного кружка.
Особенно печально положение здания церковно-приходского. Каменное, не отличается сухостью, требует солидного ремонта.
Полы настолько сгнили, что в некоторых местах заставлены сломанными партами, чтобы дети как-нибудь не поломали себе ноги; само здание дало в некоторых местах трещины, которые, как ни замазывали, как ни законопачивали, все равно пропускают ветер, свободно разгуливавший по школе.
Потолок в еще более печальном положении, чем пол и стены: подпорки, плохо укрепленные на гнилом полу, не в состоянии будут держать потолок с гнилыми балками.
Необходим ремонт!.. Капитальный ремонт, а иначе школа окончательно выйдет из строя.
И теперь без риску нельзя войти в здание, а через год, вероятно, и совсем не войдешь.
Если не сломаешь ногу на гнилом полу, не простудишься и не схватишь воспаление легких на сквозняке, то обваливающаяся кусками штукатурка расколотит голову.
И первое, и второе, и третье — все одинаково не доставляет приятной перспективы занятий в 1923—24 уч. году.
Вешкинская школа обслуживает около 45 проц. детей, а 55 проц. детского населения села занимается шелопайством и хулиганством на улице.
Гуляет не меньше 120 чел. школьного возраста и исключительно по вине родителей, не обращающих внимания на школу.
В школе 2-е преподавателей, ведущих три группы. Благодаря их усилиям школа работала весь год без перебоев, хотя и приходилось вкладывать много энергии, чтобы добыть дров и хоть кое-как согреть здание.
И холод и голод - все видели Вешкинские шкрабы, воюя с темным населением, находившимся под влиянием попа.
Но их работа сказалась, и многие из гр-н начинают теперь задумываться над своими пастырями, картавыми и безголосыми попиками» («Луч», 30 мая 1923).
«Вешкинская школа I ступени помещается в здании бывшей церковно-приходской школы. Здание отвратительное: полы гнилые, потолочная балка подпирается стойкой, от окон дует. По стенам трещины, штукатурка обваливается. Одним словом, не школа, а тюрьма николаевских времен.
Цветы земли — дети, вянут в таком помещении. Вдобавок, школа находится рядом с церковью, и дети отравляются зрелищами церковных обрядов: похоронами, свадьбами, и т. д.
При желании школу устроить можно. Пусть Волисполком перейдет в здание бившей казенной винной лавки, заняв там две комнаты: занятую группой Векшинской школы, и ту, в которой живет в настоящее время шкраб Вешкинской школы, оставив третью комнату, в распоряжении Культ-Просветительного кружка, а занимаемое в настоящее время Волисполкомом помещение — уступить школе» («Луч», 8 июня 1923).
Полуразрушенное кирпичное здание школы можно и сейчас видеть рядом с храмом.

«Федотово чисто крестьянская деревня, с большим земельным наделом, но земля так мало плодородна (песок и неудобь), что без хорошего удобрения не оправдывает труд крестьянина, которому вследствие этого приходится уходить или на ст. Заколпье М.-К. ж. д. или в Гусь-Хрустальный на заработки. Благодаря подсобным промыслам, Федотово все же живет не хуже других, даже лучше многих» («Луч», 3 июня 1923). «Федотовская школа. Федотовская школа постройки 1910-11 годов является одной из лучших школ волости. Не особенно далеко отстоящая от деревни Федотово, она с первого взгляда производит подкупающее впечатление своим внешним видом. Федотовская школа, бывшее земское училище, настолько хорошо сохранилась что даже загородь, от которой во многих школах осталось только приятное воспоминание, совершенно цела, ни одного разбитого окна, ни одной не исправной печи не найдешь в Федотовской школе. Полы и потолки целы, стены недавно проконопачены (от конопатки еще осталось пуда 2 ½ пакли), крепкий потолок,— все это характеризует школу с самой выгодной стороны. Федотовская школа может удовлетворить самые придирчивые требования школьного работника. Школьная мебель, которая, к сожалению, всюду и везде в самом плачевном состоянии —обрезанная и поломанная — в этой школе вполне цела. Ухваты, чугуны, котел для нагревания воды, все это хранится в порядке.
Федотово — небольшая деревня дворов в 30, следовательно и детей школьного возраста не более 60 чел. Дровами отопительного сезона школа уже обеспечена, которые давно заготовлены населением, ждущим школьного работника. При школе есть небольшой земельный участок, вполне пригодный для огорода и маленького посева. Единственным крупным недостатком школы является неимение колодца. За водой приходится ходить в деревню, а это сравнительно далеко.
Такова Федотовская школа, являющаяся все таки, одной из самых лучших школ волости. К сожалению, 22—23 учебный год пропал, т.к. не было школьного работника. Hо в настоящее время Федотовцы могут быть уверены, что их ходатайства о назначении учителя будут удовлетворены» («Луч», 30 мая 1923).

Надгробная речь при погребении священника села Вешек, Меленк. уезда, о. Валериана Ив. Кедрина

Священник села Вешек, Меленковского уезда, Валериан Кедрин, 17 января 1912 г., умер.
Итак, жизнь отжита!.. Еще мгновение и гробовая доска навеки скроет от нас бренные останки тела человека... Свечерял преждевременно день жизни, кончена борьба, нет больше страданий!!..
Жизнь, жизнь!!!.. Это — бурное, шумящее, страшное, беспощадное море... А человек?!.. Это — жалкий пловец на утлой ладье. Как бури на море, так в жизни страсти шумят, как дым, как на море туман, — в жизни мечты разлетаются, а злоба и зависть людская порой бывают страшнее подводных камней... И счастье тому, кто в жизни духовно не сгиб, не пропал, кто „течение скончал и веру соблюл", — чей челн на море житейском волна не разбила!!.. Теперь он у пристани тихой, где „сердце покойно, бедам всем конец"...
Если так, то зачем теперь слезы, зачем вопли и рыдания. Не нужны бы они, но сдержать их нельзя, — они так естественны, так свойственны слабой природе человека...
Дорогой товарищ и „содружебник", о. Валериан! Ты уходишь от нас... Да не посетует твой дух на наши слабые и, быть может, неуместные речи при гробе твоем... Я знаю и верю, что не речи, не слова сожаления, сочувствия нужны теперь твоей душе, идущей на небо к Отцу Своему: мы не язычники, „неимущие упования" жизни вечной, — а нужны — молитвы мира и любви за тебя, чтобы Милосердый Господь, в твоем загробном странствовании к Престолу Его, помог бы твоей душе избежать власти и обдержания воздушных истязателей — „миродержателей тьмы и духов злобы поднебесной"... Они будут теперь стеречь твою душу на пути ее загробного странствования...
Боже духов и всякой плоти!.. Не по заслугам нашим пред Тобою, не по делам, а по упованию на безграничную милость Твою к нам — грешным людям, просим и молим: приими в Твое Царство, в Твоих вечных обителях всели душу преставльшегося раба Твоего — иерея Валериана, упокой его „в недрах Авраама, Исаака и Иакова, к праведным сопричти и нас всех, как благий и человеколюбивый, помилуй!"... Аминь.
Священник Листвянского погоста Иоанн Гиляревский. (В. Е. В. № 5-й. 1912).
24 января 1912 г. состоялось в Муромском духовном училище очередное собрание о.о. уполномоченных духовно-училищного округа… Затем, движимые чувством христианской любви к скончавшемуся недавно своему сотруднику на бывших съездах, священнику с. Вешек, Меленков. у. о. Валериану Кедрину — в училищном храме соборне отслужили панихиду.
Священник села Нармочь, Меленковского уезда, Николай Орлов, 4 апреля 1912 г., перемещен в село Вешки.

Первые советские нападки на церковь начались в 1929 году. Отец Николай был арестован и репрессирован. Его судьба неизвестна.
В ноябре 1933 г. из церкви в с. Вешки Гусевского района похищен серебряный потир, о чем своевременно было донесено следственным органам; преступники пойманы, на суде сознались и наказаны. Несмотря на это 16 января 1936 г. Гусевской райфинотдел велит верующим уплатить 350 рублей за похищенный серебряный потир весом 500 г. (Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы).
Храм был закрыт по решению райисполкома 4 октября 1940 г. Многие иконы верующие разобрали по домам, алтарь и иконостас сохранялись до 60-х гг.
Последним священником был Павел Васильевич Ребрин, который похоронен рядом с церковью.
После закрытия церкви в ней сделали склад сельпо. Здесь хранились принятые у населения стеклянные бутылки. В летней церкви поставили отопительный котел, от которого дважды происходил пожар. От огня пострадала крыша, и дожди нанесли непоправимый урон настенным росписям.
В 1962-м году от удара молнии загорелся крест и купол колокольни. Сначала это вызвало обыкновенное любопытство, а когда пожар разгорелся, спасти крышу было уже невозможно.
С 1963 года в церкви обустроили ремонтные мастерские сельхозтехники. Выдолбив в кирпичной кладке стен пазы и вставив в них балки, в храме сделали второй этаж, но задействовать его не смогли, благодаря чему в верхней части храма еще сохранились фрагменты фресок, которые при наличии возможности еще подлежат реставрации.
В 2000 году по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в вешкинской церкви начались восстановительные работы. Машинно-тракторный парк перевели в деревню Никулино, центральную усадьбу бывшего колхоза "Заря".
На приход был назначен настоятель гусевского храма-часовни Варвары великомученицы протоиерей Александр Михеев. Тогда же было проведено собрание жителей села Вешки и близлежащих деревень: Федотове, Никулино, Семеновка в присутствии протоиереев Ивана Кравченко и Александра Михеева. Старостой восстанавливаемого храма была избрана В.В. Перфилова. Первые пожертвования на храм сделали благотворители и местные жители, а также лесники В. Горбунов и А. Шишкин. Москвич Румянцев, имеющий дачу в деревне Давыдове, выделил 60 листов оцинкованного железа для крыши алтаря. Большую активность на восстановительных работах проявили местные семьи Кузнецовых и Карабуловых.
Однажды, проводя ремонтные работы под куполом, один из жителей деревни упал. Но дело он делал богоугодное, и Бог ему помог, он остался жив.


Церковь Вознесения Христова в с. Вёшки

Уже в 2001-2002 годах был обновлен купол храма и возведен новый крест. В 2002-м году был утвержден Устав прихода, и храм был зарегистрирован. Первые службы после восстановления проводил отец Александр (Михеев). Официальной датой возрождения храма считается 19 сентября 2002 года.
В 2002 году грабители проникли в дом старосты, где, применив силу, нанесли телесные повреждения хозяину дома и совершили кражу церковной утвари.
В 2002 году у сельской администрации был приобретен дом для проживания настоятеля церкви, и прихожане Свято-Вознесенского храма села Вешки обратились к архиепископу Евлогию с просьбой о назначении на приход постоянного священника.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Город Гусь-Хрустальный
Категория: Гусь | Добавил: Николай (22.11.2016)
Просмотров: 2797 | Теги: Меленковский уезд, Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru