О введении в Меленковском уезде всеобщего обучения (1907 г.)
О введении в Меленковском уезде всеобщего обучения (1907 год)
Одним из наиболее важных вопросов, требующих безотлагательного разрешения, в настоящее время следует считать вопрос о введении всеобщего обучения. Вопрос этот выдвинут на очередь самой жизнью и ее осуществлением заняты в настоящее время не только правительство и земства, а также разные общественные и частные организации. В нашем губернском земстве вопрос этот обсуждался в 1900 году и собранием было поручено губернской управе приступить к подготовительным действиям по введению во Владимирской губернии всеобщего обучения. Во исполнение сего поручения губернской управою была выработана нормальная школьная сеть и утверждена собранием 1901 года. Сетью этой намечено в Мелннковском уезде 148 школьных районов, из которых 65 были к тому времени заполнены школами земскими и церковно-приходскими, а в 83 пунктах нужно было вновь учредить школы, при чем по степени нужды в открытии их установлены три очереди. Со времени утверждения сети и по настоящее время открыта 21 земская школа. В общем сеть однако заполняется очень медленно, что объясняется главным образом тем, что сельские общества тяготятся расходами по содержанию училищных зданий: на отопление, освещение и наем сторожа, а кроме того и тем обстоятельством, что отпускаемого губернским земствам пособия в размере 1500 руб. на однокомплектные и 2000 руб. на двухкомплектные недостаточно и обществам обыкновенно приходятся приплачивать из своих средств довольно значительные суммы. Между тем уездное земство из своих средств на школьное строительство расходов не производило и ограничилось ручательством пред губернским земством за сельские общества в исправном возврате ссуд. В настоящее время на помощь земству в разрешении вопроса о введении всеобщего обучения приходит министерство народного просвещения. Уездная земская управа с своей стороны полагала бы воспользоваться средствами министерства народного просвещения и приступить к немедленному введению в нашем уезде всеобщего обучения. Если земскому собранию угодно будет согласиться с предложением управы, то она с своей стороны считает своим долгим представить на усмотрение собрания следующий план осуществления этого вопроса. Прежде всего необходимо отметить те условия, при соблюдении которых казна приходит на помощь своими средствами: 1) Уездным земством должен быть представлен в управление Московского учебного округа план сети правильно организованных начальных училищ, потребных для достижения общедоступности обучения детей обоего пола в уезде. Нормальным числом учащихся в начальном училище на одного учителя или учительницу считается 50. Нормальным типом организованного начального училища признается училище с 4-летним курсом при 2-х учителях, но временно допускается существование с 3-летним курсом при 1 учителе или учительнице. 2) На средства казны принимается исключительно вознаграждение (жалованье) учащих в начальных училищах лиц. Высший размер постоянного пособия от казны на этот предмет ограничен следующими минимальными нормами годового содержания учащих лиц: учителю или учительнице 360 руб. (при квартире от содержателей) и законоучителю 60 руб. Периодические или личные прибавки к этим
нормальным окладам к прочие виды содержания (например квартирные) могут быть устанавливаемы и назначаемы содержателями училищ, по их усмотрению, исключительно и всецело из их средств, без всякого пособия от казны. 3) Все расходы по постройке и содержанию училищ, кроме жалованья учащих лиц должны быть всецело относимы на средства земства и иные местные источнике. 4) Никаких изменений и ограничений в установленных законами правилах учредителей и содержателей начальных училищ назначение означенных пособий от казны не влечет. Отпускаемое пособие считается пособием учредителям на содержание начальных училищ. 5) Пособие от казны может бить отпущено не только на вновь учреждаемые начальные училища, но и на существующие в зависимости от имеющихся в распоряжении управления учебного округа средств, причем могущий быть в данном году отпуск пособий в неполном размере имеется в виду доводить постепенно до установленной нормы в последующие года. 6) Отпуск пособий от казны на существующие училища не может служить основанием для земства к сокращению его бюджета на содержание начальных училищ, установленного по смете того года, в котором земству назначается пособие. Освобождающаяся часть бюджета (по содержанию личного состава училищ) должна быть употребляема на хозяйственное содержание училищ (с соответствующим освобождением от них сельских обществ) и на строительные нужды их. 7) На указанных основаниях может быть производим отпуск пособий на двухклассные училища по положению 25 мая 1874 года учреждаемые на основ. Высочайшего повеления 31 декабря 1905 года. Из изложенного видно, что министерство, отпуская потребную сумму на удовлетворение учащих лиц определенным содержанием, расход по устройству школьных зданий и их сооружению относить на средства земства, а где есть возможность и на другие источники.
Теперь нужно определить: 1) об отпуске какой суммы следует просить на жалованье учащим, считая по 360 р. в год учителю или учительнице и по 60 руб. законоучителю, 2) какой расход потребуется на постройку школьных зданий в намеченных школьною сетью пунктах и 3) сколько потребуется ежегодного расхода на содержание училищ: на отопление, освещение, ремонт, страхование и на снабжение училищ учебными пособиями и книгами, если эти расходы всецело будут приняты на себя земством. Чтобы получить ответ на эти вопросы необходимо точно выяснить сколько действительно потребуется построить новых школ для заполнения сети.
Как было уже сказано по школьной сети необходимо иметь 148 школ. Кроме того в разное время возбуждено ходатайство о разделении районов, № 44 Таланово и Колпский Выселок на два и № 64 дер. Иватино, с. Приклон, дер. Бол. Приклон, дер. Мал. Приклон и дер. Ратново. Последний вопрос еще не разрешен окончательно, но надо полагать, что вместо одной школы на 5 селений будет 3 школы (с. Приклон и дер. Иватино, Бол. и Мал. Приклоны и дер. Ратново). Таким образом общее количество школ будет 151. В настоящее время на средства земства содержится (по данным на 1 января 1907 г.) 64 школы, считая в том числе в школы, хотя в открытые, но еще не функционирующие и по 2 школы в с. Досчатом и на Гусю Баташева. В текущем году возбуждено 6 ходатайств о постройке школ. Кроме того 28 школьных районов обслуживаются церковно-приходскими школами. Таким образом 55 намеченных по сети пунктов, остаются без всяких школ и в этих пунктах так или иначе необходимо открыть школы. Теперь можно определить, сколько требуется от казны пособия на содержание учительского персонала. В 68 школах ныне существующих и предположенных к открытию полагается по сети (8 однокомплектных и 60 двухкомплектных школ) 128 челов. учителей или учительниц и 68 законоучителей. Считая по 360 руб. на учителя или учительницу и по 60 р. законоучителю, потребуется на содержание учительского персонала — 50160 руб. Для предполагаемых к открытию 55 школ требуется (20 однокомплектных и 65 двухкомплектных школ) 90 учителей или учительниц и 55 законоучителей. По приведенному расчету содержание их стоит 35700 руб. Таким образом по заполнении школьной сети (не считая 28-ти церковно-приходских) требуется 218 учителей или учительниц и 123 законоучителя, содержание которых ежегодно будет стоить 85860 руб. При определении суммы расходов на постройку школьных зданий нельзя не принимать во внимание и расстояние данного пункта от места отпуска лесных и других строительных материалов, а также возможность пользоваться при постройке училищ отпуском из казенных дач леса и участие в расходах сельских обществ, хотя бы постановкой подвод для перевозки материалов, так как все это в значительной степени повлияет на повышение и понижение стоимости постройки. Поэтому управа составила примерным сметы на постройку новых школ при условии бесплатного отпуска леса, доставкой на место, а также камня для бута. Согласно этому стоимость школ выражается: на 100 чел. — 4329 р., на 80 чел. — 3606 руб., на 60 чел. — 3239 р. и на 40 чел. — 2052 р. Теперь определим стоимость новых школ. Из намеченных 55 школ необходимо строить: на 40 чел. 14 школ, считая по 2052 р. — 28628 р., на 60 чел. 18 школ, стоимость которых выразится 58302 руб., на 80 чел. 13 школ, считая каждую по 3606 р., потребуется 46878 р., на 100 чел. 3 школы и свыше 100 чел. 7 школ, принимая стоимость каждой из них в сумме 4329 руб. потребуется 43290 р., а всего необходимо на постройку 55 новых школ 177098 р. Сумма эта приблизительная и кроме того выражает стоимость только новых школ, предположенных к открытию, если же принять во внимание еще то, что необходимо и существующие школы расширять, а некоторые пора вновь перестраивать, то на школьное строительство, конечно, потребуется более значительная сумма, но управа полагает, что пока надо иметь в виду постройку новых школ, считая что существующие школы можно так или иначе улучшить за счет пособия, отпускаемого губернским земством ежегодно в размере 1500 р., не считая ссуд. Теперь посмотрим, какие средства могут быть обращены на постройку школ. Выше было сказано, что министерство народного просвещения принимает на себя только содержание учительского персонала с тем, чтобы соответствующее земское ассигнование было обращено на прочие хозяйственные расходы. По смете 1907 года содержание персонала уездному земству стоит 31021 р. 25 к. Сумма эта при условии отпуска казенного пособия и может быть употреблена на постройку школ. Если признать, что все предположенные к постройке школы будут закончены в течение 5 лет, то по смете уездного земства получится сумма на постройку школ 155105 руб. Кроме того губернское земство в течение этого же времени отпустит безвозвратного пособия, считая по 5000 р. в год на постройку, всего 25000 р. Таким образом при пособии от казны и губернского земства можно будет проступить к введению всеобщего обучения в Меленковском уезде. Если земскому собранию угодно согласиться с предположением управы, то она покорнейше просит собрание уполномочить ее возбудить соответствующее ходатайство перед управлением Московского учебного округа об ежегодном ассигновании уездному земству на содержание учащих лиц как существующих, так и имеющих быть открытыми начальных училищ выше исчисленной суммы — 85660 руб. и затем немедленно приступить за счет имеющихся освободиться от содержания персонала уездных сумм к постройке школ. Если же казенное пособие будет отпущено не полностью, тогда к постройке нужно приступить только по мере отпуска пособия. Что же касается освобождения сельских обществ от расходов по отоплению, освещению и найму сторожа для школ, то управа полагала бы эти расходы принять на счет земства, когда все школы будут уже выстроены, так только тогда соответствующие суммы будут свободны.
Об изменении правил постройки земских училищ, строящихся с пособием от губернского земства
В настоящее время существуют следующие правила постройки училищ, строящихся с пособием от губернского земства.
1. Владимирским губернским земством ежегодно выдается в безвозвратное пособие на постройку школьных зданий по 5000 на каждый уезд, считая по 1500 р. на две однокомплектные и 2000 р. на одну двухкомплектную школу. 2. Пособия выдаются только на постройку зданий для вновь строящихся школ, при том в пунктах, намеченных по утвержденной губернским земским собранием нормальной школьной сети.
3. Строящееся при пособии от губернского земства школьное здание должно удовлетворять всем требованиям, установленным губернским собранием для выдачи на тот же предмет заимообразных ссуд (требуется на каждого ученика в классе по 2 кв. арш. пола и 10 куб. саж. воздуха, а в раздевальне по ½ кв. арш. пола, световая площадь в классе должна относиться к площади пола как 1 : 5). 4. Пособия выдаются лишь по удостоверении уездных земских собраний о преимущественной нужде в школе данного района сравнительно с остальными. В тех же уездах, где постройка зданий для школ всецело принята земством на себя, пособия выдаются по ходатайствам уездных земских собраний. 5. Выстроенные с пособием от губернского земства школьные здания считаются собственностью земства. 6. Здания эти должны быть страхуемы в полной сумме стоимости постройки. На основании этих правил земская управа имеет право предъявить к обществу только требования относительно размеров классных комнат и площади света, что же касается других условий, необходимых для постройки прочного здания, как например толщины леса, доброкачественности других материалов, конопатки, устройство фундамента и друг., то таковые — обществами очень часто и не соблюдаются и таким образом в собственность земства переходят здания, нуждающиеся уже на следующий год в капитальном ремонте, что может вызвать непроизводительные расходы. В виду того, что пособия отпускаемые губернским земством далеко недостаточны для удовлетворения обществ, желающих построить школу, то земское собрание может предъявить и более строгие требования.
Управа полагала бы формулировать следующим образом обязательства обществ. 1. Постройка школ производится под наблюдением управы и земского техника по плану, предложенному уездною земскою управою. 2. Весь материал должен быть доброкачественный и предварительно осмотрен управою и техником. 3. Необходим фундамент шириною не менее 2 ½ кирпича и вышиной не менее аршина. Под фундаментом должен быть устроен бут глубиною смотря по почве, но не менее аршина. 4. Толщина леса на сруб должна быть не менее 5 ½ вер., а балок не менее 6 ½ и 7 вершком, смотря по длине. 5. Школа должна быть крыта железом и крыша окрашена. 6. При школе должен быть устроен навес для дров. 7. Земская управа удерживает из пособии до будущего года 100 р. или 150 р., смотря по размерам школы на сбивку полов и потолка, поправку печей и вторичную конопатку. Конечно лучше было бы, если бы земство целиком приняло постройку школ на свой счет, но на это потребовались бы со стороны земства значительные средства (до 1000 р. на каждую школу даже при условии безвозвратного отпуска леса от казны и бесплатной доставки со стороны общества всех материалов к месту работ). Может быть земское собрание найдет нужным применять эти правила и к школам, строящимся и со ссудою от губернского земства, что было бы целесообразно, такт, как некоторые из этих школ в конце концов вероятно и перейдут в собственность земства за неуплатою долга, лежащего на обществах.
24 сентября 1907 года.
/Журнал очередного и чрезвычайного Меленковских уездных земских собраний 1907 года/
Учебные заведения уездного гор. Меленки Состояние начальных народных училищ в гор. Меленках и в Меленковском уезде Владимирской Губернии за 1876 — 77 уч. год Меленковский уездГород Меленки Санчурская учебная корзиночная мастерская Корзиночная учебная мастерская в с. Дмитриевы Горы.
Учебно-показательная мастерская по гончарному промыслу в дер. Коровино