Ратислово — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено в 24 км на юг от райцентра города Юрьев-Польский. «Ратислово находится от уездного города в 25-ти верстах и от губернского города, в 50-ти верстах, при пруде». [1]
По народной легенде название села произошло от имени князя Растислава, который перед одним из сражений обратился к своей рати со словами, в которых звучал призыв к подвигу, то есть предание связывает название населенного пункта с терминами «рать « и «слово».
В 1817 г. впервые упоминается о таких занятиях, как садоводство и огородничество. Причиной этой новой формы земледелия стало появление экзотической огородной культуры – цикория. Садоводством юрьевпольчане занимались не повсеместно, а преимущественно в сёлах: Сима, Петровское, Турабьево и Ратислово. В них находились лучшие сады и оранжереи. В садах росли яблони, вишни, терновник, малина и крыжовник, а в оранжереях выращивали даже ананасы.
В Юрьевском уезде находились 4 конных завода: … «3) графини Апраксиной при с. Ратислове: в нем находится 2 жеребца и 10 кобыл рысистой Орловской породы; приплоду в 1849 г. было 10 жеребят и 14 кобыл…».
9 августа 1879 г. в селе Ратиславе прошла выставка сельских произведений и промышленности – по случаю празднования 25-ти-летия деятельности Юрьевского общества сельского хозяйства.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Семьинской волости Юрьевского уезда.
Калининская волость, центр — с. Ратислово, образована в 1918 году под названием Ново-Бусинской волости из части ликвидированной Спасской волости, в 1922 году переименована в Калининскую. В этом году к ней присоединена Ново-Новосельская волость. В 1924 году сюда были переданы селения Авдотьино и Карандышево Владимирского уезда, В 1925 году при перечислении волости в Иваново-Вознесенскую губернию из нее в Черкутинскую волость Владимирского уезда отошли селения: Бараши, Венки, Крутово, Наумиха, Негодяиха и Прокашиха. В составе волости был 21 сельсовет: Авдотьинский, Бусинский, Вескинский, Вошинский, Захаровский, Карандышевский, Лазаревский, Межниковский, Новобусинский, Ногосековский, Озерецкий, Осиповский, Пискутинский, Ратисловский, Семьинский, Симизинский, Снегиревский, Спасский, Терешковский, Тюрюкинский, Щадринский. В 1929 году волость была ликвидирована, вошла в Юрьев-Польский район Александровского округа.
С 1929 года село входило в состав Спасского сельсовета Юрьев-Польского района, с 1935 года — Небыловского района.
1945 г. «Артель имени Калинина, Калининского сельсовета, председатель тов. А.И. Муратов,— сев проведен в течение 12 рабочих дней. Сверх плана засеяно 9 гектаров».
1945 г. «Артель «Безбожник», Калининского сельсовета, председатель тов. Красавин Д.В. — засеяно 26 гектаров при плане 25 га.»
1945 г. «Артель «Новый путь», Калининского сельсовета, председатель тов. Филиппов П.А. — план посева ранних зерновых выполнен».
«ТРУДОВОЙ САЛЮТ ПОБЕДИТЕЛЯМ Успехи Красной Армии вдохновляют колхозников на беззаветный труд на полях. Колхозники артели имени Калинина с. Ратислово, Калининского сельсовета, в этом году добились ликвидации отставания своего колхоза в важнейшем мероприятии — в проведении сева. До сих пор весенний сев обычно проводился с большим запозданием. Нынешней весной на поля выехали пахари Р.И. Полякова, А.А. Тарасов и другие; они ежедневно перевыполняют нормы выработки. И.Т. Турунова выходила безнадежно больную лошадь и работает на ней с перевыполнением нормы. Бороновальщица Жукова и севцы К.Я. Тарасова и А.Ф. Турунова вырабатывают каждый день по гектару сверх норм. Большую помощь оказывает колхозу тракторная бригада т. Ляпина. Трактористка М. Полякова целыми днями не сходит с машины. Умело руководят колхозниками председатель артели т. Муратов и молодой бригадир полеводческой бригады Е. Полякова. Отмечая историческую победу Красной Армии, добившейся полной победы над врагом, колхозники артели имени Калинина подписались на Заём на 19.000 рублей. План сева зерно-бобовых культур перевыполнен. Производится посадка раннего картофеля. П. Балахнин» («Сталинский путь», 12 мая 1945).
С 1965 года — в составе Авдотьинского сельсовета Юрьев-Польского района.
Численность населения: в 1859 г. – 284 чел., в 1905 г. – 249 чел., в 2002 г. – 158 чел., в 2010 г. – 82 чел.
В селе Ратислово родился участник Великой Отечественной войны БОБКОВ НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ (1915). 1 февраля 1945 года Николай Ефимович погиб в бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03.1945 г. Бобкову Н.Е. присвоено звание Героя Советского Союза.
В селе расположены:
- Ратисловская Основная Общеобразовательная Школа действует с 18 ноября 1994 г. Директор - Борисов Роман Владимирович. Организация ликвидирована 10 мая 2011 г. Правопреемник - МБОУ "Семьинская ООШ".
- ГКСОУ ВО "Ратисловская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат" действует с 17 сентября 1996 г. Директор - Тюшева Галина Геннадьевна. Село Ратислово, д. 87.
Ратиславский приход
В течение ХVIII столетия в селе существовала деревянная церковь.
В 1802 г. усилиями помещика с. Ратислово Юрьевского уезда Андрея Алексеевича Кузьмина-Короваева в его усадьбе была построена каменная двухэтажная церковь с престолами: в верхнем этаже — в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и в нижнем этаже — в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь именовалась Казанской. Строитель храма - Андрей Алексеевич Кузьмин-Караваев.
Первая половина XIX в. «с. Ратислово. Казанская церковь. Приход: c. Ратислово (помещиков Апраксиных), д. Новосеково (тех же помещиков), д. Башкирдово (тех же помещиков, д. Кривцово (тех же помещиков), д. Нефедовка (тех же помещиков), д. Климатино (тех же помещиков)».
Настоятель Покровской церкви гор. Юрьева-Польского священник Иаков Альбицкий 6 сентября 1884 г. умер и на его место 13 сентября перемещен настоятель-священник села Ратислова, того же уезда, Иоанн Доброхотов.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедные росписи с 1820 года. Опись церковного имущества составлена в 1841 году и хранилась в церкви. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 десятина, сенокосной 4 десятины, пахотной 26 десятин и под мелким лесом 2 десятины. [1]
Причта положено: священник и псаломщик. На содержание свое причт получал: 126 руб. от земли, 54 руб. от сбора хлебом и за требоисправления до 230 руб., а всего в год до 410 рублей. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1]
Приход составляли: село Ратислово и деревни: Кмематино, Новосеково, Нефедовка, Кривцово и Михаляево; Расстоянием от церкви деревни от 3 до 4 верст. [1]
Дворов в приходе 166; душ мужского пола 466 и женского пола 486 душ. [1]
Ратисловская церковно-приходская школа, Семьинской волости, в с. Ратислове. Основано священником И. Доброхотовым в 1883 г. Ближайшее училище - Спасское в 6 вер. В 1884 г. «Помещение каменное, свящ. Доброхотова; по свету и теплоте весьма удобное; классных комнат одна — длиной 8, шириной 7, вышиной 4 арш. Учебных пособий достаточно — на 12 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель священник Иоанн Доброхотов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1869 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечителя нет. Поступило при открытии 9 м. и 5 д., которые и состояли к 1-му января 1884 г. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 9 до 14 л. Учащиеся все из с. Ратислова. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 д., крест. 9 м. и 4 д. Посещали классы неисправно 4 уч. Прием в декабре. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час.; на дома уроков не дается. Отделений 2. Уроков в день: по Закону Божию 1, по Русскому языку 2, по арифметике 1. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Ратисловская школа грамоты открыта в 1898 году. В 1897 – 1898 году насчитывалось 25 учащихся. В 1901 году окончена постройка нового здания для церковно-приходской школы.
Церковь была закрыта. « Стали сбрасывать колокола и кресты. Нашу Спасскую церковь несколько раз объявляли закрытой, но богомольным старушкам удалось отстоять. А в Авдотьине и в Ратислове закрыли. Нас, пионеров Карандышевской школы, водили в Ратислово поглядеть, как будут сбрасывать колокола и кресты. Безбожники имели в виду дать нам урок бесстрашия. Вот, мол, какие мы, ничуть не боимся бога. Значит, его нет. А если бы он был, то непременно заступился бы за верующих и наказал нас. А он и пальцем не пошевелил.
Но бог их наказал. В ту минуту, когда сбрасывали многопудовый колокол, никто не упал с колокольни, ни с купола, и когда сбрасывали да так и не смогли сбросить крест: очень прочно был закреплен. Наказанием им стали молчаливые плачущие старушки и другой деревенский люд, окруживший церковь. Старушки всхлипывали, утирали слезы и шептали молитвы. К ним подходил долговязый активист из бедняков Антошка, называвший себя ярым коммунистом. Мне показалось, что он дрогнул. Обычно горластый, в этот раз говорил тихо:
— Поймите, старухи, леригия — пиум для народа.
В переводе с Антошкиного «научного» это означало: «религия — опиум для народа».
Старушки отмахивались от него, как от сатаны, и пуще ревели. Активисток-заступниц переписали. Потом двух увезли в Юрьев. Одну, немощную совсем, отпустили, а другой предъявили обвинение па 58-й статье: пропаганда религиозных взглядов. Больше в селе не видели. А отпущенная бабуля в дальней дороге простудилась и умерла от воспаления легких. Отпевала ее попадья, так как священник был арестован.
Обезглавленную церковь, лишенную колокола, выделявшегося среди других густотой звука, превратили поначалу в КПЗ (камеру предварительного заключения), куда сажали самогонщиков, конокрадов и местных хулиганов. Потом она стала складом горюче-смазочных материалов. Как ни глумились, окончательно сокрушить не смогли. Разрушение завершило время и дождь. Вода проникала через проломы в крыше, образовавшиеся при снятии креста. Их никто не заделал. Над куполом зазеленели березки и ивы.
Бесовский спектакль, показанный детям, имел результат, противоположный задуманному. Столько лет прошло, а я вижу жалких старушек у церкви, сравниваю их с упитанными, хорошо одетыми, в меховых шапках, стоящими под красными флагами у музея Ленина.
Что защищали те далекие старушки? Веру свою. Ведь каждую из них крестили в той церкви, которую жестокие люди пришли порушить. Они в этом храме венчались. Крестили своих детей. Здесь отпевали их близких. И теперь они с ужасом думали о своем конце. Где их отпевать будут? Кто попросит бога сотворить им вечную память, если всех священников трясут, многих арестовали? Тогда еще не ввели обычай хоронить с музыкой. Да тем старушкам страшно было и подумать об этом. Вот они и шли к церкви и защищали ее от поругания тихими слезами. Это их единственное оружие. Сердце сжимается, как вспомню эту картину.
Ленина в ту пору уже не было в живых. Но верные ленинцы исполняли его кровавый завет: побольше расстрелять реакционного духовенства. А ведь мы полагали, что это Сталин учинил погром православных храмов, истребление священников — Ленин, мол, не допустил бы такого надругательства» (Рачков П.А. Я МНОГО ПОМНЮ… Записки ровесника Страны Советов. — Владимир: Золотые Ворота, 1995. — 72 с.).
В здании открыт молокозавод, а когда его закрыли в начале 1960-х годов, то здание бывшей церкви во имя Казанской иконы Божией Матери разрушили. Часть кирпича пошла на клуб в соседнем селе, часть - на укрепление дороги. Захоронения владельцев усадьбы при ней утрачены в 1960-е гг.
Церковь Казанской Божией Матери, 1802. Снимок 1920-х годов
Интерьер усадебной церкви, 1802. Снимок 1920-х годов
В 2006 году началось строительство нового деревянного храма Казанской иконы Божией Матери. Старый храм располагался ближе к центральной части Ратислова, но возвести новый храм на прежнем месте не удалось: там теперь домовладения, огороды. Поэтому инициаторы приняли решение строить церковь на восточной окраине села, на открытом месте.
Освящение фундамента состоялось в 2006 году. Поднялись стены, затем кровля, установлены купола, приобретены и освящены колокола, создано внутреннее убранство. Постоянно курировали стройку священники церкви расположенного неподалеку села Фетинина Собинского района: с самого начала отец Георгий Капусткин, затем - отец Михаил Алексеев. Уже в эти годы здесь служили молебны, успешно заработала воскресная школа, даже отмеченная за успехи грамотой благочинного.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Для освящения и первой литургии в небольшой деревянный Свято-Казанский храм села Ратислово 14 июля 2012 года прибыл сам архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Во время церемонии архиепископ Евлогий вручил награды Владимирской епархии - медали святого благоверного князя Андрея Боголюбского - наиболее активным инициаторам возрождения храма Вере Корнишиной и селянкам-москвичкам Татьяне Прохоровой и Светлане Тонких. А в дар приходу преподнес великолепную икону Богородицы.
Усадьба Караваевых (Апраксина)
Усадьбный двухэтажный дом с шикарными росписями стен и потолков был построен в конце 1780-х – начале 1800-х гг. по заказу владимирского помещика Андрея Алексеевича Кузьмина-Караваева, женатого на А.И. Богдановой.
Андрей Алексеевич Кузьмин-Караваев служил в драгунских полках Азовском, потом Ладожском и Смоленском. В 1781 г. вышел в отставку в чине секунд-майора. В Покровском уезде Владимирской губернии у него было более 1000 крепостных крестьян. В 1782-1787 гг. дворянство Покровского уезда Владимирской губернии избирало его своим предводителем. Владимирское дворянство избирало его своим губернским предводителем. В 1799 г. Андрей Алексеевич подал рапорт владимирскому губернатору П.С. Руничу об установлении жалованья Губернскими и уездным предводителям дворянства. Средства для этого предлагал получить от дворянских сборов. Предложение не было принято. В 1806 г. Андрей Алексеевич был избран юрьевским уездным начальником милиции (милиция - ополчение, сформированное в конце 1806 г. после неудач в войне с Наполеоном и через год распущенное).
Затем усадьба принадлежала их дочери Е.А. Кузьминой-Караваевой (1789–1870), вышедшей замуж за владимирского губернатора графа П.И. Апраксина (1784–1852). После ¬перешла их сыну губернскому предводителю дворянства действительному статскому советнику графу Н.П. Апраксину (1816–1902).
В конце ХIХ в. усадьбой владел полковник А.А. Генни, при котором в усадьбе было устроено садовое и огородное хозяйство.
Общий вид дворца. Снимок 1920-х годов
Центральный двухэтажный объем и симметричные одноэтажные Г-образные боковые флигели соединялись между собой полукруглыми стенами-переходами, охватывая огромное пространство открытого полукруглого партера. Размеры и пропорции зданий, как и их нарядный ордерный декор, позволяют предполагать в создателе здания видного столичного зодчего. Особенно впечатляла внутренняя отделка дворца. Здесь анфиладу парадных помещений украшала уникальная стенопись начала XIX века, сочетавшая декоративные пейзажные росписи с элементами архитектурного декора. [2]
Интерьер двухсветного зала с хорами. Роспись стен рубежа XVIII-ХIХ веков. Снимок 1920-х годов
Зал с пейзажными росписями. Снимок 1920-х годов
Интерьер круглого зала с боскетной росписью стен и потолков рубежа ХVIII-ХIХ вв. Снимок 1920-х годов
В архитектурно-художественной организации внутреннего пространства усадебного дома ведущую роль играл симметрично-осевой принцип. В центре здания, на пересечении двух композиционных осей располагались два главных помещения дома: круглое в плане помещение – боскетная и прямоугольное в плане помещение – большая гостиная, связанные между собой открытым проемом с колоннами коринфского ордера. Парадный двор, большая гостиная, боскетная и регулярная часть парка образуют главную анфиладную перспективу. Остальные помещения дома, расположенные в перпендикулярном направлении, составляли вторую анфиладу. Таким образом, в архитектурно-художественном решении усадебного дома с предельной ясностью был воплощен важнейший принцип классицистической архитектуры – принцип симметрии. Все парадные помещения усадебного дома в Ратислове были богато декорированы стукковой лепниной и пейзажными росписями. Пейзажная роспись с ее роскошной, южной флорой покрывала сплошь все стены боскетной, заходя даже в нишу, в которой была печь и в дверные и оконные проемы. Над лепным карнизом на потолке была изображена стоящая на карнизе ограда, за которой также виднелись деревья или кустарники. Далее вся поверхность потолка образовывала небесный простор с летающими птичками.
В малой гостиной росписи с пейзажами были представлены как виды из лоджий и дверей. Лоджии и двери имитировались парными колоннами с антаблементом. В росписи на продольных стенах внизу была изображена балюстрада, а у боковых обрамлений – перспектива стенного проема.
Левое крыло дворца с галереей и флигелем исчезло к началу XX века, а галерея правого крыла — в послевоенный период. [2]
« Спасскую волость закрыли. Волостным селом стало Ратислово, а волость Калининской, хотя М.И. Калинин никогда в наших краях не был. Но прежде чем в Ратислово переехали сотрудники, отремонтировали барский дом: надо было починить крышу, полы, сделать перегородки. В бригаду плотников вошел мой отец, знающий толк в этом деле. Уходил он в Ратислово до свету, а возвращался затемно. Однажды, работая с напарником на чердаке, папаня мой среди всякого чердачного хлама разглядел донельзя изломанного крупного игрушечного коня. Завернул его в фартук и принес домой. — Погляди, Павлик, какого я тебе коня принес,— сказал папаня улыбчиво, развертывая фартук. Вид у коня был жалкий. У него не хватало трех ног, голова болталась на одном чахлом ремешке, глазницы пустые, спина и бока ободраны, нет ни хвоста, ни гривы. Вместо шлеи и уздечки болтались обтрепанные ремешки черной клеенки. Видно, валялся он на чердаке много лет и уцелел потому, что ни на что уж больше не годился. — Зачем ты принес такую рухлядь? — спросила мама. — Я думала, ты там дельное что нашел, а он вон чего выглядел. И не лень тащить это за пять верст? — Ничего ты не понимаешь, — продолжал улыбаться отец. — На этом коне маленькие барчуки гарцевали по паркету. Погляди, как красиво он выбрасывает копыто! — показал па единственную уцелевшую ногу» (Рачков П.А. Я много помню... Записки ровесника Страны Советов. — Владимир: Золотые Ворота, 1995. — 72 с.).
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 ансамбль усадьбы Апраксина (главный дом, нач. XVIII в.; хозяйственный флигель, нач. XVIII в.; парк, нач. XVIII в.) объявлен памятником градостроительства и архитектуры федерального значения. Это, впрочем, оказалось пустой формальностью: в течение последних десятилетий живопись в интерьерах не реставрировалась и полностью погибла, а случайные ремонты здания, занятого школой, исказили его внешние архитектурные формы. [2]
В доме Апраксиных был открыт Ратисловский детский дом. «Четверо детей старшего лейтенанта Н.Е. Бобкова осиротели. Их отец т. Бобков — бывший заведующий организационно-инструкторским отделом Небыловского райкома партии погиб в боях с немцами при выполнении важного задания. Отважному командиру было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре от болезни померла и мать их. Сирот поместили в Ратисловский детский дом, в один из тех, которое создало советское государство для детей, пострадавших от войны. Дети постарше быстро освоились в новой семье. Детдом сделал всё, чтобы облегчить горе малышей. Самый младший — Гена — находится в детдоме под присмотром доброй старушки П.И. Кузьминой, - в годы эвакуации попавшей в эти места вместе с внучкой. Из разных городов съехались жители этого большого дома. Боря Емельянов привезён ещё в пелёнках. Теперь он хорошо говорит и играет вместе со всеми. Конец войны встречен населением детдома с особой радостью. Её объясняют многочисленные письма, извещающие ребят о том, что у некоторых из них живы и нашлись папы или мамы. Девять таких счастливчиков уже уехали домой. Вот получено письмо от валиной мамы. Как она стосковалась по дочке! Варвары-немцы разлучили Валю Белову с мамой. Теперь мама снова в Ленинграде. Красная Армия навсегда освободила их родной город от фашистов» («Сталинский путь», 14 мая 1945). В доме Апраксиных размещается вспомогательная школа-интернат VIII вида. ГКСОУ ВО "Ратисловская Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат" действует с 17 сентября 1996 г. Директор - Тюшева Галина Геннадьевна. Село Ратислово, д. 87. Во флигеле усадебного дома размещается магазин. Перед флигелем установлен обелиск уроженцам и жителям с. Ратислово и д. Новая, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Усадебный парк сохранил четкую планировку аллей, интересна водная система из 8 прудов в парке - все пруды взаимосвязаны между собой. Парк с прудами расположен в центре села и местное население ловит в них рыбу.
«...Утром вновь дорога. Моросивший дождь сменила жара, над головой появились голубые клинышки неба. Сначала наш путь лежит в еще одно село, описанное Солоухиным во «Владимирских проселках», - Ратислово, где его больше всего поразили каскады прудов общей площадью в 4 гектара. Но состояние прудов тоже взволновало Владимира Алексеевича, так как из-за того, что их не чистили, они медленно умирали. «Ряска, - пишет он, - лежала таким толстым слоем, что брошенный камень не оставлял следа. От берегов на раздолье пруда наступал камыш. Можно было предположить, что стройное зеленое войско его вскоре оккупирует всю территорию пруда, соединившись с теми собратьями, что наступают со стороны острова, поднявшегося над зеленью ряски, подобно могучему зеленому взрыву». Недалеко отсюда, в месте впадения в Колокшу Черной речки, Владимир Алексеевич ловил рыбу с местным уроженцем Героем Советского Союза Косицыным, тогда кандидатом юридических наук, преподавателем одного из московских военных учебных заведений. А от Ратислова до родного села В.А. Солоухина - Алепина - рукой подать, напрямки и десяти километров не будет. Но так как эта местность изрезана глубокими оврагами, с крутыми поворотами дорога получается втрое длиннее. Богатые когда-то рыбой ратисловские пруды, липы старого парка, усадьба остались позади, а на пути все чаще стали попадаться указатели со словами: «Алепино. К русскому писателю Солоухину» («Владимирские Ведомости» 22.09.2011. Солоухинскими проселками).
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с. 2. Архитектура и ландшафты России. Черная книга. Утраты. М., 2003. Под ред. А.И. Комеча.