Александров Иван Петрович (1779 - 1822) — русский художник-портретист, академик живописи.
Иван Петрович Александров происходил из той среды, которая дала на пользу России не мало даровитых, талантливых людей, несмотря на всю тяжесть того исключительного положения, в котором находились крестьяне до знаменитого 19-го февраля 1861 года. Казалось, для закрепощенного человека были отрезаны все пути не только к перемене общественного положения, но даже к какому либо развитию умственному, — „крепостной" волею судеб обрекался, со всеми прошлыми и будущими поколениями, на безысходное подчинение воле помещика, который один, бесконтрольно, по своему усмотрению устраивал судьбу своих людей. К этому если добавить, что и вообще-то в конце XIX столетия (о том времени и говорим мы) были еще очень слабые запросы на просвещение не только в крестьянской среде, но и в других слоях общества, так как умственное развитие, во всех его разветвлениях, вообще было не высоко, то вполне понятно будет „царство тьмы", как естественное явление среди крестьянского населения. И все же были „лучи в темном царстве", не единичные, светлые, яркие, образцом которых может служить М.В. Ломоносов, а в более близкое к нам время Т.Г. Шевченко. Они, и многие им подобные, с большими усилиями пробившие дорогу к „свету”, явно и ясно доказали, что наука и умственные интересы также не чужды и людям из „народа" и не должны быть особой привилегией только известных классов...
Таким же выходцем из народа был и И.П. Александров. Он был сын крестьянина, крепостного графа П.Б. Шереметева, и родился 4 августа 1779 г. в с. Иванове, Шуйского уезда, Владимирской губернии.
Как прошло детство И.П., мы не знаем, но едва ли будет ошибка, если предположим, что ничем особенным оно не выделялось из обычного течения тогдашней крестьянской жизни. Учился Александров в вотчинном училище; там ли, в среде ли окружающей помещика „интеллигентной" дворни (музыканты, актеры и т. п.), или другим каким путем И. П. обнаружил способность к рисованию, что было замечено помещиком, и он распорядился отправить Александрова в С.-Петербург, где 20-ти летний молодец и был принят 30 мая 1800 года пансионером в Академию Художеств, основанную в 1758 году. В Академии в то время служил профессором знаменитый Григорий Иванович Угрюмов, составивший своею деятельностью эпоху в истории русского искусства. Наибольшая заслуга Угрюмова состояла в образовании талантов многих превосходных учеников, каковы, напр., знаменитый А.Е. Егоров (1776 — 1851), В.К. Шебуев (1777 — 1855) и др. Учеником Угрюмова сделался, по поступлении в Академию, и И.П. Александров.
Иван Петрович очень скоро обнаружил свои способности к живописи, — 28-го августа 1801 года он уже получил серебряную медаль 2-го достоинства за рисунок с натуры, а 1 сентября 1803 года — золотую за исполнение программы „Два ученые, разсматривающие эстампы и рисунки". Он оказал особенные успехи в портретной живописи. В 1803 г. Александров был отпущен своим помещиком из крепостного состояния на волю, после чего он получил звание классного художника и в 1805 году, вместе со своим товарищем, Т.А. Васильевым, был отправлен, в качестве пансионера, в Китай, в свите русского посланника графа Ю.А. Головкина. Это посольство, как известно, попутно производило ревизию в проезжаемых губерниях, в том числе и во Владимирской, в бытность губернатором у нас князя Ивана Михайловича Долгорукова. Путешествуя по Монголии в 1806 г., Александров составил альбом рисунков, который и был представлен им в 1807 г. по возвращении в Россию. Бывшему тогда министром иностранных дел графу Будбергу из этого альбома показался особенно замечательным портрет зятя китайского императора, вице- короля монгольского, Амбан-Вана и он поднес его императору Александру Первому; Государь передал этот рисунок в Эрмитаж, откуда после, вместе с другими шестью рисунками из того же альбома, портрет Вана поступил в английский дворец в Петергофе. Тогда же И.П. Александров этот портрет, но уже во весь рост, повторил масляными красками и за эту работу 1 сентября 1807 г. был произведен в академики. Бывши в Китае, Иван Петрович писал портреты с Богдыхана и с других знатных лиц Небесной Империи, а по возвращении в Россию исполнил портрет Рафаэля Менгса, копию с портрета, писанного самим Менгсом, для Академии, и еще портрет Императора Александра I, в рост, для Орловской гимназии; этот портрет Императора после был уступлен гр. С. М. Каменскому. Эти и другие работы Александрова в портретной живописи дали имя художнику, как очень талантливому портретному живописцу. В его работах видна нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли копируемого им лица. Несмотря на успех его работ, в то, отдаленное от нас время, поддержка художников со стороны материальной была еще очень слаба, — являлось еще так мало охотников писать с себя портреты, и только меценаты из богатых помещиков могли доставлять порядочный заработок. В силу всего этого и Ивану Петровичу Александрову пришлось искать какого-нибудь служебного места. Написанный им портрет для Орловской гимназии сблизил его с начальством этого учебного заведения и Александров поступил в эту гимназию учителем рисования; эту должность он занимал с 30 марта 1808 г. по 6 июня 1813 года.
Выйдя из гимназии, И.П. не долго служил в главном управлении путями сообщения, — именно в 1813 — 1814 гг. он был секретарем IV округа. Но эта служба, очевидно, не была „по сердцу“ Александрову и он поспешил воспользоваться приглашением графа С.М. Каменского, в доме которого в Орловской губернии И.П. и работал некоторое время. Там он написал десять портретов членов графской семьи и девять исторических и аллегорических картин из жизни графа.
В Петербург И.П. Александров вернулся около 1818 года, где и умер в 1822 году.