Главная
Регистрация
Вход
Среда
17.10.2018
06:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 522

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [963]
Суздаль [310]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [277]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [35]
Москва [41]
Покров [71]
Гусь [99]
Вязники [182]
Камешково [53]
Ковров [277]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [83]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [12]
Гаврилов Пасад [7]
Меленки [27]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [51]
Учебные заведения [19]
Владимирская губерния [20]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [67]
Медицина [20]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Погост Дебри Вязниковского района Владимирской области

Погост Дебри

Погост Дебри – кладбище с церковью около дер. Озерки (урочище Озерки) в Вязниковском районе Владимирской области. Входит в состав Сарыевского сельского поселения. Численность населения в д. Озерки в 2010 г. – 0 чел.

В глухом лесном углу, на границе Вязниковского и Ковровского районов, есть уголок, который с незапамятных времен известен под красноречивым названием — Дебри. «Погост Дебри при озере того же имени находится в 36 верстах от уездного города (Ковровский уезд) и в 90 от губернского».
Под таким именем он упоминается еще в старинных грамотах конца XV – начала XVI столетий. На протяжении нескольких веков эти лесные земли принадлежали князьям Ромодановским — потомкам великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Именно Ромодановские, из которых наиболее известен знаменитый сподвижник Петра Великого князь-кесарь Федор Ромодановский, выстроили «в Дебрях» на высокой круче первый храм в честь святителя и чудотворца Николая. С тех пор это место стало именоваться погостом Дебри. Предание рассказывает, что даже во времена нашествий монголо-татар и польско-литовских интервентов враги так и не смогли отыскать дорогу к Николо-Дебрскому погосту из-за окружавших его дремучих лесов — истинных дебрей, пересеченных поросшими ельником глубокими оврагами.

Существует местное предание, что церковь первоначально существовала в нынешней приходской деревне Мицине и перенесена на настоящее место тогда, когда икона Николая Чудотворца чудесным образом неоднократно переносима была из церкви в лес на то место, где находится погост Дебри. Икона эта будто бы взята была в Московский Успенский собор, а вместо ее написана была копия на дске, сделанной из березы, на которую переносима была икона. В 1688 году, но преданию, и построен был во имя Николая Чудотворца храм на месте явления иконы среди дремучего леса, где основался и Дебрский погост.
Но такое предание никакими документами не подтверждается. Напротив, из патриарших окладных книг, видно, что церковь Николая Чудотворца на Дебри в вотчине князя Ивана Ромодановского существовала уже в 136 (1628) году.
В 1672 г. церковь эта перешла из патриаршей области в Суздальскую епархию.
Наследниками Ромодановских стали другие титулованные владельцы — князья Куракины.
В 1678 г., как свидетельствуют переписные книги того года, погост Николая Чудотворца, что в Дебри, был в вотчине боярина князя Гр. Гр. Куракина, на погосте за попом записано 4 двора бобыльских.
Таким образом, церковь на погосте Дебри существовала гораздо раньше 1688 г. Местное предание основание церкви относит к 1688 г., имея в виду надпись на сохранившемся храмозданном кресте, в которой сказано, что в 7196 (1688) г. освящен алтарь в храме Николая Чудотворца в „погосте, иже на дебри". Но принимая во внимание вышеуказанные данные, нужно думать, что это был уже не первый храм на погосте.
Во времена Екатерины II (1762 —1796) Дебри, к которым было приписано около десятка небольших, затерявшихся среди боров и ельников деревушек, являлись вотчиной князя Александра Борисовича Куракина — видного дипломата, российского посла в Вене и Париже. Проведя значительную часть жизни за границей и ведя роскошный образ жизни, этот сановник испытывал постоянную нужду в деньгах. В 1802 году он продал владения в Дебрях харьковскому губернатору Василию Муратову, который приобрел сразу несколько имений в Александровском, Ковровском и Вязниковском уездах Владимирской губернии. Новый владелец Дебрей был другом графа Аракчеева — всесильного временщика при императоре Александре I. Однако с воцарением нового государя — Николая I - Аракчеев и его протеже Муратов лишились и милости монарха, и своих постов. Последние годы жизни бывший губернатор проживал во владимирских имениях.
Во многом на его средства в погосте Дебри в 1812—25 гг. вместо деревянной церкви построен каменный храм.
После кончины старика Дебри перешли к его младшему сыну — Павлу Васильевичу Муратову.

Бывшие помещики Дебрей потомков практически не оставили, а род местных священнослужителей, получивших фамилию Дебрских, продолжается до сих пор. Начало ему положил протоиерей Петр Александрович Дебрский, долгое время служивший настоятелем Никольского храма Дебрского погоста. Свою фамилию он получил по месту рождения в глухом лесном углу погосте Дебри Вязниковского уезда (ныне в Сарыевском сельском муниципальном образовании), где его отец Александр Николаевич, фамилии не имевший, служил диаконом.


Петр Александрович Дебрский

Петр Александрович Дебрский (1824 - 13.06.1902, пог. Дебри Вязниковского уезда) – с 1845 по 1886, сын диакона пог. Дебри Вязниковского уезда Александра Николаева, окончил ВДС (1844). После окончания Владимирской духовной семинарии в 1844 году владимирским архиепископом Парфением (Чертковым), тем самым, о котором весьма сочувственно пишет Александр Герцен в книге «Былое и думы», студент Пётр Дебрский был рукоположен во священника к Никольской церкви села Троицко-Никольское неподалеку от Коврова.
Священник Пётр Дебрский прослужил в Троице-Никольском более 55 лет. В течение четырёх десятилетий он являлся духовником (с 1857, упом. 1896) для священников и церковников 1-го благочиннического округа Ковровского уезда и почти 20 лет там же занимал пост благочинного (1867-1886) — старосты над двумя десятками церквей правобережья Клязьмы.
Прихожане любили отца Петра не только как хорошего проповедника и истового пастыря, но и как человека, который, не задумываясь, отдаст нуждающимся последнее. Ранней весной 1852 года тогда ещё молодой батюшка, рискуя жизнью, спас крестьянскую девочку, провалившуюся под лёд и тонувшую в сельском пруду. За этот подвиг он получил свою первую духовную награду — набедренник.
Награды: набедренник за спасение утопавшей в пруду крестьянской девочки (18.03.1852), бронзовый наперсный на Владимирской ленте крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. (1859), скуфья (11.08.1864), камилавка (17.06.1871), орден св. Анны III ст. (03.02.1881), наперстный крестом от Св. Синода (1886) и в 1896 году указом императора Николая II за 50-летнее служение в священническом сане иерей Пётр Дебрский был награжден орденом св. Владимира IV степени и получил потомственное дворянство вместе со всем своим семейством.
Заштатный с 1886 г.
Он скончался в июне 1901 года в 77-летнем возрасте и был погребен на своей малой родине в погосте Дебри (ныне в составе Сарыевского сельского муниципального образования Вязниковского района).


Посох иерея Петра Дебрского. Посох находится в музее «усадьбы двух генералов» в с. Павловское Ковровского района.

Посох иерея Петра Дебрского изготовленный в третьей четверти XIX века. Он почти 120 см в длину, выполнен из дерева, окрашен в чёрный цвет и имеет медное навершие, украшенное многоцветной финифтью. Внизу посох чуть тоньше, чем у навершия — рукояти. С давних пор подобные посохи являлись столь же неотъемлемым атрибутом иерея, как и наперсный крест. Данный посох был изготовлен, скорее всего, в первой половине 1870-х гг. и принадлежал священнику церкви в честь св. Николая Чудотворца в селе Троице-Никольское Ковровского уезда потомку старинного рода представителей духовенства Вязниковского края Петру Александровичу Дебрскому.
Посох иерея Петра Дебрского, который он, по-видимому, получил в подарок, будучи благочинным, в музей передали его потомки. Длительное время эта реликвия находилась в соседней Нижегородской области, а теперь, наконец, вернулась на Владимирщину. После тщательного изучения и описания посох отца Петра займёт достойное место в экспозиции, рассказывающей об истории Русской Православной Церкви. Сегодня подобные посохи представляют собой очень большую редкость, так как пережить различные потрясения, войны и революции, а также десятилетия гонений на Церковь и духовенство удалось лишь немногим из них.

В погосте Дебри длительное время священствовал сын отца Петра иерей Александр Петрович Дебрский. Он родился в 1857 году в селе Троице-Никольское Ковровского уезда, но после окончания Владимирской духовной семинарии в 1881 году и нескольких лет учительства в земских школах в 1885-м занял пост настоятеля Никольского храма погоста Дебри, в котором служили его предки. Там отец Александр служил почти до самых революционных потрясений. Он имел множество духовных наград, в том числе наперсный крест от Святейшего Синода и орден св. Анны III степени за 25-летнее преподавание в церковно-приходских и земских сельских школах. А. П. Дебрский скончался в 1916 году в 59-летнем возрасте и был погребён в погосте Дебри рядом со своим отцом. Семейный некрополь Дебрских давно разорен, как и погост Дебри в целом.


Церковь Николая Чудотворца. Фото начала XX века.

«Престолов в этом храме два: главный — во имя св. Николая Чудотворца, в приделе теплом — в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращает на себя внимание икона Николая Чудотворца, писанная на дске из березы, на которой чудесным образом появлялась икона из церкви села Мицина.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (3750 руб.), от земли церковной, от служб и требоисправлений до 450 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1600 квадр. саж., пахотной плохого качества 50 дес. 1300 саж., под лесом 12 десят. 2312 саж., дровяного лесу 18 дес. 1410 саж., мелкой лесной заросли 12 дес. 100 саж., под озером и дорогами 1 десятина 2200 саж., неудобной 20 десят. и сенокосной 5 дес. 560 саж.
Кроме сего, в 1891 году приложено купцом Сорокиным 22 дес. 730 саж.
Приход состоял из деревень: Озерков (1 вер. от церкви), Ширяихи (1 вер.), Богданова (1 вер.), Мостовихи (3 вер.), Сальчукова (3 вер.), Крестникова (4 вер.), Мицина (5 вер.), Машачихи (5 вер.), Филина (5 вер.), Черемхов (5 вер.) и Моссева (7 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 291 душа муж. пола и 364 женского».

Крестниковское училище, в погосте Дебри, открыто в 1887 г. В 1899 г. «Законоучитель – священник погоста Дебри Александр Петрович Дебрский, окончивш. Курс во Владимирской духовной семинарии; в должности с 1887 г. Учительница – Надежда Андреевна Медушевская, оконч. курс во Владимирском епархиальном женском училище; в должности с 10 сентября 1895 г. Попечитель – местынй землевладелец Андрей Панфилович Смирнов, домашнего воспитания; в должности с 1890 г. Дает отопление. Помещение училища церковное, неудобное. Квартиры учительнице нет. собственно училище занимает одну комнату. Ночлежная комната есть. На содержание училища общество расходует до 50 руб. в год, а на наем прислуги земство расходует 36 руб» (Журналы очередного и экстренного Ковровских уездных земских собраний 1899 г.).
Учащихся в 1897 г. было 40.

И в этом приходе, по свидетельству местной церковной летописи, население после 1861 г. значительно уменьшилось, потому что многие прихожане-офени переселились в Сибирь, на Кавказ, в Малороссию и другие места (Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.).

28 декабря 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление Вязниковского райисполкома о прекращении колокольного звона в с. Николо-Дебри Осинковского сельсовета (ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 592. Л. 4).
Храм закрыли, находившуюся рядом церковно-приходскую школу разобрали. Сохранилось приходское кладбище.


Церковь Николая Чудотворца


Во второй половине XX века погост Дебри запустел. В 1960-е гг. попали в число «неперспективных» окрестные деревеньки, из которых ныне не осталось почти ни одной. Сегодня храм старого погоста, как и пять веков назад, затерян среди бескрайних лесов.

Н. Фролов
Село Осипово
Село Санниково
Ковровский уезд
Ковровский район
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (07.04.2017)
Просмотров: 696 | Комментарии: 1 | Теги: Ковровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
Интересная статья! Жаль, нет никаких сведений о населении самого хутора Дебри. От моего деда, который родился и жил в детстве именно там, я знаю, что хутор( именно так называли в народе этот населенный пункт) состоял из четырех дворов. Это было в 30-е годы прошлого столетия.
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика