Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.05.2022
23:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1470]
Суздаль [443]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [475]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [12]
Собинка [138]
Юрьев [246]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [166]
Гусь [186]
Вязники [336]
Камешково [113]
Ковров [421]
Гороховец [128]
Александров [280]
Переславль [115]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [89]
Шуя [110]
Религия [5]
Иваново [66]
Селиваново [44]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [117]
Писатели и поэты [175]
Промышленность [121]
Учебные заведения [147]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [62]
Муромские поэты [6]
художники [48]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2153]
архитекторы [10]
краеведение [62]
Отечественная война [266]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [31]
Оргтруд [29]

Статистика

Онлайн всего: 51
Гостей: 50
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Зуев Виктор Николаевич, Герой Социалистического Труда

Зуев Виктор Николаевич

Зуев Виктор Николаевич (22.07.1930 - 01.09.1991) - машинист тепловоза локомотивного депо Муром Горьковской железной дороги, Герой Социалистического Труда (2.04.1981).


Зуев Виктор Николаевич

Зуев Виктор Николаевич родился 22 июля 1930 года в городе Муроме Владимирского округа Ивановской Промышленной области (ныне - Владимирской). Неполное среднее образование.
Трудовую деятельность начал в 1946 году кочегаром в локомотивном депо Муром, вскоре стал помощником машиниста, затем - машинистом паровоза.
Член КПСС с 1953 года.
В 1960 году прошёл переобучение для работы на тепловозе. В совершенстве владел профессией машиниста, безупречно водил поезда.
В.Н. Зуев выступил в депо с инициативой сократить накладное время на приёмку и сдачу тепловоза локомотивной бригадой, сумел показать, как провести их быстро и правильно. Он уделял большое внимание поддержанию в сохранности локомотива, подавал в этом пример другим машинистам, помогал осваивать необходимые для этого приёмы.
По итогам работы в 7-й семилетке (1959-1965) и 8-й пятилетке (1966-1970) был награждён соответственно орденом «Знак Почёта» и орденом Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, Зуеву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».


Виктор Зуев (справа) и будущий заместитель начальника дороги по кадрам Александр Тюрников. Газета «Волжская магистраль». 1981 г.

В.Н. Зуев был почётным железнодорожником, избирался делегатом XXVI съезда КПСС (1981), депутатом Владимирского областного и Муромского городского Советов народных депутатов.
Проживал в родном городе Муроме.
«ФАМИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Изумлялись конфузливо женщины. В новинку была эта церемония. То, что мужей выделяли по работе, — так сами заслужили. А тут полон зал, звучат лестные речи, ценные подарки вручают под аплодисменты, и кому — женам передовиков! Вот так День машиниста!
Кому-кому, а Виктору Николаевичу понятны были чувства выходящих к президиуму. Да что там подарками — орденами бы их награждал. Своей жене сказал, когда шесть лет назад получил звезду Героя: «А вот орден — по праву твой…» Да, если жена машинисту верная и чуткая подруга — в любой рейс на крепких крыльях, сигнал не проедешь, поезд проведешь без упрека.
Теперь иные заботы у Зуева. А их суть в том, что водит он сейчас необычные поезда — из прошлого в будущее: пестует молодь в депо, будучи второй год мастером производственного обучения; в парткоме железнодорожного узла — один из авторитетнейших и активных членов. И к недавно учрежденному по МПС профессиональному празднику — Дню машиниста — в локомотивном депо приложил, как говорится, думы и сердце, чтобы этот день не был пущен по рельсам формализма. Удалось?
— Кто бы ожидал — дочка машиниста Лытенкова, семиклассница выступила, — улыбается Виктор Николаевич. — Хорошо говорила, в самую точку попала: по отцу судит, как следует жить.
Что созвучного своей жизни нашел он в незатейливых, но искренних словах школьницы?
Виктор Николаевич ходит по земле, хранящей и для него, и для его внуков-правнуков нетленные следы, оставленные родом Зуевых. Смертен человек, но вечна фамильная память...
…Завораживала огненная буря, будто властно вопрошая гудом мальца: «А ты кто такое?!» Отец ловко метнул пару лопат угля в топку, пошуровал в ней, отжал регулятор, и паровоз... пошел себе! На глазах разыгралось чудо, и шестилетнему Витьке страшно хотелось разгадать, почему этот прожорливый на уголь пламенно-косматый зверь за чугунной дверцей так послушен отцу?
Ворвался в будку ветер, потрепал за вихры, просвистал на ухо лихую песню, знакомую всем ездокам, — айда наперегонки!
В один конец домчали скоро! Когда трогались в обратный путь, отец поставил сынишку на сиденье машиниста, показал на регулятор: «Жми!» А силенок у того не хватило, даже заплакал от досады.
Паровоз покорился ему года через три. Под присмотром отца он уже мог подавать парогривого «коня» вперед и назад, научился понимать язык семафоров, различать по голосу паровозы. Бывало, в разгар игры со двора сорвут его призывные гудки, поданные отцом на подходе к станции (условились с сигналами), - и мчится Витьке во весь опор, только пятки сверкают, а за ним — вся «капелла», как называл отец ватагу пацанов, дружков сына, прибегавших вместе с ним.
Вот так ставил Николай Зуев на ноги своего наследника. Наверное, правильно поступал кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, если трое сыновей пошли по стопам его. Все трудились на совесть, но только Виктор поднял семейную славу до зенита.
Безусловно, его прирожденные задатки переросли в талант. Но без помощи других людей этого не произошло бы. Виктор Николаевич помнит их всех — своих наставников. Пусть стерло время фамилии некоторых из них, но не смогло оно выветрить главное — нравственные заветы, переданные Зуеву в духовное наследство.
После службы в воздушно-десантных войсках он вернулся в Муром. Бывший старшина роты встал вскоре на партийный учет там, откуда уходил комсомольцем со свидетельством об окончании школы машинистов, пройдя до нее через специальности слесаря, кочегара и помощника паровозного машиниста. Но начинать пришлось практически заново.
Сдав экзамены квалификационной комиссии, Виктор отправился в первый рейс с опытным машинистом Рудновским Сергеем Прокофьевичем.
— Поддай-ка, Витек, пару!— то и дело подзадоривал старый мастер Зуева, будто не замечая, что у помощника руки опускаются от незадачи: в топке — где прогар, где не тронутая огнем куча угля. Призабыл Виктор порядком секреты кочегарского искусства, без которого и паровозного машиниста нет. Спасибо Рудновскому — за поездку неназойливо поставил Зуеву, так сказать, руку. И он жадно впитывал практическую науку, преподаваемую такими учителями, как Алексей Васильевич Першин, Александр Васильевич Солдатов, Петр Григорьевич Ногичев и другие, впитывал, еще в армии навеки распрощавшись с молодеческим «сам с усам»…
...Карантин преподал ему, новобранцу, урок серьезный. Был он тогда наказан нарядом вне очереди за то, что ушел из столовой без строя, де еще стал пререкаться после этого со старшиной роты, отстаивая свою «правоту»: дескать, так ли валик проступок? Может, и не понял бы, в чем виноват, если бы не замполит роты лейтенант Шумляков, который в этот вечер дежурил по части и застал при обходе в спящей казарме за мытьем полов Зуева. Не пожалел Виктор, что вместо скоротечного солдатского сна ему выпал сразу после наряда разговор с замполитом, чье слово фронтовика было напрочь лишено «командирской» назидательности. Зуев вынес из этой беседы главное: умей найти рациональное зерно в том, что выведено из опыта других людей. Воинский устав как раз и есть такой опыт, отлитый в сжатую форму за века. Да и на «гражданке» сыщешь немало подобных примеров, в чем Виктор не раз убеждался, уже сняв погоны старшины срочной службы.
Теперь, безусловно, опыт самого Виктора Николаевича — будто устав для молодых. В Муромском локомотивном депо приумножают моральный капитал почина В.Н. Зуева и Семёнова Ивана Семёновича, с которым они вышли против устоявшейся к концу семидесятых годов обезлички в работе машинистов, подточившей «здоровье» тепловозов, а отсюда — ударившей по ритмичности движения на магистралях. В честь 70-летия Великого Октября, например, машинист В.Г. Горбачев дал обязательство безвозмездно провести 70 поездов. Сейчас у него число таких рейсов перешагнуло за сорок. У инициатора в депо есть последователи: к двумстам приближается ныне количество проведенных безвозмездно поездов. Словом, начатое ветеранами дело не заглохло, приняло другие формы, но здесь не забывают его истоков, хорошо помня, с чего оно начиналось...
...Партсобрание в который раз обсуждало набивший острую оскомину вопрос — техническое состояние тепловозов. Частые их поломки в рейсах катастрофически сужали пропускную способность муромского железнодорожного полигона. Критиковать локомотивные бригады? Ремонтников? Такая критика раздавалась и сейчас. Но призывы быть ответственнее вообще мало кого трогали.
— Нужна персональная ответственность машинистов? — подал решительный голос Иван Семёнович Семёнов, машинист именитый, Герой Социалистического Труда. — Как у нас бывает, вы знаете не хуже меня. Но разве ж это дело, если тепловозы наши — фактически бесхозные, хотя их меньше, чем локомотивных экипажей...
Не все сообразили, куда клонит Семёнов, но его энергичная речь встряхнула собрание.
— Короче: предлагаю каждый тепловоз взять экипажам на социалистическую сохранность!..
— Как это? Что имеешь в виду! — посыпались вопросы.
— Мы уже продумали, считаем, должно получиться, — поднялся со своего места Зуев. — Надо каждый локомотив постоянно закрепить за тройкой конкретных экипажей. Такая тройка в целом и будет отвечать за техническую исправность тепловоза...
За глаза их прозвали «братьями»: Семёнова — «старшим», а Зуева — «младшим». Дружба эта давно переступила границы их семей. Породнились даже через сыновей: сын «младшего брата» проходил выучку в помощниках машиниста на тепловозе у Ивана Семёновича, а «старшего» — у Виктора Николаевича. А сблизились они в начале 60-х годов, когда Иван Семёнович, заслуживший звание Героя Социалистического Труда в Заполярье, только-только переехал по семейным обстоятельствам в Муром и стал работать в местном локомотивном депо, где уже восходила трудовая слава Зуева. Случай свел их вместе на курсах переподготовки: уходили в прошлое паровозы, машинисты осваивали тепловоз. Хватило им еще пары встреч, чтобы разглядеть друг в друге родственные души. С той поры в коллективе Муромского локомотивного депо многие ценные инициативы исходили от Семёнова с Зуевым: кто предложит один, поддержит и дополнит второй. Но не всегда их идеи приходились по нраву другим. Пожалуй, так произошло и после партсобрания, когда они первыми бросили вызов обезличке.
...Тепловоз серии «ТЭП-10» с деповским номером 309 набегал уже немало километров, когда был отдан под опеку «братьев» и Юрия Павловича Ткачева, охотно примкнувшего к инициаторам. Чтобы отладить свой локомотив, личного времени не жалели, оставаясь после рейсов в депо. Находились такие, кто за их спиной ухмылялся: «Охота пуще неволи!» Что ж, у иных людей ум-разум одним днем живет, дальше своего интереса они мало что видят, им лень задумываться, что может принести обществу, а значит и каждому из нас, инициатива, не жаждущая гонораров. А в данном случае речь шла о том, что надо стабилизировать ритм железной дороги сначала хотя бы на пригородных пассажирских перевозках, где и работали Зуев, Семёнов, Ткачев. Ведь даже один поезд, вставший в пути из-за поломки, «закупоривает» магистраль, сбивает график движения, подрывает экономику железной дороги, что «подрезает» заработок тех же машинистов, и не одного-двух, а всех.
Почин принес добрые результаты, убедившие многих, что обезличке можно и нужно положить конец. Вскоре другие локомотивные экипажи, объединяясь в тройки, стали брать тепловозы на социалистическую сохранность. Надежность работы локомотивов на пригородных рейсах росла день ото дня. Наступил момент, когда здесь ритмичность движения достигла 100 процентов, что заметно упорядочило и грузовые перевозки.
Спустя два года Виктор Николаевич Зуев, машинист первого класса, был награжден вторым орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Так была оценена его рабочая доблесть, доблесть выступившего одним из первых там, где другие опускали руки или ждали начальственных инструкций. По тем же качествам он был избран делегатом XXVI съезда КПСС, хотя вряд ли ожидал, что на областной партийной конференции, где он был в составе муромской делегации, выбор падет на него. Сообщение буквально застало врасплох, и только сидевший рядом с ним в тот момент Иван Семёнович Семёнов подтолкнул его локтем: «Тебя, Виктор, тебя же назвали!» И он встал представиться участникам партконференции, робея от обращенных на него взглядов…
Так что же созвучного собственной жизни нашел он в рассказе школьницы о ее отце на Дне машиниста? Совпали нравственные принципы — его и Лытенкова? Пожалуй, так. Но это еще не все: замечательно, что юность примечает и принимает эти принципы. Значит, жизнь продолжается» («Призыв», 8 июля 1987).

Виктор Зуев скончался 1 сентября 1991 года.

Награждён:
2 орденами Ленина (04.05.1971; 02.04.1981), орденом «Знак Почёта» (04.08.1966), золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью «Ветеран труда» и другие.
Владимирская энциклопедия

Категория: Муром | Добавил: Николай (12.02.2022)
Просмотров: 81 | Теги: Герой Социалистического Труда, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru