Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
20:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Бурматов Владимир Александрович, Герой Советского Союза

Владимир Александрович Бурматов

Владимир Бурматов родился 15 июля 1921 года в городе Коврове (ныне Владимирской области) в семье рабочего - бывшего русского матроса Бурматова. Отец мечтал увидеть Владимира также в форме моряка. В 1939 году окончил среднюю школу № 3 и аэроклуб. Работал сменным диспетчером на оружейном заводе.
В декабре 1940 года, будучи сменным диспетчером завода, был призван на флот.


Владимир Александрович Бурматов

В Военно-Морском Флоте с декабря 1940 года, на срочной службе. Красноармеец батальона связи 8-й авиационной бригады ВВС Балтийского флота.
С июня 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Участник оборонительных действий в Прибалтике и под Ленинградом.
В 1942 году окончил лётную школу в городе Саранске Мордовской АССР.
С 1942 года сержант В.А. Бурматов воевал в составе 255-го истребительного авиационного полка на Севере: пилот, командир звена, с декабря 1943 - штурман полка.
…17 июля 1942 г. На небе ни облачка, яркое солнце слепит глаза. Такие дни в Заполярье редки. Немецкие бомбардировщики стремились прорваться к Мурманску. Восьми Ю-88 с трудом удалось достигнуть территории, защищаемой советскими войсками.
Далеко на подступах к Кольскому заливу советские истребители ринулись на Ю-88. Завязался жестокий бой. Впервые участвовал в воздушном бою летчик 20-го истребительно-авиационного полка 5-й отдельной маневренной авиационной группы Краснознаменного Балтийского флота Владимир Бурматов. Он нервничал, не находил себе места в воздухе. Но вдруг заметил, как один «юнкерс» прошел недалеко, его охватил гнев.
— Не уйдешь, гадина! — воскликнул Бурматов и, прибавив скорость, пошел на сближение с фашистом. В прицеле ведомого Бурматовым самолета с каждой секундой увеличивалась свастика. В напряжении он не замечал, как струи пулеметных трасс вражеского самолета неслись ему навстречу. Еще одно мгновение, и длинная очередь, выпущенная Бурматовым, прорезала воздух. Фашистский стервятник вздрогнул, но продолжал лететь. «Неужели уйдет? Неужели не справлюсь?»
…Еще один заход, потом второй, третий. И враг, объятый пламенем, падает.
На аэродроме молодому летчику, вернувшемуся с первой победой, все тепло пожимали руки. В этот день Бурматову присвоили звание сержанта.
— Деретесь смело, только спокойнее нужно вести себя в воздухе, — сказал ему генерал.
Но быть спокойным, уверенным, быстро осмысливать резко меняющуюся обстановку воздушного боя — это значит быть мастером боя, в совершенстве владеть своей машиной. К этой цели настойчиво стремился Владимир Бурматов.
В боевой жизни летчика особенно памятны осенние бои 1943 г., когда он сбил 5 вражеских самолетов.
20 сентября 1943 г. истребители авиационного полка Северного флота вылетели на сопровождение торпедоносцев. Владимир Бурматов слыл уже опытным ведущим командиром, умевшим быстро принимать безошибочные решения.
Обнаруженный немецкий караван судов охраняло более 20 «фокке-вульфов» и «Мессершмиттов-110». Отдав распоряжения своим ведомым, младший лейтенант Бурматов с небольшой группой истребителей ринулся на врага. Несколько «фоккеров» набросились на Бурматова, стремясь зажать его в клещи. Умело маневрируя, он отбил их атаку и, выждав удобный момент, сам стремительно пошел на группу немецких истребителей. Короткая очередь — и горящий «фокке-вульф» рухнул на землю.
Вскоре Бурматов заметил, как несколько «Мессершмиттов-110» подкрадывалось сбоку к торпедоносцам. Медлить было нельзя. Резко набрав высоту, молодой летчик вихрем понесся на немецких стервятников. Зайдя в хвост «мессеру», он в упор дал короткую пулеметную очередь — и второй вражеский самолет упал в воду.

Штурман 255-го истребительного авиаполка (5-я минно-торпедная авиадивизия ВВС Северного флота) старший лейтенант Бурматов В.А. к маю 1944 года произвёл 191 боевой вылет, в 43-х воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника и 1 в группе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года Бурматову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". 28 июня 1944 года в районе полуострова Рыбачий был сбит зенитным огнём, несколько часов на спасательной шлюпке находился в Баренцевом море, спасен экипажем катера. В сентября 1944 года отозван с фронта и направлен на учёбу.


Герой Советского Союза капитан В.А. Бурматов.

«В воздухе Владимир Бурматов
Еще юношей Владимир Бурматов мечтал стать морским летчиком. Он поступил в аэроклуб. Это было в Коврове. Юноша проводил все свободные часы около учебного самолета, и когда клуб выдал ему свидетельство, удостоверяющее его способность водить самолет, Бурматов стал просить, чтобы его отправили на флот.
Так он стал моряком. Но в мечты его внесли небольшую поправку: юноше-добровольцу предложили стать связистом. Бурматов овладел этой специальностью, но тайком, в свободное время ходил на ближайший аэродром и смотрел, как обучались военные летчики. Небо звало его. В первые дни войны он видел, как поднимались и уходили на запад тяжелые бомбардировщики, и искренне завидовал тем, кто сидел в этих машинах.
Небо знало Бурматова. И вот однажды свершилось то, о чем мечтал молодой летчик. Его отправили в авиационное училище. Это была радость. Бурматов быстро восстановил в памяти технику пилотирования. Воздушные стрельбы и стрельбы по воздушным целям уже в школе показывали, что в ряды сталинских соколов пришел достойный воин.
Североморские летчики приветливо встретили Бурматова, когда он пришел на Север.
С первых же дней молодой летчик стал внимательно прислушиваться к разговорам опытных асов. Его интересовали бои Сафонова, Сгибнева, Панина и других мастеров воздушных атак.
Первый воздушный бой, проведенный Бурматовым в паре со старшим лейтенантом Петренко, был безрезультатным, но тем не менее многому научил молодого пилота. Во втором бою Бурматов действовал увереннее и одержал первую победу. Он вспоминает об этом, как о боевом крещении:
— Бью, бью его и все мимо. Зло взяло меня! «Когда же ты, гад, сдохнешь?» — думаю. Подошел вплотную и в упор всыпал очередь. От фашистской машины даже куски полетели. Дернулся «Юнкерс» и повалился.
На аэродроме летчики пожимали руку краснофлотцу. В этот же день с Бурматовым говорил генерал и присвоил ему звание сержанта.
С тех пор прошло немного больше года. Владимир Бурматов стал капитаном, провел десятки воздушных боев, сбил тринадцать немецких самолетов.
Припоминается одна из наиболее жарках схваток. Владимир Бурматов встретился с четверкой «Мессершмиттов» и смело повел свой истребитель на вражеские машины. Он неустанно носился о воздухе, своей дерзостью сбивал с толку гитлеровцев. Немцы нервничали и напрасно форсировали моторы. Бурматов успевал наносить удары налево и направо. Вскоре один «мессер» задымил и поспешил выйти из боя. Но и после этого немцев осталось в три раза больше. Бурматов измучился, закружился.
И тут, в тяжелые минуты боя, он почувствовал, как очередь фашистского самолета прошила мотор.
— Плохо, надо выходить из боя, — мелькнула мысль. Но не так просто было уйти от трех «мессеров». Пришлось схитрить. Бурматов бросил машину в штопор.
Немцы, видимо, решили, что советский самолет сбит, и направились домой. У самой земли Бурматов выровнял израненную машину и взял курс на аэродром.
Мастерству Владимира Бурматова может позавидовать каждый летчик-истребитель. Это настоящий воздушный снайпер. Однажды был такой случай. В воздушном бою Бурматов сбил немецкий самолет. Приняв бурматовскую машину, оружейник приготовился пополнять боезапас. Но все пополнение потребовало только три патрона. Владимиру Бурматову в том бою достаточно было всего лишь три выстрела, чтобы сбить фашистский самолет.
В воздушных боях Владимир Бурматов завоевал себе славу советского аса. Правительство высоко оценило боевые заслуги летчика перед Родиной Бурматову присвоено звание Героя Советского Союза» (газета «Краснофлотец», № 131 от 3.06.1944 г.).
В 1945 году окончил высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. В 1945-1946 годах продолжал службу в 255-м истребительном авиационном полку в Заполярье, затем переведён на черноморский флот, в 1952 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал 628-м истребительным авиационным полком, был заместителем командира по огневой и тактической подготовке 49-й истребительной авиационной дивизии. С 1957 года полковник В.А. Бурматов - в запасе.
Жил в городе Коврове Владимирской области. Работал инженером-технологом на заводе имени В.А. Дегтярёва.
Почётный гражданин города Коврова (1975).
Умер 27 октября 1986 года. Похоронен на Троицко-Никольском кладбище в Коврове.


Награждён орденом Ленина (31.05.1944), 3 орденами Красного Знамени (3.11.1942; 7.09.1943; 20.12.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды, медалями "За оборону Ленинграда" (1943), "За оборону Советского Заполярья" (1945).
Почётный гражданин города Ковров (1975).

Память:
- Бюст В.А. Бурматова, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э.И. Китайчук).
- Его именем названы улица и школа №10 в городе Ковров Владимирской области.


Аллея Героев в гор. Коврове

Источники:
- В пламени сражений. Ярославль, 1978.
- Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982.
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. - Москва, 1987.
- Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977.
- Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.

МОРСКОЙ АС

Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
В 1921 году в семье русского матроса Бурматова из города Коврова родился сын Владимир.
— Семья Бурматовых — матросская,— любил повторять Александр Николаевич. Он и четверо его братьев служили на Балтике. Сам он шесть лет ходил на корабле «Слава», участвовал в первую мировую войну в морских боях.
Случилось именно так, как мечтал отец. После окончания средней школы в 1940 году Владимир был призван на флот. Великую Отечественную войну он встретил рядовым краснофлотцем батальона связи Балтийского флота.
В дни войны Владимира не покидала мысль стать летчиком. После непродолжительной учебы Владимир Бурматов в 1942 году прибыл на Север морским летчиком. В первых же боях он показал себя способным истребителем.
17 июля 1942 года. Яркое солнце, ни одного облака. Такие дни в Заполярье бывают редко. Воспользовавшись этим, немецкие бомбардировщики стремились прорваться к Мурманску.
Восьми «юнкерсам» удалось достигнуть территории, защищаемой советскими войсками. Делом чести морских летчиков было не допустить врага к военным объектам.
Далеко на подступах к Кольскому заливу советские истребители ринулись на фашистские бомбардировщики. Завязался бой. Впервые участвуя в нем, Владимир Бурматов терялся. Но вдруг он заметил, как один из «юнкерсов» прошел недалеко от него.
— Не уйдешь! — воскликнул Бурматов и, прибавив скорость, пошел на сближение с фашистом. В прицеле с каждой секундой увеличивалась паучья свастика. Молодой пилот не замечал, как струи пулеметных трасс с вражеского самолета неслись ему навстречу. Длинная очередь, выпущенная Бурматовым, прорезала воздух. Фашистский стервятник вздрогнул, но продолжал лететь. «Неужели уйдет?» Еще один заход, второй, третий — и враг, объятый пламенем, наконец падает на землю.
На аэродроме молодому летчику тепло пожимали руки. В тот же день Бурматову было присвоено звание сержанта.
— Деретесь смело, только спокойнее нужно вести себя в воздухе,— сказал генерал, поздравляя Бурматова с успехом.
Боевой счет Бурматова увеличивался с каждым днем. Особенно он проявил себя, будучи уже офицером, на сопровождении торпедоносцев. О Бурматове стали говорить как о мастере сопровождения.
— Легко идешь в атаку, когда видишь, что рядом Бурматов,— так говорил о нем знатный торпедоносец офицер Францев.
В боевой жизни Бурматова особенно памятными были осенние дни 1943 года, когда он сбил пять вражеских самолетов. 20 сентября, как обычно, летчики истребительного авиационного полка Северного флота вылетели на сопровождение торпедоносцев. В числе их был и Владимир Бурматов. Обнаруженный немецкий караван судов охраняло более двух десятков «фоккевульфов» и «мессершмиттов». Отдав распоряжения своим ведомым, младший лейтенант Бурматов с небольшой группой истребителей ринулся на врага. Несколько «фоккеров» набросилось на него, стремясь зажать в клещи. Но, умело маневрируя, Бурматов отбил атаку и, выждав удобный момент, сам пошел на немецких истребителей. Короткая очередь — и «фоккевульф» врезался в скалы.
Вскоре Бурматов заметил, как несколько «мессершмиттов-110» подкрадывались к торпедоносцам сбоку. Резко набрав высоту, молодой летчик понесся на немецких стервятников. Зайдя в хвост «мессеру», он в упор дал пулеметную очередь, и второй вражеский самолет скрылся в морской пучине.
Все пришлось испытать полярному летчику Бурматову. Он дважды был ранен и дважды подбит. В 1944 году его сбили над морем, и около часа пилот находился в воде за двенадцать километров от берега.
За период Великой Отечественной войны Бурматов совершил более 200 боевых вылетов. 230 часов провел он в воздухе, 51 раз вступал в единоборство с врагом. На его боевом счету 12 сбитых самолетов. От краснофлотца до подполковника, от электромеханика до помощника командира истребительной авиационной дивизии — таков путь Владимира Бурматова.
В 1957 году Владимир Александрович Бурматов уволился в запас и вернулся в свой родной город Ковров, где честно трудится на одном из заводов.
В день празднования двадцатилетия со дня Победы над фашистской Германией Владимир Александрович Бурматов министром обороны Союза ССР был приглашен на торжества в Москву. Здесь он встретился с боевыми друзьями. В этот торжественный день ЦК КПСС и Совет Министров СССР наградили бывшего морского летчика, Героя Советского Союза, подполковника запаса Владимира Александровича Бурматова памятным подарком — золотыми именными часами.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны

Категория: Ковров | Добавил: Николай (30.03.2020)
Просмотров: 1177 | Теги: Ковров, вов, Герой советского союза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru