Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
06:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Кольчугино

Шмелев Николай Александрович, Герой Советского Союза

Николай Александрович Шмелев

Николай Шмелев родился 17 ноября 1922 года в деревне Блудово (ныне Березовая Роща, Кольчугинский район, Владимирская область) в крестьянской семье. Через несколько лет после рождения с семьей переехал в Москву, где окончил среднюю школу. После окончания средней школы учился в аэроклубе Московского метростроя.


Николай Александрович Шмелев

В июле 1940 года призван в Красную армию Первомайским РВК Московской области. В конце июня 1941 года, через несколько дней после начала Великой Отечественной войны, окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов, по действующим тогда правилам выпущен в звании старшины. Направлен на должность летчика-инструктора в чебоксарскую военную авиационную школу пилотов.
В октябре 1941 года зачислен в 710-й ночной ближнебомбардировочный авиационный полк, включенный в состав ВВС 1-й ударной армии Западного фронта, с декабря 1941 года - в боях Великой Отечественной войны. Воевал на Западном, с февраля 1942 года - на Северо-Западном фронтах, участник битвы за Москву и борьбы против Демянской группировки немецких войск. Летал на У-2 (ПО-2). Несколько раз был подбит вражеским огнем, совершал вынужденные посадки, в 1942 году был тяжело ранен.
С мая 1942 года воевал в составе 707-го ночного ближнебомбардировочного авиационного полка на Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в Курской битве на орловском направлении.
В 1943 году получил офицерское звание. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
В начале 1944 года полк был отозван с фронта и направлен на переобучение на штурмовики ИЛ-2. В августе 1944 года 707-й штурмовой авиационный полк прибыл на 3-й Украинский фронт, в составе которого воевал до конца войны. В составе полка Шмелев участвовал в Ясско-Кишиневской, Белградской, Будапештской, Венской операциях.
Заместитель командира эскадрильи 707-го штурмового авиационного полка 189-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта старший лейтенант Николай Шмелев к марту 1945 года совершил 807 боевых вылетов, в том числе свыше 700 - на самолете ПО-2 на бомбовые удары, доставку грузов на передовую, на связь с партизанами, на корректировку артиллерийского огня, на выброску грузов окруженным частям, а также около 100 боевых вылетов на ИЛ-2 на штурмовку наземных войск врага. Умелыми действиями в сочетании с личным героизмом нанес значительный урон врагу. Уничтожил большое количество техники, живой силы и имущества врага. В воздушных боях в составе экипажа самолета ПО-2 сбил два вражеских самолета.
…Шли напряженные бои за Будапешт. Николай Шмелев получил боевое задание: вместе с другими летчиками нанести штурмовой удар по танковой колонне противника в районе озера Веленце. Вот советские самолеты над целью. Резкий разворот, пике — и на врага уже падают метко сброшенные бомбы.
На очередном заходе Шмелев услышал резкий металлический треск и вскоре голос по радио:
— Товарищ командир, вы горите!
«Что делать? Сдаться на милость врагу? Может, дотянуть самолет до своей территории, а там выброситься на парашюте?». Но такой выход был неприемлем для отважного летчика, и он принимает дерзкое решение: направляет горящий самолет в пике, надеясь, что при большой скорости сильный встречный поток воздуха погасит пламя. К сожалению, так не случилось. Оказалось, что зенитный снаряд разорвался внутри масленого радиатора. Горело масло. Огонь с каждой минутой мог вызвать взрыв баков и тогда — конец.
И все же Шмелев решил во чтобы то ни стало посадить самолет. Идя на скорости 160—180 километров в час, машина коснулась земли и с силой врезалась в железнодорожную насыпь. Николай Шмелев потерял сознание. Очнувшись, увидел двух советских солдат. Втроем побежали в сторону наших траншей. Фашисты открыли по ним огонь — рвались мины, свистели осколки и пули. И тут Шмелев узнал, насколько сильны дружба и взаимная выручка. В этом районе появились 11 советских штурмовиков и 18 истребителей. Они подавили огонь вражеских минометов и пулеметов, и Шмелев невредимым добрался в расположение своих войск.
Так смелость в сочетании с находчивостью и выдержкой победила смерть.
Надо сказать, что это был один из десяти случаев, когда самолет Николая Шмелева был подбит и горел в воздухе. Но ни разу отважный летчик не покидал свою машину.
На исходе 1944 г. Николаю Шмелеву поручили выполнить особое задание — достичь окруженного нашими войсками Будапешта и разбросать листовки с текстом о капитуляции Будапештского гарнизона. Осуществление этой задачи пришлось выполнять в. сложных и необычных условиях: при почти нелетной погоде, иногда плохой видимости; к тому же запрещалось применять оружие.
И вот в снегопад на бреющем полете летчики с необычайной точностью и искусством провели свои самолеты над самыми крышами домов венгерской столицы, рискуя врезаться в аэростаты заграждения и многочисленные шпили башен.
В один из февральских дней 1945 г. разведчики доложили о большом скоплении автомашин и живой силы врага в одном населенном пункте. Группа самолетов вылетела на боевое задание по свежим данным. Штурмовиков вел один из лучших летчиков — старший лейтенант Николай Шмелев.
Грозные ИЛы внезапно появились над целью. После трех заходов район штурмовки был охвачен огнем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Шмелеву Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6892).
После войны продолжал службу в Советской Армии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию.
С 1961 года полковник Н.А. Шмелев - в запасе. Жил в городе-герое Москве.
Автор нескольких книг воспоминаний о войне.
Скончался 8 августа 1986 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище (участок 59а).

Награжден орденом Ленина (1945), 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (1945), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (1942, 1985), орденом Красной Звезды (1942), медалями.

Память:
- Его именем названа одна из улиц города Кольчугино
- Его имя увековечено на мемориале в городе Кольчугино.


Мемориал героев в г. Кольчугино

Сочинения:
- С малых высот. М., 1962.;
- Небо доброе и злое, м., 1979.;
- В бой на штурмовиках. М., 1986.

Источники:
- Герои огненных лет. Книга 4. М.: Московский рабочий, 1980.
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. - Москва, 1988.
- Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.
- Натыкин В. Помните их имена. - Новгород, 1981.

В ЛУЧАХ ПРОЖЕКТОРОВ

Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
«...Лес дрогнул. Огромной силы взрыв потряс воздух. Овраг наполнился черным густым дымом. Нас сильно подбросило. За первым взрывом последовал второй, третий. Захотелось от радости выкинуть что-нибудь необычное, озорное. С песней перевалили через передний край.
— А ну, Леша, держись, — крикнул я, не в силах унять радостного возбуждения. Почти бессознательно убирая газ, тяну ручку на себя и толкаю левую педаль. Самолет падает в штопор. Виток, другой. Потом бросаю машину в петлю. Земля и розовое от зари небо поменялись местами».
Так вспоминает о боевых днях бывший летчик, ныне полковник запаса, Герой Советского Союза Николай Александрович Шмелев в своей книге «В лучах прожекторов».
...Шли напряженные бои за Будапешт. Николай Шмелев получил задание: вместе с другими летчиками нанести штурмовой удар по танковой колонне противника в районе озера Веленде.
И вот уже советские самолеты над целью. Резкий разворот, пике — и на врага падают бомбы. На очередном заходе Шмелев услышал резкий треск.
— Товарищ командир, вы горите! — раздалось в наушниках.
«Что делать? Сдаться врагу? Может, дотянуть самолет до своей территории и там выброситься на парашюте?» Летчик принимает дерзкое решение: он направляет горящий самолет в пике, надеясь большой скоростью и сильным встречным потоком воздуха погасить пламя. Но так не случилось: зенитный снаряд разорвался внутри масляного радиатора. Огонь с каждой минутой мог вызвать взрыв баков, и тогда — конец. Шмелев решил посадить самолет. Машина коснулась земли и врезалась в железнодорожную насыпь. Николай Шмелев потерял сознание. Очнувшись, он увидел двух наших солдат, втроем они побежали в сторону своих траншей. Фашисты открыли по ним огонь, но в это время появились наши штурмовики и истребители. Они подавили огонь вражеских минометов и пулеметов, и Шмелев благополучно добрался в расположение своих войск.
Это был один из десяти случаев, когда самолет Николая Шмелева был подбит и горел в воздухе. Но ни разу он не покидал свою машину.
В мемуарах военного летчика H.А. Шмелева «С малых высот», изданных в 1966 г. говорится, что утром 7 ноября 1944 г., на аэродроме города Hиш (Сербия) советские летчики из 707-го штурмового авиаполка собрались было отметить известный революционный праздник, как вдруг им на головы начали пикировать странные самолеты и сбрасывать бомбы. Сперва незваных гостей приняли за немецкие «рамы» — так с 1941-го в наших ВВС называли «Фокке-Вульфы» FW-189. Это было странно: во-первых, «рама» была высотным разведчиком, не предназначенным для штурмовки аэродромов. Во-вторых, 40 (!) «Фокке-Вульфов» немцам просто неоткуда было взять. Впрочем, разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось «завалить» двух чужаков. Постепенно взлетел весь полк, и в воздухе началась настоящая «собачья драка» — маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна «рама», погиб и наш Як-3. Только тут советские летчики с изумлением заметили, что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые звезды ВВС США. Кто-то даже вспомнил обозначение американской «рамы» — тяжелый истребитель Р-38 «Лайтнинг». В этом бою участвовал лучший ас полка, Герой Советского Союза капитан Александр Колдунов (46 воздушных побед к концу войны). Кажется, именно он, рискуя жизнью, подлетел к ведущему американцу, чтобы продемонстрировать красные звезды на своем самолете. Как бы то ни было, американцы убрались восвояси. Hо ненадолго. Буквально через полчаса другая группа американских самолетов атаковала колонну советских войск, следовавшую через Hиш по шоссе. Их тоже удалось отогнать, но дел они натворить успели. В результате налета погиб командир стрелкового корпуса генерал Степанов. Его последние слова были: «Проклятые империалисты!»
Один из американских летчиков с бахвальством вспоминал: «Мы остались без боеприпасов или почти без боеприпасов. Большой расход был при штурмовке колонны, иначе русским бы пришлось еще хуже. Сбили мы пять-семь русских «Яков». Они были как «мессера», но на нашей стороне были лучшая тактика и инициатива».
Разумеется, результаты воздушного боя у американской и советской сторон разнятся. Американцы пишут о 4-х сбитых советских самолетах и 2-х – ВВС США, оба американских пилота по их сведениям погибли. Наша статистика говорит о 3-х потерянных «Яках» и двух погибших летчиках, при 5 сбитых «Лайтнингах».
Относительно инцидента над Нишем у советского командования было масса вопросов, однако расследование было прекращено – портить отношение с союзниками никто не хотел. Посол США в СССР Аверелл Гарриман принес извинения по поводу несчастного случая от имени президента Франклина Рузвельта и генерала армии Джорджа Маршалла. Гарриман предложил направить в штаб 3-го Украинского фронта американских представителей для координирования совместных действий ВВС. Сталин это предложение отверг, мотивируя уже установленной линией, разграничивавшей действия союзников.
На исходе 1944 года Николаю Шмелеву и другим летчикам поручили выполнить особое задание: достичь окруженного нашими войсками Будапешта и разбросать листовки с текстом о капитуляции его гарнизона. Выполнять эту задачу пришлось в сложных условиях: при нелетной погоде и плохой видимости, запрещалось применять оружие. В снегопад, на бреющем полете летчики с большим искусством провели самолеты над крышами домов венгерской столицы, рискуя врезаться в аэростаты заграждений, в многочисленные шпили башен.
В один из февральских дней сорок пятого года разведчики доложили о большом скоплении автомашин и живой силы врага в населенном пункте Н. На его южной окраине был обнаружен склад боеприпасов. Группа штурмовиков вылетела на боевое задание. Во главе ее шел старший лейтенант Николай Александрович Шмелев. Задача была не из легких: цель находилась в глубине вражеской территории, в районе размещались аэродромы противника. Чтобы сбить с толку немецкие посты воздушного наблюдения, наши самолеты шли к цели ломаным маршрутом, меняя курс и минуя крупные населенные пункты. И вот наши грозные машины внезапно выскочили на цель. Только на южной окраине населенного пункта оказалось более 100 автомашин и несколько складов с боеприпасами. После трех заходов район цели был охвачен огнем.
За период Отечественной войны летчик-штурмовик Николай Шмелев уничтожил около 500 вражеских солдат и офицеров, 20 артиллерийских и минометных батарей, 10 самолетов, несколько десятков железнодорожных вагонов, большое количество танков, автомашин, бронетранспортеров и другой военной техники. Он доставил партизанам, действовавшим в Брянских лесах, много грузов.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны

Категория: Кольчугино | Добавил: Николай (06.04.2020)
Просмотров: 866 | Теги: кольчугино, вов, Герой советского союза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru