Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Деревня Смольнево Киржачского района

Деревня Смольнево

Смольнево — деревня в Киржачском районе Владимирской области России, входит в состав Кипревского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Большой Киржач (бассейн Клязьмы) в 4 км на север от центра поселения деревни Кипрево и в 16 км на северо-восток от райцентра города Киржач. «Село Смольнево на р. Киржаче находится в 100 верст, от губернского города и 53 от уездного (Покровский уезд)».[1]

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Жердевской волости Покровского уезда.
В годы Советской Власти и вплоть до 2005 года входило в состав Кипревского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
Крестьянское Хозяйство Протасовой Н.Г. действует с 7 декабря 1992 г. Адрес: Киржачский район, деревня Смольнево, 1. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОТАСОВОЙ Н.Г. ликвидирована 13 января 2014 г.

Численность населения: в 1859 г. – 229 чел.; в 1905 г. – 123 чел.; в 2010 г. – 11 чел.
Большим событием в жизни с. Смольнева и жизни Спасо-Преображенского храма стало строительство моста через р. Пестуш, открытие которого состоялось 19 сентября 2015 г. Чин освящения моста совершил отец Павел Коллегов. Мост построен на пожертвования многих людей, которые помогали не только деньгами, но и личным участием.

Усадьба Салтыковых-Колошиных

В писцовых книгах Смольнево упоминается впервые в 1628 году: «Смольнево заложено Иваном Борисовым Лодыгиным Василью Федорову Шишкину за 500 руб., в селе место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, пустое место причта церковного, двор помещиков пустой и 1 двор бобыльский пустой». Причина запустения поместья в писцовых книгах не разъясняется.
В 1715 году владелец села генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери.
Род Салтыковых восходит к началу XIII века. Тогда сын родоначальника рода Терентий был боярином у князя Александра Невского и отличился в Невской битве (1240 г.) Правнуки его были боярами у Ивана Калиты. Сыновья и внуки Михаила Мороза, по прозвищу Солтык, были доверенными лицами московских государей. Из рода Салтыковых вышло наибольшее число бояр, три фельд-маршала, несколько дипломатов, исследователей дальних стран.
С.А. Салтыков, сын Андрея Ивановича Большого, был яркой личностью своего времени - генерал-аншеф, генерал-адъютант, обер-гофмейстер, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. В 1697 г. он был отправлен Петром I в Голландию для изучения морского дела, вернулся с недостаточными познаниями и поступил в сухопутные войска. В 1719 г. назначен членом Военной коллегии, с 1722 г. - генерал-майор. В 1727 г. принял активное участие в свержении князя Меншикова, арестовал его после того, как император Пётр II издал указ о том, что гвардия должна подчиняться только генерал-лейтенанту С.А. Салтыкову Императрица Анна Иоанновна, которой он был родственник, при восшествии на престол также приказала гвардии слушаться только Семёна Андреевича. Он стал одним из могущественнейших сановников империи. В 1732 г. назначен московским главнокомандующим.
Вот как описывает его характер историк: «Семён Андреевич слыл человеком доступным и славился своим хлебосольством. От природы одарённый тонким и проницательным умом, он отлично умел приспосабливаться к обстоятельствам, со всеми умел уживаться и обладал особенным искусством распознавать людей». Он был небольшого роста и к концу жизни весьма тучен. Старожилы Смольнева передавали из поколения в поколение воспоминания о поразившем их размахе, с которым строилась усадьба, огромные пруды копали пригнанные для этого толпы солдат.
В 1733 г. за важные государственные заслуги был возведен в графское достоинство.
С этого времени в Смольневе и в других владениях Салтыковых начинают строиться роскошные помещичьи комплексы.
При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу Салтыкову (1705-1751), генерал-майору. Он в 1736 г. вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 г. придел был освящен.
Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), автору духовных стихов.
Он в 1780-х гг. перестроил, значительно расширив, храм Преображения Господня.
У него были внебрачные дети - как их тогда называли, «воспитанники». В 1798 г. он подал прошение императору Павлу на их усыновление, но ему было отказано.
С 1800 г. усадьбой владел граф Григорий Сергеевич Салтыков (1777-1814). До 1801 г. он носил фамилию Жердеевский (по д. Жердеево, входившей в состав Смольневского прихода), как рождённый до брака, затем императорским указом, по поданной в 1800 г. просьбе матери, был восстановлен в правах и получил графский титул (в 1804 г.). Он имел прекрасное домашнее образование, знал несколько языков, чрезвычайно любил музыку и сам хорошо играл на скрипке. В 1804-1806 гг. Григорий Сергеевич вместе с Д.И. Хвостовым и П.И. Голенищевым-Кутузовым издавал журнал «Друг просвещения», в котором напечатал множество своих стихов. Он был также и прозаиком. К 1801 г., дослужившись до чина коллежского секретаря, оставил службу.
Григорий Сергеевич Салтыков с 1811 г. был членом Общества истории и древностей российских при Московском университете; почётным членом Московского университета и Общества испытателей природы при нём. В 1811 г. вместе с А.А. Прокоповичем-Антонским, М.Т. Каченовским, А.Ф. Мерзляковым и другими учредил Общество любителей российской словесности при Московском университете, в «Трудах» общества он также печатал свои произведения.
Г.С. Салтыков был женат на графине А.С. Толстой. В 1824 г. мужем его дочери, графини Александры Григорьевны Салтыковой (1804-1871) - «привлекательной, стройной, живой, умной и любезной», по отзыву современницы (Е.П. Яньковой), «одна дочь у матери, все знали, что дадут за нею немало, так около девочки мужчины, точно рой пчёл, так и жужжали», - стал Колошин Павел Иванович (1799—1854).
После Салтыковых усадьбой владел известный декабрист Павел Иванович Калошин. Декабрист Колошин Павел Иванович 29 декабря 1825 году был арестован по делу 14 декабря, доставлен в Петербург и заключëн в Петропавловскую крепость. Шесть месяцев находился под следствием. 13 июня 1826 года высочайше повелено было, продержав в крепости ещё месяц, отставить от службы с запретом въезда в обе столицы и установлением секретного надзора. Жил в имении в Смольнево в Покровском уезде; 21 ноября 1831 года ему было разрешено жить в Москве, а в Петербурге — только 1 февраля 1844 года. Последние 20 лет жизни Павел Иванович был слеп. Умер в Москве.
Его сын Сергей (1825-1868) окончил Петербургское училище правоведения, поступил на военную службу, был гренадером, потом гусаром. Играл заметную роль в журнале московских славянофилов «Москвитянин», но в 1851 г. покинул его из-за разногласий с редактором М.П. Погодиным. В 1853-1857 гг. служил в Иркутске, затем вышел в отставку. В 1861-1863 гг. издавал журнал «Зритель общественной жизни, литературы и спорта», разорился, пошатнувшееся здоровье вынудило его уехать в Италию, где он жил в бедности, работал переводчиком в миланском суде, служил в конторе, сотрудничал в газете. Умер во Флоренции.
Сын Валентин в 1855 г. убит под Севастополем.
Дочь Колошина Павла Ивановича Софья (1828-1911) была подругой детства Л.Н. Толстого.
Брат Павла Пётр Иванович Колошин получил хорошее образование, которое завершил, посещая в Москве учебное заведение «Общество математиков», основанное Н.Н. Муравьёвым. Сблизился с его сыновьями Александром, Михаилом и Николаем. В марте 1812 г. начал службу колонновожатым, прерванную войной. В 1815 г. братья Павел и Пётр вступили в созданную братьями Муравьёвыми и И.Г. Бурцевым в Петербурге преддекабристскую «Священную артель». По словам Н.Н. Муравьёва-Карского, Пётр Колошин имел нрав «тихий, скромный, застенчивый и романтический. Он в особенности любит литературные занятия и, будучи душою поэт, легко пишет стихи». Печатным дебютом Петра Колошина стал перевод с французского книги Ж.