Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Теньки Юрьев-Польского района

Село Теньки

Теньки — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено в 13 км на северо-запад от райцентра города Юрьев-Польский. «Теньки, на речке Селекше, находятся от Юрьева (Юрьевский уезд) в 12-ти верстах, от Владимира в 75-ти верстах». [1]

Из старинных документов видно, что Теньки в течение XVIII столетия были вотчиной Троице-Сергиевской Лавры.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Симской волости Юрьевского уезда.
С 1929 года село входило в состав Добрынского сельсовета Юрьев-Польского района.
С 1965 года — в составе Красносельского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 230 чел., в 1905 г. – 395 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.

Городище Теньки (р.ж.в., 11-13 вв.) расположено в 4 км. к северу северо-востоку от села Новое, 1 км. к северу северо-западу от с. Теньки.

Теньки, слабо выступающий пологий мыс правого берега р. Локснянка, правого притока р. Селекша. площадка овальная в плане, размерами 45х35 м., вытянута с северо-запада на юго-восток, возвышается над поймой на 5 м., защищена двумя рядами валов и рвов. Внутренний вал кольцевой, высота его 1.2-1.4 м. при ширине в основании 6-7 м. Внешний вас с напольной восточной и юго-восточной сторон имеет высоту 0.8-1.0 м. при ширине в основании 6-7 м. Следуя рельефу местности, он спускается по склону. Рвы шириной 8-10 м. имеют глубину 1.0-1.2 м. С напольной стороны в системе укреплений имеется разрыв для въезда шириной 4.5., а между внутренним рвом и внешним валом – площадка серповидной формы. На дне внутреннего рва обнаружены следы каменной обкладки склона. Площадка нарушена старыми ямами, западный и северо-западный склоны мыса разрушаются осыпями.
Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской культуры, гончарная друвнерусская с линейным и волнистым орнаментом, железный нож.

- Курганный могильник (11-13 вв.) расположен близ д., урочище Шемякино. Исследованы (П.С. Савельев, 1853 г.) 7 курганов, содержавших остатки трупоположений с западной ориентировкой. Среди находок – серебряные и бронзовые проволочные височные кольца, стеклянные бусы, остатки головных венчиков. [2]
См. Археологические памятники Юрьев-Польского района.

Приход села Теньки

Теньки в течение ХVIII в. были вотчиной Троице-Сергиевской Лавры; но кто и когда пожертвовал Лавре Теньки, за неимением данных, остается неизвестным. [1]
О времени первоначального основания в селе церкви ничего неизвестно; но с достоверностью можно предполагать, что церковь существовала здесь еще в XVII в., потому что в 1710 г. усердием прихожан в селе была построена новая деревянная церковь,— очевидно, вместо прежней обветшавшей церкви. Церковь, построенная в 1710 г., стояла в селе до 1842 г. [1]
В 1842 г. прихожане своими средствами построили каменную церковь, с колокольней и оградой.
В ней было два престола: холодный - в честь Святой Живоначальной Троицы и теплый придельный - во имя препод. Сергия Радонежского Чудотворца.
В церкви хранились от XVIII в. две письменные квитанции, доказывающие, что Теньки тогда являлись вотчиной Троице-Сергиевской Лавры:
«1) квитанция, выданная из Троице-Сергиевской Лавры 1722 года в получении денег подушных с крестьян села Теньков с 89 душ мужского пола — 33 руб. 82 коп.;
2) квитанция, данная 1742 года из той же Лавры в получении рекрут».
Причта положено: священник и псаломщик. На свое содержание причт получал: процентов с церковного капитала 190 руб. 28 коп., от земли 150 руб., за требоисправления 100 руб. и от сбора хлебом 12 руб., а всего в год около 500 рублей 28 копеек. [1]
Приход состоял из одного села, в коем числилось 55 дворов, душ мужского пола 184, а женского пола 231 душа. [1]
В селе существовала школа грамоты и помещалась в доме диакона-псаломщика. [1]

Протоиерей, Александр Валерианович Архангельский

Родился А.В. в 1838 году от бедного и многосемейного сельского причетника, а потому с первых дней своей жизни познакомился с нуждой, бедностью, холодом и голодом. Особенно сурова жизнь его была в школе — как в Суздальском училище — в бурсе, так и в семинарии. Поистине горек был корень учения, и энергию школьника единственно поддерживала мать природа и хорошие успехи в науках. Так или иначе школьник вышел победителем из трудных обстоятельств, после чего можно было несколько и отдохнуть молодому человеку, поступив куда-либо во священника. Но не тут-то было; у окончившего была сестра сирота, которую нужно было устроить, и вот будущий иерей определяется причетником, чтобы современен уступить свое место сестре, что на самом деле и сбылось. Сваливши с своих плеч заботу о сестре, можно было подумать и об устройстве собственного очага; но снова нет ему удачи. Свободных иерейских мест не было, а неотложная нужда предъявляла свои требования. При таких условиях А.В. поступает на должность письмоводителя у одного из судебных следователей. Тяжело было молодому человеку из духовной среды попасть в светский круг. Но к счастью Александра Валериановича следователь попался в высшей степени человек религиозно-нравственный и тем поддерживал в молодом человеке, так сказать, духовную закваску о чем А.В. всегда вспоминал с глубокой благодарностью. На этом месте он оставался недолго.
В 1861 г. был определен священником в Юрьевский уезд, в село Теньки, где о. Александр и проходил до конца своей жизни, целых сорок два года, свое священническое служение, трудясь для себя, для прихожан и для духовенства 2-го округа.
Поступив в село Теньки священником, молодой иерей прежде всего обратил свое внимание на косность и невежество своих пасомых вследствие безграмотности, а потому с первого же года своего служения с разрешения Начальства занялся обучением церковной грамоте подрастающего поколения, которое и вел в своем доме, за каковое обучение в 1868 г. и награжден набедренником; в 1874 году за тоже преподано благословение Св. Синода, а в 1877 году награжден скуфьей.
Помимо обучения грамоте крестьянских детей о. Александр в тоже время по избранию духовенства с 1868 до 1871 года нес обязанность по училищным съездам. С 1871 года по 1878 г. был избираем духовенством ведомственным депутатом, а также от землевладельцев Юрьевского уезда избран был и нес должность гласного Юрьевского Уездного Земства.
В 1878 г. по выбору духовенства утвержден в должности Благочинного, которую проходил 22 года до 8 февраля 1901 года.
С 1894 г. своим старанием устроил, в отдельном здании, церковно-приходскую школу, в которой до конца жизни состоял заведующим и законоучителем.
В 1880 и 1886 годах по обозрении церквей, Высокопреосвященнейшим Феогностом, за ревностное служение, краткие поучения, библиотеку, порядок в церкви, исправность по документам и за старание о благолепии храма, ему преподано было благословение Божие и изъявлена благодарность. В 1881 г. за отличное прохождение возложенных должностей награжден камилавкой. В 1888 году наперсным крестом, выдаваемым от Св. Синода. 1891 года сопричислен к ордену Св. Анны 3 степени за двенадцатилетнее прохождение должности Благочинного.
В 1898 году возведен в сан протоиерея.
В 1898 году Св. Синодом награжден Библией за обучение приходских детей грамоте в школе.
Так разнообразна официальная жизнь и деятельность о. протоиерея; но не менее разнообразна и содержательна и частная семейная его жизнь, которую пишущий сии строки видел и знал в течение 35 лет.
При самом поступлении на место у Александра Валериановича оказалось на руках целое семейство, состоящее из братьев и сестер его жены, пропитывая которых, в тоже время он должен был мальчиков возить в училища и семинарию, а девочек устраивать в замужество. Покончив с этими родственниками, о. Александр приютил снова круглых сирот — тоже родственников целых пять малолетних человек, четверых мальчиков и одну девочку; к ним прибавилось четверо своих детей — и вот снова пошло определение их в училища и семинарию, а затем пятерых, из мужского пола в высшие учебные заведения, дочь на высшие женские курсы. И все эти сборы и траты без всякого ропота, а напротив с примерным благодушием и терпением, как будто-бы иначе нельзя быть. Отказывая себе иногда в самом необходимом, о. Александр и виду никогда не подавал сиротам, что ему не под силу тяжело и что он тяготится их содержанием и воспитанием, так что сироты до самого совершенного возраста даже и не подозревали, что воспитателю очень тяжело и чересчур живется трудно. Чтобы добыть средства к содержанию детей и взятых сирот, он каждогодно по несколько раз обращался к соседним священникам за одолжением под свое жалованье, или же выпрашивал у крестьян вперед денег под аренду земли и покоса. Так перебивался о. протоиерей из года в год. Но все эти невзгоды забывались летом, когда в дом о. Александра собирались его питомцы и некоторые товарищи их, которым о. протоиерей никогда не отказывал в хлебосольстве, утешаясь единственно тем, что в его доме собирается учащаяся молодежь, суждения которой, речи, а иногда и спор о том или другом предмете очень любил и сам о. протоиерей слушать, а иногда и от себя вставлял в речь свое опытное или вычитанное из книг суждение или взгляд, не обижаясь никогда, если молодежь не соглашалась с его взглядами и оспаривала его доводы, как уже вышедшие из жизни и устаревшие. И действительно собиралось в дом о. протоиерея от 8—10 человек студентов из высших учебных заведений. Любо было послушать речи молодых пылких голов; не заметишь бывало, как пройдет время часа 4 или 5 в хороших и воодушевленных речах.
Будучи хорошим семьянином и добрым родственником, о. протоиерей искренно был предан Св. Церкви; службу Божию всегда совершал уставно, как строгий знаток церковного устава, истово, не спеша. Любя служить в своем храме, о. Александр почти каждогодно, а иногда и не один раз в год, любил посещать Св. Обители и места, ознаменованные особенным осенением благодати Божией или же подвигами Св. Божиих Угодников. Так им посещены: Троице-Сергиева Лавра, Москва с ее святынями, Новый Иерусалим, Ярославль, Кострома, посетил он также Киево-Печерскую Лавру, Чернигов и в последний год жизни в августе месяце вторично посетил Саров и поклонился ново-прославленному Угоднику Божию Преподобному о. Серафиму.
Устроив сирот и детей, о. протоиерей мог бы отдохнуть на склоне жизни; но понесенные труды и особенно чрезмерные заботы надломили его крепкое, по-видимому, здоровье. Рак желудка свел в могилу о. протоиерея. 1-го октября о. протоиерей отслужил последнюю свою службу и затем слег в постель, с которой и не суждено было ему встать.
Скончался о. протоиерей 24-го ноября 1903 года с истинным христианским смирением и уверенностью в милосердии Господа; перед кончиной был неоднократно соборован и многократно приобщен Св. Таинств.
Вынос тела о. протоиерея, отпевание и погребение происходило 27 ноября при таком стечении народа, что теплый приходский храм не мог вместить всех молящихся, так что на время отпевания гроб с телом перенесен был в холодный Троицкий храм. Духовенство 2-го округа в числе 16 священников, двух диаконов и нескольких псаломщиков, во главе с местным о. Благочинным Юрьевской градской Покровской церкви священником Василием Святухиным, на руках вынесло гроб с телом почившего в местную церковь. За литургией вместо причастного стиха священник села Некоморны А. Корольков сказал назидательное слово. Затем, пишущий сии строки, по заамвонной молитве, произнес поучение, в котором кратко и ясно указал на благоговейное, уставное и неопустительное совершение усопшим каждого богослужения, на его заслуги по обучению грамоте приходских детей, на его старание о благолепии своего приходского храма и на заботы об устройстве самого прихода самостоятельным, что без участия о. протоиерея могло быть трудноисполнимым по малочисленности и бедности прихожан (всего 200 душ). Пред отпеванием, священник села Григорева Константин Тихомиров сказал речь, в которой обрисовал личность усопшего о. протоиерея, как человека всегда общительного, доброжелательного, милостивца ко всем нуждающимся, несмотря на собственную скудость и недостаточные средства.
По шестой песни канона законоучитель Московской мужской Шелапутинской гимназии священник Иоанн Успенский в прекрасной живой речи очертил всю жизнь, труды и деятельность о. протоиерея. Эта речь, изложенная изящно живым литературным языком, произнесенная с умелой дикцией, вызвала слезы у всех богомольцев.
После отпевания и последнего целования гроб с останками о. протоиерея обнесен был вокруг Троицкого храма и опущен в могилу в ограде против главного алтаря храма.
Священник Петр Сергиевский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 1904 г.).

Определен в священники окончивший курс семинарии Сергей Покровский, 5 апреля 1904 г., в село Теньки, юрьевского уезда.
Свящ. с. Теньков, Юрьев, у. о. Покровский 29 октября 1916 г. перемещен в пог. Талицы, Шуйск. у.

Каменная церковь Святой Троицы в с. Теньки полностью уничтожена.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Село Новое
Город Юрьев-Польский.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (07.05.2017)
Просмотров: 2113 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru