Ильинское — село в муниципальном образовании Першинское сельское поселение, в Киржачском районе Владимирской области, расположено около рек Молодонь и Киржач.
Село расположено в Киржачской зандровой равнине (абсолютные высоты 140—150 метров над уровнем моря). Киржачская зандровая равнина отличается слабо-волнистым рельефом поверхности, значительной заболоченностью. Долины рек извилистые, склоны умеренные, местами крутые, слабо расчлененные неглубокими оврагами и долинами притоков.
Водоносных горизонтов два: Ассельско-клязьменский водоносный горизонт, приуроченный к карбонатным породам нижней перми и верхнего карбона. Мощность горизонта от 35 до 60 метров, глубина залегания от 40 до 80 метров под толщей четвертичных, меловых глинистых песков и юрских глин. Водоносный горизонт четвертичных аллювиально-флювиогляциональных отложений (глубина скважин 12—30 м).
Окрестные леса принадлежат ТО «Киржачское лесничество». По своему целевому назначению они относятся к защитным и эксплуатационным лесам.
Селище (14-17 вв.) расположено в 0,4 км. к ССЗ от села Ильинское, левый берег р. Киржач (лев. приток р. Клязьма). Размеры памятника и толщина культурного слоя не определены. Керамика гончарная позднесредневековая, преимущественно 15-16 вв. Курганный могильник 1 расположен в 0,8 км. к ЮЗ от села, дюнообразное всхолмление в пойме прав. берега р. Киржач, в сосновом лесу. 84 насыпи выс. 0,20- 0,45 м., диам. до 6-7 м., с уплощенными вершинами, расположенные компактно вдоль берега на выс. 4,5-6,0 м. над уровнем воды в реке. Большинство насыпей овальные в плане, размерами в основании 7-8x4-5 м., с ровиками по длинным сторонам. Восемь курганов имеют округлую в плане форму, диам. 2-4 м. Часть курганов разрушается размывами берега. Курганный могильник 2 расположен в 0,9 км. к ЮЗ от села, небольшое дюнообразное всхолмление в пойме прав. берега р. Киржач, 0,2 км. к З от русла, на выс. 2,0-2,5 м. над поймой, в сосновом лесу, 100 м. к З от курганного могильника 1. 24 насыпи выс. 0,35- 0,50 м., овальные в плане, размерами в основании 4-6х2-3 м., с ровиками по длинным сторонам. Курганный могильник 3 расположен ок. 1 км. к ЮЗ от села, дюнообразное всхолмление в пойме прав. берега р. Киржач, на выс. 1-2 м. над поймой, в сосновом лесу, 0,12 км. к С от курганного могильника 1. Вост. часть памятника повреждена дорогой в д. Старово. 152 компактно расположенные насыпи выс. 0.2-0.5 м. 21 насыпь - округлой в плане формы, диам. 3-4 м., 131 курган - с овальным в плане основанием размерами 4-7х2-4 м. Все курганы имеют овальные в плане ровики, преимущественно по длинным сторонам. Большинство курганов с овальным основанием ориентировано длиной стороной с С на Ю. Курганный могильник 4 расположен в 1.3 км к ЮЮЗ от села, небольшое дюнообразное всхолмление в пойме прав. берега р. Киржач, 0.2 км. к З от русла, на выс. 1-2 м. над поймой, в сосновом лесу, 0,5 км. к ЮЮВ от курганного могильника 1. 210 насыпей овальной в плане формы, с уплощенными вершинами, выс. 0,25-0.60 м., размерами в основании 3-6x2-3 м. с ровиками по длинным сторонам. Курганный могильник 5 расположен в 1,2 км. к ЮЮЗ от села, небольшое дюнообрааное всхолмление в пойме прав. берега р. Киржач, 0,15 км. к З от русла, на выс. 2-3 м. над уровнем поймы, в сосновом лесу, 80 м. к СВ от курганного могильника 4. 112 насыпей овальной в плане формы выс. 0.15-0,55 м., размерами в основании 4-5x2-3 м. с ровиками по длинным сторонам. Курганный могильник 6 расположен в 1,2 км. к ЮВ от села, невысокое дюнообразное всхолмление в пойме прав. берега р. Киржач, 0,5 км. к 3 от русла, на выс. 1,5-2,0 м. над поймой, в сосновом лесу, 0.25 км. к ЮЗ от курганного могильника 2. 80 насыпей выс. 0.2-0.8 м. с уплощенными вершинами. 62 из них имеют овальную в плане форму, размеры в основании 4-6х2-3 м., ровики по длинным сторонам. 18 - курганов округлые в плане, диам. 2-3 м., с кольцевыми ровиками. В расположении курганов различной формы закономерности не прослеживаются. Курганный могильник 7 расположен ок. 1,2 км к ЮЗ от села, дюнообразное всхолмление в пойме прав. берега р. Киржач, 80 м. к 3 от русла, уроч. Бор., на выс. 1.5-2.0 м. над поймой, 0,16 км. к Ю от курганного могильника 3. 54 насыпи овальной в плане формы, выс. 0.15-0.40 м. размерами в основании 4-6x2-3 м. с уплощенными вершинами и ровиками по длинным сторонам.
В писцовых книгах 1628 года Ильинское записано за стольником, князем Михаилом Петровичем Пронским. В 1639 году Ильинское значится вотчиной «князь Петровы жены Володимеровича Ростовского княгини Овдотьи», в 1673 году в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского. По переписным книгам 1678 году в приходе состояло 57 дворов. С 1708 года село Ильинское входило во Владимирскую провинцию в составе Московской губернии. В 1778 году создано самостоятельное Владимирское наместничество. В 1796 году наместничество преобразовано во Владимирскую губернию, разделенную на 10 уездов. Село вошло в состав Покровского уезда, Финеевской волости. «Село Ильинское при рч. Молодони и р. Киржаче находится в 90 верстах от губернского города и в 25 вер. от уездного». В XVIII в. Ильинским владел поручик Фёдор Григорьевич Карин. Его дочь Прасковья Фёдоровна, унаследовавшая имение, вышла замуж за ротмистра Николая Михайловича Авдулина. Она заложила свои имения отставному подпоручику Андрею Петровичу Салтыкову в 1800 г. за 20 000 рублей (Ильинское и Богородское с деревнями) и в 1801 г. (Никифорове и Илейкино) за 9500 рублей. Денег П.Ф. Авдулина в срок вернуть не смогла, и её деревни вместе с крепостными (518 ревизских душ с их семействами) перешли в собственность А.П. Салтыкова: «По резолюции в Покровском уездном суде об отдаче имения Авдулиной Салтыкову во владение с распискою, дабы он по силе 39 пункта Устава о банкротах тому имению не сделал ущерба, Покровскому нижнему земскому суду 19 мая сего года предписано указом; а тот суд послал земского исправника Бологовского составить опись имения, и опись учинена и по описи поверенному Салтыкова Никифору Щелканову имение сдано мая 25 числа, притом оной поверенной сверх положенное Авдулиной оброку брать и никакого оному ущерба не делать обязан подпиской» (Из объявления Покровского уездного суда во Владимирскую палату гражданского суда 14 июля 1803 г.).
Здесь скрывается какая-то семейная трагедия, вероятно связанная со службой старших сыновей. Авдулины лишились всего своего состояния. Сыновья Николая Михайловича Авдулина, у которого после продажи имения жены осталось только 47 душ крестьян во Владимирской губернии, Алексей, Михаил и Николай были кавалергардами. Алексей Николаевич Авдулин (1776-1838) в 1799 г. определён корнетом в Кавалергардский полк, в 1802 г. произведён в полковники, с 1810 г. генерал-майор, сумел поправить дела семьи, женившись в 1808 г. на внучке миллионера Саввы Яковлева, Екатерине Сергеевне (её портрет в 1822 г. написал О. Кипренский). Николай Николаевич (р. 1780) в 1799 г. при переформировании корпуса кавалергардов в полк был выпущен корнетом в лейб-гусарский полк, в 1801 г. переведён поручиком в Екатеринославский кирасирский полк, с ним храбро воевал, в 1807 г. снова переведён в кавалергарды, в 1811 г. убил на дуэли товарища по полку, в 1812 г. награждён орденами Святого Георгия 4-й степени и Святого Владимира той же степени, был неоднократно ранен, в 1824 г. произведён в генерал-майоры, но в следующем году отдан под суд «за неисправную сдачу полка», которым командовал, он не смог заплатить долгов по полку, но «в уважение к долговременной и отличной службе» от ареста и суда освобождён, император повелел уволить Авдулина от службы.
Михаил Николаевич Авдулин (род. 1789), в 1803 г. определён юнкером в Московский драгунский полк, в 1814 г. переведён поручиком в Кавалергардский полк, участвовал во многих боях, дослужился до ротмистра.
Граф Григорий Сергеевич Салтыков (1777-1814) до 1801 г. носил фамилию Жердеевский (по д. Жердеево, входившей в состав Смольневского прихода), как рождённый до брака, затем императорским указом, по поданной в 1800 г. просьбе матери, был восстановлен в правах и получил графский титул (в 1804 г.). Он имел прекрасное домашнее образование, знал несколько языков, чрезвычайно любил музыку и сам хорошо играл на скрипке. В 1804-1806 гг. Григорий Сергеевич вместе с Д.И. Хвостовым и П.И. Голенищевым-Кутузовым издавал журнал «Друг просвещения», в котором напечатал множество своих стихов. Он был также и прозаиком. К 1801 г., дослужившись до чина коллежского секретаря, оставил службу. С 1811 г. был членом Общества истории и древностей российских при Московском университете; почётным членом Московского университета и Общества испытателей природы при нём. В 1811 г. вместе с А. Прокоповичем-Антонским, М.Т. Каченовским, А.Ф. Мерзляковым и другими учредил Общество любителей российской словесности при Московском университете, в «Трудах» общества он также печатал свои произведения. В 1824 г. мужем его дочери, графини Александры Григорьевны Салтыковой (1804-1871) - «привлекательной, стройной, живой, умной и любезной», по отзыву современницы (Е.П. Яньковой), «одна дочь у матери, все знали, что дадут за нею немало, так около девочки мужчины, точно рой пчёл, так и жужжали», - стал Колошин Павел Иванович (1799—1854). Он служил при благоволившем к нему московском генерал-губернаторе, князе Дмитрии Владимировиче Голицыне, жена которого Татьяна Васильевна и устроила свадьбу. Павел Иванович получил домашнее воспитание, был умён, в обращении ловок, хорошо воспитан и имел порядочное состояние. В феврале 1812 г. он вступил в службу колонновожатым в императорскую свиту по квартирмейстерской части. В 1815 г. он офицер Генерального штаба, учился в Московском учебном заведении для колонновожатых, прапорщик с 1817 г., в том же году слушал лекции в Санкт-Петербургском университете. Перешёл в гражданскую службу и для экзаменов на чин коллежского асессора брал уроки у профессоров Московского университета. В 1823 г. стал советником 2-го департамента Московской палаты гражданского суда, а в 1825 г. советником Московского губернского правления. Был членом преддекабристских организаций - «Священной артели» и с 1817 г. «Союза Спасения», членом Коренного совета «Союза Благоденствия» и Московской управы Северного общества. Арестован в Москве, после полугодового заключения в Петропавловской крепости отставлен от службы с запрещением жить в обеих столицах. Поселился в имении жены Смольнево. С 1831 г. ему разрешено жить в Москве, в 1838-1839 гг. с семейством Колошиных познакомился граф Лев Толстой. С 1844 г. Колошины в Петербурге. Последние 20 лет жизни Павел Иванович был слеп. Умер в Москве. Его сын Сергей Павлович Колошин (1825-1868) окончил Петербургское училище правоведения, поступил на военную службу, был гренадером, потом гусаром. Играл заметную роль в журнале московских славянофилов «Москвитянин», но в 1851 г. покинул его из-за разногласий с редактором М.П. Погодиным. В 1853-1857 гг. служил в Иркутске, затем вышел в отставку. В 1861-1863 гг. издавал журнал «Зритель общественной жизни, литературы и спорта», разорился, пошатнувшееся здоровье вынудило его уехать в Италию, где он жил в бедности, работал переводчиком в миланском суде, служил в конторе, сотрудничал в газете. Умер во Флоренции. Сын Валентин Сергеевич в 1855 г. убит под Севастополем. Дочь Софья (1828-1911) была подругой детства Л.Н. Толстого. Она - прототип Сонечки Волошиной из повести «Детство». В Москве изредка навещал брата Павла Пётр Иванович Колошин (1794-1849), поэт. Он получил хорошее образование, которое завершил, посещая в Москве учебное заведение «Общество математиков», основанное Н.Н. Муравьёвым. Сблизился с его сыновьями Александром, Михаилом и Николаем. В марте 1812 г. начал службу колонновожатым, прерванную войной. В 1815 г. братья Павел и Пётр вступили в созданную братьями Муравьёвыми и И.Г. Бурцевым в Петербурге преддекабристскую «Священную артель». По словам Н.Н. Муравьёва-Карского, Пётр Колошин имел нрав «тихий, скромный, застенчивый и романтический. Он в особенности любит литературные занятия и, будучи душою поэт, легко пишет стихи». Печатным дебютом Петра Колошина стал перевод с французского книги Ж.Н. Беллявена «Элементарный курс полевой фортификации» (М., 1816). Её издал генерал-майор Н.Н. Муравьёв для своего учебного заведения - Училища колонновожатых в Москве, куда в августе 1817 г. и был откомандирован Пётр Колошин (с марта 1816 г. служивший в Генеральном гвардейском штабе) для преподавания всеобщей истории и полевой фортификации. С 1818 (?) по февраль 1824 г. (в начале 1823 г. училище переехало в Петербург) Колошин исполнял также обязанности помощника начальника училища, с 1821 по январь 1825 г. числился в императорской свите по квартирмейстерской части (подполковник). В 1816-1817 гг. он состоял в петербургской масонской ложе «Трёх добродетелей» и тогда же стал активным деятелем преддекабристских организаций: с 1817(16?) г. он в «Союзе спасения»; перевёл с немецкого устав «Тугендбунда» (тайного патриотического общества, направленного против Наполеона в Германии) и участвовал в его переработке, то есть в написании «Зелёной книги», ставшей законоположением «Союза благоденствия»; с 1819 г. председатель Московской управы, участвовал в заключительном московском совещании этого союза (1821) - будущие декабристы объявили его распущенным, желая избавиться от ненадёжных членов, которым затем не сообщили об основании Южного и Северного обществ. Жалуясь в письмах тех лет на нехватку времени для стихов, Колошин одновременно усматривал в них «некоторое усовершенствование не в искусстве, но в мыслях, которые, кажется, отвратились от незначащего к истинно хорошему». Публикации поэта крайне немногочисленны, тем не менее его имя было известно в среде литераторов. Предполагалось участие Колошина в создававшемся Н.И. Тургеневым журнале «Россиянин XIX века» (1819). В начале 1820-х гг. Колошин был вхож в литературный кружок С.Е. Раича, а переехав в Петербург, стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности (1824), печатался в журнале общества «Соревнователь». После восстания 14 декабря 1825 г. Пётр Колошин был арестован, допрошен и отпущен. С апреля 1825 г. он чиновник по особым поручениям Департамента внутренней торговли Министерства финансов, в 1832 г. вице-директор Комиссариатского департамента, с 1841 г. состоял по Военному министерству. В конце жизни - член Совета Министерства государственных имуществ, тайный советник.
В 1859 году в селе проводилась ярмарка.
В 1921 году Покровский уезд упразднён, а вместо него образован Киржачский уезд. Ещё через 3 года упразднен и Киржачский уезд.
14 января 1929 года Владимирская губерния и все её уезды были упразднены, а их территория разделена между Ивановской промышленной и Нижегородской областями.
С 14 августа 1944 года входит в состав Киржачского района Владимирской области.
Население
1859 год — 18 дворов, 126 жителей (53 мужского пола, 73 женского). 1895 год — 106 жителей (43 мужского пола, 63 женского), из них отхожим промыслом заняты 21 мужчин, 4 подростка (плотники в Москве). Кустарными промыслами не занимаются. 1905 год — 19 двор, 105 жителей, рядом с селом расположена лесная сторожка Грачёвых: 1 двор, 3 жителя. 1959 год — 47 жит. 1970 год — 32 жит. 1979 год — 15 жит. 1983 год — 11 жит. 2006 год — 7 жит. 2009 год — 6 жит. 2010 год — 9 жит.
Крестьянское Хозяйство Платонова Н.В. действует с 18 апреля 1995 г. Глава Платонов Николай Васильевич. Адрес: деревня Ильинское, 1. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПЛАТОНОВА Н.В. ликвидирована 9 января 2014 г. Крестьянское Хозяйство Платоновой Н.П. действует с 18 апреля 1995 г. Глава Платонова Нина Павловна. Адрес: деревня Ильинское, 1. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПЛАТОНОВОЙ Н.П. ликвидирована 9 января 2014 г. Крестьянское Хозяйство Платоновой О.П. действует с 18 апреля 1995 г. Глава Платонова Ольга Павловна. Адрес: деревня Ильинское, 1. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПЛАТОНОВОЙ О.П. ликвидирована 9 января 2014 г. Крестьянское Хозяйство Боткова А.Н. действует с 28 марта 1995 г. Глава Ботков Алексей Николаевич. Адрес: деревня Ильинское, 1. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО БОТКОВА А.Н. ликвидирована 9 января 2014 г.
Церковь Георгия Победоносца
В писцовых книгах 136 (1628) г. Ильинское записано за стольником кн. Михаилом Петровичем Пронским, в селе церковь страстотерпца Георгия «древяна клецки — строение вотчинниково». По патриаршим окладным книгам того времени церковь эта платила в патриаршую казну дани 8 денег, десятильничьих гривну. Такая малая сравнительно дань говорит о бедности Ильинского прихода; бедность его подтверждается еще и тем, что с 144 по 156 (1636 — 43) г. церковь была «в доимках» пред патриаршею казной т. е. вовсе не уплачивала ежегодной дани.
В 147 (1639) г. Ильинское значится вотчиной «князь Петровы жены Володимеровича Ростовского княгини Овдотьи»; в 181 (1673) г. в вотчине боярина князя Иакова Никитича Одоевского. По переписным книгам 186 (1678) г. в приходе Ильинской церкви состояло 57 дворов.
Дальнейших сведений о церкви в с. Ильинском до конца ХVIII века не имеется; не известно были-ли какие-либо перестройки церкви за ЭТИ два столетия. В 1799 г., как видно из дел Переславского духовного правления, местный священник показывал, что деревянная церковь построена усердием прихожан, что она древняя.
В 1810 г. вместо этой деревянной церкви начат постройкой каменный храм; в 1821 г. была освящена трапеза, а в 1823 г. главный престол.
В 1853 — 55 г. трапеза была расширена и с того времени не было уже новых перестроек храма.
В 1860-х гг. в с. Ильинском служил священник Владимир Подлипский. В 1868 г. у него родился сын Николай, в 1883 г. окончивший Переславское Духовное училище и в 1889 г. Вифанскую семинарию.
Священник церкви с. Ильинское, протоиерей Михаил Соловьёв, был штатным миссионером. Ранее, в 1870-х гг., он служил в этом же храме причетником.
В 1870-х гг. в России производилось объединение приходов с целью уменьшения числа членов церковных причтов и улучшения их благосостояния. В 1873 г. создан объединённый Ильинско-Смольневский приход. Главной считалась Георгиевская церковь в с. Ильинском, приписной Преображенская в с. Смольневе, её священник Михаил Орлов стал настоятелем прихода, ему сослужили священник с. Ильинского Николай Виноградов, причетник того же села Михаил Соколов на должности псаломщика и причетник Егор Благовещенский тоже из с. Ильинского.
В семье Михаила Павловича Орлова родились сыновья Василий (1861) и Николай (1864), они окончили Переславское Духовное училище (в 1877 и 1879 гг.) и Вифанскую Духовную семинарию (в 1883 и 1885 гг.).
Престолов в храме три: в холодном во имя св. в.-муч. Георгия, в трапезе теплой в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и св. прор. Илии.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была довольно богата. Из прежней деревянной церкви хранились две древние иконы св. Николая Чудотворца и св. в.-муч. Георгия, а в церковном архиве хранилась опись прежней церкви и ее имущества в особой тетради, выданной из Переславской духовной консистории в 1780 г.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 г.; исповедные росписи с 1829 г.
Причта по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 680 р. в год, земля пахотная и сенокосная давала доход только для продовольствия причта. Дом для священника церковно-приходской, у псаломщика же собственный.
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 25 дес.. сенокосной — 1 дес. неудобная; плана и межевой книги на землю нет.
Приход состоял из села Ильинского и деревень: Никифорова (1 вер. от церкви), Старова (2 вер.), Карповшны (6 вер.) и Шиботова (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 498 душ муж. пола и 582 женского.
В с. Ильинском с 1889 г. имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 35. С 1889 года в селе существовала церковно-приходская школа, в ней было 35 учащихся. 30 апреля 1899 года учитель Иван Харламов за заслуги в деле народного образования в духе православной церкви был награждён подарочной Библией, благословение на дальнейшую деятельность подписал первенствующий член Святейшего Синода митрополит Киевский Иоанникий, подпись была скреплена синодальной печатью. 7 мая 1899 года Иоанн Харламов был рукоположен во священника к Троицкому храму села Толянищево Юрьевского уезда Владимирской губернии. Впоследствии он служил в храме села Ильинское.
В д. Никифорове с давних пор имелась деревянная часовня, время и повод построения ее не известны. В часовне находилась особенно чтимая прихожанами Казанская икона Пресв. Богородицы. В советское время часовня разорена, в 1980-е гг. стала разрушаться, местные жители разобрали её на дрова. Местонахождение иконы неизвестно.
13 ноября 1896 года было преподано благословение Святейшего Синода активному благотворителю церкви села Ильинское, крестьянину деревни Никифорово Сергию Кашкину, о чем сообщили «Церковные синодальные ведомости».
В приходе села Ильинского Кружок ревнителей православия открыт 8 июля 1915 г. под покровительством Св. пророка Илии. Кроме причта и церковного старосты в него вошли 5 человек прихожан с членским взносом в 1 рубль. Избрано членами кружка чтение религиозных статей прихожанами в церковной сторожке между утреней и литургией и раздача листков в храме.
Свято-Георгиевский храм. Фотография конца XIX — начала XX века.
Священник Георгиевской церкви Иван Егорович Орлов (род. 1871 г.) в годы гонений на Церковь лишился дома и жил в церковном подвальном помещении - бывшей котельной, откуда большевики за несколько лет до того вывезли всё оборудование. Здесь он и был арестован в апреле 1938 г. и приговорён к 10 годам заключения.
Храм в Ильинском закрыли незадолго до войны, в войну снова открыли.
С 1954 г. около 30 лет в Георгиевском храме служил сначала диаконом, потом священником протоиерей Николай Сушко. О жизни о. Николая рассказал лично его знавший диакон Сергий Трубачёв:
«Десятого декабря 1989 г. на 92-м году жизни скончался в с. Ильинском Владимирской епархии протоиерей Николай Сергеевич Сушко, бывший до выхода за штат настоятелем местного храма во имя Святого великомученика Георгия. Отец Николай происходил из крестьянской семьи в с. Спасском (ныне город Спасск-Дальний) Уссурийского края, родился 2 февраля 1898 г. и во святом крещении наречён в честь преподобного Николая, игумена Студийского. Дед его Николай Корнильевич Сушко, из украинских переселенцев, стал одним из первых насельников Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря, основанного в 1895 г. между Хабаровском и Владивостоком в 19 верстах от станции Шмаковка Уссурийской железной дороги: принял монашеский постриг с именем Нифонта и посвящен во иеродиакона. Маленький Николай часто посещал Свято-Троицкий монастырь вместе с родителями и навсегда сохранил в своей памяти многие особенности монастырских богослужения. В обитель стекались многочисленные богомольцы из дальних и ближних поселений края, а на летнее празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (8 июля) совершался крестный ход из Владивостока, сопровождаемый тысячами паломников. Любовь к богослужению, внутреннее расположение к уставу монастырской жизни и братскому общежитию побудили юношу вступить в монастырь. В 1915 г. по благословению настоятеля, игумена Сергия, он был принят в число послушников и ревностно исполнял многие послушания. В монастыре укрепились нравственные устои о. Николая, навык к труду и молитве, заложенные монастырским воспитанием. Отец Николай с любовью вспоминал опытных духовных наставников - игумена (впоследствии архимандрита) Сергия (Озерова) и духовника обители игумена Пантелеймона (Максунова), хиротонисанного в 1928 г. во епископа Владивостокского и Камчатского (ум. 1933), а из многочисленной братии послушника Андрея (Перестюка), в монашестве Климента, впоследствии архиепископа Свердловского и Курганского (ум 1986). В 1924 г. Уссурийский Свято-Троицкий монастырь после передачи всего церковного имущества был закрыт; о. Николай Сушко служил псаломщиком в с. Владимировка Владивостокской епархии, перенёс тюремное заключение и ссылку. Через многие скорби и жизненные испытания шёл его путь к священству. В годы Отечественной войны он был призван в армию, направлен на фронт, но по болезни в 1944 г. демобилизован. В 1947 г. поселился в с. Ильинском Киржачского района Владимирской области, несколько лет трудился в колхозе на сельских работах и одновременно псаломщиком в храме. По благословению Преосвященного Онисима, архиепископа Владимирского, в 1954 г. рукоположен во диакона и затем во священника (как целибат), назначен настоятелем Георгиевского храма в с. Ильинское, где священствовал около 30 лет. В последние годы жизни продолжал трудиться в храме, совершая требоисправления и управляя церковным хором. В пении хора он возродил напевы Уссурийского монастыря, преемника многих традиций старого Валаама, где начинали свой монашеский путь основатели дальневосточной обители, посланцы Валаама иеромонах Сергий (Озеров) и иеродиакон Герман (Богданов). До конца своей жизни о. Николай сохранил преданность воле Божией, достигнув духовной мудрости при полной простоте, незлобии, смирении и доброте душевной. Эти качества привлекали к нему как отцу духовному и мирян и священнослужителей. За усердное церковное служение он был награждён наперсным крестом с украшениями, палицей, орденом Святого равноапостольного князя Владимира и Патриаршей грамотой. Отпевание о. Николая в Георгиевском храме с. Ильинского совершил благочинный архимандрит Иустиниан (Саган) в сослужении настоятеля храма игумена Палладия (Отрошко), иеромонаха Христофора (Халикова) и протоиерея Василия (Глазистова). Похоронен о. Николай в ограде храма, над устроением которого он потрудился свыше 30 лет».
С 1989 года настоятель, игумен Палладий (в миру Отрошко Алексей Евгеньевич).
3 сентября 1992 года была совершена попытка вооружённого ограбления храма, успешно отражённая настоятелем и жителями села.
Храм сохранил своё внутреннее убранство и знаменитую «аргуновскую резьбу» местных мастеров.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Георгиевского Храма села Ильинское Киржачского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 23 ноября 2000 г. Настоятель, председатель приходского совета Отрошко Алексей Евгеньевич.
Адрес: Киржачский район, деревня Ильинское, Былинная улица, д. 6.
По дороге от станции Санино в с. Ильинское, в д. Старово, сохранилась придорожная часовня, построенная во 2-й половине XIX в.