Ковальчук Николай Филиппович
Ковальчук Николай Филиппович родился 19 декабря 1935 г. в станице Марьянская Ново-Титаровского района Краснодарского края.
Трудовую деятельность начал в 1954 г. прицепщиком Марьянской МТС, затем работал такелажником на заводе им. Калинина Горьковской области, откуда был призван в ряды Советской армии.
В Коврове - с 1957 года. В 1957 г. поступил сверловщиком на завод им. В.А. Дегтярёва, закончил без отрыва от производства Всесоюзный машиностроительный институт.
Ковальчук Николай Филиппович
Воспоминания Н.Ф. Ковальчука о строительстве мотодрома. «В Ковров я приехал в 1957 году – тогда в городе зарождался традиционный мотокросс. Популяризация мотоспорта происходила в нашем городе по инициативе директора завода имени Дегтярева В.В. Бахирева. Понятно, что главной целью создания команды мотокроссменов и проведения соревнований было продвижение продукции завода, привлечение покупателей наших мотоциклов.
Наши спортсмены участвовали и в шоссейных гонках: мотоциклы для этого вида спорта небольшими партиями выпускал ЗиД. Но шоссейные гонки у нас не прижились – в основном, они культивировались в Прибалтике.
А мотокросс прижился и получил всесоюзное значение. Сначала устраивались кроссовые гонки на приз завода им. Дегтярева, затем проводились соревнования, приуроченные ко Дню Советской Армии, – призы присуждались во всесоюзном масштабе...
В это время мы услышали, что в городе Элиста здорово развит мотобол. Правда, никто из нас не видел, как проходит сама игра. В конце 1960-х на заводе им. Дегтярева работал Александр Фокич Еловенко. Он был коммерческим директором, то есть располагал ресурсами, финансами. Еловенко буквально «загорелся» мотоболом. Получил разрешение на выделение земли и приступил к строительству площадки для игры – мотодрома.
Первое, что сделали, – выровняли землю, сделали откос с правой стороны, засыпали поле гаревым покрытием для лучшего сцепления, все укатали, утрамбовали. Но сами представляете, сколько было пыли! В перерывах пожарным машинам приходилось поливать поле, чтобы она улеглась.(Позже площадку на мотодроме покрыли резиново-битумной смесью. Заасфальтированное таким образом поле простояло 20 с лишним лет! Предусмотрели специальные откаты, чтобы не образовывались лужи, сцепление было отличное…)
Зритель подтянулся на новый мотодром – появилась для них отдушина: зимой смотрели мотокросс на Шириной горе, летом – мотобол. Тогда в Коврове процветал и футбол: наша команда играла в классе «Б», тренировалась и выступала на стадионе «Металлист» (который, кстати, был построен еще до войны). Его облагородили, сделали трибуны – в свое время «Металлист» вмещал не менее 10 тысяч зрителей! К нам приезжали спортсмены из ЦСК, «Динамо», из Турции, в футбольной команде участвовали целые семьи...
Одним словом, спорт в Коврове любили. Мотобол «опустился» на благодатную почву. Поставили задачу для ковровской мотобольной команды – выйти в класс «А». Для этого нужно было создавать все необходимые условия для болельщиков. И для начала - возвести трибуны с лавочками (до этого зрители просто стояли на откосах).
Дали задание нашим снабженцам: сделать опоры с выступами для скамеек. Вопрос был в деньгах, но, естественно, ни смет, ни планов на подобные расходы в бюджете не было. Общими усилиями решили проблемы, изыскали особую сумму. В результате по правую сторону мотодрома выстроили железобетонные опоры, по левую – деревянные помосты со скамейками: на деревянных сидело меньше зрителей, потому что игры проходили, как правило, вечерами, и закатное солнце светило в глаза.
Пришла очередь строительства проходных, касс, а также помещения, где можно было бы хранить и ремонтировать технику. Я подключил к этому делу специальное конструкторское бюро по проектированию мотоциклов и гражданской продукции, а также заводских строителей. Так появилось здание базы мотобольной команды, где можно было переодеться, принять душ, попить чаю. Кроме того, оборудовали небольшие помещения токарными, сверлильными станками, слесарным столом, и, естественно, предусмотрели боксы под мотоциклы. Это кирпичное здание стоит и используется по назначению до сих пор.
Оградили территорию мотодрома по периметру (как собирали деньги на приобретение некондиционных плит для забора – отдельная история), сделали специальный въезд для техники. Получился замечательный объект. На время проведения соревнований организовывали буфет, обеспечивали медиков и охрану. Каждая игра была целым событием: можно сказать, что в становлении мотобола участвовал весь город. Лично я всегда ходил на соревнования, к тому же старался сделать так, чтобы на играх присутствовали и секретари парткома, и комсомольцы. Команда «Ковровец» всегда находилась на «балансе» завода им. Дегтярева. Специально для мотоболистов покупались автобусы и грузовые машины, чтобы возить на соревнования мотоциклы.
1976 год
Н.Ф. Ковальчук поздравляет команду "Ковровец" с победой на Кубке СССР и чемпионате СССР, 1982 год. Фото из архива А. Царева.
Конечно, сложности были всегда. Во-первых, техника: постоянно нужны были более прогрессивные мотоциклы (в основном, конечно, японского производства). Да, очень долгое время мы обходились нашими, «зидовскими» мотоциклами – совершенствовали их, дорабатывали. Но чем выше поднимался уровень игры наших спортсменов, тем выше становились требования к качеству мототехники.
Во-вторых, зарплаты спортсменов – мотоболистов. Поначалу ребята и работали, и выступали. Потом их освободили от работы, но зарплату нужно было сохранить. Я как секретарь парткома (а позже и председатель горисполкома) знал всех руководителей заводов и при случае использовал служебное положение: звонил и просил устроить на работу спортсменов, скажем, на должность слесаря, и выплачивать им зарплату: ведь полностью содержать всю команду одному заводу им. Дегтярева было непросто. На мои просьбы откликались все. Наконец, наши мотоболисты были молодыми парнями призывного возраста. Договаривались с военкоматом, чтобы ребята оставались служить в Коврове, чтобы у них была возможность приезжать на тренировки и игры.
Были и очень трудные времена. Помню, в середине 90-х, когда я был директором ЗиДа, ко мне пришел Валерий Филиппович Петрушев и спрашивает:
- Мотобол проводить будем?
- Будем!
- Денег нет.
- Я знаю, что денег нет. Но если мы не будем этим заниматься, у нас не будет стимула. Мы вообще все потеряем, наши мотоциклы перестанут покупать!
Нельзя такие вопросы пускать на самотек. Но для этого надо быть, конечно, патриотом спорта, города, завода»...
1960-1961 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ на ЗиДе. «Через три года, в 1960 г., заводская молодёжь избрала его секретарём комсомольской организации...» («ЗТ», 19.06.2012).
1961 -1964 гг. - работал ст. мастером, начальником участка механосборочного цеха.
С 1964 г. перешёл на партийную работу.
1964-1968 гг. - заведующий промышленным отделом ГК КПСС.
1968-1969 гг. - секретарь парткома мотопроизводства (1968-02.1969), зам. секр. парткома ЗиДа.
1971 -1976 гг. - секретарь парткома ЗиД (05.1971-1976).
1976-1981 гг. - секретарь ГК КПСС.
С 1981 по 1984 г. - председатель Ковровского горисполкома (11.1981 - 06.1984). с 1985 по 1988 гг. Председателем Ковровского горисполкома был Иванов Игорь Иванович.
С 1984 по 1990 г. - 1-й секретарь горкома.
В 1990 г. вернулся на ЗиД. С марта 1990 г. - зам. ген. директора по производству ОАО «ЗиД».
С 1993 по 1996 г. - генеральный директор завода им. Дегтярева. «Финансовое состояние ЗиДа в начале 1993 г. не назовёшь даже удовлетворительным. Общий спад производства в стране не стал исключением и для него. Выпуск товарной продукции упал на 46,7% по сравнению с уровнем 1989-го, по оборонной продукции - на 69,4%, 1992-й стал годом обвальной конверсии, резкого спада заказов на оборонную продукцию. Либерализация цен привела к тому, что госпредприятия не получили компенсацию для пополнения оборотных средств. Производство охватили неритмичность и долгие простои. Это внешняя сторона. А внутренняя - смятение, неизвестность, у некоторых - апатия. В душах руководителей оборонных предприятий прочно осело чувство обречённости. Именно в дни неуверенности, отчаяния, безверия в только что образовавшемся акционерном обществе впервые избрали директора - Николая Филипповича Ковальчука... В конце июля 1993 г. принято беспрецедентное для предприятия решение: впервые коллектив отпустит в частично оплачиваемый отпуск. Завод переживал общие для всех проблемы: неплатежеспособность партнёров, трудности с выплатой налогов и зарплаты, реализацией бартерных поставок. Предприятие село на финансовую мель, ситуация оказалась чрезвычайной. Чтобы её изменить, требовался неординарный ум. И Ковальчук смело взялся за решение массы проблем, используя свой огромный опыт, опираясь на команду руководителей-специалистов... Была выбрана стратегия риска. Мы рисковали и продолжаем рисковать. Чтобы выжить, надо рисковать. Мы всегда заглядывали в завтра, поэтому и выжили» («ЗТ», 19.06.2012).
С 1996 по 2002 гг. - председатель Совета директоров ОАО «ЗиД». Возглавляя с 1996 по 2002 год Совет директоров ОАО «Завод имени В.А. Дегтярёва», сумел создать действенную систему постоянного контроля работы Правления акционерного общества по эффективному использованию собственных средств, что позволило в основном без поддержки государства выполнить конверсионную программу предприятия.
В 1998 году по оценкам экспертного Совета Русского биографического института он был удостоен звания «Человек года» с вручением нагрудного знака «Серебряный крест».
«- Вы хорошо помните Ковров минувших, лучших его лет, когда люди без денег не сидели, когда не стояла остро проблема жилья, когда не было экологических проблем. Сегодня у большинства на уме одно - как бы день продержаться да ночь простоять. - Да, жизнь ковровчан нормальной сегодня не назовёшь. Но я стараюсь не зацикливаться на отрицательном. Оценивать жизнь в городе, прежде всего, нужно, исходя из того, что ты хорошего для него сделал. Для меня Ковров всегда был красив своим благоустройством, замечательной природой. Людьми. Его привлекательность высока и сегодня, но из-за деградации экономической деятельности, вы правы, сегодня думаем о выживании, а не о росте. - Нет ностальгии по советским временам? - Есть ностальгия по востребованности работы предприятий. Тогда все они динамично развивались, всегда ощущалась нехватка рабочих рук. Пусть сложно было создавать новые изделия, непросто возникали новые рабочие места, но те проблемы не сравнить с сегодняшними. Когда на руководителей предприятий тяжёлым грузом давят возможные сокращения производства, трудового коллектива, фонда заработной платы...» («ЗТ», 11.06.1998). «- Вы были коммунистом. Как относитесь к ним сейчас, к Зюганову? Похоже, что лидер КПРФ близок к победе на президентских выборах... - Я свои политические взгляды не менял, партбилет не выбрасывал. Членом КПРФ не являюсь. Что касается Зюганова, то часто он ведёт себя вяло, «едет по наезженной колее», но его критику государственной политики, его оппозиционность я полностью разделяю. В России не переходный период, не строительство нового государства, а вот уже несколько лет сплошная череда ошибок, мягко говоря. Всё можно было сделать менее болезненным. Что, не нужны сейчас экскаваторы стране или автомобили Волжского автозавода? Ещё как нужны. Однако регулярно закупаем импортные, - субсидируя создание рабочих мест на Западе, - начисто забыв про отечественного производителя. Ещё хочу добавить, что политикой в чистом виде я не занимался, всегда был в первую очередь практиком» («ЗТ», 11.06.1998).
Н.Ф. Ковальчук неоднократно избирался депутатом городского и областного Советов народных депутатов.
Звание «Почетного гражданина города Коврова» присвоено Н.Ф. Ковальчуку решением Ковровского городского совета народных депутатов Владимирской области от 20 декабря 2000 года.
Умер 5 ноября 2016 года на 81-м году жизни.
Награждён двумя орденами «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы.
Имел звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации» и «Заслуженный дегтярёвец».
19 декабря 2018 года в Коврове состоялось первое, «тренировочное» открытие бульвара им. Николая Ковальчука.
С инициативой о присвоении бульвару на улице Октябрьской имени выдающегося ковровчанина к городским властям вышли представители совета Почётных граждан Коврова. Положительно решение было принято в октябре 2017 года. Был разработан проект арки и памятной доски. Арку установили у входа в бульвар со стороны вокзала, а небольшую информативную доску — со стороны Октябрьской площади.
Специалистами завода был разработан проект благоустройства бульвара, одобренный в июле градостроительным советом. Завод также стал генеральным спонсором проекта, вложив в него почти 4 млн. рублей.
4 сентября 2019 года, в день рождения города Коврова прошло Второе открытие бульвара Ковальчука (Небольшая прогулочная зона, вымощенная бордюрной плиткой, длится от Октябрьской площади до вокзала). Чтобы почтить память заслуженного городского деятеля, на новом бульваре собрались работники завода им. Дегтярёва, а также почётные гости: ветераны завода, люди, с которыми Николай Ковальчук проработал много лет, его друзья и близкие.
Лев Моисеевич Гурков, почётный гражданин Коврова:
- Этот бульвар, названный именем Н.Ф. Ковальчука, прекрасно символизирует его любовь к земле ковровской. Для меня он всегда и остаётся лидером. Он являлся примером для подражания, демонстрируя окружающим пунктуальность, обязательность, ненависть к фальши. Низкий ему поклон и вечная память!
Валерий Филиппович Петрушев, генеральный директор завода им. В.А. Дегтярёва в 1996-2002 гг.:
- Николай Ковальчук – это человек, который посвятил свою жизнь г. Коврову. Его имя на устах у всего старшего поколения. Ни одна отрасль жизни Коврова не оставалась без его участия: медицина, образование, строительство, благоустройство.
Геннадий Сергеевич Герасимовский — заслуженный дегтярёвец:
- Николай Филлипович владел искусством руководства трудовыми коллективами. Он был отзывчив, в то же время не давал слабины. Много внимания уделял новым технологиям.
В проекте благоустройства бульвара Ковальчука также была запланирована установка скамеек, светильников и ограждений. Как сказал В.Ф. Петрушев, то, что еще не успели выполнить, будет сделано в лучшем виде.
ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева»
|