Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
06:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Церковь Спаса Преображения в селе Давыдово

Церковь Спаса Преображения

Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма села Давыдово Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 23.01.2003 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Новиков Сергей Владимирович (с 19 ноября 2021 г.).
Адрес Камешковский район, село Давыдово, д.9.




Церковь Спаса Преображения в селе Давыдове

Недалеко от музея Бородина в селе стоит большая церковь Спаса Преображения.
В 1717 г. на средства крестьян разных деревень, образовавших приход, в Давыдове была выстроена деревянная церковь в честь Преображения. К ней были определены – священник, дьячек и пономарь; крестьяне выделили им пахатные земли по 10 четвертей в поле и сенных покосов на 20 копен; в приходе тогда числилось 52 крестьянских средних двора. Всему этому с церкви положено было «дани 1 рубль 18 алтынъ 5 денегъ». В 1723 г. после пожара на ее месте была выстроена новая деревянная церковь, простоявшая вплоть до 1841 г.
Александр Алексеевич Розов родился 17 августа 1817 года в семье священника села Давыдово Владимирского уезда Алексея Дмитриевича Розова (1794-1860) и его жены Дарьи Григорьевны 1797 г.р. (в девичестве Правдиной). У Александра была сестра Мария Алексеевна Розова, в замужестве Казанская.
В 1841 г. на месте деревянной была построена современная каменная церковь. Тогда же рядом с ней была выстроена еще одна теплая церковь, которая до настоящего времени не сохранилась.
В связи с холодной церковью была построена каменная колокольня.
15 октября 1865 г. заштатный диакон с. Давыдова Арсений Глебов переведен к временному исправлению должности причетника в с. Флорищи, Покровского уезда, в пользу семейства бывшего пономаря Михаила Крутецкого.
21 февраля 1867 г. села Давыдова священнику Николаю Невскому за обращение в православие устарелого раскольника крестьянина Филипа Петрова, объявлена благодарность Епархиального Начальства.
16 октября 1867 г. закрыто причетническое дьяческое место в с. Давыдове.
В 1878 г. в должности церковного старосты утвержден с. Давыдова – временно Московский купец Николай Алексеев.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства церковному старосте Николаю Саввину Алексееву, за пожертвование 500 руб. в Преображенскую церковь на украшение и устройство принадлежностей храма.

В холодной церкви три престола: а) в честь Преображения Господня, б) во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, г) в честь Покрова Божией Матери (освящен в 1892).
В теплой церкви два престола: в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. К церкви были приписаны две часовни – в деревнях Мокееве и Оксенцеве. Земли при церкви: усадебной 1 ¾ десятины, пахотной 30 д. и покосной 3 десятины. Плана и межевой книги на землю нет. [1]
Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта составляют: 1) проценты с капитала 1400 руб., положенного разными лицами за вечное поминовение, 2) доходы от земли и хлебного сбора, от служб и требоисправлений,- всего 2000 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Давыдова и деревень: Филяндина, Оксенцева, Новской, Старикова, Горок, Новой Быковки, Воронина, Мокеева и Быковки, в коих по клировым ведомостям числилось 1206 душ муж. пола и 1358 жен. пола; из них раскольников разных сект 17 душ муж. пола и 13 душ жен. пола. [1]
В приходе имелись два народных училища – в селе Давыдове (учащихся около 80 человек ежегодно) и деревне Новой Быковке (учащихся около 35). [1]


Святые ворота церкви Спаса Преображения






Внутреннее убранство церкви Спаса Преображения

Настоятелем храма с 3 февраля 1837 года являлся священник Павел Афанасьевич Дианин. До сих пор рядом с церковной стеной сохранилось металлическое надгробие иерея Павла Дианина, которого односельчане похоронили в 1891 г. на почетном месте.

Иван Дмитриевич Сокольский в 1887 году в 20-летнем возрасте окончил Владимиpскую духовную семинаpию и, женившись на дочери священника села Михалково Владимирского уезда Ивана Беседина Софье, в 1890-м году был определен настоятелем Спасо-Преображенской церкви села Давыдово (см. Почтенное семейство Сокольские).
В 1892 г. при Преображенской церкви был устроен еще один придел в честь Покрова Божией Матери.


Церковь Спаса Преображения. 1910 год





Колокольня церкви Спаса Преображения

К церкви прилегает высокая колокольня.
За церковью находится действующее кладбище, окруженное невысокой кирпичной оградой.

«Архиерей «лицом к деревне».
Так, Владимирский архиерей, Герасим, например, читает газеты, интересуется политикой, очередными задачами советской работы. Не только интересуется, но даже старается переложить ее в область своей «пастырской» деятельности. Если деревенский поник, желая улучшить свое бездоходное положение, подает заявление в коммунотдел о принятии его в коммунистическую партию, то архиерей «человек высокого полета» улучшает свое положение, вернее пытается улучшить, более «глубоким» методом. Архиерей Герасим и решил—лицом к деревне повернуться. Для этого задумал сам объехать деревни и улучшить свой «пастаппарат». Не подумайте чего плохого, просто: — пастырский аппарат.
Первый выезд был совершен в село Давыдово (Влад. у.). Приехав, он созвал «экстренное совещание» всех безответственных работников: попа с матушкой, церковного сторожа, Ермилу - церковного старосту, местного кулака.
После обмена приветствиями (пo пpeйcкуранту, госспирта) было дано торжественное богопредставл.... виноват, богослужение. Крестьяне же смекнули, что эта «смычка» архиерейская слишком: — опустошительна для кармана. Решили «размкнуться». Кто-то поджег старый, ненужный никому, не только черту, но и архиерею, сарай. Все тут-же кинулись из церкви. И остался один архиерей, со своими придворными, провозглашая в стены храма молитвы. А после «пожара» уж никто не заглянул в церковь. «Невежливы» наши мужички! Они повернулись, тоже, лицом к… агроному, спиной к архиерею» («Призыв», 17 мая 1925).
Хрисанфов Иоасаф Михайлович (род. 1870) проходил должность священника в 1931 г. в с. Давыдово. Упоминается в 1938 г., как священник с. Доброго. Арестован 16 июня 1938 г., приговорён к 5 годам лишения свободы.
В августе 1934 г. была необычная жалоба из с. Давыдово Владимирского района о том, что в июне председатель сельсовета Бугров запретил церковному совету покос травы на кладбище, использовавшейся с 1918 по 1933 гг. для уплаты ренты за землю, на которой располагались храм и кладбище, и передал это право фельдшеру местной больницы (жалоба в райисполком результата не дала). Также верующие требовали возвращения полученных последним от покоса 8 центнеров сухого сена. Правда, тут не может не вызывать вопросов законность требований с верующих платы за землю на кладбище (8 центнеров сена можно собрать примерно с 40-50 соток земли).
«Секретарь Давыдовского сельского Совета Л.А. Ерлыкина, она же председатель комиссии сельсовета по контролю за соблюдением законодательства о культах, считает, что возглавляемая ею комиссия работает хорошо, да и вообще с вопросами атеистической пропаганды на их территории все обстоит благополучно.
Спору нет, действительно кое-что делается в Давыдове в этом отношении. Комиссия приняла некоторые меры против пьяниц и хапуг, которые использовали церковную кассу, как кормушку. Так, был пойман с поличным бывший председатель исполнительного органа «двадцатки» некто Комов, пытавшийся присвоить пожертвование церкви в сумме 100 рублей. Прекращена деятельность сребролюбивых старушек, которые за солидные вознаграждения занимались отпеванием покойников на дому и свершением некоторых других обрядов помимо церкви и в нарушение законодательства о культах.
Комиссия собиралась регулярно и каждый раз рассматривала вопросы, связанные с ее компетенцией, стремилась создать все необходимые условия для использования каждым гражданином гарантированного Конституцией СССР права свободы совести.
Определенную работу проводят и давыдовские атеисты — учителя местной школы и специалисты колхоза «Большевик». За восемь месяцев членами общества «Знание» проведено 42 антирелигиозных мероприятий — вечеров, лекций, бесед. Есть список закрепления атеистов за верующими для проведения индивидуальной работы.
Все эти факты, видимо, и создали в Давыдовском сельском Совете, в парторганизации колхоза «Большевик» обстановку самоуспокоенности и благополучия на атеистическом фронте идеологической работы.
Однако более глубокое знакомство с состоянием религиозности в приходе давыдовской церкви убеждает, что благополучие это мнимое, а самоуспокоенность очень вредная для атеистического воспитания трудящихся.
Здесь также уместно сказать, что отмечаемые нами недостатки будут относиться не в меньшей, а даже в большей степени к Оргтрудовскому поселковому Совету и парторганизации фабрики «Организованный труд», так как среди прихожан церкви значительное количество жителей этого поселка.
За последнее время Давыдовские церковники активизировались. Ранее затухавший приход стал преуспевать. Растут денежные доходы, увеличилось свершение церковных обрядов. В чем причина? В деятельности сельсовета, партийной организации колхоза, культурно-просветительных учреждений негативный пропагандистский материал доминирует над позитивным.
Мало только отрицать старое, надо утверждать новое, наше коммунистическое. Новые празднества, обряды и ритуалы внедряются медленно и недостаточно продуманно. Не будем впадать в крайность, скажем прямо: кое-что в этом направлении делается в Давыдове. Ежегодно проводятся праздники проводов Русской зимы, День колхозника и некоторые другие празднества. В сельском Доме культуры в торжественной обстановке проводятся обряды бракосочетания. Это отвечает запросам сельской молодежи, поэтому в текущем году случаев венчания в церкви нет. Молодожены предпочитают церкви Дом культуры. А регистрация новорожденных делается по-прежнему буднично, лишена торжественности. А ведь событие-то какое. Родился человек! Ну и тянутся родители в церковь, где этот обряд совершается с большой помпезностью. И с уверенностью можно сказать, что среди родителей, крестящих детей, подавляющее большинство неверующих. Выводов из этого в Давыдове пока не сделали.
Нет пока у Давыдовских атеистов системы и наступательности в антирелигиозной работе. Только этим можно объяснить такой из ряда вон выходящий факт. 19 августа в Давыдове праздновали престол — «преображение». Как же подготовилась к этому общественность села, чтобы не допустить пьяного разгула, который всегда сопутствует религиозным праздникам? Правление колхоза пошло по линии наименьшего сопротивления и объявило 19 и 20 августа выходными днями, выдав колхозникам денежное вознаграждение. Работники Давыдовского Дома культуры предпочли также спрятать голову под крыло, не организовав ничего интересного для культурного отдыха сельчан. А людей в Давыдово съехалось немало. Для многих это был удобный случай выпить и погулять. Лихо работал сельский магазин, снабжая и верующих, и неверующих водкой. А уж тот факт, что пьянка до добра не доводит, всем известен. Не было исключения и на этот раз. На току, где высилась гора зерна нового урожая, вспыхнул пожар. В результате колхоз понес убыток в несколько тысяч рублей. Сгорел хлеб.
Бытует кое-где среди нашей общественности мнение, что церковь отомрет сама по себе, так как держится на доживающих свой век старичках и старушках. Такой взгляд не нов. Авторы его из юношей давно превратились в глубоких старцев, а церковь все существует, а там же, где атеисты спят, и преуспевает. Характерно, что среди священников в нашем районе преобладают мужчины 36—40 лет. Заметим кстати, что и священник давыдовской церкви в недавнем прошлом воспитанник одной из школ города Камешково. Немало женщин средних лет в «двадцатках». Следовательно, мнение о самозатухании веры не только ошибочное, но и вредное. Поэтому в населенном пункте, где имеется действующая церковь, большая ответственность ложится на школу.
Знакомство с постановкой атеистического воспитания в Давыдовской восьмилетней школе показало наличие многих недочетов в ее организации. В плане работы школы имеется всего один единственный пункт, посвященный этой стороне воспитания учащихся. Директор школы А.В. Куркин при этом добавил:
— Более подробно об этом сказано в планах классных руководителей.
Находившиеся в учительской два педагога подтвердили, что у них запланированы беседы о правильных и суеверных приметах. Что и говорить, планы не ахти какие!
В начале статьи уже было сказано, что среди прихожан давыдовской церкви больший часть — жители поселка Оргтруд. Мы поинтересовались: держат ли руководители поселка и фабрики связь с Давыдовским сельским Советом, изучают ли положение дел? Ведь без такой связи нельзя конкретно и целеустремленно строить эту работу. Оказывается, ни председатель Оргтрудовского поселкового Совета В.М. Карпов, ни секретарь парткома фабрики «Оргтруд» Н.А. Кудрявцева не интересовались состоянием религиозности.
Весь уклад нашей советской жизни противоречит церковному мировоззрению, подрывает самые его основы. Но процесс отхода верующих от религии будет идти тем быстрее, чем продуманнее и наступательнее будет поставлена атеистическая пропаганда.
М. ВАСИЛЬЕВ» («Знамя», 17 октября 1972).
«В 1978 году при попытке кражи из Свято-Преображенской церкви с. Давыдово была задержана группа, в которую входил и некто Мигаль, позднее ставший одним из авторитетов преступного мира. (Года полтора назад Мигаль был убит в Москве во время преступной разборки, об этом писали некоторые областные газеты). А тогда, раскручивая дело, милиционеры изъяли у преступников около 100 икон и других предметов церковной утвари.
— Помнится, — говорит Орлов, — что находясь под арестом, Мигаль всячески хитрил и выкручивался, пошел даже на то, чтобы проглотить алюминиевую ложку — только бы затянуть следствие. Впоследствии группа Мигаля не единожды оставляла следы в церквях и в дачных домах нашего района. И все-таки, несмотря на усилия милиции, очень много ценных икон было отсюда вывезено...» («Знамя», 19 апреля 1996).
«Ох и достается же Преображенской церкви в с. Давыдово! Совсем недавно писали мы, что из нее украдено 30 икон. И вот новые сообщения. В ночь на 25 августа злоумышленники проникли в помещение и украли 17 икон и шторы. Под утро 27 августа опять сорваны навесные замки и похищено еще восемь икон. Если и дальше так пойдет, то скоро на прихожан будут смотреть голые стены» («Знамя», 4 сентября 1993).

К Спасо-Преображенскому храму села Давыдово приписан кладбищенский храм-часовня Покрова Пресвятой Богородицы в д. Новая Быковка.

Далее »»» Село Давыдово
Категория: Камешково | Добавил: Николай (14.08.2023)
Просмотров: 337 | Теги: Давыдово, церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru