Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
13:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Сорогужино Юрьев-Польского района

Село Сорогужино

Сорогужино — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено на автодороге Р74 Владимир — Переславль-Залесский в 9 км на север от райцентра города Юрьев-Польский. Село Сорогужино стоит на речке Кухотке (Реде). Долина реки делит село на две почти обособленные части. Долину реки, делящую село на части, оживляют три пруда. Самый большой из них имеет длину 375 метров и максимальную ширину 100 метров. «Сорогужино расположено на речке Коходке и находится от Юрьева (Юрьевский уезд) в 10-ти верстах, от Владимира же в 73-х верстах». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В XV столетии Сорогужино значится в письменных документах государевым и оставалось в дворцовом ведомстве почти до конца XVII столетия.
В первый раз село упоминается в письменных документах XV столетия и значится в них вотчиной великих князей Московских; так, Великий князь Василий Васильевич в своей духовной грамоте (первой), писанной в 1462 году, завещал «в Юрьеве село Сорогошино» супруге своей, княгине Марье Ярославовне.
Сорогужино оставалось в государевом дворцовом ведомстве почти до конца XVII столетия; в конце же означенного столетия оно пожаловано было, как значится в отказных патриарших книгах 199 (1691) года, боярину Петру и окольничему Василию Лопухиным.
«7199 (1691) год июня 12 дворцовый приселок Сорогошино на речке на Кухотке, да к тому ж приселку припущено в пашню пустошь, что было селище Сидоровское, и пустошь, что было селище Ощово, отказано боярину Петру да окольничему Василью Аврамовичам Лопухиным, а в приселке церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы древяна шатровая, а в церкви Божия: милосердия образ Пресвятой Богородицы за престолом Знамение в окладе, оклад и венец серебряной золочен, крест за престолом, Евангелие на престоле печатное в бархате, евангелисты серебряные позолочены, крест обложен серебром позолочен, другое Евангелие печатное старое, евангелисты медные, третье Евангелие письменное, другой крест благословенный на вохре, сосуды белые оловянные, одежда на престоле выбойчатая, царские двери и сень писаны на вохре вновь, в деисусах 26 икон, вверху праздники двоенадесятые писаны на вохре; местных икон: на правой стороне образ Пресвятой Богородицы Рождества с дванадесятными праздниками писаны все на вохре, у Богородицына образа венец, серебряный золочен, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии обложен весь серебром басемным и позолочен венец большой, у Спасова образа венец и гривенка позолочены, прикладных денег 27 алтын, пять крестов серебряных, образ Иверской Пресвятой Богородицы на вохре, образ Николая Чудотворца венец и гривенка серебряные вызолочены, образ Воскресения Христова писан на золоте, перед местными иконами три свечи поставные, кадило медное, паникадило медное малое, в трапезе деисусов на одной дцке пять лиц; книг: Минея общая большая печатная, два Охтая печатных, два письменных, Триодь цветная печатная, Служебник и Апостол письменные, Полуустав печатный, Триодь посная печатная, Потребник большой печатный, Пролог печатный; ризы кумашные, оплечье участковое мишурное подложено крашениною, другие полотняные, оплечье камчатое, пояс нитяной с кистьми, потрахиль выбойчатая, поручи дорогильные, другие тафтяные; колокольня осмиугольная рублена на трапезе, на ней три колокола, да на церковной земле церковных причетников во дворе поп Ларион, у него детей: Ивашко, Сенька; во дворе дьячек Сенька Михайлов, у него сын – Федька, во дворе просвирница – Фетиньица, дворовой и огородной земли, и огуменников, и конопляников 3 десятины с полудесятиною, церковной пашни паханой 15 десятин в поле, а в дву по тому ж, сена на речке на Кухотке 20 копен, в приселке ж Сорогошине крестьянских 60 дворов (отказ. книга 5 № 67)» (Юрьевская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных оброчных земель. Материалы из истории Владимирской епархии. Выпуск 4. Владимир. 1896 год).
Во второй половине XVIII столетия село принадлежало уже графу Орлову-Чесменскому (1735-1807). Орлов происходил из дворянского рода, восходящего к XVII в., и был третьим из 5 сыновей генерал-майора, а затем действительного статского советника, новгородского губернатора Григория Ивановича Орлова (1685-1746) от брака с Лукерьей Ивановной Зиновьевой. С 1749 г. вместе с братьями учился в Сухопутном Шляхетском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, по окончании которого служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Отличаясь богатырским здоровьем, сильным и смелым характером, он выделялся среди братьев, был из них самым даровитым и энергичным и пользовался, наряду с братом Григорием, большой популярностью в гвардии. Алексей стал одним из главных организаторов и участников переворота, возведшего на престол Екатерину II: в ночь на 28 июня 1762 г. он отправился в Петергоф, разбудил императрицу и доставил её в Санкт-Петербург, в казармы лейб-гвардии Измайловского полка. По её поручению сопровождал в Ропшу свергнутого императора Петра III и вместе с другими гвардейскими офицерами участвовал в его убийстве (в письме к Екатерине II он сообщал об этом: "Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу; но как перед Богом скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть, но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка - его нет на свете. о никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя! Но, Государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князь Фёдором; не успели мы разнять, а его уже не стало. Сами не помним, что делали; но все до единого виноваты, достойны казни. Помилуй меня хоть ради брата. Повинную тебе принес, и разыскивать нечего. Прости или прикажи скорее окончить. Свет не мил: прогневили тебя и погубили души навек"). Вместе с братьями Орлов был осыпан милостями: в июле 1762 г. пожалован "за отменные услуги Отечеству" в секунд-майоры лейб-гвардии Преображенского полка с чином генерал-майора, в августе того же года получил 800 душ крестьян и 50тыс. рублей, а в сентябре, при коронации Екатерины II, награждён орденом Святого Александра Невского и вместе с братьями Григорием и Фёдором возведён в графское Российской Империи достоинство, кроме того, ему пожаловано в Серпуховском уезде Московской губернии 2929 душ крестьян. Не занимая крупных должностей, Орлов во время фавора брата Григория оказывал большое влияние на государственные дела. В январе 1765 г. пожалован в поручики Кавалергардского корпуса, в том же году произведён в генерал-поручики и командирован в Москву с секретным поручением всесторонне и строжайше расследовать возникшие беспорядки в средней полосе России. В 1766 г. он - генерал-адъютант. В 1767 г. избран депутатом Комиссии по составлению нового Уложения. С 1767 г. состоял подполковником лейб-гвардии Преображенского полка. В конце 1767 г. Орлов тяжело заболел и некоторое время был при смерти, но отменное здоровье победило болезнь. По выздоровлении он получил от императрицы 200 тыс. руб. на лечение и уехал за границу, где инкогнито посетил Германию, Австрию и Италию. В апреле 1768 г. пожалован орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, а в июне 1769 г. получил чин генерал-аншефа. В 1768-69 гг. разработал план экспедиции против Турции в Средиземном море, с 1769 г. командовал эскадрой русского флота. За победу в Чесменском морском сражении (турецкий флот был уничтожен, русский стал господствовать в архипелаге) в сентябре 1770 г. удостоен ордена Святого Георгия 1-й степени (третий из 25 кавалеров 1-й степени этого ордена). По возвращении в Россию он получил в награду 4 тысячи душ крестьян, а затем 60 тыс. руб., шпагу, украшенную бриллиантами, и почётное право присоединить к своей фамилии наименование «Чесменский». В честь этой победы в Царском Селе была воздвигнута Чесменская колонна. Имя Алексея Орлова связано с похищением в Италии самозванки «княжны Таракановой», выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. В 1774 г. Екатерины II приказала ему "поймать всклепавшую на себя имя во что бы то ни стало" и доставить ее в Санкт-Петербург. Орлов справился с поручением, сумев хитростью заманить "княжну" в Италии на русский корабль "Три иерарха", который и доставил её в Кронштадт. Охлаждение императрицы к старшему брату сказалось в холодном приёме Орлова после его возвращения в Санкт-Петербург в 1775 г., и в декабре он по собственному желанию был уволен "навсегда от всякой службы". Уехав в Москву, он стал вести жизнь опального вельможи, занимался хозяйственной деятельностью в своих имениях. Большой любитель лошадей, он принялся за их разведение, и в результате соединения арабской и фрисландской пород появилась новая - "орловский рысак". В начале 1782 г. в с. Остров, любимом подмосковном имении графа, начались приготовления к свадьбе. Приглашённых оказалось огромное количество - "вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней".
Избранницей Орлова стала Авдотья Николаевна Лопухина (1761-1786). Ей было 19 лет, когда она вышла замуж за 48-летнего графа. Редкой скромностью она напоминала свою мать, Анну Алексеевну, урождённую Жеребцову, которая также отличалась кротким нравом, не любила нарядов и никогда не надевала драгоценных вещей. Авдотья Николаевна была набожна, её не видели разряженной, она не носила драгоценностей, которыми были полны кладовые супруга. И это был не только её собственный выбор, но и готовность следовать "особенному мнению мужа, который говаривал, что никакие драгоценности не украсят порочной души и никакой искусственный блеск не закроет порока". Кроткая, с сердечностью относившаяся к людскому горю графиня, словно чувствуя, каким недолгим окажется её век, спешила на помощь страждущим. Муж всячески поощрял её благотворительность, и много молитв по церквам Москвы возносилось во здравие Алексея и Авдотьи.
В 1785 г. родилась дочь, её назвали Анной. Императрица сказала: "Я не считаю его особенно способным воспитывать девочек и поэтому желаю ему сына, которому он мог бы служить примером". 1786 г. снова сулил супругам прибавление в семействе. Но счастье и удача, так благоволившие к Орлову, отвернулись от него. "Роды оказались тяжелыми. Целую неделю, пока смерть приближалась к Авдотье Николаевне, Орлов не отходил от жены ни днем ни ночью. Он ухаживал за умирающей с беззаветностью преданной няньки, не веря, что конец неотвратим. Но он все же настал. Графине не исполнилось и двадцати пяти. И вот в подмосковную графа Нескучное снова собирается народ. Не только столичная знать шла проститься с графиней. Простой московский люд, бедные и нищие с окраин большого города шли к усадьбе Орлова не из любопытства, а со скорбью. Орлов похоронил жену в Спасо-Андрониевском монастыре. Годовалая дочь и новорожденный сын - все, что оставила графиня Авдотья мужу. Наследника Алексей Григорьевич назвал Иваном - так звали одного из братьев; в дружной их семье в ходу были "фамильные" имена. По обычаям того времени вскоре после рождения маленький граф Иван Алексеевич Орлов-Чесменский был зачислен в родной полк братьев Орловых - Преображенский. Но все надежды Алексея Григорьевича рухнули - сын умер, не прожив и года. Дочь сделалась для несчастного отца центром мироздания. В ней единственный смысл жизни полного сил мужчины, богатство которого позволяло ему сделать для любимой дочери все мыслимое и немыслимое". Opлов оказался прекрасным отцом, он любил дочь. К семи годам бойкая от природы, сообразительная девочка говорила на 4-х языках. В семь же лет Анна была пожалована во фрейлины (единственный случай в русской истории). Она великолепно владела саблей, метко стреляла, славилась как прекрасная наездница. Унаследовав отцовскую жизнерадостность, его умение быстро сходиться с людьми, на пирах в Нескучном она сидела по правую руку от отца, умела угостить каждого гостя и никого не оставляла без ласкового слова. Была от природы приветлива, проста в обращении, искренна. Когда она плясала "русскую", то заражала всех озорством и весельем. В 1787 г., с началом русско-турецкой войны 1787-1791 г., Екатерина II вновь предложила Алексею Орлову командование русским флотом, но он отказался, ссылаясь на болезни. В Москве, по словам современницы, "граф Орлов... тешил весь город своими праздниками". В столицу Орлов приезжал редко, однако в 1796 г. в связи с болезнью брата он находился в Санкт-Петербурге и оказался свидетелем кончины Екатерины II и воцарения Павла I. Во время перезахоронения останков своего отца новый император, желая унизить Орлова, заставил его в торжественной процессии нести корону убитого Петра III, а после погребения сказал: "Пока я на престоле -живите вне России... влачите за собой на чужбину неоднократно повторенные преступления ваши". Орлов уехал с дочерью в Германию, где и пробыл до смерти Павла I (март 1801). При Александре I вернулся в Россию и поселился в Москве, в своём имении Нескучное близ Донского монастыря. Анна Орлова необыкновенно похорошела и восхищала всех своими манерами и туалетами, на балу изумила всех «по случаю приятной пляски французского танца», танцевала она «так чудно, с такой врожденной грацией и с таким благородством, что движения её были будто речью, выражавшей всю простоту и прелесть её души». «Прелестная графиня была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца, графиня правила четырьмя лошадьми». В 1806 г. Орлов отмечал её 21-й день рождения. Современники отмечали: виновница торжества «любезна и благовоспитанна и во всех отношениях возбуждает уважение при ее положении и богатстве», «У Орлова дом полон претендентов на дочь», ей «немудрено капризничать», «ей все кажется, что для мужиков её на ней женятся (то есть из-за её богатства)». В 1806-1807 гг. во время войны с Францией Орлову было поручено организовать земское ополчение в центральных губерниях России и за проявленную распорядительность ему пожалован орден Святого Владимира 1-й степени.
Алексей Орлов умер 24 декабря 1807 г. Агония длилась долго, крики и стоны умирающего были слышны на улице. Чтобы не смущать прохожих, "признано было нужным заставлять оркестр громко играть". Анна всё время находилась у постели отца. При страдальческих возгласах умирающего по её телу проходила судорога. "Что это? Что это? - спрашивала она, глядя на стоявших вокруг людей. - Отчего он так мучается?" Когда отлетело дыхание и воцарилась тишина, Анна лишилась чувств и оставалась 14 часов без признаков жизни. "Вся её жизнь (после смерти отца) была одним долгим, печальным покаянием за преступления, не ею совершенные, одной молитвой об отпущении грехов отца, одним подвигом искупления их", так писал А.И. Герцен о жизненном пути Анны Орловой. Она стала владелицей 20000 крепостных, земель, заводов, миллионов рублей и драгоценностей немыслимой стоимости, но остро чувствовала своё горькое сиротство. "Поиск мира в душе и высокого смысла бытия привел Анну к иеромонаху Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Амфилохию. Многие находили у него утешение и обретали почву под ногами". Стала оживать и Анна. Но Амфилохий умер, она снова начала искать духовного отца, и знаменитый проповедник епископ Иннокентий (Борисов) указал ей в Петербурге игумена Фотия (в будущем архимандрита Юрьевского монастыря под Новгородом). Он стал руководить её на пути ко спасению, предписывал ей "спасение в девстве и посте". "Спасаться от сребролюбия, греховных игр, от карт, от маскарадов, плясок, театров, развратных еретических книг, злых бесед, гордости, тщеславия, хулы, роскоши". "Весь строй жизни её принял новый своеобразный оборот".
Анна жила в Острове (село принадлежавшее Орловым в окрестностях Москвы), где её в 1825 г. посетила знакомая. Некогда шумная, полная гостей, любимая усадьба Орлова была пуста. Хозяйку лишь иногда навещали сельский священник или староста. «Жизнь, которая ведется в Острове, жизнь самого строгого монастыря... Она <Анна> встает в пять часов и ежедневно идет к заутрене, возвращается и пишет, пока не пора идти к обедне. После обедни пьет чай. Она читает, одевается и идет гулять до обеда, после которого тотчас же всенощная, затем читает правило по монастырскому уставу. По возвращении графиня дремлет в течение часа, затем пьет чай и читает жития святых. Так проходят дни ежедневно». От посторонних Анна Алексеевна скрывала жизнь, которую вела. Архимандрита Фотия убрали с берегов Невы (прихожан бросало в дрожь от его обличавших современную жизнь проповедей) и отослали в разорённый Юрьев монастырь близ Новгорода. Анна последовала за ним и купила рядом с монастырём небольшую усадьбу. Она все чаще приезжала сюда и оставалась надолго. Писала подругам, что желает "укрыться далее и далее от шума мирского и попечений житейских". Она даже хотела основать близ Острова обитель и самой стать инокиней, но архимандрит Фотий не благословил. Некогда разорённый Юрьевский монастырь пришёл в цветущее состояние. Анна перенесла в монастырь прах отца и его брата Григория. Она спала на жесткой кровати, ела самую простую и даже скудную пищу. Многие не верили в её религиозный порыв, считали, одни - экзальтированной, недалёкой дамой, которую монах обвёл вокруг пальца, другие - лицемеркой, ходили упорные слухи о том, что графиня и Фотий - любовники. Но все жалели об орловских миллионах, уходивших на благоустроение монастыря. Здесь были едины политические враги. Герцен: «Необъятные именья, заводы - все пошло на украшение монастыря...» Шеф жандармов Дубельт: «Жаль, что она так распорядилась своим имением... жаль, что ей угодно было рассыпать свое богатство на самую бесполезную и недостойную часть русского населения!" После смерти архимандрита Фотия Анна Орлова тайно приняла в Киеве постриг. Она никогда не болела, умерла легко, на 64-м году жизни. Хоронили её в "черном монашеском платье, и священники... величали её Агнией и поминали монахиней". Анна завещала похоронить её в Юрьеве монастыре.
В начале XIX столетия владелицей села Сорогужино была графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.
1857 г. «Сорогужино, село помещичье: число дворов – 104; число душ по 8 ревизии: мужского пола – 303; женского пола – 367; число душ по 9 ревизии: мужского пола – 246; женского пола – 319; действительное население: мужского пола – 251; женского пола – 301; при каменной Богородицерождественской церкви священник – 1, причетников – 2; ветряных мельниц – 3» (Статистический список населенных местностей Владимирской губернии. К. Тихонравов. г. Владимир. Губернская типография. 1857 год).
1859 год: число дворов – 94; число жителей: мужского пола – 279; женского пола – 329.
24 сентября 1868 года на заседании Юрьевского уездного земского собрания прочтен рапорт Городищенского волостного правления о невозможности исправлять кряжевую землю на 10-й версте Переславского тракта, которая требует по свойству своему кроме обыкновенных работ затрат на приобретение фашинника (связки прутьев для укрепления дороги). Собрание постановило: поручить управе сделать изменения в дорожном расписании с причислением большого числа душ на эту версту и в то число должно войти село Сорогужино.

«В 1863 году крестьяне села Сорогужино «вышли на волю» и сделались собственниками, до 1881 года никаких земельных переделов в общине не было.
В 1881 году в селе Сорогужино был произведен общий коренной земельный передел. При общем переделе в общине достигается более или менее полное соответствие между земельными участками всех семей и их личным составом. Комментарий крестьян по этому поводу: «Едоков-то было много, а земли-то не было: из-за этого дело и загорелось».
До 1881 года в Сорогужинской общине доходность надела была выше суммы лежащих на нем платежей, поэтому каждый домохозяин желал владеть возможно большим количеством земли. В таком случае, при отсутствии переделов с изменением состава семей, устанавливается неравномерное распределение земли между членами общины – образуется громадное число малодушников, то есть семей, владеющих одним или двумя наделами. Такие семьи поставлены в крайне неблагоприятные условия для ведения земледельческого хозяйства и составляют главный контингент, из которого формируются безлошадные и вовсе бросившие землю домохозяева.
В Сорогужине на момент передела было 66 процентов малодушников – две трети всех дворов! После передела этот процент снизился до 46. Но при этом сами размеры душевых участков земли после передела несколько уменьшились…
Переделу 1881 года в Сорогужинской общине предшествовало присоединение села к Ильинской волости. Ильинская волость до тех пор состояла исключительно из государственных крестьян. Во время переписи крестьяне села прямо заявляли, что они, «глядя на казенных», приняли разверстку по наличным душам.
При этом типе разверстки всякая наличная душа мужского пола, какого бы возраста она не была на момент передела, получает известную часть земельного надела, одинаковую со всеми другими. Женский пол права на получение земли не имеют, и только вдовам и бобылкам мир дает иногда некоторую часть поступающей в передел усадебной земли для огорода и т.п.. Одним из общих условий, при которых практикуется эта форма разверстки, является превышение (или, по крайней мере, равенство) доходности крестьянского надела над количеством лежащих на нем платежей и повинностей. Сдающий соседу свой надел крестьянин не только освобождается от всех платежей и повинностей, но еще получает прибыль в 2 – 5 рублей.
При таких условиях надельной землею все дорожат, каждый заинтересован в увеличении площадей. Большинство селений, принявших распределение земли по наличным душам, состоит из государственных крестьян. Известно, что душевая разверстка мирской земли у бывших государственных крестьян существовала издавна, а у бывших помещичьих крестьян, к коим относятся и Сорогужинцы, практиковалась до времени их освобождения разверста земли по тяглам.
Периоды, на которые распределяется земля, в различных общинах различны. В Сорогужинской общине этот срок составлял 12 лет, для сравнения: срок передела Кинобольской общины составлял 9 лет. Сроки всегда прописываются в приговорах, которые обычно свидетельствуются в волостных правлениях и вносятся в «книгу приговоров сельских обществ». В промежутках между переделами перехода земли от умерших к новорожденным обыкновенно не практикуется. Каждый двор остается перед началом нового передела обладателем такого же количества наделов, какое досталось ему в момент последнего дележа земли.
Сорогужинская община крестьян-собственников с 1863 года владела землей по ревизским душам, не снимая с умерших. Вдовы сдавали наделы своих мужей соседям, получая с этого прибыль. В 1881 году землю поделили по наличным душам, так что вместо прежних 274 душевых наделов образовалось 320. У общества имеется купленная земля (10 десятин по 30 рублей) – графская, которую крестьяне до сих пор делили по ревизским душам, но теперь также хотели бы делить по наличным душам. В селе есть три дома полных собственников, окончательно выкупивших свой надел. Из них двое, безусловно, согласились на коренной передел со всеми его последствиями (перемена места по жребию, уменьшение земельных участков и т.п.), а один потребовал добавление своего надела, и мир отвел ему недостающую землю прирезкою с краев каждого поля…» (Сельская община, кустарные промыслы и земледельческое хозяйство Юрьевского уезда Владимирской губернии. В. С. Пругавин. 1884 год).
1886 г. «Село Сорогужино. Бывшее помещичье; при р. Кухотке; число дворов – 118; число жителей – 648; церковь православная; ткацкая светелка; маслобойня; ветряная мельница; лавка».
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Ильинской волости Юрьевского уезда.
Список о сложении недоимок и пени губернского земского сбора по уездам Владимирской губернии (1904 год):
Климов Самуил. Маслобойня. За уничтожением заведения 18 лет тому назад;
Красиков Матвей Александрович. Маслобойня. Сломана;
Старухин Евстигней Иванович. Кузница. За уничтожением заведения и смертью владельца;
Старухин Ефим Евстигнеевич. Ткацкая светелка и кузница. Уничтожены;
Старухин Сергей Евстигнеевич. Ветряная мельница. Сломана;
Старцев Фрол Андреевич. Ветряная мельница. Сломана;
Тарасов Лука Иванович. Ткацкая светелка. Уничтожена.
Список о сложении недоимок и пени губернского земского сбора по уездам Владимирской губернии (1909 год):
Старцев Фрол Андреевич – владелец ткацкой светелки в селе Сорогужине Ильинской волости. Сгорела в 1907 году.
«Егоров Степан Ефимович. Плисорезное заведение. Надрезка плиса. Число рабочих – 21» (Коммерческий указатель фабрик, заводов и других промышленных заведений Владимирской губернии. 1912 год).

Член РСДРП с 1917 года, уроженец села Сорогужино, Никита Никифорович Моисеев участвовал в революционных боях с февраля семнадцатого года.
С 1929 года село входило в состав Красносельского сельсовета Юрьев-Польского района.

В 2014 году появился природный газ в с. Сорогужино.
Численность населения: в 1859 г. – 608 чел., в 1897 г. – 701 чел., в 1905 г. – 789 чел., в 2002 г. – 228 чел., в 2010 г. – 241 чел.

Сорогужинский СДК действует с 23 декабря 1998 г. Директор - Михайлова Ольга Викторовна. Юридический адрес: село Сорогужино, 68. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО РАЙОНА "СОРОГУЖИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ" присоединен 17 января 2006 г. к МБУК "Горкинский СДК".
Сорогужинская Начальная Общеобразовательная Школа действует с 18 февраля 2000 г. Заведующая - Ксенофонтова Ирина Викторовна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СОРОГУЖИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ликвидирована 22 мая 2008 г.
ООО "Проммонтажсервис" зарегистрирована 14 ноября 2013 г. Генеральный директор - Антоненко Ирина Николаевна. Юридический адрес: село Сорогужино, 114, 2. Основным видом деятельности является «Ремонт машин и оборудования».

Сорогужинский приход

О времени основания в селе церкви исторических известий не сохранилось; но название Сорогужина селом в указанной грамоте Вел. кн. Василия Васильевича свидетельствует о том, что в XV столетии здесь была уже церковь. Достоверные же историческия известия о существовании в селе церкви относятся лишь к XVII столетию; в патриарших книгах записано: «церковь в Сорогошине во имя Рождества Пр. Богородицы древяная шатровая... колокольня осмиугольная рублена на трапезе, на ней 3 колокола, да на церков. земле церков. причетников во дв. поп Иларион... во дв. дьячек Сенка Михайлов... во дв. просвирница..., дворовой и огородной земли и огуменников и коноплянников 3 десятины с полудесятиною, церковной пахотной 15 десятин в поле, а в дву по тому ж, сена по речке по Кухотке 20 копен, в приселке ж Сорогошине крестьянских 60 дворов».
1795 г. «В селе Сорогошине церковь во имя Рождества Богородицы деревянного здания в твердости. При ней приходских семьдесят дворов господских крестьян. Итого в них мужского пола 223 души» ("Ведомость о священнослужителях и их детях за 1795).
Каменная церковь, с такой же колокольней, построена в 1808 году усердием прихожан. [1]
Сорогужинский Федор Иванович, окончил Владимирскую духовную семинарию в 1804 году. Из богословского отделения определен священником села Сорогужина; в 1850-х гг. уже был за штатом.
1850 г. «Юрьевской округи села Сорогужина церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Священник Алексей Арбузов, Дьячок Василий Григорьев; Попномарь Афанасий Евтихиев. Заштатный дьячок Егор Иванов. Приход - c. Сорогожино - вотчина полковника Александра Борисовича Касакова (м.б. Касагова)».
Арбузов Алексей Дмитриевич, окончил Владимирскую духовную семинарию в 1840 году. В 1841 году определен священником села Сорогужина. 1 апреля 1879 года Юрьевского уезда села Сорогужина священник Алексей Арбузов награжден камилавкой за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству.
Марсов Петр Платонович, окончил Владимирскую духовную семинарию в 1888 году. В 1888 году определен священником села Адамова на место своего отца Платона Петровича (с 1869); в 1892 года – священник села Сорогужина.
Товаров Александр Георгиевич – священник. Родился 25.04.1877 г. р. в селе Сорогужино. Окончил Переславское Духовное училище. 26.03.1897 г. – псаломщик с. Рясницыно. 14.02.1900 г. – перемещен в с. Рязанцево, учитель церковно-приходской школы. 1902 г. – перемещён в с. Шамохтино Александровского уезда. 1913 г. – рукоположен во священника. 1916 г. – священник с. Фомино Покровского уезда. 1937 г. – священник с. Большое Петровское Юрьев-Польского района. 09.10.1937 г. – арестован. 26.10.1937 г. – приговорен к расстрелу. 27.10.1937 г. – расстрелян в г. Иваново. 1958 г. – реабилитация.
Престолов в церкви два: холодный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и теплый придельный — во имя Святителя Иоанна Златоуста.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1832 года. Опись церковного имущества составлена в 1848 г.,— хранилась в церкви. [1]
Земли при церкви имелось: усадебной три десятины; на эту землю плана не было; пахотной 41 десятина и 1430 квадр. саж., из коих около семи десятин к возделыванию неудобны; сенокосной пять десятин и 500 квадр. саж. На пахотную и сенокосную землю план и межевая книга, данные в 1784 году, хранились в церкви. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта: за требоисправления 150 руб., от сбора хлебом 25 руб. и от земли 300 руб., а всего до 475 рублей. Священник жил в церковном доме; псаломщик — в собственном; оба дома построены на церковной земле. [1]
Приход состоял из одного села, в коем значилось 96 дворов. душ мужского пола 387, а женского пола 427 душ. [1]
В 1913 году священник села Сорогужина Николай Яхонтов награжден набедренником.

Сорогужинская церковно-приходская школа открыта в 1894-95 году; в 1897 – 1898 году насчитывалось 32 учащихся. «Учащихся в 1900–1901 году – 38. Школа смешанного типа. Помещение наемное, двухэтажное, каменное, но крыша соломенная. Одна классная комната на 2 окна с одной стороны, размером 7 х 9 аршин. Ночлежного приюта для учеников нет. Помещение признано неудобным. Учительская квартира в сельском доме, съемная. Учительница окончила Епархиальное духовное училище.
Выводы по итогам проверки 1901 года: школа нуждается в классном помещении и квартире для учителя».
В 1907 году в селе Сорогужино была открыта новая школа (духовного ведомства): 1. трехлетнее обучение; 2. здание собственное; 3. классная комната – 1; 4. комната для учительницы – 1; 5. учащихся в 1915 году: мальчиков – 37, девочек – 26; 6. по итогам проверки 1915 года существенных недостатков не обнаружено.

В советское время храм был закрыт, колокольня разрушена.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сорогужино

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы не действует.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Село Адамово

Категория: Юрьев | Добавил: Николай (07.05.2019)
Просмотров: 1441 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru