Вахромеевская средняя школа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вахромеевская средняя общеобразовательная школа находится в поселке им. Горького, Камешковского района.
На погосте Староникольском существовала «церковно-приходская школа, а в дер. Вахромеве - школа грамотности» (Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898.). Староникольская церковно-приходская школа открыта в 1888 г.
В 1915 г. утверждена в должности попечительницы церковно-приходской школы на погосте Староникольском - жена купеческого сына Анна Михайловна Кочеткова. «Об избрании Попечителей в Березовское и Вахрамеевское Училища. Уездная Земская Управа имеет честь довести до сведения Земского Собрания, что Попечителями Березовского и Вахрамеевского училища изъявили быть: первого Иван Иванович Каретников и второго - Анна Михайловна Кочеткова, которых Управа и просит избрать Попечителями» (Доклады Ковровской Уездной Земской Управы по народному образованию на 1916 год).
Анна Михайловна и Николай Иванович Кочетковы. Фотография из архива А.Н. Кочеткова (сайт anru.t-n-v.com). Николай Иванович Кочетков, сын Ивана Анисимовича и внук Анисима Мартыновича Кочетковых, по образованию был техник-путеец. Умер в 1920 г.
Вахрамеевская школа грамоты. 1897 г. «Расположена в доме учителя. Количество учащихся - 10 мальч. Плата в зиму за учение - 36 р. Учитель - крестьянин, имеет домашнее образование (свидетельства не имеет). Всего расходуется на жалованье и помещение - 5 руб. Обучение ведется по звуковому методу. В церковно-приходскую школу за руководством и книгами не обращается» (Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. 1900).
В 1916 году в деревне Вахромеево была открыта Вахромеевская школа: два класса в доме фабриканта Кочеткова А.М. В школе работали два учителя Воронова Зинаида Михайловна и Балаева Надежда Ивановна.
Балаева Надежда Ивановна Фотографии и документы Балаевой Н.И. сохранила и передала в музей Балухто Валентина Павловна. Балаева Н.И. родилась в 1898 году 3-го октября в селе Макаровке Привислинского края в Польше. Ее отец, Шевель Иван, был учителем, заведовал школой № 43 при станции Дмитриев. Мать, Варвара Ивановна, была домашней хозяйкой. В 1908 году Надежда поступила в Седлецкую женскую гимназию и окончила ее в 1915 году. В 1916 году она окончила 8-ой педагогический класс Владимирской земской гимназии, готовивший учительские кадры для народных школ, и приступила к работе в Вахромеевской школе, практически, с ее основания, с 1 октября 1916 года. Надежда Ивановна вышла замуж за Балаева Василия Ивановича, уроженца деревни Вахромеево, который работал экономистом на фабрике. Позже, в семье Балаевых родилось 2 сына Юрий и Всеволод. В деревне Вахромеево школа находилась до 1923 года. В 1923 г. из деревни Балмышево было перевезено здание, в котором когда-то жил фабрикант Кочетков. Здание начальной школы разместили недалеко от фабрики. Занятия проходили в одну смену, и учеников было мало, так как одновременно с этой школой работала и Старо-Никольская церковно-приходская школа.
Вахромеевская начальная школа В 1924 г. директором школы был назначен Найок Владимир Францевич. Найок Владимир Францевич В 1929 году из деревни Балмышево было перевезено здание, в котором когда-то жил фабрикант Ремезов, где приступили к занятиям учащиеся 5-8 классов. [5] Вахромеевская школа для 5-8-х классов. История начальной школы, написанная Жадовской Ю.Н., одной из первых учительниц школы, хранится в краеведческом музее поселка. «Из истории Вахромеевской школы. Все это было так давно… Первое школьное здание, в котором сейчас учатся младшие школьники, было построено в конце 1923 года. И теперь трудно себе представить, как выглядела тогда новая школа. Ведь прошло уже больше сорока лет, а за это время все изменилось до неузнаваемости. Школа была построена на опушке леса. Сейчас это может показаться удивительным и даже неправдоподобным, но это было именно так. Тогда еще не было ни одного из тех строений, которые сейчас окружают школу. Здесь был лес. Не было тогда и шоссейной дороги, которая проходит возле самой школы и по которой теперь то и дело туда и сюда проносятся тяжелые грузовики и красивые автобусы, а нередко промелькнет и легковая машина. Тогда ни о каких машинах не было и в помине, об этом никто и не мечтал. А около школы в первое время вообще не было никакой дороги. Чтобы пробраться к школьному крыльцу, нужно было сначала обойти целые костры спиленных деревьев, а потом со всей осторожностью проколесить мимо десятков больших и маленьких пней. Правда, невеселая картина? Но мы не унывали. Ведь строила школу фабрика, она располагала всеми средствами и рабочей силой и быстро навела порядок. Она же снабжала школу и всем необходимым, а главное – топливом, что в те тяжелые годы являлось одним из серьезных вопросов для всех школ. Наши коллеги из соседних школ завидовали нам и считали нас счастливцами. В школе должны были работать четыре учителя, но в основном в течение почти всего первого года работали трое: Бельская Е.В., Балаева Н.И. и я. Новенькая учительница, назначенная одновременно со мной, просто сбежала. Ну, может быть, это и плохо, но тогда за это никого не наказывали. В марте 1924 года приехал к нам новый учитель: Морозов П.Н. Это был дельный и энергичный молодой человек. Но через 2-3 месяца рабочие фабрики избрали его председателем фабричного комитета. Тогда на его место был прислан в школу Найок В.Ф., который, как известно, работает в ней и до сих пор. В последующие годы такой неразберихи с кадрами уже не было, все как-то уладилось. Занимались мы в одну смену, учеников было не очень много, потому что тогда еще работала Старо-Николаевская школа. Ребята были старательные, послушные, вежливые. Все это очень хорошо. Но было очень обидно, что наши ученики не могли продолжать все образование. Ведь для этого нужно было ехать в город и иметь средства. Ясно, что в те трудные годы редко кто мог иметь такие условия, и многие способные наши ученики так и остались только с четырехлетним образованием. А какие бы из них вышли люди! Вот почему с такой неизъяснимой радостью встретили мы постановление правительства о преобразовании некоторых школ, в том числе и нашей школы, в неполные средние, то есть об открытии в них пятых, шестых и седьмых классов. Ведь мы теперь сами подготовим своих учеников для продолжения обучения в средней школе или в любой техникум, где для них будут созданы, какие возможно, условия. Тотчас же началось строительство второго школьного здания, в котором сейчас учатся 5-8 классы. А пока оно строилось, мы занимались в бывшей амбулатории, где сейчас (все еще, видно, строится) клуб. Учеников у нас стало много, потому что в пятые классы поступали к нам ребята из пяти соседних школ. С каждым годом увеличивалось количество учащихся, а значит, требовалось больше и учителей. Но с этим было трудно. Учителя приезжали и, проработав год или два, снова уезжали. И в этом нет ничего удивительного. В те суровые годы тяжело было всем, а учитель получал очень маленькую зарплату, да и ту получал не каждый месяц. Но это никого не беспокоило. Не до этого тогда было. И я до сих пор помню, как мы, не получив ни одной копейки уже за два месяца, отправились целой группой в волостное правление, которое было в Тынцах и где мы получали зарплату».
В конце 20-х гг. возникла пионерская организация Вахромеевской школы, которая насчитывала не больше 35-40 человек. Пионеры жили содержательной, интересной жизнью. Вместе с взрослыми ходили на воскресники, субботники. И никогда ребята не расставались с красным галстуком.
Первым пионервожатым в нашей школе был Василий Комаров. Ребята готовили небольшие постановки, физкультурные номера и с ними выступали в клубе, ходили пешком в соседние деревни: Ивишенье, Арефино, Тынцы. В школе были организованы шумовой, струнный оркестры, которые пользовались большим успехом. Большое внимание уделялось стенной печати. В общешкольной газете в колонке "Наша жизнь" пионеры рассказывали о своих делах. Также в каждом отряде выпускалась своя газета. В летний период ребята устраивали походы на реку.
В начале 30-х годов старшим вожатым был Иван Тимофеевич Мухин. Он окончил Вахромеевскую школу. В годы учебы активно участвовал в жизни школы, был редактором общешкольной газеты, вожатым в начальных классах.
В грозные годы Великой Отечественной войны почти все трудоспособные мужчины ушли на фронт. С первых дней войны один за другим ушли на фронт шесть учителей Вахромеевской школы, в том числе, и директор школы. Самыми первыми отправились Касаткин М. Н., Строганов М. К. и Мухин И. В., а через некоторое время – Иванов М. О. и Найок В. Ф. – директор школы.
В годы Великой отечественной войны трудно было с учебниками и бумагой. Дети старались бережно относиться к старым учебникам, чтобы потом передать их чистенькими из класса в класс. Тетради и письменные принадлежности нам изредка всё-таки присылали, но очень мало, и я отыскивала разные старые тетради, журналы, блокноты, ведомости, бланки на которых ещё можно было писать. Иногда ребята писали на газетах, новые тетради берегли для контрольных работ и на экзамены.
После войны пришли в нашу школу, и долгое время трудились ветераны Великой Отечественной войны Васильев М. А.- учитель истории, Зеленцов Владимир Сергеевич - старший вожатый, военрук и учитель физкультуры, Амбарова Е.П.- учитель начальных классов, Ястребов А.И.- директор школы.
В 1949 году учителя школы Юлия Николаевна Жадовская и Балаева Надежда Ивановна были награждены орденом Ленина за долгий и безупречный труд на поприще народного образования.
Найок В. Ф. руководил школой до 1961 года. И вот в школу пришёл молодой директор Ястребов Аркадий Иванович, тоже, как и Владимир Францевич, участник Великой Отечественной войны.
«Вожатая октябрятской звездочки — Пришла, пришла! — с радостью закричали первоклассники, когда увидели свою вожатую Галину Агееву. В Вахромеевской восьмилетней школе среди пионеров дружины почетом и уважением пользуется Галина Агеева, вожатая октябрятской звездочки. И не случайно. Галина очень много времени проводит в школе. Председатель совета дружины, вожатая октябрятской группы, пионер-инструктор по пению, она ведет хоровой кружок в школе. Постоянно Галя куда-то торопится. И это так. Сегодня она идет к октябрятам, завтра у нее занятие кружка, на следующий день — репетиции хора. И к каждому делу Галина относится с душой. С любовью занимается пионерка со своими младшими друзьями-октябрятами. Она поет с ними, читает им интересные рассказы и сказки, играет, показывает диафильмы, ходит на прогулки. Октябрята очень любят Галину и всегда с нетерпением ждут ее. Но не забывает Галина и об отряде, в котором учится. Ведь их отряд — отряд «Спутник семилетки». А самое главное для них — хорошая успеваемость. В их классе нет двоечников. Н. Ситнова» («Знамя», 5 апреля 1962).
«Первое сентября прошлого года явилось для Надежды Ивановны Балаевой, учительницы Вахромеевской восьмилетней школы, началом 50-летия ее деятельности в школе. Надежда Ивановна любит свою работу, отдает ей все силы. Она внимательна к детям, относится к ним с материнской теплотой, заботится о том, чтобы они получили прочные и глубокие знания. Высокая дисциплина, любознательность, активность на уроке — характерные черты учеников, с которыми занимается Надежда Ивановна. Она уделяет большое внимание привитию детям самостоятельности с малых лет. Невозможно представить себе члена коммунистического общества, лишенного умения самостоятельно думать, действовать. Это хорошо понимает Н.И. Балаева, и это положение определяет ее учительский труд. Самое главное на уроке Надежды Ивановны то, что все дети активно и с интересом работают, усваивают новый материал. Ни один неправильный ответ она не упускает из виду: тут же на уроке добивается, чтобы школьник осознал свою ошибку. Тем, кто слабо усваивает программный материал, учительница оказывает индивидуальную помощь. Она хорошо знает, кому из детей необходимо помочь, а с кого просто спросить по строже. При планировании уроков Н.И. Балаева тщательно продумывает, как вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Для учеников четвертого класса, которых сейчас учит Надежда Ивановна, она — самый дорогой, близкий человек. Энергичная, жизнерадостная, всегда молодая. Надежда Ивановна организует художественную самодеятельность в школе, ежегодно приезжает с детьми на районные смотры. Всю работу по воспитанию детей она проводит в тесной связи с родителями учащихся. За полвека своей педагогической деятельности Надежда Ивановна обучила сотни девочек и мальчиков, оставив самые добрые воспоминания в их сердцах. Хочется пожелать нашим молодым учителям быть похожими на таких, как Надежда Ивановна Балаева, а ей — хорошего здоровья и долгих лет жизни. В. КОРНИЛОВА, председатель райкома профсоюза учителей» («Знамя», 1 января 1966). «Первый этап „Зарницы" завершен В Вахромеевской восьмилетней школе проведен парад-смотр отрядов юнармейцев, которые принимают деятельное участие в военно-спортивной игре «Зарница». Ровно в 11 часов утра 250 учащихся под звуки марша выстроились для проведения первого в своей жизни парада. Парад юнармейцев открывает командир батальона В.С. Зеленцов, который выступил перед ребятами с краткой приветственной речью. Командиры отрядов Коля Рогов, Таня Быстрова и другие четко рапортуют о готовности своих отрядов к проведению смотра. Звучит команда: «Смирно!». Стройными колоннами и торжественным молчанием встретили юнармейцы вынос знамени. Каждый из отрядов отчитался о проделанной работе по походу боевой славы. И вот, наконец, начался парад. Занимают свои места командиры отрядов, их заместители, разведчики и санитары. Подтянулись ряды, серьезнее стали лица ребят: ведь так хочется, чтобы твой отряд был лучшим. Одна мелодия марша сменяется другой. По-военному печатая шаг, проходят все 9 юнармейских отрядов, каждый со своей отрядной песней... Еще не подведены итоги подготовки к смотру, но ясно одно: ребята с удовольствием, как и подобает пионерам-ленинцам, включились в игру «Зарница», организованно проводят ее первый этап. А впереди много интересного: игры, смотры, операция «Флаг над крепостью». Именно в ней должны юнармейцы показать все свои навыки, приобретенные в ходе этой игры. А. ЯСТРЕБОВ, директор школы» («Знамя», 4 марта 1967). «Ленинская вахта труда». Так называется одна из дорожек Всесоюзного смотра «Сияйте, ленинские звезды», по которым шагают юные ленинцы к знаменательной дате нашей страны. Пионеры с вдохновением выполняют намеченный план. В один из теплых дней 80 пионеров-пятиклассников отправились на воскресник в совхоз «Великово». Дружно ребята принялись за выборку картофеля. Они добросовестно подобрали картофель с 0.8 гектара. Эта работа вдохновила школьников на новые трудовые подвиги. Пионеры нашей школы решили в следующее воскресение повторить выход в совхоз, чтобы вновь оказать помощь труженикам полей в уборке «второго хлеба». В. СЕДОВА, старшая пионервожатая Вахромеевской школы» («Знамя», 28 сентября 1967). «Пионеры и школьники Вахромеевской восьмилетней школы живут интересной жизнью. Каждый день они придумывают что-нибудь новое, содержательное и полезное. Вместе с учителями и старшей пионервожатой ребята организуют встречи с людьми разных профессий, чтят память тех, кто боролся и умирал за наше счастье, проводят КВН, литературные и исторические викторины, ежемесячно выпускают стенгазеты по химии, географии, математике, физике и по другим предметам. За минувшую неделю в пионерских отрядах было организовано много мероприятий, которые не прошли бесследно для ребят. Мы назовем некоторые из них. НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА Встреча с первым коммунистом и первым комсомольцем поселка оставила неизгладимый след в детской памяти. К этой встрече ребята готовились старательно. Ими был подготовлен концерт художественной самодеятельности, празднично украшена одна из классных комнат. И вот настал этот долгожданный день. В гости к пионерам пришел старый большевик М.Е. Беспалов, на глазах которого рос фабричный поселок, росли люди, росла и крепла Советская власть. Радушно встретили ребята и И.Д. Дементьева, одного из первых организаторов комсомольской ячейки на фабрике имени Володарского. Внимательно слушали ребята их рассказы о больших и радостных переменах, которые произошли в нашей стране, области, районе и в их родном поселке за пятьдесят советских лет. Пионеры в свою очередь пели песни, танцевали, читали стихи, показали сценки. В заключение школьники подарили гостям памятные подарки. «НАША РОДИНА» Так пионеры назвали свой сбор, посвященный Дню Советской Конституции. К нему они подготовили литературно-музыкальную композицию «Широка страна моя родная». Ребята исполнили ряд песен о величии и могуществе нашей Родины, замечательных людях, строящих светлое будущее — коммунизм. Н. ВАСИЛЬЕВА» («Знамя», 12 декабря 1967).
«ВАХРОМЕЕВО. Во всех классах местной школы прошли ленинские уроки. Учителя начальных классов Амбароза, Медведева, Таранова беседовали с ребятами о В.И. Ленине. Рассказали им о его детстве, юности, о городах, где жил и учился Ленин. Дети принесли в школу фотографии — вождя, репродукции с картин о Ленине. Собранный материал они оформят в альбом, который будут бережно хранить в ленинской комнате. Клавдия Константиновна Поликарпова, учительница истории и русского языка, в 6 «А» классе вела беседу о книгах об Ильиче, прочитанных ребятами в летнее время. Шестиклассники оживленно, взволнованно говорили о содержании этих книг. Затем они провели литературную викторину» («Знамя», 17 сентября 1968).
«Три встречи на приз «Золотая шайба» провели юные хоккеисты Вахромеевской восьмилетней школы. Команда мальчиков старшей возрастной группы принимали у себя сверстников из Сергеихинской восьмилетней школы. Хозяева площадки предложили быстрый темп. Нападающий Ваня Соленов действовал напористо и энергично, увлекая за собой остальных ребят. В этой встрече победили вахромеевские школьники со счетом 4:2. Ребята младшей возрастной группы со счетом 1:0 победили команду из Тынцовской восьмилетней школы. Во встрече с командой из Сергеихинской школы был зафиксирован самый крупный счет - 11:4 в пользу вахромеевских хоккеистов. Здесь отличился нападающий Федя Липатов, на счету у которого шесть заброшенных шайб» («Знамя», 11 янв. 1969). «Волнуясь, как будто переступала порог классной комнаты впервые, Надежда Ивановна подошла к учительскому столу и раскрыла журнал. Двадцать пять жизнерадостных счастливых личиков жадно смотрели на свою учительницу. А она, в свою очередь, грустно думала: — Это будет мой тринадцатый выпуск. И, наверное, последний. Спазмы сдавили горло, но учительница решительно превозмогла нахлынувшее чувство и приятным, свежим голосом сказала: — Здравствуйте, ребята! Я буду вашей первой учительницей. Затем по журналу стала называть имена и фамилии учеников, и каждый малыш вставал и, сияя от удовольствия, отвечал: - Я. Когда была названа фамилия Нади Р., никто не встал. Несколько секунд в классе стояла тишина, затем детские головки стали поворачиваться, желая увидеть столь странно ведущую себя ученицу. Но никто не поднялся с места. Надежда Ивановна пересчитала сидящих в классе: двадцать пять, а в списке значилось двадцать шесть. В долголетней практике учительницы это был первый случай, когда первоклассница не пришла в школу первого сентября. Странно было и то, что никто в классе не знал Нади Р., не встречал ее на улице небольшого фабричного поселка. После уроков, не заходя домой, Надежда Ивановна поспешила по адресу к своей двадцать шестой воспитаннице. Десятки тревожных догадок рождались в голове. В кроватке лежало худенькое создание с большими черными глазами, которые равнодушно смотрели в окно. Родители рассказали, что дочь от рождения страдает тяжким недугом, и эта болезнь на всю жизнь приковала ее к постели. Надежда Ивановна подошла к кроватке и ласково спросила: — Надя, тебе хочется учиться? — Очень, очень, — дрожащим голосом ответила она. В глазах засветились огоньки надежды. Что же делать с девочкой? Вести индивидуальные занятия на дому все четыре года? Хватит ли сил, найдется ли время? А перспектива: полученные знания не смогут быть использованы даже в самом малом и легком труде. Трезвый расчет говорил за то, что девочку надо отчислить из списков класса по болезни. Иного решения не могло быть. Надежда Ивановна поглядела в доверчивые глаза Нади, поправила сползшее с обнаженного плечика одеяло и негромко сказала: — Хорошо, Надя, я буду твоей первой учительницей. ...Дом Надежды Ивановны Балаевой находится на окраинной улице поселка. Кухонка, две комнаты. Хозяйка по старинному обычаю захлопотала у самовара. В большой комнате стол. На нем статуэтка из белого мрамора: Володя Ульянов читает книгу, держа пальчик на строке, несколько альбомов, посвященных живописи. Издания новые, последние. Разговор начался с далекого прошлого. Сурово выглядел вахромеевский уголок Камешковского района до революции. Дремучие леса, небольшие речушки да задавленные нищетой деревни. Сюда-то и прибыла в 1916 году Надежда Ивановна после окончания гимназии во Владимире. — Послали на несколько дней заменить больную учительницу, — вспоминает она, — да вот случилось так, что во Владимир обратно и не возвратилась. Жутко показалось здесь на первых порах семнадцатилетней девушке, но шел день за днем, постепенно рождалась привычка. Как-то утром к ней постучалась одна из крестьянок. В ее руках была кринка молока. — Покушай, голубушка, парное, — с материнской заботой проговорила женщина. — Да не грустите шибко-то, обвыкнетесь. Еще и понравится. Так свершились первые шаги. Несмотря на тяжесть собственной жизни, крестьяне заботились об учительнице, а она все прекрасные порывы юной души отдавала обучению крестьянских детей, просвещению народа. С новой силой звучали для нее тогда слова любимого с гимназических лет поэта Н.А. Некрасова: Иди к униженным. Иди к обиженным — Там нужен ты. Исчезло вспыхнувшее в первые дни тоскливое чувство одиночества. Работа увлекла молодую учительницу, заняла все ее время. «И здесь можно найти настоящее счастье», — решила она. Семьдесят лет прожила Надежда Ивановна. Из них пятьдесят два отданы любимому делу - работе в начальных классах. И все время — в Вахромеевской школе. Минувшие годы наложили отпечаток на лицо: появились глубокие морщинки, но все по-прежнему светятся задором глаза. Завуч школы Марта Ивановна Разумова на вопрос, что особенно поражает ее в характере Н.И. Балаевой, не размышляя долго, ответила: — Исключительная энергия, жажда труда, деятельности. В дни подготовки к 100-летию В.И. Ленина она проводит большую воспитательную работу на образе вождя. Подготовленный ею пионерский сбор со своими четырехклассниками, был показательным в нашей школе. У ней в полном смысле жизнеутверждающий характер. Все богатство педагогической копилки щедро отдается молодым коллегам. Надежда Ивановна несколько лет возглавляет методическое объединение учителей начальных классов школы. В этом году у нее проходила педагогическую практику выпускница Вахромеевской школы, сейчас учащаяся Покровского педучилища, Лора Дудорова. Молодым учителям есть чему поучиться у ветерана педагогического труда. И в этой «груде дел, суматохе явлений» Надежда Ивановна никогда не забудет о двадцать шестой ученице, спешит к ней, несет девочке радость. Занятия проводятся три раза в неделю, каждый раз дается три получасовых урока. Девочка сидит в постельке, а рядом на стуле — учительница. За минувшие годы Надя не только научилась бегло читать, четко вести счет, но успешно усвоила программный материал по истории и природоведению. Особенно любит она рисовать. Надежда Ивановна дает мне для просмотра альбом рисунков. Я листаю страницы, а Надя зорко следит за мной. Многие рисунки перерисованы из учебников. Но опытный взгляд легко определит, что здесь не просто копирование, а оригинальный методический прием учительницы, учитывающей всю индивидуальность ученицы и, прежде всего, ее наклонность к рисунку. Эта методика позволяет ученице с меньшим напряжением сил и в более короткий срок усвоить программный материал. А вот открытка «С 8-м Марта» для Надежды Ивановны составлена самостоятельно. Почти четыре года занятий не только сблизили, но даже сдружили, этих двух, на первый взгляд, не имеющих ничего общего, людей. Трагедия девочки оказалась близкой учительнице не случайно. В годы Великой Отечественной войны, защищая Родину от фашистских захватчиков, погиб ее сын. Много лет прошло с тех пор, но не забылся дорогой образ, кровоточит душевная рана. А известно, что торе сближает сильнее, чем радость. И когда я полушутя, полусерьезно спросил Надю младшую, какую оценку поставит она Наде старшей, девочка сначала смутилась, а потом, взглянув на меня робким, умным взглядом, чуть слышно сказала: — Пять. Хотя Надя Р. ни разу не была в школе, не сидела за партой в кругу своих одноклассников, она в этом году окончила четвертый класс. Это явилось большим праздником и для ученицы, и для учительницы. Сотни рабочих и инженеров, колхозников и агрономов, работающих сейчас в разных уголках Родины, получили начальное образование у Надежды Ивановны, а вместе с ним прекрасный пример трудолюбия, чуткости, верного служения народу. За долгий самоотверженный труд в народном просвещении Надежда Ивановна Балаева награждена орденом Ленина. И за все сделанное хочется сказать ей словами поэта: Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени. М. ВОРОНЦОВ» («Знамя», 15 июля 1969).
«Наша команда хоккеистов прошлой зимой стала обладателем районного приза клуба «Золотая шайба». Тренировались мы на небольшой хоккейной площадке с низкими бортами, что было очень неудобно. Этой зимой дирекция фабрики имени Володарского пошла навстречу спортсменам и выделила для строительства хоккейной площадки необходимые материалы. В свободное от занятий в школе время мы сколотили борта и залили площадку. Правда, ворота мы делаем пока самые простые — из валяных сапог, так как в механической мастерской фабрики наш заказ на ворота лежит без движения уже несколько недель. Есть и другая беда у хоккеистов — зимние дни очень коротки, а каток не освещен, хотя столбы для этого имеются. И приходится нам тренироваться очень мало времени, ведь в темноте не разглядишь резиновую шайбу. Я думаю, что работники электроотдела фабрики учтут нашу просьбу и в ближайшее время осветят хоккейную площадку. А мы, со своей стороны, сделаем все, чтобы снова стать обладателями почетного трофея. А. ЛЕОНТЬЕВ, ученик Вахромеевской восьмилетней школы» («Знамя», 30 декабря 1969).
В 1970 году построено деревянное здание начальной школы в поселке имени Максима Горького.
«Все меньше и меньше времени остается до того дня, когда детвора, простившись с веселыми летними каникулами, сядет за парты, и начнется новый учебный год. Все ли школы готовы гостеприимно распахнуть своп двери перед учениками? Рейдовая бригада газеты «Знамя» и районного штаба «Комсомольского прожектора» побывала в Вахромеевском сельском Совете с целью проверки готовности к приему учащихся школ, находящихся в его ведении. Ни председателя сельсовета тов. Курягина Е.С., ни его заместителя на месте не оказалось. Оба они в отпуске. И это в то время, когда все усилия надо направить на подготовку к учебному году! Мы обратились к члену исполкома сельсовета, исполняющему обязанности председателя, Кудряшову Г.М. и попросили его рассказать о положении дел.
Вахромеевская восьмилетняя школа располагается в тесном старом помещении. Здесь нашим проводником была заместитель директора М.И. Разумова. Сразу же бросаются в глаза мрачные тона красок, в которые выкрашены стены классов. В школе немало различных наглядных пособий, но из-за тесноты хранятся они в неподходящих условиях. Нет специальных кабинетов физики и химии. В прошлом году занятия шли в три смены, даже приходилось часть ребят переводить в помещение школы рабочей молодежи. Уроки в третьей смене заканчивались поздно вечером, и в зимние морозы детям нужно
было в темноте добираться за 3—5 километров до дома.
На окраине Вахромеева строится новое здание для школы, но стройка заморожена, в самом начале. Так как никто толком не знает, когда же закончится строительство, то было решено построить временное помещение и перевести туда начальные классы. Вспомнив, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, мы вместе с тов. Кудряшовым пришли на стройку временного помещения. О нем пока и будет идти наша речь. По взаимному договору материалами строительство обеспечивает сельсовет, а рабочей силой и техникой — фабрика им. Володарского. По плану школа должна быть сдана в эксплуатацию к 15 августа. Осталось достроить один тамбур и целиком построить второй, смонтировать отопительную систему. Для тамбуров нет пиломатериалов. 29 тыс. рублей, отпущенных по смете на школу, уже израсходованы. В коридоре лежат трубы отопительной системы, два котла, но нет котельной, чтобы эти котлы установить и пустить в действие. По словам В.С. Зеленцова, завхоза школы, для котельной нужна труба «выше леса», но до сих пор никто даже не знает, какой именно высоты. И Зеленцов, и Кудряшов не раз в разговоре ссылались на то, что руководство фабрики мало внимания уделяет строительству школы, не выделяет транспорт, кладка котельной ведется очень медленно, никак не подведут электролинию к стройке. Директор к замечаниям сельсовета не прислушивается и даже не находит времени, чтобы обсудить общие нужды. И вот мы в кабинете директора фабрики тов. Селиверстова В.И. Узнав, что мы из редакции газеты «Знамя», тов. Селиверстов проявил завидную оперативность. В течение считанных минут по его вызову явились начальники строительного отдела и электроотдела фабрики. Тут же была сделана попытка выяснить причины медлительности строительства начальной школы, уточнить сроки окончательной ее готовности к сдаче в эксплуатацию. Но ничего конкретного добиться не удалось. Выяснилось, например, такое положение дел. Фабрика еще при старом директоре задолжала сельсовету около 40 кубометров леса, и вот тов. Кудряшов решил выделить на стройку именно этот лес. Но с возвращением долга фабрика не торопится. Тов. Селиверстов заявляет: «Лес вы давали Смурову, вот с него и спрашивайте!» Такое категорическое заявление отнюдь не украшает поведение директора крупного предприятия. Ведь большинство учащихся школы — дети рабочих фабрики. А кому, как не директору, следует заботиться о быте рабочих, о том, чтобы их дети училась в хороших условиях. Такое отношение тов. Селиверстова к делу не может быть терпимо. Дирекция фабрики и сельсовет до сего дня не выяснили окончательно, кто и что имение должен доставлять на стройку. Электролинию ведет фабрика. Когда мы пришли на место, было уже одиннадцать часов, а электрики лежали на траве и даже не думали приступать и работе. Оказалось, имеется в наличии всего два бетонных пасынка весом в 500 килограммов каждый, но для их установки кран пока не выделен. Отсутствие пасынков тов. Селиверстов объяснил просто «Школа от сельсовета, с них и спрашивайте». Эти слова как нельзя лучше характеризуют стремление директора фабрики отодвинуть от себя заботу о строительстве школы. Об этом свидетельствует и то, что начальники отделов тоже ничего конкретного сказать не смогли. Выяснилось лишь одно: к намеченному планом сроку школа готова не будет. А ведь надо еще обеспечить ее мебелью, наглядными пособиями и т. п. Об этом пока и говорить не приходится. Хочется еще раз сказать о том здании для школы, строительство которого на окраине Вахромеева ведет ПМК-727. Не каждый день увидишь здесь занятых работой строителей. Если и далее строительство будет вестись такими темпами, то еще не один год вахромеевским школьникам придется ютиться в тесноте. Совершенно другую картину можно видеть в Тынцах. Здесь ребята придут в хорошо подготовленную к их встрече школу. Здание радиофицировано, учащиеся могут в любое время и по любому предмету послушать пластинку или магнитофонную запись из школьной фонотеки, посмотреть кино. В полной готовности находится и интернат. Живущие здесь ребята на весь учебный период будут обеспечены овощами с пришкольного участка. А ведь Вахромеевская и Тынцовская школы расположены на территории одного сельсовета. Почему же они так не похожи друг на друга? Видимо, немалую роль играют энергия и организаторские способности директоров школ, педагогических коллективов, родительских комитетов. Если директор Вахромеевской школы, он же заместитель председателя сельсовета, тов. Ястребов счел нужным уйти в такое горячее время в отпуск, то директор Тынцовской школы А.И. Лисина ежедневно бывает в школе, душой болеет за ее готовность к новому учебному году. На заседании родительского комитета в Вахромеевской школе было решено, чтобы каждый родитель отработал несколько часов на ремонте. Пришли лишь несколько человек, остальные, в том числе и председатель родительского комитета А.Ф. Меньшиков, в школе не были. В Тынцах же силами педагогического коллектива и родителей школа приведена в полный порядок, учителя трудового обучения сами перебрали полы в школьной мастерской. Первого сентября за учебники сядут не только дети, но и многие взрослые. «В школе рабочей молодежи поселка им. М. Горького учатся около 200 молодых рабочих фабрики им. Володарского. Помещение не ремонтировалось по-настоящему уже пять лет. Директор фабрики каждый раз ссылается на то, что помещение школы вот-вот снесут. Но его до сих пор не сносят и не ремонтируют. Ясно каждому, что такое положение дел, которое создалось в Вахромеевской восьмилетней школе, можно объяснить лишь неправильным отношением сельсовета и директора фабрики к строительству нового помещения, отсутствием у них заботы о самых насущных нуждах своих рабочих. Вахромеевский сельский Совет и дирекция фабрики им. Володарского должны сделать соответствующие выводы из всего сказанного, чтобы не допустить срыва учебного года в Вахромееве. А ведь только так и никак иначе можно назвать неподготовленность школы к приему учащихся. Время не ждет, оно торопит. Е. ВЕТРОВ, Е. ФЕДОРОВ, Е. БЫЛОВ» («Знамя», 15 августа 1970).
«Недавно в Вахромеевской восьмилетней школе был создан кукольный театр. Ребята сами делают кукол, шьют костюмы для них. В основном куклы — персонажи русских народных сказок. На репетициях ребята сначала читают роли своих героев по тексту, потом заучивают их и репетируют уже с куклами. А затем показывают кукольные спектакли своим товарищам по школе, как это было на новогоднем вечере» («Знамя», 13 февраля 1971).
«Клубы «Родина» и «Малышок» действуют в Вахромеевской восьмилетней школе. В них ребята разучивают песни, танцы, готовят спектакли для октябрят, с которыми выступают на вечерах, утренниках. Одним из наиболее активных пионеров является отряд имени Н. Гастелло 7 «А» класса. Здесь были проведены сбор, посвященный творчеству великого русского художника И. Левитана, конкурсы стихов и песен о Родине, о В.И. Ленине» («Знамя», 18 мая 1971).
«Третьи в области Юные спортсмены Вахромеевской восьмилетней школы защищали честь нашего района в областных соревнованиях лыжных команд сельских школ, которые проходили 5 — 6 января в городе Вязниках. В первый день девочки участвовали в гонке на 2 километра, а мальчики — на 3 километра затем 6 января девочки бежали 3 километра, а мальчики — 5. Валерий Щелкунов, Виктор Варгасов, Владимир Швецов, Елена Леонтьева, Татьяна Мошкова и Надежда Щелкунова в общем итоге набрали 8624 очка и заняли третье место среди 13 команд после гороховецких и муромских школьников. Команда Вахромеевской школы награждена вымпелом и грамотой областного Совета ДСО «Урожай». Успех пришел не случайно. Ребята регулярно посещают лыжную секцию, занятия в которой проходят три раза в неделю. Тренировки юные спортсмены умело сочетают с учебой в школе. Все они закончила первое полугодие с хорошими и отличными оценками, а Лена Леонтьева — отличница школы. Е. СЕЛЕЗНЕВ, учитель физвоспитания Вахромеевской школы» («Знамя», 13 января 1972).
«В воскресенье 12 марта в Вахромеевской восьмилетней школе были проведены соревнования юных лыжников в честь закрытия зимнего спортивного сезона. Мальчики пятых-шестых классов стартовали на дистанции 3 километра. Самым быстрым оказался ученик пятого класса Саша Салов. У девочек в беге на 2 километра победила Вера Зайцева тоже из пятого класса. Высокие результаты, превышающие нормы второго спортивного разряда, показали ученики восьмых классов: Саша Николаев, победивший в гонке на 5 километров, и Лена Леонтьева, ставшая первой на дистанции 3 километра. Одновременно с соревнованиями идет прием норм нового комплекса ГТО на золотые значки двух ступеней «Смелые и ловкие» и «Спортивная смена». Большинство ребят намного превысили установленные нормативы. Е. СЕЛЕЗНЕВ, преподаватель физкультуры» («Знамя», 18 марта 1972).
«В поселке им. Максима Горького в полном разгаре строительство школы на 640 мест. Строители фабрики имени Володарского и ПМК-727 обязались сдать школу в эксплуатацию в четвертом квартале текущего года. На строительных работах отличается бригада каменщиков под руководством К. Жукова, которая ежемесячно перевыполняет производственное задание, обеспечивает хорошее качество кладки. Наиболее высокие показатели у каменщиков В. Повернова и Н. Гурьянова. Быстро и качественно ведет плотничьи работы бригада плотников во главе с А. Моховым. Одновременно бригада сантехников из Владимира делает монтаж санитарных узлов. Сейчас перед строителями стоит ответственная задача — обеспечить своевременное выполнение отделочных работ. Н. ВАРГАСОВ, и. о. начальника строительного отдела фабрики» («Знамя», 10 июня 1972).
Общий вид строительства школы.
«Вахромеево. На окраине поселка им. М. Горького возведено красивое новое школьное здание. Как объяснил Г.П. Сысолин — мастер ПМК-727 управления «Владсельстрой», ведущей работы, строители взяли обязательство — к 1 сентября подготовить второй и третий этажи, где расположатся классные комнаты. Работа и в самом деле кипит. Шестьдесят рабочих ПМК-727 постоянно находятся здесь и ни минуты не сидят без дела. Строительных материалов хватает, в этом отношении стройка обеспечена всем необходимым. Большую заботу проявляет дирекция фабрики имени Володарского. Директор Р.И. Федулов сам часто бывает здесь, фабричные рабочие приходят на помощь строителям, семнадцать человек трудятся здесь постоянно. Правда, до завершения работ еще очень и очень далеко. Удивляет позиция, занимаемая директором школы А.И. Ястребовым. Он, видимо, не разделяет оптимизма строителей, на стройке — редкий гость, хорошо, если раз в неделю побывает. Сейчас монтируется оборудование физического кабинета, а для химического ничего до сих пор не завезено. Это зависит только от директора школы, а он почему-то не думает торопиться. Такое поведение А.И. Ястребова вызывает колебания и у родителей, дети которых пойдут в девятый класс. Они и верят и не верят в то, что школа будет в состоянии принять 1 сентября учеников, раздумывают: куда же подавать заявление — в Камешково или в свою Вахромеевскую школу?» («Знамя», 1 августа 1972).
«Учащиеся Вахромеевской школы вместе со своими классными руководителями оказали большую помощь Великовскому отделению совхоза «Великово» в уборке урожая «второго хлеба». За восемь дней они выбрали картофель с площади 30 гектаров и набрали 120 тонн клубней. За оказанную помощь коллектив отделении благодарит школьников и желает успехов в учебе в новом здании школы, которое им подарила в этом году Родина. И. ВОЛКОВ, управляющий отделением» («Знамя», 21 сентября 1972).
«Словно убежав от шума фабричного поселка, школа-новостройка встала на самой окраине, в окружении белоствольных березок. Со стороны поселка им. Горького к ней ведет асфальтированная дорожка, а в нескольких метрах зовет в березовую рощу лесная тропинка. Пока сдан в эксплуатацию только учебный корпус. Идут работы в спортивном и актовом залах. У входа в здание табличка: «Школа открыта в год 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик». Вот такой подарок школьникам сделали строители ПМК-727 и фабрики им. Володарского. Входим в вестибюль. В ожидании своих хозяев висят пальтишки, стоят под вешалкой ботинки, резиновые сапожки. Ребята ходят в школе в другой обуви. На столе дремлет старый школьный звонок. На нем еще сохранился красный бант. Нет, на урок ребят зовет электрический звонок, а этот здесь, как старый друг, готовый прийти на выручку в нужную минуту. О школе рассказывает директор А.И. Ястребов. — Сбылась наша мечта — мы учимся в новой школе. 466 учащихся 1—9 классов занимаются в одну смену. Для ведения уроков химии, физики, военного дела, домоводства имеются специальные кабинеты. Удобная учительская. Теперь уже не ищи места, куда бы положить стопку тетрадей. Оборудован радиоузел. В классных комнатах удобная мебель, много света. Школа пока обживается. Впереди большие работы по благоустройству. На общей площади в 2 гектара планируем соорудить спортивный комплекс, игровую площадку для малышей, цветники. Будем думать о создании учебно-опытного участка, школьного лесничества. Теперь прибавились факультативы, в основном производственного направления — по цветоводству, изучению мотоцикла, трактора. Педагогический коллектив достаточно подготовлен. К нам приехали на работу три молодых учительницы — выпускницы пединститутов — С.Г. Сутурина и Ю.И. Рязанцева преподают иностранный язык, Т.А. Земцева – истории. И наши старые опытные учителя трудятся с полной отдачей сил. Завтра, в День учителя, мы будем чествовать многих лучших работников народного просвещения: В.С. Медведеву — бывшую учительницу начальных классов, преподавателя домоводства, К.С. Поликарпову — организатора внеклассной работы, З.М. Колобову — учителя математики, В.В. Казакову - учителя русского языка и другие. Новая школа, заметная прибавка к зарплате с 1-го сентября — все это наш коллектив воспринимает как аванс к лучшей работе, и мы постараемся отдать все знания, все силы на воспитание подрастающего поколения. И снова небольшая экскурсия по школе. На 1-ом этаже учатся ребята младших классов, на втором — учащиеся среднего звена, старшеклассники — на третьем.
Нашлось место и для школьной библиотеки. Большие светлые коридоры без труда вмещают в перемены всех школьников. - Школа нам кажется настоящим дворцом,- говорит учитель домоводства В.С. Медведева,- созданы отличные условия работы. Я 29 лет проработала в старой школе. И хотя уже могу пойти на заслуженный отдых, осталась в школе на 30-й год. Работается с удовольствием. Все учителя очень довольны. Мы благодарим партию, правительство за заботу о нас, благодарим строителей за новую школу. Осматриваем кабинеты, радиоузел, библиотеку, делаем снимки. Звонок известил о перемене. Школьники поспешили по своим ребячьим заботам – в библиотеку, купить пирожок, заглянуть лишний раз в учебник, встали на свои посты дежурные. Бурная школьная жизнь прочно вошла в стены новостройки. Доброго пути тебе, школа! Л. РОДИОНОВА» («Знамя», 30 сентября 1972).
«Любители книги Вахромеевской школы довольны: для библиотеки отведена отдельная комната. Здесь можно посмотреть журналы, почитать газеты. Книги выложены на открытых полках — иди, смотри, выбирай. На нашем снимке вы видите Галю Беспалову, ученицу 5 «Б» класса, в школьной библиотеке» («Знамя», 30 ноября 1972).
Десять лет своей жизни Ястребов Аркадий Иванович посвятил работе над книгой «Повесть о солдате». Она посвящена, уроженцу д. Харламово Морозову Виктору Фёдоровичу, который добровольцем ушёл на фронт, был зверски замучен бандеровцами 19 декабря 1944 года. Его именем названа одна из улиц посёлка. Главным делом жизни Аркадия Ивановича стало строительство нового здания Вахромеевской школы, которое приняло учеников 12 октября 1972 года. Школа с этого времени стала средней. Аркадий Иванович руководил школой до 1976 года. Затем школу возглавляли Лисина Александра Ильинична, Назарова Татьяна Николаевна, Лисина Лидия Петровна, Бабурова Вера Николаевна.
«Выиграли гости Начались областные соревнования на приз клуба «Золотая шайба». Наш район представлен на них командами двух возрастных групп из Вахромеевской средней школы. Первые игры состоялись 11 февраля на стадионе «Труд» в городе Камешкове. Наши юные хоккеисты принимали спортсменов из города Коврова. На протяжении обоих матчей преимущество гостей было неоспоримым. Они оказались более подготовленными к подобным соревнованиям, лучше владели шайбой, превосходили своих соперников в скорости. И все же вахромеевцы не сдались без боя. Команда младших школьников пропустила в свои ворота четыре шайбы, сумев забить в ответ две. Старшие ребята проиграли со счетом 6:1. З. ЕПИШИНА, секретарь РК ВЛКСМ» («Знамя», 15 февраля 1973).
«Многочисленные болельщики с интересом наблюдали за стартами лыжников пяти средних школ района, которые также проводились в Оргтруде. Всего на старт вышло 136 школьников. Здесь полное преимущество имели спортсмены Вахромеевской средней школы. На четырех дистанциях они набрали 57 очков, опередив своих ближайших соперников — оргтрудовцев на 63 очка! На третьем месте — команда Камешковской школы № 1 — 220 очков. В беге на 10 км. у юношей первенствовали вахромеевские школьники В. Варгасов, В. Щелкунов и Н. Морозов, прошедшие дистанцию быстрее 42 минут. Такого же результата достигли вахромеевцы и в гонке на 5 км. у юношей. Первые три места заняли В. Болобонкин — 21 минута 24 секунды, В. Перенко — 22 минуты 7 секунд и В. Куванов. У девушек на дистанции 3 км. первой была В. Зайцева (Вахромеевская школа) — 14 минут 9 секунд. Далее следует Л. Ершова (Оргтрудовская школа) — 15 минут 26 секунд и В. Титова (Вахромеевская школа). В беге на 5 км. отличилась Г. Макушина (Вахромеевская школа) — 24 минуты 50 секунд. Н. Котова из этой же школы была второй. Она проиграла победительнице 18 секунд. На третьем месте — Н. Абрамова (Камешковская школа № 1). Многие школьники, выступавшие в соревнованиях, выполнили нормы ГТО и различных спортивных разрядов. В. ГРИГОРЬЕВ, главный судья соревнований» («Знамя», 27 февраля 1973).
«Прошел семинар старших пионервожатых школ района. Лекцию о международном положении прочитала инструктор РК КПСС Л.И. Малкова. Выступления старших пионервожатых Г. Дроновой из Сергеихинской школы и Н. Гущиной из Вахромеевской школы были посвящены организации предстоящего летнего отдыха школьников, связи дружин с детскими секторами клубов» («Знамя», 31 марта 1973).
«Проводившиеся 26 мая соревнования по легкой атлетике среди школьных команд на первенство РОНО как бы подводили итог проделанной на уроках физкультуры работы.
Остро проходила борьба среди команд средних школ. Набрав 30 очков, победили оргтрудовцы. На втором месте — вахромеевские легкоатлеты — 35 очков и на третьем — камешковские спортсмены школы № 1 — 45 очков. Ученица из Оргтруда Кочеткова была первой в беге на 100 метров и в прыжках в длину — 4 метра 60 сантиметров. Из других результатов следует отметить победу Вуколова, Щелкунова и Варгасова из Вахромеевской школы в прыжках в длину — 4 метра 85 сантиметров, а также победу Глебова из школы № 1 на дистанции 3000 метров» («Знамя», 7 июня 1973).
«Встреча через двадцать лет Встречи выпускников Оргтрудовской средней школы стали уже традиционными. Одна из них состоялась совсем недавно. Они собрались все вместе после двадцати лет со дня окончания школы. Кто они, наши выпускники? Э. Троицкая — учительница одной из школ г. Владимира, К. Бычков — инженер-металлург из Перми, И. Рубцов — заместитель главного технолога станкостроительного завода в Костроме, В. Ефимов — заместитель главного конструктора одного из московских заводов, В. Башкиров — старший инженер из Бобруйска, А. Блинова — преподаватель техникума советской торговли во Владимире. Список можно было бы и продолжить, ведь на встречу прибыло около 20 человек. Как приятно было смотреть мне, преподававшей тогда в 10 «А» Конституцию СССР, на своих бывших учеников! А сколько было воспоминаний о школьных годах, рассказов о своей теперешней жизни и работе, о своих сбывшихся и несбывшихся мечтах и планах! Была и грустная минута, когда все вместе бывшие школьники пришли на могилы своих любимых учителей И.В. Егорова, В.В. Преображенского, М.Д. Покровской, чтобы отдать дань уважения их памяти, благородному труду и возложить букеты живых цветов. На прощанье условились вновь встретиться через пять лет, чтобы отметить четверть века со дня окончания школы. А. ПОЛЯКОВА, учительница-пенсионерка» («Знамя», 24 июля 1973). «Почти год боролся отряд 4 «а» класса Вахромеевской средней школы за право носить имя А.П. Гайдара. В день рождения писателя отряду присвоено это имя. Большинство пионеров класса учатся на 4 и 5, активно участвуют в работе пионерской дружины» («Знамя», 26 января 1974).
«Помощники фармацевтов По итогам конкурса юных сборщиков лекарственных растений в 1973 году в нашем районе победителями стали учащиеся Вахромеевской и Гаврильцевской школ. Они заготовили и сдали на приемные пункты потребкооперации 148 килограммов сухих лекарственных трав: подорожника, листьев брусники, а так-же березовых и сосновых почек. Среди заготовителей лучшим оказался тов. Батасов, проживающий в поселке Придорожном. Он собрал и сдал 102 килограмма ценного лекарственного сырья на сумму 1500 рублей. В. ГАЛЫБИН, инструктор заготконторы райпо» («Знамя», 29 января 1974).
«Хорошо спортсменом быть «Сильные, смелые, ловкие», — так называется один из маршрутов пионерского Марша «Всегда готов!». Он очень помог нам в развитии силы, воли, научил любить физкультуру и спорт. Многие пионеры нашей школы занимаются в физкультурных секциях, кружках. Часто проводятся дружеские встречи по волейболу и баскетболу между классами. Приезжают к нам и спортсмены из других школ. В этом году в школе впервые проведены соревнования «Веселые старты». В них участвовали пионеры 4 и 5 классов. Мы соревновались в силе, ловкости, смекалке, сдавали нормативы комплекса ГТО. Победила команда «Чайка», в которую входили ученики 4 «а» и 5 «а» классов. Интересно прошли в дружине шашечный турнир, соревнования по хоккею, футболу, эстафеты. Пионеры любят и знают много подвижных игр. Много внимания уделяется сдаче норм ГТО. Оля КРАЙНОВА, ученица 5-го класса Вахромеевской школы» («Знамя», 18 мая 1974).
«Н. ГУЩИНА, ст. пионервожатая Вахромеевской средней школы — Школьная пионерская дружина имени Зои Космодемьянской направляет свои усилия на улучшение учебы. Из 273 пионеров только на «5» учатся 23, на «4» и «5» — 97 человек. В каждом пионерском отряде есть пост всеобуча, работой которого руководит, дружинный «штаб знаний». По вопросам улучшения качества учебы проведено несколько пионерских сборов. Каждую четверть в школе организуются «линейки знаний». Но еще большое количество школьников получает только удовлетворительные оценки. Над повышением качества знаний нам предстоит большая работа. Пионеры и комсомольцы школы поддерживают тесную связь с передовиками фабрики имени Володарского, старшеклассники провели во дворе фабрики субботник по укладке кирпича и уборке территории. Многое нами сделано по сбору металлолома и лекарственных трав и растений. Славной традицией стала организация пятой трудовой четверти. В этом году на базе совхоза «Родина» организован лагерь труда и отдыха девятиклассников нашей школы» («Знамя», 13 июня 1974).
Галина Александровна ЗАСТАВА, директор Вахромеевской школы рабочей молодежи - На фабрике имени Володарского с учетом всех ее участков много молодежи не имеет среднего образования. У нас занятия проходят в две смены — утром и вечером, организовано и заочное обучение. Школа хорошо оснащена наглядными пособиями, есть фильмоскопы, магнитофон, телевизор. Приобретаем учебники, стремимся создать достаточный фонд их для всех учащихся. Пополняем библиотеку художественной литературой, особенно той, которая необходима по программе. Решен вопрос с подвозом учащихся с дальних участков. Вопрос. Какова у вас связь с профсоюзными и комсомольскими организациями фабрики? Ответ. Надо отметить, что мы многие вопросы решаем сообща. Не было случая, чтобы школе отказали в чем-то или отмахнулись от нас. В рейдах, которые проводим в фабрике, принимают участие все, кого мы «просим» («Знамя», 23 апреля 1974). «В НАШЕЙ ШКОЛЕ Интересные экскурсии, тематические вечера, читательские конференции систематически проводятся в Вахромеевской школе рабочей молодежи. Уже в этом учебном году десятиклассники побывали в Москве на панораме Бородинского сражения. Познавательной была беседа о художниках передвижниках. К Дню учителя одиннадцатиклассники подготовили праздничный вечер с концертной программой. Л. ЛИСИНА» («Знамя», 9 октября 1979). «ОН ВИДЕЛ ИЛЬИЧА В Вахромеевской школе рабочей молодежи состоялась встреча учащихся с участником штурма Зимнего Михаилом Матвеевичем Афанасьевым. Интересным был рассказ старого коммуниста. Особенно внимательно участники встречи слушали его воспоминание о том, как он впервые увидел В.И. Ленина. С чувством огромной гордости, душевного волнения говорил он о незабываемом дне. В заключение Михаил Матвеевич пожелал учащимся успехов в работе, учебе, быть примерными во всем. Л. ЛИСИНА» («Знамя», 12 февраля 1980).
«В школе рабочей молодежи занимаются двести пятьдесят человек. Согласно правительственному постановлению им каждую неделю предоставляется один свободный от работы день с оплатой пятидесяти процентов от среднего заработка. Отпуском они пользуются в летнее время. Профсоюзная организация уделяет внимание культурному досугу. В клубах, общежитиях устраиваются лекции, работают кружки художественной самодеятельности. Вопросами укрепления дисциплины труда, соблюдения общественного порядка занимаются товарищеские суды (в минувшем году рассмотрено 67 дел), опорный пункт правопорядка (его работой умело руководит И.Д. Гурьянова), комиссия по борьбе с пьянством, которую возглавляет А.В. Якимов, заместитель директора по быту. Вскоре после того, как было опубликовано в печати названное постановление, мы обсудили его на заседании фабкома, на рабочих собраниях в подразделениях предприятия по всем сменам. При этом заново анализировалась вся наша система работы по укреплению трудовой дисциплины, по кадровому вопросу. Все, что делается в этой области, дает свои результаты. И с кадрами мы особо не бедствуем, и некоторое уменьшение нарушений дисциплины наблюдается за последние три года. Скажем, в 1977 году всего нарушений по предприятию было 388, в минувшем году — 319. Есть результат, но, как это видно, не такой, какой должен бы быть. Текучесть кадров все еще велика. В прошлом году она составила 13.4 процента к общему числу работающих. Основное, что беспокоит — это опоздания на работу (чаще среди молодежи), прогулы, причем многие из последних связаны с пьянством. Есть такая категория работников, на которых уже просто ничто не действует. Много «возились», например, со шлихтовальщиками В. Кирилловым и А. Кургановым. В конце концов администрация вынуждена была с согласия фабкома уволить их. Приходится в крайних случаях идти на такую меру. Недавно на собрании профгруппы в цехе № 2 обсуждалось повеление поммастера Вячеслава Бурова и Михаила Рассказчикова. Хорошие работники, особенно Буров, но губит пристрастие к спиртному. Поммастера Рассказчикова перевели в запасные. Бурова строго предупредили. И ведь что интересно. Буров с женой, кстати, прекрасной ткачихой, получили недавно благоустроенную квартиру. Заработок приличный. Семья хорошая, растут два сына. Жить бы да жить! Так нет. Вячеслава смущает этот самый зеленый змий. От обеспеченной жизни, от достатка, получается, ведет себя неправильно человек. Придет домой, в квартире тепло, светло, делать ничего по хозяйству не надо, вот и начинает «соображать». И тут (ведь такое не с одним только Буровым) встает ряд вопросов. Видимо, не всегда правильно организуем мы досуг. Не умеем охватить всех работающих, не умеем привлечь. Наверное, всем нам, кто призван бороться за порядок на производстве, в быту, надо в корне пересмотреть подход к делу. Необходимо активизировать, перестроить работу клубов, о чем уже говорилось на недавнем комсомольском собрании предприятия. Больше, значительно больше уделять внимания физкультуре и спорту. Нужно, чтобы вся молодежь занималась, да и не только молодежь. Конкретные предложения, мероприятия по всем этим направлениям записаны в решениях профсоюзных собрании. Дело теперь за тем, чтобы настойчиво проводить их в жизнь. Кое-что, однако, зависит не от нас, а от других организаций. Плоховато работают, например, райповские столовые, обслуживающие работников фабрики. Известные общие трудности в этом не в счет, потому что знаем, наша столовая почему-то обеспечивается мясо-молочными продуктами хуже, чем где-либо в районе. А ведь это в известной мере влияет на решение вопроса с кадрами. Надо райпо заняться нашей столовой основательнее. Укрепление дисциплины труда, создание сплоченного кадрового коллектива на производстве — дело сложное, многогранное, требующее постоянной заботы, общих усилий. Из этого и исходит, планируя свою деятельность, наша профсоюзная организация. Н. САФОНОВА, председатель фабкома фабрики имени Володарского» («Знамя», 20 марта 1980).
Продолжение »»» Часть 2 |