Валентин Бобков родился 29 июля 1920 года в деревне Финеево Финеевской волости Покровского уезда Владимирской губернии (ныне Киржачского района Владимирской области) в крестьянской семье.
В 1936-1938 годах обучался в Орехово-Зуевском торфяном техникуме.
Валентин Васильевич Бобков
После окончания аэроклуба, в декабре 1938 г., по комсомольскому набору добровольно вступает в ряды Советской Армии и направляется на учебу в военно-авиационную школу летчиков. В Красной Армии с 1937 года. В марте 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком, старшим лётчиком и командиром звена истребительного авиаполка (в Киевском особом военном округе; город Винница, Украина). Участник похода советских войск в Бессарабию в июне-июле 1940 года в должности лётчика 88-го истребительного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 - командир звена 88-го истребительного авиационного полка. Воевал на Юго-Западном (июнь 1941) и Южном (июнь-июль 1941) фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Украине. 17 июля 1941 года был тяжело ранен в левую ногу и до начала 1942 года находился на излечении в госпитале в городе Астрахань.
В марте-июле 1942 - оперативный дежурный аэродрома Остафьево (Московская область).
В июле-декабре 1942 - лётчик связного самолёта У-2 (По-2), а в декабре
1942 - мае 1945 - командир звена и командир эскадрильи 814-го (с августа
1943 - 106-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Калининском (июль-сентябрь 1942), Западном (сентябрь 1942), Юго- Западном (декабрь 1942 - октябрь 1943), 3-м (октябрь 1943 - июль 1944) и 1-м Украинских (июль 1944 - май 1945) фронтах.
Участвовал в Ворошиловградской операции, Курской битве, Изюм- Барвенковской, Запорожской, Днепропетровской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях. 30 ноября 1943 года был вновь ранен в левую ногу и отправлен в госпиталь.
Всего за время войны совершил 319 боевых вылетов на истребителях И-16, Як-1, Як-7Б и Як-9, в 80 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 4 самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Бобкову Валентину Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7664).
После войны продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Центральной группе войск). В 1945 году окончил курсы при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе ВВС. В 1948-1951 - старший лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта 14-го (с 1949 - 58-го) истребительного авиационного корпуса (в Белорусском военном округе; город Волковыск Гродненской области, Белоруссия).
В 1955 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1955-1956 - начальник оперативно-разведывательного отделения 26-й истребительной авиационной дивизии (в Северном военном округе; город Петрозаводск, Карелия). В 1956-1957 - старший офицер отдела ПВО начальника ПВО Северного военного округа (город Петрозаводск, Карелия). С мая 1957 года подполковник В.В. Бобков - в запасе.
В 1963-1976 годах работал старшим лаборантом и ассистентом факультета автоматизированных систем управления Московского инженерно-строительного института.
Жил в Москве. Вел большую общественную работу при Октябрьском райкоме ДОСААФ.
Умер 30 мая 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Память: - В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска (Северное Чертаново, дом 4, корпус 407).
Источники:
- Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.
- Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. - С.-Петербург, 2010.
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. - Москва, 1987.
- Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.
319 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ
Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Ожесточенные бои, начавшиеся 22 июня 1941 года, не затихая ни на минуту, шли уже несколько дней. С рассвета до темноты Бобков отражал налеты вражеской авиации. Он прикрывал наземные войска, оберегал эвакуированное население, идущее по дорогам вглубь страны, охранял свой аэродром, расположенный в районе Винницы.
В середине июля при налете вражеской авиации на аэродром самолет Бобкова был поврежден при взлете, не успев даже убрать шасси. Немецкий летчик с первого же захода перебил тяги управления его самолета. Не имея возможности из-за отсутствия высоты совершить маневр, самолет Бобкова одним крылом врезался в телефонный столб, а другим ударился в землю. Самолет разломился, а пилота, не успевшего привязаться ремнями, выбросило из машины. С переломленной ногой, раздробленной челюстью, контуженный, Бобков был направлен в госпиталь. Спустя десять месяцев, с укороченной ногой и заиканием, Бобков предстал перед военно-медицинской комиссией. Врачи были непреклонны: «К летной работе не годен».
— Ты сначала научись по земле ходить, да разговаривать, — посоветовал председатель комиссии, когда Бобков в третий раз обратился к нему.
Стиснув до боли зубы, Бобков направился на новую должность — оперативным дежурным аэродрома. Вглядываясь в небесную синеву, он подолгу не отрывал от нее взгляда, завидуя тем, кто парил в воздушном океане, сражаясь с врагом.
— И я буду летать! — произнес Бобков, направляясь к командиру авиационного полка, готовившемуся к отлету на фронт. Тот внимательно выслушал его просьбу, взглянул на орден Красного Знамени, полученный за четыре сбитых самолета, и неопределенно заявил:
— Давай, попробуем!
Проба прошла успешно. Бобкова снова зачислили летчиком. Его незаурядные летные качества в полной мере раскрылись тогда, когда он был назначен командиром авиационной эскадрильи. Молчаливым и скромным на земле, бесстрашным в воздухе — таким знали в части Валентина Бобкова. Летчики его эскадрильи за два года совершили 1650 боевых вылетов, провели 220 воздушных боев, сбили 80 самолетов противника.
...Пять истребителей под командованием гвардии старшего лейтенанта Бобкова вылетели на прикрытие наших наземных частей. Вскоре в воздухе показались 15 «юнкерсов», шедших под прикрытием 12 истребителей. «Пять против двадцати семи», — подсчитал Бобков и, не раздумывая, бросился на «юнкерсов», собиравшихся сбросить бомбы на наши наземные войска. Немцы, чувствуя численное превосходство, бросились на ведущего Бобкова. Фашистскому летчику удалось подойти к левому борту самолета командира эскадрильи. Несколько осколков повредили кабину, отказали приборы управления. Бобков почувствовал острую боль, передал по радио:
— Ранен. Выхожу из строя. Прикройте!
А бой разгорался. Отбиваясь от наседающих немецких самолетов, товарищи ничем не могли помочь своему командиру. Временами теряя сознание, в полуобморочном состоянии, Бобков восстановил ориентировку и по солнцу взял курс на свой аэродром, но найти он его не смог.
— Аэродром не вижу. Дайте ракету, — запросил он по рации.
В небе вспыхнуло несколько огоньков. Ориентируясь на них,
Бобков уменьшил обороты мотора и спланировал на посадочную площадку. С раздробленной ногой, истекающего кровью, его вытащили из кабины и отправили в госпиталь. Это произошло - 30 ноября 1943 года.
А спустя несколько месяцев самолет Бобкова снова был на выполнении боевых заданий. Отважный летчик освобождал Польшу, Чехословакию, штурмовал Берлин.
319 боевых вылетов сделал за годы войны подполковник Валентин Васильевич Бобков. Он провел около 80 воздушных боев, лично сбил 13 самолетов противника и 4 — в групповых сражениях.
Герои Советского Союза Владимирской области Владимирский край в годы Великой Отечественной войны