Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
15:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Монастыри

Васильевский-Мячковский мужской монастырь

Васильевский-Мячковский мужской монастырь

Адрес: Нижегородская область, Володарский район, с. Мячково, ул. Советская, 24
«Слободка Мячковская при озерах Мячковском и Долгом находится в 7 верстах от уездного города и в 145 от губернского».
Васильевский мужской монастырь был основан в 1352 г. Преподобным Евфимием, Архимандритом Суздальского Спасского монастыря, в то время когда он будучи еще простым иноком по требованию Суздальского и Нижегородского Князя Бориса Константиновича отправился из Нижегородского Печерского монастыря в Суздаль для устройства Спасской обители. Около города Гороховца, на пути понравилось Преподобному Евфимию одно место, заросшее густым лесом и окруженное водой. Тут он соорудил храм во имя Св. Василия Великого и учредил общежитийный монастырь.
В Прологе говорится: «и егда близъ бывъ града Гороховца, яко за осмь поприщь, созда темъ церковь во имя Святаго Отца Василия Архиепископа Кесарии Каппадокийския, и общее житие устроил».

В XV в., когда Преподобный Евфимий был уже прославлен, в Васильевском монастыре в честь Св. Чудотворца Евфимия устроен был другой теплый храм с братской трапезой и сам монастырь был приписан к Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю.

В 1418 г. этот монастырь получил жалованную и несудимую грамоту от Нижегородского князя Александра Ивановича, по которой монастырские люди освобождались от пошлин и повинностей бессрочно, люди пришлые на 10 лет, а княжеские старожильцы на два года и судились они все у архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1462 г. князь Василий Васильевич пожаловал монастырь, «чтобы великокняжеские Гороховецкие властители и их тиуны в монастырских деревнях не ставились, мытники не сидели под монастырем, ездоки не въезжали в него и у крестьян кормов, подвод и проводников не брали». В том же году князь Иван Васильевич дополнил, «чтобы у него рыбы в монастырских озерах и заводях не ловили, в пустыни у св. Василия не ставились и людей, кормов и невода не брали».
О судьбе и состоянии монастыря в XVII в. мы не имеем никаких сведений, от XVII в. имеем две отметки о Васильевском монастыре в 1628 и 1678 г. В писцовых книгах 1628 года сказано: «в Гороховецком уезде Спасо-Евфимиева в Суздале монастыря за р. Клязьмою монастырь, а в нем церковь Василия Кесарийского древяна клецки да трапеза, да 4 кельи да двор монастырский, в нем живут рыболовы, слободка монастырская Мячкова на озере Мячковом, в ней 4 дв. крестьянских, в той же слободке живут беспашенные бобыли монастырские, ловят рыбу и на суда наимуются, их 14 дворов».
В переписных книгах 1678 г. в Васильевском монастыре на озере Куре показана церковь Василия Великого с приделом в трапезе во имя преподобного Евфимия Суздальского, в монастыре 4 кельи.

В 1679 г. бывшие в монастыре деревянные церкви оказались ветхими, поэтому власти Спасского монастыря просили у патриарха Иоакима разрешения построить вместо них каменную двухъэтажную церковь. разрешение было дано и вместо двух обветшавших деревянных церквей была построена по грамоте Московского Патриарха Иоакима, каменная церковь с двумя престолами: во имя Св. Василия Великого и Преподобного Архимандрита Евфимия Суздальского Чудотворца в верхнем этаже. На первом этаже были устроены кельи для монашествующих. Из Патриаршей грамоты видно, что эту церковь строил Архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Тимофей.
Церковь пятиглавая, по длине церкви с одной стороны устроена крытая галерея. Колокольня при церкви была деревянная.

Васильевский монастырь существовал до 1764 года. При учреждении штатов он был закрыт и его церковь была обращена в приходскую; она стояла в слободке Мячковой.


Храм святителя Василия Великого

Из памятников старины Васильевской обители до кон. XIX в.:
1) посох, принадлежащий, по преданию, преп. Евфимию Суздальскому. Полукруглая рукоять и снизу и снизу чугунное копейцо составляют все украшение этого посоха. Посох находился в Мячковской теплой церкви в алтаре. Усердием Вязниковскаго купца Елизарова, для него сделан футляр в котором он и хранился за стеклом. 2) В церкви слободки Мячковой хранилось старинное напрестольное Евангелие в серебряном окладе изд. 1637 года, 3) Напрестольное Евангелие изд. 1686 года с подписью по листам: «во славу Триупостаснаго Единаго Божества града Казани большого собора азъ бывшая протопопица Елена иванова приложила сiе Евангелiе въ Гороховецкiй уездъ въ приписной Васильевскiй монастырь по душе мужа своего протопресвитера Михаила Яковлева… Лета 1728 присущу октябрю». 4) Каменный потир, 5) фелонь крашенный, выбойки с одинаковыми по длине передней и задней сторонами, 6) орарь, шитый золотом, 7) 9 месячных миней – пять издано при царе Михаиле Феодоровиче и 3 при царе Василие Ивановиче; на пяти книгах подписано, что они приложены в Спасо-Евфимиев монастырь княз. Дим. Мих. Пожарским, 8) церковный устав печ. 1610 г., 9) колокол, приложенный Гороховецким купцом П.И. Ширяевым.
Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб. и из других источников до 380 руб. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле.
Земли при церкви: пахатной и сенокосной 33 дес., под кустарником 6 дем., усадебной земли нет. Отдельного плана на землю нет, а значится она в плане крестьянской земли.
Приход состоял из слободы Мячковой и деревень: Соловьева (3 вер. от церкви. По переписным книгам 1678 г. в д. Соловьеве значится 8 дворов крестьянских и 3 бобыльских, а в кон. XIX века здесь 25 дворов.), Чичирева (2 вер.), Объезда (4 вер.) и Щалапина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям за 1897 год числилось 742 души муж. пола и 785 женского, в том числе раскольников 138 душ муж. пола и 161 женского.

В слободе имелась земская народная школа, учащихся в 1897-98 году было 55.

К 1913 году Гороховецкий уезд делился на 16 волостей: … Мячковская волость — с. Мячково.

Закрытие храма в селе Мячкове проходило как бы в два этапа. Своеобразной проверкой сил стал именно запрет колокольного звона. Началось всё со сбора подписей у населения по этому вопросу. Мячковская церковь обслуживала несколько населенных пунктов: с. Мячково, д. Чичерево и д. Объезд, где и проходили соответствующие собрания.
10 апреля 1935 года общее собрание колхоза д. Чичерево (присутствовали 34 человека) подняло вопрос о прекращении колокольного звона в с. Мячкове и снятии колоколов с этой церкви. Учитывая «предстоящие задачи выполнения плана 2-й пятилетки и построения бесклассового социалистического общества, в деле улучшения сельского хозяйства и его механизации, для чего необходимо стране громадное количество металла», постановили «просить Гороховецкий райисполком разрешить снять имеющиеся колокола с Мячковской церкви для вложения таковых в наше социалистическое строительство». Было ли голосование по данному вопросу, данных нет. На следующий день уже 110 рабочих ФЗМК льнозавода № 1, заслушав выступление И.И. Белова о том, что колокола не имеют пользы и нужны для соцстроительства, постановили прекратить колокольный звон в Мячкове и снять там колокола. «Голосовали единогласно при 4 воздержавшихся». 12 апреля прошло собрание в самом селе - общее собрание Мячковского колхоза «Новь», на котором присутствовали 93 человека. Постановили: «С колокольни колокола снять и просить сельсовет как можно скорей», т.к. «колокольный звон … колхозников отвлекает от работ, отчего бывают прогулы, … колхозники учли важнейшие политические кампании, как-то сев и т.д.». За это решение высказались 82 человека, и 11 были против.
В это же время прошло собрание колхоза им. 15 лет Октября в д. Объезд, на котором после выступления т. Взорова о необходимости укрепления колхоза и завершения механизации сельхозяйств, за снятие колоколов проголосовали 28 человек, 10 были против.
13 апреля 1935 года Мячковский сельсовет постановил просить Гороховецкий райисполком об удовлетворении ходатайств о снятии колоколов. 21 апреля райисполком обратился с этим же ходатайством к Ивановскому облисполкому. По закону, подобные постановления мог принимать только облисполком. 15 мая облисполком запрашивает у райисполкома ходатайства населения, что последний и делает, а также сообщает о том, что в церкви имеется 2 больших и 4 маленьких колокола общим весом 2450 кг. 14 июня 1935 года Ивановский облисполком утвердил постановление Гороховецкого райисполкома от 21/04. - 35 г. о прекращении колокольного звона в церкви села Мячково.
Утверждение постановления о запрете колокольного звона прошло довольно легко. Каких-либо данных о том, что верующие пытались его опротестовать, нет. Надо отдать должное местным властям – в определенной мере это их заслуга, т.е. они не пытались самовольно снимать колокола, как это иногда случалось, а обстоятельно и в полном соответствии с законом провели собрания, показавшие, что желающих снять колокола на порядок больше, чем тех, кто против этого. В то же время можно предположить, что наличие несогласных несколько умерило пыл местных безбожников, из-за чего они не стали тут же пытаться вообще закрыть храм (такое тоже нередко случалось). Какое-то время храм функционировал.
Но кольцо вокруг церкви продолжало сжиматься. Конец 30-х годов характеризуется массовым закрытием храмов. Не обошла эта участь и храм в Мячкове.
1 марта 1939 года на общем собрании граждан д. Чичерево (присутствовали 61 человек) был поднят вопрос о закрытии храма в селе Мячкове. Постановили церковь закрыть и просить Мячковский сельсовет использовать помещение церкви под культурные цели. Согласно протоколу собрания, 57 человек высказалось «за», голосов «против» не было. При этом остается непонятным, куда делись еще 4 человека. Также, к сожалению, протокол не позволяет понять, из-за чего был поставлен этот вопрос: т.е. являлось ли это пожеланием атеистически настроенной части деревни или же с этой инициативой выступили сами верующие. Второй вариант также возможен. На это указывает ход общего собрания граждан д. Объезд (присутствовали 45 человек), произошедшего на следующий день, 2 марта. Там сначала был поднят вопрос об уплате налогов за церковь за 1939 год. Видимо, у присутствующих не имелось такой возможности, и именно из-за этого собравшиеся постановили от церкви отказаться и передать ее под школу. 11 марта проходило общее собрание мячковского колхоза «Новь» (присутствовали 58 человек). Перед собравшимися выступил председатель сельсовета Докучаев, сообщивший, что «церковь в с. Мячково пустует и не функционирует», а «население в здании нуждается для культурных целей». Поэтому собрание постановило: «Церковь закрыть для использования помещения для культурных целей, просим президиум Мячковского с/совета возбудить ходатайство перед Гороховецким райисполкомом о передаче церкви для использования для культурных целей». Данных о голосовании нет. По сути, нет никаких данных, что кто-то из жителей всех 3 селений пытался возражать закрытию храма, а ведь еще 3 года назад их было не менее 25 человек. Причины этого легко угадываемы: после репрессий 1937 года немного находилось смельчаков, осмеливающихся открыто высказывать собственное мнение.
17 марта Мячковский сельсовет, заслушав постановления общих собраний граждан вышеуказанных селений, постановил «удовлетворить ходатайство граждан селений Мячково, Чичерево и Объезд, имеющуюся на территории Мячковского сельсовета церковь закрыть, одновременно просить райисполком утвердить … постановление». 17 апреля 1939 года Гороховецкий райисполком постановил: «На основании общих собраний граждан … и решения президиума Мячковского с/совета … просить облисполком о закрытии Мячковской церкви и использовании ее под культурное учреждение (клуб)».
Материал направили в облисполком. Ответа довольно долго не было. 13 июня сельсовет запрашивает у облисполкома, «в каком положении дела находится решение президиума с/совета о закрытии церкви в с. Мячково…, так-что потребность в помещении необходимо населением ощущается». 29 июня облисполком отвечает, что материал возвращен в райисполком на дооформление.
25 июля облисполком запрашивает у райисполкома: «Просим сообщить, функционирует ли данная церковь, если нет, то с какого времени, имеется ли исполнительный орган «двадцатка» и выполняет ли таковой взятые на себя договорные обязательства (ремонт здания церкви, охрана такового и культового имущества), какая за религиозной общиной имеется задолженность по госплатежам (земрента, страховка и др.) – выслав официальную справку райФО. На каком расстоянии от с. Мячково находится ближайшая действующая церковь». 28-го райисполком ответил: «Мячковская церковь не функционирует больше года, исполнительный орган (двадцатка) распалась в то же время, и ее в настоящее время не существует. Налоговые обязательства двадцаткой не выполнены, о чем прилагаем справку РайФО. Действующая церковь от с. Мячково находится на расстоянии 7 км в с. Красном. Просим ускорить рассмотрение настоящего решения с тем, чтобы приступить к оборудованию церкви под клуб, на что потребуется небольшое количество средств, которые у сельсовета имеются. Церковь одноэтажная, без куполов, требуется лишь побелка и устройство сцены, на что потребуется 600-700 рублей». Согласно прилагавшейся справки райФО, задолженность составляла 525 рублей.
Предоставленные материалы оказались достаточными, поэтому 21 августа 1939 года Ивановский облисполком постановил: «Принимая во внимание ходатайство граждан селений Чичирево и Объезд, членов колхоза «Новь» и президиума Гороховецкого райисполкома о закрытии церкви в с. Мячково того же сельсовета Гороховецкого района и то, что религиозная община, пользовавшаяся этой церковью, распалась, церковь в культовых целях в течение года не используется и находится в бесхозном состоянии, причитающиеся государственные платежи религиозной общиной не уплачиваются – договор с религиозной общиной на пользование указанной церковью расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать и передать Гороховецкому райисполкому для использования под клуб». Важно отметить, что при закрытии церкви в селе Мячкове ни разу не было упомянуто, что прекращение служб в храме, распад общины и появление налоговой задолженности явилось следствием ареста в апреле 1938 года священника Гавриила Петровича Королинского, осужденного на 5 лет ссылки. й мировой войны Гороховецкий уезд, как и вся Россия, переживал пик своего экономического подъема.

14 января 2014 года в день престольного праздника в храме в честь святителя Василия Великого (с. Мячково) была отслужена Утреня и Божественная Литургия, которую возглавил настоятель прихода иерей Алексий Шлячков. За богослужением пел хор храма Архистратига Михаила - регент Лидия Мешкова. На службу приехали прихожане Ильиногорского храма.

МОНАСТЫРИ Владимирской области

Князь Борис Константинович.
Евфимий Суздальский.
Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь
Гороховецкий уезд

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Монастыри | Добавил: Jupiter (18.07.2015)
Просмотров: 474 | Теги: монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика