Главная
Регистрация
Вход
Суббота
23.11.2024
11:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Соколов Тимофей Петрович, протоиерей

Киржачский протоиерей Тимофей Петрович Соколов

Протоиерей Тимофей Петрович Соколов настолько выделялся среди многочисленного духовенства губернии своими душевными качествами и так была почтенна его деятельность среди нашего простого народа, что из числа деятелей Владимирской губернии ему по праву должно быть отведено одно из первых мест.
В 1883 году, в г. Владимире, в типографии губерн. земской управы была отпечатана довольно объемистая книга (8°, 336 стр.) под заглавием — «Простонародныя поучения» свящ. Т. Соколова. — Кто это был автор? — вероятно тогда никто не интересовался, хотя книга заинтересовала и очень многих; тогда в один голос многие заговорили, что и во Владимирской губернии появился свой Родион Путятин (известный проповедник). Сам автор — священник Тимофей Петрович Соколов — оказался священником погоста Дмитриевского, Судогодского уезда, погоста на реке Высокой, ничем не замечательного. В том же 1883 г. о. Соколов волею архиерея Феогноста был переведен в г. Киржач и произведен в протоиереи тамошнего собора.
Для вдумчивого читателя фамилия автора появившейся книги не должна была быть неизвестной: еще задолго до того некоторые поучения о. Тимофея уже были напечатаны и находились в руках почти у всех священников, — это в «Сборнике поучений епархиальнаго духовенства», изданного в 1867 г. и прикладывавшегося к №№ «Епарх. Ведом.».

Тимофей Петрович Соколов был уроженец из с. Борисовского, Владимирского уезда, сын священника. Родился он 16-го января 1825 года. Образование получил во Владимирском духовном училище и семинарии; в последней кончил он курс в 1846 г. под № 3 (студентом), но продолжать образование в академии Соколов не пожелал.
23 июня 1848 г. он был определен священником в Дмитриевский погост, Судогодского уезда. Здесь, в маленьком, почти заброшенном погосте, о. Тимофей Петрович Соколов отдался весь, с порывами молодости, любимым занятиям.
На пути его деятельности встречались и колючие шипы. В первый же год священства, в 1848 году, о. Тимофею пришлось пережить ужасы холерного времени. Доктора тогда были редки, медицинские средства против болезни ограниченны. Холера свирепствовала почти беспрепятственно. Народ болел и вымирал иногда целыми семействами. Таким образом, о. Тимофею пришлось совершать свои первые молитвословия, первые священнодействия среди страшных картин смерти и постоянных опасностей. Но не пал духом о. Тимофей. С полной покорностью воле Божией он пережил тяжелое время, возложив всю свою надежду на милосердие Отца небесного.
Затем, когда прошло холерное время, для о. Тимофея настали долгие и нелегкие годы постепенного устроения того семейства, в которое он вступил, при определении на священническое место. По обычаям своего времени, Высокопреосвященнейший Парфений, раздавая места кандидатам священства, — обязывал их не только брать в супружество сирот, но вместе с тем, по мере возможности, поддерживать и устроять их обездоленных братьев и сестер. О. Тимофей, взяв за себя сироту, обязался при этом пристроить еще пятерых сирот. Тяжело досталось о. Тимофею это обязательство. Сироты, свояченицы, одна за другой подрастали и требовали средств, а между тем Димитриевский приход давал о. Тимофею всего сто рублей. Другой, на месте о. Тимофея, погрузившись в заботы о добывании средств к жизни, превратился бы в заурядного священника. Но не таков был о. Тимофей: тяжести не заглушили в нем прекрасных качеств души и не подавили лучших стремлений ее. Напротив эти тяжести послужили во благо о. Тимофею: из него выработался примерный священник, учительный проповедник, истинный благотворитель прекрасный начальник, добрый семьянин и хороший хозяин.
Он, от природы одаренный недюжинными способностями, страстный любитель природы, обладавший прекрасными качествами души, имел возможность вполне проявить свои природные способности. Здесь прежде всего необходимо отметить неуклонное проповедничество о. Тимофея. Как проповедник, о. Протоиерей Т.П. Соколов известен печатными трудами. Достоинство печатных поучений его оценено было в свое время духовной критикой. Особенностью поучений о. Протоиерея служит обилие в них рассказов из житий Святых и свидетельств о разных истинах веры из творений Св. отцов. При умелом выборе тех и других и ясности изложения, поучения о. Протоиерея производят сильное впечатление на слушателей и глубоко западают в сердце. Но печатный сборник поучений о. Протоиерея представляет собою лишь незначительную долю из того, что он написал в течение своей долголетней проповеднической деятельности. Нет такого случая в церковной жизни, на который не нашлось бы у о. Протоиерея двух или трех поучений.
— Как священник, резко выделялся из сонма своих сотоварищей: совершал все службы неспешно, истово, перед литургиями прочитывал синодик с многочисленными именами, а после литургии, без всяких просьб, заказов, служил молебны с акафистным пением перед чтимыми иконами.
Как член общества, о. Тимофей надолго останется памятен народу: это был редкий пример в наше время кротости и доброты, а дело милостыни и благотворительности он считал своим постоянным, неизменным делом. Бедные вдовы и сироты всегда находили в нем искреннее сочувствие и отеческую поддержку. Простота и миролюбие — были его всегдашним идеалом в жизни, а потому в обращении со вееми о. Тимофей был кроток, обходителен и уступчив.
За такие редкие душевные качества о. Т.П. Соколов был горячо любим всеми, и начальство, по мере возможности, не оставляло его своими милостями. Во время службы в пог. Дмитриевском до 1883 года он состоял катихизатором, членом цензурного Комитета, уполномоченным на епархиальных съездах, членом благочиннического совета и окружным духовником.
Переведенный в Киржач 11 сентября 1883 г., через месяц — 11 октября он был возведен в сан протоиерея; 3 апреля 1889 г. он был награжден орденом св. Анны 2-й степени, в 1895 г. — палицею, а 5 ноября 1898 г. — орденом Владимира 4-й степени. С переходом в г. Киржач, протоиерей Соколов был поставлен благочинным второго Покровского округа.
Источник:
Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 5-й.

Пятидесятилетний юбилей Протоиерея Благовещенского собора гор. Киржача о. Т.П. Соколова

Несмотря на свои преклонные годы, он, перед началом литургии, неопустительно читает синодик с многочисленными именами, неспешно, истово совершает литургию, а после литургии, по собственной инициативе, служит молебны, с акафистным пением перед чтимыми иконами и участвует в крестных ходах. Примерное усердие о. Протоиерея Т.П. Соколова к службам Божиим хорошо подмечено его прихожанами. Они охотно собираются в храм, чтобы помолиться с своим пастырем, особенно в праздничные дни.
О. Протоиерей, по слабости своих сил, особенно зрения, уже не может уделять любимому делу проповедничества не столько энергии и времени, сколько уделял в былые времена, и скорбит в тех случаях, когда вынужден бывает отпускать молящихся из храма без назидания. Но зато о. Протоиерей с любовию поощряет и руководит тех молодых проповедников, которые являют талант и охоту к проповеданию Слова Божия.
Как истинный служитель Церкви Божией, о. Протоиерей Т. П. Соколов всегда считал и считает дело милостыни и благотворительности своим постоянным, неизменным делом. Любя, по мере возможности, помогать беднякам, он постоянно носит при себе мелкие деньги и раздает их встречающимся беднякам, часто даже без просьбы со стороны их. После церковных служб, он никогда не выходит из храма, не оделив деньгами всех нищих, находящихся в притворе. Перед большими праздниками он имеет обыкновение посылать то тем, то другим бедным детям, посильное пособие. Вдовы и сироты духовенства всегда находят в нем искреннее сочувствие и отеческую поддержку. Ни одно благотворительное дело, ни одно благотворительное учреждение в епархии не оставалось и не остается без участия о. Протоиерея. Он состоит членом духовного Попечительства, членом Братства Св. Александра Невского, членом Миссионерского и Палестинского Обществ и проч...
Как начальник, о. Протоиерей являлся и является поборником мира, согласия и тишины среди духовенства. Не терпя никаких распрей, он всегда старается приводить враждующих к обоюдным уступкам и взаимному согласию, не роняя чести противников и не нарушая закона справедливости. В своих отношениях к подчиненным он всегда добр, искренен и приветлив. За это все платят ему полной откровенностью и глубоким расположением. На него не жалуются даже тогда, когда он вынужден бывает прибегнуть к замечаниям и выговорам.
В семейной жизни на долю о. Протоиерея выпало не мало забот. В течение пятидесяти лет он постоянно, почти без отдыха, трудился над воспитанием и пристройством то сирот, то собственных детей. От этого рода трудов почтенный старец не свободен и доселе. На его руках и теперь находятся: две дочери, один сын, убогая внука и бесприютная племянница.
Как член Общества, о. Протоиерей Т.П. Соколов представляет собою недюжинный пример простоты и миролюбия во взаимных отношениях. Двери дома его всегда открыты для всех и все встречают в нем ласковый прием. Лицо его, при встрече гостя, светится добродушием, а речь оживлена веселым и безобидным юмором; советы носят следы большой опытности. Со всеми он кроток, обходителен и уступчив. Не желая никого оскорбить, он прощает и тех, которые наносят ему оскорбления. «Нельзя, говорит он часто, угодить всем. Нужно бояться одного: как бы нам не оскорбить кого. Пусть другие оскорбляют нас, а мы до гроба должны молиться за всех». В минуты уединения о. Протоиерей постоянно с книгой, а при встрече с знакомыми, любит поделиться прочитанным.

23-го июня 1898 года, в городе Киржаче, с разрешения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, состоялось скромное торжество по случаю исполнившегося пятидесятилетнего служения в священном сане Настоятеля Киржачского Благовещенского собора и Благочинного второго Покровского округа, Протоиерея Тимофея Петровича Соколова.
За свои редкие душевные качества о. Протоиерей Т.П. Соколов всегда пользовался искренним расположением всех и в погосте Димитриевском и в городе Киржаче. Поэтому еще за полгода до наступления юбилейного дня о. Протоиерея Т.П. Соколова, все его почитатели, — духовенство двух округов, второго и пятого, и жители города Киржача открыли добровольную подписку, чтобы почтить любимого юбиляра, в день его торжества, соответственными подарками. Граждане города Киржача приобрели значительной ценности золотой наперсный крест с украшениями, и на оборотной стороне его сделали надпись: «Протоиерею города Киржача, Т.П. Соколову от прихожан в день юбилея 1898 года июня 23-го дня». Духовенство второго Покровского округа приготовило ценную икону Спасителя в серебряной, вызолоченной ризе, художественной работы, а духовенство пятого округа, до 1897 года принадлежавшее к Киржачскому же благочинию, приобрело икону Владимирской Божией Матери, то же в серебряной, вызолоченной ризе. На той и другой иконе сделаны были приличные случаю надписи.
Накануне юбилейного торжества совершено было Всенощное бдение. На величание с юбиляром выходило 9 священников; пение было стройное и трогательное. В самый день юбилея, перед Божественною литургией, о. Протоиерей Т.П. Соколов был встречен во храме с крестом и святой водой. Литургию совершал юбиляр, в сослужении Протоиерея о. В. Никольского и семи священников. Вместо причастного стиха, соборным священником о. П. Лепорским произнесено было следующее поучение.
Молим вы, братие, знайте настоятелей ваших о Господе и имейте их по преизлиха в любви за дело их (Сол. 5, 12 — 13).
Собрались мы, братие, сегодня в храм, чтобы помолиться за Наставителя своего в день полувекового служения его церкви. Остановимся вниманием на совершающемся событии и посмотрим, — где основания и в чем заключаются побуждения к нашему торжественному чествованию маститого пастыря.
Пастырское служение, по учению Св. отцов церкви, есть одно из высоких служений на земле. Его задачи и назначение совершенно отличны от задач и целей других служений. Св. Григорий Богослов говорит: пастырь церкви должен стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, священнодействовать со Христом, возносить жертвы на горний жертвенник (Ц. В. 1890 год № 40). „Священники, говорит Св. Иоанн Златоуст, еще живут на земле, а поставлены распоряжаться уже небесным, получили такую власть, которой Господь не дал ни Ангелам, ни Архангелам" (3 слово о свящ. стр. 59). При высоте своего назначения, пастырское служение требует от пастырей и особых свойств, трудов и усилий. Как бы тихо и незаметно пастырское служение не совершалось, оно есть „постоянный подвиг, требующий непрерывной бдительности над собою, постоянного молитвенного настроения, неистощимого терпения и готовности на самопожертвования". Св. Григорий Богослов говорит: „священник должен прежде очистить себя, потом очищать других; придти к Богу, потом приводить других; освятиться, потом освящать; сделаться светом, потом уже просвещать других (У. и П. хр. в. Гр. Дьяченко 586 стр.). Трудность исполнения высоких пастырских задач усложняется там, где не всегда и не от всех пастыри церкви встречают сочувствие своей деятельности. Поэтому просвещенный свыше Апостол Павел в речи к Солунским христианам призывает их особенно пред всеми любить пастырей церкви. В наше время, однако же, пастыри церкви, часто заслуженно и незаслуженно, встречают со стороны пасомых и холодность, и неуважение, и порицание. Но что говорить об этом? Зло всегда было и не искоренится, пока существует мир. Неуважение и порицание пастырей церкви были еще во время Св. Иоанна Златоуста и им же по достоинству оценены. „Пусть жизнь священника будет самая порочная, говорит он, Господь чрез него сделает все, что нам нужно, так как не своей чистотой священник привлекает Духа Святого, но благодатию, данною ему. Поэтому бойтесь, чтобы видя нерадение предстоятеля, не приумножить через это для себя зла (86 бес.)“. Если, таким образом, все пастыри церкви, достойные и недостойные, заслуживают уважение со стороны пасомых, то не большей-ли чести заслуживают пред ними достойные из пастырей. Апостол Павел в послании к Тимофею, излагая наставления, чему учить и чего требовать от христианина, говорит: прилежащие добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, — паче же труждающиеся в слове и учении (1 Тим. 5, 17). Досточтимого юбиляра нашего Господь отметил своим благоволением, даровал ему долголетие и поставил его на высоте положения. Все эти милости Господь явил ему за то, что он был истинным тружеником на ниве Господней. Нам ли не почтить его? Первое, что возвышает старца, нашего Начальника, — это искреннее и благоговейное исполнение им своих пастырских обязанностей. Второе, что заслуживает глубокого уважения в нашем маститом юбиляре, — это то, что он до последних дней остается усердным сеятелем Слова Божия. Третье, что особенно влечет каждого к старцу, — это его обхождение со всеми: кроткое, ласковое и снисходительное. Он боится обидеть кого либо, скорбит о тех, которые без причины удаляются от него. Можно бы указать много и других достоподражаемых дел юбиляра, но боюсь приподнимать завесу над ними, чтобы не оскорбить смирения доброделателя. Помолимся, добрые прихожане, да продлит Господь жизнь нашего настоятеля еще на многие годы и да сподобит его в благополучии пожить на закате дней!
По окончании литургии, многочисленный сонм священнослужителей вышел на средину храма. По прочтении здесь указа Владимирской Духовной Консистории о разрешении юбилейного празднества, священник Киржачского собора о. А. Цветаев обратился к юбиляру с следующею речью.
Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый о. Протоиерей Тимофей Петрович! Приветствую вас от имени признательного подведомственного вам духовенства со днем пятидесятилетия вашего священства. В настоящий знаменательный день мы радуемся милосердию Божию к вам. Господь удостоил вас в течении пятидесяти лет предстоять пред престолом Его; священнодействовать пренебесные тайны, ходатайствовать за согрешивших, направлять на путь истины заблудших, с примерным усердием и особенным умением учить правилам веры и благочестия пасомых. Конечно, не легок был вам подвиг. Много пришлось вам испытать и перенести туги душевной и боли сердечной. Но тяжелый подвиг пройден вами с честью. Господь поддерживал в вас бодрость душевную и телесную. — Не меньшей чести достоин и другой ваш подвиг, который вы пронесли на протяжении последних пятнадцати лет, подвиг доброго Начальника над соработниками на ниве Господней. Своей добротой, кротостью и смирением вы так поставили себя, что мы, соработники ваши, в присутствии вашем всегда чувствовали себя, как со старшим многоопытным собратом, с которого нужно брать добрый пример. Своею любовию вы готовы были покрыть наши недостатки. Под вашим доброжелательным управлением мы всегда были спокойны за свою участь. Принося за вас благодарение Господу Богу, — усердно молим Его, да продлит Он вашу жизнь и еще на многие годы. А в знак нашей глубокой любви и признательности к вам благоволите, досточтимый о. Протоиерей, принять от нас икону Господа Вседержителя, нашего Пастыреначальника.
После этих слов, о. А. Цветаев взял икону Спасителя с аналоя и поднес ее к о. Протоиерею. Маститый юбиляр благоговейно осенил себя крестным знамением и со слезами на глазах приложился к святому изображению.
Вслед за о. А. Цветаевым поднес юбиляру икону Владимирской Божией Матери о. Благочинный пятого округа, священник о. В. Капацинский, и при этом в простых, но задушевных словах высказал, что духовенство пятого благочиния, прежде бывшее под руководством юбиляра, помнит его добром, приветствует с исполнившимся пятидесятилетием его священства и уполномочило его поднести, в знак признательности, икону Божией Матери.
После речей духовенства, на середину вышли представители города, из которых один держал на блюде подносимый крест, другой прочел адрес следующего содержания:
Ваше Высокопреподобие, высокочтимый о. Протоиерей, Тимофей Петрович! Считаем за особое счастье в ряду сослуживцев ваших приветствовать вас в день полустолетнего служения вашего на пользу Св. церкви. Велик для вас нынешний день; велики и ваши заслуги для прихода. К сожалению, мы не в силах отметить все выдающееся в вашем служении. 35 лет, при расцвете сил, вы служили вдали от Киржача; нашим же пастырем вы стали уже на склоне лет. Несмотря на это, вы и среди нас показали себя примерным пастырем. С первых дней служения в наших храмах вы явились благоговейным совершителем служб Божиих; вы исполняли не только обязательные службы, но и разные молебствия по своему почину; с великою пользою для нас вы проповедывали возвышенные истины Евангельского учения, и проповедь ваша глубоко западала в наше сердце. Не только словом, но и делом вы наставляли нас на дела добрые. Думается, что редкий из прихожан не видел, какой большой толпой, при выходе из храма, окружают вас оборванные и голодные люди, а вы с любовию оделяете каждого из них от своих приобретений. Может быть, благодаря этому, наши незабвенные благотворители вложили большие капиталы на дела благотворительности. В обращении с нами мы видим вас всегда ласковым, кротким и снисходительным. В знак нашей искренней признательности к вам, примите от нас предлежащий святой крест. Пусть он напоминает вам о нас в молитвах ваших пред престолом Божиим, и мы, с своей стороны, будем молить Господа, да сохранит Он, Всемогущий, дорогую вашу жизнь и впредь на многия и многия лета.
После представителей города приветствовал юбиляра надворный советник А.И. Куксинский, по исповеданию католик, следующей речью:
Достойнейший пастырь, о. Протоиерей Тимофей Петрович! После речей ваших сослуживцев и привета ваших пасомых, позвольте и мне свидетельствовать, что вы, по всей справедливости, добрый пастырь, полагающий душу свою за пасомых. Видя вашу строго воздержную жизнь, ваше благоговейное стояние пред престолом Всемогущего Бога, ваше неспешное и внятное совершение богослужения и вашу пламенную молитву о ниспослании на пасомых Божией благодати, могу с уверенностью говорить, что вы много душ, погибавших в пороках, спасли молитвами от вечной смерти, а достославная жизнь ваша служит примером для всех и украшением целого сословия. Пастырское служение весьма трудно. Сколько оно требует борьбы, труда и самоотречения! Кажется невозможно соединить служение Богу и обществу! Но вы за 50 лет, легко сказать, своим усердием и беспредельным упованием на Божию помощь сумели все трудности преодолеть, приобрели общую любовь и благосклонное внимание от Начальства. Поэтому с великим утешением смотрю на вас и молю Бога, да хранит вас Он, Всемогущий, еще на многие годы и да поможет вам еще долго и долго назидать других молитвою, словом и примером строго христианской жизни. А меня прошу благословить.
При этих словах, А.И. Куксинский с благоговением принял благословение о. Протоиерея.
Растроганный до слез задушевными приветствиями, о. Протоиерей не решился держать ответной речи поздравителям, а только в кратких словах благодарил собравшихся за оказанную ему честь и просил не оставить его еще раз, при отходе в вечность.
По окончании приветствий, самим юбиляром в сослужении одного протоиерея и 11 священников совершен был благодарственный молебен, провозглашены многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Высокопреосвященнейшему Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому со всею его паствою и виновнику торжества, Протоиерею о. Тимофею.
После молебна о. Протоиерей Т.П. Соколов пригласил все собравшееся духовенство и представителей города в свой дом. У ворот дома о. Протоиерея встретили с иконой, хлебом и солью его семейные: жена, дочери, сын, два зятя и внука. В доме снова совершено было краткое молитвословие, возглашено многолетие юбиляру, и снова начались поздравления. Законоучитель Киржачской учительской семинарии о. С. Виноградов поздравил юбиляра от лица семинарской корпорации и передал письмо от бывшего директора этой семинарии А.А. Тяжелова. В это же время получено было поздравительное письмо от местного фабриканта П.П. Соловьева.
Вскоре после того, когда гости заняли свои места за столом, приветствовал о. Протоиерея зять его, священник села Лежнева о. В. Громов, следующею речью:
Велика твоя радость, родной юбиляр! Велик для тебя сегодняшний день: его ты никогда не забудешь! Но эта радость и этот день насколько велики для тебя самого, настолько же и для семейных твоих. «Страдает ли один член, говорит великий Апостол, страдают с ним и все члены, славится ли один.., с ним радуются все...» (1 Кор. XII, 26). Позволь же мне, как члену искренно любящей тебя семьи, в этот светлый день твоей жизни разделить твою радость и приветствовать тебя с исполнившимся пятидесятилетием твоего священства, но приветствовать не оценкой твоих пастырских заслуг, а признательностью тебе, как дорогому и доброму семьянину. Пятьдесят лет протекло твоей семейной жизни. Кто не знает, — как сложна эта жизнь? Какому семьянину неизвестно, что не одни радости дает ему она, полная забот, трудов и неразлучных с ними огорчений? Зная житейские заботы лиц семейных, тот же Апостол говорит о них: „скорби по плоти имети будут таковии“ (1 Кор. VII). И если трудна семейная жизнь для всех, то труднее многих она была для тебя, дорогой юбиляр, как пастыря церкви, пятьдесят лет несшего другие, более великие, священнические обязанности. На первых же порах твоего поступления в Дмитровский погост ты узнал эту нелегкую семейную жизнь. Получив в награду себе полуразвалившийся дом, ты взял на свое попечение пятерых сирот; не тяготился ты ими, а с заботливостью отца содержал их и пристраивал, кого из них мог и как мог. Не трудно представить: чего это стоило тебе, молодому еще и неопытному тогда семьянину! Но время пошло своим чередом. Пошла своя семья. Началось воспитание, а за ним и устройство детей. Всего тут было: и удач и неудач! Были веселые, были и черные дни!.. Никогда не забудет семья твоих трудовых годов. Не забыть ей того заботливого вида, с которым ты начинал и кончал свой трудовой день. Всегда памятны будут и твоя нежность, и простота души, и бесконечная любовь к нам, любящим тебя, а твоя редкая терпеливость в семейных невзгодах будет дорогим заветом не только для нас, но и для детей наших. Помню я тот роковой день, когда мы узнали о смерти дорогого нам Алексея Тимофеевича. Тяжело было всем нам, но еще тяжелее было для тебя, терявшего в дорогом сыне и свои труды и надежную опору в глубокой старости. Из всех нас, с терпеливостью и упованием на Господа Бога, ты один только говорил: „что поделаешь? На все воля Божия"!.. И я знаю, как эта терпеливость и эта преданность воле Божией постоянно ободряла тебя, поддерживая и в настоящее время твои старческие силы. В настоящие радостные минуты, выражая свою признательность тебе, дорогой юбиляр, за все доброе, я благодарю Господа Бога моего о тебе за умножение дней твоих и усердно молю Его: да продлит он, хотя и старческие, но дорогие и еще нужные для твоей семьи, годы!
Во время обеда было получено юбиляром от разных лиц много поздравительных телеграмм.
Свящ. П. Лепорский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 1899 г.).

Прослужил о. Тимофей Соколов более 50 лет в должности священника, уволен он за штат 23 сентября 1902 года.
Незадолго до смерти о. протоиерей потерял зрение, а в конце января 1913 г. он заболел воспалением легких, от которого и скончался 26 января 1913 года.

Пастырские заслуги и душевные качества о. Тимофея обстоятельно отмечены были, после его пятидесятилетнего юбилея, в 1899 году священником города Киржача П.И. Лепорским. Однако не лишним будет еще раз помянуть добрым словом о. Тимофея, как видного в епархии деятеля и редкой души человека.
Служа 55 лет в священном сане, о. протоиерей честно и примерно прошел свой долгий пастырский путь. Будучи человеком глубоко верующим и строго религиозным, он всегда являлся благоговейным и усердным совершителем всех священнодействий и богослужений церковных. Не любил о. Тимофей опускать церковных служб и совершать их торопливо. Отдаваясь молитве, он всецело отрешался от мира и устремлял свой ум и сердце к Тому, Кого считал единственной надеждой и опорой в жизни. Любил он поминать умерших, неопустительно перед каждой литургией читая синодик с многочисленными именами. После литургии весьма усердно служил перед чтимыми иконами молебны, которые во время служения в Киржаче ввел сам, по своему почину. Как истинный пастырь словесного стада Христова, он заботливо относился ко всем нуждам своих пасомых; на всякий зов их он быстро и охотно откликался; искренно сочувствовал им и в радостях и в горе; помогал несчастным, то ободряя их словами утешения и ласки, то оказывая им нередко посильную материальную поддержку. За все это прихожане, как погоста Дмитриевского, так равно и города Киржача, любили о. Тимофея. Последние выразили свою любовь к нему в его пятидесятилетний юбилей, преподнеся уважаемому юбиляру золотой наперсный крест с украшениями и сочувственный сердечный адрес.
Но самой видной заслугой о. Тимофея, выделявшей его на пастырском поприще из ряда других священников, было усердное проповедание Слова Божия. Этому святому делу он отдавался с удивительною любовью, уча своих пасомых и в храме, и в частных домах. Для своих поучений о. Тимофей брал самые разнообразные предметы: ими были и библейские тексты, и празднуемые Церковью священные события, и те или иные выдающиеся случаи из жизни его прихожан. Еще служа в Дмитриевском погосте, он издал свой печатный сборник простонародных поучений. Этот сборник вышел двумя изданиями и имел в свое время немалый успех не только в одной своей местной епархии, но и во многих других, откуда на поучения о. Тимофея неоднократно предъявляем был спрос даже и в недавнее время. Но печатный сборник его,— это далеко не все то, что было написано им в течение его пятидесятилетней священнической службы. Целые груды проповедей, за недостатком средств автора, лежат в его доме неизданными и доселе. В последние годы своей жизни пастырь, состоя за штатом и по слабости сил, не писал уже поучений. Но зато как любил он в эти годы говорить о проповедническом деле с другими! Беседуя весьма часто с пишущим эти строки; он едва-ли не каждый раз подолгу расспрашивал его о современных пастырях — проповедниках; с живым интересом осведомлялся у него о содержании их проповедей; усердно просил читать ему их, как только они появлялись в печати; а незадолго до смерти глубоко скорбел, что в числе своих собственных книг не имеет знаменитых трудов архиепископов Димитрия и Иннокентия, бывших проповедников Херсонских. С такою любовью относился он к святому и дорогому для него делу проповедания учения Христова!
Совместно с пастырским служением, о. Тимофей в продолжении пятидесяти пяти лет проходил немало и других должностей. Еще священствуя в Димитриевском погосте до 1883 года, он состоял катихизатором, членом Цензурного Комитета, уполномоченным на епархиальных съездах, членом благочиннического совета и окружным духовником. С переходом же в город Киржач в 1883-м году он был утвержден Епархиальным начальством в должности благочинного 2-го Покровского округа, которую проходил 19 лет. Нелегка была для него эта благочинническая должность. Второй Покровский округ в том самом виде, в каком он существует теперь, представляет только половину того, что было вверено о. Тимофею при его поступлении на должность. При нем благочиннический округ почти все время состоял из двух, ныне второго и пятого округов, заключающих в себе двадцать семь церквей при слишком тридцати церковных причтах. Небогатому здоровьем и получившему большое ведомство уже на склоне лет о. Тимофею тяжело было заведовать им. Однако с честью простоял он и на этом строго—ответственном посту. Как благочинный, он был дорогим начальником для своих подчиненных. Всегда добродушный и приветливый, в своих отношениях к ним он умел счастливо сочетать требования правды со снисходительностью и таким путем благотворно влиять на неисправных и небрежных. На все трудные вопросы церковно-приходской жизни о. Тимофей всегда находил для подчиненных ему лиц разумный ответ и полезное наставление. Являясь горячим поборником мира и тишины, он не терпел никаких ссор среди духовенства, а потому, за все время его благочиннической службы, во вверенном ему округе, весьма редко бывали какие-либо жалобы, или распри, но почти всегда все было тихо и спокойно. Подведомое о. Тимофею духовенство всегда с уважением и любовью относилось к нему. Свои чувства к о. Тимофею оно выразило в 1898-м году,— в день пятидесятилетия его священства, когда преподнесло любимому юбиляру две дорогие — Спасителя и Владимирской Божией Матери — иконы от нынешних второго и пятого, с 1897 года отдельно существующих, округов. Всегда внимательно к трудам о. Тимофея было и начальство. За свою усердную службу он получил высшие награды — палицу и орден св. Владимира четвертой степени.
Будучи примерным на служебном поприще, о. Тимофей таковым же был и в частной жизни. По своим душевным качествам это был редкий человек. Необыкновенная скромность и самоумаление, проистекавшие из полной преданности воле Божией, были его отличительными чертами. Видный в епархии протоиерей и известный проповедник, он, несмотря на свои заслуги, никогда не придавал им никакой цены и не любил слушать о них, когда ему говорили другие. В 1889 году бывший Владимирский Владыка Феогност телеграммой поздравил его с получением ордена св. Анны 2-й степени. Поздравление самого Владыки — какой бы подходящий случай для проявления тщеславия и похвальбы! Но он скрыл эту телеграмму от других, сказав, по прочтении ее, только домашним своим: «за что такая милость мне недостойному?» В последние годы своей жизни он весьма часто говорил: «столько лет я прослужил и не сделал ничего хорошего!» Отличаясь таким редким смирением, о. Тимофей не менее был симпатичен и во взаимных отношениях с людьми. Будучи человеком общительным и всегда гостеприимным, он с одинаковым радушием принимал к себе всякого, кто к нему приходил. Со всеми он был кроток, прост и миролюбив. Личных врагов он никогда не имел, потому что никого не обижал и никогда не обижался сам. Но что особенно украшало его душу,— это его сострадательность к нищим, обездоленным и неимущим. Не говоря о его бедных родных, из которых многие весьма часто и подолгу питались от его стола, о. Тимофей любил благотворить по возможности всем, кого только видел в нужде. После церковных служб толпой ожидали его выхода из храма голодные люди; на перекрестках дорог они стерегли его. И он с любовью оделял каждого из них, не разбирая того, достоин ли помощи просящий. О. Тимофей и сам нередко ходил с подаянием к бедным. Но больше всего любил он малых сирот; дрожащих в стужу зимой, он прямо с улицы водил их в лавку и здесь одевал, обувал; голодных много раз приводил в свой дом и кормил их обедом. Даже состоя за штатом, когда не имел уже средств по-прежнему благотворить, он не мог обходиться без того, чтобы не подарить чего-либо детям. Обыкновенно летом в эти годы о. Тимофей потихоньку от семьи нагружал карманы сахаром или баранками и с этим запасом выходил из дома, чтобы посидеть на лавочке у своих ворот. К нему сбегались дети, и он, окруженный ими, с удовольствием награждал их тем, чем был богат в эти минуты. О. Тимофей, можно сказать, и умер с этой любовью к детям. За несколько дней до смерти он все твердил о какой-то девочке и просил домашних купить ей от него какой-нибудь платок...
Смерть о. Тимофея для семьи и бывших его прихожан, не явилась неожиданной. За полгода до смерти он стал все чаще и чаще чувствовать общее недомогание и слабость. В конце прошлого года он потерял зрение, а в начале января 1913 года заболел воспалением легких и окончательно слег в постель, с которой более уже не вставал. Во время предсмертной болезни он исповедался и причастился св. Христовых Таин и до последних минут сохранил полное сознание.
За примерную жизнь Господь сподобил о. Тимофея блаженной кончины: он умирал, осеняя себя крестным знамением....
Отпевание покойного было совершено 29 января девятью священниками во главе с протоиереем г. Киржача о. П.И. Лепорским. Последний перед отпеванием произнес надгробное слово по поводу заслуг почившего, а в конце отпевания зять о. Тимофея, священник села Лежнева, о. Константин Кумошенский прерывающимися от слез словами благодарил умершего за его истинно отеческие отношения, как лично к нему, так равно и ко всей его семье.
Тело почившего пастыря погребено в ограде того собора, в котором он столько лет так честно и примерно служил.
Священник Василий Громов («Владимирские Епархиальные Ведомости». Отдел неофициальный № 20. 18 мая 1913 года)
Город Киржач
Категория: Киржач | Добавил: Николай (27.11.2016)
Просмотров: 1643 | Теги: Киржач | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru