Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
14:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Храм Рождества Христова в д. Семеновка Муромского района

Село Семеновка

Семеновка – урочище (бывшее село) в Муромском районе Владимирской области.
Прежние названия села Семеновское, Сорвиха, Гороховецкого уезда, Владимирской губернии.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Южная часть Гороховецкого уезда, ограничиваемая с севера рекой Суворщыо, с востока — р. Окой, с юга и запада р. Мотрей, издавна представляет собой довольно густо населенную местность. По этой низменной равнине еще в первой половине XVII в., как видно из писцовых книг того времени, раскинуты были десятки деревень. Для удовлетворения религиозных потребностей населения здесь уже в то время устроены были на погостах и по селам немногие храмы: в пог. Индрусе или как тогда называли Вындрусе, в с. Святе, Ростригине, Гришине и Сергиевых Горках и в половине XVIII столетия в с. Фоминке. Приходы при этих храмах и тогда были довольно многолюдны.
В административном отношении вся эта местность в ХѴII столетии входила в состав Муромского уезда, а в церковном отношении — в состав Муромско-Рязанской епархии.
Со второй половины XVII столетия среди населения этой местности широко распространяется раскол или старообрядчество. От чего зависело это распространение раскола здесь, исторических данных о том не сохранилось; до нач. ХХ века во всех вышепоименованных приходах старообрядцы открытые и не отделившиеся формально от православной церкви составляли если не большинство, то весьма значительную часть приходского населения. Старообрядчество здесь установилось главным образом в форме Спасова согласия „по большому и малому началу".
Естественно, что при развитии в епархии миссионерской деятельности в последней четверти XIX столетия обращено было особенное внимание и на этот довольно глухой старообрядческий уголок Гороховецкого уезда. Но попытки вернуть прямо в лоно православной церкви этих отделившихся ее сынов мало имели успеха. В виду этого план миссионерской деятельности был изменен: отвлечь от старообрядчества население, уничтожить раскол намечено было путем „единоверия". Этот план оказался гораздо целесообразнее. Вскоре среди старообрядцев особенно тех, которые жили по так наз. малому началу, т. е. тех, которые за совершением таинств крещения и брака обращались к православным священникам, оказалось значительное число желающих принять единоверие. Движение это обнаружилось прежде всего в пределах Индрусского прихода. Явилась возможность открыть здесь особый единоверческий приход. Официальное разрешение на это от Св. Синода было получено и средства на содержание причта ассигнованы. Но для прихода прежде всего нужен храм. Местное население, искавшее единоверия, по своей бедности не могло взять на себя постройки хотя бы и скромного деревянного храма; не было среди него и отдельных состоятельных лиц, которые могли бы взять на свои средства это дело. Пришлось искать благотворителя на стороне.
Нужды вновь возникающего единоверческого прихода привлекли к себе внимание и живое участие со стороны видного фабриканта в г. Иваново-Вознесенске Якова Никоновича Фокина, который сам единоверец. Располагая достаточными средствами, Яков Никонович решил устроить нужный храм на свои средства. Местом для постройки нового храма была выбрана деревня Семеновка или Сорвиха Индрусского прихода.
Храм устроен каменный. При его постройке Яков Никонович не ограничился только отпуском нужных денег, но принимал в ней живое участие, сам лично или чрез своих сыновей и доверенных. По постройке храма им же устроены и дома для священника и псаломщика.
Церковь построена на возвышенном берегу небольшой речушки, пересекающей в поперечном направлении единственную улицу села в ее средней части. Оба конца улицы удалены значительно от церкви на восток и запад, оставляя вокруг свободное пространство.
Теперь нужен был причт для нового прихода и в этом вопросе строитель храма принял живое участие. Он понимал, что здесь в новообразовавшемся приходе, на этой переходной ступени между старообрядчеством и православием, от причта требуются особые качества и потому тщательно выбирал между многочисленными искателями. Наиболее подходящим кандидатом оказался о. А. Цветков из крестьян Новгородской губернии, сам прежде бывший старообрядцем. По принятии православия он исполнял обязанности миссионера и в 1895 году Высосопреосвящ. Феогностом посвящен был во священника.
В дер. Семеновке, при новоустроенной единоверческой церкви около июля месяца 1903 г. открываются места священническое и псаломщицкое с казенным пособием в 450 р. священнику и 150 руб. псаломщпку; дома для причта новые готовые; священником может быть и не окончивший курс семинарии.
Священник Новгородской епархии Александр Цветков принят во Владимирскую епархию и определен в село Семеновку, гороховецкого уезда, к единоверческой церкви, 28 октября 1903 г.
20-го декабря 1903 года в д. Семеновке Индрусского прихода, Гороховецкого уезда, состоялось торжество освящения единоверческого храма во имя Рождества Христова, воздвигнутого на добровольное пожертвование Иваново-Вознесенского благотворителя потом. почет. гражданина Я.Н. Фокина по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского.
Означенный храм для населения д. Семеновки и окрестных селений по мысли его создателя и не мало трудившегося здесь миссионера Т.А. Николаева должен явиться могущественным орудием в борьбе с утвердившимся здесь расколом (Спасова согласия) на ряду с другими мерами, направленными на его ослабление и искоренение.
Каменный храм вместимостью на 600 человек и каменная колокольня сооружены на участке земли, отведенной для этой цели крестьянами по приговору об открытии в этой деревне единоверческого прихода и об устройстве единоверческого храма. При храме выстроены на средства того-же благотворителя дома с необходимыми при них службами для причта и прекрасное одноэтажное каменное здание для церковно-приходской школы.
Ко дню освящения храма прибыли строитель храма с своим семейством и близкими родственниками. При въезде в село строителя храма встретили священник и прихожане с хлебом и солью.
Дни 19, 20 и 21 декабря останутся надолго памятными для жителей с. Семеновки.
19 числа после совершения чина благословения кампана или звона было поднятие двух колоколов — большого в 151 пуд и среднего в 74 пуда. Всех колоколов устроено 9, из них 7 малых были подняты накануне.
На другой день, при многочисленном стечении народа (до 2000 человек), совершено было торжественное освящение храма.
Торжество освящения храма началось еще накануне 19 декабря, когда приглашенным на освящение из города Иваново-Вознесенска Благочинным единоверческих церквей священником А. Богословским, в сослужении местного священника Александра Цветкова и священника Мстерской единоверческой церкви Дмитрия Сокольского, в новоустроенном храме отслужено было всенощное бдение. На правом клиросе пел хор, выписанный из Московской Троице-Введенской единоверческой церкви. Стройное пение хора производило сильное впечатление на молящихся. На другой день 20 декабря теми-же священниками совершено было освящение храма. Трогательно величественный обряд освящения совершен по установленному Церковью единоверческому чину. По окончании освящения храма была совершена Божественная литургия, в служении которой участвовали те-же лица, которые совершали освящение храма. В конце литургии, по заамвонной молитве, было сказано благочинным Б—им поучение о том, что в освященных храмах устрояется наше спасение; поучение закончено следующими словами, обращенными к новым прихожанам: «Ходите, бр. прихожане, в храм с усердием и любовию. Во храме Господнем источник нашего спасения и блаженства и, пользуясь им к своему спасению, от души благодарите строителя храма, трудившегося над устроением сего храма, а благодаря, молитесь, чтобы не оставляла его и семейство его благодать Божия, как не оставляла до ныне».
По окончании литургии был отслужен молебен Спасителю и произнесены многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Сергию и наконец строителю храма, рабу Божию Иакову. После многолетия пред целованием креста строителю храма были поднесены две иконы: одна от Его Высокопреосвященства Архиепископа Сергия, а другая от прихожан при прочувственных словах благодарности строителю храма, сказанных местным священником о. Александром Цветковым.
В 2 часа пополудни церковное торжество окончилось. Народу, по выходе из храма, были розданы строителем храма, белые хлебы. Гостям, приглашенным в школьное помещение, радушным хозяином были предложены чай и трапеза. За обедом были произнесены тосты и речи Благочинным Б., местным земским начальником Высокосовым и др. лицами.
21 декабря по окончаний литургии, соборне отслуженной, было совершено освящение здания школы. Пред началом молебна было сказано несколько слов Благочинным о значении церковно-приходской школы в деле просвещения народа. После обеда супругой строителя храма и сестрой его Новиковой было роздано несколько кип платков женщинам и девицам с. Семеновки и окрестных селений, а детям были розданы гостинцы.
Б — ский («Владимирские Епархиальные Ведомости». Отдел неофициальный. № 3-й. 1904 года).
По приискании причта храм был освящен и приход открыт. В состав нового прихода вошли деревни Семеновка (Сорвиха тож), Антониха, Аносово, Дикая Рамень, Белая Рамень, Лохово, Ширино и Нула (из нее только 15 дворов). Все эти деревни, кроме Нулы, принадлежали к Индрусскому приходу, занимая южную его часть.
«В селе Семеновке, Горох. уезда, недавно открыт единоверческий приход и выстроен прекрасный каменный храм пот. поч. гр. Я.Н. Фокиным. Здесь лития совершена была по единоверческому старому обряду, с пением молитвословий по напеву старого обряда одноголосно. Владыка при входе в храм совершил большой семипоклонный начал, - отпуск на литии прочитал по старообрядческому правилу, в поучении своем к народу объяснил сущность единоверия по отношению к господствующему православию и преподал благословение собравшимся прихожанам по чину и обряду единоверия» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 15 июля 1905).

Но для лучшего внутреннего благоустроения новообразовавшегося прихода необходимо было еще одно учреждение, а именно школа. Устройство школы здесь было особенно необходимо: в этом глухом уголке было очень мало народных школ и старообрядческое население было крайне темным; школа могла не только внести некоторую долю общего образования в темную народную массу, но в частности просветить и уяснить его церковно-религиозное сознание. Яков Никонович не опустил из виду и этой потребности прихода и одновременно с храмом устроил обширное каменное здание для школы. Вскоре по открытии прихода в с. Семеновке начала функционировать и школа, в которой с самого начала набралось весьма много желающих учиться, так что пришлось пригласить двух учительниц. Яков Никонович содержание школы и учащих взял всецело на свои средства.
В. Е. В. 1907 г. «Недавно нам пришлось посетить с. Семеновку, побывать в храме и познакомиться со школой.
Храм — каменный пятиглавый в древне-русском стиле. Внутренняя отделка в храме еще не вполне закончена: иконостас еще не позолочен, стены не расписаны. Все это имеет быть сделано в ближайшем будущем. Иконы в иконостасе и других местах храма писаны известным Палеховским иконописцем Сафоновым в греческом иконописном стиле; между ними есть несколько древних икон, приобретенных из бывших старообрядческих молитвенных домов. Утварь храмовая — сосуды, кресты, евангелия и пр. — весьма ценная и художественной работы. Вообще храм по своему внешнему и внутреннему благоустройству мог бы быть украшением даже большого губернского города.
Рядом с храмом устроена и школа. Школьное здание — каменное; широким, теплым и светлым коридором, который служит для учеников и рекреационным залом, здание разделяется на две половины: в одной половине находятся две классных комнаты, в другой — квартиры учительниц и сторожа. Классы и квартиры учительниц не оставляют желать ничего лучшего. В школе в настоящее время 120 учащихся при двух учительницах. Среди учащихся на старшей группе — не мало довольно великовозрастных юношей и девиц 15 — 16 лет. Поступили они при открытии школы, так как ранее не имели возможности начать свое ученье. Обучение в школе ведется по программе одноклассных церковно-приходских школ, но при изучении молитв на уроках Закона Божия текст их заучивается с изменениями, принятыми у единоверцев, нарр., „обрадованная" вместо „благодатная" и т. п.; по церковно-славянски читаются часослов и псалтирь единоверческой печати; уроки церковного пения ведутся по древнему напеву и старым крюковым нотным знакам. Пению обучает местный псаломщик; из школьников организован большой хор, который поет и за богослужением в храме. Учащиеся по своим познаниям и по своей несколько своеобразной дисциплинированности производят весьма приятное впечатление.
Если принять во внимание, что все виденное здесь нами, т. е. и храм, и школа создано и поддерживается щедротами Я.Н. Фокина, израсходовавшего, говорят, на это до 100000 руб., то нельзя не порадоваться, что у нас на Руси есть еще столь щедрые и разумные благотворители. Местные жители должны быть беспредельно благодарны этому своему благотворителю, давшему им возможность чрез посредство храма и школы возродиться и обновиться в умственном и нравственном отношениях.
Оканчивая здесь свою заметку о Семеновском единоверческом приходе, считаем не лишним сказать несколько слов и о последствиях открытия этого прихода для окрестного населения. После открытия прихода в Семеновке обнаружилась сильная наклонность к единоверию и в ближайших деревнях других приходов, явилась возможность сформировать новый единоверческий приход. Приход этот уже разрешен к открытию, назначен и особый причт. Храм для этого прихода имеет быть устроен в д. Таранове — прихода с. Свята. В состав прихода кроме Таранова войдут несколько деревень из прихода с. Фоминки. Храм для нового прихода (деревянный) будет выстроен летом 1907 г. на средства фабриканта А.В. Смирнова, ранее уже устроившего храмы в с.с. Кабанове, Горе Покровского уезда.
С устройством храма в с. Семеновке и открытием здесь прихода в неудобном и критическом положении оказался Индрусский приход. К новому приходу отошла вся южная часть Индрусского прихода и приходский храм в пог. Индрусе оказался вдали от оставшихся при нем приходских деревень, отделенный от них селом Сергиевы Горки, так что напр. жителям дер. Золотова и Микляева, чтобы попасть в свой приходский храм, нужно пройти мимо храма в с. Сергиевых Горках. Такое положение приходского храма — неестественно и если сохранить Индрусский приход самостоятельным, то необходимо в возможно скором времени перенести храм из пог. Индруса в одну из приходских деревень, напр. в Микляево. Но при сем возникает некоторое затруднение. Большинство оставшегося в Индрусском приходе населения — старообрядцы и для приближения их к православной церкви было бы весьма полезно по перенесении храма в д. Микляево открыть здесь приход единоверческий. Но для этого нужны средства, нужны благотворители, подобные Я.Н. Фокину или А.В. Смирнову. Благотворителей таких пока не оказывается, вопрос о перенесении храма поэтому не решается и Индрусский приход уже четвертый месяц остается без священника» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1907г.).

Письмо начальника Муромского окружного исполкома от 29 марта 1930 г. в Нижний Новгород о необходимости закрыть 8 церквей в Фоминском районе. В начале письма идет речь об остром кризисе в помещениях для культурно-просветительных целей и складах, что трудящиеся требуют закрытия церквей, верующие от храмов отказываются и не выполняют обязательства по содержанию храмов (ремонт, страховка, налоги) и что храмы могут быть легко переоборудованы.
«Полагал бы: Договора, заключенные с религиозными обществами, расторгнуть и здания церквей закрыть и использовать для ниже следующих целей:
1) церков. здания с. Семеновка – хранилище семенного фонда и изба-читальня;
2) мол. дома с. Таранова: а) д/ясли и детплощадка; б) хранилище семенного фонда;
3) церковь в с. Татарове – школа;
4) церковь в с. Свято – нардом;
5) мол.дом в д. Волчиха – нардом;
6) церковь с. Фоминки – складское помещение с/х орудий и семенного фонда;
7) мол. дом в д. Пенза – школа (уже используется)» (ЦАНО. Ф. Р-2626. Оп. 1. Д. 1338. Л. 40.)
Храм в с. Семеновка, видимо, по данным окрисполкома на март 1930 г., не был переоборудован, в отличие от мол. дома в д. Пенза.
Здание храма сохранилось в руинированном состоянии.


Церковь Рождества Христова в Семёновке. Автор фотографии: Pashkin

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (20.08.2019)
Просмотров: 2038 | Теги: Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru