Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
16:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [401]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [27]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [19]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Учебно-показательная мастерская в с. Санино Покровского уезда

Учебно-показательная мастерская в с. Санино Покровского уезда

По постановлению очередного губернского земского собрания сессии 1911 г. в с. Санино, Аргуновской волости, Покровского уезда, Владимирской губернии, была учреждена учебно-показательная мастерская по мебельно-столярному промыслу. Открытие мастерской произошло 15 сентября 1912 г. в наемном помещении, снятом у кр. И.П. Ушанова. Размер помещения для мастерской 15х8 арш. не позволил принять всех желающих обучаться столярному ремеслу. В число учеников было принято всего 16 человек, при чем 2 из них были из д. Родионова, остальные из с. Санина. Все ученики окончили сельскую школу. На должность заведующего был приглашен окончивший ремесленное училище В.С. Червяков, а на должность мастера Н.Я. Холщевников.
В начале деятельности мастерской было приступлено к обучению учеников приемам работ, при чем обучение велось главным образом на изделиях и только в самом начале было учениками сделано несколько программных работ. Кроме обучения ремеслу, в мастерской ученикам сообщались сведения по черчению, рисованию и технологии ремесла.
На теоретические предметы было употребляемо 10 часов в неделю. Обучение велось по программе, которая, несколько в измененном виде, чем было принято в 1912 г., помещена в конце настоящего отчета. Оборудование мастерской в 1912 г. было произведено только отчасти: было куплено 2 токарных станка куплены в Мальцовском ремесленном училище, 14 верстаков и потребный мелкий инструмент куплен у Московской фирмы бр. Линдеман. Оборудование за теснотой помещения закончить было невозможно.
Из сработанных учениками изделий часть пошла на оборудование мастерской, другая была вместе с изделиями мастера продана на Владимирской выставке (выставка кустарных изделий Владимирской губернии 1912 г.) и помещена в кустарный музей.
Что касается сношений с взрослыми кустарями, то в 1912 г. такого рода деятельность мастерской проявилась довольно в слабой степени: было передано кустарям несколько заказов, исполнение которых совершалось под наблюдением и руководством мастерской.
С 20 октября мастерская открыла вечерние занятия для взрослых кустарей два раза в неделю. Число посещающих кустарей было 3 человека. Такие занятия предполагалось вести сначала регулярно, но так как кустари заняты исполнением текущих дел и от них отвлекаться не хотели, ввиду хотя бы и временной потери заработка, то от этой мысли пришлось отказаться и заменить регулярные занятия с взрослыми подачей советов кустарям при исполнении ими заказов на мастерскую и в тех случаях, когда это было нужно кустарю.
На оборудование и содержание Санинской мастерской получено пособие от отдела сельской экономии. Постройку зданий предполагалось осуществить в 1913 г.

Стоимость содержания мастерской с сентября по 1 января 1913 г.:
Содержание заведующего – 260 руб.
Содержание мастера – 114 руб. 67 коп.
Наем квартиры – 50 руб.
Отопление и освещение – 20 руб.
Страхование имущества – 7 руб. 80 коп.
Мелкие расходы – 12 руб. 89 коп.
Итого – 465 руб. 36 коп.

Счет материалам:
В 1912 г. куплено материалов – 364 руб. 95 коп.
В 1912 г. израсходовано материала на изделия, изготовленные в мастерской и кустарями – 135 руб. 40 коп.
Осталось в мастерской на 1 января 1913 г. – 229 руб. 55 коп.

В 1912 г. изготовлено изделий в самой мастерской:
Из них для мастерской – 39 руб. 55 коп.
Отправлено на выставку во Владимир – 57 руб.

Программа по ремеслу

I класс.
1. Упражнение в пилении вдоль и поперек волокон по прямой и кривой линиям на негодном материале.
2. Упражнение в строгании бруска под рейсмас, долбление в нем проушек, сверление на нем разных дыр.
3. Простая табуретка.
4. Смотря по силам ученика стол простой с одним или двумя ящиками или кухонный со шкафиком.
5. Скамейка ножная, ножки щитовые загнаны в наград, кругом полированы, травлены в какой-либо цвет.
6. Токарные работы: цилиндр, конус, 5 шт. ручек для инструмента, две штуки балясины.
7. Что либо из ящичной мебели: тумбочку ночную, простой висячий шкафчик, кабинетные шкафчики и пр., кругом полировано и травлено.

II класс.
1. Токарная работа, круглый столик, висячая этажерка, стоячая этажерка, стул точеный, стол с точеными ножками и т.п., хорошей отделки.
2. Токарная работа по внутренней точке: солонка-вазочка, перочистки, чернильницы и т.п. мелочь из корельской березы, липы или других подходящих деревьев.
3. Фанеровочная работа среднего размера: салонные шкафчики, коммоды, ломберные столы, серванты и т.п., чистой работы.
4. Упражнения в простой резьбе.
5. Крупная вещь: гардероб, буфет, книжный шкаф, письменный стол и т.п., с резьбой чистой работы, хорошего дерева. Вещи даются по большей части двоим – троим ученикам.

III класс.
Работы по заказам; приучить к скорому исполнению при хорошей работе.

Черчение

I класс. 3 часа в неделю.
1. Несколько чертежей, имеющих целью приучить ученика к правильному владению чертежным инструментом.
2. Геометрическое черчение, пройти все задачи, могущие встретиться в ремесле, как-то: восстановление перпендикуляра, деление линий пополам и на произвольное число равных частей, проведение параллелей, построение основных фигур, вписать и описать окружность в квадрате, треугольнике, делить угол пополам на три части и проч.
3. Простейшие чертежи с мебельной натуры в 3-х проекциях с разрезами в натуру карандашом и тушью.

II класс. 3 часа в неделю.
1. Техническое черчение: двери, окна, мебель мелкая и крупная с натуры по относительным размерам и в масштабе, по большей части карандашом, по одному или двум чертежам тушью, с разделкой разрезов краской.

III класс. 3 часа в неделю.
Рабочие чертежи своих работ в натуру, с разрезами на проекциях, с экономией в месте.

Рисование

I класс. 3 часа в неделю.
1. Рисование с доски упражнений в проведении линий от руки, деление их на глаз на части; то же с углами.
2. Зарисовывание с доски простых прямолинейных и плавно кривых розеток, цветков, консолей и пр.
3. Рисование со стенных таблиц.
4. Зарисовывание в перспективе простейших тел с оттушовкой.
5. Зарисовывание предметов, по очертаниям близким к геометрическим телам: табуреток, шкатулок, балясин, ножек и т.п. с соблюдением перспективы и оттенков.

II класс. 3 часа в неделю.
1. Рисование с натуры частей мебели: карнизов, пилястр, капителей, ножек, верхушек и т.п.
2. Рисование возможно больше с натуры резьб по мебели, резных карнизов, ножек, филенок и т.п.
3. Рисование их же с атласов, увеличивая по фотографиям до натуры.
4. Сочинения по резьбе в заданном очертании вещи.

III класс. 3 часа в неделю.
Самостоятельное рисование карнизов и резьбы, под руководством заведующего для своих работ с необходимостью композиций при составлении тех или других деталей.

Технология дерева

I класс. 1 час в неделю.
1. Различные породы дерев и их разделка на продажу. Свойства дерева, пороки дерева.
2. Хорошие качества инструмента. Америк. инстр.
3. Различные вязки дерева: наращивание в длину, сплачивание в щипы, вязка под углом.
4. Способы борьбы с короблением и растрескиванием дерева: сушка естественная и искусственная, шпонки, рейки, филенки.
5. Полировка, вощение, покрывание золотом.

II класс. 1 час в неделю.
1. Конструкция мебели: мебель для сидения; столы: простой клапанный, раздвижной, ломберный, письменный, биллиардный, маленькие столики; мелкая ящичная мебель: шкатулки, ночные тумбочки, шкафчики, коммоды, умывальники и т.п.; гардеробы, книжные шкафы простые и наставные, буфеты, посудные шкафы, приборы и украшения на мебели, с понятием о стилях.
2. Обработка дерева на станках: выгодах механической обработки дерева. Возможные применения механических станков в условиях кустарного производства.

Деятельность мастерской в 1914 г.

1. В мастерскую принимаются ученики, окончившие начальное училище, в возрасте от 13 ½ - 14 лет. К концу 1913-1914 уч. года было в 1 классе – 7 человек, во 2-м классе – 11 человек. Из них, за летние каникулы, ушло на заработки двое – один из 1-го класса. 1 из 2-го класса. Принято вновь в 1-й класс – 3-е на резное и 5 на столярное отделение. Всего на 1 января состоит учащихся: в 1 классе – 3 резчика и 5 столяров, во 2 классе – 6 столяров и в 3 классе – 10 столяров, всего 24 человека. Отсутствие резчиков в старших классах объясняется тем, что резное дело преподается в мастерской с мая 1914 года. Ученики все приходящие.
2. Заведующий мастерской окончил среднее механическо-техническое училище, имеет звание техника по механическому делу. Мастер-столяр – выучился ремеслу у отца столяра, вел свое дело, служил столяром в колонии малолетних преступников Владимирского губернского земства.
Мастер-резчик выучился в частной мастерской, работал в качестве сдельщика в мастерской Московского губернского земства в Сергиевском Посаде.
3. В курс мастерской, кроме непосредственного обучения ремеслу, входят – черчение, рисование и технология ремесла. С февраля 1915 года предполагается ввести начала счетоводства.
4. Выпуска учеников еще не было.
5. Мастерская своими посредническими операциями обслуживает, главным образом, два селения – с. Санино и дер. Радионово. В селе Санине кустари делают стулья, столы и совки; нуждаются, главным образом, в белом материале – березе и сосне, каковой употребляют отчасти свой, отчасти покупают у тех же лесоторговцев, что и мастерская. Нужда в клее и фанерных сиденьях, сравнительно, невелика и удовлетворяется местными торговцами. Дуб для столов выписывается самими кустарями непосредственно из Москвы, рядовой, без выбора. Так что в этом селении кустари не чувствуют потребности в посредничестве мастерской по заготовке материала, ибо мастерская не имеет возможности заготовить хороший материал – дешево и рядовой – дешевле, нежели это делают сами кустари, так как пользуются тем же рынком, что и они. Если здесь и было посредничество мастерской, то оно было случайно и очень невелико по размерам и впредь едва-ли пойдет далеко.
В Радионове же делают, главным образом комоды и отчасти гардеробы и буфеты. Все это оклеенное, чаще орехом, изредка дубом. Фанеру до сих пор кустари покупали сами в Москве, а так как этот товар требует личного выбора, неудобен в перевозке при малом количестве и не всегда есть на складах Москвы требуемого сорта, то здесь вмешательство мастерской должно было найти сочувствие. И действительно, когда мастерская в приобрела в конце февраля 500 штук фанер кавказского, ореха, то к 1 сентябрю у нее их оставалось лишь 130 фанер, при чем эти 370 фанер на 89 руб. 33 коп. были куплены 5 домохозяевами, из 9-ти, всегда занимающихся в Радионове ремеслом. Сравнительно небольшая цифра фанеры объясняется тем, что к февралю она у многих из кустарей уже была закуплена, а время шло к лету, наиболее тихому по сбыту времени года. С осени, вероятно, эта цифра повысится, если пойдут дела, приостановленные войной. На очереди проба по продаже из мастерской клея, лаку и политуры, в Радионово, а отчасти и в Санино.
6. До 1 сентября через мастерскую получили заказы 15 человек кустарей, 10 человек из Санина и 5 – из Радионова, всего на сумму 1908 руб. 76 коп. Кроме того в самой мастерской в качестве сдельщиков работают с июня месяца двое кустарей, при чем ими к 1-му сентября сделано на сумму 374 руб. 76 коп. Затем, ввиду спешности заказа по оборудованию лазаретов, мастерская в летнее каникулярное время сдала ученикам 3 класса 60 шт. столиков и 10 шт. кроватей на сумму 103 руб. 80 коп.
Таким образом всего 17 кустарями и 10 учениками к 1-му сентябрю при посредничестве мастерской сделано столярных работ на сумму 2387 руб. 32 коп.
7. Изделия кустарей мастерская сбывает, главным образом, через кустарный отдел Владимирского губернского земства. Так из общей суммы проданных изделий кустарей в 2313 руб. 82 коп. кустарному отделу сделано на 1479 руб. 44 коп., акционерному обществу «электропередача» на 256 руб., почтовому ведомству на 291 руб., Покровской земской управе на 124 руб. и разным лицам на 163 руб. 38 коп.
Несколько в другом положении изделия учеников. Во-первых, большой % их удержан на складе мастерской, в качестве показательных изделий; затем из числа списанных в расход на сумму 245 руб. 30 коп., на 91 руб. их осталось в инвентаре мастерской, на 86 руб. 80 коп. продано разным лицам и лишь на 67 руб. 50 коп. отправлено заказчикам через кустарный отдел. Из этого видно, что значительную часть ученических изделий поглотила сама мастерская, как недавно возникшая и понемногу пополняющая свой инвентарь. Но к 1 сентябрю эта статья почти исчерпана и в скором времени и здесь превалирующая роль в сбыте перейдет пока, вероятно, к кустарному отделу. Вообще же в деле сбыта изделий мастерской, намечаются, как рынки,- земские и городские учреждения гг. Покрова, Киржача, Богородска, мебельные лавки Орехова, Богородска и окрестные жители; но пока связь с ними еще очень слаба, кроме последних и кустарного отдела.
8. Скупщиками изделий кустарей являются, во-первых, некоторые из самих кустарей, имеющие постоянный рынок, производящие товар в порядочном количестве, посредством нанимаемых рук и попутно прикупающих товар у кустарей, коим не хочется возиться с доставкой его и поисками скупщика. Иногородними же, так сказать, скупщиками являются мебельные магазины Орехова, Богородска, Струнина, Павлова-Посада.
Изрядное количество стульев и столов из Санина продается кустарями-скупщиками на базарах, упоминаемых фабричных центров. Определить насколько, какие скупщики забирают товара у кустарей не представляется пока возможным; приблизительно же все 60 человек кустарей за год выпускают изделий на сумму 30000 руб., каковые расходятся по базарам и скупщикам.
Причем в эти цифры включены и работники и хозяева, взрослые и подростки, совочники и стуловники и комодники.
9. Мастерская открыта с 15 сентября 1912 года в наемном помещении и с 15 сентября 1913 г. перешла в свое собственное.
10. Расход по содержанию распределяется между отделом сельской экономии и сел.-хоз. статистики дающим ½ его, Владимирским губернским земством дающим 1/3 и Покровским уездным 1/6 часть. Выражается он за год 1914 г. в сумме 4940 руб. 52 коп.

Село Санино

- с. Санино. Курган XI века близ села. Распахан.

Санино — старинная деревня в Петушинском районе Владимирской области России. Входит в состав Нагорного сельского поселения.

С 1677 г. Никита Моисеев обучал малолетнего царевича Петра Алексеевича. По словам матери царевича, Натальи Кирилловны, учил «божественной мудрости, страху Божию и благочинному житию», грамоте, чтению по Часослову и Псалтыри, знакомил с Новым Заветом.
Царю Феодору Алексеевичу (старшему брату царевича Петра) на Зотова, как на мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и писании искусного, указал Федор Соковнин. Соковнины придерживались раскола. Обе сестры Соковнина - Феодосья Морозова и Авдотья Урусова еще при царе Алексее Михайловиче за приверженность старой вере были подвергну суровому заключению в земляной Боровской тюрьме, брат Алексей впоследствии казнен за участие в заговоре против Петра.
Ключевский пишет: «Рассказ о том, как Зотов введен был в должность придворного учителя, дышит такой древнерусской простотой, что не оставляет сомнения в характере зотовской педагогики. Соковнин привез Зотова к царю и, оставив в передней, отправился с докладом. Вскоре из комнат царя вышел дворянин и спросил: «Кто здесь Никита Зотов?» будущий придворный учитель так оробел, что в беспамятстве не мог тронуться с места, и дворянин должен был взять его за руку.
Зотов просил повременить немного, чтобы дать ему прийти в себя. Отстоявшись, он перекрестился и пошел к царю, который пожаловал его к руке и проэкзаменовал в присутствии Симеона Полоцкого. Ученый воспитатель царя одобрил чтение и письмо Зотова; тогда Соковнин повез аттестованного учителя к царице-вдове. Та приняла его, держа Петра за руку, и сказала: «Знаю, что ты доброй жизни и в Божественном писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына». Зотов залился слезами и, дрожа от страха, повалился к ногам царицы со словами: «Недостоин я, матушка государыня, принять такое сокровище». Царица пожаловала его к руке и велела на следующее утро начать учение.
На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового спудея и, благословив, посадили за азбуку. Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и «весь убор», в который по уходе государя и патриарха Зотов тут же и перерядился. Началось обучение Петра 12 марта 1677 г., когда, следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет.
Историки Петра иногда винят Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но ведь Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте, и он, может быть, передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных Учителей-грамотеев. Он начал, разумеется, со «словесного учения», т. е. прошел с Петром азбуку, часослов, Псалтырь, даже Евангелие и Апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; Сворили даже, что он мог прочесть наизусть Евангелие и Апостол. Так Учился царь Алексей, так начинали учение и его старшие сыновья. Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого прихода. Подобно воспитателю царя Алексея Морозову, Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко.
На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с «кунштами», картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция «потешных тетрадей», в которых изображены были золотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения и «истории лицевыя с прописьми», иллюстрированные повести и сказки с текстами. Все эти тетради, писанные самым лучшим мастерством, Зотов разложил в комнатах царевича.
Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом он ...касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, восходил и к более отдаленным временам, Димитрия Донского, Александра Невского и даже до самого Владимира.
Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, предавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает! Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова».
С 1673 по 1677 г. Никита Моисеев - дьяк Челобитного приказа. В этот приказ направлялись жалобы самому государю на всяческие «не правды и обиды», чинимые представителями власти.
По обычаю, такие челобитные подавались царю во время его походов на богомолье или! праздники, они рассматривались и докладывались царю дьяком приказа, а царские решения объявлялись подьячими на кремлевской площади и вручались лично челобитчикам. Приказ ведал также судом над служащими московских приказов от дьяков до сторожей. Потом недолгое время он служил в Сыскном приказе. Приказ занимался сыском беглых крестьян и посадских людей, стремившихся скрыться от исполнения государственных повинностей или от крепости частному владельцу. Сыск беглых - опасное занятие, здесь часто применяли военную силу, служащие в приказе подвергались риску получить увечье при сыске.
С 1678 по 1679 г. Зотов служил во Владимирском судном, с 1679 по 1680 г. - в Московском судном приказах.
С 1681 по 1682 г. в Поместном приказе ведал наследованием, окладами, переводом поместий в вотчины.
В 1681 г., за участие в заключении Бахчисарайского мира с Оттоманской Портой и Крымским ханством Зотов пожалован в думные дьяки. Во время Азовских походов ведал посольскими делами, был с Петром в Воронеже при постройке флота.
Для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих — «учительных людей тихих и не бражников» (по свидетельству дьяка XVII в. Котошихина). Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму требованию, любил выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой, президентом шутовской коллегии пьянства.
В 1690-х гг. юный царь Петр создал «сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор», сделал папой его своего бывшего дядьку и учителя с прозвищем «князь-папа». Из всех начинаний Петра "всешутейший собор" оказался самым долговечным, он существовал во все время царствования Петра I. Кощунственные ритуалы, вводившиеся Петром и им самим разратабывавшиеся, характеризовались постоянством, обязательностью и публичностью, что свидетельствует об их важной роли в политике царя. Само сочетание во «всешутейшем соборе» католических церковных установлений и установлений русской православной церкви символизировало отождествление двух видов «клерикализма» в их противопоставлении царскому единовластью. В это время царь собственноручно обрезал длинные полы русской одежды своих приближенных, отрезал им бороды, простой народ за право ношения бороды должен был платить пошлину. Царь ставил «кумиры», статуи языческих богов, и не все имели силу воли и веры, как святитель Митрофан Воронежский, отказаться войти в царский дворец, украшенный «кумирами», несмотря даже на угрозы от вспыльчивого царя казнить смертью. Петр требовал от своих подданных преодолеть себя, Демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.
Петр составлял и собственноручно писал «чины», т.е. обряды избрания и поставления новых членов «всепьянейшего собора». «Чин подавления всешутейшего патриарха и епископов непосредственно следует за православным чином архиерейской хиротонии». Многие право-равные люди, принуждаемые царем к вступлению во "всешутейший собор" переживали эту церемонию как отступление от веры. Князь И.И. Сванский писал: «Брали меня в Преображенское, и на генеральном Дворе Никита Зотов ставил меня в митрополиты, и дали мне для отречения столбец, и по тому письму я отрицался, а в отречении спрашивали Вместо: веруеши ли? - пьешь ли? и тем своим отречением я себя и пуще бороды погубил, что не спорил, и лучше мне было мучения венец! принять, нежели такое отречение чинить». Эти церемонии были средством устрашения русского общества, они заставили замолчать благоразумных советников молодого царя и открыли дорогу другим насильственным преобразованиям, подрывавшим силу страны. Петр сам сочинил устав, который постоянно изменял.
Он вводил новые по духу праздники, и собрание близких людей, готовых шумно отпраздновать победу, заключение мира, спуск корабля, чьи-нибудь именины, свадьбу и т.д. помогало ему в этом. На этих пирах первенствовал Зотов - «всешутейший отец Иоаникит, Пресбургский, Кокуйский и Всеяузскии патриарх»; Петр был диаконом или протодиаконом; многие члены «coбора» носили названия «владык» того или другого города. И.И. Голикоя в «Деяниях Петра Великого», рассказывая о "всешутейшем соборе" говорит, что Петр «производил мало-помалу в неуважение Патриарх! Российского».
На Святках соборяне ездили Христа славить; сам царь ездил по всем боярам, Зотов посещал купцов. Сохранились известия о нескольких выдающихся пиршествах, в которых принимал участие Никита Моисеевич. 12-го февраля 1699 г., при открытии нового дворца Лефорта шутовское шествие возглавлял Зотов. Смешение кощунственно-пародийных элементов с элементами государствеенной деятельности ~ постоянная черта петровской эпохи. Когда в 1699 г. во время казни восставших стрельцов казнили и cтрелецкого священника, палачом в силу своей пародийной принадлежности к духовному ведомству должен был стать Никита Зотов.
Богослужение было основным содержанием духовной жизни русского человека. Петр же старался вытеснить богослужение на периферию культурного пространства. Это достигалось путем пародийных, кощунственных церемоний, а также противопоставлением веры и обрядов, причем внедрялась мысль, что эти явления соединены лишь условной связью, тогда как для русского человека того времени изменение обряда свидетельствовало об изменении веры. Так, по указу 1718 г. в армии во время походов были отменены посты (говения).
Вводится особый, гражданский культ монарха. В 1704 г., после успешной кампании против шведов, Петр совершил триумфальный въезд в Москву. Tpиумф был совершен по образцу языческих римских церемоний. Русскому народу, привыкшему победу воспринимать как милость Божию к верующему народу, пришлось в специальной брошюре, написании префектом Московской академии Туробойским, объяснять смысл подобных торжеств, и что есть сама триумфальная арка: «Первее, яка сия не суть храм, или церковь во имя некоего от святых созданная, политическая, сиесть гражданская похвала труждающимся о целости отечества своего и труды своими, Богом поспешествуемыми, враги победившим от древних лет... во всех политичных, а не варварских странах установленная...» Пародийные ритуалы Петр вводил в церемонии гражданских торжеств. При триумфальном въезде в Москву в 1710 г., после Полтавской победы, за пленными шведами и частью гвардии ехал шут, Самоедский король, в сопровождении 19 саней, в которых сидели настоящие самоеды. Включение в триумфальное шествие пародийных элементов подчеркивало новую систему ценностей, которую устанавливал победоносный монарх, а именно, его право на произвол и связь победы с этим произволом.
В 1701-1703 гг. Никита Зотов - думный дворянин и печатник Ближней канцелярии. В 1711 г. состоялся сенатский указ "О бытии в канцелярии Правительствующего Сената секретного стола". Велено сохранять в сенатской канцелярии письма, которые будут присылать в Сенат «указом царского величества их милость верховные господа, яко светлейший князь (т.е. князь А.Д. Меншиков), тако адмирал граф Апраксин, генерал-фельдмаршал Шереметев, государственный канцлер граф Головкин, генерал-президент Ближней Канцелярии граф Зотов, государственный подканцлер барон Шафиров и господин Кузма Патрекеев». Далее в том же сенатском указе все эти лица названы «принципалами».
Принадлежность Зотова к «верховным господам» и «принципалам» не избавляла его от шуток Петра, граничивших с издевательством. Так, к Зотову назначен был чтец. В 1712 г. явился в Санкт-Петербург на царский смотр, в числе других недорослей, Иван Карамышев. «И с онаго смотру, — как сказано в «Сенатских докладах и приговорах», — по Его Царского Величества именному указу, велено ему быть при тайном советнике и Ближней канцелярии генерал-президенте Никите Моисеевиче Зотове за укоснением языка его (т.е. вследствие косноязычая) в чтецах». 28-го сентября 1715 г. Петр побывал в доме Зотова, и там Карамышев вновь получил от государя повеление «быть при нем, графе Никите Моисеевиче, по прежнему». Надо обладать особенной изобретательностью, чтобы назначить чтецом косноязычного недоросля и через три года подтвердить свое приказание.
В конце 1713 г. Зотов отпросился у царя в Москву, намереваясь якобы поступить в монастырь. Петр посоветовал ему, вместо того, приискать там жену, и Зотов писал по этому поводу царю, между прочим, Следующее: «а в приезде, государь, нашем (т.е. его и жены) в Петербург, какую изволишь для увеселения вашего государского публику учинить, то радостною охотою вас, государя, тешить готов».
У Зотова были от первого брака (как звали первую жену - неизвестно) трое сыновей: Василий, Конон и Иван. Конон Никитич (видный деятель русского флота), услыхав в конце 1714 г. о тех приготовлениях, которые делались для шутовской свадьбы его отца, был опечален и удручен: с одной стороны, он опасался лишиться наследства, с другой - его возмущало, что старик отец подвергается такому посмеянию. В подкрепление своей просьбы об отмене свадьбы Конон Никитич приводил в письме к царю слова своего отца: «Я бы и рад отречься моей женитьбы; но не смею царское величество прогневать, столько-де стариков собрано для меня, и платья наделано» (в деле о свадьбе Зотова сохранились реестры участников с их подписями в том, что они «указ слышали» и обязуются явиться). Просьба Конона Никитича запоздала он написал Петру 14 января 1715 г., а 16 января должна была состояться свадьба (Никита Моисеевич женился на вдове Анне Еремеевне Стремоуховой, рожденной Пашковой).
Еще 25 сентября 1714 г., по приказу Правительствующего сената, велено прожиточное поместье ее и вотчину, которыми она владела до именного царскаго указа о движя мых и недвижимых имениях 1714г., «справить ныне или после женитьбы за женихом ее, царского величества тайным советником и ближней канцелярии генералом-президентом графом Магнусом Наклеванги Никитою Моисеевичем Зотовым». Когда Петр дал Зотову это прозвище, неизвестно. Месяц спустя в сенатском приговоре о ведении в Ближней канцелярии приходных и расходных книг разных губерний сказани «Объявить в Ближней канцелярии генералу-президенту графу Магнусу Наклеванги Никите Моисеевичу Зотову с товарищи».
В первом случае можно было допустить, что Зотов в шутку назван Магнусом Наклеванги, в связи с предполагавшейся «потешной» свадьбой его, но повторение этого прозвища в сенатском приговоре ясно доказывает, что Петр закрепил за ним приставку, как бы намекавшую на великую способность клевать носом, т.е. на чрезмерную выпивку. При Александре I потомки Зотова предъявили права на графский титул, и он ими был получен.
И.И. Голиков прямо связывает устройство возбудившей всю столицу свадьбы "князя-папы" с решением Петра уничтожить патриаршество и учредить Синод. 12 декабря 1714 г. Петр приказал всем лицам, назначенным присутствовать на свадьбе Зотова, явиться в дом секретаря Волкова на Васильевском острове в костюмах. Обрученная чета шла пешком, поддерживаемая четырьмя старцами; впереди выступали в качестве скороходов, четыре мужика, до такой степени тучных и неповоротливых, что, в сущности, сами они нуждались в вожатых. Царь находился среди поезжан в матросском платье.
Треск, свист орудий слился с колокольным звоном, и получился невообразимый шум. Для венчания Зотова был выписан из Москвы священник Архангельского собора, имевший более 90 лет от роду. Из церкви, тем же порядком, шествие направилось в дом новообвенчавшагося "князь-папы". Молодые (по свидетельству кн. П.В. Долгорукого, Никите Моисеевичу было лет восемьдесят) усердно потчивали гостей разными напитками. На улицах выставили для народа бадьи с вином и пивом и разныя яства. На другой день возили молодых по городу, в предшествии всех участников свадебного торжества.
Вот что говорит относительно этой свадьбы известный русский историк СМ. Соловьев: «Свадьба Зотова заслужила особенное внимание: одни вооружаются против неприличия этого торжества, другие стараются оправдать его, и вообще хотят видеть здесь насмешку над патриаршеством, желание унизить сан, который хотелось уничтожить. Но мы знаем, что это была просто игра в короли, папы и патриархи, игра, понятная при тогдашнем состоянии юного общества. Зотов назывался Кокуйским патриархом еще тогда, когда настоящий патриарх был в Москве, когда, по всем вероятностям, не западала еще мысль об уничтожении патриаршества; теперь этот Кокуйский, шутовской патриарх вздумал жениться и свадьбу его отпраздновали, приличным его званию образом.
Если предположить, что Петр хотел насмеяться над патриаршеством, то надобно предположить, что он хотел насмеяться и над своею собственною царскою властью, потому что у него был и шутовской Пресбургский король, впоследствии кесарь; по смерти старика Зотова шутовское патриаршество упразднилось, но остался князь-папа в соответствие князю-кесарю».
Зотов умер в 1717 г., и в конце этого года, перед избранием нового "князь-папы", Петр обратился от лица собора со следующей просьбой к "князю-кесарю" И.Ф. Ромодановскому, возведенному в это звание по смерти отца: «Великий Государь Князь Цесарь Иван Феодорович! Известно вашему величеству, что отец ваш и богомолец великий князь-Папа, всешутейший Аникита от жития сего отъиде, и наш сумасброднейший собор остави безглавен; того ради, просим ваше величество призрети на вдовствующий престол избранием Бахусоподражательного отца». В "князь-папы" был избран Петр Иванович Бутурлин, за второго и вышла потом замуж вдова Никиты Моисеевича Зотова, Анна ^Ремеевна. Утверждая свое единовластие, Петр последовательно искореняет память о симфонических отношениях светской и духовной властей. Так, в присяге членов Синода они исповедуют «с клятвою Крайнего Судию Духовной сей Коллегии быти Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего».

От Н.М. Зотова Санино перешло к сыну, Василию Никитичу Зотову, ревельскому коменданту, потом генерал-ревизору сената (с 1715 г.). На него были возложены Петром I обширные обязанности, но не даны средства их исполнения. Он должен был надзирать за деятельностью администрации вне Сената, не имея никаких подчиненных органов надзора, канцелярия Сената была для него недоступна, поэтому его деятельность в Сенате свелась к получению от сенаторов и передаче Петру составлявшихся ежемесячно отчетов об указах Сената.
В Сенате Зотов не имел никакого авторитета. В 1719 г. Василию Никитичу было поручено руководство подушной переписью, с 1725 г. он - президент Московского надворного суда, в 1727 г. - казанский губернатор. Скончался в чине генерал-майора в 1729 г.
От сына В. Зотова Никиты Васильевича (1710-1738), женатого на Анне Логиновне, урожденной Эйхлер, Санино перешло к его сыну, полковнику Ивану Никитичу Зотову (1738 - после 1782), женатого вторым браком на Маргарите Францевне (ум. 1820). Их сын Никола Иванович (1782-1849) - отставной гвардии полковник, действительный статский советник.

В конце XIX века д. Санино входила в состав Покровского уезда второго стана Аргуновской волости, в деревне числилось 118 дворов, имелась деревянная часовня, действовала народная школа, хлебный магазин, винная и чайная торговые лавки.
В 2010 году численность населения – 72 муж. и 83 жен., всего 155 чел.

Санинский приход
Храм Черниговской иконы Божией Матери

Невдалеке от Аргунова, в деревне Санино, в XIX в. стояла деревянная часовня с древними иконами Спасителя и святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
В 1890 г. был построен ныне существующий каменный храм Черниговской иконы Божией Матери.

В с. Санино 25 марта 1887 г в семье сельского плотника Ивана Андреевича Артемова родился мученик за веру Иван Артемов. Получив техническое образование, Иван Иванович многие годы работал строителем, специалистом по сметам. Переехав на работу в Москву, он продолжал поддерживать отношения с жителями родного села, где его знали как глубоко верующего и благочестивого человека.
В 1935 г. местные власти в с. Санино сделали попытку закрыть храм, по причине того, что старая церковная двадцатка распалась, но это тут же было опротестовано верующими, была собрана новая двадцатка, куда вошел и Иван Артемов.
Члены двадцатки отправили жалобу в Областной исполнительный комитет, и тот, рассмотрев ее, нашел все просьбы верующих законными и отписал в местный исполнительный комитет, чтобы немедленно открыли церковь, зарегистрировали священника и не чинили «общине препятствий к выполнению ею своих религиозных потребностей». Храм в селе был открыт, но поскольку община попала в трудное материальное положение, - так как ей пришлось платить налоги, несмотря на то, что службы в храме не совершались, - то Ивана Ивановича попросили оказать помощь храму и собрать у православных знакомых в Москве какие-нибудь средства, что было с успехом им выполнено. Впоследствии это было поставлено ему в вину.
В Москве в квартире Ивана Ивановича зачастую жили священники из закрытых храмов, оказавшиеся без места, монахи и верующие, а также и в его доме в селе жил священник. На это обратили внимание сотрудники НКВД, которые скоро выяснили, что он ведет среди строительных рабочих религиозные беседы, а также собирает деньги для храма. Этого было по тем временам вполне достаточно для ареста, и 22 августа 1937 г. Иван Иванович Артемов был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В начале сентября следователь, чтобы собрать материал, допросил его соседей по квартире, а после этого допросил и самого обвиняемого.
- Следствию известно, что вы в контрреволюционных целях обрабатывали рабочих в религиозном духе, проповедовали, что у власти скоро будет везде фашизм, а советскую власть надо перестрелять. Признаете вы себя в этом виновным?
- Против советской власти я ничего не говорил и виновным себя этом не признаю.
- Находясь в Москве на постоянном жительстве, почему вы собирали деньги на восстановление церкви, что вас заставляло?
- Я по временам бывал на родине, и меня там знали как очень религиозного человека.
7 октября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила Ивана Ивановича к расстрелу. Иоанн Артемов был расстрелян 14 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой.

На околице д. Старово, на дороге из Санино в Ильинское сохранилась придорожная часовня.

Владимирская губерния

Покровский уезд
Производство ковшей в Покровском уезде
Бумаго-ткацкий промысел в Покровском уезде
Плотничество и его значение в народной жизни
Кожевенное производство в Покровском уезде.
Тележный промысел. Производство колес, тарантасов, саней…

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Jupiter (05.09.2016)
Просмотров: 85 | Теги: промысел, Покровский уезд, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика