Учебно-показательная мастерская по экипажному делу в д. Горячево
Деревня Горячево
Горячево — деревня в Савинском районе Ивановской области России, входит в состав Горячевского сельского поселения.
Деревня расположена в 30 км на восток от райцентра посёлка Савино.
На территории деревни ранее располагались две деревни Горячево и Бреховская (в восточной части). В конце XIX — начале XX века обе деревни входили в состав Алексинской волости Ковровского уезда Владимирской губернии.
В 1859 году в Горячеве числилось 63 двора, в деревне Бреховской 22 двора и 113 жителей, в 1905 году в Горячеве имелось 89 дворов, в Бреховской 23 двора и 163 жителя.
С 1929 года деревня Горячево входила в состав Алексинского сельсовета Ковровского района Ивановской области. С 1935 года — в составе Савинского района. С 1954 года — центр Горячевского сельсовета. С 2005 года — центр Горячевского сельского поселения..
Учебно-показательная мастерская по экипажному делу в д. Горячево, Алексинской волости, Ковровского уезда
Губернская управа, исполняя постановление очередного губернского собрания 1911 г., приступила в 1912 г. к устройству в д. Горячево учебно-показательной мастерской. Постройки были сданы подрядчику А.А. Фирсову за 8700 руб. – здание мастерских каменное площадью 43 кв. саж. за 5100 руб., деревянное помещение: квартиры заведующего и класса площ. 33 кв. саж. за 2960 руб. и наконец сарай размер 18х6 арш. 640 руб. Постройки зданий закончены были Фирсовым не вполне, остаются некоторые доделки и исправления для 1913 г. Из-за запоздания в строительных работах, а также трудности подыскания подходящего лица для заведывания мастерской, произошла задержка в оборудовании и открытии учебной мастерской. Двигатель и необходимые станки были куплены, первый системы Горнсби у Вюстера и вторые большей частью у Кеппена и в меньшей части у Линдемана.
22 апреля 1913 г. была открыта учебно-показательная мастерская в дер. Горячево (Ивановская обл., Савинский район). Оборудование мастерской станками, необходимыми инструментами к этому времени было почти закончено. Исполнение обязанностей заведующего учебной мастерской было поручено окончившему Мальцовское ремесленное училище В.А. Обухову, который, находясь при постройке и оборудовании мастерской, сумел ориентироваться в промысле. Пригласить на должность заведующего лицо с достаточным опытом по экипажному делу при условии, чтобы это лицо в то же время с общим развитием, не представлялось возможным, так как намеченные управой кандидаты в заведующие мастерской или отказывались сами, или сама управа принуждена была отказывать им. На должность кузнечного мастера был приглашен И.Н. Маслов из чела Чебаксы, Казанской губернии, оковывавший экипажи для Казанских фирм. Ввиду трудности подыскания мастера, который бы мог одинаково работать как по дереву, так и окраске, и обойке, пришлось взять временно на испытание одного из местных кустарей, работавшего на фабрике по экипажному делу. Его разносторонняя работа оказалась плохой во всех отраслях и через некоторое время его пришлось уволить. Приглашенный на его место из г. Касимова И.В. Обухов, работавший там в собственной мастерской, знал только обойное и малярное дело. При исполнении дальнейших работ дерево изготовлялось для мастерской кустарями за плату до 1 сентября. С 1 сентября для несложных работ по дереву был взят кустарь А.С. Градов, знавший отчасти и обойку с окраской. Кроме указанных лиц в мастерской находятся помощник кузнеца и сторож. Поступления учеников начались со времени открытия мастерской. Таким образом к летнему перерыву в мастерской было 8 учеников. К сожалению большинство из них было моложе 14 лет и не из семьи кустарей дер. Горячево, а из других деревень. Объясняется это тем, что открытие мастерской произошло в такое время, когда беспрерывный спрос на изготовляемые кустарями простые изделия, повышенная расценка их заставила пустить в дело все рабочие руки, оплачиваемые теперь во всяком возрасте. При таких условиях, отдавая сына в учебную мастерскую, кустарь лишался 50-60 руб. в год. Кроме того большой спрос на самые простые изделия давал повод думать кустарям, что приобретенные знания в мастерской останутся неприменимыми. Занятия с учениками после перерыва начались с 16 сентября. Количество учеников к 16 сентября было 15 человек. Благодаря недостаточному физическому развитию учеников, занятия в мастерской велись, главным образом, по дерево-обделовательному и слесарному ремеслу, а кузнечным ремеслом был занят один ученик. Совместные занятия учеников в классе велись два раза в неделю по 4 часа в день. Ученики до 20 июня по дерево-обделовательному ремеслу исполняли программные работы и частью между ними работы в помощь мастеру. Одним учеником программа была закончена. По слесарному ремеслу помимо программных работ ученики занимались нарезкой болтов, опиливанием экипажных частей для изготовляемых в то время изделий. По кузнечному – знакомство с употреблением инструментов и отковка мелких болтов. По рисованию – рисование от руки карандашом геометрических фигур, фигуры в сочетаниях. Черчение – знакомство с основами геометрии. Построение параллельных линий, углов, деление их. Сведения по технологии пока не преподавались. До 15 сентября работа мастеров заключалась: кузнечного – в пополнении инструментами кузницы, мастерской, оковкой изделий, изготовлением программных работ, образцов. Обойно-малярного – обивка, окраска изделий, изготовление коллекций окраски и обойки. Подеревщика – изготовление нескольких ходов дрожинных, моделей их, щитов для коллекций и работ. Общее руководство делом и преподавание ученикам в классе лежало на обязанности исполняющего должность заведующего мастерской. Во время производства работ мастерская посещалась кустарями для осмотра работ и изделий. Через мастерскую кустарям было передано несколько заказов на изделия; увеличение оборотных средств при мастерской и правильный прием заказов на улучшенные изделия могли бы расширить подобные операции. Кроме того деятельность мастерской была направлена к созданию среди кустарей какой-либо формы кооперации. Недостаточная подготовленность кустарей – новизна дела, отсутствие нужных средств и отчасти влияние местных торговцев, помешали открыться действиям создавшейся уже договорной артели, первой задаче, которой было открытие собственного склада материалов производства. Исполняющим должность заведующего мастерской В.А. Обуховым было произведено исследование промысла, данные которого после соответствующей обработки предполагается отпечатать. Руководящие начала по ведению занятий с учениками, по сношению с взрослыми кустарями, по установлению для них ряда демонстративных работ и т.д. давал попечительный совет, в который вошли от губернского земства член губернской управы В.С. Брюхов, заведующий кустарным делом В.Д. Крашенинников, от уездного земства Николай Павлович Муратов, а также исполняющий обязанности заведующего мастерской В.А. Обухов. Что касается постройки зданий, то таковая была сдана губернской управой подрядчику А.А. Фирсову за 8700 руб. Каменное здание мастерской площадью 38 кв. саж., деревянное – 32 кв. саж. и сарая 18 кв. саж. Оборудование мастерской к 15 сентября станками и инструментами представляет в следующем виде: Столярное отделение. Ленточная пила приводная – 385 руб. Станок токарный ножной – 75 руб. Верстаков столярных 4 шт. – 60 руб. 50 коп. Мелких инструментов столярных и малярных – 139 руб. 97 коп. Кузнечно-слесарное отделение. Двигатель сист. «Горнсби» 5 сил – 1657 руб. Самоточка с контр. привод. – 670 руб. Сверлильный станок с контр. привод. – 150 руб. Сверлильный станок малый – 57 руб. 25 коп. Токарный станок с контр. приводом – 150 руб. 32 коп. Пресс дыропробивной с ножницами – 128 руб. Точило с английским камнем – 16 руб. Верстаков слесарных с подверст. 2 – 55 руб. Тисок слесарных разных 5 – 61 руб. 74 коп. Мелких кузнечно-слесарных инструментов – 286 руб. 23 коп. Вентилятор «Шилле» с кроншт. – 50 руб. Трансмиссия – 480 руб. 32 коп. 2 постоянных горна с воздухопров. – 216 руб. 1 переносной горн – 25 руб. 50 коп. Весы десятичные с гирями – 75 руб. 92 коп. 3 наковальни со стульями – 89 руб. 13 коп. Стелажи для сушки материалов – 24 руб. Ремни приводные – 99 руб. 40 коп. Библиотека, пособия и канцелярские принадлежности – 81 руб. 50 коп. Специальные станки (каменные и др.) – 9 руб. 50 коп. Мебель и освещение – 155 руб. 20 коп. Разных предметов мелких – 69 руб. 29 коп.
При оборудовании мастерской приходилось пользоваться рабочими и мастерами, работавшими сдельно и большей частью поденно: Рабочие в день по – 70 коп. Каменщики и печники по – 1 руб. 50 коп. Плотники и столяры по – 1 руб. 20 коп. Сдельные работы разные от – 75 коп. до 1 руб. Доставка разных предметов и материалов – 37 руб. 09 коп. Стоимость материалов и работы, предметов оборудования, сделанных в мастерской своими средствами – 208 руб. 19 коп. Материал для мастерской покупался на месте до августа 1913 г. и частью выписывался из Москвы. В августе по постановлению попечительного совета с согласия губернской управы была совершена закупка сырого материала на Нижегородской ярмарке. Материал покупался на особые оборотные средства, образовавшиеся по постановлению губернского собрания 1911 года, при чем с 22 апреля всего материалов было куплено на сумму 2025 руб.
Программы занятий учеников распределяются по годам.
Рисование
1 год. 2 часа в неделю. Рисование прямых линий, квадратных, круга. Сочетание прямоугольников, треугольников, окружностей. Звезды, симметричные фигуры. Рисование с оригиналов.
2 год. 2 часа в неделю. Знакомство с перспективой. Рисование геометрических тел. Рисование с натуры простейших предметов из экипажного производства. Рисование с тушевкой.
3 год. 3 часа в неделю. Рисование с натуры более сложных экипажного производства. Рисование по выбору учеников. Рисование на память. Натурами для рисования будут служить инструменты, части изделий, целые изделия и т.п.
Черчение
1 год. 3 часа в неделю. Знакомство с чертежными инструментами. Вычерчивание в карандаше прямых, горизонтальных, вертикальных, наклонных, окружностей. Знакомство с основами геометрии. Меры длины – применение их в черчении. Деление прямых. Вычерчивание перпендикуляров. Построение углов, деление, вычитание их. Измерение углов. Черчение тушью. Вычерчивание геометрических фигур, квадраты, многоугольники, окружности, сочетания их.
2 год. 3 часа в неделю. Знакомство с проекцией. Проекция геометрических тел. Знакомство с изображением тел на чертеже. Черчение с натуры простейших деталей экипажного производства. Изображение предмета в разрезе.
3 год. 3 часа в неделю. Упражнения в набрасывании эскизов. Вычерчивание с них. Упражнение в черчении с натуры более сложных предметов экипажного производства. Закрашивание чертежей. Во второй год обучения следует включить перед изображением тел в разрезе знакомство с условным обозначением материалов на чертеже и оттенением чертежей.
Технология дерева
1 класс. 2 часа в неделю. Дерево – его жизнь – строение. Свойства дерева. Пороки дерева. Формоизменительность дерева. Сушка дерева. Породы дерева. Плотничное дело. Столярное дело. Верстак. Инструменты измерительные, проверочные. Ручная и машинная обработка дерева. Пиление и инструменты для него. Раскалывание. Строгание и точение. Долбление и сверление. Соединения дерева. Отделка дерева. Окраска, лакировка и полировка дерева. Малярное дело.
Технология металлов
II класс. 2 часа в неделю. Чугун. Свойства чугуна. Железо. Свойства железа. Явления при нагревании и охлаждении. Сорта железа. Сталь. Сорта стали. Свойства стали. Обработка стали. Нагревание и охлаждение стали. Закалка и отпускание стали. Употребление металлов. Обработка металлов. Браковка, разбивка. Инструменты, способы обработки. Резцы, строгание, точение. Сверла. Сверление. Нарезательные инструменты. Напильники, точильные камни и т.п. Кузнечное дело. Инструменты и приспособления, краткое понятие о сплавах. Занятия с учениками ведутся ежедневно с 8 часов утра до 6 часов вечера с 2 часовым перерывом на обед, за исключением праздников и неприсутственных дней. В классе занятия ведутся 2 раза в неделю с 8 часов утра до 12 часов. При чем на рисование и черчение из 8 часов идет 6 часов, на технологию 2 часа. Программы по ремеслам кузнечному, подеревному, отделки исполняются с промежутками, в которые ученики заняты помощью мастеру в отделке текущих изделий, при чем по возможности подбираются такие работы для учеников, на которых они более усваивали приобретаемые приемы программных работ. В первый год обучения ученику представляется право избрать специальность или подерево отделочное, или кузнечно-слесарное дело. В ниже помещенной программе по отдельным видам ремесел имелось ввиду возможно меньше держать учеников на изготовлении программных изделий, не имеющих дальнейшего употребления в производстве; что касается слесарного и кузнечного отделов, то там подобное удалось в особенно очевидной форме. Программа означенная оставлена примерно и вероятно потребует после известного опыта некоторых корректировок.
Примерная программа изделий по дерево-обделовательному отделению: Отпиливание доски и обтеска ее. Строгание и торцевание: доски, квадратного бруска, восьмигранника, цилиндра. Шипы и гнезда на квадратном бруске, сверление. Соединение брусков в полдерева. Соединение брусков обратное прямым шипом. Соединение брусков обратное лапчатым шипом. Соединение ящичное. Соединение круглым шипом.
Токарное: Цилиндр. Конус. Елка (упражнение в точении трубкой). Выточки прямоугольные, треугольные и полукруглые.
Кузнечно-слесарное отделение: Вытягивание полосы. Вытягивание железа из круглого сечения в квадратное, прямоугольное, восьмигранное. Отковка болта: с квадратной головкой, с шестигранной головкой, с круглой головкой. Отковка мелких болтов. Отковка гаек. Отковка зубила и клейцмейсера. Отковка молотка стального. Отковка простых стремянок. Сварка круглого железа. Отковка шкворня. Отковка (детали экипажа) кузнечного зубила, отковка тяжевых планок, отковка подпоры, отковка кольца, отковка стремянки, отковка круга, отковка колпака. Отковка: кронциркуля, клещей кузнечных, экипажного прутка.
Слесарное отделение: обработка зубилом чугунного бруска. Отпиливание бруска. Сверление и шлифовка бруска. Нарезка болтов и гаек. Выпиливание: гаек и колпака, шайб фигурного насечения по шаблону, молотка. Выпиливание экипажной ступеньки, пробивка в ней дыр и отделка. Кронциркули кузнечные. Шарнир для верха экипажей. Циркуль. Аршин железный.
Малярное и обойное дело изучается непосредственно на изделиях. Ученики под руководством мастера чистят изделия под окраску и после окраски грунтуют их, шьют канты, трут краску и т.п. После исполнения соответствующей программы по избранному отделения в течение первого же года ученики приступают к изготовлению деталей разных экипажей, их сборке под руководством мастеров.
В мастерскую поступают главным образом ученики 13-14 лет. В 1913 г. попечительный совет, желая заинтересовать население делом обучения правильному и хорошему производству по экипажному промыслу, пришел к заключению о необходимости, по примеру большинства земств, выдавать ученикам плату при условии, чтобы ученики были не моложе 14-15 лет, при чем попечительный совет высказал пожелание, чтобы плата выдавалась по преимуществу детям кустарей. На выдачу такой платы потребуется 500 руб. в год. Расход по выдаче вознаграждения ученикам частью может быть возвращен из чистой прибыли от продажи изделий. Кроме этого попечительный совет, наблюдая за ходом работ по изготовлению экипажей, признал нужным учреждение двух новых должностей: мастера по слесарно-токарному ремеслу и мастера подеревщика.
Деятельность Горячевской учебно-показательной мастерской с 1 января по 1 сентября 1914 г.
За истекший первый учебный год деятельности мастерской выразилась: 1. По обучению учеников. Занятия с учениками начались в сентябре 1913 г. Всего учеников занималось 14 человек в возрасте от 12 до 14 лет. Занятия велись как практические в мастерских, так и классные по черчению и рисованию. Преподавание технологии было отнесено на второй год. Ученики были разделены на две группы: одна занималась в кузнечно-слесарном отделении, вторая – в малярно-обойном и подеревном параллельно тому разделению труда, какое практикуется и среди кустарей экипажников. Занятия в классе велись совместно. Каждый отдел в свою очередь разделялся на два подотдела каждый с особым мастером. В кузнечном И.Н. Маслов, из с. Чебоксы, Казаснкой губернии, в слесарном П.Г. Меженов, подеревном А.С. Градов, кустарь д. Горячево, малярно-обойном П.В. Обухов из г. Касимова. До апреля 1914 г. должность слесаря была не замещена. Занятия по ремеслу велись применительно к выработанной программе. К концу учебного года 20 июня учениками кузнечного отделения производились самостоятельно уже отковки простейших деталей – болтов, гаек, колец, шайб, подтяжек, стремянок и проч. Учениками слесарного подотдела изготовлены были программные работы,- молоток, циркуль, кронциркуль, шарнир, аршин и т.п. Учениками подеревного отдела самостоятельно изготовлялись дерева для дрожинного тарантаса, рессорного и дрожек. Одним учеником были закончены дуги для верха. Кроме работы на верстаках, ученики слесарного и подеревного подотделов были допущены к работе на станках. В слесарном – ученики затачивали шейки для резьбы на концах осей, на токарном станке и конус для втулки на оси – на самоточке. Исполнялись ими работы на сверлильных станках и дыропробивном прессе. Ученики подеревного подотдела на токарном по дереву ножном станке вытачивали ручки для инструментов, колонки для дрожек и т.п. В обойно-малярном подотделе учениками производились самостоятельно отдельные операции при окраске и обойке экипажей – сшивка полотна для заматрацовки, заматрацовка сидений, шитье кантов и проч., подмазка под окраску, чистка подмазки, закрашивание и частью покрывание изделий лаком. Теоретические занятия по черчению и рисованию. По черчению ученики ознакомились с элементарными сведениями по геометрии, с употреблением всех чертежных инструментов. Ими вычерчивалась первоначально геометрические построения, масштабы, всевозможные плетушки с заштриховкой. К концу года исполнялись простейшие чертежи с натуры: болты, сережка для тяжей, ось и т.п., как в натуральную величину, так и в уменьшенном виде. По рисованию – после рисования с оригиналов приступлено было к рисованию с натуры с соблюдением законов и правил перспективы. Натурой служили главным образом инструменты и детали экипажей – фуганок, стусло, круг экипажный, конец оси рессорного тарантаса и т.п. Часть рисунков исполнялась с тушевкой. Занятия в классе велись 2 раза в неделю по 4 часа. В мастерских ежедневно в продолжении 8 часов в день. Из числа 14 учеников к концу года один выбыл по семейным обстоятельствам. По возрасту, грамотности, жительству ученики разделялись: 12 лет – 4 ученика. 13 лет – 6 учеников. 14 лет – 4 ученика. Окончивших школу – 12 учеников. Не окончивших (из 3 отдела) – 2 ученика. Приходящих на 1-2 версты – 1 ученик. Приходящих на 2-5 версты – 7 учеников. Приходящих на 5-10 верст – 5 учеников. И 1 более 10 верст. Каждому ученику за год было выдано вознаграждение в размере 7 руб. 50 коп. В продолжении года мастерами с участием учеников изготовлялись экипажи, дерева для них, концы осей и проч. С 1 января по 1 сентября 1914 г. производительность мастерской выразилась в сумме: Саней разных – 60 руб. Тарантасов дрожинных – 593 руб. Тарантасов рессорных – 280 руб. Дрожек – 150 руб. Осей (концов точен.) – 196 руб. Верхов брезентовых – 80 руб. Проч. изделий и работ – 270 руб. 95 коп. Продано изделий мастерской и списано в инвентарь на 1 сентября на сумму 1279 руб. 95 коп.
Летом занятия в мастерской продолжались без перерыва. Некоторым мастерам был разрешен отпуск продолжительностью от 2-х недель до 1-го месяца. Прекращенные занятия с учениками 20-го июня возобновились 10 сентября. Расширение помещений мастерской путем постройки отдельного деревянного здания размером 10х13 аршин с сараем в 10х9 арш. для малярного и обойного подотделов дало возможность увеличить количество учеников. В августе был снова открыт прием прошений желающих обучаться в мастерской. С отпуском губернской управой 500 руб. на выдачу пособия ученикам была до некоторой степени устранена причина того, что кустари не отдавали детей в мастерскую без какой либо платы. До 1 сентября вновь подано было 10 прошений желающих поместить в мастерскую своих детей. Из 10 принято было 8 человек. Обучавшиеся 1 год к началу занятий явились все 13 человек. Таким образом общее количество учеников равнялось 21. Распределены они по отделам следующим образом: Кузнечно-слесарный: кузнечный – 6 чел., слесарный – 5 чел. Малярно-обойный и подеревной: малярно-обойный – 4 чел., подеревной – 4 чел. На токарном станке – 2 чел.
Классные занятия ведутся совместно, при чем вновь поступившие ученики образуют отдельную группу. Занятия с учениками в мастерской происходят ежедневные по 8 часов в день, классные 2 раза в неделю по 4 часа, при чем на черчение и рисование приходится по 3 часа, а на технологию 2 часа в неделю. Мастера работают в продолжении 10 часов в день. С 15 сентября открыт при мастерской новый отдел – колесный. Ранее колеса заказывались кустарям. Для этого отдела приобретен специальный универсальный колесный станок, производящий наиболее ответственные части колеса долбление ступки, зарезание шипов и проч. Содержание колесного мастера предполагается не по штату, а по статье доходов мастерской. Сношения с взрослыми кустарями производились путем устраиваемых время от времени показательных работ, на которые кустари приглашались путем посещения мастерами кустарных мастерских, где ими давались указания кустарям на месте, осмотром готовых изделий мастерской и т.п. и, наконец ведением посреднических операций. До февраля месяца 1914 г. операции эти хотя и велись мастерской, но в очень небольших размерах и носили характер чисто случайный. К февралю же месяцу губернской управой были выработаны правила ведения этих операций, формы счетоводства и отпущены были необходимые средства. Мастерская открыла прием заказов и исполнение их поручена кустарям под своим наблюдением. Развитию операций в сильной степени мешало то обстоятельство, что мелкие кустари, которых было желательно привлечь для работ на мастерскую, оказывались связанными определенным условием с крупными: кузнецы, например, должны были доставлять оковки только тем, кто их порядил ковать на себя.
Владимирская ремесленная управа в XIX – нач. ХХ вв. Владимирская губерния Ковровский уезд