Н. Беллявена «Элементарный курс полевой фортификации» (М., 1816). Её издал генерал-майор Н.Н. Муравьёв для своего учебного заведения - Училища колонновожатых в Москве, куда в августе 1817 г. и был откомандирован Пётр Колошин (с марта 1816 г. служивший в Генеральном гвардейском штабе) для преподавания всеобщей истории и полевой фортификации. С 1818 (?) по февраль 1824 г. (в начале 1823 г. училище переехало в Петербург) Колошин исполнял также обязанности помощника начальника училища, с 1821 г. по январь 1825 г. числился в императорской свите по квартирмейстерской части (подполковник).
В 1816-1817 гг. он состоял в петербургской масонской ложе «Трёх добродетелей» и тогда же стал активным деятелем преддекабристских организаций: с 1817(16?) г. он в «Союзе спасения»; перевёл с немецкого устав «Тугендбунда» (тайного патриотического общества, направленного против Наполеона в Германии) и участвовал в его переработке, то есть в написании «Зелёной книги», ставшей законоположением «Союза благоденствия»; с 1819 г. председатель Московской управы, участвовал в заключительном московском совещании этого союза (1821) - будущие декабристы объявили его распущенным, желая избавиться от ненадёжных членов, которым затем не сообщили об основании Южного и Северного обществ. Жалуясь в письмах тех лет на нехватку времени для стихов, Колошин одновременно усматривал в них «некоторое усовершенствование не в искусстве, но в мыслях, которые, кажется, отвратились от незначащего к истинно хорошему».
Публикации поэта крайне немногочисленны, тем не менее его имя было известно в среде литераторов. Предполагалось участие Колошина в создававшемся Н.И. Тургеневым журнале «Россиянин XIX века» (1819). В начале 1820-х гг. Колошин был вхож в литературный кружок С.Е. Раича, а переехав в Петербург, стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности (1824), печатался в журнале общества «Соревнователь».
После восстания 14 декабря 1825 г. Пётр Колошин был арестован, допрошен и отпущен. С апреля 1825 г. он чиновник по особым поручениям Департамента внутренней торговли Министерства финансов, в 1832 г. вице-директор Комиссариатского департамента, с 1841 г. состоял по Военному министерству. В конце жизни - член Совета Министерства государственных имуществ, тайный советник.
Пётр Иванович Колошин (1794-1849) был в браке с Марией Сергеевной Мальцовой (1804—1878), дочерью крупного промышленника С.А. Мальцова (владелец Гусевской хрустальной фабрики).
По бокам у входа в церковь стояли в нишах статуи апостолов Петра и Павла.
Графы Салтыковы усадьбу развивали и благоустраивали, создали здесь на берегу реки Большой Киржач прекрасный парк с прудами.
Обширный дом с колоннами располагался в парке, одна из липовых аллей которого тянулась на целый километр. В тени вековых деревьев блестели воды Кубаревского, Среднего и Черного прудов. Колошины жили в Смольневе в течение пяти лет. Здесь у них родились дети. После 1831 г. знатная родня выхлопотала для Колошиных разрешение переселиться в Москву.
Семья Колошиных и после 1831 г. приезжала в Смольневскую усадьбу в летние месяцы. К старости Павел Иванович лишился зрения. В связи с этим в доме была устроена система веревок, которые помогали ослепшему хозяину ходить по комнатам и вблизи усадебного дома.
После смерти П. И. Колошина усадебный дом был куплен Киржачскими фабрикантами Соловьевыми.
По данным на 1905 год при селе был погост и усадьбы киржачских купцов П.А. Соловьева и А.А. Соловьева. С 1910 г. в доме в течение 20 лет помещалась начальная школа, организованная земством. Позже здание было разобрано и перевезено в д. Савино.
От некогда роскошной графской усадьбы до наших дней сохранился уникальной архитектуры храм. Одичавший парк потерял свои формы, но не привлекательность. Он объявлен, как и соседний с ним луг, богатству растительного мира которого может позавидовать иной ботанический сад, памятником природы.

Церковь Спаса Преображения

В писцовых книгах 136 (1628 г.) относительно села Смольнева отмечено следующее: «Смольнево заложено Иваном Борисовым Лодыгиным Василью Федорову Шишкину за 500 руб., в селе место церковное, что была церковь Никола Чудотворца, пустое место причта церковного, двор помещиков пустой и 1 двор бобыльский пустой». Почему запустели церковь и поместье, в писцовых книгах не отмечено, возможно в результате последствия разорения края после Смутного времени. Село Смольнево оставалось без храма до начала XVIII столетия.
В 1715 году владелец села генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. К церкви были определены священник, дьячок и просвирница, в приход записаны двор помещиков и 10 дворов крестьянских; для причта было отведено пашни но 10 четвертей в поле, сенных покосов 10 копен. Сообразно со всем этим в патриаршую казну было положено дани 28 алтын с деньгою.
В 1736 г. к Казанской церкви села Смольнева приписаны были в приход сельцо Жердеево и деревня Недюрево, бывшия дотоле в приходе к церкви села Бакина. Причиной этой переписи в другой приход были «крестьянския и попа церкви с. Бакина гражданския и домашния не малыя ссоры». Вследствие получившегося таким образом увеличения Смольневского прихода на 47 дворов, дань с церкви была возвышена до 1 руб. 61 коп.
В 1736 г. сын Семёна Андреевича Салтыкова, граф Владимир Семёнович (1705-1751) вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 г. Казанский придел был отстроен и освящен священником Данутинского погоста Яковом Степановым; когда же был отстроен и освящен главный храм, сведений о том не сохранилось.
Граф Сергей Владимирович (1739-1800) в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы «немецкого хода». Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1883 году она стала закрытой, с 36 окнами.
Существует легенда, что необычность архитектуры храма в Смольнево объясняется тем, что у графа С.В. Салтыкова жена была немка (принявшая крещение). Для неё, он внес в постройку элементы западной архитектуры.
На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В 1870-х гг. был образован объединённый Ильинско-Смольневский приход, его настоятелем назначен священник церкви с. Смольнева Михаил Орлов, в штате храма состоял причетник того же села Пётр Горлицын. В Смольневе в это время было 79 ревизских душ. В семье Михаила Павловича Орлова родились сыновья Василий (1861) и Николай (1864), они окончили Переславское Духовное училище (в 1877 и 1879 гг.) и Вифанскую Духовную семинарию (в 1883 и 1885 гг.).



Церковь Спаса Преображения.

Престолов в храме четыре: в нижнем этаже в холодном храме в честь Преображения Господня, в трапезе теплой во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1788 г.) и Казанской иконы Пресв. Богородицы (освящен после перестройки церкви в 1787 г.), во втором этаже престол во имя св. ап. Иоанна Богослова (освящен в 1793 г.).
По бокам у входа в церковь стояли в нишах статуи апостолов Петра и Павла.
Умер 21 февраля 1877 г. Ильинско-Смольневского прихода помощник настоятеля свящ. Николай Виноградов, на его место, 10 марта, перемещен Александровского уезда Карабаново-Крутецкого прихода сверхштатный свящ. Григорий Перлов.
В 1878 г. утвержден в должности церковного старосты церкви с. Смольнева – крестьянин деревни Жердеевой Сидор Иванов.
В 1889 г. священник Михаил Орлов.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно; на некоторых иконах ризы серебряные вызолоченные.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) от служб и требоисправлений до 600 руб. и б) процентов с причтового капитала (1430 р.) 57 р. 20 коп. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви усадебной и сенокосной не было; местные помещики издавна давали в пользу причта три десятины сенокосной земли; пахотной земли около 30 десятин.
Приход состоял из села Смольнева и деревень: Трутнева (1 вер. от церкви), Жердеева (3 ½ вер.), Недюрева (3 ½ вер.), Каменки (3 вер.), Кутукова (2 вер.) и Кудрина (5 вер. Дер. Кудрино перечислена к Смольневскому приходу из Мячковского.), в коих по клировым ведомостям числится 495 душ муж. пола и 582 женского. [1]

Смольневское училище, Жердевской волости, в селе Смольневе, основано Киржачским купцов П.А. Соловьевым 10-го января 1870 года. Ближайшие училища: Данутинское в 5 в., Бакинское — 6 в. и Романовское — 7 вер. В 1884 г. «Помещение П.А. Соловьева, деревянное, отдельное; по свету и теплоте очень удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 7 ½, вышиной 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 99 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель Иван Остроумов, из средн. отделения Владимирской духовной семинарии, преподает с 10-го января 1870 г. Попечитель Киржачский купец Петр Александрович Соловьев; пожертвовал книг и картин на 31 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 33 м. и 4 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 10 м. Окончило курс со свидетельствами 3 мал. Вновь поступило 10 мал. и 1 дев. К 1-му января 1884 года состояло 30 м. и 5 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 8, 8 — 9 л. 15, 9 — 10 л. 7, 10 — 11 л. 4, 11 — 12 лет 1. Из учащихся: 12 из с. Смольнева, 3 — д. Трутнева — 1 в., 2 — д. Кудрина — 4 в., 2 — дер. Жердеева — 4 в., 2 — д. Кутукова — 2 в., 1 — д. Недюрева — 4 в. 1 — д. Климкова — 7 в., 1 — д. Каменки — 4 в., 1 — д. Старкова - 4 в,, 9 — д. Слободки — 3 в. и 1 — д. Афанасова — 6 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 20 уч., с платой по 2 р. в зиму. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 2 м. и 1 д., крестьян. 28 м. и 4 дев. Средства: от земства 96 р., от частных лиц 292 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 81 руб.; жалованье — законоучителю и учителю 276 руб.; на книги и учебные пособия 31 руб. Посещала классы неисправно половина школы; меры - внушение родителям. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 12-го сентября до конца мая. Пению не обучаются. Учатся в день 5 — 6 час. и изредка даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в I от. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 13, по Славянскому языку 3, по арифметике 4; во II отд. — по Закону Божию 5, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 3, по арифметике 5; в III отд. — по Закону Божию 5, по Русскому языку 15, по Славянскому языку 3, по арифметике 4. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 12 — 15 м. Не окончившие курса учились до 2 ½ лет. Обозревал училище по 1 разу — инспектор народных училищ и член училищного совета П.П. Соловьев. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Учащихся в 1895 г. было 26.
На съезде уполномоченных Переславского Училищного Округа 1898 г. 27-го января, слушали прошения: … 2) учителя и законоучителя Смольневского народного училища, Ивана Константинова Остроумова о сложении с сына, обучающегося в Переславском духовном училище, платы за обучение».

В 1905 г. удостоен награждения Св. Синодом за заслуги по духовному ведомству, ко дню рождения Императора, церкви с. Смольнева, священник Николай Подлипский.
И.Д. псаломщика с. Смольнева, Алексий Лебедев 3 марта 1914 г. перемещен в с. Рязанцево, Переславского уезда. И.д. псаломщика с. Красного, Юрьевского у., 15 марта перемещен в с. Смольнево.
«Рапорт Благочинного 2 окр., Покровского уезда, прот. Павла Лепорского, в Совет Братства Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского, от 9-го августа 1915 года…
В приходе села Смольнева Кружок ревнителей православия открыт 12 июля 1915 г. под покровительством Божией Матери в честь Св. Иконы Ея, именуемой «Казанская». В него вступили кроме причта и церковного старосты, 3 прихожан с членским взносом по 50 копеек. Предположено купить мелкие книжки для чтения их народу членами кружка».

Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма села Смольнево Киржачского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 17 апреля 2000 г.
В 2015 г. основные внешние строительно-восстановительные работы храма завершены.
Ннастоятель Коллегов Павел Львович, председатель приходского совета Наумова Нина Дмитриевна.
Адрес: Владимирская область, Киржачский район, деревня Кипрево, Лесная улица, 10, 1.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Граф Салтыков Иван Петрович - генерал-губернатор Владимирского Наместничества.
Усадьбы на территории Владимирской области

Категория: Киржач | Добавил: Николай (21.06.2017)
Просмотров: 3332 | Теги: Киржачский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru