Главная
Регистрация
Вход
Четверг
20.06.2019
03:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1044]
Суздаль [341]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [352]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [77]
Юрьев [195]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [106]
Гусь [116]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [286]
Гороховец [85]
Александров [206]
Переславль [99]
Кольчугино [61]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [44]
Селиваново [25]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [41]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [65]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [28]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Никульское Юрьев-Польского района

Село Никульское

Никульское — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Небыловского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Выкрос в 12 км на северо-запад от центра поселения села Небылое и в 15 км на юго-восток от райцентра города Юрьев-Польский. «Село Никульское находится от уездного города в 13-ти верстах, от губернского города в 50-ти верстах, при пруде». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Первая половина XIX в. «с. Никульское. Николаевская церковь. Приход: c. Никульское (помещиков Мусиных-Пушкиных), с-цо Воскресенское (тех же помещиков), д. Скородумка (тех же помещиков)».
В конце XIX — начале XX века село являлось центром Никульской волости Юрьевского уезда.
Летом 1905 года отказались от платежа повинностей целиком Никульская, Городищенская и Паршинская волости.
1906 г. «В приговорах волостных и сельских сходов в Государственную думу 1 созыва крестьяне из центральных районов жалуются, что у них отрезали лучшие земли. Все более обостряется малоземелье, не хватает лугов, негде пасти скот и крестьяне вынуждены арендовать земли помещиков по высокой цене. Их нищенские наделы со всех сторон окружены и сжаты полями помещиков, часто нет ни прохода, ни прогона на черезполосные участки.
Крестьяне села Никульского, Юрьев-Польского уезда, писали: «Мы, крестьяне, когда вышли из крепостного права, тогда господин наш Мусин-Пушкин дал нам земельный надел в протяжении дальнего расстояния, а наше селение обогнул своею землею и садами, покосами и водопоями, а мы остаемся как в тисках: с южной стороны – господская земля, с северной – церковная земля. Почему в этом отношении нам, крестьянам, житьё очень трудное: 1) что нельзя выгонять скот для пастьбы во время лета; 2) нельзя проехать господскою землею на свою землю для производства работ; 3) нет возможности прогнать скот на водопой. Кроме того, окружность господской земли до того стеснительна для нашего общества, что доходит до самых крестьянских дворов, и теперь крестьяне… не имеют более свободной земли для возведения построек…»
Эта деревня, как и множество других, оказалась в полном смысле в западне у своего помещика, который использовал такое безвыходное положение крестьян, чтобы обеспечить себя бесплатной рабочей силой. Чтобы избавиться от такого бедственного положения, крестьяне центральных губерний требуют возвращения отрезанных земель; просят отчуждить и передать им земли помещика, которые окружают их поля; желательно получить в прибавку землю, которую они давно арендуют у помещика. Для уничтожения внешней черезнолосности крестьяне предлагают соединить надельную землю в одну площадь, произвести обмен и замену смежных земель и вновь их размежевать».
«Летом 1906 года крестьянские волнения в Юрьевском уезде вспыхивали одно за другим. Были зафиксированы погромы и поджоги помещичьих усадеб. К середине июля оказались разгромленными четыре имения и совершено три поджога. Всё чаще и громче на собраниях мужики высказывались за передачу земель помещиков в пользование крестьян. По просьбе напуганного юрьевского исправника фон Гроте губернатор Сазонов присылает в уезд отряд казаков.
Очередная волна противостояния началась со следующих событий. Между селом Никульское и деревней Воскресенское находилось имение помещика Балкина. Оно досталось ему в качестве приданого после женитьбы на дочери графа Соллогуба. Каждый день широколицый, с большими рыжими усами, Балкин обходил свой сад в сопровождении здоровенного бульдога. Сад забором огорожен не был. Вместо него вокруг помещик приказал вырыть канаву и густо обсадить кустами акации.
Перед полуднем никульские и воскресенские мужики, закончив косьбу на лугах вдоль речки Выкрос, собрались вместе и разговорились о своём житье-бытье, невзгодах да притязаниях со стороны Балкина, так как за малейшую провинность им приходилось платить штрафы. И вот неожиданно в барском саду раздались крики и лай собаки. Спустя минуту из акации в поле выбежал телёнок, а за ним бульдог и его хозяин. В мгновение ока собака настигла неуклюжего телёнка, сбила его с ног и стала терзать. Жалкое и истошное мычание смешалось с грозным рыком пса и насмешливыми выкриками Балкина, который всячески подстёгивал своего бульдога.
Терпение крестьян, видевших эту жуткую картину, лопнуло. Мужики, потрясая косами, хлынули к барскому саду. Вскоре сюда сбежалось всё население, от мала до велика. Перепуганный Балкин спешно уехал в Юрьев. А вернувшись с отрядом казаков, увидел своё имение разграбленным. Старосте было приказано собрать сход. Но сход не состоялся. Прискакал сюда и управляющий барыни из Гнездова. Оказалось, что и там крестьяне из Озерцов, Гнездова, Слуды и Симизина собрались громить помещичью усадьбу. Оставив трёх казаков, отряд уехал в Гнездово» (Хламов С. Два "Дня": "Седьмой" и "Юрьев". Историко-художественные очерки. Кольчугино. 2008, с. 63 - 65.).
В 1919 г. построен Народный дом в Никульском.
1923 г. – в c. Никульское Никульской волости пущена в строй электростанция мощностью 3 кВт (нефтяной двигатель), количество жителей 286, количество дворов 27.
С 1929 года село являлось центром Никульского сельсовета Юрьев-Польского района, с 1935 года — Небыловского района, с 1965 года — в составе Федоровского сельсовета Юрьев-Польского района.

Численность населения: в 1859 г. – 209 чел., в 1905 г. – 252 чел., в 2002 г. – 32 чел., в 2010 г. – 33 чел.

Приход села Никульское—Терпигорево

Каменная церковь с такой же колокольней в селе построена в 1771 году тщанием помещицы Марфы Федоровны Мусиной Пушкиной.
Престолов в церкви три: в холодной — в честь Святителя и Чудотворца Николая и в приделе теплом: в честь Знамения Пресвятой Богородицы и св. благовернаго Великого князя Александра Невского. [1]
При церкви земли: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахотной 27 десятин; плана на землю и межевой книги не имелось. Копии с метрических книг с 1793 года, а исповедных росписей с 1828 года хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году и хранилась в церкви. [1]
Причта при церкви не положено: церковью и приходом заведовал причты сел: Елец и Леднева. Означенные причты получали дохода за требоисправления до 210 p., от сбора хлебом до 30 р. и от земли 60 p., а всего в год до 300 рублей. [1]
Приход: село Никульское, сельцо Воскресенское и деревня Скородумка. Всех дворов в приходе 79, душ мужского пола 238 и женского пола 262 души. [1]

1936 г. - закрыта церковь в селе Никульском Небыловского района, здание предписано использовать под колхозный клуб, с колокольни Косьмина монастыря (с. Небылое) были сброшены колокола, которые были разбиты жителями села.
В 1935 г. вскрылась недостача имущества в церкви с. Никульское Небыловского района. Но на протяжении всего года власти не пытались использовать этот факт в своих целях (например, для расторжения договора с общиной верующих), нет данных и о том, что верующие пытались найти защиту у выше стоящих органов власти в сложившейся ситуации. Зато уже в начале 1936 г. двадцатки при церкви не было . Нельзя исключать, что члены двадцатки просто вышли из нее, когда вскрылась недостача и им было предъявлено требование компенсировать стоимость отсутствующего имущества. Началось же закрытие храма как бы не по экономическим причинам.
19 декабря 1935 г., в Николин день, перед школьниками с. Никольское (на собрании присутствовал 51 человек) выступила с докладом член ВКП(б) т. Лазарева с докладом о вреде религиозных праздников. Была поднята и проблема непосещения учащимися занятий в эти дни. Возможно, что школьникам не очень понравилась последняя тема и они поспешили перевести разговор на другую тему. Так школьники единогласно заявили, что им мешает колокольный звон, который происходит в эти дни, «этот звон разбивает уши у учащихся». В результате собрание закончилось не призывами к борьбе с прогулами среди учеников, а постановлением «просить правление колхоза ходатайствовать перед с/советом и перед вышестоящими организациями о запрещении звона на колокольне».
22 декабря на общем собрании молодежи при с. Никульском (присутствовал 121 человек) комсорг первичной организации Луковкин К.П. выступил с докладом о классовом характере религии и необходимости беспощадной борьбы с ней. В заключение он поставил вопрос о закрытии церкви. Следом со словами поддержки выступили еще несколько человек, в т.ч. и председатель сельсовета. В конце собрания вынесли постановление: «Никульская молодежь единогласно и категорически требует прекращения всякого церковного звона и закрытия церкви, имея в виду перспективы развертывания культурно-массовой работы в помещении церкви».
24 декабря состоялось расширенное заседание правления колхоза «Новый быт» (45 человек), где единогласно постановили о прекращении колокольного звона и закрытии церкви под клуб. 26-го состоялось общее собрание с. Никульского (180 человек). На нем выступил с речью т. Лазарев, заявивший, что «везде социалистические успехи, а у нас в селе незакрытая церковь (нужна только эксплуататорам)», поэтому надо поддержать школьников. Со словами одобрения выступили Лысов, Земсков, Владимиров, Т.Н. Кирилов; А.И. Герасимов поднял тему прогулов школы в праздники, а Рябов – угнетения женщин Церковью. После этого почти все единогласно проголосовали за прекращение колокольного звона и закрытие церкви; против был только один.
27 декабря 1935 г. расширенный пленум Клементьевского сельсовета (20 человек пленума и 38 актива), заслушав постановления школьников, молодежи, правления колхоза «Новый быт» и колхозников с. Никольское, постановил просить президиум райисполкома об утверждении постановления сельсовета.
Уже 1 января 1936 г. верующие пишут жалобу в облисполком, в которой протестуют против решений о закрытии церкви и снятии колоколов. Указывают, что верующих 150 человек, на собрании некоторые из них присутствовали, но «по равнодушию или страха ради молчали»; нужды в помещении также нет, т.к. в селе есть училище, клуб, читальня и «дом бывшего священника порожин» . Похоже, что жалоба верующих осталась без ответа.
9 февраля 1936 г. президиум Небыловского райисполкома, заслушав постановления пленума сельсовета от 27/12. – 35 г., школьников, молодежи и колхозников, постановил: т.к. из 500 человек 417 за закрытие церкви и передачу здания под клуб колхоза «Новый быт» и т.к. в с. Клементьево есть действующая церковь – «договор с общиной верующих на пользование церковью в с. Никульском расторгнуть, церковь эту как молитвенное здание ликвидировать, передав помещение ее сельсовету для использования под колхозный клуб».
В это же время была составлена смета по переоборудованию церкви. Она предполагала сломать колокольню и снять кресты силами колхоза и комсомола, сделать зрительный зал, сцену и мебель на 400 мест (потребуется 100 досок), ремонт штукатурки, окраску, побелку, а также разборку ограды. Все работы оценивались в 200 рублей.
В этом перечне больше всего вопросов вызывает целесообразность уничтожения ограды. Вообще в те времена это явление не было редкостью, но разбирали обычно ограды у действующих храмов. Объяснялось это своеобразным пониманием борьбы с религией, стремлением хоть чем-то навредить верующим; прикрывались обычно при этом острой нуждой в строительном материале. Здесь же это предполагалось сделать тогда, когда здание храма уже перестанет принадлежать общине верующих. О какой-либо нуждаемости в строительном материале не могло быть и речи после того, как будет разобрана колокольня.
13 марта райисполком затребовал у сельсовета дополнительные материалы по закрытию, что последний и сделал 26 числа того же месяца. Сельсовет писал: «По с. Никульскому двадцатки нет, есть церковный совет, который от уплаты за похищенные ценности категорически отказался, а также и от предъявления ремонта; … техническая годность здания церкви – вполне пригодно для клуба; что касается времени его постройки, то в церковном совете сведений никаких нет; расстояние до ближайшей действующей церкви – 0,5 км с. Клементьево». В тот же день сельсовет в присутствии церковного совета составил акт осмотра храма, который констатировал, что «крыша ржавит, стекла выбиты, заколочены местами фанерой», верующие согласны только на покраску крыши. 23 апреля райисполком выслал весь материал по закрытию храма в облисполком.
22 мая 1936 г. Ивановский облисполком постановил: «Принимая во внимание ходатайство местного населения о ликвидации церкви в с. Никульское Клементьевского сельсовета Небыловского района и о передаче ее здания под колхозный клуб, а также учитывая, что верующие имеют полную возможность удовлетворять свои религиозные потребности в церкви с. Клементьево, находящегося на расстоянии 0,5 км от с. Никульское – расторгнуть договор с религиозной общиной на пользование указанной церковью, церковь эту как молитвенное здание ликвидировать и передать Клементьевскому сельсовету для использования под колхозный клуб».
25 мая Клементьевский сельсовет информировал церковный совет о закрытии храма постановлением облисполкома. И уже 28 мая верующие пишут «верховному вождю ЦИК СССР М.И. Калинину» письмо: «Просим вас просьбы нашей не отказать, т.к. церковь нашу закрыли, а задолжности за церквой нет никаких, и просим вас дать права, чтобы открыть» . 31 мая ВЦИК затребовал у облисполкома все дело о закрытии храма, что 2 июня последний и сделал.
1 июня верующие пишут «вождю народов М.И. Калинину» более развернутое письмо, протестуя «против постановления комсомольского собрания, которое состоялось 24 декабря 1935 г., на котором присутствовали 15 комсомольцев и 15 некомсомольских школьников без группы верующих во главе с председателем колхоза … и с/с … На этом собрании часть и была из верующих, но они были запуганы и голосовали под давлением из страха исключить из колхоза. Но верующие граждане из 100 домов в количестве 140 человек желают иметь церковь, для чего содержать священника».
Вероятно, была как минимум еще одна жалоба, в которой упоминалось изъятие колоколов. Так 26 июня 1936 г. облисполком переправляет в райисполком «жалобу религиозного общества с. Никольского … по поводу изъятия из их пользования колоколов сигнальных». Облисполком пояснял: «Для сигналов колокола могут быть использованы не свыше 16 кг и лишь после соответствующего постановления облисполкома о прекращении колокольного звона в этой церкви. Потребность в этих колоколах должна быть учтена РИК”ом и возбуждено ходатайство перед облисполкомом об их отпуске. Окончательно этот вопрос должен разрешиться ВЦИК”ом».
28 июня верующие снова пишут «всероссийскому старшине М.И. Калинину» письмо, где указывают, что за церковь 150 селян и 50 человек из д. Подвязье, что нет «нужды в здании, так что есть училище, клуб и читальня», «община задолженности не имеет, налоги все уплочены» . Последнее заявление довольно странное, ибо верующие должны были уплатить стоимость похищенного имущества.
А тем временем еще 17 июня Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК составила заключение по храму: «Церковь закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 22/5. – 36 г. Здание предполагается использовать под клуб. План переоборудования и смета имеется. Переоборудование незначительное и будет выполнено в порядке общественных работ. Ближайшая действующая церковь остается в ? км. Основания закрытия: нужда в помещении, близость другого молитвенного здания, невыполнение религиозным обществом своих обязанностей (ремонт, уплата за украденные ценности). Массовая работа вокруг закрытия – ходатайствовал пленум с/совета и граждане села 417 человек из 500. Верующие в жалобах указывают, что их 140 человек. Полагаю: церковь закрыть под клуб».
20 октября 1936 г. Президиум ВЦИК утвердил закрытие храма в с. Никульском Небыловского сельсовета под клуб (О закрытии храма в с. Никульское. Автор: А.Л. Ершов).

Большая красивая церковь Святителя Николая с приделами иконы Божией Матери «Знамение» и благоверного князя Александра Невского, с каменной же колокольней, сначала была превращена в клуб, потом в склад. В 1950-х гг. была подкопана и обрушена колокольня, позднее разобрана и сама церковь. Кирпич пошел на строительство коровников и им выкладывали силосные ямы.


Часовня Александра Невского

Житель села начал строить каменную часовню на месте разрушенного храма, но трагическая смерть строителя часовни остановило начатое благое дело. Часовня Александра Невского построена в 2007 году. Спустя пять лет изображения святых на стенках часовенного столбика полностью выцвели и теперь уже никто не торопится косить траву вокруг часовни.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (22.05.2019)
Просмотров: 36 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика