Троицко-Никольское - село в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Новосельского сельского поселения.
Село расположено в 4 км на восток от центра поселения посёлка Новый, в 2 км на юг от райцентра города Ковров.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Бельковской волости Ковровского уезда.
С 1924 года — в Клюшниковской волости.
С 1929 года село входило в состав Шашовского сельсовета в составе Ковровского района, позднее вплоть до 2005 года село входило в состав Новосельского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
Численность населения: в 1859 г. – 86 чел., в 1905 г. – 82 чел., в 1926 г. – 141 чел., в 2002 г. – 42 чел., в 2010 г. – 34 чел.
Всего в нескольких километрах к югу от Коврова расположено село Троицко-Никольское. Состоявшее когда-то из двух отдельных сёл - Троицкого и Никольского, разделённых глубокой ложбиной - оно получило своё современное название в начале XX столетия. Местные жители до сих пор в разговорах делят село на две половины: Троицкую и Никольскую.
Село Троицкое упоминается уже с XV века вместе с деревянной церковью в честь Святой Живоначальной Троицы.
Позднее на другой стороне оврага была выстроена другая деревянная церковь - в честь святителя и чудотворца Николая. В селе исстари существовала церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, как видно из окладных патриаршего казенного приказа книг, в которых под 136 (1628) годом значится: «церковь Николы чюдотворца в селе Троицком в вотчине князя Романа Пожарского дани четыре алтына»; «в 164 (1666) г. по новому дозору положено дани 26 алтын с денгою, заезда гривна»; а под 180 (1672) годом показано: «отдана Суздальскому архиепископу,— впредь не писать». Более поздние документы свидетельствуют, что эти деревянные церкви существовали одновременно вплоть до конца XVIII столетия.
Первым каменным храмом стала Троицкая церковь. Она была возведена в 1794 году на средства, собранные прихожанами. Появившийся тёплый придел освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Сразу при церкви выросла каменная шатровая колокольня. Церковь была с одной главой и 4-скатной крышей. Вокруг храма возвели каменную ограду.
В Троицкой церкви хранилась старинная икона Господа Савоафа письма 1700 года, приложенная в ещё деревянную церковь прихожанами из деревни Андреевки. В церкви хранились документы: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1872 г. Церкви принадлежали четыре каменные часовни без входа в них. Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значилась в общем с крестьянами плане. В пользу причта Николаевской церкви в кон. XIX в. получалось дохода: процентов с причтового капитала 8 руб., от земли 28 руб., от сборов хлебом 15 руб. и за требоисправления 200 руб., а всего в год 251 руб. Приход: село и деревни: Андреевское, Григино, Бабурино и Говядиха. Дворов в 1897 г. в приходе 90, душ мужского пола 270 и женского пола 289 душ.
В 1796 году, вместо деревянной церкви, была возведена каменная Никольская церковь. Она оказалась очень похожа на Троицкую: также с четырёхскатной крышей и об одной главе. Одновременно с церковью построена была деревянная, на каменном фундаменте, колокольня. Каменную колокольню со шпилем возвели почти через 60 лет после постройки храма - в 1854 году.
25-го февраля 1837-го года Георгий Васильевич Лепорский определен был Архиепископом Парфением во священника в село Троицкое-Никольское, Ковровского уезда. В поощрение и награду за полезное, хотя и кратковременное, служение молодой священник Георгий Лепорский тем же Преосвященным 20-го декабря 1841-го года переведен был в большое село Брутово, как на лучшее место.
В 1857 году к Никольской церкви был пристроен тёплый придел и освящён в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1860 г. алтарь холодной церкви, к этому времени обветшавший, был возобновлен, устроен новый иконостас и вызолочен и Николаевский престол был вновь освящен в том же 1860 году; наконец, в этом же году при колокольне построено здание для помещения церковной ризницы. 5 ноября 1865 г. заштатный священник Тимофей Рулицкий определен к временному исправлению священнической должности в село Вишенки, Суздальского уезда, в пользу сирот Лебедевых. В 1868 году церковь и колокольня обнесены каменной оградой. В 1869 г. иконостас в теплой церкви вызолочен, а в 1870 году стены в обеих церквах расписаны священными картинами.
Никольская церковь, с. Троицко-Никольское
До 1878 года церкви имели каждая свой причт, состоявший из священника и псаломщика. В связи с сокращением штатов церковнослужителей причт Троицкой церкви упразднили, саму церковь приписали к соседнему Никольскому храму, причт которого и стал совершать богослужения в обеих церквах.
В конце XIX века причт Никольской церкви получал в год 440 рублей. Объединённый приход (Троицкой и Никольской церквей) состоял из 1340 человек, проживавших в 210 дворах, разбросанных по 10 деревням.
В Никольской церкви хранилась старинная икона святителя и чудотворца Николая, украшенная серебром, золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Эта икона-складень, согласно легенде, была приложена в храм князем Дмитрием Михайловичем Пожарским после 1612 года. В середине XIX века эту легенду пересказал в газете “Владимирские губернские ведомости” родоначальник ковровского краеведения, священник Василий Петрович Туторский. С тех пор легенда о связи Пожарского с вкладом в Никольскую церковь прочно укоренилась. «Походная икона Святителя Николая, принадлежащая Князю Пожарскому, в селе Никольском Ковровского уезда. В шести верстах от гор. Коврова на юг расположено село Никольское, село бедное, малолюдное, но церковь в нем во имя Святителя Николая каменная, украшена благолепно, и хорошо содержится. В этой церкви за левым клиросом в особой киоте стоит древнего письма небольшая икона угодника Божия, Святителя Николая. Предание с незапамятного времени считает ее походной иконой знаменитого избавителя Москвы от Поляков в 1612 году, Князя Димитрия Михайловича Пожарского. Село Никольское, состоявшее до настоящего столетия в Суздальском уезде, с окружающими его деревнями, было вотчиною Пожарского, и в народе до сей поры слывет под именем княжей стороны. Самый храм, прежде бывший деревянный, посвящен имени Святителя Николая —потому яко бы, что Князь приложил в церковь свой походный образ Святителя, охранявший его от смерти во всех боевых опасностях. Так гласит предание (Согласно преданию, и колодезь близь села доселе носит название Княжова; он был вырыт якобы близь дома, куда князь изредка приезжал. В колодезе сруб доселе твердый из дубового дерева,— а в окружности дубового леса теперь нигде нет.). Верность предания подтверждает самая форма и величина иконы Угодника Божия. Икона—складень; эта форма в настоящее время удержана для всех походных полковых и ротных икон в нашей армии, как самая удобная при переездах и движениях. Наружные стенки складня обложены бархатом, на дверцах складня внутри изображены знаменитые события жизни Святителя, края дверец обложены позолоченным серебром, а на углах складня сверх бархата прикреплены медные позолоченные угольники и петли. Икона длиною в 7 с ¼ вершков, шириною в 6 вершков. Венец на Святителе серебряный вызолоченный, кругом венца жемчужины, в самом венце три камня: сверху зеленый, а боковые из бирюзы. Оклад иконы сребропозлащенный со всех сторон. Под венцом ниже лика Святителя, подвешена сребропозлащенная цата, унизанная мелким жемчугом. Икона поновлениям не подвергалась и сохраняет первозданный ей вид. Святитель изображен поясным. Усердие к образу время не ослабляет: чтут его и молебствуют перед ним не только прихожане Никольского храма, но и окрестные жители; привозят больных, являются и здоровые с молитвою к иконе в течение всего года, а 9 числа Мая каждогодно собирается для молитвы перед иконою не малое число из Коврова и окрестных селений. Село Никольское с деревнями, составлявшее вотчину Пожарского, по преданию, отказано им было Суздальскому Ризположенскому женскому монастырю, от монастыря в царствование Екатерины II поступило в Государственное экономическое ведомство, а в настоящее время состоит в ведомстве Государственных имуществ. До постройки каменной церкви в означенном селе были деревянные — одна за другой, и обе сгорели. Каменная построена в 1796 году по благословению Виктора, Епископа Суздальского» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1-го августа 1887 года). В конце XX века эта легенда была опровергнута. Дело в том, что село Троицкое было в вотчине современника, сослуживца, родственника и тёзки Д.М. Пожарского, князя Дмитрия Петровича Пожарского. Дмитрий же Михайлович никакого отношения к старинному селу не имел.
Хотелось бы отметить одного из настоятелей Никольской церкви в XIX веке. Это Пётр Александрович Дебрский. Священником Никольского храма он стал в 1845 году после окончания Владимирской духовной семинарии. К этому времени церковь нуждалась в капитальном ремонте. Новый священник погрузился в хлопоты по восстановлению храма. Пожертвований прихожан и самого священника были слишком мало. Поэтому Пётр Александрович начал ездить по сёлам Ковровского уезда и у состоятельных лиц собирать пожертвования на восстановление Никольской церкви. Благодаря стараниям о. Петра, к церкви были пристроены колокольня, тёплый придел, обновлён иконостас, а стены храма украшены живописью. Труды Дебрского были отмечены многочисленными наградами. Кроме сугубо церковных наград (от набедренника до камилавки и наперсного креста), отец Пётр был отмечен и государственными наградами. После ордена св. Анны III степени он был награждён орденом св. Владимира IV степени, дававшим ему права потомственного дворянства. Более 17 лет Пётр Александрович являлся духовником священнослужителей Коврова. Побывав благочинным и возведённый в сан протоиерея, Дебрский отдал служению в Никольском храме более 40 лет. Пётр Александрович умер в 1901 году у себя на родине, в погосте Дебри Вязниковского уезда, по названию которого он и получил свою фамилию.
Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году. Церкви принадлежали здания: пять каменных часовен без входа и две деревянные входные часовни. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значилась в общем с крестьянами плане. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: процентов с причтового капитала 31 руб., от земли 75 руб., от сборов хлебом 25 р. и за требоисправления 311 руб., а всего в год 442 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Чернево, Мелехово, Федотово, Муравьево, Бабенки и сельцо Петровское. Всех дворов в 1897 г. в приходе 120, душ мужского иола 368 и женского пола 412 душ. В деревне Федотове с 1876 года существовала народная школа и содержалась на средства купца Ивана Смирнова.
В 1922 году из Троицкой церкви была вынесена вся храмовая утварь. Но этого большевикам показалось мало. Новая власть обложила церковные общины огромными налогами.
«В селе Троицко-Никольском, Великов. вол., Ковровского уезда, «Петров день» — престольный праздник. Священник-протоиерей этого села Прозоров на другой день после «Петровок» пошел по приходу собирать послепраздничную требу. Зашел в дер. Гридино. И... надеясь на милосердие бога и крестьян, так «натребился», — что на ногах не стоял. Думал, что его на лошадке доставят — как бывало. Ан, не тут-то было, крестьяне умнее стали. — Лошадка, грит, батя, отдых любит, она сегодня работала, а тебе не вред и промяться. Хмель-то глядишь и вышибет. Батя рассвирепел... Не зная на ком выместить свою досаду, схватил за волосы дьячка и давай его тузить. Дьячок в долгу не остался. Тоже вцепился в седые власы «святого отца» и с пьяным усердием потрясал их. И пошла по селу катавасия. Подравшись «отцы», подумали, что этим горю не поможешь и... обнявшись отправились восвояси. Крестьяне, насмотревшись на эту сценку. много «святости» выбросили из головы» («Призыв», 5 августа 1926).
Троицкую церковь 3 апреля 1935 года закрыли по решению Ивановского облисполкома, и в том же году её сломали до основания.
Тот же областной исполнительный комитет закрыл и Никольский храм - 24 июля 1941 года. К тому времени он уже не функционировал, имея более 16 тысяч рублей долга государству. В здании церкви был устроен склад, а потом его забросили. Ограда вокруг церкви и кладбище были снесены полностью. Место бывшего Троицкого храма в наши дни обозначает куча битого кирпича, заросшая травой и деревьями. В оставшейся в селе церкви по праздникам совершается богослужение.
Сама она, с позволения сказать, “восстанавливается”. Горе-реставраторы в восстановлении утерянных фрагментов более чем двухсотлетней кирпичной кладки используют силикатный кирпич.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Троицко-Никольское Ковровского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 27 декабря 2005 г.
30 апреля 2016 г. в 14.00 в Троице-Никольском храме прошло освящение колоколов и купола.
Настоятель, председатель приходского совета Чернов Михаил Юрьевич.
Адрес: Ковровский район, село Троицко-Никольское, 12.
Никольская церковь, с. Троицко-Никольское
Никольская церковь, с. Троицко-Никольское. Фото Дмитрия Шумилова
Текст: Владимир Ушаков, г. Владимир
Священнослужители Никольской церкви
Петр Харитонов (1680 - ум. после 1715) - упом.1715-1732.
Иван Петров (1703 - ум. после 1750) - упом. 1750, сын священника оной церкви Петра Харитонова.
Михаил Иванов (1729 - ум. после 1779) - упом. 1767, до 1779.
Иван Михайлов (1747 - 1820) – с 1779 из дьячков оного села, сын священника оного села и церкви Михаила Иванова, заштатный (к 1816).
Алексей Васильевич Беляев (1793 - ум. после 1849) – до 1817, священник пог. Николопольский Судогодского уезда (с 1817, упом. 1849).
Матвей Иванов – с 1818, священник с.Сновицы Владимирского уезда (до 1817), запрещен в священнослужении, пономарь Успенской церкви г. Суздаля (1817-1818).
Андрей Яковлевич Ильинский (1803 - ум. после 1831) - с 1825 по 1831, окончил ВДС (1824), священник пог. Индрус Гороховецкого уезда (с 1831).
Степан Васильевич Семьинский (1791 - ум. после 1834) - с 1831 из причетников с. Ильинское-Стромиловых Юрьевского уезда (1829-1831), до этого священник с. Новое Прокудино того же уезда (упом. 1816-1829).
Иван Ефимович Борисовский (1779 - 1845) - с 1832 по 1845, диакон с. Борисовское Суздальского уезда (до 1810), диакон и священник с. Михайловская Пустынь Ковровского уезда (1810-1832), священник с. Егорий, что за Вазалью того же уезда (1832).
Петр Александрович Дебрский (1824 - 13.06.1902, пог. Дебри Вязниковского уезда) – с 1845 по 1886.
Иван Аникитич Прозоров (05.11.1862 - 01.09.1940) - священник Никольского храма с. Троицкое-Никольское Ковровского уезда (с 1886 по 1940), сын диакона с. Александрово Судогодского уезда Аникиты Андреевича Прозорова, окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда (1885), учитель и законоучитель Нечаевского училища Судогодского уезда (1885-1886), рукоположен во священника к Никольскому храму с. Троицкое-Никольское(26.09.1886), законоучитель Федотовского училища (1887-1898), член благочиннического совета (с 1895), законоучитель Николо-Троицкого училища(с 1897), член попечительства детских приютов (с 1900), духовник Ковровскогоблагочиния (с 1901); награды: набедренник за труды по школе (23.01.1897), скуфья (27.01.1901), камилавка (12.05.1907), наперсный крест от Св.Синода, протоиерей (1919).
Петр Петрович Мамонов (1893 с. Базарный Карабулак Саратовской губ. - 1937) - упом. 1937, арестован (16.08.1937) и приговорен к расстрелу, реабилитирован (1989).
о. Василий Романов.
Управляющий Владимирской Епархией Русской Православной церкви (Московского патриархата) АРХИЕПИСКОП Владимирский и Суздальский (Евлогий) 16 ноября 2004 года благословил клирика Спасо-Преображенского собора г. Коврова священника Василия Владимировича Романова принять на себя попечение по спасению гибнущего храма, что в селе Троицко-Никольское Ковровского района, Свято-Никольского приступив к первоочередным работам.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Троицко-Никольское Ковровского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 27.12.2005 г.
17.11.2004 года Московский Патриархат Владимирское Епархиальное Управление благословило провести собрание, организовать церковно-приходской совет. Старостой назначить настоятеля общины Священника Василия Романова. 20 ноября 2005 года собрание было проведено.
23 августа 2010 года о. Василий Романов был назначен настоятелем и председателем Приходского совета местной православной религиозной организации Прихода Свято-Никольского села Троицко-Никольское Ковровского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной церкви.
16 сентября 2015 года о. Василий Романов был назначен настоятелем и председателем Приходского совета местной религиозной организации православного Прихода Свято-Никольского храма с. Троицко-Никольское Ковровского района Владимирской области Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат).
Со слов о. Василия Романова: - «Я, Романов Василий Владимирович, родился 03.12.1955 года с. Иза, Хустского района, Закарпатской области. В 1973 году окончил школу, поступил в ДОСААФ, на водителя. В 1974 году, в апреле призван в Армию, служил в учебке пол года в Семипалатинске и закончил «ШМАС» школа младших авиа специалистов. Продолжил службу в армии в г. Спаск-Дальный. После армии, в 1976 году поступил в МДАиС, в семинарию Сергиев-Посада, тогда г. Зягорск, и после первого курса женился. На родине жены, в г. Свердловске, ныне Екатеринбург, Владыкой Климентом (Перестюк) был рукоположен 7 июля в диаконы, а 9 июля 1977 года в священника, и назначен третьим клириком Казанского собора г. Нижний Тагил. В это самое время продолжил заочное обучение в МДАиС. В 1980 году был переведен в Казанский храм г. Карпинск. В этом же году ушел с третьего курса обучения в МДАиС. В г. Карпинск служил до октября 1987 года и с надуманной формулировкой был отправлен под запрещение в служении. С февраля 1988 года по апрель 1992 года работал на Дегтяревском заводе. В апреле 1992 года незаконное запрещение в служении через Святейшего Патриарха Алексея второго с меня было снято и я служил в г. Камешково, а в 1996 году был переведен в Спасо-Преображенский собор, где и сейчас продолжаю свое священническое служение».
27 ноября 2022 г. в селе Троицко-Никольское состоялось освящение Никольского храма.
Настоятель, председатель приходского совета - Чернов Михаил Юрьевич (с 1 февраля 2017 г.).
Адрес: Ковровский район, село Троицко-Никольское, д.12
Город Ковров.