Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
16.12.2018
07:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 551

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [336]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [189]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [42]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Деревня Головари Гусь-Хрустального района

Деревня Головари

Головари — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России. Входит в состав сельского поселения "Поселок Мезиновский".
Небольшая деревня в 14 километрах от Гусь-Хрустального, до с. Палищ 17 км. Ближайший населенный пункт - деревня Нечаевская.
Численность населения в 2010 г. – 17 чел. (12 муж. и 5 жен.).
До 1905 года деревня Головари входила в состав палищинского прихода. Большая удалённость деревни от более или менее развитых торговых центров, Палищ и Гусь-Хрустального делало жизнь этой, отрезанной от всего мира, лесной деревушки непростой.
В статистическом отчёте по Рязанской губернии за 1905 год фигурирует несколько изменённое название — Головарево. На картах 1860 и 1872 годов в названии «деревня Головарева», выражена принадлежность этой деревни владельцу — Головареву, о котором нам ничего не известно. Это значит, что исторически верное название деревни — Головарева. Скорее всего, название «Головари» развилось из коллективного прозвища жителей этой деревни «головари», т. е. живущие в Головареве, иначе говоря, нарицательное имя — прозвище жителей, стало узаконенным названием деревни.
До отмены крепостного права деревня была разделена на три общины. Одна принадлежала помещикам Будберг и Самаржи, вторая графу Орлову, третья Мальцеву. Общины сильно различались по числу крестьян: в первой — 259, во второй — 30, в третьей — 22. Все три общины располагали 615 десятинами надельной земли, которую распределили по тяглам в 1885-1986 годах. На одного надельного работника приходилось по 6,8 десятины земли. Поскольку выгон на общинной земле по кустам и болотам считался неудовлетворительным, то все три общины арендовали выгон у Самаржи за 40 рублей, и у Мальцова за 15 рублей годовой платы. Положительным явлением в деревенской жизни первой общины были свои дрова. Одну пятую часть леса общины делили на участки и пользовались лесом бесплатно. В двух остальных общинах дрова покупали по 1,5 рубля за кубическую сажень. Община Орлова получала

Резкий рост населения деревни 1886 по 1906 год был связан с двумя обстоятельствами: пуском стекольного завода и строительством храма. Завод был построен касимовским купцом Каташевым и назывался Ново-Георгиевским. Традиции и квалифицированные кадры в Головарях были, поскольку стекольное производство здесь, с небольшими перерывами, существовало с 1799 года. Первый завод был построен И. Ф. Ингликовым и А. М. Страховым. Выпускались бутылки, зеленое стекло, штофы. На Ново-Георгиевском заводе Каташева, который уже фигурировал в отчётах 1890 года, в домах при заводе проживало 30 семей рабочих и служащих — 81 мужчина и 77 женщин и 2 семьи владельцев завода — 6 мужчин и 3 женщины. Среднее число рабочих достигало 50 взрослых мужчин и до 10 детей. Завод работал круглый год и выпускал различной стеклянной посуды до 10 550 000 штук на 33 000 рублей серебром. Один из фабричных содержал постоялый двор.
По сведениям 1886-1890 годов во всех трёх общинах имелось 59 лошадей, 82 коровы, 80 телят, 111 овец, 11 свиней. 31 хозяйство деревни считалось безлошадными, 28 безкоровными. Головаревских крестьян можно считать чемпионами по пчеловодству. В общине насчитывалось 95 ульев. Все 73 дома были крыты деревом и железом, топились по-белому. 72 дома имели горницы, почти у каждого хозяина был амбар. Риг и овинов в деревне насчитывалось 39. В деревне было 3 пруда, 27 колодцев.
Местные промыслы сводились в основном к обработке льна и вязанью рыболовных сетей женщинами. Трое мужчин, правда, плотничали у себя в деревне, один клал печи и один занимался портняжным делом. В зимнее время многие мужчины занимались извозом. Отхожие промыслы преимущественно связаны с первичной обработкой и заготовкой леса. 42 человека работали лесорубами, 21 занимались корчеванием пней, 17 человек были пильщиками. На заводе работало 2 человека: 1 приказчиком, второй — рабочим.
Отдалённость деревни, сказывалось и на духовной жизни. Это была вторая деревня прихода, о которой сказано в официальных отчётах, что дети нигде не учатся.
В начале XX века Россия полным ходом развивала систему образования путём повсеместного строительства новых школ. Рязанские епархиальные ведомости в 1901 году опубликовали решение о строительстве в Головарях церковно-приходской школы. Ильинская церковь села Палищ выделила на строительство школы 100 рублей, Священный Синод 250 рублей, а также губернские власти выделили казённого леса на 390 рублей.
В 1902 году было получено разрешение на строительство храма в деревне Головари по проекту архитектора, утверждённому Строительным Отделением Рязанского губернского правления. В этом же году было опубликовано «Высочайшее соизволение Государя Императора с закреплением за Рязанской Епархией 4-х участков земли, в том числе при деревне Головари двух участков площадью: один 16 десятин и 1450 квадратных сажен и другой 16 десятин 950 квадратных сажен, жертвуемых дворянином Михаилом Самаржи».
В 1904 году житель деревни Роман Акимович Трефилов получил «просительную книгу» для сбора пожертвований на строительство храма в Головарях, а уже в 1905 году 21 апреля Благочинный 3-го Касимовского округа протоиерей Стефан Остроумов освятил новоустроенный храм в честь и память Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Используемая литература:
А.В. Головин, И.И. Кондратьева «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищ». 2016

Copyright © 2018 Любовь безусловная




Источник: http://Гусь-Хрустальный район
Категория: Гусь | Добавил: Jupiter (27.04.2018)
Просмотров: 240 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика